Научная статья на тему 'Правительствующий сенат в России в начале XVIII века: учреждение и первоначальная компетенция'

Правительствующий сенат в России в начале XVIII века: учреждение и первоначальная компетенция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2864
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕТР I / HISTORY / POLITICS / GOVERNING SENATE / COMPETENCE / PETER THE FIRST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чекурда Евгений Андреевич

В статье рассматривается процесс учреждения Правительствующего сената в России в начале XVIII века. Также описана его первоначальная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Governing Senate in Russia at the beginning of the XVIII Century: its Foundation and its Initial Competences

The article examines the process of establishment of the Governing Senate in Russia at the beginning of the XVIII century. The Senate's initial competence is described.

Текст научной работы на тему «Правительствующий сенат в России в начале XVIII века: учреждение и первоначальная компетенция»

УДК 342.5:94 (47+57) ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ

В РОССИИ В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА: УЧРЕЖДЕНИЕ И ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ The Governing Senate in Russia at the Beginning of the XVIII Century:

its Foundation and its Initial Competences

Е. А. Чекурда - преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института

Е. A. Chekurda - Lecturer of the Department of Civil Law, Omsk Law Institute

Аннотация. В статье рассматривается процесс учреждения Правительствующего сената в России в начале XVIII века. Также описана его первоначальная компетенция.

The article examines the process of establishment of the Governing Senate in Russia at the beginning of the XVIII century. The Senate's initial competence is described.

Ключевые слова: история, политика, Правительствующий сенат, компетенция, Петр I. History, politics, the Governing Senate, competence, Peter the First.

В период царствования Петра I Боярская дума из соучастницы верховной власти, из учреждения, составлявшего неразрывную связь с государем, связанного с ним в управленческий конгломерат, постепенно превратилась хотя и в высший, но все же подчиненный государю и ответственный перед ним орган государственного управления, все более прочно ассоциирующийся с Ближней канцелярией. В этом своем новом виде Боярская дума имела много точек соприкосновения с Сенатом, а именно его первоначальный состав, компетенция, делопроизводство и ответственность значительно напоминали собой функционирование Ближней канцелярии1.

Обрисовывая процесс исторического движения и развития реформаторской деятельности Петра I, необходимо отметить, что Сенат образовывался постепенно, выработался из Боярской думы. Ближнюю канцелярию со съезжавшейся в ней консилией министров следует рассматривать как переходную форму от Думы к Сенату, звеном в цепи, которое связует оба названные учрежде-

ния, составляя прообраз Сената. Сенат смотрел на консилию министров как на свою предшественницу, которая должна была уступить ему принадлежавшие ей права и обязанности2.

Правительствующий сенат был учрежден 22 февраля 1711 г. именным указом Петра I3, в конечном счете придя на смену Боярской думе. В указе говорилось, что Сенат учреждается для отлучек государя. Первая инструкция предписывала Сенату, что делать в отсутствие царя. «Повелеваем всем, кому о том ведать надлежит, как духовным, так и мирским, военного и земского управления высшим и нижним чинам, что Мы, для всегдашних наших в сих войнах отлучках, определили управи-тельный сенат (вскоре названный правительствующим - авт.), которому всяк и их указам да будет послушен так, как Нам самому, под жестоким наказанием и смертью, по вине смотря»4, - так определил власть Сената именной указ от 2 марта 1711 г.

Формально Сенат был учрежден по случаю войны с Турцией, когда Петр I вынужден был покинуть пределы России. Сенат учреждался в ка-

1 См.: ЛаткинВ. Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.). СПб., 1899. С. 238.

2 См.: Токарев Н. Я. Ближняя канцелярия при Петре Великом и ее дела. Описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве министерства юстиции. М., 1888. Кн. 5. С. 49.

3 См.: Полное собрание законодательства Российской империи : Собр. 1. Т. 4. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php

4 Там же. № 2328.

честве регентства на время отсутствия государя «вместо его царского величества собственной персоны». То есть первоначально Сенат был учрежден как временный орган государственной власти, осуществляющий свои полномочия строго в отсутствие государя. Однако несколько позже статус нового государственного органа был детализован дополнительными именными указами, в соответствии с которыми в Сенате был сосредоточен высший надзор за судом и государственным управлением. К таким указам относятся: названный выше именной указ от 2 марта 1711 г., предоставивший Сенату право осуществлять правосудие, распределять государственные доходы, право общего управления страной, а также иные верховные государственные полномочия; именные указы от 5 марта 1711 г. «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем сенате и о должности обер-фискала», «О должности Сената» 1718 г.5 Одной из главных задач Сената, декларируемых в указанных нормативно-правовых актах, было «суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам последует»6. Под правым судом правительство ХУШ в. понимало суд, свободный от характерных пороков, присущих дореформенному правосудию, - посулов7.

Первоначальный состав Сената включал девять сенаторов, назначенных и поименованных государем в указе от 22 февраля 1711 г., причем происхождение, звание и чин не принимались в расчет. Этим и объясняется, почему должность сенатора не попала в табель о рангах и не была приурочена ни к какому классу, хотя Сенат и ходатайствовал об этом8.

Сенатская канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, разделялась на столы. Количество, а также предметная компетенция столов были закреплены в именном указе от 27 марта 1711 г.9

Первый стол назывался секретным и находился в ведении двух старых подьячих. В нем должны были храниться копии указов царского величества, присланные по каким бы то ни было делам в Сенат, также донесения, отписки и мемори-

Теория и история государства и права

алы всех губернаторов, посланников и резидентов обо всех важных государственных делах и составляющие государственный интерес. Все эти бумаги после подписания и исполнения по ним должны были вноситься в особенные книги. Этот же стол заведовал «иноземческими» делами, которые должны были оставаться под «опасным хранением», о чем говорится в названном выше указе. Тут же собирались и хранились все подлинные приговоры и указы с выписками и без таковых, исходящие от Правительствующего сената, и с них давались копии с расписками в другие столы для производства по соответствующим делам. Все эти дела должны были систематизироваться в зависимости от их предмета и собираться по числам и помесячно, для того чтобы по окончании года они были готовы к переплетению их в книги.

Второй стол назывался приказный, и предмет его занятий составляли различные наряды и вопросы по указам и без указов Правительствующего сената, а также дела из различных приказов. Он же ведал Московской губернией по всем вопросам власти и сношения других губерний о настоящих делах. Этим столом заведовали два подьячих, между которыми были разделены все его дела. Как и подьячие секретного стола, подьячие стола приказного обязаны были вести книги, куда вносили все текущие дела, составлявшие их компетенцию. Подлинные документы и ведомости они также систематизировали помесячно и ежегодно.

В канцелярии Сената находились особые столы для производства дел, относящихся к губернским, каждый состоял в ведении одного подьячего. Киевская, Азовская, Воронежская и Казанская губернии составляли предмет ведения одного стола. Санкт-Петербургская и Архангелогород-ская - другого, Смоленская и Сибирская - третьего. Кроме того, существовал один стол по приходным, расходным и фискальным делам10. Особый разрядный стол, образованный на месте разрядного приказа, «писал в чины», вел списки служилого сословия, вызывал на смотры взрослых и недорослей, следил, чтобы никто не уклонялся от службы11. Указом также была предусмотрена си-

5 См.: Полное собрание законодательства Российской империи... № 2328, 2330, 2331, 3264.

6 Там же. № 2330.

7 См.: ЕфремоваН. Н. Реорганизация российской юстиции в эпоху Просвещения // Журнал рос. права. 2008. № 3. С. 138.

8 См.: Евреинов В. А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1888. С. 99.

9 См.: Полное собрание законодательства Российской империи... № 2342.

10 См.: История судебных учреждений в России. Сочинение Константина Троцины. СПб., 1851. С. 129-131.

11 См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890-1907.

стема взаимного подчинения столов: губернский, разрядный и фискальский зависели от приказного, а приказный - от секретного12.

Как видно, некоторые дела были отнесены не к тем столам, куда по своему предмету они должны были относиться. Например, в секретном столе, кроме царских указов и переписки Сената с разными государственными чиновниками, находились еще ведомости из губерний о приходе и расходе, «иноземческие» дела и «армянские». В приказном столе, кроме сношений Сената с приказами, ведались еще дела Московской губернии. Причина неправильного распределения дел между столами заключалась, с одной стороны, в остатке старинных начал управления, на основании которых, например, местные дела Москвы были поставлены в один ряд с центральными, а с другой - в том, что в это время сенатские подьячие также кормились от дел, как прежде подьячие Боярской думы13.

Существующее мнение о том, что российский Сенат заимствован из Швеции, не может быть принято, потому что между этими учреждениями нет ничего общего ни в отношении состава, делопроизводства и компетенции, ни в отношении характера деятельности. Шведский се-

нат был органом сейма и в качестве такого до определенной степени ограничивал власть короля. Сенат, учрежденный Петром I, хотя и стоял во главе государственного управления, но вполне зависел от государя, будучи подчинен ему и ответствен перед ним. Иначе говоря, заимствование ограничилось только одним названием, хотя и оно, скорее, могло быть заимствовано из Польши, так как в Швеции сенат редко назывался этим именем, нося название государственного совета14.

таким образом, Сенат в своем первоначальном виде мало еще отличался от прежней Боярской думы. Тем не менее существенным различием являлось то, что он имел не только совещательный характер, как дума, но и пользовался известной самостоятельностью. Можно сказать, что Петр I юридически разделил власть между собой и Сенатом, который был наделен статусом главы всей администрации в ее постоянных отправлениях. Петр I воплотил в Сенате все свои понятия о величии царской власти. именно этим объясняется, почему в дальнейших своих преобразованиях он наделяет его все большей властью и все более тесно связывает его деятельность со всеми отраслями государственного управления15.

12 См.: Дмитриев Ф. М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от судебника до учреждения о губерниях. М., 1899. С. 498.

13 См.: Там же. С. 499.

14 См.: Латкин В. Н. Указ. соч. С. 239.

15 См.: Дмитриев Ф. М. Указ. соч. С. 500.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.