Научная статья на тему 'Правительственные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в системе государственных органов обеспечения безопасности дорожного движения'

Правительственные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в системе государственных органов обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ КОМИССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КООРДИНАЦИОННЫЙ ОРГАН / ФУНКЦИИ / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В. И.

В статье рассмотрены нормативные основы деятельности таких государственных субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, как правительственные комиссии. Выделены основные функции правительственных комиссий, проанализированы особенности работы правительственных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения на примере Челябинской области. Автор заключает, что правительственные комиссии играют роль сторонней структуры, комплексно рассматривающей вопросы, находящиеся в компетенции сразу нескольких ведомств, что позволяет обеспечивать координацию между ними и проведение единой государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майоров В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governmental commissions for road traffic safety in the system of state road safety authority

The article deals with the regulatory framework for the operation of such state actors in road safety, as government commissions. The main functions of government commissions are singled out, features of work of the governmental commissions on maintenance of safety of traffic are analyzed on an example of the Chelyabinsk area. The author concludes that the governmental commissions play the role of an external structure that comprehensively examines issues that are within the competence of several agencies at once, which makes it possible to ensure coordination between them and the implementation of a unified state policy to ensure road safety.

Текст научной работы на тему «Правительственные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в системе государственных органов обеспечения безопасности дорожного движения»

¥-

Т УДК 346.7:656 + 342.411 Виктимология 4(14) / 2017, с. 88-92

Майоров В. И.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ КОМИССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ1

В статье рассмотрены нормативные основы деятельности таких государственных субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, как правительственные комиссии. Выделены основные функции правительственных комиссий, проанализированы особенности работы правительственных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения на примере Челябинской области. Автор заключает, что правительственные комиссии играют роль сторонней структуры, комплексно рассматривающей вопросы, находящиеся в компетенции сразу нескольких ведомств, что позволяет обеспечивать координацию между ними и проведение единой государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правительственные комиссии, государственное управление, координационный орган, функции, полномочия.

1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ: 17-03-00676

Правительственными комиссиями являются координационные органы в составе Правительства России, образованные для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по реализации того или иного вида государственной политики.

Координационным органом по реализации политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движе-

ния, образованная согласно Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 237 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения». Также правительственные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения создаются на региональном и муниципальном уровне — при администрациях субъектов Российской Федерации и муниципалитетов в их составе.

Правительственные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения созданы с целью формирования и проведения единой государственной по-

литики, направленной на решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации и для вовлечения в деятельность по обеспечению безопасности движения органов исполнительной власти всех уровней (федеральной, региональной и муниципальной).

Основными функциями данных комиссий являются:

— изучение причин аварийности на автомобильном транспорте, рассмотрение состояния аварийности и деятельность по ее предупреждению на соответствующих территориях;

— определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приоритетных направлений деятельности по предупреждению дорожно-транспортной аварийности;

— организация разработки и выполнения программ по обеспечению безопасности дорожного движения, рассмотрение обоснования потребности в финансовых и материально-технических ресурсах для их реализации;

— содействие федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке региональных целевых и иных программ по обеспечению безопасности дорожного движения, реализации мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

— разработка нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения для соответствующих территорий.

При этом федеральная Правительственная комиссия, помимо прочего:

1) рассматривает проект государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации и другие вопросы, связанные с оценкой ситуации в сфере безопасности дорожного движения;

2) рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных организаций и общественных объединений по вопросам:

— формирования и реализации государственной политики в области обеспе-

чения безопасности дорожного движения;

— совершенствования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения;

— совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

3) обобщает и распространяет положительный опыт работы комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, оказывает методическую помощь в организации деятельности этих комиссий;

4) содействует совершенствованию работы общественных объединений и развитию связей с соответствующими государственными органами зарубежных стран по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

5) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения проблем безопасности дорожного движения [1].

Состав комиссий субъектов РФ формируется из представителей транспортных, дорожных структур, руководителей территориальных правоохранительных органов, руководителей образовательных и медицинских учреждений. Возглавляют данные комиссии, как правило, заместители глав соответствующих администраций.

Региональные и муниципальные правительственные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения выполняют задачи по организации разработки и выполнения программ по предупреждению аварийности в дорожном движении на своих территориях и обеспечению координации деятельности всех предприятий и организаций по исполнению этих программ.

Следует учитывать, что если решения федеральной Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, имеют обязательный характер для федеральных органов исполнительной власти, представленных в Комиссии, то решения региональных и муниципальных комиссий обязательны для исполнения органами исполнительной власти соответствующих территорий [2]. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссий.

На основании изучения нормативных актов и документов, регулирующих деятельность региональных и муниципальных правительственных комиссий по безопасности дорожного движения, можно заключить, что их полномочия достаточно невелики. Комиссии являются совещательными органами, которые призваны, по замыслу законодателя, выполнять координационные функции в отношении органов, имеющих «реальные» полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, и вместе с тем осуществлять контроль за их деятельностью.

Рассмотрим для примера работу комиссии по безопасности дорожного движения Челябинской области, образованной в соответствии с Положением о комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Челябинской области, утвержденным распоряжением Правительства Челябинской области от 26 марта 2014 г. № 119-рп [2].

17 марта 2017 г. состоялось заседание данной комиссии, на котором были подведены итоги деятельности различных органов по обеспечению безопасности дорожного движения за 2016 год, а также поставлены задачи на 2017 год [3]. Рассматривались два основных вопроса: «о состоянии безопасности дорожного движения на территории Челябинской области в 2016 г. и задачах на 2017 г.», а также «о результатах реализации первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП на автомобильных дорогах Челябинской области».

По первому вопросу комиссией было отмечено, что для создания безопасных условий движения на дорогах области, повышения уровня защищенности участников движения в 2016 г. органами внутренних дел во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления Челябинской области реализован комплекс организационных и практических мероприятий. Данные мероприятия — профилактические, контрольно-надзорные, рейдовые (направленные на выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения) — были признаны эффективными. В качества аргумента приведена следующая статистика: число ДТП в Челябинской области по итогам 2016 г. уменьшилось на 10,4 % (с 4 579 до

4 105), количество погибших — на 28,3 % (с 538 до 386), раненных в них людей — на 7,3 % (с 5 498 до 5 096). Тяжесть последствий от ДТП снизилась с 8,9 до 7,0 погибших в расчете на 100 пострадавших в ДТП людей.

При рассмотрении второго вопроса «о результатах реализации первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП на автомобильных дорогах Челябинской области» комиссия отметила, что снижению числа ДТП в Челябинской области по итогам 2016 г. способствовала работа, направленная на строительство, реконструкцию, капитальные ремонты и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и муниципального значения, устройство линий искусственного освещения, нанесение горизонтальной разметки, замену дорожных знаков и ограждения [3].

На заседании также были приняты решения, в которых комиссия дала рекомендации ряду органов по обеспечению безопасности дорожного движения в 2017 г. В число этих органов, разумеется, вошли региональное управление Госавтоинспекции, Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, также рекомендации были направлены в Министерство образования и науки Челябинской области, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства, главам муниципальных образований. В основном решения комиссии были связаны с вопросами нанесения улично-дорожной разметки, установки светофоров, обустройства дорог и пешеходных переходов. В некоторых случаях упоминалась разработка мер, направленных на профилактику аварийности, однако без их конкретизации — видимо, предполагается, что орган, получивший рекомендации, должен будет сам уточнить их содержание.

Таким образом, процесс работы правительственных комиссий по безопасности дорожного движения можно представить следующим образом. Вначале идет сбор информации о текущем состоянии безопасности дорожного движения, ее анализ и оценка. Затем данные обсуждаются на заседании комиссии, и на основании обсуждения выдвигаются опреде-

ленные предложения, которые по результатам голосования принимаются либо не принимаются комиссией. Принятые предложения оформляются в решении комиссии и направляются в качестве рекомендаций органам власти или их руководителям.

Разумеется, органы, занятые в обеспечении безопасности дорожного движения, имеют собственные планы деятельности, которые подлежат выполнению вне зависимости от предложений комиссии или могут иметь с ними сходство. Правительственные комиссии в данном случае играют роль сторонней структуры, комплексно рассматривающей вопросы, находящиеся в компетенции сразу нескольких ведомств. Как указано в Положении о комиссии по безопасности дорожного движения Челябинской области, «к работе Комиссии могут привлекаться по согласованию специалисты заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, а также организаций для

оказания экспертной помощи в выработке предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» [2]. Совместная работа данных специалистов позволяет проводить системный анализ имеющихся в сфере дорожного движения проблем.

Заседания комиссии должны проводиться не реже одного раза в квартал. Однако в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств — например, крупное ДТП, произошедшее на подведомственной территории — обязательно созывается внеочередное заседание комиссии.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что правительственные комиссии по безопасности дорожного движения занимают важное место в системе государственных органов обеспечения безопасности дорожного движения, выполняют особые функции по межведомственной координации и проведению единой политики в этой сфере как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 237 «О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения» // Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Положение о комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Челябинской области, утв. распоряжением Правительства Челябинской области от 26 марта 2014 г. № 119-рп // [Электронный ресурс]. — URL: http://pravmin74.ru/komissiya-po-obespecheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 21.12.2017).

3. Протокол заседания комиссии по безопасности дорожного движения Челябинской области // [Электронный ресурс]. — URL:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s &source=web&cd=8&ved=0ahUKEwi1nJiQ2b7YAhXIblAKHdzBBkgQFghNMAc&url=http %3A%2F%2Fwww.sc135.vega-int.ru%2Fsc135%2Fofdannie%2Fot%2F1713.pdf&usg=AOvV aw1wMQnaRpqv_7QBozLkEtlj (дата обращения: 21.12.2017).

REFERENCES:

1. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 25 aprelya 2006 g. № 237 «O Pravitel'stvennoy komissii po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» // Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Polozheniye o komissii po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Chelyabinskoy oblasti, utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti ot 26 marta 2014 g. № 119-rp // [Elektronnyy resurs]. — URL: http://pravmin74.ru/komissiya-po-obespecheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-chelyabinskoy-oblasti (data obrashcheniya: 21.12.2017).

3. Protokol zasedaniya komissii po bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Chelyabinskoy oblasti // [Elektronnyy resurs]. — URL:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&so urce=web&cd=8&ved=0ahUKEwi1nJiQ2b7YAhXIblAKHdzBBkgQFghNMAc&url=http%3A %2F%2Fwww.sc135.vega-int.ru%2Fsc135%2Fofdannie%2Fot%2F1713.pdf&usg=AOvVaw1 wMQnaRpqv_7QBozLkEtlj (data obrashcheniya: 21.12.2017).

«л

МАЙОРОВ Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права, Тюменский государственный университет, 625003, г. Тюмень, ул. Володарсконо д. 6, тел. (3452) 464-954 E-mail: [email protected]

Maiorov V. I.

GOVERNMENTAL COMMISSIONS FOR ROAD TRAFFIC SAFETY IN THE SYSTEM OF STATE ROAD SAFETY AUTHORITY

The article deals with the regulatory framework for the operation of such state actors in road safety, as government commissions. The main functions of government commissions are singled out, features of work of the governmental commissions on maintenance of safety of traffic are analyzed on an example of the Chelyabinsk area. The author concludes that the governmental commissions play the role of an external structure that comprehensively examines issues that are within the competence of several agencies at once, which makes it possible to ensure coordination between them and the implementation of a unified state policy to ensure road safety.

Keywords: road safety, government commissions, public administration, coordinating body, functions, powers.

MAIOROV Vladimir Ivanovich, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Administrative and Financial Law, Tyumen State University, 625003, Tyumen, ul. Volodarskono 6, tel. (3452) 464-954 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.