Научная статья на тему '"Правильный ритуал Сердца Небес" (тянь синь чжэн фа): история, содержаниеи место в даосизме X-XIII вв'

"Правильный ритуал Сердца Небес" (тянь синь чжэн фа): история, содержаниеи место в даосизме X-XIII вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2969
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДАОСИЗМ / ШКОЛА СЕРДЦА НЕБЕС / ПРАВИЛЬНЫЙ РИТУАЛ СЕРДЦА НЕБЕС / ТЯНЬ СИНЬ ЧЖЭН ФА / CHINA / DAOISM / SCHOOL OF THE HEART OF HEAVEN / RECTIFYING RITES OF THE HEART OF HEAVEN / TIANXIN ZHENGFA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белая Ирина Витальевна, Зельницкий Александр Дмитриевич

В статье рассматриваются история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960-1279) школы Сердца Небес ( Тяньсинь пай 天心派). Основной причиной ее популярности была специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в. Цель исследования дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотрена история возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дана оценка роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделены доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотрены содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа 天心正法 и выявлен алгоритм его проведения. В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами источником бед и болезней к трем божествам-генералам: Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тянь синь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей, ритуалы Сердца Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The rectifying rites of the Heart of Heaven”(Tian xin zheng fa

The article is deals with the history and specific features of the school of the “Heart of Heaven” (Tianxin pai 天心派) religious Daoist tradition of the 10th century. The main reason for its popularity was the specialization of the exorcist rituals. The teaching of “Tianxing pai” became an integral part of the later Daoist movements. The goal of the study is to give a holistic view of the “Tianxin pai”. With the content and contextual analysis to consider the history of this teaching and to assess the role of Tan Zixiao in its creation; to distinguish its doctrine in the religious and philosophical representations; consider the content of the therapeutic ritual Tianxin zhengfa 天心正法 and structure its algorithm. As a result of the research it was established that the personality of Tan Zixiao as the founder of the tradition is semi-legendary. The popularity of this school was ensured by the belief that its rituals can protect the country. Its followers believed in the healing power of the Sun, the Moon and the Big Dipper and the opportunity to seek help in fighting demons to the Tianpeng, Heisha and Xuanwu through special rituals. The algorithm of healing rituals of “Tianxin” fully corresponded to the paradigm of Daoist “ritual bureaucracy”. In addition to the therapeutic component, the rituals of the “Tianxin pai” had a similar traditional Daoist soteriological content, which enabled to gain them popularity at the court and the Daoist schools of subsequent eras.

Текст научной работы на тему «"Правильный ритуал Сердца Небес" (тянь синь чжэн фа): история, содержаниеи место в даосизме X-XIII вв»

2018

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Т. 34. Вып. 4

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 299.513

«Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме Х-Х111 вв.

Белая И. В.1, Зельницкий А. Д.2

1 Независимый исследователь

2 Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Белая И. В., Зельницкий А. Д. «Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме Х-Х111 вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 4. С. 611-623. https://doi.org/10.21638/spbu17.2018.413

В статье рассматриваются история возникновения, распространения и специфические особенности одного из наиболее популярных направлений религиозной даосской традиции эпохи Сун (960-1279) — школы Сердца Небес (Тяньсинь пай ^^Ш). Основной причиной ее популярности была специализация на совершении экзорцистских ритуалов. Наследие «Тяньсинь пай» стало составной частью более поздних даосских движений, возникших в XII в. Цель исследования — дать целостное представление об учении Сердца Небес. С помощью методов содержательного и контекстуального анализа рассмотрена история возникновения учения в историческом, политическом и социальном контексте и дана оценка роли даосского деятеля Тань Цзы-сяо в его создании; выделены доктринальные основы учения Сердца Небес и связанные с ними религиозно-философские представления; рассмотрены содержательные особенности терапевтического ритуала Тянь синь чжэн фа и выявлен алгоритм его проведения. В результате исследования установлено, что личность Тань Цзы-сяо как основоположника традиции носит полулегендарный характер. Популярность этой школе обеспечила вера в то, что ее целительные ритуалы способны защитить страну от разнообразных бед и несчастий. Ее последователи верили в целительную силу Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы и в возможность обратиться за помощью в борьбе с демонами — источником бед и болезней — к трем божествам-генералам: Тянь-пэну, Хэй-ша и Сюань-у, посредством заклинаний, амулетов и особых ритуалов. Алгоритм целительных ритуалов Тянь синь полностью соответствовал парадигме даосского «ритуального бюрократизма». Помимо терапевтической составляющей, ритуалы Сердца

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

Небес имели схожее традиционное даосское сотериологическое содержание, что позволило учению завоевать популярность при дворе и стать частью духовного наследия даосских школ последующих эпох.

Ключевые слова: Китай, даосизм, школа Сердца Небес, Правильный ритуал Сердца Небес, Тянь синь чжэн фа.

История школы Сердца Небес

В эпоху Пяти династий (907-960) на территории царства Южная Тан (937-960) появилось течение, оказавшее определенное влияние на ритуальную практику даосов последующих эпох и отчасти сформировавшее интерес к даосизму представителей элиты. Это была школа Сердца Небес (Тяньсинь пай основанная, согласно традиции, даосом Тань Цзы-сяо ШШЩ. Известно, что он служил при Ван Чане (935-939), правителе царства Минь Д (совр. пров. Фуцзянь), и носил титул Наставника Правильного единства (чжэнъи ши Ш—ВШ)1. Распространив ряд формул-амулетов (фу Щ) на бамбуковых планках, якобы найденных Небесным наставником Чэнь Шоу-юанем Тань Цзы-сяо объявил себя держателем «Правильных ритуалов Сердца Небес, [созданных] Чжан Дао-лином» (Чжан Дао-лин тянь синь чжэн фа ШЖК^^ШЙ). Как считает традиция, Чэнь создал три формулы-амулета, способные управлять тремя духами, связанными с Севером2: Совершенным воином (Чжэнь-у ЖЙ) (рис. 1), Черным убийцей (Хэй-ша МШ / М (рис. 2) и Тянь-пэном (рис. 3). Все они являются служителями императора Севера (Бэй-ди возглавляющего Управу экзорцизма (Цюй се юань Щ^РРл). После падения царства Минь в 944 г. Тань перебрался в район гор Лушань ЯШ (совр. пров. Цзянси), где стал передавать данную ритуальную практику, увязав ее со схожими методами школы Небесных наставников (Тяньши ^ВШ), своим многочисленным ученикам [3, р. 418-419]. Однако современные исследования ставят под сомнение главную роль Тань Цзы-сяо в создании этой традиции. В жизнеописании Тань Цзы-сяо (предисловие дат. 1105 г.) кисти Ма Лина .Щ-фговорится, что он был сведущ в даосских заклинаниях (чжоу л), совершал ритуалы-подношения (цзяо И) звездам, почитал Черного убийцу (Хэй-ша М^), практиковал «шаги Юя» (Юй бу и ритуальную походку по звездам ковша Большой Медведицы (бу ган ^ ш), чтобы преграждать путь нечистой силе и отвращать бедствия. Ма Лин также указывает, что Тань Цзы-сяо был искусен в предсказании продолжительности

1 Правильное единство (Чжэн-и Ш—) — другое название школы Небесных наставников (Тяньши — одного из первых организованных даосских религиозных движений, возникшего во II в. на территории совр. пров. Сычуань. Небесными наставниками (тянь ши называли себя руководители этого религиозного сообщества. У его истоков стояли Чжан Дао-лин ШШК, его сын Чжан Хэн ШШ (ум. 179) и внук Чжан Лу (ум. 216). Согласно «Книге-основе, разъясняющей внутреннее устройство Трех небес» (Сань тянь нэй цзе цзин учение под названием «Дао-Путь Правильного единства» передал Чжан Дао-лину Высочайший Старый владыка (Тай-шан Лао-цзюнь Ж^^^) и назвал его «Наставником в законе Трех небес» (сань тянь фа-ши

№) [1, с. 46]. Таким образом, титул Наставника Правильного единства указывает, что Тань Цзы-сяо принадлежал к школе Чжэн-и или Небесных наставников.

2 О роли Севера в даосизме обстоятельно писал С. В. Филонов. Как отмечает российский исследователь, указание Севера в даосских ритуалах «является типологическим признаком даосского ритуального комплекса, направленного на установление коммуникации с правителями инфернального мира» [2].

Рис. 1. Формула-амулет Совершенного воина (Чжэнь-у фу ЖЙ Щ) [7, с. 322]

Рис. 2. Формула-амулет истинного обличия Хэй-ша (Хэй-ша чжэнь син фу ЯШШ) [11, с. 482]

Рис. 3. Формула-амулет для вызова генерала Тянь-пэна [11, с. 413]

жизни, но не упоминает о том, что он знал ритуалы Сердца Небес [4, p. 315]. Тем не менее представители школы Сердца Небес стали почитать его в качестве основоположника своего учения.

После объединения страны под властью рода Чжао й, основавшего империю Сун ^ (960-1279), развитие школы Сердца Небес связывают с деятельностью Жао Дун-тяня ШМ^ (?-994?), ученого-анахорета, жившего в окрестностях гор Хуагай-шань ^ЖШ (совр. пров. Цзянси). Как гласит легенда, Жао Дун-тянь нашел тексты, описывающие ритуалы Сердца Небес, во время странствий по горам, а затем получил наставления в их использовании от явившегося ему Тань Цзы-сяо, которого он назвал своим духовным наставником. После этого ему была передана в подчинение армия духов-солдат от Владыки-повелителя Восточного пика (Дун-юэ ди-цзюнь Ж Ш^й)3, культ которого был распространен в окрестностях Хуагайшань [4, p. 315]. Жао утверждал, что духовная сила этого места связана с полученными им ритуалами, а также с тремя даосскими подвижниками, жившими в IV в. и почитаемыми в качестве покровителей данной местности: неким Фу Цю-ланом и двумя

его учениками — Ван Дао-сяном ^ЖШ и Го Дао-и ЙЖм. Таким образом, Жао Дун-тянь, с одной стороны, связал традицию с определенным локальным культом, а с другой — постарался сделать так, чтобы учение Сердца Небес приобрело

3 Владыка-повелитель Восточного пика (Дун-юэ ди-цзюнь ЖШФй) — правитель подземного узилища, который повелевает душами умерших. Считается, что эта подземная темница расположена под горой Тайшань ЖШ, а потому и ее хозяина называют Владыка горы Тайшань [5, с. 101, 112].

государственный масштаб, моделируя саму систему по аналогии с государственным культом, что создавало возможности для привлечения внимания к нему со стороны представителей культурной и политической элиты. Позднее, на рубеже Северной и Южной Сун, представитель этой школы Дэн Ю-гун (ок. 1110-

1150) назвал Жао пятым в линии преемственности традиции Сердца Небес и подверг редакции пять вариантов его свода законов для управления демонами и духами (гуй люй распространенных в провинциях Аньхуэй и Цзянси, а также составил пособие по ритуалам. В этом пособии содержалось описание 12 основных формул-амулетов, используемых в ритуалах изгнания демонов, которые дают адепту силы для повелевания духами экзорцизма [3, р. 420-421].

Божественный пантеон школы Сердца Небес:

Хэй-ша, Чжэнь-у и Тянь-пэн

Важной причиной, заставлявшей представителей новой династии оказывать покровительство даосским школам и центрам, было стремление защитить государство от разнообразных бед, которые связывались в том числе и с действиями вредоносных духов. Для этого ко двору приглашались специалисты в области эк-зорцизма, использующие как старые, так и вновь появившиеся ритуалы изгнания и усмирения нечистой силы. В качестве главного защитника династии от вредоносных духов почитался «Совершенный владыка, служащий опорой Совершенно-мудрому [правителю] и защищающий добродетельных» (И-шэн бао-дэ чжэнь-цзюнь т. е. Черный убийца, или Хэй-ша, получивший этот титул

в 1014 г., центр культа которого находился на горе Чжуннаньшань ^-ШШ (пров. Шэньси) [3, р. 420]. Достоверные сведения о божестве Хэй-ша восходят к 981 г., когда ему был пожалован первый титул «Главнокомандующего, служащего опорой Со-вершенномудрому [правителю]» (И-шэн цзян-цзюнь Однако традиция,

зафиксированная в «Жизнеописании [Совершенного владыки], служащего опорой Совершенномудрому [правителю] и защищающего добродетельных» (И-шэн бао-дэ чжуань утверждает, что он впервые явился в период между

960 и 964 гг. некому Чжан Шоу-чжэню Ш^Ж, который и соорудил первое его святилище в горах Чжуннаньшань после того, как стал даосом. Традиционно на формулах-амулетах Хэй-ша изображается небольшого роста, в виде фигурки черного цвета, босиком и с растрепанными волосами. Он держит меч либо металлический кнут в левой руке и свиток с императорским указом — в правой [6].

Также при дворе почитался хранитель Севера — Сокровенный воин, или Сюань-у, получивший официальный титул «Совершенного воина» (Чжэнь-уЖЙ), святилище которого находилось в горах Уданшань Й^Ш (пров. Хубэй). Чжэнь-у ЖЙ почитается в китайской мифологии и даосизме как астральное божество созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды. Он считается борцом со злыми духами и покровителем воинских искусств. Также его нарекают владыкой Севера и правителем воды, так как в его функции входит управление семью созвездиями северного небесного сектора. Изначально это божество называли Сюань-у (до запрещения в X в. употреблять входивший в имя императора иероглиф сюань) — где слово сюань ^ означало цвет ночного неба, а знак у Й символизировал черепаху, панцирь которой обвивала змея [5, с. 109-112].

Наряду с Сокровенным воином и Черным убийцей почиталось божество Тянь-пэн, культ которого был распространен на территории современной провинции Сычуань, а также его демон-помощник Тянь-ю ^Щ. Имя божества Тянь-пэна впервые появляется в описании «Метода, с помощью которого император Севера убивает демонов» (Бэй-ди ша гуй чжи фа изложенного Тао Хун-цзином (456-536), четвертым патриархом традиции Высшей чистоты (Шанцин^ Уу)4, в своем главном труде «Речения Совершенных» (Чжэнь гао Жйи). Традиционно он изображается как пожилой мужчина с голубым языком, зелеными зубами и четырьмя глазами, едущий верхом на драконе. В одной руке у него колокольчик Небесного императора, а в другой — меч или топор, которым он убивает демонов [7]. Почитание этих божеств указывает на сильное влияние, которое обрела при дворе школа Сердца Небес.

Текстовый корпус традиции Сердца Небес

В «Даосском каноне» (Дао цзан Ж:Й) сохранились семь сочинений общим объемом 54 цзюаня, составляющих идейное наследие учения Тянь синь. В корпус текстов школы Сердца Небес вошли такие сочинения, как:

— «Тайное и наиважнейшее из наиболее подлинного, [полученного] от Высочайшего, для помощи стране и спасения людей» (Тай шан чжу го цзю минь цзун чжэнь би яо Ж^ЙШЙКИЖЙЮ [8], созданное в 1116 г. даосом Юань Мяо-цзуном х^ж;

— «Правильный ритуал Сердца Небес [по традиции учения] Высшей чистоты» (Шанцин тянь синь чжэн фа ^Уу^'бШЙ) [9] авторства Дэн Ю-гуна

МЙ;

— «Правильный ритуал Сердца Небес [владыки] Северного предела [по традиции учения] Высшей чистоты» (Шанцин бэй цзи тянь синь чжэн фа ^Уу

[10] (дат. Южной Сун);

— «Свод законов для демонов, начертанный небесными письменами на костном мозге [по традиции учения] Высшей чистоты» (Шанцин гу суй лин вэнь гуй люй [11] Жао Дун-тяня ШМ^;

— «Великий ритуал из Нефритового зала Трех Небес [переданный] Сокровенным Изначальным из Беспредельно-высокого» (У-шан сюань юань сань тянь юй тан да фа ^^^хН^^Й^Й) [12] сунского Лу Ши-чжуна ^ В^Ф и другие сочинения, посвященные обрядам экзорцизма, связанным с магической силой созвездия Бэй доу где, согласно даосским представлениям, располагается высшая небесная иерархия, к которой обраща-

4 Одно из самых влиятельных движений раннего даосизма, возникшее в IV в. У истоков этого течения стояли Ян Си ШШ (330-386) и отец и сын из рода Сюй Сюй Ми ¡й (305-376) и Сюй Хуэй ¡Й (341-370), дружбу с которыми водил Ян Си. Сам Ян Си, впрочем, утверждал, что важнейшие тексты с небес Высшей чистоты он получил от даоски, представительницы школы Небесных наставников, Вэй Хуацунь (251-334). В рамках движения развивались

представления о внутрителесных божествах, с которыми адепту необходимо устанавливать контакт для достижения конечной цели — вхождения в круг небожителей-чиновников (сянь гуань {ШШ). Также движение существенно повлияло на формирование представлений о небесной топографии, а его адепты стояли у истоков формирования даосского книжного собрания. Подробнее см.: [1].

Рис. 4. Даос совершает поклонение высшим божествам ковша (Чао чжэнь доу ШЖ4) [11, с. 490]

Рис. 5. Формула-амулет Великих совершенно-мудрых звезды Тянь-ган (Тянь-ган фу Я^ЯШШ) [8, с. 254]

лись за помощью во время проведения ритуала даосские священнослужители (рис. 4).

Сочинения этой субтрадиции содержат описание формул-амулетов на все случаи жизни — для лечения болезней, защиты от злых духов, от засухи, мора и разных бедствий, вызванных разнообразной нечистью. Так, например, в сочинении «Правильный ритуал Сердца Небес [владыки] Северного предела [по традиции учения] Высшей чистоты» (Шанцин бэй цзи тянь синь чжэн фа

выделяются три главные формулы-амулета (фу Ш), которые были переданы для спасения народа от вредоносных демонов (се мо ШШ): «Формула-амулет Великих совершенномудрых Небесной оси Тянь-ган5» (Тянь-ган да шэн фу Я^ЯШШ) (рис. 5), «Формула-амулет Черного убийцы» (Хэй-ша фу М^Ш) и «Формула-амулет Трех светил» (Сань гуан фу Н^Ш) [10, с. 282].

Терапевтические особенности ритуалов Сердца Небес

Использование в качестве источника целительной силы дыхания-ци Трех светил (сань гуан Н^)6 — Солнца, Луны и созвездия Большой Медведицы — является одной из отличительных черт ритуала Тянь синь чжэн фа. Лу Ши-чжун в «Великом

5 Тянь ган Я-® / ЯВД — небесная ось, проходящая от крайней звезды ковша созвездия Большой Медведицы до Полярной звезды.

6 Как поясняет Дэн Ю-гун в сочинении «Правильный ритуал Сердца Небес [по традиции учения] Высшей чистоты»: «Три светила — это Солнце, Луна и звезды» (сань гуан чжэ жи юэ син е Н^

) [9, с. 246].

методе из Нефритового зала Трех Небес [переданного] Сокровенным Изначальным из Беспредельно-высокого» поясняет, что, «если дыхание-ци Трех светил распределить [по всему телу], можно исцелять болезни» [4, p. 315-316].

Действие «Формулы-амулета Трех светил» напрямую связано с пенитенциарной функцией канцелярий Трех начал (сань гуань НШ) — Неба, Земли и Воды7. По даосским представлениям, Три канцелярии являлись одновременно судом, тюрьмой и местом отбывания каторжной повинности. Как пишет С. В. Филонов, Три канцелярии «ведают душами умерших, томящимися в подземном узилище» и, согласно Тао Хун-цзину, «соотносятся, с одной стороны, с Шестью небесами — другим обозначением царства мертвых, а с другой стороны — с подземными тюрьмами для душ умерших под горами Тайшань и Фэнду» [2]. В пояснении к «Формуле-амулету Трех светил» говорится, что каждая из этих канцелярий заведовала наказаниями определенного вида нечисти. Так, согласно тексту этой фу, в «Канцелярии Неба верхнего начала казнят духов-шэнь» (Шан юань тянь гуань чжань шэнь в «Кан-

целярии Земли среднего начала казнят демонов-гуй» (Чжун юань ди гуань чжань гуй а в «канцелярии

Воды нижнего начала казнят навей-цзин»8 (Ся юань шуй гуань чжань цзин [9, с. 252]. Во время на-

писания «Формулы-амулета Подлинного источника Трех светил» (Сань гуан чжэн юань фу Н^ШШЩ) (рис. 6) даос обращается с молитвой к Великим совершен-номудрым звезды Тянь-ган (Тянь-ган да-шэн^ш^М) и к небесным владыкам-правителям Трех светил — Владыке Солнца, [который зовется] Предельный свет (Тай-ян жи-цзюнь ЖШВй), Владыке Луны, [который зовется] Предельный мрак (Тай-инь юэ-цзюнь ЖШЯй) и Достопочтенным звездам, что Северным ковшом [называются] (Бэй-доу цзунь-син^^ЩШ.), с просьбой свести на нет беды и несчастья, постигшие людей, и наказать демонов, являющихся их причиной: «На нет сведите несчастья и беды, чтоб от них не осталось и следа, искорените все их проявления. Чтобы Царь демонов (Мо-ван Ш^) устрашился и испытал трепет [перед высшими силами]. Чтобы его желчный пузырь сжался, а сердце дрогнуло. Спасите народ от болезней и страданий, явите великую милость и величие Небесного духа-лин. Излечите болезни, отведите беды, поверните вспять смерть, сотворите заново жизнь. Небесные формулы-амулеты ниспошлите, навсегда коварных навей истребите» (пер. И. В. Белой)9 [9, с. 253]. Как поясняется в «Правильном ритуале Сердца Небес [по традиции учения] Высшей чистоты» (Шанцин тянь синь чжэн «когда чудесная сила этой формулы-амулета проникает в живот и перемещается по кишкам, она исцеляет сто болезней, оздоровляет и укрепляет

Рис. 6. Формула-амулет подлинного источника Трех светил (Сань гуан чжэн юань фу Н^ШШ) [8, с. 253]

7 О пенитенциарной функции Трех канцелярий см.: [2].

8 Нави (цзин М) — сокр. от яо цзинШЩ.

кости и плоть. [Тому, кто владеет этой формулой-амулетом] тысячи демонов (гуй и сто тысяч духов (шэнь не посмеют причинить вред» (пер. И. В. Белой)10 [9, с. 253].

Экзорцистские функции ритуалов Сердца Небес

Другой отличительной чертой ритуала Тянь синь чжэн фа является обряд изгнания демонов, овладевших человеком. Для этого даос с помощью заклинаний и формул-амулетов призывал себе на помощь армию духов-солдат под командованием одного из божеств-генералов. Следующие за божествами-генералами духи-солдаты (инь бин 1ШЙ) — это воинство из потустороннего мира, состоящее из душ умерших, которые в мире мертвых входят в армии более высокопоставленных служителей. Эта армия должна была схватить злого духа и заключить его в Небесную

тюрьму (тянь юй ЯШ).

В сочинении «Тайное и наиважнейшее из наиболее подлинного, [полученного] от Высочайшего, для помощи стране и спасения людей» приведены специальные формулы-амулеты для вызова 36 божеств-генералов (шэнь цзян под командованием генерала Тянь-

пэна [8, с. 331-335]. Так, например, чтобы призвать на помощь генерала Тянь-пэна, нужно было написать амулет с его символическим изображением и в определенные дни провести особый ритуал. Для этого в 25-й день 5-го лунного месяца, когда, как считалось, генерал Тянь-пэн спускается на землю, устанавливали низкий столик, служивший алтарем, который пышно украшали цветами. На нем размещали лепешку, пиалу с чистой водой и ритуальный меч, рядом располагали подношение из пяти видов плодов (финики, сливы, абрикосы, каштаны и персики) и возжигали благовония. Вокруг алтаря размещали семь светильников, по количеству звезд Северного ковша. Затем представляли с левой стороны Солнце, а с правой — Луну, Великого императора Северного предела (Бэй-цзи да-ди

облаченного в черную шапку чиновника и одеяние из перьев, Совершенных владык Семи звезд (Ци-син чжэнь-цзюнь ^ЖЖй) в красных одеждах. Далее визуализировали в центре ковша созвездия Бэй доу появляющихся из мрака Небес Совершенных людей (чжэнь жэнь ЖА) и нефритовых дев (юй нюй (рис. 7),

а также генералов-чиновников канцелярий Трех начал. После этого даос должен был мысленно обытийствовать генерала Тянь-пэна, ростом в 50 чжанов, одетого в золотой шлем и золотые доспехи, который держит в руках меч, колокольчик Небесного императора (ди чжун ^Ш) и чудесные печа-

Рис. 7. Нефритовая дева (юй нюй ï^) с веером [11, с. 461]

ти (шэнь инь а вокруг него — духов-солдат количеством 300 000 всадников.

Вслед за ними шествовали небожители, видом как отроки молодые, и нефритовые девы, все в торжественных одеяниях из перьев, и у каждого в руках было по золотому мечу. После того как эта процессия спустится с Небес, нужно было воскурить благовония, ритуально клацнуть зубами 36 раз и только после этого обратиться с просьбой к генералу Тянь-пэну «проглотить демонов и сожрать призраков [Загробного мира]» (тунь мо ши гуй [8, с. 330-331].

В 1-м цзюани Тай-шан чжу го цзю минь цзун чжэнь би яо Ж^ЙШЙКИЖ® Ш приведен алгоритм целительного ритуала, которым, как считалось, можно было вылечить слабоумие, вызванное одержимостью злым демоном (дянь се гуй суй Ш

МШ):

1) Чтобы вылечить болезнь, вызванную одержимостью злым демоном, сначала от страдающего человека принимается заявление, и, согласно обстоятельствам случившегося, об этом сообщают соответствующим духовным властям.

2) Первые петиции посылают Управителю судьбы (Сы-мин т^^) пациента, духам-божествам Пяти Путей (У-дао шэнь и божеству-хозяину земельного участка (Ту-ди После этого петицию направляют божеству-покровителю города (Чэн-хуан МШ) или округа, где живет больной. Затем даос особыми ритуалами и заклинаниями призывает воинство из потустороннего мира, и божества-генералы (шэнь цзян и их духи-солдаты (бин Й) хватают вредоносного демона, иначе петиция направится на самую высшую из Небесных сфер. После отправки всех ритуальных документов и соблюдения всех формальных процедур и подношений создается Небесная тюрьма (тянь юй ^Ш), и завладевший человеком демон арестовывается и заключается под стражу, где происходят допрос, пытки и наказание злого духа в соответствии с установленным порядком11.

3) Затем больному человеку дают выпить «талисманную воду» (фу шуй Щ/К)12 или прикрепляют целительную формулу-амулет на его тело.

4) Если эти действия оказывают надлежащий эффект и приводят к выздоровлению больного, пришедшее на помощь воинство вознаграждается еще раз и проводится торжественная служба с подношением божествам (чжай цзяо ^¡И), чтобы отблагодарить Небеса за их помощь (см.: [8, с. 315; 4, р. 316]).

Как следует из приведенного примера, проведение целительного ритуала подчинено строгому алгоритму даосского «ритуального бюрократизма»13.

11 Сердцем данного ритуала является изгнание овладевшего человеком злого демона под названием «Ритуал вызова [демонов] на допрос» (као чжао фа %-Зй). Разъяснение названия этого метода содержится в предисловии к 7-му цзюани сочинения «Тайное и наиважнейшее из наиболее подлинного, [полученного] от Высочайшего, для помощи стране и спасения людей»: «То, что называют "вызовом [демонов] на допрос", — это метод допроса демонов и вызова духов-божеств» (вэнь као чжао чжэ, вэй као гуй чжао шэнь чжи ши [8, с. 351]. Детальный анализ метода као чжао фа представлен в монографии Эдварда Л. Дэвиса, см.: [13, р. 87-114].

12 Вода, смешанная с пеплом сожженной формулы-амулета, которая, как считалось, обладала целебными свойствами.

13 О бюрократизации даосского ритуала можно прочесть в работе С. В. Филонова, см.: [14, с. 63-67]. Также в этой статье представлен образец одной из петиций из «Ежедневника с петициями

Шаг 1: объяснение обстоятельств, вынудивших проводить данный ритуал, и составление петиции, которую подают от имени верующих, нуждающихся в помощи. В каждом документе объясняется, почему подается это ходатайство, по какой причине человек просит помочь божеств, какие у него беды и несчастья.

Шаг 2: отправка петиции божествам. Как правило, эти документы имеют конкретного адресата — просьбу направляют к определенному божеству, обладающему чином генерала, в подчинении у которого большое количество (от 5000 до 500 000) духов-солдат и столько же духов-чиновников гражданского звания.

Шаг 3: проведение особого ритуала для оказания помощи по конкретному запросу.

Шаг 4: выражение благодарности и вознаграждение божеств, которых призывали за помощью, если ритуал прошел успешно и больной человек поправился.

«Правильный ритуал Сердца Небес»

и даосские школы последующих веков

Тексты, созданные в рамках традиции Сердца Небес, оказали значительное влияние на ритуальную практику даосов не только сунской, но и последующих эпох, став моделью проведения экзорцистских и целительных ритуалов для священнослужителей различных даосских школ. Так, например, известно, что даосы возникшей в конце XII в. школы Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь ^ Ж)14 исполняли ритуалы школы Сердца Небес, причем владели ими как мужчины, так и женщины-даоски. Первое упоминание о проведении священнослужителями школы Цюаньчжэнь этого ритуала отмечено в поэме Лю Чу-сюаня15 «Преподнесено родственникам, беспокоящимся о старике Лэн Ци» (Цзэн Лэн Ци вэн цзюань шу [15, с. 573] (пер.: [16, р. 189-190]).

Согласно сведениям из «Записей о монастыре, где почитают Совершенных» (Чунчжэньгуань цзи ^ЖШ§й), датированных 1253 г., ритуалом Сердца Небес владела наставница пекинской обители Чунчжэньгуань ^ЖШ по имени Чжао Шоу-си й^^. Во время визита во Дворец Долголетия [Совершенного] Двойного света (Чун-ян вань-шоу гун МШМШЙ) она получила от настоятеля этого монастыря, Совершенного человека Юй Дун-чжэня ^МЖ (1166-1250), «даосский жезл (жу и ШШ), [позволяющий повелевать] Шестью небесами (лю тянь АЯ) и "Правильный ритуал Сердца Небес" (Тянь синь чжэн фа [с помощью которых]

от Чи-сун-цзы» (Чи-сун-цзы чжанли которые составлялись даосами от лица верующих

в различных затруднительных жизненных ситуациях [14, с. 66-67].

14 Школа Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь ^Ж) была основана в эру правления Да-дин (1161-1190) чжурчжэньской империи Цзинь ^ (1115-1234) даосом Ван Чун-яном 1ЖЩ. К эпохе Юань ж (1271-1368) она становится одной из самых влиятельных «новых даосских школ». Ее последователям полагалось вести уединенный и аскетический образ жизни в стенах монастыря, следовать нравственным предписаниям и совершенствовать себя с помощью даосских методов «внутренней алхимии». Помимо индивидуального самосовершенствования, священнослужители школы Цюаньчжэнь проводили различные ритуалы для помощи мирянам, что полагалось необходимым для накопления заслуг для получения ранга в ином мире.

15 Лю Чу-сюань (1147-1203) — третий патриарх школы Цюаньчжэнь, носивший даосское прозвище (дао хао ШМ) «Вечная жизнь» (Чан-шэн й^).

исцеляла людей от болезней и изгоняла злых демонов (се гуй ^Р^), никогда не отказывая в помощи» [17, с. 100].

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании проведенного исследования можно заключить, что ритуалы школы Сердца Небес носили не только терапевтический, но и сотериологический характер. Последующее использование экзорцистских и целительных методов Тяньсинь пай в ритуальной практике других даосских школ свидетельствует о том, что данные ритуалы стали неотъемлемой частью общедаосской религиозной традиции. Все это делает актуальным дальнейшее изучение сочинений школы Сердца Небес для понимания ритуальной деятельности даосских школ классического и позднеимперского периода истории Китая и связанных с ней представлений об устройстве небесного и загробного миров, бытовавших в средневековом китайском обществе.

Литература

1. Филонов С. В. Золотые книги и нефритовые письмена: даосские письменные памятники III-VI вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. 656 с.

2. Филонов С. В. Концепт «искупления вины» и его категориальный тезаурус в ранних даосских религиозных сочинениях // JINSHU. AMURSU. RU: Золотые книги и нефритовые письмена: персональные страницы Сергея Филонова. 2015. URL: https://jinshu.amursu.ru/images/pdf/SF_2015_02.pdf (дата обращения: 07.11.2017).

3. Skar L. Ritual Movement, Deity Cults, and the Transformation of Daoism in Song and Yuan Times // Daoism Handbook: in 2 vols. / ed. by Kohn L. Boston; Leiden: Brill, 2004. Vol. I. P. 413-465.

4. Matsumoto Kôichi. Daoism and Popular Religion in the Song // Modern Chinese Religion: in 2 vols. Song—Liao—Jin—Yuan (960-1368 AD) / ed. by Lagerwey J., Marsone P. Leiden; Boston: Brill, 2015. Vol. I. P. 285-327.

5. Филонов С. В. Введение в даологию: учебное пособие. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2010. 184 с.

6. Andersen P. Heisha // The Encyclopedia of Taoism: in 2 vols. / ed. by Pregadio F. London; New York: Routledge, 2008. Vol. I. P. 478-479.

7. Yamada Toshiaki. Tianpeng zhou // The Encyclopedia of Taoism: in 2 vols. / ed. by Pregadio F. London; New York: Routledge, 2008. Vol. II. P. 979.

8. Юань Мяо-цзун Х^ж. Тайное и наиважнейшее из наиболее подлинного, [полученного] от Высочайшего, для помощи стране и спасения людей (Тай шан чжу го цзю минь цзун чжэнь би яо ^iftlHÄ^&SÄffiiS) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ШШ): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. ЛМ: ФЖЖШ±, 2004. Т. 30. С. 313-386.

9. Дэн Ю-гун Правильный ритуал Сердца Небес [по традиции учения] Высшей чистоты (Шанцин тянь синь чжэн фа iM^^ŒS) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ ШШ): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. ЛМ: ^ЖЖШ±, 2004. Т. 30. С. 245-281.

10. Правильный ритуал Сердца Небес [владыки] Северного предела [по традиции учения] Высшей чистоты (Шанцин бэй цзи тянь синь чжэн фа iM^tÂ^'^Œffi) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ШШ): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. ЛМ: ^ЖЖШ±, 2004. Т. 30. С. 282-294.

11. Жао Дун-тянь Ш'/й^. Свод законов для демонов, начертанный небесными письменами на костном мозге [по традиции учения] Высшей чистоты (Шанцин гу суй лин вэнь гуй люй iM^^B ^Äft) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ШШ): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. ЛМ: ФЖЖШ±, 2004. Т. 30. С. 295-307.

12. Лу Ши-чжун Великий ритуал из Нефритового зала Трех Небес [переданный] Сокровенным Изначальным из Беспредельно-высокого (У-шан сюань юань сань тянь юй тан да фа ^i^

// Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ШШ): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. ЛМ: ^ЖЖШ±, 2004. Т. 30. С. 387-506.

13. Davis E. Society and the Supernatural in Song China. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2001. 356 p.

14. Филонов С. В. Ранний даосизм: поиск методологической целостности // Религиоведение. 2009. № 3. C. 56-69.

15. Лю Чу-сюань ЯШЙ. Собрание поэтических произведений «Радость Небожителей-сяней» (Сянь лэ цзи ШШШШ) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ШШ): в 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. ИМ: ФЖ&Шк, 2004. Т. 26. С. 559-591.

16. Eskildsen S. The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters. SUNY press, 2004. 274 p.

17. Ли Шоу-цзу Записи о монастыре, где почитают Совершенных (Чунчжэньгуань цзи ^ЖШнй) // Ван Цзун-юй (сост.). Новое издание надписей на каменных стелах школы Цюаньчжэнь эпох Цзинь и Юань (Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо ши кэ синь бянь ^.^^ЖШ^ШШШ). Пекин: Пекин дасюэ чубаньшэ 2005. С. 100.

Статья поступила в редакцию 2 ноября 2017 г.; рекомендована в печать 26 июня 2018 г.

Контактная информация:

Белая Ирина Витальевна — канд. филос. наук, независимый исследователь; belaya-irina@rambler.ru

Зельницкий Александр Дмитриевич — канд. филос. наук, ст. преподаватель; taigong@yandex.ru "The rectifying rites of the Heart of Heaven"

(Tian xin zheng fa): It's history, content and place in 10th-13th century's Daoism

I. V. Belaya1, A. D. Zelnitskiy2

1 Independent researcher, Kursk, Russian Federation

2 St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Belaya I. V., Zelnitskiy A. D. "The rectifying rites of the Heart of Heaven" (Tian xin zheng fa): It's history, content and place in 10th-13th century's Daoism. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, 2018, vol. 34, issue 4, pp. 611-623. https://doi.org/ 10.21638/spbu17.2018.413 (In Russian)

The article is deals with the history and specific features of the school of the "Heart of Heaven" (Tianxin pai — religious Daoist tradition of the 10th century. The main reason for

its popularity was the specialization of the exorcist rituals. The teaching of "Tianxing pai" became an integral part of the later Daoist movements. The goal of the study is to give a holistic view of the "Tianxin pai". With the content and contextual analysis to consider the history of this teaching and to assess the role of Tan Zixiao in its creation; to distinguish its doctrine in the religious and philosophical representations; consider the content of the therapeutic ritual Tianxin zhengfa and structure its algorithm. As a result of the research it was es-

tablished that the personality of Tan Zixiao as the founder of the tradition is semi-legendary. The popularity of this school was ensured by the belief that its rituals can protect the country. Its followers believed in the healing power of the Sun, the Moon and the Big Dipper and the opportunity to seek help in fighting demons to the Tianpeng, Heisha and Xuanwu through special rituals. The algorithm of healing rituals of "Tianxin" fully corresponded to the paradigm of Daoist "ritual bureaucracy". In addition to the therapeutic component, the rituals of the "Tianxin pai" had a similar traditional Daoist soteriological content, which enabled to gain them popularity at the court and the Daoist schools of subsequent eras.

Keywords: China, Daoism, School of the Heart of Heaven, Rectifying Rites of the Heart of Heaven, Tianxin zhengfa.

References

1. Filonov, S. V. (2011), Zolotye knigi i nefritovye pis'mena: daosskie pis'mennye pamiatniki III-VI vv. [Golden Scriptures and Jade Script: Taoist Written Sources of the 3rd-6th Centuries], St. Petersburg Centre for Oriental Studies Publishers, St. Petersburg, Russia.

2. Filonov, S. V. (2015), "Concept of Penance and its Terminological Thesaurus in Early Taoist Scriptures", available at: https://jinshu.amursu.ru/images/pdf/SF_2015_02.pdf (Accessed 7 November 2017).

3. Skar L. (2004), "Ritual Movement, Deity Cults, and the Transformation of Daoism in Song and Yuan Times", in Kohn, L. (ed.), Daoism Handbook, in 2 vols., vol. I, Brill, Boston-Leiden, Holland-USA, pp. 413465.

4. Matsumoto Koichi (2015), "Daoism and Popular Religion in the Song", in John Lagerwey & Pierre Marsone (ed.), Modern Chinese Religion, in 2 vols., vol. I, Song—Liao—Jin—Yuan (960-1368 AD), Brill, Boston-Leiden, Holland-USA, pp. 285-327.

5. Filonov, S. V. (2010), Vvedenie v daologiiu [Introduction to Daoist Studies], textbook, Amur State University Press, Blagoveshchensk, Russia.

6. Andersen, P. (2008), "Heisha" in Pregadio, F. (ed.), The Encyclopedia of Taoism, in 2 vols., vol. I, Rout-ledge, London-New York, UK-USA, pp. 478-479.

7. Yamada Toshiaki (2008), "Tianpeng zhou" in Pregadio, F. (ed.), The Encyclopedia of Taoism, in 2 vols., vol. II, Rutledge, London—New York, UK-USA, p. 979.

8. Yuan Miao-zong (2004), "Tai shang zhu guo jiu min zong zhen bi yao" [Secret Essentials of the Totality of the Perfected for Assisting the State and Saving the People, in the Most High Tradition], in Zhonghua dao zang (China Daoist Canon), in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 313-386.

9. Deng You-gong (2004), "Shangqing tian xin zheng fa" [Rectifying Rites of the Heart of Heaven, in the Supreme Purity Tradition], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 245-281.

10. "Snagqing bei ji tian xin zheng fa" [Rectifying Rites of the Heart of Heaven of the Northern Pole, in the Supreme Purity Tradition], (2004), in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 282-294.

11. Rao Dong-tian (2004), "Shangqing gu sui ling wen gui lu" [Demon-code of the Numinous Writ of Bone-Marrow, in the Supreme Purity Tradition], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 295-307.

12. Lu Shi-zhong (2004), "Wu shang xuan yuan san tian yu tang da fa" [Great Method of the Jade Hall of the Three Heavens, of the Supreme Mysterious Origin], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 30, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 387-506.

13. Davis, E. (2001), Society and the Supernatural in Song China, University of Hawai'i Press, Honolulu, USA.

14. Filonov, S. V. (2009), "Early Taoism: Looking for Methodological Integrity", Religiovedenie, no. 3, pp. 56-69.

15. Liu Chu-xuan (2004), "Xian le ji" [Anthology on Immortal Bliss], in Zhonghua dao zang [China Daoist Canon], in 48 vols., vol. 26, Huaxia chubanshe, Beijing, China, pp. 559-591.

16. Eskildsen, S. (2004), The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters, SUNY press, New York, USA.

17. Li Shou-zu (2005), "Chongzhenguan ij" [Records about the Monastery Where the Perfect are Honored], in Wang Zong-yu (ed.). Jin Yuan Quanzhen jiao shike xinbian [New Edition of the Records on the Stone Steles of Quanzhen school of the Jin and Yuan Dynasties], Beijing daxue chubanshe, Beijing, China, p. 100.

Received: November 2, 2017 Accepted: June 26, 2018

Author's information:

Irina V. Belaya — PhD; belaya-irina@rambler.ru

Alexander D. Zelnitskiy — PhD, Senior lecturer; taigong@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.