Научная статья на тему 'Правильная этикетка – залог успешных продаж'

Правильная этикетка – залог успешных продаж Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
275
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / маркировка / потребительские свойства / продвижение товара / уровень качества маркировки / labeling / consumer properties / product promotion / competitiveness / level of labeling quality

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Резниченко Ирина Юрьевна, Тихонова Ольга Юрьевна, Сельская Ирина Леонтьевна

Установлено, что грамотно выполненная маркировка товара, информирующая потребителя о его свойствах, основных характеристиках и отличительных особенностях, способствует успеху продаж и повышению конкурентоспособности товара. Степень информированности потребителя о характеристиках приобретаемой продукции является залогом «порядочности» отношений между производителем и конечным покупателем, выгодной обеим сторонам. На сегодняшний день стала актуальной проблема не только в достоверности и достаточности информации, но и в ее легкочитаемости. Потребитель все чаще сталкивается с ситуацией, когда маркировка есть, но прочесть ее невозможно. В этой связи маркировке отводят важную роль, что отражается в принятии изменений к ТР ТС 022 / 2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Проект нового регламента предполагает уделить особое внимание таким показателям маркировки пищевой продукции, как размер шрифта, а также контрастность основного фона и цвета шрифта. Следует отметить, что маркировка пищевой продукции, являясь ее единственным информационным показателем, в некачественном исполнении существенно снижает конкурентоспособность продукции, а также не удовлетворяет запрос потребителей на получение достаточной, достоверной и доступной информации о товарах, реализуемых на рынке. В статье определены основные товароведные характеристики продуктов, представленных на потребительском рынке Кузбасса, проведена оценка информационной составляющей маркировки. Кроме того, отдельное внимание было уделено анализу качества исполнения маркировки, установлению уровня качества маркировки с учетом коэффициентов весомости, выявленных авторами в предыдущих исследованиях. По результатам была разработана этикетка, отвечающая требованиям нормативной документации в отношении перечня информационных данных, а также условиям легкочитаемости и контрастности текста и основного фона маркировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correct label – key to successful sales

It has been established that well-executed labeling of goods, informing consumers about its properties, main characteristics and distinctive features, contributes to the success of the sale and increase the competitiveness of the goods. The degree of consumer awareness of the characteristics of the purchased products is the key to the «decency» of the relationship between the manufacturer and the end customer, beneficial to both parties. To date, the problem has become topical not only in the reliability and sufficiency of information, but also in its readability. The consumer is increasingly faced with a situation where there is a label, but it is impossible to read it. In this regard, the labeling plays an important role, which is reflected in the adoption of changes to the TS CU 022 / 2011 «Food products in terms of its labeling». The draft of the new regulations proposes to pay special attention to such indicators of food labeling as font size, as well as the contrast of the main background and font color. It should be noted that the labeling of food products, being its only information indicator, in poor-quality performance significantly reduces the competitiveness of products, and also does not satisfy the consumer's request for obtaining sufficient, reliable and accessible information about goods sold on the market. The article identifies the main commodity characteristics of products represented on the consumer market of Kuzbass, assesses the information component of the labeling. In addition, special attention was paid to the analysis of the quality of labeling performance, the establishment of the level of labeling quality, taking into account the weighting factors identified by the authors in previous studies. Based on the results, a label was developed that meets the requirements of the regulatory documentation regarding the list of information data, as well as the conditions for easy readability and contrast of the text and the main background of the labeling.

Текст научной работы на тему «Правильная этикетка – залог успешных продаж»

УДК: 621.795.2:621.795.8:65.42/.44(045) DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10097

Правильная этикетка - залог успешных продаж

И.Ю. Резниченко, д-р техн. наук, профессор Кемеровский государственный университет О.Ю. Тихонова, канд. техн. наук

Кемеровский университет - филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова И.Л. Сельская, канд. экон. наук ПАО «Кемеровский ЦУМ»

Реферат

Установлено, что грамотно выполненная маркировка товара, информирующая потребителя о его свойствах, основных характеристиках и отличительных особенностях, способствует успеху продаж и повышению конкурентоспособности товара. Степень информированности потребителя о характеристиках приобретаемой продукции является залогом «порядочности» отношений между производителем и конечным покупателем, выгодной обеим сторонам. На сегодняшний день стала актуальной проблема не только в достоверности и достаточности информации, но и в ее легкочитаемости. Потребитель все чаще сталкивается с ситуацией, когда маркировка есть, но прочесть ее невозможно. В этой связи маркировке отводят важную роль, что отражается в принятии изменений к ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Проект нового регламента предполагает уделить особое внимание таким показателям маркировки пищевой продукции, как размер шрифта, а также контрастность основного фона и цвета шрифта. Следует отметить, что маркировка пищевой продукции, являясь ее единственным информационным показателем, в некачественном исполнении существенно снижает конкурентоспособность продукции, а также не удовлетворяет запрос потребителей на получение достаточной, достоверной и доступной информации о товарах, реализуемых на рынке. В статье определены основные товароведные характеристики продуктов, представленных на потребительском рынке Кузбасса, проведена оценка информационной составляющей маркировки. Кроме того, отдельное внимание было уделено анализу качества исполнения маркировки, установлению уровня качества маркировки с учетом коэффициентов весомости, выявленных авторами в предыдущих исследованиях. По результатам была разработана этикетка, отвечающая требованиям нормативной документации в отношении перечня информационных данных, а также условиям легкочитаемости и контрастности текста и основного фона маркировки.

Ключевые слова

конкурентоспособность, маркировка, потребительские свойства, продвижение товара, уровень качества маркировки Цитирование

Резниченко И.Ю., Тихонова О.Ю., Сельская И.Л. (2019) Правильная этикетка - залог успешных продаж // Пищевая промышленность. 2019. № 7. С. 19-24.

Correct label - key to successful sales

I.Yu. Reznichenko, Doctor of Technical Sciences, Professor Kemerovo State University

0.Yu. Tichonova, Candidate of Technical Sciences

Kemerovo University - a branch of Russian Economic University named after G.V. Plekhanov

1.L. Selskaya, Candidate of Economic Sciences JSC «Kemerovo TSUM»

Abstract

It has been established that well-executed labeling of goods, informing consumers about its properties, main characteristics and distinctive features, contributes to the success of the sale and increase the competitiveness of the goods. The degree of consumer awareness of the characteristics of the purchased products is the key to the «decency» of the relationship between the manufacturer and the end customer, beneficial to both parties. To date, the problem has become topical not only in the reliability and sufficiency of information, but also in its readability. The consumer is increasingly faced with a situation where there is a label, but it is impossible to read it. In this regard, the labeling plays an important role, which is reflected in the adoption of changes to the TS CU 022/2011 «Food products in terms of its labeling». The draft of the new regulations proposes to pay special attention to such indicators of food labeling as font size, as well as the contrast of the main background and font color. It should be noted that the labeling of food products, being its only information indicator, in poor-quality performance significantly reduces the competitiveness of products, and also does not satisfy the consumer's request for obtaining sufficient, reliable and accessible information about goods sold on the market. The article identifies the main commodity characteristics of products represented on the consumer market of Kuzbass, assesses the information component of the labeling. In addition, special attention was paid to the analysis of the quality of labeling performance, the establishment of the level of labeling quality, taking into account the weighting factors identified by the authors in previous studies. Based on the results, a label was developed that meets the requirements of the regulatory documentation regarding the list of information data, as well as the conditions for easy readability and contrast of the text and the main background of the labeling.

Key words

labeling, consumer properties, product promotion, competitiveness, level of labeling quality Citation

Reznichenko I.Yu., Tichonova O.Yu., Selskaya I.L. (2019) Correct label - key to successful sales // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost. 2019. № 7. P. 19-24.

Продвижение товара на рынке - сложный процесс, учитывающий различные факторы и рассматриваемый с позиций маркетинга, экономики и управления, товароведения. Маркировка товара в настоящее время рассматривается не только как фактор, сохраняющий качество товара, но и как элемент в системе управления качеством продукции.

Маркировка товара - один из показателей качества, соответствие которого устанавливается нормативными документами в первую очередь, и регламентированные показатели маркировки указываются производителями на этикетке товара согласно требований ТР ТС 022

[1]. В настоящее время в качестве общих требований к маркировке выделяют достоверность, доступность и достаточность

[2]. Эти требования включают в себя составляющие компоненты, образующие целый ряд специфичных требований: четкость текста и иллюстраций, наглядность, однозначность текста, достоверность относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения, использование несмываемых красителей и сохраняемость при транспортировке, хранении и реализации товаров. На сегодняшний день на рынке появляется все больше новых товаров, на которые наносится маркировка в самом разнообразном исполнении, не всегда удовлетворяющая потребительскому спросу на информацию о товаре. Авторами ранее выявлены потребительские критерии относительно информации, указанной на этикетке, и важные для потребителей при покупке пищевых продуктов: доступность информации на этикетке, отсутствие информации рекламного характера, контрастность шрифта, отсутствие дублирующей информации, данные о полезных свойствах продукта [3, 4]. Эффективность использования при оценке маркировки пищевых продуктов представленных критериев была оценена с точки зрения социального эффекта как результата, который получит общество при удовлетворении спроса на информацию о товаре при его выборе среди аналогичных товаров. При одинаковой цене и качестве товара потребитель выберет тот товар, о котором получит доступную информацию, вынесенную на маркировку [5].

Цель работы - исследование качества образцов продукции, оценка их маркировки: анализ информации, представленной на этикетке, и установление уровня качества маркировки, разработка проекта маркировки с учетом результатов оценки.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Установить соответствие информации, представленной на этикетке, требованиям

ТР ТС 022/2011, ГОСТ Р 51074-2003 [6], ГОСТ 34113-2017.

2. Провести анализ упаковки образцов на соответствие требованиям ГОСТ 34113-2017.

3. Установить уровень качества маркировки представленных образцов продукции.

4. Провести оценку органолептических показателей качества образцов.

5. Разработать проект маркировки для образцов продукции с учетом результатов оценки.

Объекты исследования. Объектами исследования являлись образцы пищевой продукции: варенье из вишни (№ 1), варенье из шишки сосновой (№ 2), смородина и облепиха, протертые с сахаром (№ 3), клюква и рябина, протертые с сахаром (№ 4). Фотографии образцов приведены на рисунке.

При обработке данных применяли следующие методы: систематизации и анализа существующей нормативной, законодательной и научной информации; расчетный для определения уровня качества маркировки; регистрационный для установления соответствия представленной информации требованиям нормативных документов. Анализ упаковки и маркировки проводили визуальным методом. При оценке органолептических показателей качества руководствовались требованиями ГОСТ 34113-2017 «Варенье. Общие технические условия», ГОСТ 22371 «Консервы. Плоды и ягоды протертые и дробленые. Технические условия».

Результаты и их обсуждение. Первоначально устанавливали соответствие представленной на этикетке информации требованиям нормативных документов: ТР ТС 022/2011, ГОСТ Р 51074-2003, ГОСТ 34113-2017. Результаты оценки представлены в табл. 1 и 2.

В результате оценки информации, представленной на этикетке, выявлено, что в целом она представлена в необходимом объеме.

Однако у образца варенья из вишни наблюдается нечитаемость указания на нормативный документ, в соответствии с которым продукт изготовлен и может быть идентифицирован.

Кроме того, в обоих случаях отмечена неточность указаний на вид сырья, из которого был произведен продукт. На основании ГОСТ 34113-2017 варенье может быть изготовлено и из свежих, и из замороженных ягод, поэтому в маркировке необходимо точное указание, из какого именно сырья в данном случае продукт был изготовлен. Производитель указал сразу оба варианта, что может быть воспринято как введение в заблуждение потребителя в отношении сырья, что не соответствует требованиям нормативной документации.

Маркировка образцов ягод с сахаром соответствует требованиям нормативных документов и содержит всю необходимую информацию. В отношении вида используемого сырья также имеется нарушение, как в предыдущих образцах.

На следующем этапе устанавливали соответствие упаковки образцов требо-

Таблица 1

Характеристика маркировки образцов варенья

Наименование показателя Характеристика образцов варенья

по ТР ТС 022/2011 № 1 № 2

Наименование пищевой продукции Варенье из вишни Варенье из шишки сосновой нестерилизованное

Состав пищевой продукции Ягоды вишни без косточек (свежая или замороженная), сахар, сорбат калия Сахар, сосновая шишка (свежая или замороженная), вода

Пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, Сорбат калия Отсутствуют

ингредиенты продуктов нетрадиционного состава Товарный знак Количество пищевой продукции Отсутствует 100 г Отсутствует 120 г

Дата изготовления пищевой продукции 21.08.2018 24.09.2018

Срок годности продукции 12 мес. 12 мес.

Условия хранения При температуре от 0 до 18 °С и относительной влажности воздуха не более 75% При температуре от 2 до 25 °С и относительной влажности воздуха не более 75%

Наименование и место нахождения изготовителя ПЗПО «Нива», Россия, 653002, Кемеровская обл., г. Прокопьевск, ул. Грунтовая, 17 ПЗПО «Нива», Россия, 653250, Кемеровская обл., Прокопьевский район, с. Трудармейское, ул. Вокзальная, 11

Рекомендации по использованию Показатели пищевой ценности После вскрытия хранить в прохладном месте Углеводы - 60 г Энергетическая ценность -240 ккал После вскрытия хранить при температуре от 2 до 4 °С Углеводы - 68 г Энергетическая ценность -272 ккал

Сведения о наличии ГМО Единый знак обращения продукции на рынке Отсутствуют Присутствует Отсутствуют Присутствует

Сведения о нормативном документе, в соответствии с которыми произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция Не читается, но написано ТУ 9163-001-93127510-2014

Таблица 2

Характеристика маркировки образцов ягод протертых с сахаром

Наименование показателя по TP ТС 022/2011

№ 3

Характеристика образцов

№ 4

Наименование пищевой продукции

Состав пищевой продукции

Смородина и облепиха протертые с сахаром

Ягода смородина и облепиха (свежая или замороженная), сахар, сорбат калия

Пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава Товарный знак

Количество пищевой продукции Дата изготовления пищевой продукции

Срок годности продукции Условия хранения

наименование и место нахождения изготовителя

Рекомендации по использованию

Показатели пищевой ценности

Сведения о наличии ГМО Единый знак обращения продукции на рынке

Сведения о нормативном документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция

Сорбат калия

Отсутствует 100 г

16.08.2018

12 мес. При температуре от 0 до 18 °С и относительной влажности воздуха не более 75% ПЗПО «Нива», Россия, 653002, Кемеровская обл., г. Прокопьевск, ул. Грунтовая, 17 После вскрытия хранить в прохладном месте Углеводы - 68 г Энергетическая ценность -272 ккал

Отсутствуют

Присутствует

Клюква и рябина протертые с сахаром Клюква (свежая или замороженная), рябина черноплодная (свежая или замороженная), сахар, сорбат калия

Сорбат калия

Отсутствует 100 г

26.09.2018

12 мес. При температуре от 0 до 18 °С и относительной влажности воздуха не более 75% ПЗПО «Нива», Россия, 653002, Кемеровская обл., г. Прокопьевск, ул.

Грунтовая, 17 После вскрытия хранить в прохладном месте Углеводы - 68 г Энергетическая ценность

- 272 ккал

Отсутствуют

Присутствует

ТУ 9163-002-93127510-2015 ТУ 9163-002-93127510-2015

ваниям, к ней предъявляемым. В результате оценки упаковки образцов было установлено, что все образцы упакованы в стеклянные банки с герметично и плотно пригнанными закручивающимися крышками. Упаковка всех образцов была чистая, целая и неповрежденная, вместимостью 100 мл. Данный вид потребительской упаковки разрешен для фасования варенья и соответствует требованиям ГОСТ 34113-2017.

Далее проводили оценку уровня качества исполнения маркировки представленных образцов. В качестве коэффициентов весомости (Кв) использовали значения, предложенные авторами в методике расчета и определенные экспертным методом [6]. Результаты представлены в табл. 3.

В результате оценки отмечено, что у всех образцов зафиксирован мелкий размер шрифта: высота и ширина - менее 1 мм. Это в значительной степени снижает качество маркировки, делая ее неконкурентоспособной. Исследуемая продукция позиционируется производителем как изделия высшего качества, что подтверждает ценовой сегмент образцов. Однако потребитель не сможет судить о качестве продукции, поскольку маркировка из-за размера шрифта для прочтения недоступна. Оценочный балл в данном случае был снижен до минимально возможного.

Также степень контрастности при таком минимальном размере шрифта не обеспечивает читаемости текста [7]. Цвета, подобранные производителем для исполнения маркировки, не являются полярными и соответственно не обеспечивают предельной контрастности. Кроме того, можно отметить, что в данном случае имеет место положительная индукция цветов, при которой выбранный темно-малиновый цвет в образце № 1 в качестве основного фона оказывает влияние на степень контрастности при сопоставлении с черным текстом, при этом текст становится еще менее четким. Ту же ситуацию можно отметить в образцах № 3 и 4, в которых также невозможно прочитать текст при данном размере шрифта и степени контрастности.

Образец № 2 отмечен как самый неудовлетворительный, поскольку в качестве основного фона выбран темно-зеленый цвет с рисунком (сосновые шишки) по всей поверхности. Шрифт отображен белым цветом, размером менее 1 мм (высота и ширина). При данных условиях читаемость маркировки в принципе утрачена при любых условиях освещения [8]. Также однозначность информации, представленной в маркировке, вызывает сомнения, поскольку производитель не указал точно, из какого сырья продукция произведена. Это также может сказаться на доверии потребителя к данному продукту и снижает его конкурентоспособ-

Таблица 3

Результаты оценки уровня качества маркировки

Критерий оценки Кв Варенье из вишни Варенье из шишки сосновой нестерилизо-ванное Смородина и облепиха протертые с сахаром Клюква и рябина протертые с сахаром

Свойства назначения (0,40)

1.1 Наличие базовой информации 0,17 1 4 4 4

1.2 Наличие дублирующей информации 0,02 5 5 5 5

1.3 Наличие дополнительной инфор- 0,07 5 5 5 5

мации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4 Информационная однозначность 0,14 4 4 4 4

Общий балл по группе 0,40 18 18 18 18

2 Свойства надежности (0,11)

2.1 Сохраняемость маркировки 0,11 4 4 5 4

Общий балл по группе 0,11 4 4 5 4

3 Эргономические свойства (0,38)

3.1 Доступность расположения 0,13 5 5 5 5

3.2 Восприятие маркировки (цвет фона и шрифта) 0,12 3 2 3 3

3.3 Размер шрифта 0,13 2 2 2 2

Общий балл по группе 0,38 10 9 10 10

4 Эстетические свойства (0,11)

4.1 Свойственность оформления 0,06 5 5 5 5

4.2 Качество оформления 0,05 5 5 5 5

Общий балл по группе 0,11 10 10 10 10

Комплексный показатель 1,0 42 41 43 42

Результаты с учетом коэффициентов весомости Таблица 4

Критерий оценки Кв Варенье из вишни Варенье из шишки сосновой не-стерилизованное Смородина и облепиха протертые с сахаром Клюква и рябина протертые с сахаром

Наличие базовой информации (с требованиями НД) 0,17 0,68 0,68 0,68 0,68

Наличие дублирующей информации 0,02 0,1 0,1 0,1 0,1

Наличие дополнительной информа- 0,07 0,35 0,35 0,35 0,35

ции

Информационная однозначность 0,14 0,56 0,56 0,56 0,56

Сохраняемость маркировки 0,11 0,44 0,44 0,55 0,44

Доступность расположения 0,13 0,65 0,65 0,65 0,65

Восприятие маркировки (цвет фона и шрифта) 0,12 0,36 0,24 0,36 0,36

Размер шрифта 0,13 0,26 0,26 0,26 0,26

Свойственность оформления 0,06 0,30 0,30 0,30 0,30

Качество оформления 0,05 0,25 0,25 0,25 0,25

Комплексный показатель 1,0 3,95 3,83 4,06 3,95

ность в отношении полноты информации, вынесенной на этикетку.

На следующем этапе рассчитывали оценочный балл по каждому образцу с учетом используемых коэффициентов весомости (табл. 4).

наибольший оценочный балл получил образец № 3 (Смородина и облепиха протертые с сахаром), он составил 4,06, наименьший балл получил образец № 2 (Варенье из шишки сосновой нестерили-зованное). Остальные образцы в данной оценке имели средние результаты.

Далее устанавливали уровень качества по шкале, представленной в табл. 5.

В результате проведенной оценки установлено, что только образец № 3 (Смородина и облепиха протертые с сахаром) может быть допущен к реализации, хотя образец и не получил высшего балла. Также это позволяет данной маркировке присутствовать в балльной оценке товара как критерия. однако по данному образцу можно дать следующие рекомендации:

- увеличить размер шрифта до 8-го кегля;

- изменить основной фон - в данном случае сам цвет можно оставить, достаточно будет взять его более светлые оттенки;

- убрать из основной маркировки рисунок - в данном случае его можно поместить на крышке самой банки;

- уточнить вид сырья;

- разместить этикетку с маркировкой по всей окружности банки, что увеличит ее площадь и тем самым позволит нанести текст шрифтом в необходимом размере;

- для нанесения информации использовать пропорциональные шрифты с засечками, начертания Normal (обычный), максимальной насыщенности, умеренно контрастный.

Остальные образцы получили 3-й уровень качества маркировки, что не позволяет им находиться в реализации, поскольку по показателю маркировки они не соответствуют требованиям нормативных документов в отношении легкочитае-мости текста.

Для образцов № 1 и 4 рекомендации те же, что в предыдущем образце. Для образца № 2 можно отметить смену основного фона маркировки без использования рисунка, поскольку рисунок будет мешать прочтению информации при любом его оттенке. Как уже было сказано, рисунок может быть помещен на крышку упаковки. Также было установлено, что необходимо указывать вид сырья и способ приготовления продукта, информация о данных признаках отсутствует у образцов № 1 и 2.

У образцов № 3 и 4 указан вид продукции (протертая с сахаром), но не указано, из какого сырья произведена продукция -из свежего или замороженного.

на образцах № 1 и 2 указаны в условиях хранения температура от 0 до 18 °С (№ 1) и температура от 2 до 25 °С (№ 2), со-

Уровень качества маркировки исследуемых образцов продукции

Таблица 5

Наименование образца Общий балл по оценке Уровень качества Характеристика результатов оценки

1. Варенье из вишни 3,95 3 Маркировка является условно допустимой, только после обязательной доработки и повторной оценки по той же схеме допускается в реализацию. Товар с такой маркировкой не допускается для дальнейшей оценки качества по балльной системе, если в балльных шкалах маркировка используется как показатель

2. Варенье из шишки сосновой нестерилизо- 3,83 3 Маркировка является условно допустимой, только после обязательной доработки и повторной оценки по той же схеме допускается в реализацию. Товар с такой маркировкой не допускается для дальнейшей оценки качества по балльной системе, если в балль-

ных шкалах маркировка используется как показатель

3. Смородина и облепиха протертые с сахаром 4,06 4 Качество маркировки является хорошим, товар с такой маркировкой допускается в реализацию, с рекомендацией в доработке маркировки. Товар с такой маркировкой допускается для дальнейшей оценки качества по балльной системе

4. Клюква и рябина протертые с сахаром 3,95 3 Маркировка является условно допустимой, только после обязательной доработки и повторной оценки по той же схеме допускается в реализацию. Товар с такой маркировкой не допускается для дальнейшей оценки качества по балльной системе, если в балльных шкалах маркировка используется как показатель

Характеристика органолептических показателей образцов варенья

Таблица 6

Показатель

Характеристика по ГОСТ 34113-2017

Характеристика образцов

№ 1

№ 2

Внешний вид

Консистенция

Вкус и запах

Цвет

Уваренные, равномерно распределенные в густом сахарном сиропе целые или нарезанные фрукты (овощи) или их смеси, однородные по степени зрелости и величине, сохранившие свою

форму, неразваренные, несморщенные: косточковые плоды мелкоплодные (вишня) с косточкой или без косточки. Допускается: наличие неравномерных по величине ягод, плодов вишни; в варенье из вишни без косточек: наличие плодов с косточкой не более 5% по массе, а также единичные косточки. Не допускается: наличие дробленых косточек, засахаривание варенья

Сироп густой, нежелированный. Допускается легкое желирова-ние сиропа. Фрукты и овощи, хорошо проваренные, но неразваренные и нежесткие

Приятные, свойственные использованному сырью, прошедшему тепловую обработку. из которого изготовлено варенье. Вкус сладкий или кисло-сладкий. Допускается наличие легкого привкуса уваренного продукта (карамелизованного сахара) в варенье из сухофруктов. Не допускаются посторонние привкус и запах

Однородный, соответствующий цвету фруктов или овощей, прошедших тепловую обработку, из которых изготовлено варенье.

Уваренные, равномерно распределенные в густом сахарном

сиропе целые, сохранившие свою форму плоды вишни, не-разваренные, несморщенные, без наличия дробленых косточек, с присутствием косточек не более 5% по массе, без следов засахаривания

Сироп густой, нежелированный, вишня хорошо проваренная, нежесткая

Приятные, свойственные сырью, вкус кисло-сладкий, без посторонних привкусов и запахов.

Однородный, приятный, соответствующий цвету вишни

Уваренные, равномерно распределенные в густом сахарном сиропе целые, сохранившие свою форму плоды шишки сосновой, неразваренные, несморщенные, без наличия примесей и без следов засахаривания

Сироп густой, нежелиро-ванный

Свойственные сырью, вкус кисло-сладкий

Однородный, приятный, темно-коричневый, соответствующий сырью

Органолептические показатели качества ягод протертых с сахаром

Показатель Характеристика по ГОСТ 22371 Характеристика образцов

№ 3 № 4

Внешний вид и консистенция Однородная протертая масса плодов или ягод без косточек, остатков семенных гнезд и плодоножек, растекающаяся на горизонтальной поверхности Однородная протертая масса ягод без косточек, остатков семенных гнезд и плодоножек, растекающаяся на горизонтальной поверхности Однородная протертая масса ягод без косточек, остатков семенных гнезд и плодоножек, растекающаяся на горизонтальной поверхности

Вкус и запах Кисловато-сладкий, приятный, свойственный данным плодам, ягодам или их смесям, из которых они изготовлены. Не допускается посторонние привкус и запах Приятный, свойственный, без посторонних привкусов и запахов Приятный, кисло-сладкий, без посторонних привкуса и запаха

Цвет Соответствующий плодам, ягодам или их смесям, из которых изготовлены консервы Темно-смородиновый, однородный, соответствующий смеси ягод Однородный, соответствующий цвету клюквы и рябины

гласно требованиям ГОСТ 34113 варенье стерилизованное, фасованное в стеклянные банки, хранят при температуре от 0 до 25 °С. Отсутствуют данные об отличительных особенностях продукции, кото-

рые в настоящее время важны потребителю.

Установленные недостатки не позволяют судить о конкурентоспособности образцов 1, 2 и 4, поскольку в оценке качества мар-

кировки данные образцы получили 3-й уровень качества, при котором продукт не может находиться в реализации, так как не исполняется требование к информационному показателю качества. Кроме того, маркировка этих образцов негативно сказывается на конкурентоспособности самой продукции. Высокое качество этих товаров, заявленное производителем, также не может быть оценено потребителем через информационный показатель вследствие его нечитаемости.

Образец № 3 получил 4-й уровень качества продукции, что допускает его к реализации, а также определяет как конкурентоспособный. Однако следует отметить, что в отношении данного образца целесообразно произвести корректировку маркировки с учетом выявленных недостатков. Это позволит повысить уровень качества маркировки, а также конкурентоспособность и качество самого продукта. Согласно ГОСТ 34113 варенье по технологии изготовления подразделяется

Таблица 7

на стерилизованное (пастеризованное) и нестерилизованное в зависимости от используемого сырья: из свежего сырья, быстрозамороженного или сушеного. Плоды и ягоды с сахаром (ГОСТ 223171) могут

современные технологии упаковки продуктов

тема номера

Варенье из вишни. 100 г. Дата изготовления 21.08.2018. Срок годности 12 мес.

Состав: ягоды вишни без косточек свежие, сахар, сорбат калия. Пищевая ценность, г/100 г:

углеводы - 68; пищевые волокна - 1,6; витамины и минеральные вещества (мг/100 г):

каротин - 90, В, - 0,03, В2 - 0,03, РР - 0,4, калий - 256, магний - 26, кальций - 37, обладает

антиоксидантыми свойствами, энергетическая ценность - 272 ккал.

Изготовитель: ПЗПО «Нива», Россия, 653250, Кемеровская обл., Прокопьевский район,

с. Трудармейское, ул. Вокзальная, 11. Хранить при t от 0 до 25 °С и относительной влажности воздуха

не более 75% Противопоказания: индивидуальная непереносимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Проект этикетки для образца варенья

быть изготовлены протертыми или дроблеными.

Следующий этап исследований включал анализ органолептических показателей качества образцов на соответствие требованиям нормативных документов. Данные по оценке качества образцов варенья приведены в табл. 6.

В результате полученных данных установлено, что по всем показателям образцы варенья соответствовали требованиям нормативного документа, обладали приятным вкусом и запахом, хорошим внешним видом и консистенцией.

Характеристика органолептических показателей качества ягод протертых с сахаром представлена в табл. 7.

По органолептическим показателям образцы ягод протертых с сахаром полностью соответствовали требованиям нормативного документа и обладали высокими вку-соароматическими характеристиками.

Таким образом, установлено, что образцы характеризуются соответствующими органолептическими показателями качества, изготовлены из натурального местного растительного сырья, без применения синтетических красителей и ароматизаторов.

На заключительном этапе был смоделирован шаблон маркировки с учетом результатов проведенной оценки (содержательная часть, средний уровень рекомендуемого размера шрифта - 8-й кегль, увеличение площади маркировки, удаление рисунка из основной маркировки) - рис. 2.

В отношении обеспечения контрастности в качестве основного фона можно выбрать более светлый оттенок уже существующего цвета этикетки (темно-малиновый).

Выводы. Маркировка пищевых продуктов с указанием не только информации о пищевой ценности, но и об эффективности входящих в состав пищевых и биологи-

чески активных веществ будет способствовать продвижению пищевых продуктов для здорового питания на потребительском рынке, тем самым улучшая качество жизни людей. Кроме того, качество исполнения маркировки в части ее легкочитаемости также будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности продукции на потребительском рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [Электронный ресурс] -Режим доступа URL: http:// www.vniis.ru / publications / detail /2279.

2. Николаева, М.А. Средства информации о товарах / М.А. Николаева, Л.В. Карташова, М.А. Положишникова. - М.: Экономика, 1997. -176 с.

3. Резниченко, И.Ю. Влияние маркировки на конкурентоспособность товара/И.Ю. Резниченко [и др.] // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. -2016. - № 2 (37). - С. 113-119.

4. Тихонова, О. Ю. Разработка потребительских критериев для оценки качества маркировки пищевых продуктов / О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко // Research Journal of International Studies, Ч. 3. - Екатеринбург, 2013. - № 8-3 (15). - С. 73-77.

5. Тихонова, О.Ю. Социальная эффективность мероприятий по повышению качества маркировки пищевых продуктов/О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко, Т.В. Фролова. «Пищевые инновации и технологии» (материалы IV Международной научной конференции). -2016. - С. 516-518.

6. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. Введ. 2005-01-07. - М.: Издательство стандартов, 2004. - 28 с.

7. Тихонова, О.Ю. Алгоритм оценки конкурентоспособности маркировки пищевой продукции/О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко, В.М. Позняковский // Товаровед продовольственных товаров. - 2013. - № 9. - С. 14-17.

8. Тихонова, О.Ю. Основные требования к маркировочным шрифтам /О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко, И.Л. Сельская// Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2017. - № 6 (47). - С. 56-61.

9. Тихонова, О.Ю. Контрастность маркировки пищевых продуктов/ О.Ю. Тихонова, И.Ю. Резниченко, С.С. Суслова // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2018. - № 4 (51). - С. 102-107.

REFERENCES

1. Tehnicheskij reglament Tamozhennogo So-juza TR TS 022/2011 «Pishhevaja produkcija v chasti ee markirovki» [Jelektronnyj resurs] - Re-zhim dostupa URL: http: // www.vniis.ru/pub-lications/detail/ 2279.

2. Nikolaeva, M. A. Sredstva informacii o tovarah/ M.A. Nikolaeva, L. V. Kartashova, M.A. Polozhishnikova. - M.: Jekonomika, 1997. -176 s.

3. Reznichenko, I.Ju. V l i j a n i e markirovki na konkurentosposobnost' to-vara/I.Ju. Reznichenko [i dr.] / Tehnologija i tovarovedenie innovacionnyh pishhevyh produktov. - 2016. - № 2 (37). - S. 113-119.

4. Tihonova, O.Ju. Razrabotka potrebitel'skih kriteriev dlja ocenki kachestva markirovki pishhevyh produktov / O.Ju. Tihonova, I.Ju. Reznichenko / Research Journal of International Studies, Ch. 3. - Ekaterinburg, 2013. -№ 8-3 (15). - S. 73-77.

5. Tihonova, O.Ju. Social'naja jeffek-tivnost' meroprijatij po povysheniju kachestva markirovki pishhevyh produktov/O.Ju. Tihonova, I.Ju. Reznichenko, T.V. Frolova. «Pishhevye innovacii i tehnologii» (materialy IV Mezh-dunarodnoj nauchnoj konferencii). - 2016. -S. 516-518.

6. GOST R 51074-2003 Produkty pishhevye. Informacija dlja potrebitelja. Obshhie trebo-vanija. Vved. 2005-01-07. - M.: Izdatel'stvo standartov, 2004. - 28 s.

7. Tihonova, O. Ju. Algoritm ocenki konkurentosposobnosti markirovki pishhevoj produkcii/O.Ju. Tihonova, I.Ju. Reznichenko, V.M. Poznjakovskij / Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. - 2013. - № 9. - S. 14-17.

8. Tihonova, O.Ju. Osnovnye trebovanija k markirovochnym shriftam/ O.Ju. Tihonova, I.Ju. Reznichenko, I.L. Sel'skaja / Tehnologija i tovarovedenie innovacionnyh pishhevyh produktov. - 2017. - № 6 (47). - S. 56-61.

9. Tihonova, O.Ju. Kontrastnost' markirovki pishhevyh produktov / O.Ju. Tihonova, I.Ju. Reznichenko, S.S. Suslova / Tehnologija i tovarovedenie innovacionnyh pishhevyh produktov. - 2018. - № 4 (51). - S. 102-107.

Авторы

Резниченко Ирина Юрьевна, д-р техн. наук, профессор Кемеровский государственный университет, 650003, Россия, г. Кемерово, б-р Строителей, д. 47, Irina/reznichenko@gmai1.com Тихонова Ольга Юрьевна, канд. техн. наук

Кемеровский университет - филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, 650992, Россия, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, д. 39, o1ga_tixonova_76@mai1.ru Сельская Ирина Леонтьевна, канд. экон. наук

АО «Кемеровский ЦУМ», 650993, г. Кемерово, ул. Кирова, 37, tovar-kemtipp@mai1.ru

Authors

Irina Yu. Reznichenko, Doctor of Technical Sciences, Professor

Kemerovo State University, 47, Builders boulevard, Kemerovo, Russia,

650003, Irina/reznichenko@gmai1.com

Olga Yu. Reznichenko, Candidate of Technical Sciences

Kemerovo University - Branch of Russian Economic University named

after G.V. Plekhanov, 39, Kuznetsky avenue, Kemerovo, Russia, 650992,

o1ga_tixonova_76@mai1.ru

Irina L. Selskaya, Candidate of Economic Sciences

JSC «Kemerovo TSUM», 37, Kirova str., Kemerovo, Russia, 650993,

tovar-kemtipp@mai1.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.