Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 3(23), 2016 г., [219-237] УДК 631.6.006
А. В. Акопян, В. В. Слабунов, М. В. Власов
Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Российская Федерация
ПРАВИЛА УЧЕТА МЕЛИОРИРОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Целью исследований являлся обзор организации учета мелиорированных земель как составной части государственного учета всех земель для выявления и обоснования необходимости разработки правил учета мелиорированных земель. Для достижения цели был проведен анализ существующего ранее, до отмены статьи 19 «Учет мелиорированных земель» Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» порядка проведения учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр и анализ состояния учета мелиорированных земель в современных условиях. При изучении и оценке поступивших от федеральных государственных бюджетных учреждений по мелиорации в ходе анкетирования, проведенного Минсельхозом России, предложений о внесении изменений в законодательство РФ в области мелиорации, выявлено несовершенство законодательной базы в плане учета мелиорированных земель. В результате исследований установлена необходимость разработки правил учета мелиорированных земель, основные положения которых должны содержать рекомендации по ведению ведомственного учета наряду с государственным учетом земель; взаимодействию государственных структур в вопросах наличия, состояния орошаемых и осушенных земель; проведению мероприятий по восстановлению мелиоративных систем; унификации и стандартизации земельно-учетной документации.
Ключевые слова: мелиорированные земли, правила учета, земельный кадастр, мелиоративный кадастр, кадастр недвижимости, государственный статистический учет, орошаемые земли, осушенные земли.
A. V. Akopyan, V. V. Slabunov, M. V. Vlasov
Russian Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Russian Federation
LAND REGISTRY RULES FOR RECLAIMED LANDS: PAST AND PRESENT
The aim of the study is the review of organization of reclaimed lands registry as a part of the State Land Registration to identify and justify the need for developing the registry rules for reclaimed lands. To achieve this goal, an analysis of the existing before the abolition of Article 19, "Registry of Reclaimed Lands" the Federal Law of January 10, 1996 № 4-FZ "On Land Reclamation" inventory procedure of reclaimed lands, processing the data in the State Land Cadastre and state analysis of reclaimed lands registry under present-day conditions were conducted. By study and assessment of proposals for changes in legislation of the Russian Federation in the field of land reclamation received from the federal government budgetary institutions on land improvement by survey, conducted by Ministry of Agriculture of Russia, the imperfection of the legislative framework as to the reclaimed lands registry has been revealed. As a result of investigations the need for reclaimed lands inventory rules development which main principles should contain guidelines on conducting departmental registry along with the state land registry; cooperation between government bodies in matters of
availability, condition of irrigated and drained lands; implementation of measures to restore reclamation systems; unification and standardization of the land recordings was expressed.
Keywords: reclaimed lands, land registry rules, land cadastre, reclamation cadastre, real estate cadastre, state statistics of irrigated land, drained lands.
Федеральный закон № 4-ФЗ «О мелиорации земель» является единственным нормативным документом, который устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель. При этом статья 19 «Учет мелиорированных земель», в которой говорится об обязательности учета мелиорированных земель, в том числе в данных земельного кадастра, утратила силу1 в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» также утратил силу с 17 мая 2008 г. А вместе с этим и прекратил свое существование Земельный кадастр. Но при этом согласно статье 18 Федерального закона № 4-ФЗ организация учета мелиорированных земель является одним из основных направлений деятельности соответствующих органов исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в области мелиорации земель. Однако понятие учета не определено, и порядок данного учета ни законом, ни иными нормативно-правовым актами не установлен.
Целью исследований являлся обзор организации учета мелиорированных земель в составе государственного учета земель в постсоветское время, выявление существующих недостатков и внесение предложений по их устранению.
Учет мелиорированных земель и внесение данных о них в государственный земельный кадастр до недавнего времени определялись Порядком учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государствен-
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»: Федеральный закон от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
ный земельный кадастр, утвержденным заместителем Председателя Правительства РФ 7 августа 1996 г. № 2933п-П1 [1]. При этом данный порядок так и не прошел государственную регистрацию в Минюсте России, соответственно, не имел и не имеет юридической силы.
Учет мелиорированных земель с распределением их по категориям угодий и пользователям осуществлялся ежегодно в составе учета всех земель комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по государственным формам отчетности. Учет и оценка качественного состояния мелиорированных земель и технического состояния мелиоративных систем производились территориально специально уполномоченными государственными органами по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (районными (межрайонными) государственными эксплуатационными водохозяйственными организациями) по ведомственным формам отчетности. На основании этих форм в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству представлялись справки с характеристикой мелиорированных земель и объемов работ по улучшению технического состояния мелиоративных систем [2].
Работы по ведению учета мелиоративного состояния орошаемых или осушаемых земель возлагались на специализированную гидрогеолого-мелиоративную партию (ГГМП) или мелиоративную службу эксплуатационных организаций.
Предприятия, организации и учреждения, независимо от ведомственной подчиненности, собственники, владельцы, пользователи мелиоративных систем и мелиорированных земель совместно с органами, регистрирующими наличие, качественное состояние мелиорированных земель и техническое состояние мелиоративных систем, предоставляли эти сведения в структуры, которые осуществляли ведение государственного земельного кадастра в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения госу-
дарственного земельного кадастра в РФ» [2].
Организационная схема учета мелиорированных земель до отмены статьи 19 «Учет мелиорированных земель» Федерального закона № 4-ФЗ представлена на рисунке 1.
Районные (межрайонные) государственные эксплуатационные водохозяйственные организации (госпредприятия (учреждения) по мелиорации и водному хозяйству)
Формы 1-ОВХ и 2-ОВХ (кадастровые формы показателей по оценке и учету мелиоративного состояния земель и технического состояния мелиоративных систем) 1 Приложение к форме № 22-а «Характеристика орошаемых земель». 2 Приложение к форме № 22-а «Характеристика осушаемых земель»
Областные (краевые, республиканские) Депмелиов одхозы
Мелиоративный кадастр области (края, республики)
Минсельхоз России
Мелиоративный кадастр России
Депрастениеводство Реестр плодородия почв
Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству районов, городов областного, краевого, республиканского подчинения
Земельный кадастр
Единый государственный реестр земель
н о
л
Он
О л
Й 4 Й щ
а 2
I"
8
нН
х §
„• О
2
о §
8
Ц
р ю
Ь О
X
^ - щ 5 ач
к *
л о
о
Ч о
л я
л
Ц
О -
2
О СЙ
н "
8 Н о о X X <о X X
^ о 8 С
8 О
£2 « Я м
н о
Я X
й « я * £
8 «
X
Я ей «
й & 8
О Он
8 X
Ц Ч
о о
2 л С сч
§
Си 2 & О
° к
о
* §
2 §
2 н
О ей
эт и
Р «
" К
2 §
2 Й
О ей
ЭТ М
Й л 2 о ей
а
о «
л
о и
8 « 8 о
О 3
л о
<-н
Он
о
<-н
о Й
о И о «
я о м
оси
(М к
СЧ я
2; си 2;
Й Я1 Й Щ
2 ч 2 £
о ао »
и о
ей Он
Госкомстат
Статистические отчеты
Рисунок 1 - Организационная схема учета мелиорированных земель
В государственный земельный кадастр должны были включаться сведения о количестве и качественном состоянии мелиорированных земель и техническом состоянии мелиоративных систем, распределении их по собственникам, владельцам, пользователям, по всем категориям земель и угодьям. В целом земельный кадастр должен был наполняться официальными документальными данными, которые формировали несколько его взаимосвязанных функциональных разделов [3]:
- государственную регистрацию прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, а также совершаемых с ними сделок;
- государственный учет количества и качества земель;
- кадастровую оценку земель.
Государственный земельный кадастр был разработан на основании Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», который устанавливал порядок проведения государственного земельного кадастра. Согласно статье 1 Федерального закона № 28-ФЗ, государственный земельный кадастр представлял собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах, наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра). Государственный земельный кадастр включал сведения [4]:
- о земельных участках;
- о территориальных зонах;
- о землях и границах территорий, муниципальных образований;
- о землях и границах субъектов РФ;
- о землях и границах РФ.
Указанные сведения содержались в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами. Как видно, никакого намека на то, что в государственном земельном кадастре должны содержаться сведения относительно мелиорации земель, не было.
В статье 14 Федерального закона № 28-ФЗ говорилось о ведении Единого государственного реестра земель (ЕГРЗ). ЕГРЗ представлял собой документ, который предназначался для проведения государственного ка-
дастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
За искажение сведений о состоянии и использовании мелиорированных земель и мелиоративных систем, отказ от их предоставления органам, осуществлявшим ведение государственного земельного кадастра, виновные лица несли в соответствии с законодательством административную либо уголовную ответственность [2].
Мелиоративный кадастр являлся единственным результирующим отчетным документом о мелиоративном состоянии орошаемых и осушенных земель субъектов РФ. Он вступил в действие с 1982 г. в соответствии с Приказом Минводхоза СССР от 30 октября 1981 г. № 410 [5].
Цель ведения мелиоративного кадастра - ежегодная характеристика и оценка мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель в результате выполнения комплекса гидрогеолого-мелиоративных работ ГГМП. Кадастр мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель и технического состояния мелиоративной сети составлялся один раз в год по состоянию на 1 января в соответствии с показателями по орошению и осушению.
Описание всех показателей мелиоративного кадастра проводилось на уровне мелиоративной системы. Заполнение форм начиналось с хозяйства. Если в хозяйство входило несколько систем, то формы заполнялись по каждой системе отдельно. Показатели мелиоративного кадастра суммировались по хозяйствам, госсистеме, административным районам, районным управлениям оросительных или осушительных систем (РУОС), области (краю, республике) в целом. В областные (краевые, республиканские) Депмелиоводхо-зы представлялись данные кадастра по районам и РУОС с выделением межхозяйственных и межрайонных систем. В Депмелиоводхоз Минсельхоза России - по областям (краям, республикам) с выделением межхозяйственных, межрайонных, межобластных и межреспубликанских систем [5].
На основании данных мелиоративного кадастра проводился тщательный анализ изменений мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель и технического состояния оросительной и осушительной сети в целом по России [5].
Отчет о наличии и распределении земель являлся основным отчетным документом государственного статистического учета земель. Составление отчета о наличии и распределении земель проводилось ежегодно по состоянию на 1 января. Один раз в пять лет отчет составлялся по полной форме. В этом случае основные элементы дополнялись данными о рекультивации земель1.
К отчету прилагался региональный доклад о состоянии и использовании земель в регионе. В годовом земельном отчете должны быть представлены также справки о взаимном согласовании земель запредельного пользования [6, 7].
Статьей 15 Федерального закона № 101-ФЗ был введен государственный учет показателей состояния плодородия земель, включающий в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосани-тарного и эколого-токсикологического обследования земель2.
Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводился в целях обеспечения органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридиче-
1 Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедви-жимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами: Постановление Рос-стата от 6 августа 2007 г. № 61: по состоянию на 6 августа 2007 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
2 О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ: по состоянию на 28 декабря 2013 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
ских лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель1.
Учет показателей плодородия проводился в целях1:
- формирования полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- выявления отрицательных результатов хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения;
- выявления резервов обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства;
- обеспечения формирования государственного информационного ресурса о состоянии земель сельскохозяйственного назначения в части показателей их плодородия.
Учет показателей проводился федеральными государственными бюджетными учреждениями (ФГБУ), подведомственными Минсельхозу России, выполняющими обследования земель, в том числе центрами и станциями агрохимической службы, центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, на основе учетных данных, полученных при проведении обследований.
Учет показателей плодородия осуществлялся учреждениями по каждому земельному участку, однородному по типу почв, занятому однородной растительностью, в разрезе сельскохозяйственных угодий, установленных статьей 79 Земельного кодекса РФ .
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, использовались при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого Федеральной
1 Об утверждении Порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения: Приказ Минсельхоза России от 4 мая 2010 г. № 150: по состоянию на 8 августа 2012 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
2 Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ: по состоянию на 8 марта 2015 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреест-ром) по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ.
На сегодняшний день учет мелиорированных земель ведется разрозненно несколькими структурами: Министерством сельского хозяйства РФ (Минсельхозом России), Росреестром, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), что привело к значительным расхождениям данных о наличии мелиорированных земель в РФ.
Таким образом, возникает насущная потребность внесения изменений в Федеральный закон № 4-ФЗ в виде разработки и принятия нормативно-методического документа, регламентирующего учет мелиорированных земель, что в свою очередь позволит:
- урегулировать функцию учета мелиорированных земель, осуществляемого Минсельхозом России, с целью закрепления важности данного мероприятия;
- обеспечить сохранность объектов мелиорации;
- повысить эффективность надзора за мелиорированными землями;
- обеспечить формирование полной и достоверной информации о количестве, хозяйственном использовании, состоянии и качестве мелиорированных земель, необходимой для эффективного управления ими.
Учет земель представляет собой систему мероприятий по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, качестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Учету подлежат все земли РФ в разрезе землевладений, категорий и административно-территориальных образований. Основная задача учета земель состоит в том, чтобы охарактеризовать земельный фонд по принадлежности и составу угодий в соответствии с принятой классификацией [8].
Степень детальности учета зависит от характера использования земель и их целевого предназначения. Наиболее детальному учету подлежат земли
сельскохозяйственного назначения, а именно мелиорированные [9, 10]. Однако порядок ведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 421, не предусматривает учет сведений о мелиорированных землях в кадастровых реестрах земельных участков. Как результат, в настоящее время в кадастровых паспортах, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на земельные участки, на которых когда-то были размещены мелиоративные объекты, зачастую отсутствуют сведения об отнесении указанных земельных участков к мелиорированным землям либо наличии на них мелиоративных объектов, которые во многих случаях пришли в негодность, демонтированы, не используются, не зарегистрированы в чьей-либо собственности, и заинтересованности в такой регистрации у собственников нет [11, 12].
В целях выполнения положений Федерального закона № 282-ФЗ сельскохозяйственные организации (предприятия, организации, хозяйства, общества, граждане (объединения граждан), занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции) в соответствии с действующим табелем (перечнем) форм федерального государственного статистического наблю-дения3, представляют формы статистической отчетности по всем основным участкам производственной, хозяйственной и финансовой деятельности, в том числе:
1 Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости: Приказ Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42: по состоянию на 12 марта 2015 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
2 Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ: по состоянию на 23 июля 2013 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
3 Об утверждении Перечня форм государственной и ведомственной статистической отчетности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подлежащих сбору и обработке в 2015 году: Приказ Росреестра от 30 декабря 2014 г. № П/661: по состоянию на 30 декабря 2014 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
- форма № 22-4 (организации) «Сведения о наличии земель у предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции», годовая, представляется к 1 марта территориальными (межрайонными) отделами Росреестра в Управления Рос-реестра по субъектам РФ;
- форма № 22-4 (граждане) «Сведения о наличии земель у граждан (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции», годовая, представляется к 1 марта территориальными (межрайонными) отделами Росреестра в Управления Росреестра по субъектам РФ;
- приложение № 1 к форме № 22-4 (организации, граждане) «Сведения о состоянии мелиорированных земель (орошение)», годовое, представляется к 15 января в территориальные (межрайонные) отделы Росреестра районными (межрайонными) государственными эксплуатационными водохозяйственными организациями;
- приложение № 2 к форме № 22-4 (организации, граждане) «Сведения о состоянии мелиорированных земель (осушение)», годовое, представляется к 15 января в территориальные (межрайонные) отделы Росреестра районными (межрайонными) государственными эксплуатационными водохозяйственными организациями.
Но, как оказалось на практике, не все ФГБУ по мелиорации представляют сведения согласно приложениям № 1 и 2 к форме № 22-4 (организации, граждане) в Росреестр.
Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, которые необходимы для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рациональ-
ного и эффективного использования земель1. На основе представленных форм федерального статистического наблюдения, входящих в состав документов отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям, в РФ Росреестром ежегодно составляется Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в РФ (в нем отражены сведения о наличии и качественном состоянии мелиорированных земель).
Для составления земельного баланса используют отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений о состоянии землевладений с учетом изменений в составе земель; информацию государственной земельно-кадастровой книги; земельный баланс предыдущего года; материалы обследований, оценки земель; данные государственного контроля за использованием земель; решения государственных органов об изъятии и отводе земель для государственных и муниципальных нужд; сведения об инвентаризации земель, новой съемки по обновлению планово-картографического материала; акты государственных комиссий о приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель; акты о проведенных культуртехнических работах по поверхностному улучшению угодий, посадке новых и раскорчевке погибших многолетних насаждений; материалы графического учета текущих изменений и пр.
Сельхозтоваропроизводители, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность на мелиорированных землях и которым предоставлены субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в рамках ФЦП «Развитие мелиорации
1 Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2013 года: справочник / Федер. служба гос. регистрации, кадастра и картографии. - М., 2013. - 694 с.
земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»1, предоставляют органам местного самоуправления форму федерального статистического наблюдения № 1-ПМЗ «Сведения о площадях мелиорируемых земель за счет проведения мелиоративных мероприятий»2.
Здесь же отметим, что Минсельхозом России до сих пор продолжается ежегодное ведение мелиоративного кадастра по формам, предоставляемым ФГБУ по мелиорации.
На основе вышеприведенных данных построена организационная схема учета мелиорированных земель в современных условиях, показывающая разрозненность организации учета мелиорированных земель (рисунок 2).
Согласно концепции Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель», «...практика реализации норм Федерального закона № 4-ФЗ и анализ зарубежного законодательства вызывают необходимость внесения существенных изменений в данный закон. Существует ряд пробелов в законодательстве РФ, устранение которых является непременным условием реализации целей мелиорации земель и укрепления сельскохозяйственной отрасли РФ» .
1 О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 922: по состоянию на 15 января 2015 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
2 Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации статистического наблюдения за площадями мелиорируемых земель: Приказ Росстата от 27 января 2015 г. № 22: по состоянию на 27 января 2015 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
3 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:mcx.ru/documents/document/show/12319.312.htm, 2016.
Федеральные государственные бюджетные учреждения по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению
Формы 1-ОВХ и 2-ОВХ
(кадастровые формы показателей по оценке и учету мелиоративного
состояния земель и технического состояния мелиоративных систем)
Сельхозтоваропроизводители
Форма № 1-ПМЗ «Сведения о площадях мелиорируемых земель за счет проведения мелиоративных мероприятий» 1 Форма № 22-4 (организации) «Сведения о наличии земель у предприятий, организаций, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции». 2 Форма № 22-4 (граждане) «Сведения о наличии земель у граждан (объединений граждан), занимающихся производством сельскохозяйственной продукции».
Минсельхоз России
Мелиоративный кадастр России
Территориальные (межрайонные) отделы _Росреестра_
Управление Росреестра по субъектам РФ
Росреестр
| I
Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в РФ
Депрастениеводство Реестр плодородия почв
Росстат
Статистические отчеты
Рисунок 2 - Организационная схема учета мелиорированных земель в современных условиях
Для выявления проблем в мелиоративном законодательстве РФ относительно учета мелиорированных земель был проведен анализ предложений ФГБУ по мелиорации о внесении изменений в законодательство в области мелиорации, которые были получены в ходе анкетирования1, проведенного Минсельхозом России.
Анализ данных анкетирования показал, что к наиболее существенным законодательным пробелам можно отнести:
- отсутствие нормы, законодательно регулирующей функции по учету мелиорированных земель;
- отсутствие определения статуса мелиорированных земель в составе
1 Предложения федеральных государственных бюджетных учреждений по мелиорации земель и сельхозводоснабжению о внесении изменений в законодательство о мелиорации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:mcx.ru/documents/file_ document/v7_show/30874.htm, 2016.
сельскохозяйственных угодий;
- отсутствие порядка перевода мелиорированных земель в немелио-рированные и списания мелиоративных систем;
- отсутствие сведений о мелиорированных землях в ГКН;
- нарушение взаимодействия со структурами Росреестра по вопросам наличия, состояния орошаемых и осушаемых земель, а также мероприятий по восстановлению мелиоративных систем;
- отсутствие законодательно закрепленных норм, которые позволяли бы производить обследования земельных угодий ФГБУ по мелиорации, находящихся в частной собственности у сельхозтоваропроизводителей.
Таким образом, одним из основных вопросов, подлежащих разработке, является установление правовой нормы учета мелиорированных земель1. В связи с особенностями сельскохозяйственного производства в стране существует проблема, связанная с тем, что реконструируемые объекты оросительных систем при передаче в эксплуатацию разделены, т. е. межхозяйственные оросительные системы с насосными станциями, трубопроводами, каналами и дождевальными машинами принадлежат государству, а мелиорированные земли и внутрихозяйственная сеть - частным предприятиям. Во многих случаях реконструированная мелиоративная система не может использоваться из-за смены владельца мелиорированной земли, т. е. в законодательстве отсутствует четкое закрепление ме-
~2, 3
лиоративной системы и земли под ней .
1 Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:mcx.ru/documents/document/show/12319.312.htm, 2016.
2 О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 922: по состоянию на 15 января 2015 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.
3 Современное состояние и пути повышения надежности и экологической безопасности эксплуатации мелиоративных систем: информ. сб. - М.: ЦНТИ «Мелиово-динформ», 2013. - 89 с.
Стоит отметить, что Минсельхоз России подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающего критерии отнесения земель к категории особо важных для сельского хозяйства1. Согласно этому документу, мелиорированные угодья, а также участки с мелиоративными системами и отдельно расположенными ГТС будут считаться особо ценными сельскохозяйственными землями. В настоящее время этот документ проходит процедуру экспертизы. Включение мелиорированных земель в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий позволит сохранить показатели плодородия мелиорированных земель, обосновать значимость и необходимость вложения в мелиорацию значительных средств федерального бюджета, определить целевое использование мелиорированных земель правообладателями земельных участков.
Выводы. С учетом изложенных сведений становится очевидной необходимость разработки правил учета мелиорированных земель, основные положения которых должны содержать рекомендации в области:
- ведения ведомственного учета наряду с государственным учетом земель (мелиоративным кадастром);
- взаимодействия государственных структур (Минсельхоза России, Росреестра, Росстата) по вопросам наличия, состояния орошаемых и осушенных земель, а также мероприятий по восстановлению мелиоративных систем;
- унификации и стандартизации земельно-учетной документации.
Список использованных источников
1 Брель, В. К. Принципы организации и ведения учета мелиорированных земель в современных условиях / В. К. Брель, В. А. Шадских, Л. Г. Романова // Мелиорация и водное хозяйство. - 2013. - № 4. - С. 8-10.
2 Комментарий к Федеральному закону «О мелиорации земель» / С. А. Боголюбов [и др.]; под ред. Ю. Г. Жарикова, А. В. Колганова. - М.: Эдель-М, 1999. - 302 с.
1 Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения земель к особо ценным сельскохозяйственным землям» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:regulation.gov.ru/project/18003.html, 2016.
3 Карпова, Л. С. Особенности оценки мелиорированных земель / Л. С. Карпова // Кадастр земельных ресурсов: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. / НИМИ ФГБОУ ВПО «ДГАУ». - Новочеркасск, 2014. -С. 260-263.
4 Батяев, А. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (постатейный) [Электронный ресурс] / А. А. Батяев, Е. С. Пилюгина. - Режим доступа: http:lawmix.ru/commlaw/965, 2016.
5 Нормативно-методическое обеспечение системы государственного контроля и надзора в мелиорации: монография / В. Н. Щедрин, Г. Г. Гулюк, В. Я. Бочкарев, Г. Т. Балакай / ФГНУ «РосНИИПМ». - М.: ЦНТИ «Мелиоводинформ», 2003. - 437 с.
6 Сотникова, Е. С. Правовые основы охраны и использования мелиорированных земель / Е. С. Сотникова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2009. - № 6. - С. 198-201.
7 Пышьева, Е. С. Использование природных ресурсов при проведении мелиорации земель: правовые аспекты / Е. С. Пышьева // Аграрное и земельное право. - 2014. -№ 4(112). - С. 50-53.
8 Пышьева, Е. С. История развития законодательства в области мелиорации земель в России / Е. С. Пышьева // Журнал российского права. - 2014. - № 5(209). -С. 126-134.
9 Федорченко, О. А. Правовые аспекты государственного мониторинга земель / О. А. Федорченко // Аграрное и земельное право. - 2014. - № 4(112). - С. 40-45.
10 Седашкина, С. А. К вопросу совершенствования системы управления землями сельскохозяйственного назначения на федеральном уровне / С. А. Седашкина // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф., 25 ноября 2011 г. -Курск: Юго-Запад. гос. ун-т, 2011. - С. 108-112.
11 Герасимов, А. А. Правовое обеспечение мелиорации земель [Электронный ресурс] / А. А. Герасимов // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации: электрон. периодич. изд. / Рос. науч.-исслед. ин-т проблем мелиорации. - Электрон. журн. - Новочеркасск: РосНИИПМ, 2013. - № 3(11). - 21 с. - Режим доступа: http:rosniipm-sm.ru/dl_files/udb_files/udb13-rec189-field6.pdf.
12 Ткачева, О. А. Состояние и пути развития информационного обеспечения охраны земельных ресурсов / О. А. Ткачева, С. А. Тарасов // Вестник ЮРГТУ (НПИ). -2013. - № 2. - С. 138-144.
References
1 Brel V.K., Shadsky V.A., Romanova L.G. 2013. Printsipy organizatsii i vedeniya ucheta meliorirovannykh zemel v sovremennykh usloviyakh [Principles of organization and inventory of reclaimed lands in modern conditions]. Melioratsiya i vodnoe khozyaystvo [Irrigation and Water Management]. no. 4, pp. 8-10. (In Russian).
2 Bogolyubov S.A., Zharikov G., Kolganova A.V. 1999. Kommentariy k Federalnomu sakonu "O melioratsii zemel" [Comments to the Federal Law "On Land Reclamation"]. Moscow, M-Edel Publ., 302 p. (In Russian).
3 Karpova L.S. 2014. Osobennosti otsenki meliorirovannykh zemel [Assessment characteristics of reclaimed land]. Kadastr zemelnykh resursov: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Inventory of land resources: status, problems and development prospects: Proceedings of International Scientific-Practical Conference NIMI FGBOU VPO "DGAU"]. Novocherkassk, pp. 260-263. (In Russian).
4 Batyaev A.A., Pilyugina E.S. 1996. Kommentariy kFederalnomu sakonu "O melioratsii zemel" [Commentary to the Federal Law of January 10, № 4-FZ "On Land Reclamation"]. Available: http:lawmix.ru/commlaw/965, 2016. (In Russian).
5 Shchedrin V.N., Gulyuk G.G., Bochkarev V.Y., Balakay G.T. 2003. Normativno-metodicheskoe obespechenie sistemy gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v melioratsii: monografiya [Regulatory and methodological support of the state control and supervision in reclamation: monograph.] FGNU "RosNIIPM", Moscow, CSTI "Meliovodinform" Publ., 437 p. (In Russian).
6 Sotnikova Ye.S. 2009. Pravovye osnovy okhrany i ispolzovaniya melioirirovannykh zemel [The legal basis for the protection and use of reclaimed lands]. Vestnik Saratovskoy Gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of the Saratov State Academy of Law]. no. 6, pp. 198-201. (In Russian).
7 Pysheva Ye.S. 2014. Ispolzovanie prirodnykh resursov pri provedenii melioratsii zemel: pravovye aspekty [The use of natural resources during the land reclamation: legal aspects]. Agrarnoe i zemelnoe pravo [Agrarian and Land Law]. no. 4(112), pp. 50-53. (In Russian).
8 Pysheva Ye.S. 2014. Istoriya razvitiya zakonodatelstva v oblasti melioratsii zemel v Rossii [History of legislation in the field of land reclamation in Russia]. ZhurnalRossiiskogo prava [Jormal of the Russian right]. no. 5(209), pp. 126-134. (In Russian).
9 Fedorchenko O.A. 2014. Pravovye aspekty gosudarstvennogo monitoringa zemel [Legal aspects of state monitoring of land]. Agrarnoe i zemelnoe pravo [Agrarian and Land Law]. no. 4(1120), pp. 40-45. (In Russian).
10 Sedashkina S.A. 2011. K voprosu sovershenstvovaniya sistemy upravleniya zemlyami selskokhozuyistvennogo naznacheniya na federalnom urovne [On the question of improvement of agricultural lands management system at the federal level]. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva: upravlencheskie, pravovye, khozyaistvennye aspekty: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Strategy of socio-economic development of society: administrative, legal and economic aspects: Proc. of the Intern. Scientific-Practical. Conf.]. Kursk, Yugo-Zapadny State University, pp. 108-112. (In Russian).
11 Gerasimov A.A. 2013. Pravovoe obespechenie melioratsii zemel [Legal maintenance of land reclamation [electronic resource]. Nauchniy zhurnal Rossiiskogo NII Problem Melioratsii [Scientific Journal of Russian Research Institute of Land Reclamation problem]. Novocherkassk: RosNIIPM, no. 3(11), 21 p. Available: http:rosniipm-sm.ru/dl_files/udb_fi-les/udb13-rec189-field6.pdf. (In Russian).
12 Tkachev O.A., Tarasov S.A. 2013. Sostoyanie i puti razvitiya informatsionnogo obespecheniya ohkrany zemelnykh resursov [State and ways of development of land conservation information support]. Vestnik YuRGTU (NPI) [Bulletin of SRSTU (NPI)], no. 2, pp. 138-144. (In Russian)._
Акопян Александра Васильевна
Ученая степень: кандидат технических наук Должность: ученый секретарь
Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации»
Адрес организации: Баклановский пр-т, 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: rosniipm@yandex.ru
Akopyan Alexandra Vasilyevna
Degree: Candidate of Technical Sciences Position: Academic Sekretary
Affiliation: Russian Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421
E-mail: rosniipm@yandex.ru
Слабунов Владимир Викторович
Ученая степень: кандидат технических наук Должность: начальник отдела
Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации»
Адрес организации: Баклановский пр-т, 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: rosniipm@yandex.ru
Slabunov Vladimir Viktorovich
Degree: Candidate of Technical Sciences Position: Department Head
Affiliation: Russian Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421
E-mail: rosniipm@yandex.ru Власов Михаил Вячеславович
Ученая степень: кандидат физико-математических наук Должность: старший научный сотрудник
Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации»
Адрес организации: Баклановский пр-т, 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: m_vlasov@bk.ru
Vlasov Mikhail Vyacheslavovich
Degree: Candidate of Physico-Mathematical Sciences Position: Senior Researcher Officer
Affiliation: Russian Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421
E-mail: m_vlasov@bk.ru