Научная статья на тему 'Правила проведения пресс-конференций и брифингов в ГУ МЧС России по Хакасии'

Правила проведения пресс-конференций и брифингов в ГУ МЧС России по Хакасии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
507
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белошапкин А. Н.

Пресс-служба сегодня существует во многих компаниях, помимо подготовки пресс-релизов в списке ее задач значится проведение специальных мероприятий – пресс-конференций и брифингов. Пресс-служба ГУ МЧС России по Хакасии в силу оперативности своей работы основной упор делает на пресс-релизы, поэтому проведение подобных мероприятий не столь частотно. Тем не менее, они имеют свои особенности и правила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правила проведения пресс-конференций и брифингов в ГУ МЧС России по Хакасии»

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЙ И БРИФИНГОВ В ГУ МЧС РОССИИ ПО ХАКАСИИ

© Белошапкин А.Н.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф Катанова, г. Абакан

Пресс-служба сегодня существует во многих компаниях, помимо подготовки пресс-релизов в списке ее задач значится проведение специальных мероприятий - пресс-конференций и брифингов. Пресс-служба ГУ МЧС России по Хакасии в силу оперативности своей работы основной упор делает на пресс-релизы, поэтому проведение подобных мероприятий не столь частотно. Тем не менее, они имеют свои особенности и правила.

Пресс-служба сегодня есть практически во всех коммерческих компаниях и абсолютно во всех органах государственной власти. Имея ряд специфических особенностей, любая пресс-служба выполняет несколько ключевых задач: подготавливает и распространяет в СМИ пресс-релизы и организует специальные события - пресс-конференции, брифинги, круглые столы и т.д.

Цель данной работы - выявить особенности проведения пресс-конференций и брифингов пресс-службой ГУ МЧС России по Хакасии.

Пресс-релизы являются реакцией компании на какой-либо информационный повод и выражением ее точки зрения. Пресс-релиз всегда содержит краткую информацию и может быть подкреплен комментарием компетентного специалиста. Подготавливая пресс-релиз, пресс-секретарь старается раскрыть тему, но при этом ограничивает журналиста, так как предоставляет информацию дозировано и, кроме того, она уже является переработанной. В отличие от пресс-релиза, на пресс-конференциях и брифингах журналисты не только получают определенные сведения, но и имеют возможность задать вопрос напрямую специалисту.

Пресс-конференция - это собрание представителей средств массовой информации, проводимое официальными лицами с целью информирования по актуальным вопросам; встреча государственных, общественных деятелей, ученых и др. с журналистами для беседы и ответов на их вопросы [1, с. 902].

Брифинг (англ. briefing от англ. brief - короткий, недолгий) - информационное сообщение, которое делается обычно официальным лицом, представителем правительства, международных организаций, коммерческих структур и других высоких инстанций с представителями средств массовой информации, в целях информирования их о важных событиях, ходе международных переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров, о позициях и взглядах участников и достигнутых результатах [3, с. 89]. Словарь С.И. Ожегова определяет брифинг как короткую пресс-конференцию [2, с. 556]. Брифингом

* Аспирант.

Журналистика

39

также называют встречу официальных лиц с представителями средств массовой информации [3, с. 226].

Пресс-конференции в ГУ МЧС России по Хакасии проводятся в случаях, когда важность события или явления настолько велика, что обойтись простым пресс-релизом нельзя, то есть для проведения пресс-конференции пресс-служба ГУ МЧС России по Хакасии выбирает только серьезный информационный повод (безопасность Саяно-Шушенской ГЭС, паводковая ситуация в регионе и т.д.). Пресс-конференции могут быт запланированными (подготовка к пожароопасному сезону) и внеплановыми (чрезвычайная ситуация).

Если пресс-конференция запланированная, тот о ее проведении журналистов оповещают, как правило, за неделю. По электронной почте рассылается вся необходимая информация - дата, время, место проведения мероприятия, тема, докладчики, а также прочие данные, поясняющие целесообразность присутствия журналистов. Учитывая, что ГУ МЧС России по Хакасии является государственным ведомством и от качества его работы во многом зависит безопасность жителей республики, журналисты не игнорируют пресс-конференции. Если пресс-конференция проводится в срочном порядке, сотрудники пресс-службы ГУ МЧС России по Хакасии обзванивают редакторов отделов новостей персонально либо рассылают приглашение по почте, если это позволяет время. Как правило, в приглашении на пресс-конференцию не указывается просьба подтвердить участие.

Обычно пресс-конференции в ГУ МЧС России по Хакасии назначают на первую половину дня. Это позволяет ежедневным изданиям (газета «Хакасия», новостные выпуски на радио и телевидении) подготовить развернутое сообщение и оперативно донести его до аудитории.

В случае если пресс-конференция плановая, то день и время ее проведения согласовывается с пресс-службой правительства Хакасии. Это позволяет избежать разного рода накладок. Если одновременно с пресс-конференцией ГУ МЧС России по Хакасии будет проходить более важное мероприятие, количество присутствующих на ней журналистов будет значительно меньше. Срочные пресс-конференции проводятся вне зависимости от чего-либо, так как они созываются по очень важным поводам, касающимся всего населения Хакасии, и журналисты не могут проигнорировать такое мероприятие.

Брифинги проводится пресс-службой ГУ МЧС России по Хакасии очень редко. Как правило, в экстренных случаях, чтобы сообщить срочную информацию, без лишних официальных элементов. В результате сообщенная на них информация доносится СМИ до населения. Например: «За минувшие сутки в Хакасии зарегистрировано как минимум четыре аварии, одна из которых потрясла всю Россию. На вчерашнем брифинге представитель республиканского Управления МЧС охарактеризовал ее как чрезвычайную ситуацию техногенного характера. Гидроудар, в буквальном смысле, потрясший весь регион, повредил один из агрегатов механического зала Саяно-Шушенской ГЭС (2009.08.18, Независимое информационное агентство «Хакасия»).

40

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Пресс-конференции и брифинги в ГУ МЧС России по Хакасии всегда имеют свой план и структуру, включающую последовательность ряда событий. В приветственном слове пресс-секретарь оглашает тему, кратко говоря о ее актуальности, представляет участников и передает им слово. Участники пресс-конференции приветствуют журналистов, сообщают какую-либо информацию по теме, а затем отвечают на вопросы. Диалог с прессой, как правило, занимает большую часть времени. Структура брифинга несколько иная: пресс-секретарь представляет участников, оглашает тему и сразу передает им слово; участники сообщают информацию и отвечают на 2-3 вопроса журналистов. Обусловлено это, в первую очередь тем, что брифинги обычно проводятся в условиях чрезвычайного положения или нехватки времени, поэтому они продолжаются не более 15-20 минут, в отличие от пресс-конференций, которые порой длятся по 2 часа. Пресс-конференцию и брифинг ведет пресс-секретарь, поэтому при необходимости он регулирует ход разговора, например, если журналисты пытаются перейти на другую тему.

В некоторых случаях перед пресс-конференцией или брифингом пресс-секретарь ГУ МЧС России по Хакасии заранее готовит информационный пакет документов (пресс-кит) - пресс-релиз, тематические обзоры по теме пресс-конференций, справочные материалы, официальные документы, относящиеся к теме встречи, комментарии экспертов.

Особенностью пресс-конференций и брифингов в ГУ МЧС России по Хакасии является отсутствие вопросов, оставленных без ответов. Политика данного ведомства предполагает честную, открытую работу. Поэтому таких ответов как «Без комментариев!», «Не для печати» и т.д. в этом ведомстве избегают. Если затронут вопрос, не подлежащий пока освещению, сотрудники ГУ МЧС России по Хакасии указывают, что информация по нему будет сообщена позднее.

Таким образом, проанализировав деятельность пресс-службы ГУ МЧС России по Хакасии, мы выявили, что пресс-конференции и брифинги ведомство проводит редко и только по важным поводам. Стремясь к открытости, пресс-служба ведомства оповещает о проведении подобных событий заранее, а порой и персонально обзванивает СМИ. Структура встреч с журналистами строго закреплена и редко выходит за рамки принятых норм.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. - М: АСТ «Астрель», 2008. -1248 с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [текст]: словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: «Азбуковник», 1997. - 750 с.

3. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика [текст]: учебное пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: «Дело», 2003. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.