Научная статья на тему 'Правила перспективы и «золотое сечение» в фотографии как инструменты развития композиционного мышления'

Правила перспективы и «золотое сечение» в фотографии как инструменты развития композиционного мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
91
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абросимова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Правила перспективы и «золотое сечение» в фотографии как инструменты развития композиционного мышления»

Н. В. Абросимова

Правила перспективы и «золотое сечение» в фотографии как инструменты развития композиционного мышления

Как известно, «главная проблема как в живописи, графике, так и в фотоискусстве - создание глубины и движения» [1, с. 222]. Решение данной проблемы возможно при условии сочетания умений использовать технические средства искусства фотографии и в первую очередь изобразительные и выразительные средства композиции.

Что же такое композиционное мышление? Если опираться на взгляд Е.А. Черной, то композиционное мышление связано с художественным мышлением и художественной деятельностью, а также с композицией и организацией формы и образа на плоскости объективных геометрических характеристик объектов реального пространства, с передачей перцептивного пространства. «В процессе данного мышления субъект совершает мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и классификации информации о пространстве и предметах в нем с целью создания целостного образа, а также формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений» [6, с. 13].

Кроме того, необходимо отметить, что композиционно-творческая деятельность является сложным процессом «формирования композиционного мышления, а также целенаправленного освоения им практических приемов и способов реализации композиционного замысла» [2, с. 147].

Для создания фотографического изображения, которое могло бы задеть душу, передать как эмоции, так и чувства фотографа и произвело неизгладимое впечатление на зрителя, необходимо знать и понимать выразительные средства композиции и типы композиционных построений, уметь пользоваться ими на уровне интуиции в процессе подбора, изучения натуры и фотосъемки.

Создание глубины на картинной плоскости - одна из проблем искусства фотографии. Необходимы знания правил перспективы, которые можно использовать при художественном фототворчестве. Какие же правила перспективы необходимо знать для создания глубины на фотоснимке?

Первое правило, которое стоит использовать при съемке того или иного объекта, звучит так: «предметы по мере удаления от зрителя визуально уменьшаются в размере и, наоборот, при приближении - увеличиваются» [5, с. 10]. Второе правило состоит в том, что «равные расстояния между предметами (например, между столбами вдоль дороги) ...уменьшаются, приближаясь к линии горизонта» [там же]. Третье правило звучит так: «Параллельные линии. сходятся в точке схода на линии горизонта» [там же].

Последующие четыре правила таковы: параллельные вертикальные линии (углы здания, столбы и т. д.) не имеют точки схода и изображаются строго вертикально; прямые углы в зависимости от расположения к ним зрителя визуально воспринимаются как острые или тупые; отдаляющиеся к линии горизонта цвета предметов становятся менее активными по силе тона и в зависимости от того, насколько насыщен воздух, прописываются с добавлением синего или оттенков голубого цвета, а зелень при отдалении к линии горизонта обретает синеватые, холодные оттенки; очертания предметов при отдалении от зрителя и приближении к линии горизонта становятся размытыми и нечеткими [там же]. Помимо указанных правил перспективы, в особенности при фотографировании

и и ^ ■ и и

пейзажей, необходимо помнить о фронтальной и угловой перспективах.

Кроме того, стоит знать о понятии «золотое сечение», «золотое число», «божественная пропорция», которое всегда интересовало художников, архитекторов, которые искали универсальную формулу, позволяющую построить гармоничную композицию в процессе художественного творчества.

«Золотое число» обозначается с ХХ в. буквой «Ф» (от имени архитектора Парфенона в Афинах - Фидия) и равно приблизительно 1,618. Формула «золотого числа» звучит так: «целое относится к большей части, как большая часть к меньшей» [4, с. 160], что можно изобразить следующим образом: АВ:ВС=АС:АВ.

«Золотую пропорцию» можно увидеть в строении моллюсков, листьев, млекопитающих, человека и в соотношении отдельных частей нашего тела.

Если говорить о фотографии, то и здесь мы видим применение правил «божественной пропорции»: «золотого прямоугольника»: в стандартном кадре полного формата цифровой фотокамеры соотношение сторон выглядит как отношение 24х36.

Кроме того, «золотая пропорция» в фотографии применяется при размещении композиционного центра или объекта, который мы желаем как-то выделить, в особых четырех точках. Эти точки получаются следующим образом. Необходимо разделить прямоугольник по вертикали и горизонтали на три равны части, таким образом мы получим необходимые нам «зрительные центры», которые на плоскости фотографии будут точками «золотой гармонии». Именно на них необходимо ориентироваться при работе над фотографической композицией [3, с. 102-107].

В современных цифровых фотоаппаратах, в том числе встроенных в мобильные устройства, данную золотую пропорцию можно увидеть, если посмотреть в видоискатель зеркального фотоаппарата или на экран компактного фотоаппарата. Пользователи этих камер редко задумываются о правилах перспективы, «золотом сечении». Приведем один пример из результатов пилотного эмпирического исследования, посвя-

щенного изучению фотографии, проведенного автором статьи весной 2014 г.

В результате опроса 114 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, преимущественно проживающих в Санкт-Петербурге, было выявлено следующее. Так, 54 % опрошенных, ответивших на вопрос, каким фотоаппаратом Вы пользуетесь в последнее время, выбрали вариант «Использую камеру, встроенную в мобильный телефон». При этом в группе, использующих фотокамеру мобильного телефона, больше всего респондентов (47 %, 54 чел.), выбравших вариант «не знаю» при ответе на вопрос о том, что такое «правило третей» («золотое сечение») в фотоискусстве. Данная группа респондентов сравнивалась с респондентами, использующими допленочный способ создания фотографии, пленочный советский фотоаппарат, пленочный зарубежный фотоаппарат, цифровую беззеркальную фотокамеру («мыльницу»), цифровую компактную беззеркальную фотокамеру, цифровую «бюджетную» зеркальную фотокамеру, цифровую «дорогую» зеркальную фотокамеру, фотокамеру на планшете, другое).

Таким образом, подводя итог, автор статьи исходит из того, что для развития композиционного мышления необходимо знать основные понятия теории композиции, понимать изобразительные и выразительные средства композиции (для искусства фотографии это перспектива, правило «золотого сечения», о которых автор говорила в этой статье, а также ритм, цвет, свет, формат кадра, крупность плана, форма, ракурс, высота точки съемки) и типы композиционного построения (диагональная, фронтальная, симметричная/ уравновешенная, ассиметрич-ная/неуравновешенная композиция). Кроме того, важным является использование полученных знаний, умений и навыков на практике.

Список литературы

1. Абросимова Н.В. Понятие фотографии и факторы создания художественного образа // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. 2. - № 1. - С. 215224.

2. Гончаренко С.А. Принципы формирования композиционного мышления будущих учителей изобразительного искусства // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Белгород: Изд-во БелГУ; Центр развития научного сотрудничества, 2008. - № 1. - С. 147-151.

3. Жолудев Н.К. Композиция в фотографии. - М.: Эксмо, 2012. - 270 с.

4. Корбалан Ф. Золотое сечение. Математический язык красоты / пер. с англ.-М.: Де Агостини, 2013. - 160 с.

5. Пенова В. П. Рисуем пейзажи. Практическое руководство. - Харьков; Белгород: Клуб семейного досуга, 2013. - 96 с.

6. Черная Е.А. Развитие композиционного мышления студентов-архитекторов в процессе изучения дисциплины «Рисунок» (на примере задания «Архитектурная панорама»): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 199 с.