DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11209
В.В. Башкатов - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V. V. Bashkatov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting Theory, Kuban State Agrarian University,
А.В. Волкова - обучающаясяучетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.V. Volkova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University,
B.К. Свидина - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
VC. Svidina - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University.
ПРАВИЛА И СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ RULES AND TERMS FOR SUBMISSION OF ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS
Аннотация. Абсолютно все организации, осуществляющие ведение бухгалтерского учета, обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность на проверку в налоговые органы. Данная статья раскрывает вопросы, связанные с правилами предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие органы. Указывается состав бухгалтерской отчетности, необходимый для ее сдачи в зависимости от видов организаций, рассматриваются для них возможные места сдачи отчетности, а также установленные сроки. Анализируются ответственные лица за непредставление или же несвоевременное предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности и действующие, а также находящиеся в разработке, штрафы, ориентируясь на законодательные акты и КоАП. Также предлагается создание документооборота в организациях для минимизации штрафов. Рассматриваются все существенные плюсы для организаций при его создании, а также изучается ведение электронного документооборота, который необходим в современных условиях развития экономики.
Abstract. Absolutely all organizations carrying out accounting are obliged to submit financial statements for verification to the tax authorities. This article reveals the issues related to the rules for submitting accounting (financial) statements to the relevant authorities. The composition of the financial statements required for its submission, depending on the types of organizations, is indicated, possible places for submitting reports are considered for them, as well as the established deadlines. Responsible persons for failure to submit or untimely provision of accounting (financial) statements and existing, as well as those in development, fines are analyzed, focusing on legislative acts and the Administrative Code. It is also proposed to create a workflow in organizations to minimize fines. All the significant advantages for organizations in its creation are considered, as well as the maintenance of electronic document management, which is necessary in modern conditions of economic development, is studied.
Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, бухгалтерский учет, санкции, штрафы, Федеральный закон, КоАП.
Keywords: accounting (financial) reporting, accounting, sanctions, fines, Federal law, Administrative Code.
Составлять и сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы налоговой инспекции должны все организации, которые ведут бухгалтерский учет. То есть, исключениями являются индивидуальные предприниматели и структурные подразделения иностранных организаций, так как у них отсутствует обязанность ведения бухгалтерского учета. Абсолютно все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность, которая включает в себя показатели в период с 1 января по 31 декабря включительно. При создании, реконструкции и ликвидации организации, данный период может корректироваться, и отчетность составляется за особый отчетный период. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставляемой организациями в налоговые органы, полностью определяет тип организации.
Так, если организация занимается коммерческой деятельностью, то перечень предоставляемой отчетности является следующим (рисунок 1).
Рисунок 1 - Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, предоставляемой в налоговые органы коммерческими организациями
В соответствии с ч.3 ст.13 закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах входят в состав промежуточной отчетности, остальные же формы необходимо предоставлять только по завершению отчетного года.
Также, вышеперечисленные формы отчетности применяются, если иные формы не предусмотрены отраслевыми или федеральными стандартами. Так, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды отраслевые стандарты разработали собственные бланки отчетности и применять приказ №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» у них нет необходимости.
В бухгалтерской отчетности должны отражаться только достоверные и полные сведения о финансовом состоянии организации, а также финансовых результатах ее деятельности и произошедших финансовых изменениях. Для раскрытия данных аспектов, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах содержат информацию, которая непосредственно относится к учетной политики организации и иную, дополнительную информацию, которая не отражается в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах, но, при этом, необходима для того, чтобы провести эффективную оценку финансового состояния организации, пользователями бухгалтерской отчетности. Организация самостоятельно разрабатывает структуру и содержание пояснений.
Субъекты малого предпринимательства, которые ведут бухгалтерский учет по упрощенной системе, предоставляют следующие формы отчетности: упрощенный Бухгалтерский баланс, упрощенный Отчет о финансовых результатах и упрощенный Отчет о целевом использовании средств.
В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 6 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 сдача отчетности субъектов малого предпринимательства является самостоятельным выбором конкретной организации. При этом всегда имеется альтернатива сдачи отчетности в соответствии с общими формами.
Закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 устанавливает минимальный состав бухгалтерской (финансовой) отчетности для некоммерческих организаций: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложений к ним.
Некоммерческим организациям необходимо составлять Отчет о финансовых результатах при следующих условиях:
- некоммерческой организацией в отчетном году получен доход от осуществления предпринимательской деятельности;
- данный показатель, полученного дохода организации, достаточно существен;
- информации в Отчете о целевом использовании средств не хватает, чтобы сделать полноценный вывод о финансовом состоянии некоммерческой организации;
- без информации о показатели полученного дохода невозможна оценка финансового положения и результатов деятельности организации заинтересованными пользователями.
В 1 января 2021 г. вступило новое правило, в соответствии с которым, некоммерческие организации вправе вести бухгалтерский учет по упрощенной форме и предоставлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы по упрощенным формам, начиная с отчетности 2021 г. При этом должны соблюдаться следующие условия (рисунок 2).
Рисунок 2 - Условия для применения некоммерческими организациями упрощенной формы ведения бухгалтерского учета
В ч.5 ст.6 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 указан перечень некоммерческих организаций, которые не имеют право применять упрощенную систему ведения бухгалтерского учета, одними из таких являются иностранные агенты. У участников проекта «Сколково» есть право применять специальные формы бухгалтерской отчетности, которые могут быть представлены, как Бухгалтерским балансом и Отчетом о финансовых результатах для коммерческих организаций, так и Бухгалтерским балансом и Отчетом о целевом использовании средств для некоммерческих организаций. При этом они могут предоставлять отчетность, согласно общеустановленному порядку.
Необходимые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо предоставлять в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. То есть отчетность за 2020 год, необхо-
димо было предоставить до 31 марта 2021 года, а отчетность 2021 года - не позднее марта 2022 года. Если же 31 марта - выходной или праздничный день, тогда срок переносится на первый будний день, следующий за ним. По промежуточной отчетности сроки сдачи в налоговые органы не установлены, поэтому предоставлять ее туда нет необходимости. С 2020 г. изменились некоторые правила сдачи годовой бухгалтерской отчетности, в соответствии с которыми у большинства организаций больше нет необходимости предоставлять отчетность в органы статистики.
В таблице 1 рассмотрим необходимые места для предоставления отчетности различных типов организаций.
Таблица 1 - Места предоставления отчетности для различных видов организаций
Вид организации Место сдачи отчетности
Коммерческие и некоммерческие организации, исключая: организации, отчетность которых является государственной тайной; организации, в случаях, которые установило непосредственно Правительство РФ; Центральный банк и организации, предоставляющие в него отчетность; организации, относящиеся к религиозной структуре; реорганизованные и ликвидированные организации Инспекция Федеральной налоговой службы; Отчетность входит в государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО)
Организации, отчетность которых содержит государственную тайну ИФНС и Росстат Отчетность не включается в ГИРБО
Реорганизованные и ликвидированные организации ИФНС Отчетность не включается в ГИРБО
Организации из религиозной сферы Отчетность не предоставляется ни в ИФНС, ни в Росстат
Центральный банк ФНС В ГИРБО отчетность не входит
Организации, предоставляющие отчетность в Центральный банк Отчетность не предоставляется ни в ИФНС, ни в Росстат ЦБ перенаправляет отчетность в ГИРБО, а также аудиторское заключение, поднадзорных организаций
Если организации не успели, либо забыли предоставить бухгалтерскую отчетность в соответствующие органы вовремя, то Инспекцией Федеральной налоговой службы предусмотрены различные штрафы. Классификация штрафов подразделяется на две категории:
1. Бухгалтерская отчетность организации не предоставляется в ГИРБО. Для организаций, отчетность которых не входит в ГИРБО, ст. 126 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждую несвоевременно полученную форму бухгалтерской отчетности. Так как с 2020 г. необходимо предоставлять 5 форм отчетности, то штраф за непредставление годового отчета для организации, будет равен 1000 руб.
2. Бухгалтерская отчетность организации предоставляется в ГИРБО. Для данных организаций обязанность отчитываться предусмотрена Законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом, законодательство РФ не предусматривает определенные санкции, которые устанавливали бы ответственность за несвоевременное предоставление, либо вовсе непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней, для формирования государственного информационного ресурса, который и предусмотрен статьей 18 вышеупомянутым законом. Государственный информационный ресурс является общедоступным для того, чтобы обеспечить заинтересованных пользователей, какими могут выступать, как граждане, так и организации, достоверной, актуальной, полной и надежной информацией, реализуя их конституционное право на информацию в сфере предпринимательской экономической деятельности. Также он предоставляет возможность для получения данных о финансовом состоянии конрагентов и о добросовестном выполнении ими действующего законодательства. На данный момент, ориентируясь на статью 19.7 КоАП, административный штраф за несвоевременную сдачу отчетности составляет от 3000 до 5000 руб. Данные штрафы являются незначительными и не могут являться эффективной мерой предупреждения невыполнения установленных требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс.
Исходя из этого, в 2021 г. решили разработать и предложить к принятию новый проект КоАП, в соответствии со статьей 29.28 которого штрафы за не сдачу или несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности существенно увеличились (таблица 2).
Таблица 2 - Размер штрафов за несвоевременное предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с новой редакцией КоАП
Нарушение Размер штрафа
1 2
Просрочка даты предоставления бухгалтерской отчетности (31 марта следующего года, после отчетного) менее чем на 10 дней От 5000 до 10000 руб. От 5000 до 10000 руб.
Просрочка даты предоставления бухгалтерской отчетности (31 марта следующего года, после отчетного) от 10 до 30 дней От 20 до 30 тыс. руб. От 20 до 30 тыс. руб.
Продолжение таблицы
1 2
Организации, подлежащие обязательному аудиту Организации, не подлежащие обязательному аудиту
Просрочка даты предоставления бухгалтерской отчетности (31 марта следующего года, после отчетного) более чем на 30 дней 300-500 тыс. руб. 50-70 тыс. руб.
Не предоставили бухгалтерскую отчетность до 31 декабря следующего за отчетным годом, либо если отчетность представлена вовремя, но не в полном составе 500-700 тыс. руб. 100-200 тыс. руб.
Бухгалтерская отчетность, которая прилагается к аудиторскому заключению, не соответствует бухгалтерской отчетности, ранее предоставленной отчетности в налоговые органы за тот же год 500-700 тыс. руб.
Для минимизации штрафов для организации необходимо с ответственностью подходить к вопросу о предоставлении отчетности в налоговые органы, соблюдать порядок, сроки предоставления и необходимый объем, представленной бухгалтерской отчетности. В данном вопросе может помочь грамотное составление и действие документооборота организации, который представляет собой организацию движения всех документов от момента их создания, до момента расторжения, уничтожения или окончания исполнения. Так, создание документооборота в организации может обеспечить:
- эффективный, грамотный и своевременный налоговый, кадровый, управленческий, а также бухгалтерский учет;
- достаточное быстрое взаимодействие с различными контрагентами, государственными и контрольно -надзорными органами;
- организации управления предприятием, а также обеспечения ее взаимодействия с другими организациями;
- управление сотрудниками организации, создание контрольных органов над управленческим персоналом, а также за их условиями работы.
Также, опираясь на современное развитие экономики, для обеспечения более удобной реализации, оптимизации и беспрерывности документооборота организаций, можно предложить создание электронного документооборота, который, в свою очередь, будет отличаться от бумажного следующими принципами:
- быстрый поиск и передача документов исполнителю с помощью электронного поиска;
- повышенная конфиденциальность электронного документооборота, которую можно регулировать;
- хранение электронных документов без ограничения времени, потери качества и потери информации;
- реализация строгого контроля за движением документации;
- осуществление существенной экономии средств и расходов компании.
Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерская (финансовая) отчетность является основополагающим элементом любой организации. Своевременное, достоверное, актуальная и полная информация, отраженная в бухгалтерской отчетности, необходима как внешним пользователям (инвесторам, контрагентам) для оценки реального финансового состояния организации, так и внутренним (руководству, менеджерам) для принятия управленческих решений на основе полученных данных.
Источники:
1. Адаменко А.А. Отчет о финансовых результатах: его структура и взаимосвязь с другими формами отчетности организации // А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.С. Андреенко, Н.Е. Суековская // Вестник Академии знаний. -2018. - Т. 24 (1). - с. 20-27.
2. Башкатов, В.В. Совершенствование бухгалтерского учета финансовых результатов с применением ПБУ 18/02 (на примере ОАО «Краснодарский завод «Нефтемаш») // В.В. Башкатов. - «Земля - наш Дом» - Материалы четвертой региональной студенче- ской научно-практической конференции (9 апреля 2009 г., г. Анапа). - Краснодар: АФ КубГАУ, 2009. - с. 215 - 217.
3. Сигидов Ю.И. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. / Ю.И. Сигидов, А.И. Трубилин. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М. :ИНФРА-М, 2016 - 326 с.
4. Сигидов, Ю.И. Бухгалтерская (финансовая) отчётность/ под ред. Ю. И. Сигидова, А. И. Трубилина. - М., 2012. - 366 с.
5. Сигидов, Ю.И. Налоговый учет и его взаимосвязь с другими учетными системами // Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов. - Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - № 4. - с. 27 - 30.
References:
1. Adamenko A.A. Report on financial results: its structure and relationship with other forms of reporting of the organization // A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.S. Andrenko, N.E. Suekovskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 . - T. 24 (1). - from. 20-27.
2. Bashkatov, V.V. Improvement of accounting of financial results using PBU 18/02 (on the example of OJSC Krasnodar Plant Neftemash) // V.V. Bashkatov. - "The Earth is our Home" - Materials of the fourth regional student scientific and practical conference (April 9, 2009, Anapa). - Krasnodar: AF KubGAU, 2009 . - p. 215 - 217.
3. Sigidov Yu.I. Accounting theory: textbook. allowance. / Yu.I. Sigidov, A.I. Trubilin. - ed. 3rd, rev. and add. - M.: INFRA-M, 2016 - 326 p.
4. Sigidov, Yu.I. Accounting (financial) statements / ed. Yu.I. Sigidova, A.I. Trubilina. - M., 2012 . - 366 p.
5. Sigidov, Yu.I. Tax accounting and its relationship with other accounting systems // Yu.I. Sigidov, V.V. Bashkatov. - Accounting in agriculture. - 2012. - No. 4. - p. 27 - 30.