Научная статья на тему 'Правдивое отображение жизни г. Камалом и молодыми актерами пьесы и спектакля «Первое представление»'

Правдивое отображение жизни г. Камалом и молодыми актерами пьесы и спектакля «Первое представление» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР / СЮЖЕТ / ПЬЕСА / ПУБЛИЧНЫЙ СПЕКТАКЛЬ / ТАТАРСКИЙ ЗРИТЕЛЬ / ТАТАРСКИЙ НАРОД / ПРОГРЕСС / АВТОР / РОЛЬ / РЕЖИССЕР / TARTAR DRAMATURGY / TARTAR SPECTATOR / NATIONAL THEATRE / PLOT / PLAY / PUBLIC SPECTACLE / TARTAR PEOPLE / PROGRESS / AUTHOR / ROLE / PRODUCER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайруллина Г.М.

Исторически татарский драматический театр рождался, преодолевая всевозможные препятствия со стороны служителей культа и реакционного купечества. Г.Камал родоначальник татарской драматургии и активный сторонник национального сценического искусства, был свидетелем этой борьбы. В 1908 году он написал об этом сатирическую комедию «Первое представление», а молодой татарский театр ее сыграл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALISTIC REPRESENTATION OF LIFE BY G.KAMAL AND THE ACTORS OF THE PLAY AND PERFORMANCE NAMED «THE FIRST PLAY»

Historically the Tartar Drama Theatre was born overcoming all sorts of obstacles on the part of the ministers of religion and merchants. G.Kamal the founder of Tatar drama and active supporter of the national performing arts witnessed the fight. In 1908 he wrote the satiric comedy "The first performance" and the young Tatar theater played it. The play and the performance is about a supporter of the old order of life the merchant Hamza. He tries very hard to cancel the opening of the first public performance in Kazan. Not having achieved his aim, tired and irritated returns home and finds out that his children had gone to the theater. Stunned raging Hamza runs out of the house to bring them home. In the play and in the performance there are a lot of funny episodes, leaving the merchant Hamza in an awkward situation and causing the animation of the auditorium. The undoubted success of the performance was the starring of Gabdulla Kariev as the merchant Hamza.

Текст научной работы на тему «Правдивое отображение жизни г. Камалом и молодыми актерами пьесы и спектакля «Первое представление»»

УДК 82 (512. 145) - 2:792 (=512. 145)

Г.МХайруллина

ПРАВДИВОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ Г.КАМАЛОМ И МОЛОДЫМИ АКТЕРАМИ В ПЬЕСЕ И СПЕКТАКЛЕ «ПЕРВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Исторически татарский драматический театр рождался, преодолевая всевозможные препятствия со стороны служителей культа и реакционного купечества. Г.Камал - родоначальник татарской драматургии и активный сторонник национального сценического искусства, был свидетелем этой борьбы. В 1908 году он написал об этом сатирическую комедию «Первое представление», а молодой татарский театр ее сыграл.

Ключевые слова: татарская драматургия, национальный театр, сюжет, пьеса, публичный спектакль, татарский зритель, татарский народ, прогресс, автор, роль, режиссер.

Gulnara Mansurovna Khayrulina THE REALISTIC REPRESENTATION OF LIFE BY G.KAMAL AND THE ACTORS OF THE PLAY AND PERFORMANCE NAMED «THE FIRST PLAY»

Historically the Tartar Drama Theatre was born overcoming all sorts of obstacles on the part of the ministers of religion and merchants. G.Kamal - the founder of Tatar drama and active supporter of the national performing arts -witnessed the fight. In 1908 he wrote the satiric comedy "The first performance" and the young Tatar theater played it

The play and the performance is about a supporter of the old order of life - the merchant Hamza. He tries very hard to cancel the opening of the first public performance in Kazan. Not having achieved his aim, tired and irritated returns home and finds out that his children had gone to the theater. Stunned raging Hamza runs out of the house to bring them home. In the play and in the performance there are a lot of funny episodes, leaving the merchant Hamza in an awkward situation and causing the animation of the auditorium. The undoubted success of the performance was the starring of Gabdulla Kariev as the merchant Hamza.

Keywords: tartar dramaturgy, tartar spectator, national Theatre, plot, play, public spectacle, tartar people, progress, author, role, producer

Г.Камал - классик татарской драматургии, принимавший активное участие в создании национального театра. В своей комедии «Первое представление» он отразил отдельный эпизод борьбы за рождение татарского театра. Про историю написания комедии драматург говорит в своих воспоминаниях «История о начале писательства»: «Наступил 1905 год. Городская молодежь в клубе приказчиков, который находится на улице за молодежным театром, ставит спектакль. После этого у меня вновь просыпается желание написать пьесу «Первое представление».

Сюжет пьесы, созданной в 1908 году, весьма прост: в городе готовится первый в истории публичный спектакль для татарского зрителя. Известно, что этот сюжет взят из личной жизни самого писателя, из семейного конфликта в связи с первым в Казани татарским спектаклем.

Сторонник старых законов жизни купец Хамза бай вместе со своими единомышленниками прилагает массу усилий, дабы сорвать первый публичный спектакль в Казани. Не добившись своего, он возвращается домой и узнает, что его дети ушли в театр. Хамза бай предпринимает попытку вернуть их домой. В пьесе и спектакле много смешных эпизодов, ставящих Хамзу бая в глупейшее положение. Хамза бай - яркий представитель кадимистско-реакционного направления и всей душой стоит за сохранение старых порядков. Он не может мириться с новой культурой и складывающимися между людьми новыми отношениями. Но новая культура, новые отношения уже проявляются везде и всюду.

Поражение Хамзы бая - предвестник поражения татарской реакции и победы новой культуры в Казани, занимающей центральное место в общественно-политическом и культурном движении татарского народа. Вся прогрессивная общественность торжествует победу. Но это не значит, что реакция сложила свое оружие в борьбе против новой культуры, против прогресса. «Нет, - злорадно заявляет Хамза бай, - бог поможет, в следующий раз заранее примем меры, договоримся с приставом и больше не допустим спектаклей».

Прототипом Хамзы бая стал тесть Г.Камала, казанский купец Садык Хабибуллин, известный под именем «жинги Садык», властный и упрямый человек.

Хамза бай борется не только против прогрессивных сил общества, он также воюет с членами своей семьи, держит их в «ежовых рукавицах». Он не позволяет своему взрослому сыну ходить в чайную без его разрешения. «Жена не знает все нравы отца, на днях с Габдерахманом, сыном Гали хаджия, зашли в чайную. Узнав об этом, отец так здорово дернул меня за ухо, что искры посыпались из глаз», - говорит сын Хамзы бая Хабибрахман.

У членов семьи Хамзы бая - его женатого сына Хабибрахмана и дочери Гафифы, тоже были про-тотипы: забитый, приниженный сын и физически нездоровая горбатая дочь «жинги Садыка». Однако старое палочное воспитание не смогло вселить даже в слабовольных Хабибрахмана и его сестру Гафифу веру в святость старины, не смогло подготовить продолжателей Хамзы бая и им

подобных людей старой закалки и старых убеждений. При малейшей возможности они были готовы разрушить старое здание, примкнуть к новому движению.

Хабибрахману и Гафифе, их безвольности и безынициативности писатель противопоставляет Вали - зятя Хамзы бая и свою сноху Факиху. Кем был Вали по своему социальному положению, чем он занимался - из пьесы определить довольно трудно. Известно, что его родители вышли из простой крестьянской семьи, переселились в город в поисках заработка, а молодой Вали стал зятем Хамзы бая. Вали не разделяет взгляды своего тестя, ведет себя самостоятельно, но все же раздражать старика не входит в его планы; ему хочется пойти в театр без ведома Хамзы бая, а потому он говорит прислуге, что они идут не в театр, а в гости. При объяснении с прислугой проявляется комический инцидент: прислуга Биби, тоже одуревшая в этой семье, не понимает слова «театр» и путает его с татарским словом «теятер», т.е. «грузить». Вали с большим трудом ей растолковывает, как она должна отвечать на вопрос, куда они пошли. Потом он с юмором скажет, что это это «было подлинной революцией», хоть и в очень небольшом масштабе.

Поступок Факихи, снохи Хамзы бая, тоже решившей идти в театр без раз решения грозного свекра, заслуживает особого внимания. Ее положение осложняется двумя обстоятельствами: во-первых, она как женщина была существом не полноправным, многое, дозволенное мужчине, не разрешалось женщине; во-вторых, она как сноха была неполноправной, всегда угнетаемой и беззащитной, так как не могла рассчитывать на покровительство мужа - Хабибрахмана. Несмотря на это она заставила трусливого и нерешительного мужа взять себя в театр. Факиха - полная противоположность Гафифе и в домашнем быту. Если Гафифа тратит целые часы на выбор платья, капризничает, то Факиха «туалетную проблему» решает быстро, одевшись в чистенькое и простенькое платье. В образе Факихи показано молодое поколение городских женщин, которое постепенно, шаг за шагом, отвоевывало себе путь к свободе, культуре и прогрессу.

Молодая татарская труппа, поставившая «Первое представление», была солидарна с Габдуллой Тукаем, писавшем о театре как об институте, который зовет к лучезарному свету и является примером добродетельности. Спектакль был поставлен в августе 1908 года на Макарьевской ярмарке и шел впоследствии все годы дореволюционной жизни коллектива, пользуясь успехом у зрителя. На спектакле, писал Казакъ, присутствовал сам автор. Под шумные аплодисменты его трижды вызывали на сцену. А молодежь преподнесла автору серебряный сосуд. А сам автор пишет, что Гиззатуллина, Кариев и Муртазин очень хорошо сыграли свои роли1.

Особый успех выпал на долю первого исполнителя роли Хамзы бая Габдуллу Кариева, замечательного актера, одного из родоначальников татарского театра. Эту роль он исполнил удивительно талантливо, с мастерским юмором. «Внешне Хамза бай - вспоминал представитель первого артистического поколения Зайни Султанов - казался сильным, но на деле был обреченным фанатиком. Зритель же улавливал в бессильной, наносной отваге драчуна и мракобеса скорый его конец и верил в торжество культуры, искусства»2. Г.Кариев комедийный характер Хамзы бая поднимал до уровня трагикомедии. Например, эпизод, когда расстроенный, весь взмыленный Хамза бай, возвратившись домой, столбенеет, потому что все его домочадцы ушли в театр. Эта картина - писал И.Рамиев - напоминала финальную немую сцену из Гоголевского «Ревизора». Хамза бай, потерявший дар речи, впавший в ступор, теряет нормальное состояние духа, чем вызывал хохот зрительного зала»3. Позже эту роль так же замечательно играли, но каждый по-своему, Зайни Султанов, Касым Шамиль. Так же запомнились современно мыслящий, жизнерадостный Вали в исполнении Муртазина, придурковатая, деревенская девушка Биби в исполнении Гиззатуллиной. После 1910 года роль Гафифи исполняла молодая, недавно пришедшая в театр, Гульсум Болгарская.

Хотя «Первое представление» - небольшая по объему пьеса, но имела большое значение и по теме, и по художественным достоинствам. Комедия показывает, насколько чутко улавливали автор и молодые актеры проблемы дня и как быстро облекали их в художественную форму. Сценическое произведение появилось в дни, когда профессиональный татарский театр только-только зарождался, делал первые шаги, и показало, в каких трагикомических ситуациях, с какими трудностями шел этот процесс. Ф.Амирхан первым обратил внимание на жизненность произведения: «Эта комедия Г.Камала эфенди особенно значительна тем, что появилась в то самое время, когда именно театральный вопрос будоражил умы. Пусть те люди, которые против

1 [Казакъ. Макариядэ татарча театр, Йолдыз, 1908, 28 авг.]

2 [З.Султанов. Дооктябрьский татарский театр. Рукопись. Казань, 1940, Архив СТД, ф.7, дело 35, с.6].

3 [Рамиев И. Воспоминания. Казань, 1965, с. 37-38].

татарских представлений, сходят и посмотрят на свои выходки в том же татарском театре!»4.

В последующей комедии Г.Камала "Тайны нашего города" автор и актеры дали более развернутую картину, где реакционная часть города негодует по поводу рождения татарского театра и требует его закрыть. В обеих комедиях и спектаклях, по ним поставленным, речь идет и о борьбе прогрессивной части общества за развитие новых явлений жизни.

Литература

1. Амирхан Ф. Первое представление // 1. Amirhan F. Pervoe predstavlenie // Izbrannye Избранные произведения: в 3 т. Т. 2. Казань; 1958. proizvedenija: v 3 t. T. 2. Kazan'; 1958.

2. З.Султанов. Дооктябрьский татарский театр. 2. Z.Sultanov. Dooktjabr'skij tatarskij teatr.

Рукопись. Казань, 1940, Архив СТД, ф.7, дело 35.

3. Казакъ. Макариядэ татарча театр, Йолдыз, 1908, 28 авг.

4. Рамиев И. Воспоминания. Казань, 1965

Rukopis'. Kazan', 1940, Arhiv STD, f.7, delo 35.

3. Kazak#. Makarijada tatarcha teatr, Joldyz, 1908, 28 avg.

4. Ramiev I. Vospominanija. Kazan', 1965

4 [Амирхан Ф. Первое представление // Избранные произведения: в 3 т. Т. 2. Казань; 1958. С. 287]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.