Научная статья на тему '«ПРАВДА СОЦИАЛИЗМА»: ЦЕРКОВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА НАЧАЛА XX В. О СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ'

«ПРАВДА СОЦИАЛИЗМА»: ЦЕРКОВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА НАЧАЛА XX В. О СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЦЕРКОВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / СОЦИАЛИЗМ / ПРАВДА СОЦИАЛИЗМА / ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Андрей Александрович

В статье рассматривается отношение российских церковных авторов начала XX в. к идеологии и практике социализма. В основе статьи - отношение православных священнослужителей к сильным сторонам социалистического учения («правде социализма»), благодаря которым эта политическая идеология встретила в России широкую общественную поддержку. Показано, что церковные авторы, не принимая негативных сторон «социальной ереси» (атеизма, материализма, насилия, разжигания низменных страстей), в то же время признавали правоту социализма в его критике капиталистического устройства общества. При этом церковными авторами, как правило, обращалось внимание на то, что позитивная программа, имеющаяся в социализме, содержится и в христианстве, а потому если православные восстановят соборное начало в Церкви, будут стремиться относиться друг к другу так, как учит Евангелие, сорганизуются для взаимопомощи, а духовенство им в этом поможет и не будет обходить молчанием в угоду сильным мира сего пороки и несправедливости, царящие в капиталистическом обществе, то атеистический социализм, смешавший в себе правду с ложью, утратит свою притягательную силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE TRUTH OF SOCIALISM”: CHURCH JOURNALISM IN THE EARLY 20TH CENTURY ON THE STRONG POINTS OF SOCIALIST TEACHING

The article deals with the attitude of Russian church authors of the early 20th century to the ideology and practice of socialism. The article is based on the attitude of Orthodox clergy to the strengths of the socialist doctrine (“the truth of socialism”), thanks to which this political ideology met with broad public support in Russia. It is shown that church authors, not accepting the negative aspects of the “social heresy” (atheism, materialism, violence, inciting base passions), at the same time recognized the correctness of socialism in its criticism of the capitalist structure of society. At the same time, church authors, as a rule, drew attention to the fact that the positive program that exists in socialism is also contained in Christianity, and therefore if the Orthodox restore the conciliar principle in the Church, they will strive to treat each other as the Gospel teaches, they will organize themselves for mutual assistance, and the clergy will help them in this and will not pass over in silence for the sake of the powerful of this world the vices and injustices that reign in capitalist society, then atheistic socialism, which has mixed truth with lies in itself, will lose its attractive power.

Текст научной работы на тему ««ПРАВДА СОЦИАЛИЗМА»: ЦЕРКОВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА НАЧАЛА XX В. О СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 2023

А. А. Иванов

«Правда социализма»: церковная публицистика начала XX в. о сильных сторонах социалистического учения

УДК 141.8+271.2-9"19" DOI 10.47132/1814-5574_2023_1_386 EDN GTOGNH

Аннотация: В статье рассматривается отношение российских церковных авторов начала XX в. к идеологии и практике социализма. В основе статьи — отношение православных священнослужителей к сильным сторонам социалистического учения («правде социализма»), благодаря которым эта политическая идеология встретила в России широкую общественную поддержку. Показано, что церковные авторы, не принимая негативных сторон «социальной ереси» (атеизма, материализма, насилия, разжигания низменных страстей), в то же время признавали правоту социализма в его критике капиталистического устройства общества. При этом церковными авторами, как правило, обращалось внимание на то, что позитивная программа, имеющаяся в социализме, содержится и в христианстве, а потому если православные восстановят соборное начало в Церкви, будут стремиться относиться друг к другу так, как учит Евангелие, сорганизуются для взаимопомощи, а духовенство им в этом поможет и не будет обходить молчанием в угоду сильным мира сего пороки и несправедливости, царящие в капиталистическом обществе, то атеистический социализм, смешавший в себе правду с ложью, утратит свою притягательную силу.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, церковная публицистика, социализм, правда социализма, православное духовенство.

Об авторе: Андрей Александрович Иванов

Доктор исторических наук, доцент, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: andrey.a.ivanov@spbu.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6438-5200

Для цитирования: Иванов А.А. «Правда социализма»: церковная публицистика начала XX в. о сильных сторонах социалистического учения // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 386-393.

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44084.

Статья поступила в редакцию 24.12.2022; одобрена после рецензирования 14.01.2023; принята к публикации 27.01.2023.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 2023

Andrey A. Ivanov

"The Truth of Socialism": Church Journalism in the Early 20th Century on the Strong Points of Socialist Teaching

UDK 141.8+271.2-9"19" DOI 10.47132/1814-5574_2023_1_386 EDN GTOGNH

Abstract: The article deals with the attitude of Russian church authors of the early 20th century to the ideology and practice of socialism. The article is based on the attitude of Orthodox clergy to the strengths of the socialist doctrine ("the truth of socialism"), thanks to which this political ideology met with broad public support in Russia. It is shown that church authors, not accepting the negative aspects of the "social heresy" (atheism, materialism, violence, inciting base passions), at the same time recognized the correctness of socialism in its criticism of the capitalist structure of society. At the same time, church authors, as a rule, drew attention to the fact that the positive program that exists in socialism is also contained in Christianity, and therefore if the Orthodox restore the conciliar principle in the Church, they will strive to treat each other as the Gospel teaches, they will organize themselves for mutual assistance, and the clergy will help them in this and will not pass over in silence for the sake of the powerful of this world the vices and injustices that reign in capitalist society, then atheistic socialism, which has mixed truth with lies in itself, will lose its attractive power.

Keywords: Russian Orthodox Church, church journalism, socialism, truth of socialism, Orthodox clergy. About the author: Andrey Alexandrovich Ivanov

Doctor of History, Professor, Institute of History, St. Petersburg State University.

E-mail: andrey.a.ivanov@spbu.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6438-5200

For citation: Ivanov A. A. "The Truth of Socialism": Church Journalism in the Early 20th Century on the Strong Points of Socialist Teaching. Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 1, pp. 386-393.

Funding: The reported study was funded by RFBR according to the research project № 21-011-44084.

The article was submitted 24.12.2022; approved after reviewing 14.01.2023; accepted for publication 27.01.2023.

Быстрое распространение и рост популярности социализма среди интеллигенции, учащейся молодежи, рабочих и крестьян, превращение его во влиятельную политическую идеологию в России во второй половине XIX — начале XX вв. заставлял православное духовенство осмыслять пришедшее с Запада учение, обещавшее преобразовать мир на началах подлинной свободы, всемирного братства, социального равенства и справедливости, и публично реагировать на него. Из-под пера церковных авторов начиная с конца 1860-х гг. стали регулярно выходить работы с критикой социализма, а во время и после революции 1905 г. их количество резко возросло, породив целый пласт обличительной литературы (см.: [Бронзов, 1911, 703-717]). Социалистическое учение критиковалось со страниц епархиальной периодической печати, обсуждалось на миссионерских съездах, подробно разбиралось в многочисленных брошюрах. Об особом внимании священноначалия к этой проблеме говорит и тот факт, что с 1909 г. в курс нравственного богословия для духовных семинарий было введено обличение основ социализма (см.: [Фирсов, 2007, 107-109; Амбарцумов, 2022а; Амбарцумов, 2022б]).

Социализм, как правило, критиковали за его антирелигиозную и антицерковную направленность, материализм, отрицание христианского учения о морали и нравственности, утопичность, пренебрежение к человеческой личности, индивидуальности и свободе, разжигание низменных страстей, сеяние злобы, зависти и ненависти, а также за попытки отдельных авторов-социалистов представить социализм как подлинное учение Христа и поставить свое учение на место христианского. Однако вдумчивые церковные авторы указывали и на сильные стороны социализма, благодаря которым он с каждым десятилетием все больше и больше завоевывал народные симпатии. Не последнюю роль в этом играло и появление т. н. христианского социализма, среди сторонников которого были и религиозные мыслители (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), признававшие «правду социализма» (впрочем, относительную) и верившие в возможность при его помощи преобразовать современное им общество в христианскую общину (см.: [Сидоров, 1995, 44-45]), а также отдельные православные пастыри. «Пионером русского христианского социализма» нередко называют свящ. Григория Петрова (см.: [Сидоров, 1995, 66]). Но особо показателен пример архим. Михаила (Семенова), который в 1906 г. объявил себя народным социалистом и даже вступил в Трудовую народно-социалистическую партию. Разочаровавшись в официальной церковной позиции, обвиняя духовенство в том, что оно «цинично» занимается апологией несправедливого общественно-политического и экономического устройства, архим. Михаил, по его собственным словам, оказался «плененным» идеологией, стремившейся «заставить машину работать на тружеников» и провозгласившей своим девизом слова «во имя человека» (Михаил Семенов, 1907, 7, 16, 26, 31).

«Правда социализма» виделась церковным авторам прежде всего в его нападках на «неправду капитализма». Выступая в 1905 г. перед членами Союза русского народа, протопресвитер русской армии и флота Е. Аквилонов отмечал, что богатые люди, «вопреки естественному и Божественному законам», стали забывать о своем долге по отношению к бедным «и дрожат над своим имуществом, боясь, как бы последние не пожелали „насытиться хотя крупицами, падающими от трапезы господ своих" (Мф 15:27)». «Вот вам, хотя и неоправдываемое нравственно, однако понятное психологически происхождение „социальной ереси"», — заключал священник (Аквилонов, 1906, 17). Митрополит Владимир (Богоявленский) также отмечал, что критику социалистами установившегося в Российской империи социально-экономического порядка во многом приходится признать справедливой. «Вопиющую несоразмерность между богатыми и бедными видит каждый, кто хочет видеть, и только все притупляющей силе привычки можно приписать то, что христианство терпит в своей среде такие явления, — отмечал владыка, придерживавшийся отнюдь не левых, а правоконсервативных взглядов. — В самом деле, может ли не возмущаться христианское чувство человеческого достоинства и чувство братской любви при виде принижения человека до положения раба или даже до положения вьючного животного? Да — это тяжелое и грустное явление, что в христианском мире

возможна такая несообразность. Здесь нельзя не сказать: „это не так, здесь должно быть иначе"» (Владимир Богоявленский, 1909, 32-33). В связи с этим, обращаясь к пастырям Церкви, владыка призывал их не ограничиваться огульной критикой социализма, а прежде тщательно разобраться, что есть в этом учении «ложного, и что справедливого». В противном случае, предупреждал он, доверие простого, страждущего народа к Церкви и духовенству будет только падать, и искать своих заступников он будет не в церковной ограде, а за ее пределами.

Содержащиеся в статьях и брошюрах церковных авторов для простого народа утверждения о незыблемости частной собственности, об уважении к богатству, о необходимости неимущим терпеть свое положение, как и призывы к бережливости, обращенные к тем, кому нечего сберегать, считал митр. Владимир, абсолютно недостаточны, так как приводят лишь к усилению позиций социалистов. «Что же удивительного, если поколебалось доверие и уважение к Церкви, если стали называть ее злою мачехой бедняков, а священников — союзниками буржуазии, адвокатами богатых и знатных? Что удивительного, если народ начинает кричать сейчас: „Долой Бога, долой религию, долой Церковь и пастырей"?» — задавал риторические вопросы архипастырь (Владимир Богоявленский, 1909, 37). По словам владыки, там, где во время Первой российской революции социал-демократы захватывали церковные кафедры и с них обращались к клиру и народу, они «большею частью держали проповедь на те места Священного Писания, на ту главу послания апостола Иакова, где бичуются грехи богачей и защищаются права бедняков. „Вы говорили нам, — иронизируют они по адресу церковных проповедников, — что Библия проповедует права частной собственности (капиталистов) и обязанности рабочих, но забыли сказать о том, что она еще чаще говорит об обязанностях богачей-нанимателей и о правах рабочих"». «И нет сомнения, — отмечал архиерей, — что лучшие из нас и сами начинают признаваться в этом прегрешении» (Владимир Богоявленский, 1909, 38). Резюмируя, митр. Владимир приводил следующие слова «одного из служителей Церкви»: «Когда присматриваешься к тому, что вокруг нас происходит... то стыдно становится за наше современное христианство. В то время как такие даже безбожные люди, как социал-демократы, требуют улучшения быта бедных, обездоленных, меньших братий наших, у нас, в христианском обществе, находятся еще люди, которые подвергают сомнению, можно ли и должно ли содействовать осуществлению этих требований. Еще стыднее становится за Церковь, которая видит, какая непроходимая пропасть образовывается между богатыми и бедными и как первые беспощадно попирают права последних, — и, однако, молчит, боясь открыть уста свои против сильных, и своим молчанием как бы одобряет эту несправедливость» (Владимир Богоявленский, 1909, 38-39).

Известный православный миссионер, священномученик прот. Иоанн Восторгов, написавший целый ряд статей, обличающих социалистическое учение, и, как и митр. Владимир, принадлежавший к правому, черносотенному лагерю, тоже признавал наличие в социализме «доли правды», «немало доброго и желательного» (Восторгов, 1995, 15). «Это нужно сказать прямо, — признавал о. Иоанн. — Иначе — мы сами будем несправедливы. Так, социализм и социалисты учат, что ныне часто труд человека недостаточно оплачивается, что труженики часто бедствуют, а обладатели имений, фабрик и заводов, особенно же обладатели капиталов, живут и богатеют за счет труда бедных людей; что неравномерно иногда распределены бывают подати, налоги и повинности; что справедливость в распределении благ земных нарушена. <...> Как не послушать таких слов? Как не посочувствовать им?» (Восторгов, 1995, 15-16). Однако, по словам о. Иоанна Восторгова, «в этой видимой правде и привлекательности заключается страшная опасность ложного учения», поэтому «относительно социализма во всех его различных учениях можно с полной справедливостью сказать, что он великую ложь преподносит людям, завернутую в малую правду; больше того; он дает смертельный яд в позолоченной и сладкой пилюле. О людях, исповедующих такое учение, можно сказать словами апостола: они содержат истину в неправде (Рим 1:18)» (Восторгов, 1995, 16).

Богослов и библеист свящ. Иаков Галахов в брошюре «Социализм и христианство» посвятил вопросу, касающемуся «правды социализма», целый раздел, в котором отмечал, что помимо заблуждений в социализме содержится и правда, «с которой должен согласиться всякий исповедующий учение Господа Иисуса Христа» (Галахов, 1913, 23-24). Обличая несправедливость установившихся капиталистических отношений, сильно напоминающих известную притчу о богаче и Лазаре, пастырь указывал на то, что социализм прав, когда протестует против превращения бедняков в орудие капиталистического производства. Говоря о таком положении вещей, когда одни, пребывая в бедственном положении, нещадно эксплуатируются ради сверхнаживы других, священник писал: «Не нужно удивляться тому, если явилось сознание, что так жить нельзя, что пора свергнуть кумир Молоха, пожирающий человеческие жизни, пора положить предел власти чудовища — капитала. В капиталистическом строе достоинство человека определяется не тем, что он есть, умом, характером, добрыми качествами души, а тем, что у него есть. Общество ценит в человеке его собственность, капитал, средства, известное положение, а самого человека не ценит и не видит. <...> Никогда еще не было такого поклонения хамству, как в капиталистическом обществе, никогда прежде нельзя было всего купить за деньги. Социализм хочет освободить личность от гнета вещей и предметов, дать человеку возможность обнаружить свое действительное внутреннее содержание, свои силы и качества — и в этом правда социализма» (Галахов, 1913, 26).

«Правду социализма» о. Иаков Галахов видел и в том, что тот, как и христианство, «твердо установил труд в качестве источника права на жизнь», ибо «только трудящийся достоин пропитания и только трудовое общество имеет право на существование» (Галахов, 1913, 27). Правоту социализма, считал он, нельзя не признавать и в том случае, когда он сулит правильное разделение труда на пользу общества и хочет превратить труд из тяжелого проклятья в радостную обязанность. Отмечая, что, несмотря на то, что христиане уже как два тысячелетия знают о том, что нельзя безмерно заботиться о материальных нуждах, священник указывал: отсутствие ясных указаний на то, как именно следует обустроить общественный быт, чтобы можно было «не бояться за завтрашний день, за свою семью, детей, за кусок хлеба», заставляет человечество мечтать о близкой к идеалу форме общественно-экономических отношений. И в этом плане социализм оказывается силен мнимой простотой решения проблемы и заманчивыми обещаниями сытой и счастливой жизни. «...Мы до сих пор очень мало придавали значения проблеме насущного хлеба и считали ниже своего христианского достоинства заниматься решением таких вопросов, как земных, случайных и временных. В социализме в этом отношении что-то приоткрывается. В его конечном итоге есть какая-то правда, может быть, не вся и не всецело, но, во всяком случае, большая доля правды. Как хотите, великая и в то же время христиански элементарная правда социализма в том уже одном, что он учит людей перестать властвовать над людьми посредством капитала, перестать владеть чужими вещами, перестать быть капиталистом и буржуа — и сделаться человеком» (Галахов, 1913, 29-30). Напоминая, что задача христиан не только думать о духовном, но и развивать деятельность, которая бы приводила к уменьшению нужды, бедности и несправедливости, свящ. Иаков Галахов призывал соединить религиозное сознание «с самой полной социальной правдой, с устранением классов и классовой эксплуатации, с обобществлением производства, с уничтожением капитализма и буржуазных форм собственности, с реальными экономическими улучшениями, со всяким усовершенствованием, клонящимся к улучшению и облегчению условий современной экономической жизни» (Галахов, 1913, 31). И раз социализм, пытаясь решить это вопрос, достиг определенных результатов, то и христианину «в известном смысле нельзя не быть социалистом» (Галахов, 1913, 31). Но, делал важную оговорку пастырь, «мы не боимся признать правду социализма и пойдем к нему навстречу, не опасаясь встать в противоречие с религиозными и нравственными требованиями Евангелия», но лишь в той части, в которой социализм говорит «только о хлебе насущном» (Галахов, 1913, 32).

О сильных сторонах социализма писал и такой видный церковный автор, как еп. Андрей (Ухтомский) (см.: [Иванов, 2021]). Посвятив критике социализма целый ряд своих статей и публичных выступлений, владыка Андрей вместе с тем указывал также и на причины живучести этой идеологии. С одной стороны, признавал он, социалисты «сильны нашей слабостью»: «Они сильны нашей ленью и бездельем. <...> Одним словом, они грехами нашими кормятся, как о подобных людях говорит Библия (Ос 4:8)» (Андрей Ухтомский, 1906а). «Социализм силен нашей нецерковностью, — развивал будущий владыка, а тогда архимандрит, ту же мысль в другой статье, — нашей духовной ленью; и он, помимо материальной потребности, представляет из себя и психологическую необходимость: человек по природе своей стремится жить жизнью общественной, и, когда наши так называемые „охранители" сдавили жизнь церковно-общественную, в ответ на это на Руси и объявили социализм как протест жизни против излишних (незаконных) рамок» (Андрей Ухтомский, 1906б). Но архим. Андрей (Ухтомский) указывал и на то, что социализм «силен своей жизненностью, своей заботой о всех обездоленных и отверженных мира сего, своим стремлением облегчить физический труд и физический голод людей, неспособных к самозащите» (Андрей Ухтомский, 1906б). Владыка также указывал на силу духа, целеустремленность, жертвенность «апостолов» социализма и приходил к выводу, что, несмотря на все их негативные стороны, «вся ужасная действительность за них», а потому, отвергая атеизм и материализм, христианская совесть заставляет признать, что как учение о справедливости «социализм — это жизненная необходимость», так как является «только самозащитой слабых против произвола сильных» (Андрей Ухтомский, 1906б). В этом плане очень показательно, что, критикуя современный ему социализм за потворство низменным человеческим страстям (зависть, ненависть), материализм, атеизм и стремление к насилию, архим. Андрей (Ухтомский) мог одновременно наделять это понятие и позитивной коннотацией. Обращаясь к православным христианам, он заявлял: «Помните же, возможно одно из двух: или мы должны немедленно восстановить на Руси христианский социализм (т. е. церковность), или нас измучит социализм физической силы, который и погубит Россию» (Священномуче-ник Андрей Уфимский, 2019, 70).

На такую притягательную для народных масс сторону социализма, как искреннее и горячее служение этой идеологии многих ее проповедников и последователей, обращал внимание церковный публицист П. В. Левитов. «Справедливость требует заметить, — отмечал он, — что, принципиально отрицая значение в жизни каких-либо иных факторов, кроме экономических, социализм в действительности возвышается над свой низменной метафизикой и становится на более благородную идеалистическую почву. Адепты современной социал-демократической гражданственности много говорят о необходимости самоотвержения, борьбы за правду и свободу, заботы о благе будущих поколений» (Левитов, 1909, 95). И хотя на деле многое из этого оказывалось, по словам церковного автора, «пустословием, негодным хламом, метафизическими бреднями», неравнодушие, горячность и убежденность в правоте собственного учения не могли не привлекать к социалистам сердца искренних, но легковерных людей, мечтавших о более справедливом устройстве общества.

Сильные стороны социализма, на которые указывали пастыри, старавшиеся противодействовать этому идейно-политическому учению, заставляли их искать более эффективные способы борьбы с ним. Как отмечал митр. Владимир (Богоявленский), Церковь «не должна нападать на то, что есть в этом социал-демократическом движении справедливого и основательного»: «Протестовать против правды и истины она никогда, ни при каких обстоятельствах не может. Стремление рабочего и вообще низшего сословия к улучшению своего тяжелого быта нельзя считать дерзостью и беззаконием, захватом чего-то ему не принадлежащего, но его необходимо только вставить в надлежащие рамки, направить на законный путь. Устраняя и подавляя в этом движении все противное Богу и закону, все вредное и преступное (например, насилие, забастовки, экспроприации, посягательство на чужую собственность), мы в то же время

не должны осуждать справедливые желания и домогательства рабочих» (Владимир Богоявленский, 1909, 41-42). На то же обращал внимание и протопресв. Е. Аквилонов, указывавший противникам левых, что «по совести» необходимо согласиться с тем, что такие вопросы, как развитие рабочих профессиональных союзов, совершенствование фабричного законодательства, гарантированный воскресный отдых, помощь нуждающимся, действительно требуют неотложного решения, и они не должны отдаваться на откуп социалистам (Аквилонов, 1906, 19). А будущий епископ Андрей (Ухтомский), протестовавший против «социализма брюха», но приветствовавший «социализм духа», видел главный способ ослабления атеистического и материалистического социализма в возрождении в Церкви соборного начала и приходской активности, так как православный приход, считал он, при правильной его организации содержит все необходимое для того, чтобы «утолить жажду правды» и реализовать на практике все лучшее, что есть в социализме (Андрей Ухтомский, 1906б; Священно-мученик Андрей Уфимский, 2019, 121).

Таким образом, церковные авторы, выступавшие с критикой социалистической идеологии и обличавшие ее негативные стороны, не проходили мимо и сильных сторон этого общественно-политического и экономического учения. Наиболее дальновидные из них сумели разглядеть не только ложь социализма, но и его правду, которая и привлекала к нему все больше и больше последователей. При этом церковные авторы, как правило, обращали внимание на то, что позитивная программа, имеющаяся в социализме, содержится и в христианстве, а потому если православные восстановят соборное начало в Церкви, будут стремиться относиться друг к другу так, как учит Евангелие, сорганизуются для взаимопомощи, а духовенство им в этом поможет и не будет обходить молчанием в угоду сильным мира сего пороки и несправедливости, царящие в капиталистическом обществе, то атеистический социализм, смешавший в себе правду с ложью, потеряет свою притягательную силу.

Источники и литература

Источники

1. Аквилонов (1906) — Аквилонов Е, свящ. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям (Произнесено — сокращенно — в собрании Союза русского народа 21 ноября 1905 г., Михайловский манеж). СПб., 1906. 29 с.

2. Андрей Ухтомский (1906а) — Андрей (Ухтомский), архим. К характеристике господ социалистов // Казанский телеграф. 1906. 12 марта.

3. Андрей Ухтомский (1906б) — Андрей (Ухтомский), архим. Чем силен социализм // Казанский телеграф. 1906. 11 мая.

4. Восторгов (1995) — Восторгов И.И., сщмч. Берегись обманных речей. (Против социалистов всех партий) // Восторгов И.И. Полное собрание сочинений. СПб.: Царское Дело, 1995. Т. 5. С. 11-46.

5. Галахов (1913) — Галахов И.И, свящ. Социализм и христианство. Чернигов, 1913. 118 с.

6. Левитов (1909) — Левитов П. В. На современные темы. Екатеринослав, 1909. 104 с.

7. Михаил Семенов (1909) — Михаил (Семенов), архим. Как я стал народным социалистом. М., 1907. 32 с.

8. Владимир Богоявленский (1909) — Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократическою пропагандою. Речь, сказанная митрополитом Московским Владимиром на пастырском собрании в Москве 30 октября 1906 года. М., 1909. 63 с.

9. Священномученик Андрей (2019) — Священномученик Андрей, архиепископ Уфимский. Статьи 1905-1918 годов, документы и воспоминания // Сост. Н.И. Колева, Л.Е. Си-корская. М.: Братонеж, 2019. 576 с.

Литература

10. Амбарцумов (2022а) — Амбарцумов И.В. «Обличение социализма» в духовных семинариях Православной Российской церкви в начале XX века (Статья 1. Вопрос о социализме в русской церковной печати и в актах IV Всероссийского миссионерского съезда (1908 г.)) // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 2. С. 9-20.

11. Амбарцумов (2022б) — Амбарцумов И.В. «Обличение социализма» в духовных семинариях Православной Российской церкви в начале XX века (Статья 2. Программа «обличения социализма» и обстоятельства ее введения в учебный курс духовных школ) // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 3. С. 1-11.

12. Бронзов (1911) — Бронзов А.А. Против социализма: перечень «некоторой» русской литературы // Христианское чтение. 1911. № 5-6. С. 703-717.

13. Иванов (2021) — Иванов А.А. Епископ Андрей (Ухтомский): церковное осмысление и критика идеологии и практики социализма // Научный диалог. 2021. №8. С.323-340. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-8-323-340

14. Сидоров (1995) — Сидоров В.П. Христианский социализм в России в конце XIX — начале XX века: Философско-религиоведческий очерк. Череповец: Изд-во ЧГПИ, 1995. 164 с.

15. Фирсов (2007) — Фирсов С.Л. Церковь в Империи. Очерки церковной истории эпохи Императора Николая II. СПб.: Сатисъ, 2007. 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.