Научная статья на тему 'ПРАВА ЖЕНЩИН В АФГАНИСТАНЕ'

ПРАВА ЖЕНЩИН В АФГАНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
896
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ 2004 ГОДА / ПРАВА ЖЕНЩИН / АФГАНСКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ БРАКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цмай Василий Васильевич

В статье исследуется современное состояние правженщинв Афганистане, нормыобычного права, исламского права и государственного права, нарушающие права женщин. Анализу подвергнуты отчеты афганских и международных правозащитных организаций о положении в области прав человека в Афганистане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S RIGHTS IN AFGHANISTAN

The article examines the current state of women’s rights in Afghanistan, violations of women’s rights under customary law, Islamic law, and State law, the reports of Afghan and international human rights organizations on the human rights situation in Afghanistan were analyzed

Текст научной работы на тему «ПРАВА ЖЕНЩИН В АФГАНИСТАНЕ»

УДК 51-7

ПРАВА ЖЕНЩИН В АФГАНИСТАНЕ

Цмай Василий Васильевич

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, заведующий кафедрой международного и таможенного права, д-р юрид. наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования, e-mail: tsmai@mail.ru

В статье исследуется современное состояние прав женщинвАфганистане, нормы обычного права, исламского права и государственного права, нарушающие права женщин. Анализу подвергнуты отчеты афганских и международных правозащитных организаций о положении в области прав человека в Афганистане

Ключевые слова: Конституция 2004 года; права женщин; Афганская независимая комиссия по правам человека; принудительные браки

WOMEN'S RIGHTS IN AFGHANISTAN

Tsmay Vasiliy V.

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Head of the Department of International and Customs Law, Doctor of Law, Professor, the Honourable Worker of Higher Professional Education, e-mail: tsmai@mail.ru

The article examines the current state of women's rights in Afghanistan, violations of women's rights under customary law, Islamic law, and State law, the reports of Afghan and international human rights organizations on the human rights situation in Afghanistan were analyzed

Keywords: Constitution 2004; women's rights; Afghanistan Independent Human Rights Commission; forced marriage

Для цитирования: Цмай В.В. Права женщин в Афганистане // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2 (78). С. 121-125.

Права женщин в Исламской Республике Афганистан представляют собой одну из самых болезненных проблем для государства и международного сообщества. По многочисленным опросам экспертов в области прав женщин в последние десятилетия, Афганистан считается худшейстраной в мире для проживания женщин [1].

В недалеком прошлом, при правительстве Талибан, женщины были полностью исключены из всех форм общественной жизни, в том числе, они не могли работать учителями, гражданскими служащими и журналистами.

После падения режима Талибан хотя и был достигнут определенный прогресс в улучшении правового и социального статуса женщин, однако их положение по-прежнему остается крайне тяжелым.

Большинство женщин и девушек лишены доступакздравоохранению,образованию,занятости, сталкиваются с нищетой, гендерным насилием, проблемами равенства перед законом, препятствиями на пути участия в политической жизни страны.

Несмотря на риторическую приверженность правам женщин, а также на потраченные миллионы на права женщин и проекты развития страны, женщины не являются приоритетом ни для правительства, ни для иностранных доноров, чье внимание сосредоточено в первую очередь на вооруженном конфликте, а не на более широкой концепции безопасности граждан и верховенстве права.

Важную роль в определении правового статуса женщин играет их положение в афганском обществе.

В социальном устройстве Афганистана, в основе которого находится патрилинейная и патриархальная семья, женщины считаются собственностью большой семьи мужа. У женщин практически нет полномочий принимать решения. Они являются субъектами мужской власти и защиты, независимо от возраста. Афганские традиции устанавливают, что женщины являются носительницами чести семьи, критерием которой является целомудрие женского пола. В связи с этим контакты женщин вне дома строго ограничены, особенно жесткие правила применяются к отношениям с мужчинами. Девственность невесты абсолютно необходима. Таким образом, выдача девочек замуж в очень раннем возрасте представляет собой меру предотвращения потери девочками целомудрия до вступления в брак. Любой внебрачный секс считается супружеской изменой (зина) и запрещен как обычным, так и статутным правом. Браки заключаются между семьями, а не отдельными лицами. Выкуп за невесту оплачивается семьей жениха отцу невесты, что позволяет передать ответственность за женщин из одной семьи в другую. Невеста, переезжающая в семью своего мужа, может столкнуться с жестоким обращением в ее новом доме, особенно если она очень молода. Мужчинам разрешается иметь более одной жены, что может привести к дополнительному напряжению и проблемам. Передвижение женщин по-прежнему серьезно ограничено в большинстве районов Афганистана. Одинокая женщина, лишенная мужской защиты, вероятнее всего, столкнется со многими

проблемами в доступе к жилью и услугам, а также с социальным остракизмом.

В действующей правовой системе Афганистана, как и на протяжении всей его истории, господствующее положение занимает обычное право. Формальная правовая система государства действует только в больших городах, на которые только и распространяется государственная власть. Жизнь подавляющего большинства афганцев регулируется обычным правом, нормы которого и определяют правовой статус женщин в их повседневной жизни.

Как утверждается в исследовании Европейского бюро по вопросам предоставления убежища: «на протяжении 2019 года традиционные судебные механизмы оставались основным средством правовой защиты, особенно в сельских районах. В больших городах уголовные дела разрешались государственными судами, большинство из которых отправляли правосудие непоследовательно, адаптируя смесь кодифицированного права, шариата и местных традиционных норм» [2].

Во всех регионах Афганистана гражданско-правовые и уголовно-правовые споры рассматриваются советом старейшин (джиргой или шоурой). Афганцы считают решения джирги законом и осуждают тех, кто отказывается признавать их. Такие советы состоят исключительно из мужчин. Женщины не могут обратиться к этим неформальным механизмам правосудия без помощи родственников мужчин, что серьезно ограничивает их способность поднимать важные для них вопросы в местных джиргах.

Во многих частях страны налажены неформальные связи между районными властями и механизмами традиционного правосудия. Как показывает практика, первые не вмешиваются в решения, принятые местными джиргами, и сами предпочитают регулировать споры с помощью джирг, а не формальной судебной системы, в силу слабости последней и отсутствия безопасности судебной системы. Джирги могут включать в себя членов местных органов власти, а также членов вооруженных групп, еще больше увеличивая их власть и стирая границы между полномочиями формальных и неформальных механизмов правосудия, а также властью силы.

Обычное право различается в разных регионах Афганистана, а иногда и между разными племенами в одном регионе. В целом оно состоит из смеси обычая, практики и исламских законов, которые толкуются по-разному. Обычное право основано на идее восстановительного правосудия, а не возмездия. Хотя возмездие также играет свою роль, например, в практике кисаса. Согласно большинству норм обычного права Афганистана, право на правосудие принадлежит жертве или семье жертвы. Правосудие может быть осуществлено посредством кровной мести, которую можно предотвратить уплатой кровных денег (дийат). Под кровными деньгами обычно подразумевается ценное имущество или наличные деньги.

Анализ специфики влияния конкретных обычно-правовых практик на правовой статус женщин способствует изучению положения подавляющего большинства женщин и девушек в Афганистане, которые, как правило, мало знают о своих конституционных правах, лишены доступа к правосудию и к властям.

Нормы обычного права, которые чаще всего нарушают права женщин, касаются брака, похищения, прелюбодеяния и практики обмена девушек или женщин для вступления в брак в качестве возмещения ущерба за преступление или для урегулирования спора между семьями, общинами или племенами.

К принудительным бракам прибегают для урегулирования междоусобиц, возмещения ущерба за преступление, передавая молодых девушек в семью жертвы (баад) и заставляя вдов снова выходить замуж за кого-либо из семьи ее покойного мужа. Во многих исследованиях отмечалось, что широко распространенная нищета «увеличила практику продажи родителями своих молодых дочерей, предположительно, в качестве невест, но на практике в качестве проституток, таким образом, способствуя глобальным моделям сексуальной торговли» [3]. Крайняя нищета, вооруженные конфликты и засуха приводятся в качестве причин возрастающей практики замужества девушек до полового созревания, чтобы сократить число иждивенцев в семье и скопить деньги за счет получения брачного выкупа. Статистика по практике баада отсутствует, тем не менеедоклады Афганской независимой комиссии по правам человека и Миссии ООН по содействию Афганистану показывают, что она широко распространена в большей части Афганистана.

Согласно исследованию, проведенному Международным правовым фондом в 2004 г., в самом большом пуштунском племени кровные деньги за преднамеренное убийство «требуют от семьи преступника отдать двух честных и целомудренных девушек» для вступления в брак с членами семьи жертвы. В некоторых случаях семье жертвы должна быть выплачена дополнительная сумма денег, но «в основном деньгам предпочитают девушек, поскольку, когда девушка будет выдана замуж в семью жертвы, родство и кровные узы превратят жесткую вражду в дружбу» [2].

Нормы обычного права пуштунских племен Южного и Восточного Афганистана за убийство и похищение женщины требует отдать четыре копии Корана, четырех женщин и курдючную овцу семье жертвы. Передача женщин для урегулирования вопроса об убийстве практикуется также среди других племен и в других районах,однако, согласно исследованию Международного правового фонда, особенно широко распространена в южных и восточных районах. В некоторых районах Северного Афганистана исследователям Международного правового фонда говорили, что передача женщин у них не практиковалась, хотя факты

свидетельствуют об обратном. В южных и восточных районах урегулирование вопроса о нападении может также включать передачу девушек, в зависимости от характера повреждения.

Женщин также могут принудить выйти замуж за их «похитителей» или мужчин, которые изнасиловали их. Поскольку все половые связи за рамками брака называют зина, трудно отличить изнасилование от секса по обоюдному согласию, в связи с этим решения, принятые джиргами, в случаях « похищения » или « прелюбодеяния », во многих случаях могут быть равносильными принуждению к браку девушки с ее насильником. Такая практика не является уникальной для Афганистана.

Хотя в отдельных случаях такие акты похищения могут быть осуществлены по взаимному согласию, в других случаях девушка, опозоренная похищением и возможным «прелюбодеянием» или изнасилованием, не будет иметь иного выбора, кроме как выйти замуж за похитителя, поскольку ее будущее будет крайне мрачным, с небольшой перспективой выйти замуж. Об аналогичном урегулировании сообщается в таджикских и пуштунских общинах в некоторых провинциях Северного Афганистана, когда семья похищенной девушки в свою очередь может попросить отдать девушку из семьи похитителя. Семья также может принять плату или дият за правонарушение против нее. Таким образом, не только похищенная девушка принуждается выйти замуж за похитителя, но также и юная девушка из семьи преступника становится жертвой принудительного брака с мужчиной из семьи жертвы.

Другие формы принудительного брака включают обязанность вдов выйти замуж за брата или кузина их умерших мужей. Согласно пуштунской традиции, «вдовы могут выйти замуж только за брата или кузина умершего мужа. Если такого лица нет, вдову делит всё племя. Представители ни одного другого племени не могут жениться на ней». Таким образом, даже после смерти мужа женщины остаются собственностью, но только другого мужчины их племени.

По данным правозащитной организации «Международная амнистия» почти 80 % афганских женщин сталкиваются с принудительными браками [4].

Избегая принудительных браков, молодые девушки и парни, убегая из дома родителей, рискуют быть убитыми их семьями. В таджикских и пуштунских общинах некоторых провинций Северного Афганистана «если парень или девушка самовольно покидают дом и идут в дом другой семьи, ее или его собственные семьи могут подумать об убийстве их „виновного" ребенка». Это, скорее всего, относится к обоим, если они вместе убегают, однако, как показывает практика, наиболее сурово будет наказана девушка, особенно когда имел место внебрачный секс, потому что потеря ею девственности нанесла бы большой позор семье. Наказанием за побег, в соответствии с обычным правом, в настоящее время служит задержание, а иногда и тюремное

заключение, хотя в Уголовном кодексе такое деяние не квалифицируется как преступление.

Обычное право перекрывает женщинам все пути к побегу. Так, в пуштунских племенах, если женщина ищет убежища в чужом доме, и, если хозяин предоставит ей приют, он считается похитителем и подлежит соответствующему наказанию. В случае если он сообщит её мужу и родственникам, то избежит наказания. Настойчивые убеждения со стороны полиции и судов жертв насилия вернуться к своим мужьям в редких случаях, когда женщины обращаются в полицию за помощью, говорят о глубоко укоренившемся обычае, увековечивающем насилие против женщин и перекрывающем им все пути побега.

Серьезные нарушения прав женщин представляют нормы обычного права и шариата о внебрачном сексе (зина), который наряду с бегством считается «моральным преступлением», поскольку они не являются преступлениями в соответствии с действующим уголовным законодательством. Внебрачный секс относится к категории тяжких преступлений (например, в шариате к категории «худуд»).

В тех случаях, когда внебрачный секс доказан в соответствии с процессуальными требованиями шариата, виновных подвергают наказанию в виде забрасывания камнями до смерти. После падения режима Талибан в 2001 г. таких случаев было немного. В одном из них в 2005 г. за доказанное прелюбодеяние решением улемов (религиозных учёных) женщину подвергли смертной казни в виде забрасывания камнями, а мужчину - наказанию только в виде сотни ударов плетью, что лишний раз подтверждает более уязвимое положение женщин в Афганистане. Реальную картину из-за отсутствия информации и трудностей доступа к большинству сельских районов страны невозможно представить.

Интерес представляет урегулирование прелюбодеяния между замужней женщиной и женатым мужчиной в Центральном Афганистане, населенным преимущественно хазарейцами-шиитами. Муж обвиняемой женщины имеет право на развод, а виновному мужчине предлагают жениться на его жене. Дочь или сестру преступника выдают замуж за разведенного мужа. Если у преступника нет сестры или дочери, ему предложат заплатить за брак разведенного мужа с другой женщиной. Таким образом, нарушены права двух женщин, в том числе и не имеющей отношения к данному делу.

Как ни странно, но изнасилование или сексуальное насилие, которое само по себе представляет серьезное нарушение права женщин на неприкосновенность личности, в соответствии с нормами обычного права влечет за собой дальнейшие нарушения прав женщин. Во многих частях Афганистана, особенно в южных и восточных провинциях, женщины, которые стали жертвами изнасилования или сексуального насилия, рискуют быть убитыми своими братьями, отцами или мужьями, чтобы восстановить честь семьи. При этом преступления

в защиту чести считаются «законными» в рамках формальной правовой системы. Согласно ст. 398 Уголовного кодекса Республики Афганистан 1976 г., мужчины, которые убивают своих жен или других близких родственников, застав их во время акта прелюбодеяния, считаются совершившими преступления чести, освобождаются от наказания за убийство [5]. Вместо этого их заключают в тюрьму на срок, не превышающий двух лет в качестве наказания категории та'зир согласно шариату.

Широко распространенным нарушением прав женщин является домашнее насилие, которое по традиции считается внутрисемейным делом и не является предметом публичного обсуждения. Как правило, суды не принимают иски о домашнем насилии. В случаях насилия со стороны мужа в пуштунских племенах Южного и Восточного Афганистана, следует иметь в виду, что, когда женщина выходит замуж, «она становится его намусом (гордостью, собственностью и ответственностью)». Если муж избивает свою жену, ломает кости, повреждает части тела или убивает, её отец может потребовать поор (штраф). Однако если отец не согласен на поор, он может прибегнуть к кисасу (месть) и убить убийцу своей дочери. Таким образом, судьба женщины зависит от двух мужчин - мужа и отца.

Традиционно важную роль в защите прав человека, в том числе женщин, играет государство, им-плементируя международные стандарты в области прав человека, создавая и совершенствуя механизмы их защиты.

Афганистан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка, Конвенцию о политических правах женщин, Конвенцию о равном вознаграждении трудящихся мужчин и женщин за труд равной ценности и Конвенцию о дискриминации в области труда и занятий.Афганистан также присоединился к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах (24 сентября 2003 г.), Факультативному протоколу к Конвенции прав ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (19 сентября 2002 г.), Конвенции о правах инвалидов (18 сентября 2012 г.) и к Факультативному протоколу к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (17 апреля 2018 г.) [6].

При прямой поддержке международного сообщества впервые была создана Афганская независимая комиссия по правам человека и Министерство по делам женщин для поощрения прав человека и особенно прав женщин.

КонституцияИсламской РеспубликиАфгани-стан 2004 г. запрещает «любой вид дискриминации и привилегий между гражданами Афганистана»,

закрепляет равенство перед законом мужчин и женщин (ст. 22). Ст. 54 обязывает государство принимать «необходимые меры для обеспечения физического и психического благополучия семьи, особенно ребенка и матери, воспитания детей и уничтожения традиций, противоречащих священной религии ислам» [7].

В 2009 г. под давлением демократически настроенной общественности президентским указом Республики Афганистан был принят закон «Об искоренении насилия в отношении женщин», который был усилен еще одним президентским указом от 2018г. Закон криминализировал 22 насильственных действия против женщин, в том числе изнасилование, побои и избиения, принудительный брак, унижение, запугивание и лишение наследства. Однако в отчете о правах человека в Афганистане за 2019 г. говорится, что «реализация и осведомленность о законе остаются серьезной проблемой» [8].

Уголовный кодекс Республики Афганистан 2017 г. предусмотрел ответственность за изнасилование женщин. Закон предусматривает минимальное наказание в виде лишения свободы от пяти до шестнадцати лет за совершение изнасиловании или до двадцати лет при наличии одного или более отягчающих обстоятельств. Если деяние привело к смерти жертвы, закон предусматривает смертную казнь для преступника.

Многие права женщин, закрепленные в Конституции 2004 г. и международных конвенциях, подписанных правительством Афганистана, до сих пор не нашли отражения в законодательстве, а законы, которые закрепили такие права, либо не действуют, либо не доступны на большинстве неподконтрольной государству территории страны.

Более того, очень много претензий к деятельности судебной системы Республики Афганистан как основного механизма по защите прав женщин. Миссия ООН по содействию Афганистану в своем отчете о правах человека в Афганистане за 2019 г. приводит следующее заключение: «...судебная система по-прежнему недофинансирована, недоуком-плектована, плохо подготовлена, в большей степени неэффективна и подвергается угрозам, предвзятости, политическому влиянию и повсеместной коррупции» [8].

Действующий Гражданский кодекс Республики Афганистан 1976 г. (далее - ГК) [9] подвергает дискриминации женщин, особенно в отношении вступления в брак, развода и наследования. Так, ст. 70 и 71 ГК допускают возможность вступления в брак несовершеннолетних пятнадцатилетних девушек, если брак заключен её отцом или компетентным судом. Согласно ст. 86 ГК мужчины могут иметь более одной жены, хотя должны быть соблюдены некоторые условия. Женщина мусульманка не может выйти замуж за мужчину немусульманина, тогда как мужчина мусульманин может жениться на женщине немусульманке, «которая верит в божественные книги», т.е. христианке и иудейке (ст. 92 ГК).

Согласно ГК, разведенные женщины лишены права наследования, если только смерть мужа не наступит во время «периода идда» [10], равного трем месяцам и десяти дням (ст. 2007). При получении наследства по материнской линии, как гласит ст. 2059, должно соблюдаться основное правило, что «лицо мужского пола получает вдвое больше, чем лицо женского пола».

Передвижение замужних женщин зависит от воли мужей. Ст. 122 ГК гласит, что замужняя женщина не имеет права на содержание, когда она покидает дом без разрешения ее мужа или для «незаконной цели», «когда она не подчиняется супружеским делам» или когда существуют препятствия для переезда жены к мужу.

Указом Президента 15 мая 2017 г. был принят новый Уголовный кодекс Республики Афганистан, который вступил в силу в феврале 2018 г. Уголовный кодекс 2017 г. направлен на модернизацию и гармонизацию уголовного права. Он исключил целый ряд положений, подвергающих дискриминации права женщин, содержащихся в Уголовном кодексе 1976 г. Например, исключил преступления категории худуд и кисас [11], регулируемые исламским правом. Вместе с тем, кодекс по-прежнему наделяет судей полномочием применять такие наказания в соответствии с ханафитской правовой школой исламского права [12].

Согласно докладу «Несправедливость и безнаказанность: посредничество в уголовных преступлениях, связанных с насилием в отношении женщин», подготовленному Миссией ООН по содействию Афганистану и управлением Верховного комиссара ООН по правам человека: «Насилие в отношении женщин - убийства, избиения, увечья, детские браки, передача девушек для урегулирования споров (баад) и другие вредные практики по-прежнему широко распространены по всему Афганистану, несмотря на конкретные усилия государства по криминализации этих практик и установлению мер ответственности» [13].

Тем не менее женщины Афганистана настойчиво продолжают борьбу за свои права, о чем свидетельствует интервью представителей Миссии ООН по содействию Афганистану с женщиной, пережившей насилие [13].

Несмотря на то, что положение прав женщин в Исламской Республике Афганистан нельзя считать удовлетворительным, вместе с тем мы можем констатировать следующее: права женщин получили конституционное закрепление, им посвящен отдельный закон, для защиты прав женщин создано отдельное министерство, Афганистан присоединился к основным международным договорам, содержащим современные стандарты в области прав женщин и т.д. С другой стороны, складывается впечатление, что все это было сделано под внешним давлением, чтобы казаться в глазах международного

сообщества современным государством. Кроме этого, напрашивается вывод, что фактическая реализация прав женщин, закрепленных в законодательстве, сопряжена с целым рядом трудностей и потребует времени.

Библиографический список:

1. The World's Worst Places to Be a Woman, AMNESTY INT'L. URL: https://www.amnestyusa.org/ theworlds-worst-places-to-be-a-woman

2. Afghanistan. Criminal law, customary justice and informal dispute resolution. P.12 / URL: https://www. easo.europa.eu/sites/default/files/publications/easo-coi-report-afghanistan-criminal-law.pdf

3. Afghanistan: Female Prisoners and their Social Reintegration / UNITED NATIONS OFFICE ON DRUGS AND CRIME. Vienna. 2007. P.16 / URL: https:// www.un.org/ruleoflaw/files/Afghan_women_prison_ web[1].pdf

4. The World's Worst Places to Be a Woman, AMNESTY INT'L, URL: https://www.amnestyusa.org/ theworlds-worst-places-to-be-a-woman

5. Уголовный кодекс Республики Афганистан. Кабул. 1976. (на яз.дари и пушту). С. 188-189. URL: https:// longsword.ru/ugolovnyy-kodeks-afganistana-na-russkom-yazyke/

6. History of Human Rights in Afghanistan. P. 6 / URL: https://www.researchgate.net/publication/343443588_ History_of_Human_Rights_in_Afghanistan_History_ of_Human_Rights_in_Afghanistan

7. Конституция Исламской Республики Афганистан. 2004 г. URL: https://zavantag.com/docs/491/ index-171805.html

8. Afghanistan 2019 Human Right Repot. URL: https:// www.state.gov/wp-content/uploads/2020/03/ AFGHANISTAN-2019-HUMAN-RIGHTS-REPORT. pdf

9. Гражданский кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976. Перевод с англ. Гуляевой Валерии. Гражданский закон Республики Афганистан (Гражданский Кодекс). Официальный Вестник (Газета) № 353. опубликовано 1977/01/05 (1355/10/15 A.P.). URL: https:// pravo.hse.ru/data/2017/12/26/1159840458/ГК%20Афга-нистана%201977.pdf

10. Цмай В.В., Боер В.М., Гинц А.А. Мусульманское семейное право / СПбГУАП. СПб. 1998. С. 98-102.

11. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М. 1986. С. 182-215.

12. Уголовный кодекс Афганистана 2018 г. (на яз.дари и пушту). URL: https://subscribe.ru/archive/news.world. turkestan/201803/06090020.html/

13. Injustice and Impunity Mediation of Criminal Offences of Violence against Women/ United Nations Assistance Mission in Afghanistan United Nations Office of the High Commissioner for Human Rights May 2018. Kabul, 2018.P.5. URL: https://reliefweb.int/report/afghanistan/ injustice-and-impunity-mediation-criminal-offences-violence-against-women

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.