Научная статья на тему 'Права и обязанности туриста при возврате туристического продукта'

Права и обязанности туриста при возврате туристического продукта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / БРОНИРОВАНИЕ / ПУТЕШЕСТВИЕ / ТУРИЗМ / ПОЕЗДКА(И) ЗА ГРАНИЦУ / TOURIST ACTIVITY / TOURIST PRODUCT / BOOKING / TRAVEL / TOURISM / TRIP (S) ABROAD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришмановский Д.Ю., Пунтусова И.Д.

В данной статье раскрывается проблема, связанная с расторжением договора с туроператором и возвратом денежных средств потребителю, а также с ограничениями, действующими в сфере предварительного бронирования. В связи с тем, что текущее законодательство не решает всех проблем, связанных с туристической деятельностью, авторы представляют собственное видение решения поставленных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS AND DUTIES OF A TOURIST WHEN RETURNING A TOURIST PRODUCT

This article discloses the problem associated with the termination of the contract with the tour operator and the return of funds to the consumer, as well as restrictions in the field of pre-booking. Because The current legislation does not solve all problems related to tourism. In the article, the authors, having analyzed the Federal Law "On the Basics of Tourism Activities in the Russian Federation", the Civil Code and other normative legal acts put forward solutions to the problems posed.

Текст научной работы на тему «Права и обязанности туриста при возврате туристического продукта»

УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИМ И РЕКРЕАЦИОННЫМ

КОМПЛЕКСОМ

УДК 34

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА ПРИ ВОЗВРАТЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Д.Ю. Гришмановский, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой «Теории, истории и отраслей права» ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ E-mail: tiiop@inueco.ru И.Д. Пунтусова, студент ОУ ВО «ЮУИУиЭ» E-mail: alenapuntusova@mail.ru

Аннотация

В данной статье раскрывается проблема, связанная с расторжением договора с туроператором и возвратом денежных средств потребителю, а также с ограничениями, действующими в сфере предварительного бронирования. В связи с тем, что текущее законодательство не решает всех проблем, связанных с туристической деятельностью, авторы представляют собственное видение решения поставленных вопросов.

Ключевые слова: туристическая деятельность, туристический продукт, бронирование, путешествие, туризм, поездка(и) за границу.

В связи с неспокойной экономической, политической обстановкой в мире количество случаев возврата туристических пакетов увеличились в несколько раз. Однако и в ординарных условиях отказ туристов от запланированных поездок не редкость.

Законодательно все вопросы поездки и возврата туристических пакетов регулируются Гражданским Кодексом (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации продукта 1.

Большинство туристов придерживаются мнения, что бронировать и оплачивать путевки заранее выгодно и удобно. Турист обладает правом выбора удобного рейса, места в самолете, номера в понравившейся гостинице, а иногда туристические компании предоставляют таким туристам скидки или другие привилегии.

Безусловно, это привлекает, но жизненные обстоятельства иногда вынуждают отказаться от запланированных поездок. В данном случае приходится обращаться в туристическую компанию с требованием о расторжении заключенного договора.

В соответствии с вышеуказанными нормами, клиент вправе потребовать расторжения договора по оказанию туристических услуг в случае наступления существенных обстоятельств, препятствующих поездке.

Данные обстоятельства нашли свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»2.

В частности, к ним относятся:

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта;

- изменение сроков совершения путешествия;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам: болезнь потребителя, смерть близкого родственника, отказ в выдаче визы;

- другие непредвиденные обстоятельства, не зависящие от потребителя.

Если условия путешествия не устраивают туристов, то они имеют право отложить свой отпуск на неопределенный срок, чтобы обезопасить себя и своих близких.

Ухудшение условий в месте временного пребывания подразумевает обстоятельства, создающие угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, а равно опасности причинения вреда их имуществу. В данном случае законным основанием является заявление Министерства иностранных дел РФ о рекомендациях воздержаться от поездки в какую-либо страну, размещение информации от Ростуризма об угрозах безопасности в данном районе, нормативные акты, подтверждающие ухудшение положения в местах временного пребывания туриста, а также опубликование информации в СМИ.

В ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено, что в данных обстоятельствах потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Однако не всегда клиент получит возврат денежных средств в полном размере. Так, в соответствии с п. 2 ст. 728 ГК РФ3 клиент вправе отказаться от поездки, при одном условии - полное возмещение заказчику убытков. В ст. 32 ФЗ «О защите прав потребителей» также говорится о праве потребителя отказаться от услуг исполнителя в любое время, если первый оплатит полностью понесенные фактические расходы второго, связанные с исполнением обязательств по договору. К таковым могут относиться: бронирование отеля, оплаченная страховка, покупка авиабилетов и др.

При данных обстоятельствах туроператоры пытаются всячески идти на разного рода уловки, чтобы понести как можно меньше убытков. Так, в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»4 (п. 4) говорится о том что, с целью защиты своих прав, потребитель вправе потребовать предоставлении ему информации о реальных расходах исполнителя. Непредставление такой информации, равно как и предоставление недостоверной информации, означает нарушение соответствующих прав потребителей и возможность наступления имущественной ответственности туроператора.

Кроме того, потребитель может самостоятельно удостовериться в информации о каких-либо затратах. Большинство из них можно проверить, не выходя из дома, всего лишь связавшись с поставщиком услуг по телефону, по электронной почте или иным способом. Так, например, бронь отеля зачастую можно отменить без потери залога, как и дополнительные оплаченные услуги: культурную программу, экскурсии, развлечения и т.д.

В большинстве случаев туроператоры не возвращают деньги за покупку авиабилетов, ссылаясь на позицию авиакомпании. В такой ситуации клиенту лучше самому убедиться в этом, т. к. в соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 ст. 108 ВК РФ5 пассажиру в полном объеме

возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата при наступлении определенных обстоятельств: пассажир уведомил авиакомпанию не менее чем за 24 часа до регистрации, либо в случае болезни пассажира или члена его семьи, либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что также документально подтверждается.

В остальных случаях авиакомпания вправе удержать с пассажира определенный сбор, который не превышает 25% от общей стоимости билета. Эти правила у каждой авиакомпании индивидуальны, поэтому туристу следует ознакомиться с ними заранее.

Частью «подготовки» к поездке является и покупка билетов. При этом туристы могут их купить, а также забронировать места дистанционно и, естественно, в кратчайшие сроки.

Основываясь на информации, предоставленной на сайтах некоторых туристических фирм, широко распространена процедура предварительного бронирования. Если турист боится понести убытки, то ему следует воспользоваться именно этой услугой.

Предварительное бронирование позволяет забронировать тур и зафиксировать цену по тем тарифам, которые действуют на данный момент при бронировании. Кроме этого, предварительное бронирование лишает клиента риска оплаты штрафа в случае аннулирования брони. Таким образом, если в течение определенного времени туристическое агентство не подтвердит вашу заявку, а предварительная бронь не перейдет в обычную, заявка будет автоматически аннулирована без выставления штрафов.

Однако у этой процедуры существуют некоторые ограничения. В зависимости от организационного регламента каждое агентство может устанавливать свой, так называемый, «Тайм-лимит», т. е. время, в течение которого ваша заявка должна перейти из предварительной брони в обычную. Обычно Тайм-лимит составляет около 48 часов, но не менее 24 часов с даты и времени предварительного бронирования.

Запрещено подавать заявку на предварительное бронирование за 5 и менее дней до даты отъезда для безвизовых стран, и за 8 и менее дней до даты отъезда для визовых стран. Эти данные могут быть различны в зависимости от уставов агентств.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» для реализации своих прав установлен досудебный порядок решения споров в отношении туроператоров по поводу качества туристского продукта, таким образом, потребитель обязан предъявить туроператору претензии в письменном виде. На основании ст. 222 ГПК РФ6 несоблюдение данного порядка при предъявлении иска в суд является основанием для оставления его без рассмотрения. Туроператору выделен срок в 10 дней со дня получения претензии, в течении которых он обязан рассмотреть ее. Несоблюдение этого срока приводит к начислению просрочки в размере 3% от общей стоимости туристического продукта.

Таким образом, для решения проблем, связанных с расторжением договора с туроператором и возвратом денежных средств потребителю, а также ограничений, действующих в сфере предварительного бронирования, предлагается внести в федеральное законодательство о туризме следующие поправки:

- регламентировать Ф3-132 обязанность исполнителя услуг предоставлять достоверные сведения о реальных расходах, которые он понесет вследствие исполнения договора, в письменной форме для того, чтобы в случае расторжения договора по инициативе заказчика получить полное возмещение убытков;

- ужесточить ответственность исполнителя за непредоставление или недостоверное представление сведений о реальных расходах;

- обязать туристических агентов уведомлять клиентов о возможных денежных потерях, в том числе и о том, будут ли в случае расторжения договора возращены деньги за покупку авиабилетов, в приложении к договору о возмездном оказании услуг;

- определить на законодательном уровне единые для всех туристических агентств сроки «Тайм-лимита», а также единые данные, касающиеся сроков, в которые бронирование будет запрещено.

Однако, если потенциальный турист, перед тем, как принять решение о поездке на отдых в зарубежные страны, хорошо подготовится как морально, так и юридически, то данная подготовка может минимизировать потери, которые могут возникнуть во время путешествия. По крайней мере, до того момента, пока данный процесс не будет лучше оптимизирован для потребителя.

Примечания

1 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.11.1996 № 132 - ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 1996. - № 231.

2 Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 10.02.2017) // Российская газета. - 2007. - № 159.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 30.11.1994 № 51 - ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Российская газета. - 1994. - № 238 - 239.

4 Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания: <Письмо> Роспотребнадзора от 31.08.2007 № 0100/8935-07-32.

5 Воздушный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 19.03.1997 № 60 - ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. - 1997. - № 59 - 60.

6 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 14.11.2002 № 183 - ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. - 2002. - № 220.

RIGHTS AND DUTIES OF A TOURIST WHEN RETURNING A TOURIST PRODUCT

D.Yu. Grishmanovsky, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department "Theory, History and Industries of Law " OU VO "South Ural Institute of Management and Economics", Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Chelyabinsk Branch of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation

E-mail: tiiop@inueco.ru I.D. Puntusova, South Ural Institute of Management and Economics E-mail: alenapuntusova@mail.ru

Abstract

This article discloses the problem associated with the termination of the contract with the tour operator and the return of funds to the consumer, as well as restrictions in the field of pre-booking. Because The current legislation does not solve all problems related to tourism. In the article, the authors, having analyzed the Federal Law "On the Basics of Tourism Activities in the Russian Federation", the Civil Code and other normative legal acts put forward solutions to the problems posed.

Keywords: tourist activity, tourist product, booking, travel, tourism, trip (s) abroad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.