Научная статья на тему 'Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование'

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

2214
292
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Прохорова Л. В.

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей, которые нуждаются в первую очередь в реализации, обеспечении и защите их прав на развитие и образование. Право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости обеспечения дополнительными гарантиями реализации права на образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии реализации права на образование установлены прежде всего Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-Ф3 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Особую значимость представляет совершенствование законодательства для улучшения социальной защищенности усыновленных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших школы для обеспечения условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Прохорова Л. В.,

Текст научной работы на тему «Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование»

Л. В. Прохорова

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование

Аннотация: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей, которые нуждаются в первую очередь в реализации, обеспечении и защите их прав на развитие и образование. Право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости обеспечения дополнительными гарантиями реализации права на образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии реализации права на образование установлены прежде всего Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Особую значимость представляет совершенствование законодательства для улучшения социальной защищенности усыновленных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших школы для обеспечения условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.

Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей; права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование; гарантии реализации права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Современное российское общество и государство весьма озабочены судьбой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Тревога за то, как сложится их дальнейшая жизнь, вполне понятна: по последним данным число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 731 тыс. человек [4]. Указанная группа детей нуждается в первую очередь в реализации, обеспечении и защите их прав на развитие и образование.

Конвенция ООН о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государства, являющиеся участниками конвенции, обязанности (ст. 28):

обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе;

обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;

принимать меры к регулярному посещению детьми школ, к снижению числа детей, покидающих школы.

Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке, также подчеркивается, что более 100 млн детей в мире не имеют базового школьного образования. Предоставление базового образования и обеспечение грамотности является важным вкладом государств в интересах развития детей.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Прохорова Лариса Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры семейного и ювенального права Российского государственного социального университета.

Базовое образование: юридический факультет Московского государственного социального университета.

Тема кандидатской диссертации: «Девиация и социальная работа: социально-философский анализ».

Основные публикации: «Правовые модели семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей» (2009), «Проблемы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (2009), «Временная передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан» (2009).

Сфера научных интересов: государственная охрана, защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; правовое обеспечение социальной работы, e-mail: 0601232@mail.ru

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания. Под обучением понимается, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. А воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни [2].

Субъектами обучения и воспитания детей являются родители или лица их заменяющие, а также специализированные учреждения и организации (школы и другие типы образовательных учреждений).

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости обеспечения дополнительными гарантиями реализации права на образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии реализации права на образование установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «0 дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [9]. Согласно статье 6 указанного закона «дети, оставшиеся без родительского попечения, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; они вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование; они зачисляются в государственные и муниципальные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения; помимо полного государственного обеспечения им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее, чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендий, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении» [14]. В ч. 2 статье 7 закона изложены дополнительные гарантии в области охраны здоровья школьников: «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно». В качестве дополнительной гарантии реализации права на образование для детей,утративших попечение родителей, действует норма п. 58 Типовое положение об общеобразовательном учреждении,утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, в соответствии с которой решение об исключении таких детей из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия органов опеки и попечительства.

Для правильного применения льгот и дополнительных социальных гарантий в области образования для детей, оставшихся без попечения родителей необходимо руководствоваться определениями правовых понятий, закрепленных в статье 1 Федерального закона «0 дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

• дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

• дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Рассмотрим особенности реализации права на образование детей, оставшихся без попечения родителей в зависимости от различных форм устройства таких детей, основными из которых являются усыновление (удочерение), передача под опеку или попечительство, передача в приемную семью, помещение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом, ни подзаконными актами. Однако СК РФ указывает, что «при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании» (ч. 3 п. 1 ст. 123).

Семейный кодекс РФ также реализует принцип приоритета семейного воспитания, в соответствии с которым дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству прежде всего в семью, так как только она одна способна наилучшим для ребенка образом обеспечить индивидуальный подход к нему и индивидуальное воспитание (ч. 1. ст. 123 СК РФ).

Наиболее распространенной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство.

В настоящее время под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123, 145 СК, п. 1 ст. 35 ГК, ст. 1 «Закон о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Личные права опекунов и попечителей практически полностью совпадают с аналогичными правами родителей (ст. 63 СК). В соответствии с п.1 ст.150 СК опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Принцип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен и в нормах международного права (ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка). С обязанностью воспитывать ребенка тесно связана и обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования (п. 4 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 п. 1 ст.1481 СК). Закон РФ «Об образовании» [3] определяет понятие этого вида образования в ст.19. В соответствии с нормами СК опекуны вправе выбирать образовательное учреждение, где будет обучаться ребенок, а также форму обучения. Законодательство позволяет получать образование не только в традиционной форме — путем очного обучения в специализированном учреждении, но и в форме семейного образования, самообразования и экстерната.

Таким образом, опекун ребенка вправе решить вопрос о том, будет ли ребенок обучаться в школе и в какой именно, либо он получит образование на дому. При этом следует учитывать мнение самого ребенка, разумеется, если это отвечает его интересам. К примеру, опекун (попечитель) не только не обязан, но и не вправе считаться с нежеланием ребенка ходить в школу.

Федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ для детей, находящихся под опекой, предусмотрен ряд льгот. Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные образовательные учреждения [10], в школу-интернат [11] и в кадетскую школу [12].

Сравнительно новой формой семейного воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предложенной Семейным кодексом РФ, является приемная семья.

Нормативно закрепленное определение понятия приемной семьи содержится в статье 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в свою семью.

Ее главным отличительным признаком от воспитания детей в форме опеки или попечительства было то, что она была единственной закрепленной на федеральном уровне правовой моделью возмездного устройства детей в семью путем образования приемной семьи как особой воспитательной структуры и заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, как вновь образованную, так и в обычную семью, где воспитываются кровные дети приемных родителей.

Однако после принятия и введения в действие Федерального Закона РФ «Об опеке и попечительстве» приемная семья стала разновидностью опеки и попечительства. Именно в таком качестве в настоящее время существует институт приемной семьи. Но от этого он не утратил своей семейно-правовой сущности. По результатам изучения адаптации детей, эффективность одних и тех же коррекционных и реабилитационных мероприятий более чем в два раза выше в приемной семье, чем в условиях государственных учреждений [5]. Таким образом, приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому, как уже отмечалось, законом отдается явное предпочтение.

Существенным признаком приемной семьи, отличающим ее от всех других замещающих семей, в том числе от опекунской семьи, независимо от того, осуществляются опека или попечительство на безвоз-

мездных или возмездных началах, является признак профессионализма. Приемная семья — это всегда профессиональная семья, грамотно воспитывающая гражданина по поручению государства. Даже если приемные родители не имеют высшего педагогического и вообще высшего образования, они обязательно проходят обучение по специальным программам перед заключением договора о передаче им ребенка на воспитание. В этом смысле передача ребенка на воспитание в семью лиц, обладающих педагогическими способностями и высокими нравственными качествами является привлекательной формой для обучения и воспитания несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей.

Контроль за условиями воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы опеки и попечительства (ч. 1 п. 1 ст. 121 СК), которыми являются органы исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 121 СК).

Особой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение), при которой усыновленный ребенок является полноправным членом семьи наряду с кровными детьми и иными родственниками усыновителя во всех правовых отношениях, вытекающих из факта родства. Это означает, что усыновители, так же как и родители в кровно-родственной семье, имеют право на личное воспитание усыновленного ребенка и обязаны воспитывать его, обеспечивать его всестороннее развитие. Они вправе самостоятельно определять способы воспитания усыновленного ребенка, однако должны осуществлять свои права с соблюдением требований, указанных в статье 65 СК РФ. Они вправе самостоятельно выбирать тип образовательного учреждения, но обязаны обеспечить получение усыновленным ребенком основного общего образования. Усыновители имеют преимущественное право на личное воспитание усыновленного ребенка.

Если сравнивать между собой формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленные в СК РФ, то, несомненно, наиболее благоприятным для ребенка, наилучшим образом соответствующим его интересам является усыновление; отнюдь не случайно с 27 июня 1998 г. усыновление расценивается законодателем как приоритетная форма семейного устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [15]. Его приоритетное значение заключается в том, что оно максимально приближено к кровно-родственной семье, хотя полностью не отождествляется с ней.

Однако заслуживают внимания вопросы правовой защищенности усыновленных детей, в том числе при осуществлении права на образование [б]. Из смысла статьи 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ следует, что предусмотренные законом социальные гарантии для таких детей распространяются на детей, переданных под опеку (попечительство) или в приемную семью, но не распространяются на детей, переданных на усыновление. Таким образом, оценка степени социальной защищенности детей при их усыновлении оказывается значительно ниже по сравнению с уровнем их социальной защищенности при передаче под опеку или в приемную семью. Вполне понятно, что далеко не каждая семья может обеспечить своим детям высокий уровень социальной защищенности в области образования, например, возможность поступления и обучение в вузе в другом городе, отдых в оздоровительных лагерях и санаторно-курортных учреждениях и другие.

Поэтому следует совершенствовать законодательство об усыновлении повышая социальную защищенность усыновленных детей при осуществлении прав на образование, для большей привлекательности усыновления перед другими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для усыновителей и усыновленных.

При отсутствии возможности передать ребенка в семью закон предписывает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть учреждения, организованные в системе образования (детский дом, детский дом — школа, школа — интернат, специальный (коррекционный) детский дом, специальная (коррекционная) школа — интернат), в системе социальной защиты (приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних) и здравоохранения (дома ребенка), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации почти 152 тыс. детей воспитываются в специальных учреждениях: детдомах и интернатах [16].

Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка.

В соответствии со ст. 149 СК, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в специализированных учреждениях, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.

В своей деятельности образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны руководствоваться целями по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующихумственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечению социальной адаптации воспитанников; освоению образовательных программ, обучению и воспитанию в интересах личности общества и государства; обеспечению охраны и укреплению здоровья; охране прав и интересов воспитанников [7].

Права и обязанности воспитанников детских учреждений определяются также уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Воспитанники имеют право на: бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного, общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Организация обучения и воспитания в этих учреждениях строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, дошкольного возраста могут посещать обычные дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [8].

Наилучшим устройством среди государственных образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является возможность обучения и воспитания в условиях детского дома семейного типа. Деятельность такого учреждения осуществляется в соответствии с Правилами организации детского дома семейного типа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. Дети, переданные в детский дом семейного типа, обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях, имея льготы и преимущества, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для всех перечисленных воспитательных учреждений наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска воспитанника детского интернатного учреждения. В исключительных случаях администрация учреждения имеет право разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения (п. 35 Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.)

Важное место в судьбе выпускников интернатных учреждений играют их профессиональная ориентация и трудоустройство. Эти вопросы относятся к компетенции местных органов труда и занятости. Так, например, с 1 января 2000 г. действует Положение «О порядке осуществления в Москве социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания ими интернатных учреждений» [13], в соответствии с которым в области профессиональной ориентации и трудоустройства Комитет труда и занятости г. Москвы решает задачи обеспечения рабочих мест и совместно с Комитетом образования организует работу по профессиональному консультированию, профессиональной ориентации, профессиональному обучению детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальной проблемой является устранение неодинаковой вследствие социально-экономических условий мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа выпускников общеобразовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к качественному образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях. В Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 15 марта 2000 № 51-ФЗ, в качестве основных направлений развития государственных и социальных гарантий обозначены расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной основе) среднего, высшего и послевузовского образования с реализацией дополнительных гарантий права на образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дети-сироты

и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. В условиях сдачи вступительных экзаменов в форме ЕГЭ успешной признается сдача каждого экзамена на «3», «4» или «5» при использовании шкалы перевода баллов ЕГЭ в отметки. Шкала перевода баллов в отметки при проведении ЕГЭ устанавливается на каждый год по каждому предмету отдельным распоряжением Министерства образования и науки Российской Федерации [1].

Таким образом, можно констатировать, что в целом принятые нормативные акты в области реализации права на образование направлены на создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую значимость представляет совершенствование законодательства для улучшения социальной защищенности усыновленных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших школы для обеспечения условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.

Литература:

1. Абзацы третий и четвертый пункта 3 статьи 16 Закона РФ «06 образовании».

2. Большая советская энциклопедия. — М.: Издательство: Большая Российская энциклопедия, 2005.

3. Закон РФ «06 образовании» от 10 июля 1992 г. №3266 - 1 (в ред. От 7 августа 2000 г.) // Российская газета. 1996 г. 23 янв.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 79-р г. об утверждении «Концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы» // СПС «Консультант Плюс».

5. Российское образование к 2001 году. Аналитический обзор. — М., 2001.

6. Рабец А. М. Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Монография. — М.: Издательство РГСУ, 2008. — Стр. 46.

7. П. 2 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.

8. П. 16 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.

9. Собрание законодательства РФ 1996, №52, ст. 5880.

10. См. п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 (с изм. идоп.) (СЗРФ. 1995. № 28. Ст. 2694; 1997. № 8. Ст. 956; 2002. № 52. ч. II. Ст. 5225).

11. См. п. 27 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 с последующими изменениями (СЗРФ. 1995. № 28. Ст.2671; 1997. № 36. Ст.4191; 2002. № 52. ч. II. Ст. 5225).

12. См. п. 24 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1427 (с изм. и доп.) (СЗРФ. 1997. № 47. Ст. 5411; 2002. № 52. ч. II. Ст. 5225).

13. Социальная защита детства. Выпуск 8 / Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве / Отв.редактор Селявина Л. К. — М.: Центр «Школьная книга», 2002 г.

14. Федеральный закон «0 дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ. Ст.б.

15. ФЗ РФ от 27 июня 1998 г. «0 внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации»// Российская газета, 1998,1 июля.

16. www.usynovite.ru/ofTLine/news/9602u93nl9/review_2008.10.09.doc.