Научная статья на тему 'Права человека в зеркале выборов'

Права человека в зеркале выборов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ / ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ / ДЕМОКРАТИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Д. О.

В статье речь идет о том, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в федеральном законодательном процессе наделены правом законодательной инициативы, участия в рассмотрении проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative (representative) state authorities of constituent territories are lodged with legislative leadership powers in the federal legislative process and can take part in drafting federal legislations on the subject of united jurisdiction.

Текст научной работы на тему «Права человека в зеркале выборов»

УДК 342.25

Права человека в зеркале выборов

Д. О. Мамедов

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В статье речь идет о том, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в федеральном законодательном процессе наделены правом законодательной инициативы, участия в рассмотрении проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

Legislative (representative) state authorities of constituent territories are lodged with legislative leadership powers in the federal legislative process and can take part in drafting federal legislations on the subject of united jurisdiction.

Ключевые слова: законодательная ветвь власти, право законодательной инициативы, законодательный процесс, стадии законодательного процесса, содержание права законодательной инициативы, демократизм, законодательный (представительный) орган, законодательное предложение, законотворчество, законотворческий процесс.

В России законодательная ветвь власти представляет собой две относительно обособленные структуры законодательных органов государственной власти Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации, которые характеризуются особым механизмом взаимодействия.

Взаимодействие, согласованность интересов, создание разумного властного баланса между Федерацией и субъектами должны стать основой построения федеративных отношений в Российской Федерации. Одним из основных направлений взаимодействия России и ее субъектов является взаимодействие в сфере законодательной власти.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как федеративное государство, состоящее из субъектов. Сторонами - участниками федеративных отношений, выступают Российская Федерация и ее субъекты в лице их государственных органов.

Конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий устанавливает между законодательными органами государственной власти Российской Федерации и законодательными органами субъектов РФ не вертикальные, а горизонтальные отношения.

В условиях развития в Российской Федерации федеративных отношений, особую актуальность приобретает совершенствование форм участия представительных органов государственной власти субъектов в федеральном законодательном процессе.

Реализацией одной из основных форм такого участия является осуществление права законодательной инициативы законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.

Следует отметить, что законотворческая инициатива является одним из элементов сложного трудоемкого процесса «создания» нормативно-правового акта, а именно законотворческого процесса. Ряд ученых определяют законотворческий процесс как «процесс создания текстов законопроектов, их подготовки к рассмотрению и рассмотрение в парламенте государства. Законотворческий процесс охватывает, следовательно, усилия различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем - на различных стадиях законодательного процесса» [11].

В литературе широко распространен взгляд на законотворческий процесс как на процесс, состоящий из двух этапов (стадий): предпроектный (этап формирования права, этап выявления потребностей в правовом регулировании, стадия предзаконодательной деятельности) и проектный (официальное возведение воли народа в закон) [12; 10]. Кроме того, существует множество разнообразных мнений относительно количества стадий законодательного процесса. Так, одни авторы выделяют лишь две стадии законодательного процесса - подготовку законопроекта и официальное возведение воли народа в закон [3]; другие авторы различают три стадии - подготовку законопроекта (предварительная стадия), обсуждение и принятие закона (основная стадия) и стадия введения закона в действие (решающая стадия) [6]; третьи авторы (их большинство) говорят о четырех стадиях законодательного процесса - внесение законопроекта, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование [9; 5]; четвертые - выделяют шесть стадий: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение

проекта; рассмотрение и принятие; опубликование и вступление его в силу [4].

Но в любом случае без реализации законодательной инициативы невозможно начало самого законодательного процесса. Возникает вопрос: а какие именно процедуры, действия входят в содержание понятия «законодательная инициатива», кто, в каких формах и какими способами ее осуществляет от имени субъекта Российский Федерации?

В научной литературе можно встретить различные определения законодательной инициативы. Так, под правом законодательной инициативы в узком смысле понимается право компетентных органов и лиц вносить предложения в законодательный орган о принятии новых законов, изменении или отмене старых, которые обязательны для рассмотрения высшим законодательным органом [14]. В широком смысле право законодательной инициативы рассматривается как внесение предложений законодательного порядка, обращенных в высший законодательный орган, по отношению к которому у законодательного органа нет обязанности принимать их к рассмотрению [2].

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в поведение субъектов права [1]. Вопрос о начале и об окончании процесса реализации права законодательной инициативы не имеет на сегодняшний день четкого нормативно-правового закрепления, как на федеральном, так и на уровне субъекта РФ. На наш взгляд, наиболее верным представляется связывать начало реализации права законодательной инициативы с внесением законопроекта в законодательный орган, поскольку именно с этого момента возникает обязанность последнего принять его к рассмотрению [7]. «Юридическим фактом при возникновении правоотношения, связанного с реализацией права законодательной инициативы, должен быть момент волеизъявления самого субъекта права законодательной инициативы» [8].

Как стадия законодательного процесса законодательная инициатива законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации представляет собой совокупность процессуальных действий и правоотношений, начинающихся с момента поступления законопроекта, регистрации в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Г осударственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы и направления Председателем Государственной Думы зарегистрированного законопроекта и материалов к нему в профильный комитет и продолжающихся до момента принятия Советом Государственной Думы одного из возможных решений. Таким образом, осуществление законодательной инициативы представляет собой первую стадию законодательного процесса, предшествующую второй -подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

Само содержание права законодательной инициативы включает три элемента:

1) возможность управомоченного лица - субъекта права законодательной инициативы - внести в законодательный орган законопроект или законодательное предложение;

2) возможность субъекта права законодательной инициативы требовать от парламента включения законопроекта или законодательного предложения в повестку дня или представления мотивированного отказа, основанного на соответствующих нормах;

3) возможность субъекта права законодательной инициативы обратиться к уполномоченным органам за защитой своих нарушенных прав [15].

Законодательная инициатива является одной из форм участия субъектов Российской Федерации в законодательном процессе на федеральном уровне. Совершенствование данной формы, равно как и других, представляет собой укрепление государственности России [13].

Выражением основы осуществления законодательной инициативы субъектами Российской Федерации, фундаментальной гарантией их нормативного обеспечения являются принципы, которые воплощают в себе наиболее важные, основополагающие правовые требования, предопределяющие демократизм законодательного процесса в Российской Федерации в целом и реальные возможности участия в нем субъектов Федерации.

К ним, на наш взгляд, следует отнести принципы федерализма, законности, демократизма, обоснованности законодательной инициативы, системности законодательного процесса в целом и осуществления законодательной инициативы.

Следовательно, под правом законодательной инициативы понимается право внести письменный текст законопроекта, в том числе поправки к проекту и проект о внесении изменений и дополнений в действующие законы или о признании их утратившими силу, а также право внести законодательное предложение о разработке и принятии новых законов, которому корреспондирует обязанность законодательного органа субъекта Российской Федерации рассмотреть внесенный проект (предложение) в установленном порядке.

Деятельность законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов называют законодательным процессом. Хорошо организованный законодательный процесс - необходимая гарантия должного законодательного регулирования общественных отношений в государстве.

Право законодательной инициативы является первой стадией законодательного процесса. Оно может быть реализовано двумя способами: посредством составления законопроекта и путем направления в парламент законодательного предложения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова А. И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты // Журнал российского права. - 2006. - № 3.

2. Антонова Л. И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. - 1996. - N° 1.

3. Алексеев С. С. Проблемы теории права: - Свердловск, 1973. -Т. 2. - С. 16.

4. Бошно С. В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование, 2004. -№ 2. - С. 153.

5. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. - М., 2004. - С. 850.

6. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М, 1972. - С. 156-157.

7. Законодательный процесс. Понятие. Институты, Стадии: науч.-практ. пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. - М., 2000. - С. 180.

8. Коддаева Н. И. Законодательная инициатива как правовой институт: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1973.

9. Конституционное право Российский Федерации / под ред. М. В. Баглая, Б. И. Габричидзе. - М., 1996. - С. 380.

10. Курманов М. М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Г осударство и право. - 2004. - № 10. - С. 52.

11. Общая теория государства и права: Академ. курс: в 2 т. Т. 2: Теория права / отв. ред. М. Н. Марченко. - М, 1998. - С. 164.

12. Правотворчество в СССР / под ред. А. Н. Мицкевича. - М., 1974. - С. 157.

13. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности: «Круглый стол» // Государство и право. 2006. -№ 7. - С. 88.

14. Теория государства и права // под ред. А. И. Денисова. - М., 1967. - С. 301.

15. Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. - М, 1998. - С. 353-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.