Научная статья на тему 'Права человека в неотомистской концепции Жака Маритена'

Права человека в неотомистской концепции Жака Маритена Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3129
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брындина Валентина Валерьевна

В статье рассматривается современная концепция естественного права, представленная французским философом и общественным деятелем XX века Жаком Маритеном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права человека в неотомистской концепции Жака Маритена»

86

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

БрындинаВ.В. (научныйруководитель — д.и.н. Т.К. Махрова)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НЕОТОМИСТСКОИ КОНЦЕПЦИИ ЖАКА МАРИТЕНА

В статье рассматривается современная концепция естественного права, представленная французским философом и общественным деятелем XX века Жаком Маритеном.

Ключевые слова: позитивное право, естественное право, права человека.

Среди современных политико-правовых концепций особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии - неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм. Подобно классическим учениям XVII-XVIII вв., современные естественноправовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом1.

Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека как участника многообразных общественных связей, а естественное право - уже не как совокупность раз и навсегда установленных разумом предписаний, но как исторически развивающееся «естественное право с изменяющимся содержанием».

В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства). Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии.

Выдающийся вклад в развитие современной теории естественного права внес французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882-1973).

Студентом Сорбонны он начал искать в естественных науках средство для решения всех проблем, но под впечатлением лекций Анри Бергсона освободился от влияния сциентизма, а под воздействием католического писателя-публициста Леона Блуа стал католиком, посвятив много времени изучению трудов Фомы Аквинского. Маритен преподавал в Торонто в Папском институте средневековых исследований, в Колумбийском университете, Парижском католическом институте, Принстонском университете, в 1945-1948 гг. был французским послом в Ватикане2.

Вслед за Ф. Аквинским Маритен считал, что естественное право восходит к вечному божественному закону, который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено все то, что небожественно, но согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие божьи сознания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному закону»3.

Маритен поставил перед собой цель -вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение Фомы Аквинского. При этом он дистанцировался от понимания естественного права школами юридического позитивизма (естественное право - лишь метафора) и рационалистического естественного права (естественное право - реальность, открытая для понимания человеческим разумом).

Для Ж. Маритена естественное право с онтологической точки зрения - это правила человеческого поведения, которые

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

87

обусловлены одинаковой человеческой природой и совместимы с ней, т. е. то, что требуется для нормального существования человеческого рода. С гносеологической -это лишь динамические схемы, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека.

Раскрывая понятие человеческой природы, Маритен утверждает: «Человек есть существо, наделенное разумом, имеет цели, которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех». Он вносит элементы неопределенности и динамичности в понимание естественного права, поскольку невозможно дать всеобъемлющую характеристику сущности человека: «Ангел, который своим ангельским способом познал бы человеческую сущность и все возможные ситуации человеческого существования, знал бы и естественное право в его бесконечности и протяженности. Мы не знаем». Все многообразие правил естественного права соответствует всем моральным законам (не только исходным и основополагающим, но и малозначительным, не только осознаваемым сейчас, но и тем, которые люди осознают в отдаленном будущем).

Естественное право с гносеологической точки зрения представляется Маритену познаваемым, хотя неписаная форма естественного закона создает существенную сложность в его познании. Маритен считает невозможным априорно и во всех аспектах определить «нормы человеческого поведения посредством декретов, которые, как считалось, предписаны Природой и Разумом, но в действительности сформулированы произвольно и искусственно». Такой подход, связанный с искусственной систематизацией и рационалистической переработкой естественного права, впервые встречается в трудах Гуго Гроция, который формулировал естественно-правовые правила как математические аксиомы: воздержись от присвоения чужого имущества, верни незаконно удерживаемую вещь и т. п. Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «^Человеческий разум не открывает предписания естественного

права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геометрических теорем. Более того, он не открывает их посредством логического вывода, т. е. путем рационального познания»4.

Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского, считает, что естественное право познается через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права. Следовательно, естественное право не познается посредством понятий и логических умозаключений, оно познается лишь через конгениальность: «:...это неясное, несистематическое, жизненное познание посредством сопричастности природе или конгениальности, когда интеллект, чтобы вынести суждение, прислушивается к внутренней мелодии, которую создают в субъекте вибрирующие струны вечных устремлений»5.

Для того чтобы познать естественное право необходимо подключить моральное сознание добродетельного человека, мистическое сознание созерцателя и поэтическое сознание художника. Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулировать динамические схемы естественного права: люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и запрещений; лишить жизни человека - гораздо более серьезно, чем убить какое-либо животное; «семейная группа должна подчиняться неким установленным образцам поведения». Эти динамические схемы естественного права исторически проявились и продолжают проявляться в разнообразных и относительных правилах поведения, «в которых разум всех народов земли выразил свое знание важнейших аспектов естественного права».

Маритен указывает на факт развития как самого естественного права, так и нашего знания о нем в различные эпохи: «В эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уделялось внимание обязанностям человека, нежели его правам. Определенное достижение XVIII столетия состояло в освещении того, что естественное право требует

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

88

также прав человека»6. Для XX в., по мнению Маритена, это сочетание стало особенно актуальным.

Маритен решает проблему прав человека с опорой на теорию естественного права. Права человека вытекают из естественного права: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами»7. Школа юридического позитивизма, по мнению Мари-тена, бессильна обосновать существование прав, которыми естественным образом обладает человек - «прав первичных и высших по отношению к писаному законодательству и к соглашениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и утверждать в качестве универсально ценных и которые никакая общественная необходимость не может заставить нас отменить или игнорировать хотя бы на мгновение».

«Не даровать, но признавать и утверждать» - с этим убеждением Жак Маритен участвовал в разработке одного из самых важных правовых документов ООН в XX в. -Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). * 1

Он считал, что «старые», традиционно понимаемые естественные права человека, неизбежно дополняются «новыми» - социальными, экономическими, культурными, признаваемыми в борьбе (за справедливую заработную плату, и др.). Предложенная Марите-ном классификация прав человека стала классической: права индивида (они безусловно соответствуют естественному закону, основаны «на человеческой природе» и абсолютно неотчуждаемы - права на жизнь, религиозную свободу, стремление к счастью); права гражданина (они вытекают из позитивного права - право объединения в политические партии, избирательное право); права трудящегося (они санкционированы позитивным правом при полном соответствии их рекомендациям естественного закона, обладание этими правами естественно присуще людям - право на труд, право на объединение в профсоюзы, право на справедливую заработную плату и др.)8.

Благодаря Маритену естественно-правовая концепция стала одним из значимых идейных источников современного понимания прав человека, а также роли государства, его позитивной деятельности по реализации декларируемых прав и свобод.

Примечания

1. Лейст О. Э. История политических и правовых учений. - М. : Зерцало, 2008. - С. 536.

2. Коплстон Ф. О Жаке Маритене. - М. : Центрполиграф, 2002. - С. 13-15.

3. Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому: очерки метафизики и этики; пер. с фр. В. П. Гайдамак. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - С. 328.

4. Маритен Ж. Человек и государство. - М. : Идея-Пресс, 2001. - С. 79.

5. Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому ... - С. 132-133.

6. Маритен Ж. Человек и государство. - М. : Идея-Пресс, 2001. - С. 97.

7. Там же. - С. 103.

8. См.: Шишков К. А. Современный неотомизм: история и политика в философии Ж. Маритена. - М. : Филпресс, 1999.

Брындина Валентина Валерьевна, студент группы 536 факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.