Научная статья на тему 'Права человека: современное понимание и содержание'

Права человека: современное понимание и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1239
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ГРАЖДАНИНА / СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / CITIZEN RIGHTS / ESSENCE OF HUMAN RIGHTS / HUMAN DIGNITY / HUMAN RIGHTS CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова Александра Михайловна, Чмырева Виктория Сергеевна

Исследована проблема существования множества различных мнений по вопросу сущности и определения прав человека, при том что изначально права человека признаются и воспринимаются как естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни в обществе. В ходе исследования проанализированы особенности понимания прав человека как возможного поведения, направленного на удовлетворение собственных интересов личности, которое охраняется законом и государством, и как универсальной категории, представляющей собой возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями свободного существования личности в обществе, хотя в современной интерпретации права человека воспринимаются как общесоциальные. Авторы обращают внимание на то, что есть проблемные моменты при обсуждении качественных и сущностных характеристик по вопросу содержания прав человека, вероятно по причине того, что содержание зависит от условий развития общества. Отмечено, что права человека, являясь разновидностью субъективных прав личности, возникающие в результате рождения человека, имеют естественный характер, неотъемлемы, обладают признаком непосредственного действия и конституционно провозглашаются высшей социальной ценностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS: CONTEMPORARY UNDERSTANDING AND CONTENT

He authors of the article deal with the problem of the existence of many different views on the issue of essence and definition of human rights, despite the fact that human rights are recognized and treated as natural abilities of individuals, which ensure their lives, dignity and freedom in all spheres of public life in society. The study analyzed the particular understanding of human rights as a possible conduct directed at meeting the interests of an individual, protected by law and state, and as a universal category, representing an opportunity to enjoy the most important benefits and conditions of free existence of an individual in society, although in modern interpretations of human rights are perceived as a general social. The authors focus on the fact that there are issues related to the quality and essential characteristics on the problem of the essence of human rights, probably because the essence depends on the development of society. The authors of the article note that human rights are a kind of subjective rights of individuals resulting from birth; they are natural and inalienable, have features of direct action and constitutionally proclaim the highest social value.

Текст научной работы на тему «Права человека: современное понимание и содержание»

УДК 342

DOI: 10.17277/pravo.2018.03.pp.024-029

Исследована проблема существования множества различных мнений по вопросу сущности и определения прав человека, при том что изначально права человека признаются и воспринимаются как естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни в обществе. В ходе исследования проанализированы особенности понимания прав человека как возможного поведения, направленного на удовлетворение собственных интересов личности, которое охраняется законом и государством, и как универсальной категории, представляющей собой возможность пользоваться наиболее важными благами и условиями свободного существования личности в обществе, хотя в современной интерпретации права человека воспринимаются как общесоциальные. Авторы обращают внимание на то, что есть проблемные моменты при обсуждении качественных и сущностных характеристик по вопросу содержания прав человека, вероятно по причине того, что содержание зависит от условий развития общества. Отмечено, что права человека, являясь разновидностью субъективных прав личности, возникающие в результате рождения человека, имеют естественный характер, неотъемлемы, обладают признаком непосредственного действия и конституционно провозглашаются высшей социальной ценностью.

Ключевые слова: права человека; права гражданина; содержание прав человека; человеческое достоинство; классификация прав человека.

Александра Михайловна Дроздова, д-р юрид. наук, профессор, кафедра правовой культуры и защиты прав человека, юридический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный

университет», Ставрополь, Россия;

temp17@rambler.ru

Виктория Сергеевна Чмырева,

участковый уполномоченный полиции ОУУП и ДН ОП № 2 Управления МВД России по г. Ставрополю, Россия;

pravo_red@list.ru

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

В условиях оптимизации развития субъектов человеческого сообщества, реформируя социальную структуру, цивилизованные страны и народы пытаются создать духовно-нравственный идеал для своего народа, представляя его в виде концепции прав человека, как основы человеческого существования, вкладывая в названное понятие основу мира, социального благополучия и прогресса, демократизации межнациональных и межгосударственных отношений, представляя ядром системы прав человека человеческое достоинство каждого индивида.

По мнению известного французского просветителя Ж. Ж. Руссо, именно право на достоинство, заложенное в сути каждого индивида,

и может занимать центральное место в теории прав человека, так как в случае отказа от достоинства, «человек теряет не только права, но и обязанности, что превращает его в иное существо, нежели человек, да и о какой гордости человека можно после этого упоминать...» В современной концепции прав человека, человеческое достоинство должно восприниматься как презумпция.

Общеизвестно, что в ст. 1 Всеобщей Декларации прав человека речь идет о том, что люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. При этом люди наделены разумом и совестью. И именно на этих основах должны складываться отношения людей друг с другом вообще и в семье в частности. В качестве основной задачи Генеральная Ассамблея ООН предлагает путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод человека и гражданина, а также их обеспечению [1, с. 41].

В свое время М. Горький устами героя пьесы «На дне» утверждал, что «Человек - это звучит гордо», - с чем трудно не согласиться, а проявлением этой гордости на современном этапе могут быть только права человека.

Общеизвестно, что права человека представляют собой сложное, многогранное явление, которое взаимосвязано наряду с государством и правом еще и с культурой, религией, философией. Важно понять, что в правах и свободах человека заключено подлинно человеческое в индивидууме, что указывает на общечеловеческое значение прав личности, соответствуя потребностям и устремлениям каждого в своем человеческом бытие и развитии. Концепция прав человека постепенно перерастает в теорию прав и указывает на множество различных форм социальной организации, предоставляя каждому право выбора того или иного поведения, оставаясь при этом многообразной и многоаспектной.

Чаще всего права человека относят к политической категории, что вполне реально, но правы и те, которые воспринимают права человека как духовно-нравственную субстанцию, особенно на основе реализации принципа гуманизма в жизни каждой личности.

Среди теоретиков прав человека существует достаточное множество различных мнений по вопросу сущности и определения прав человека, тогда как изначально права человека признаются и воспринимаются как естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни в обществе.

По мнению некоторых ученых, права человека являются неотъемлемыми правами каждого человека в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, вероисповедания, языка и иных признаков, притом что все люди должно располагают правами человека при условии исключения всякого рода дискриминации.

Существует понимание прав человека как возможного поведения, направленного на удовлетворение собственных интересов личности, которое охраняется законом и государством.

Дискутируется также понимание прав человека в качестве универсальной категории, представляющей собой возможность пользоваться

наиболее важными благами и условиями свободного существования личности в обществе, хотя в современной интерпретации права человека воспринимаются как общесоциальные, отражающие наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности и т.д.

Обычно принято разделять права человека на личные, политические, социальные и экономические, не забывая культурные, духовные и коллективные.

К правам первого поколения обычно относят личные права и свободы, которые обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как субъекта гражданского общества, они считаются естественными и неотчуждаемыми, а поэтому не могут быть объектом притязаний со стороны государства.

Правами граждан, обеспечивающими их участие в управлении и общественной политической жизни общества являются политические права, которые в своей совокупности охватывают сферу взаимодействия государства и общества, каждого человека.

К правам человека второго поколения принято относить экономические, социальные, культурные и духовные права человека, которые в совокупности своей гарантируют определенный уровень качества жизни граждан, а именно: социальные права обеспечивают социальную защищенность каждого индивида; экономический блок прав - отношения собственности, имущества, право на свободный труд; духовные права - механизмы духовного развития человека и т.д. Позволительно говорить и о признаках, которые характеризуют права человека.

Наряду с понятием прав человека существует понятие права гражданина, причем гражданин воспринимается как личность в совокупности своих характеристик и отношений с государством в правовом пространстве, что, в свою очередь, характеризует его правовое положение в обществе. Общеизвестно, что гражданство как правовой институт представлено совокупностью прав и обязанностей личности, правом реализации правового статуса и свобод, которые устанавливаются и гарантируются государством.

По мнению Комарова С.А., - «Гражданство как членство в государстве понимается прежде всего не как союз всех, а как союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством» [3, с.185], вероятно по причине того, что государство само есть часть общества, определенная общность большинства населения, а не только государственный аппарат как орган власти.

Рассуждая подобным образом, позволим себе представить определение прав гражданина в виде совокупности определенных объективных и естественных правомочий, которые отражены в нормативно-правовых актах, и волеустановленных правомочий, которые вырабатываются в процессе функционирования и развития как общества, так и государства. Определенная совокупность прав человека-гражданина должна быть закреплена в нормативных правовых актах, в том числе в конституции, продекларирована и гарантирована государством, подчеркивая связь лица с государством и наделяя гражданина определенными характеристиками. Не лишним будет напомнить, что наряду с правами и свободами, гражда-

нин наделен рядом существенных обязанностей, неразрывно связанных с предоставленными правами в процессе их реализации. Так, например, для реализации права на человеческое достоинство, лицо обязано уважать права других лиц; право на пользование памятниками культуры и искусства сопряжено с обязанностью охранять не только природу, но и названные памятники истории и культуры.

В современном мире ученых и практиков нет единого взгляда на права человека, до сих пор не утихают дискуссии по поводу и содержания прав человека, вероятно по причине того, что содержание зависит от условий развития общества, а именно от социального, экономического, политического, культурного, правового аспектов, являясь комплексным социальным явлением, которому объективно присущи различные степенные характеристики.

Если выделять духовный аспект содержания прав человека, то это вероятно отражение концепции достоинства, чести и свободы каждой личности, ее отношение к несправедливости, угнетению, унижению и т.д.

Если соотнести права человека с демократическими принципами, то эти взаимоотношения и следует понимать как политический аспект прав человека, с учетом того что элементы демократии являются и смыслом, и целью государственных властных структур.

Социальные и экономические условия функционирования и развития общества, такие как свобода труда, обеспечение достойного уровня жизни каждому, право иметь имущество в собственности, имея, используя и распоряжаясь им по своему усмотрению и другие, составят социально-экономическую составляющую содержания прав человека.

Юридические категории, нормы внутригосударственного, национального права и международной составляющей отражают правовой аспект содержания прав человека, с учетом того, что любое право человека однозначно субъективно. А само по себе субъективное право следует понимать как гарантированную государством меру возможного поведения каждой личности, субъективное право принадлежит этой личности и его использование зависит от воли личности, при том что права человека как субъективные права, имеют определенную структуру или части, которые принято называть полномочиями, а именно: правоповедение, правотребование, правопритязание, правопользование.

По мнению авторов, права человека, являясь разновидностью субъективных прав личности, возникающие в результате рождения человека, имеют естественный характер, неотъемлемы, обладают признаком непосредственного действия и конституционно провозглашаются высшей социальной ценностью, притом что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1.

Нельзя не отметить, что существование права неотделимо от человека, так как «находясь в сфере правовой культуры, руководствуясь и правом, и моралью, и религией, индивид для упорядочивания своего поведения рассматривает такие критерии, как правомерные, порождающие правовые последствия, создающие право и обязанность, имеющие правовое

1 Конституция Российской Федерации. - М.: Омега - Л, 2010. - С. 3.

значение и т.д., которые пройдя через сознание индивида, оказывают влияние на выбор поведения личности, то есть оказывают правовое воздействие, не порождая пока что правоотношений» [2, с. 271].

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что права человека как концепция и теория должны основываться на том, что они являются условиями и потребностью, удовлетворение которых делает человека человеком, обеспечивает реализацию заложенных в личности человеческих способностей, которые и есть способ существования самого человека.

Если философствовать над осмыслением прав человека и воспринимать его как объективный феномен, то следует сделать определенные выводы, а именно: права человека - это те права, которые присущи ему от рождения, которые не связаны и не зависят от определенного способа производства или общественного строя, не зависят от системы и типа определенного права; права человека - сложное и многоаспектное явление, которое следует рассматривать на различных уровнях - всеобщем, особенном и частном или индивидуальном, личностном, единичном, воспринимая при этом систему взаимосвязей между личностями, социальными группами, народами, странами и государствами, а также по отношению ко всему человечеству. Заметим, что взаимоотношения возникают между различными субъектами в связи с реализацией жизненно важных условий развития и существования личности вообще. Поскольку человек существо социальное и может развиваться только в социуме, в среде себе подобных, и не может быть изолирован в своем существовании от общества, то и права человека имеют смысл в этом обществе, неотделимо следуя за социально ориентированной личностью.

Список литературы

1. Дроздова А. М. Некоторые проблемные моменты в реализации и защите прав ребенка в России // Права ребенка и эффективное воздействие государственно-общественных институтов в их защите: материалы Междунар. форума. Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. 253 с.

2. Дроздова А. М. Понятие и функции правовой культуры и ее связь с правосознанием // Сб. науч. тр. кафедры правовой культуры и защиты прав человека: сб. науч. работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Ставрополь, 2018. 316 с.

3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 8-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Юридического института, 2012. 608 с.

References

1. Drozdova A.M. [Some problem moments in the implementation and protection of the rights of the child in Russia], Prava rebenka i ehffektivnoe vozdejstvie gosu-darstvenno-obshchestvennyh institutov v ih zashchite: materialy Mezhdunar. foruma [The Rights of the Child and Effective Impact of Public-Public Institutions in Protecting them: Materials of the Intern. forum], Omsk: Poligraficheskij centr KAN, 2014, 253 p. (In Russ.)

2. Drozdova A.M. [The concept and functions of legal culture and its relationship with the sense of justice], Sbornik nauchnykh trudov kafedry pravovoj kul'tury i

zashchity prav cheloveka [Collected scientific works of the Department of Legal Culture and Protection of Human Rights], Stavropol', 2018. 316 p. (In Russ.)

3. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava [General theory of state and law], 8-e izd., ispr. i dop. St. Petersburg: Izdatel'stvo Yuridicheskogo instituta, 2012, 608 p. (In Russ.)

HUMAN RIGHTS: CONTEMPORARY UNDERSTANDING AND CONTENT

А.М. Drozdova, Doctor of Law, Professor, Department of Legal Culture and Protection of Human Rights, Law Institute, North-Caucasian Federal University,

Stavropol, Russia; temp17@rambler.ru

V.S. Chmyreva, District Police Commissioner, OUUP and the DN OP No. 2 Office of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Stavropol, Russia;

pravo_red@list.ru

The authors of the article deal with the problem of the existence of many different views on the issue of essence and definition of human rights, despite the fact that human rights are recognized and treated as natural abilities of individuals, which ensure their lives, dignity and freedom in all spheres of public life in society. The study analyzed the particular understanding of human rights as a possible conduct directed at meeting the interests of an individual, protected by law and state, and as a universal category, representing an opportunity to enjoy the most important benefits and conditions of free existence of an individual in society, although in modern interpretations of human rights are perceived as a general social. The authors focus on the fact that there are issues related to the quality and essential characteristics on the problem of the essence of human rights, probably because the essence depends on the development of society. The authors of the article note that human rights are a kind of subjective rights of individuals resulting from birth; they are natural and inalienable, have features of direct action and constitutionally proclaim the highest social value.

Keywords: human rights; citizen rights; essence of human rights; human dignity; human rights classification.

© А. М. Дроздова, 2018 © В. С. Чмырева, 2018

Статья поступила в редакцию 14.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.