Научная статья на тему 'ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"'

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ-ПРАВА / ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БУЛЛИНГ / КИБЕРБУЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов В.В., Гринева А.С., Ерохина А.В.

Данная работа посвящена анализу права на благоприятную социальную среду в сети «Интернет». Основной целью статьи является рассмотрение права на доступ к сети «Интернет» и на благоприятную социальную среду. Авторами было изучено влияние благоприятной социальной среды на психику человека. Объект исследования - права граждан Российской Федерации на благоприятную социальную среду и комфортное пользование сетью «Интернет». Предмет статьи - рассмотрение права на благоприятную социальную среду как неотъемлемого права каждого гражданина Российской Федерации. Затрагивается роль благоприятной социальной среды и Интернета для несовершеннолетних, описываются основные факторы возникновения ограничений на доступ в Интернет для подростков. Методологическую и теоретическую основу исследования составили частно- и общенаучные подходы к изучению данной тематики, применялись формально-логический и сравнительный методы, а также метод структурного анализа. В ходе исследования были сделаны выводы о причинах, по которым право на благоприятную окружающую среду невозможно рассматривать исключительно в контексте экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS TO A FAVORABLE SOCIAL ENVIRONMENT ON THE INTERNET

This work analyzes the right to a favorable social environment on the Internet. The main purpose of the article is to consider the right to access the Internet and a favorable social environment. The authors consider the influence of a favorable social environment on the human psyche. The object of the study is the rights of citizens of the Russian Federation to a favorable social environment and comfortable use of the Internet. The subject of the article is the consideration of the rights to a favorable social environment as an inalienable right of every citizen of the Russian Federation. The authors write about the role of a favorable social environment and the Internet for minors, describe the main factors of restrictions on Internet access for adolescents. The methodological and theoretical basis of the research is based on private and general scientific approaches to the study of this topic. Formal logical and comparative methods, as well as methods of structural analysis were used. In the course of the study, the researchers draw conclusions about the reasons why the right to a favorable environment cannot be considered exclusively in the context of ecology.

Текст научной работы на тему «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"»

УДК: 316.37 DOI 10.26425/1816-4277-2022-7-177-183

Права человека на благоприятную социальную среду в сети «Интернет»

Попов Владимир Владимирович

Канд. юр. наук, доц. каф. частного права ORCID: 0000-0002-6746-6345, e-mail: vv_popov@guu.ru

Гринева Анна Сергеевна

Студент, ORCID: 0000-0002-1396-893X, e-mail: elektrostal00@mail.ru

Ерохина Алла Владимировна

Студент, ORCID: 0000-0003-3825-4084, e-mail: erokhina.alvl@mail.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Данная работа посвящена анализу права на благоприятную социальную среду в сети «Интернет». Основной целью статьи является рассмотрение права на доступ к сети «Интернет» и на благоприятную социальную среду. Авторами было изучено влияние благоприятной социальной среды на психику человека. Объект исследования — права граждан Российской Федерации на благоприятную социальную среду и комфортное пользование сетью «Интернет». Предмет статьи — рассмотрение права на благоприятную социальную среду как неотъемлемого права каждого гражданина Российской Федерации. Затрагивается роль благоприятной социальной среды и Интернета для несовершеннолетних, описываются основные факторы возникновения ограничений на доступ в Интернет для подростков. Методологическую и теоретическую основу исследования составили частно- и общенаучные подходы к изучению данной тематики, применялись формально-логический и сравнительный методы, а также метод структурного анализа. В ходе исследования были сделаны выводы о причинах, по которым право на благоприятную окружающую среду невозможно рассматривать исключительно в контексте экологии.

Ключевые слова

Права человека, цифровые права, социальная среда, Интернет-права, поколение прав, девиантное поведение, буллинг, кибербуллинг

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Экспертного института социальных исследований в рамках научного проекта № 21-011-33051.

Для цитирования: Попов В.В., Гринева А.С., Ерохина А.В. Права человека на благоприятную социальную среду в сети «Интернет»//Вестник университета. 2022. № 7. С. 177—183.

© Попов В.В., Гринева А.С., Ерохина А.В., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Human rights to a favorable social environment on the Internet

Vladimir V. Popov

Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Private Law Department ORCID: 0000-0002-6746-6345, e-mail: vv_popov@guu.ru

Anna S. Grineva

Student, ORCID: 0000-0002-1396-893X, e-mail: elektrostal00@mail.ru

Alla V. Erokhina

Student, ORCID: 0000-0003-3825-4084, e-mail: erokhina.alvl@mail.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

This work analyzes the right to a favorable social environment on the Internet. The main purpose of the article is to consider the right to access the Internet and a favorable social environment. The authors consider the influence of a favorable social environment on the human psyche. The object of the study is the rights of citizens of the Russian Federation to a favorable social environment and comfortable use of the Internet. The subject of the article is the consideration of the rights to a favorable social environment as an inalienable right of every citizen of the Russian Federation. The authors write about the role of a favorable social environment and the Internet for minors, describe the main factors of restrictions on Internet access for adolescents. The methodological and theoretical basis of the research is based on private and general scientific approaches to the study of this topic. Formal logical and comparative methods, as well as methods of structural analysis were used. In the course of the study, the researchers draw conclusions about the reasons why the right to a favorable environment cannot be considered exclusively in the context of ecology.

For citation: Popov VV, Grineva A.S., Erokhina A.V (2022) Human rights to a favorable social environment on the Internet. Vestnik universiteta, no. 7, pp. 177—183.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества признается ряд неотъемлемых прав, гарантируемых законодательством каждому человеку и гражданину. Конституция Российской Федерации предусматривает ряд социальных, экономических, политических и других прав. Однако прогресс не стоит на месте: в настоящее время цифровое пространство занимает лидирующие позиции в общественной жизни. Законодательство должно регулировать все стороны жизни граждан, все спорные и проблемные моменты; только таким образом возможно обеспечить комфортную и безопасную жизнь людей. Вопрос законодательного регулирования деятельности пользователей в сети «Интернет» (далее — Интернет, Сеть) особо актуальный на данный момент, поскольку важно на правовом уровне обеспечить каждому человеку как свободный доступ к информационной сети, так и право на благоприятное социальное окружение,

© Popov V.V., Grineva A.S., Erokhina A.V., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Keywords

Human rights, digital rights, social environment, Internet rights, generation of rights, deviant behavior, bullying, cyberbullying

Acknowledgements. The reported study was supported by Russian Foundation for Basic Research and Social Research Expert Institute grant 21-011-33051.

а именно оградить граждан от буллинга, в том числе совершаемого в цифровом пространстве. Основные задачи настоящей статьи: анализ информационного пространства (положительные и отрицательные стороны), дополнение действующего законодательства правом на благоприятную социальную среду, в том числе и при использовании сети «Интернет».

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Еще Аристотель указывал, что человек по своей природе представляет собой социальное (общественное) животное [1]. Связь с окружением себе подобных и в некотором роде зависимость от него прослеживается со времен первобытного строя, когда люди жили большими семьями, племенами и происходило распределение функций. Социальное окружение всегда имело значительный вес, только если раньше от него зависело, выживет ли человек в физическом плане (ведь изгой почти всегда обрекается на гибель), то со временем окружающие стали представлять в большей степени моральную составляющую. Поменялось и общество: сейчас, опуская базовые физиологические потребности, человек должен удовлетворять в первую очередь потребности социума и только затем собственные.

Роль социума в современном мире по-прежнему велика. От общества зависит комфорт человека в моральном плане и его продуктивное функционирование с точки зрения профессиональной деятельности. Если индивид попадает в агрессивное социальное окружение, оно подействует на него угнетающе, в нем будет тяжело находиться, в итоге придется приспосабливаться (с разной степенью социального и психологического успеха). Но если речь идет о ребенке или подростке, у которого зачастую нет возможности покинуть неблагоприятную среду, время нахождения в ней будет не только неприятно и мучительно, но будут и негативные последствия, причем как для конкретного человека, так и для общества в целом.

Каждый человек, взрослея, проходит несколько этапов социализации. На процесс формирования личности оказывают влияние:

- семья (первостепенная роль, закладывается «сценарий» жизни, нравственные ценности и моральные убеждения);

- школа и внешкольные учреждения (по возрастным рамкам это важнейшая роль, так как ребенок взрослеет и проходит через пубертатный кризис, учится взаимодействовать с коллективом, работать в команде);

- средства массовой информации (если говорить о детях и подростках, роль играет цифровое пространство в общем и социальные сети в частности);

- непосредственно живое общение с окружающими людьми, которое идет фоном на всех этапах.

Особенно это свойственно наиболее молодому поколению, хотя о ценностях поколения зумеров,

или поколения Z, говорить достаточно трудно, так как у самых старших представителей они еще находятся в процессе формирования [2].

С рождения ребенок в большинстве случаев воспитывается в семье, которая, по сути, определяет всю его дальнейшую жизнь. С первых лет жизни закладываются определенные семейные и моральные ценности, устанавливается тип взаимодействия, выстраиваются правила, которые ребенок должен соблюдать, находясь в обществе. Родители и близкие родственники закладывают в ребенка его жизненный «сценарий»; с годами некоторые вещи претерпят изменения, будет внесено что-то новое, приобретено собственное, однако база, на которую в дальнейшем все будет ложиться, зависит именно от семьи. Считается, что все моральные проблемы, с которыми сталкивается уже взрослый состоявшийся человек, уходят корнями в детство. Причины любых отклонений — комплексы, страхи, детские травмы [3]. Зачастую некоторые установки и поведенческие реакции укрепляются настолько сильно, что работать над изменением приходится с профессионалами годами.

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ

В 2008 г. Е. Ахмед и Д. Брайтвейт выяснили, что у жертв травли в семьях часто присутствует домашнее насилие и гиперопека, способствующие в совокупности формированию ощущения беспомощности. В свою очередь, дети, являющиеся инициаторами издевательств, также часто подвергаются насилию в семье и жестокому обращению [4]. Безусловно, родители оказывают самое значимое влияние на ребенка в жизни. Находясь в неблагополучной социальной среде в своей семье, ребенок вряд ли сможет функционировать нормально в социуме, ему будет необходима помощь, которую смогут

оказать преподаватели в школе, обратившись в экстренных случаях в компетентные органы, уполномоченные работать с неблагополучными семьями (полиция и органы опеки и попечительства).

Вторым звеном на пути социализации является школа. Для большинства детей и подростков она является основным видом деятельности, занимает большую часть времени. На школьные годы приходится очень важный период в жизни каждого человека — подростковый кризис. Это очень сложное, нестабильное время, трудности испытывают как сами подростки, так и их близкие люди. Во время пубертата задачей для подростка в кругу семьи семьи становится обозначение своей взрослости, отстаивание своих границ и демонстрация самостоятельности, задачей в социуме — найти «своих», это может быть кружок, спортивная секция, компания близких друзей с одинаковыми ценностями и интересами и прочее. Существует явление, называемое социальной мимикрией, это желание слиться с группой, ничем не выделяться из толпы. Такой стиль поведения характерен для большинства подростков в кругу сверстников, также выделяют конформизм — приспособленчество, пассивное принятие господствующего порядка в социуме или в определенной социальной группе. Социальная среда может быть самой разной, и, если подросток находится в неблагоприятном окружении, при этом следует бездумно мнению своих сверстников, такое поведение может повлечь за собой самые разные негативные последствия.

Деструктивное девиантное поведение подростков может приводить к алкоголизму, наркомании, токсикомании, буллингу, в том числе кибербуллингу, другим противоправным действиям и даже преступлениям. Любые виды негативного отклоняющегося поведения делают социальную обстановку неблагоприятной, и если с некоторыми видами правонарушений можно бороться силой закона, то с травлей (буллингом) и в особенности с кибербуллингом, например, в этом плане все обстоит сложно.

Травля присутствовала во все времена, но вот рассуждать о ней как о негативном общественном явлении начали относительно недавно. В 1993 г. Д. Ольвеусом было дано определение понятия «бул-линг», которое предполагалось понимать как преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы [5]. Буллинг вплоть до 1980-х гг. прошлого столетия во всем мире, включая Россию, воспринимался как компонент воспитательного процесса на пути взросления. В обществе считалось, что ситуации издевательств закаляют человека, учат стойкости, решительности и смелости. Однако в числе возможных последствий буллинга (в том числе и кибербуллинга) для жертвы традиционно выделяют психологический стресс, истощение организма, обезвоживание, потерю общего тонуса, возникновение тревожности, раздражительность, упадок сил, депрессию, бессонницу, нарушение памяти как последствия стресса, а также самоубийство, месть и иные противоправные действия.

Ситуация насилия, унижений становится нормальной, привычной, если человек долгое время находится в определенной социальной обстановке и психика интерпретирует происходящее как норму. Это обычно не выделяют в число последствий, но буллинг представляет собой насилие, а насилие, в свою очередь, никогда не проходит бесследно, оно оставляет отпечаток разной силы, иногда он будет заметен лишь спустя годы. Как уже было упомянуто выше, усвоение поведенческих паттернов в детском и подростковом возрасте происходит наиболее активно, формируются и закрепляются методы взаимодействия с другими людьми, основанные на угрозе и насилии, впоследствии страдает как сам человек, так и окружение.

Исследования ученых Великобритании показали, что люди, подвергшиеся травле и издевательствам в подростковом возрасте, малоуспешны в жизни, тревожны, недоверчивы. Резкое усиление таких состояний в будущем чревато самоубийствами, это очень важная проблема общества [6].

Обычно агрессивное поведение проявляется в закрытых сообществах, характеризующихся недобровольностью участия (армия, школа, институт, рабочий коллектив). В указанных группах каждый из участников не может легко по собственному желанию покинуть неблагоприятную среду; партнеры по взаимодействию определены недобровольно. Вынужденность и неизбежность участия (в большинстве случаев поменять коллектив все же затруднительно) создают особые социально-психологические условия, которые становятся благоприятной почвой для развития буллинга. И пусть в перечисленные социальные группы входят уже более-менее взрослые люди, не стоит забывать, что каждый человек рос в определенном окружении, возможно, оно было деструктивным, поэтому и во взрослую жизнь он взял привычные реакции, манеру поведения, которые базируются на его непроработанных травмах. Такие невротические личности делают нахождение в коллективе зачастую невыносимым. Если это работодатель, то для его

коллег сотрудничество с деструктивным лидером в долгосрочной связке негативно сказывается на результатах профессиональной деятельности. Ведь по-настоящему развиваться личностно и профессионально мы можем только в условиях полной эмоциональной безопасности, чувствуя вдохновение и желание работать. Но взрослому человеку поменять рабочий коллектив все же легче, чем ребенку — школьный, а в случае с негативной обстановкой в семье — практически невозможно.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Неблагоприятная социальная среда дестабилизирует состояние всего общества. Человек имеет право на жизнь в благоприятном социальном окружении, равно как и имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду, ведь ментальное здоровье важно не меньше физического. При этом законодательно обеспечивается лишь право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), которая понимается исключительно как среда, концентрация загрязняющих веществ в которой соответствует нормативам качества атмосферного воздуха, вод и почв [7]. Полагаем, что такой подход недостаточен для обеспечения полного и свободного развития каждого человека, поскольку социальные и психологические условия жизни не менее важны, чем физические (как природные, так и антропогенные). Более того, необходимо подчеркнуть взаимосвязь благоприятной экологической, социальной и психологической обстановки. Люди, находящиеся в благоприятной социальной и психологической обстановке, более склонны к экологически позитивному поведению. Нормы права, устанавливающие экологические запреты и ограничения, сами по себе не способны решить проблемы охраны окружающей среды. «Право, как показывает общемировой опыт, довольно бессильно при отсутствии своей ценностной наполняемости и ценностно-ориентированной правовой политики, в рамках которой осуществляется реализация норм права, их принятие и применение» [8]. Социальная среда непосредственно влияет на личность, в нее погруженную, и формирование благоприятной социальной среды является важнейшей функцией государства и общества. Поэтому право на благоприятную социальную среду необходимо закрепить на законодательном уровне.

Применительно к рассматриваемому вопросу цифровая среда порождает интернет-травлю, кибер-буллинг, который является основным фактором неблагоприятной окружающей среды, поэтому в понятие «благоприятная социальная среда» целесообразно включать и виртуальное интернет-пространство.

Всегда проще предотвратить противоправное действие, нежели исправить его последствия. А так как школа занимает большую часть времени детей и подростков, начинать необходимо с внедрения в школьную программу психологических мероприятий. Работать должны профильные специалисты (психологи, педагоги-психологи, социальные работники); важно проводить с детьми, учителями, родителями мероприятия коллективного и индивидуального психоконсультирования, ведь любая работа с несовершеннолетними должна начинаться с работы с их родителями. При необходимости и выявлении некоторых отклонений могут потребоваться сеансы психодиагностики, психокоррекции, а также уроки психопросвещения. Только объединив усилия всех субъектов образовательного процесса, получится противостоять такому серьезному, приобретающему в последнее время угрожающие масштабы явлению, как буллинг.

В современном мире буллинг стал проблемой мирового масштаба, для преодоления которой необходимы не только усилия педагогов, психологов, школьников и их родителей, но и государства на законодательном уровне.

В первую очередь, необходима дефиниция запрещенного поведения, ведь в российском законодательстве отсутствуют термины «травля», «буллинг», «кибербуллинг»; определения должны содержать перечень конкретных действий, которые будут признаваться издевательством и травлей.

Проявления буллинга бывают самыми разными, но по общему правилу их принято делить на прямую травлю (которая выражается в оскорблениях, избиениях, хищении денежных средств и вещей) и косвенную (проявляется в распространении слухов, намеренном игнорировании, манипуляциях). В нашем государстве за некоторые перечисленные действия грозит ответственность: в основном, наказание устанавливается за прямую травлю. Однако очень часто правонарушителю в силу возраста и ряда других причин все сходит с рук, а ощущение безнаказанности рождает, как правило, еще большую агрессию. Антибуллинговая политика государства должна задействовать правоохранительные органы и органы системы правосудия как в области профилактической работы, так и в качестве применения мер ответственности к правонарушителям.

Чаще всего государства при борьбе с буллингом внедряют в школьную программу профилактические мероприятия. Законодательных актов, направленных против травли, не так много. Однако в последнее время (видимо, это можно связать с интеграцией цифрового пространства в повседневную жизнь и с учащением негативных последствий буллинга) таких законов стало больше. Например, филиппинский Закон о борьбе с буллингом 2013 г., согласно положениям которого необходимо ввести во всех начальных и средних школах специальную политику профилактики и борьбы с бул-лингом и кибербуллингом. Закон дает пространное определение буллинга с точным указанием, какие действия и в каком месте совершать запрещается — любой нежелательный физический контакт между жертвой и правонарушителем (хулиганом), а именно: удар, толчок, пощечина, щекотание, пинок, захват головы, борьба, передразнивание. Законодательный акт предусматривает процедуру рассмотрения сообщений о происшествиях, а также устанавливает дисциплинарную ответственность для хулигана, например, исключение из образовательного учреждения. При этом правонарушитель будет при любых обстоятельствах обязан пройти специальную психологическую программу реабилитации [9]. Антибуллинговая программа должна включать в себя совокупность профилактических мероприятий в рамках школы и законодательные меры ответственности, которые будут применяться к правонарушителям.

Таким образом, каждый человек имеет право на комфортную жизнь в благоприятных социальных условиях, это неотъемлемое право, которое должно быть закреплено на законодательном уровне. В первую очередь, дестабилизируют благоприятную среду в социуме ситуации буллинга, кибербуллин-га и травли. Для профилактики и борьбы с этими общественно опасными явлениями, а следовательно, и для реализации права граждан на благоприятную социальную среду, необходимо, прежде всего, внедрять в школьную программу профилактические мероприятия, которые будут осуществляться профильными специалистами, такими как психологи, социальные педагоги, педагоги-психологи, психиатры. Также необходимо закрепить на законодательном уровне понятие «буллинг», определить действия, которые его составляют, в большей степени привлечь правоохранительные органы для профилактики и борьбы с правонарушителями, а также пересмотреть вопрос ответственности за противоправные действия, направленные на травлю и издевательство над людьми.

Благоприятная социальная среда подразумевает под собой не только комфортное и здоровое окружение для человека в реальной жизни, но и в интернет-пространстве. Под этим следует понимать не только право на доступ в Интернет и возможность подключения к компьютерной сети, а также возможность работы в ней: пользование ее информационными ресурсами, самостоятельное и активное распространение информации, создание информационных ресурсов и предоставление возможности доступа к ним для других лиц [10], но и возможность осуществлять это в комфортной социальной и психологической обстановке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благоприятная окружающая среда складывается из множества факторов, которые носят как материальный (природный и антропогенный), так и нематериальный (социальный и психологический) характер. В настоящее время значительное внимание уделяется материальным аспектам окружающей среды, а социальной среде придается не такое большое значение, хотя социально-психологический аспект крайне важен для всех людей. Представляется необходимым нормативное закрепление права на благоприятную социальную среду в источниках права Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т. 4. М.: Мысль; 1983. 830 с.

2. Пономарева Е.С. Теория поколений. Достижения науки и образования. 2017;8(21):55-56.

3. Авдеев А.Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект. Вестник Костромского государственного университета. 2012;3:67-72.

4. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009;105:159-165.

5. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология.. Журнал Высшей школы экономики. 2013;10(3):149-159.

6. Ерина И.А., Бузни В.А., Корж А.А. Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2021;1(86):81-83. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-81-83

7. Краснова И.О. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и экологическое право. Актуальные проблемы российского права. 2019;8:165-175. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.105.8.165-175

8. Ланг П.П. Право на благоприятную окружающую среду как аксиологическая конструкция. Конституционное и муниципальное право. 2021;4:46-49. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2021-4-46-49

9. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение. Журнал российского права. 2018;8(260):113-123. https://doi.org/10.12737/art_2018_8_11

10. Хуснутдинов А.И. Право на доступ в Интернет — новое право человека? Сравнительное конституционное обозрение. 2017;4(119):109—123.

References:

1. Aristotle. Essays: in 4 volumes. Vol. 4. Moscow: Mysl; 1983. (In Russian).

2. Ponomareva E.S. Theory of generations. Achievements of science and education. 2017;8(21):55—56.

3. Avdeev A.Yu. Modern teenager in the space of information technologies: psychological aspect. Bulletin of Kostroma State University. 2012;3:67-72.

4. Glazman O.L. Psychological features of bullying participants. Her%en Russian State Pedagogical University Proceedings. 2009;105:159-165.

5. Bochaver A.A., Khlomov K.D. Bullying as research object and a cultural phenomenon. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2013;10(3):149-159.

6. Erina I.A., Buzni V.A., Korzh A.A. Bulling and ways to prevent it in educational practice. The world of science, culture, education. 2021;1(86):81-83. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-81-83

7. Krasnova I.O. The right to a favorable environment as a constitutional and environmental right. Actual problems of Russian law. 2019;8:165-175. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.105.8.165-175

8. Lang P.P. The right to favorable environment as an axiological construction. Constitutional and municipal law. 2021;4:46-49. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2021-4-46-49

9. Golovanova N.A. Challenges to combat bullying: a legislative response. Journal of Russian Law. 2018;8(260):113-123. https://doi.org/10.12737/art_2018_8_11

10. Khusnutdinov A.I. The right to access the Internet - a new human right? Comparative Constitutional Review. 2017;4(119):109-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.