Научная статья на тему 'ПРАЦИКЛИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ АВТОРСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАЖАНРОВЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ ФОРМ'

ПРАЦИКЛИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ АВТОРСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАЖАНРОВЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ ФОРМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэзия / автор / авторская рефлексия / жанр / циклизация / цикл / циклоиды / поэтика / poetry / author / author's reflection / genre / cyclization / cycle / cycloid / poetics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Посельская В.Д., Ефремова Е.М.

В статье рассматриваются маргинальные контекстовые формы, реализующие процесс циклизации – циклоидные явления в индивидуально-авторском творчестве якутского поэта Семена Данилова. В ходе анализа в условном порядке выявлены следующие типы циклоидов: тематическая подборка («На охоте (Весенняя картина»), многочастное стихотворение («Старик Крепкие руки»), распадающаяся романтическая поэма («Наш Николай (три случая из жизни старика)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Посельская В.Д., Ефремова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRO-CYCLICAL COMPOSITIONS AS THE BASIS FOR THE AUTHOR'S IMPLEMENTATION METAGENOMIC CYCLIC FORMS

The article discusses marginal contextual forms that implement the cyclization process cycloid phenomena in the author's individual creative work of the Yakut poet Semyon Danilov. The analysis in a conditional order revealed the following types of cycloids: a thematic collection (“On a Hunt (Spring Picture”), a multipart poem (“The Old Man Strong Arms”), a decaying romantic poem (“Our Nikolai (three cases from the old man’s life)”.

Текст научной работы на тему «ПРАЦИКЛИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ АВТОРСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАЖАНРОВЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ ФОРМ»

PHILOLOGICAL SCIENCES

ПРАЦИКЛИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ АВТОРСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАЖАНРОВЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ ФОРМ

Посельская В.Д.,

к.филол. наук, научный сотрудник ИГИиПМНС СО РАН;

Ефремова Е.М. к.филол. наук, научный сотрудник ИГИиПМНС СО РАН

PRO-CYCLICAL COMPOSITIONS AS THE BASIS FOR THE AUTHOR'S IMPLEMENTATION

METAGENOMIC CYCLIC FORMS

Poselskaya V.D.,

K.Filol. Sciences, Researcher The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies;

Efremova E.M.

K.Filol. Sciences, Researcher The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies;

Аннотация

В статье рассматриваются маргинальные контекстовые формы, реализующие процесс циклизации -циклоидные явления - в индивидуально-авторском творчестве якутского поэта Семена Данилова. В ходе анализа в условном порядке выявлены следующие типы циклоидов: тематическая подборка («На охоте (Весенняя картина»), многочастное стихотворение («Старик Крепкие руки»), распадающаяся романтическая поэма («Наш Николай (три случая из жизни старика)».

Abstract

The article discusses marginal contextual forms that implement the cyclization process - cycloid phenomena - in the author's individual creative work of the Yakut poet Semyon Danilov. The analysis in a conditional order revealed the following types of cycloids: a thematic collection ("On a Hunt (Spring Picture"), a multipart poem ("The Old Man Strong Arms"), a decaying romantic poem ("Our Nikolai (three cases from the old man's life)"

Ключевые слова: поэзия, автор, авторская рефлексия, жанр, циклизация, цикл, циклоиды, поэтика.

Keywords: poetry, author, author's reflection, genre, cyclization, cycle, cycloid, poetics.

Семен Данилов является одним из первых якутских поэтов II половины ХХ века, обратившихся к лирической циклизации как к одному из основных стилевых приемов авторской рефлексии и художественного осмысления окружающего мира. Для описания внутрижанровой динамики циклов в творчестве поэта необходимо выявление и анализ циклообразующих компонентов как важнейших составляющих авторской картины мира. Художественную целостность метациклических форм Сем. Данилова организует, прежде всего, авторская субъективность. Наличие лирического героя в качестве одного из главных организующих начал циклизации способствует созданию обобщенного образа-представления или образа-переживания. Характер эволюции лирической циклизации в творчестве Семена Данилова обусловлен усложнением авторского «я» в сторону самоанализа, ме-дитативности или философичности, что приводит к разнообразию межтекстовых связей в рамках одного художественного целого.

В исследовательской методологии по проблемам поэтики лирического цикла наблюдается тенденция к выявлению маргинальных контекстовых форм, реализующих процесс циклизации: от лейт-

мотивных комплексов и прациклических композиций - циклоидов и жанроидов (термин Е. М. Табо-рисской) - до «несобранных» циклов (издательских, рецептивных), авторских и межавторских дилогий, трилогий, диалогических «синопсисов» стихотворных книг дебютного, этапного, итогового типов и их ансамблей [1, с. 17]. Циклоидные явления, предшествовавшие появлению лирических циклов как жанровой формы, наблюдаются и в творчестве Семена Данилова. Нам известна типология циклических образований в русской литературе на разных этапах ее развития, выявленная О. В. Ни-кандровой, где: «Циклоиды - это «генетические» предшественники жанровых циклических форм, основное время их бытования - XIX в., позднее они исчезают или уходят на периферию литературного процесса» [2, с. 6]. Отмечая условность данного разделения, в русской литературе исследователь выделяет шесть типов циклоидов: несколько отрывков, собранных воедино, тематическая подборка, распадающаяся романтическая поэма, вариации, многочастное стихотворение, группа стихотворений, воспринимавшихся автором как единство. Данные разновидности циклоидов послужили основным материалом для становления лири-

ческой циклизации малых форм [2, с. 9]. Также оговаривая условность в разграничении четких рам в составлении этой классификации, в сборниках стихотворений Семена Данилова мы также встречаем аналогичные вариации указанных циклических образований, которые, однако, теряют свою значимость в отношении целостной жанровой формы. Например, стихотворение «Булка (Сааскы хартыына)» можно определить как тематическую подборку - группу стихотворений на единую тему, объединенную автором, в образовании которой чувствуется влияние русской традиции (А. Жем-чужникова «Сельские картины», «Зимние картинки», М. Л. Михайлова «Зима»). В данном цикле -подборке три небольших стихотворения связаны по предмету изображения: это эпизоды из воспоминаний лирического героя о весенней охоте. Следует отметить, что здесь мы усматриваем также жанровую традицию «сезонных» лирических циклов русской поэзии XIX века. В качестве структурной основы выступает древнейшая идея природного календарного цикла, смены времен года - в ее субъективно-лирическом преломлении [3, с.98]. Однако в композиционном и содержательном плане оно является неустойчивым по своей концеп-туальности. У Сем. Данилова здесь отсутствует стремление к философствованию, к развитию внутреннего переживания. Внутренне-тематическая близость стихотворений между собой скорее изоб-разительно-фактографична, чем поэтически-субъективна или психологически динамична. Цикловое единство обозначено автором с помощью таких формальных средств как наличие нумерации стихотворений и единого заглавия.

Как многочастное стихотворение с нумерованными строфами можно рассматривать стихотворение «Бобо тутар огонньор» («Старик Крепкие руки»). Кроме того, к типу распадающейся романтической поэмы мы условно относим стихотворение Семена Данилова «Биьиги Ньукулайбыт (Огон-ньор ологуттан ус тубэлтэ») («Наш Николай (Три случая из жизни старика»), в котором сюжетность вытесняется вольными размышлениями на определенную тему (в частности, тема о прожитой передовой жизни вольнолюбивого старика Николая), скрепленных между собой чем-то отдаленно напоминающим фабулой воспоминания.

Семен Данилов - поэт с глобальным философским мировоззрением. Специфика его авторского самовыражения проявляется в лирическом психологизме глубокого философского и медитативного склада. Для реализации своей художественной идеи, лирических размышлений, автору необходимо обращение к произведениям с циклоподобной многокомпонентной структурой. Таким образом,

начиная от прациклических композиций, постепенно в творчестве Семена Данилова наблюдается обособление и персонификация лирического цикла как отдельной жанровой формы. Проведенный анализ тематических лирических циклов позволяет сделать вывод, что реальность содержания размышлений лирического героя при локальном тематическом решении идеи, раскрывающей новое время и новые обстоятельства жизни общества, являются жанрообразующими компонентами циклов стихотворений Сем. Данилова. Его тематические циклы - полиметричные композиции, в которых целостность создается за счет единства лирического героя. При этом, в отличие от вышерассмотренных авторов, в его циклах лирический герой более «свободен» от публицистических канонов. В стихотворения циклов вплетаются сугубо-личные, биографически достоверные мотивы (например, пребывание в больнице). К примеру, в цикле «Зарево заката» меняется предмет изображения: с внешнего фактора автор переключается на рефлективную обращенность на себя. При этом он исходит из своеобразия мировосприятия народа, выраженного в образе лирического героя, который по своей природе спокойный, мудрый, самоуглубленный человек с чувством собственного достоинства, гражданского долга. Национальное своеобразие выражается также в использовании анафоры, которая непосредственным образом сохраняет благозвучие фольклорного стиха в составных частях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цикличность в индивидуально-авторском творчестве Семена Данилова выделяется не только как исконно национальная черта его характера, но и как отличительная доминирующая основа его поэтического стиля. Циклизация развивалась и эволюционировала от циклоидных форм до лирических циклов как самостоятельной жанровой формы, и незадолго до смерти поэта вылилась в книгу стихов «Золотые дожди Сергеляха» в качестве полной «итоговой» проекции лирической системы автора, структура которой в жанровом аспекте представляет собой целостность, которую можно рассматривать в единстве многочисленных аспектов.

Список литературы

1. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: Твер.гос. ун-т, 1992.

2. Никандрова О. В. Лирическая циклизация в аспекте исторической поэтики (на материале русской поэзии ХУШ-ХХ веков). Автореф. На со-иск.уч.степ.к.ф.н., 2009.

3. Ляпина Л. Е. Циклизация в русской литературе XIX века. - СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. 281 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.