Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход к изучению музыкальных произведений романтического стиля'

Практико-ориентированный подход к изучению музыкальных произведений романтического стиля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / РОМАНТИЗМ / MUSIC EDUCATION / MUSIC AND PERFORMING ARTS / MUSIC IMAGE / ROMANTICISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каменева Г.А.

В статье актуализированы вопросы развития индивидуальности учащихся-музыкантов и выражения их личного отношения к музыкальному произведению. Особое внимание автор уделяет проблеме приобщения музыкальной молодёжи к импровизационной стихии романтической музыки. Говорится о том, что творческая интерпретация музыкального произведения проявляется в увлечении исполняемой музыкой, в импровизационности, выраженной в изменчивости деталей сочинения при относительном постоянстве концепции целого. Раскрываются средства активизации художественно-образного мышления в работе над романтическим репертуаром. Получает обоснование положение о том, что формирование цельного звукового образа достигается объединением эмоционального и рационального способов работы. В заключение приводятся практические рекомендации учащимся для формирования исполнительской концепции романтического произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO THE STUDY OF MUSIC ROMANTIC STYLE

Article updated the development of personality of students-musicians and express their personal attitude to musical works. The author pays particular attention to fa-miliarizingyoung people to the improvised music elements of romantic music. It is said that a creative interpretation of a musical work is manifested in the enthusiasm to perform music, improvisation, expressed in parts composing variability in the relative constancy of the whole concept. Disclosed are a means of enhancing artistic and creative thinking in the work on the romantic repertoire. Get the support of the position that the formation of the whole sound image is achieved by combining the emotional and the rational way of working. Finally, students are given practical recommendations for the formation of the concept of executive romantic works.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход к изучению музыкальных произведений романтического стиля»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОМАНТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Г. А. Каменева,

Санкт-Петербургский государственный университет, Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева

Аннотация. В статье актуализированы вопросы развития индивидуальности учащихся-музыкантов и выражения их личного отношения к музыкальному произведению. Особое внимание автор уделяет проблеме приобщения музыкальной молодёжи к импровизационной стихии романтической музыки. Говорится о том, что творческая интерпретация музыкального произведения проявляется в увлечении исполняемой музыкой, в импровизационности, выраженной в изменчивости деталей сочинения при относительном постоянстве концепции целого. Раскрываются средства активизации художественно-образного мышления в работе над романтическим репертуаром. Получает обоснование положение о том, что формирование цельного звукового образа достигается объединением эмоционального и рационального способов работы. В заключение приводятся практические рекомендации учащимся для формирования исполнительской концепции романтического произведения.

122

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-исполнительское искусство, музыкальный образ, романтизм.

Abstract. Article updated the development of personality of students-musicians and express their personal attitude to musical works. The author pays particular attention to familiarizing young people to the improvised music elements of romantic music. It is said that a creative interpretation of a musical work is manifested in the enthusiasm to perform music, improvisation, expressed in parts composing variability in the relative constancy of the whole concept. Disclosed are a means of enhancing artistic and creative thinking in the work on the romantic repertoire. Get the support of the position that the formation of the whole sound image is achieved by combining the emotional and the rational way of working Finally, students are given practical recommendations for the formation of the concept of executive romantic works.

Keywords: music education, music and performing arts, music image, romanticism.

В быстро меняющихся социальных и экономических условиях развития современного российского общества основой педагогического процесса на всех уровнях является узнавание, переживание и присвоение учащимися истинных ценностей, которые способны выполнять функцию ориентира при выборе человеком той или иной модели поведения в конкретной ситуации. Существенную роль в этой связи играет воспитание, которое следует понимать как «процесс содействия и поддержки развития духовно-нравственного мира личности, направленный на самоформирование своего нравственного образа» [1, с. 124]. По мнению Е. В. Бонда-ревской, важнейшая особенность процесса воспитания заключается в событийности жизни человека. Не столько знания, сколько опыт переживания и эмоции могут в дальнейшем послужить стимулом для того, чтобы снова окунуться в мир эмоций, чувств, переживаний и действий.

Принимая во внимание, что воспитание может служить средством развития индивидуальности, с точки зрения педагогики музыкального образования важнейшей задачей воспитания является активизация творческой самостоятельности учащихся, выраженная в собственном переживании музыки. Индивидуальный подход к музыкальному произведению возможен лишь тогда, когда ясно слышишь и чувствуешь его, когда есть опыт музыкальных впечатлений, которые способствуют укреплению своего отношения к музыке. Педагогика музыкального образования как наука, объединяющая музыкальное искусство и педагогику, закономерно развивается в художественном направлении, то

есть в тесной зависимости от творческой жизни. Интерпретаторская схема сочинения не есть нечто постоянное, не подлежащее корректировке со стороны артиста. Наоборот, исполнительское искусство - это возможность высказать своё поэтическое «я» через отношение к музыкальному произведению. Очевидно, что хорошее и точное исполнение музыкального произведения невозможно без выражения личного отношения к нему, которое должно проявляться в увлечении исполняемой музыкой, в импровизаци-онности, выраженной в изменчивости деталей сочинения при относительном постоянстве концепции целого.

Артур Рубинштейн в беседе с С. М. Хентовой, состоявшейся в 1964 году в Ленинграде, говорил, что важнейшая цель современной педагогики - «признание сердца» [2, с. 348]. Среди причин, в силу которых исполнители забывают о музыке, великий пианист называл рационализм эпохи, увлечение техникой исполнения. В том же 1964 году Мария Юдина в письме к Н. Чаплыгину писала: «Сейчас я осознаю и чувствую острейшую необходимость - творческую и нравственную - нечто сказать аудитории: светлое, прекрасное, понятное и, быть может, одновременно "загадочное"» [3, с. 4].

С тех пор мало что изменилось. Искусство является одним из действенных средств социализации и преодоления чрезмерной, самодовлеющей структуризации общества, уравновешивания структурных и коммуни-тарных социальных отношений. Вместе с тем искусство способствует расширению и углублению душевной, чувственно-рассудочной жизни чело-

123

124

века, так как основано на открытости, искренности, свободе выражения.

Разные подходы к музыкально-исполнительскому искусству нередко сочетают в себе аспекты, характерные для разных стилей, но основанные, тем не менее, на классических или романтических началах. Среди подобных воззрений доминируют следующие:

1. Необходимость опоры на структурный анализ произведения и на воссоздание музыкальных идей композитора, то есть на расшифровку исполнительских ремарок.

2. Использование акустических возможностей инструмента, отражённых как в отдельных голосах, так и в их сочетаниях.

3. Необходимость придавать исполнению характер свободного высказывания в рамках первых двух положений.

Другая точка зрения на музыкальное исполнительство заключается в том, что в музыкальное сочинение необходимо вдохнуть жизнь, воскресить его для слушателя, «сдуть с него музейную пыль», вникнув в суть глазами современника. Воспроизвести музыкальное произведение не означает просто исполнить или передать его содержание. Воспроизвести - значит вылепить конкретные образы, характеры, «оживить» их, расслышав драматизм конфликтов, заложенных в музыке. И вместе с тем - выразить своё отношение ко всему, воспроизведённому из музыкальных звуков и ритмов, поделиться своими идеями, возникшими в результате глубокого проникновения в авторский замысел в контексте идей современности.

В связи с этим возникает вторая, не менее важная задача педагогики музыкального образования - приобщение

учащихся к импровизационной стихии романтической музыки с её приподнятым, возвышенным настроением, которое нередко (в силу объективных и субъективных причин) оказывается чуждым современной музыкальной молодёжи. Импровизационность предполагает не что-то заранее подготовленное, а то, что рождается на эстраде, в общении с аудиторией, поэтому музыкальный образ, если он убедительно и рельефно воплощён в исполнительской концепции, может и должен быть воспринят и пережит любым субъектом, способным понять музыкальный язык и адекватно отреагировать на его содержание, его специфическую семантику. Атрибутивным свойством музыкального образа, обладающего свойством подлинной художественности, является его ярко выраженная эмоциональная окраска. Музыкальный образ, как говорил Э. Ансерме, представляет собой отражение эмоций в зеркале звучаний [4, с. 64]. Работа над романтическими произведениями в большей степени, чем изучение произведений других стилей, выявляет необходимость активизации художественно-образного мышления учащихся, основанной на следующих принципах:

1. Акцентуация внимания учащегося на интуитивном восприятии художественного содержания.

На этапе знакомства с сочинением, то есть во время первых проигрываний, вслушивания в произведение, учащимся рекомендуется сосредоточиться на внутренних ощущениях, которые в дальнейшем заложат основу для создания художественного образа. Это должны быть личные ощущения исполнителя, основанные на собственном опыте знакомства с сочине-

нием. На данном этапе крайне нежелательно прослушивание сочинения в записи или проигрывание сочинения преподавателем (педагогический показ).

2. Нацеленность учащегося на восприятие романтического образа, желание понять музыкальное содержание, проникнуть в замысел произведения.

Эмоционально-чувственное восприятие произведения является основой, своего рода почвой, на которой развивается художественно-образное мышление исполнителя в конкретном произведении. От чувства - к образу. Чем более ярким окажется эмоциональное впечатление от знакомства с сочинением, тем охотнее учащиеся приступят к формированию образного представления. Настроиться на восприятие художественного содержания помогает анализ музыкально-выразительных средств: регистра, общей динамики произведения, приёмов звукоизвлечения, мелодии и т. д.

3. Свободное владение музыкально-техническими и музыкально-художественными исполнительскими средствами.

Художественно-образное мышление связано с представлением исполнителя о том, с помощью каких музыкально-изобразительных средств будет достигнут результат. То есть, представляя музыкальный образ, исполнитель представляет и приёмы, и способы игры, которые помогут ему достигнуть желаемого. Среди музыкально-исполнительских средств, необходимых для воплощения художественных образов романтических произведений, специальное внимание учащихся следует обращать на приёмы игры легато, использование колористических функций правой и левой педали, тембровую окрашенность басовых

нот, проведение мелодии в низком регистре.

Работа над романтическим произведением - это, прежде всего, работа над воплощением художественного образа, требующая от учащегося внимательного отношения:

• к мелодической линии, которая должна ясно прослушиваться, обладать звуковой «текучестью» и звучать ярче аккомпанемента;

• к приёмам игры на музыкальном инструменте, которые должны соответствовать исполняемому произведению;

• к динамическому плану исполняемой музыки, то есть к подготовленным кульминациям и чёткой динамической градации репризных эпизодов по сравнению с начальными.

В этой связи перед учащимися, детально подходящими к изучению произведений композиторов-романтиков, стоят следующие задачи:

1. Анализ средств звуковой выразительности - связь звуков и фраз, динамические нарастания и спады, вокальность мелодии, широкие волны развития, протяжённые мелодические линии. Анализ гармонии и модуляций.

2. Развитие навыков фразировки, пластичности левой руки, ощущения естественности движений, пластичности rubato, гибкой педализации.

3. Расширение диапазона приёмов звукоизвлечения - поиск новых тембров, фортепианных красок, а также фортепианных приёмов для их воплощения.

4. Выработка мягкого, сочного звука, работа над пластичным legato, отработка приёмов staccato - пальцевого, кистевого и staccato всей рукой.

5. Соответствие приёмов игры характеру передаваемой музыки.

125

126

Интерпретация музыкального произведения представляет собой диалектически сложный процесс: с одной стороны, глубокое погружение в поэтический мир композитора, ассимиляция его творческих идей, с другой - экстраполяция художественных образов, созданных в прошлом (подчас в глубоком прошлом), в сегодняшний день, когда музыкант-исполнитель, говоря от имени композитора, оживляет музыкальный материал своими чувствами, мыслями, переживаниями, отношениями и т. д. В этой художественно-творческой «диалектике» - смысл искусства интерпретации, и любые отступления от него чреваты искажением самой природы музыкального исполнительства, существенным снижением его роли и значения [5]. Сложность обращения к музыкальному искусству эпохи романтизма заключается в необходимости художественно-объективного воссоздания духа времени, столь далёкого современной музыкальной молодёжи. Ориентиром для молодых исполнителей должны стать воображение - «чувственный опыт, поднятый до уровня воображения благодаря акту сознания» [6, с. 276], и выражение - превращение неопределённого чувства в отчётливое выражение. Таким образом, при формировании исполнительской концепции романтических произведений могут оказаться полезными следующие практические рекомендации:

1. Изучение музыкального произведения следует начинать с его эмоционального переживания, которое может осуществляться посредством целостного исполнительского охвата, постепенного вслушивания в его образный строй.

2. Не стоит отказываться от интуитивных процессов и во время технической работы. Интуиция может подсказать учащемуся способ освоения произведения или открыть новые грани художественного восприятия.

3. Необходимо работать над развитием творческой интуиции, которая должна отвечать высокому профессиональному уровню, содержать в своей основе представления о связи искусств между собой, быть направлена на общение между композитором и исполнителем, то есть на выявление содержания, заложенного композитором.

4. Следует подкреплять интуитивно-эмоциональное постижение произведения тщательным техническим и исполнительским анализом музыкального текста, что впоследствии определит правильность технических приёмов. Формирование цельного звукового образа достигается объединением эмоционального и рационального способов работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика [Текст] : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб. : Питер, 2013. -304 с.

2. Стуколкина, С. М. Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике [Текст] / С. М. Стуколкина. - СПб. : Композитор, 2007. - 392 с.

3. Дроздова, М. А. Уроки Юдиной [Текст] / М. А. Дроздова. - М. : Классика-ХХ1, 2006. - 222 с.

4. Ансерме, Э. Беседы о музыке [Текст] / Э. Ансерме. - Л. : Музыка, 1985. - 104 с.

5. Каменева, Г. А., Цыпин, Г. М. Роль традиций педагогической системы Я. В. Фли-ера в профессиональной подготовке учащихся-музыкантов [Электронный ресурс] / Г. А. Каменева, Г. М. Цыпин // Теория и практика общественного разви-

тия. - 2013. - № 3. - URL : http://teoria-practica.ru/-3-2013/pedagogics/tsypin-kameneva.pdf

6. Коллингвуд, Р. Дж. Принципы искусства [Текст] / Р. Дж. Коллингвуд. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 328 с.

REFERENCES

1. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya. Pod red. A. P. Tryapicynoj. St. Petersburg: Piter, 2013. 304 p. (in Russian)

2. Stukolkina S. M. Put' k sovershenstvu. Dialogi, stat'i i materialy o fortepiannoj tekhnike. St. Petersburg: Kompozitor, 2007. 392 p. (in Russian)

3. Drozdova M. A. Uroki Yudinoj. Moscow: Klassika-XXI, 2006. 222 p. (in Russian)

4. Anserme E. Besedy o muzyke. Leningrad: Muzyka, 1985. 104 p. (in Russian)

5. Kameneva G. A., Cypin G. M. Rol' tradicij pedagogicheskoj sistemy Ya. V. Fliera v professional'noj podgotovke uchashchih-sya-muzykantov. In: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. No. 3. URL: http://teoria-practica.ru/-3-2013/peda gogics/tsypin-kameneva.pdf (in Russian) Kollingvud R. Dzh. Principy iskusstva. Moscow: Yazyki russkoj kul'tury, 1999. 328 p. (in Russian)

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.