УДК 378+811.124 ББК 74.58
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ УГЛУБЛЁННОГО УРОВНЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Таньков Николай Николаевич.
Пензенский государственный университет, г. Пенза, доцент кафедры «Романо-германская филология», [email protected].
Аннотация. Показана актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в процессе профессионального обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку. Выявлена необходимость применения практико-ориентированных заданий углублённого уровня как компонента профессионального обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку в условиях компетентностного подхода. Приведены практико-ориентированные задания углублённого уровня, реализуемые в процессе обучения студентов специальности «Стоматология» латинскому языку. Сделан вывод, что практико-ориентированные задания углублённого уровня способствуют овладению умениями аргументированного изложения самостоятельной точки зрения и активизируют самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Ключевые слова: профессиональное обучение, студенты университета, медицинские специальности, латинский язык, компетентностный подход.
ADVANCED PRACTICAL ASSIGNMENTS AS A COMPONENT OF MEDICAL STUDENTS PROFESSIONAL TRAINING IN LATIN IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCY-BASED APPROACH
Tankov Nikolai.
Penza State University, Penza, Associate Professor, Department of the Germanic and Romance Languages, [email protected].
Abstract. The article shows that it is vital to resolve the problem of implementing the competency-based approach in the process of teaching Latin to medical students during their professional education. The article reveals that advanced practical assignments are an essential component of medical Latin teaching in the context of the competency-based approach. The article gives examples of advanced practical assignments used as part of teaching Latin to dental students. The author concludes that advanced practical assignments foster students' argumentation skills and encourage them to improve their cognitive abilities independently.
Key words: professional education, university students, medical students, the Latin language, Competency-Based Approach.
Необходимость реализации компетентностного подхода в процессе овладения иноязычными профессиональными знаниями, умениями и навыками обусловливает актуальность проблемы профессионального обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку [1].
В процессе профессионального обучения студентов медицинских специальностей латинскому языку в условиях компетентностного подхода необходима реализация практико-ориентированных заданий углублённого уровня, которые включают написание тезисов выступления по теме, раскрывающей определенные аспекты использования латинского языка в медицине и определяемой студентом с учетом рекомендаций преподавателя [1].
Ниже приведены практико-ориентированные задания углублённого уровня, реализуемые автором в процессе обучения студентов специальности «Стоматология» латинскому языку в Пензенском государственном университете. Вариант задания для студентов, владеющих английским языком: Напишите тезисы доклада для участия в научно-практической конференции «V Авдеевские чтения», запланированной на апрель 2017 г. Предварительная формулировка темы: «Заимствования из латинского языка в современных англоязычных медицинских текстах» (тему исследования можно изменить). Рекомендуется работать по плану:
1) прочитать руководство по написанию тезисов доклада (см. Берг Д.Б. Краткое руководство по написанию тезисов доклада. URL: http ://kmu.ifmo.ru/ file/stat/16/berg.pdf);
2) изучить информацию о заимствованиях в английском языке в книге «Основы теории изучаемого языка», страницы 77-78 (см. Бочкарева Т.С., Мороз В.В. Основы теории изучаемого языка. Теоретическая грамматика английского языка. Лексикология: Методические указания к практическим занятиям. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. URL: http://window.edu.ru/resource/060/19060/files/metod612.pdf);
3) подобрать две-три англоязычные статьи медицинской тематики, используя ссылки: http://www.mdpi.com/, http://onlinelibrary.wiley.com/, http ://link. springer.com/, https://academic. oup. com/j ournals/, http://www.sciepub.com/portal/Journals, http://www.sciencedirect.com/, http://www.tandfonline.com/;
4) найти в подобранных статьях английские слова, заимствованные из латинского языка. Информацию об этимологии (происхождении) слова можно найти в этимологических словарях: http://www.etymonline.com/index.php; https://www.oxforddictionaries.com/ (в разделе 'Origin' словарной статьи);
5) изложить результаты исследования в тезисах доклада. Вариант задания для студентов, владеющих немецким языком: Напишите тезисы доклада для участия в научно-практической конференции
«V Авдеевские чтения», запланированной на апрель 2017 г. Предварительная
формулировка темы: «Заимствования из латинского языка в современных немецкоязычных медицинских текстах» (тему исследования можно изменить). Рекомендуется работать по плану:
1) прочитать руководство по написанию тезисов доклада (см. Берг Д.Б. Краткое руководство по написанию тезисов доклада. URL: http ://kmu.ifmo.ru/ file/stat/16/berg.pdf);
2) изучить информацию о заимствованиях в немецком языке URL: http ://dic. academic .ru/dic.nsf/ruwiki/1793915
3) подобрать две-три немецкоязычные статьи медицинской тематики, используя ссылку http://link.springer.com/;
4) найти в подобранных статьях немецкие слова, заимствованные из латинского языка. Информацию об этимологии (происхождении) слова можно найти в этимологических словарях: http://www.koeblergerhard.de/derwbhin.html, http ://www.duden.de/definition, https ://de.wiktionary.org/wiki/Wiktionary:Hauptseite
Если необходимо быстро посмотреть пару слов, наберите в поисковой системе «Google» это слово и вслед за ним немецкое слово Etymologie, например: Bein Etymologie. Одной из первых будет ссылка на wiktionary, где есть раздел Herkunft с этимологией.
5) изложить результаты исследования в тезисах доклада.
Описание показателей и критериев оценивания с указанием шкалы оценивания:
Оцениваются следующие показатели: самостоятельность выполнения; соответствие правилам оформления; наличие ошибок (в том числе стилистических); оригинальность; понимание сущности задания; способность логично охарактеризовать процесс и результаты выполнения задания.
Максимальное количество баллов (16) выставляется, если задание выполнено студентом самостоятельно в соответствии с правилами оформления, не содержит ошибок, его оригинальность составляет не менее 60 %, в ходе собеседования студент демонстрирует понимание сущности данного задания и способен логично охарактеризовать процесс и результаты его выполнения. Менее 16 баллов выставляется, если задание выполнено студентом с нарушением правил оформления и/или содержит ошибки и/или его оригинальность составляет менее 60 % и/или в ходе собеседования студент не способен логично охарактеризовать процесс и результаты выполнения задания.
Проверка осуществляется один раз. Иными словами, исправленные задания, оценённые ранее, не принимаются. Кроме того, по каждому заданию проводится собеседование в ходе экзамена. О результатах предварительной проверки преподаватель сообщает студенту по электронной почте или в ходе занятия на одной из зачетных недель.
Изучение опыта преподавания латинского языка в Пензенском государственном университете позволило прийти к выводу, что практико-ориентированные задания углублённого уровня помогают студентам овладеть умением аргументированного изложения самостоятельной точки зрения и активизируют их самостоятельную познавательную деятельность для развития
автономности, необходимой в условиях непрерывного образования и самообразования.
Библиографический список: 1. Таньков Н. Н., Гордеева Т. А., Хомяков Е. А. Профессионально-ориентированное обучение студентов медицинских специальностей латинскому языку в условиях компетентностного подхода // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 149164.