Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАКТИКО -ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махашева Яхита Абубакаровна

В статье рассматривается проблема правовой подготовки будущих педагогов. Автор, на основе анализа практики правовой подготовки студентов педагогического вуза, подчеркивает необходимость нового подходе в этом процессе, придание ему практической направленности. Наиболее эффективными в правовом обучении будущих педагогов автор считает практико-ориентированные технологии (интерактивные, имитационные, контекстные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махашева Яхита Абубакаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES IN LEGAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The article deals with the problem of legal training of future teachers. The author, based on the analysis of the practice of legal training of students of a pedagogical university, emphasizes the need for a new approach in this process, giving it a practical orientation. The author considers practice-oriented technologies (interactive, imitation, contextual) to be the most effective in the legal training of future teachers.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

явление) для познания согласно изучаемым в тот момент программным темам. Используя готовую технологическую карту как образец, ими продумывается и выполняется конструирование собственной. Отметим, что временного ресурса урока на это по понятным причинам, как правило, не хватает, поэтому работу над технологическими картами следует продолжить во внеурочное время.

Выводы. Уроки интерпретации, которые имеют познавательно-деятельностный характер, выполняют общеметодологическую функцию. Она проявляется в том, что такие уроки вполне могут обеспечивать формирование у обучающихся рациональных способов построения структуры изучаемого материала как знания с соответствующими понятиями для лучшего его осмысления, запоминания и использования в учебных ситуациях и повседневной жизни. Для этого в процессе биологической подготовки следует формулировать и реализовать темы уроков с обращением к понятийному аппарату интерпретации. С целью осмысления и использования обучающимися интерпретации как метода познания живых объектов к изучению рекомендуются следующие темы: «Научные основания для выделения объектов познания в биологии», «Инструментарий реализации интерпретации при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)», «Объяснение при познании живых объектов (предметов, процессов, явлений)».

Литература:

1. Воровщиков, С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Н.П. Аверина. - Москва: Перспектива, 2015. - 274 с.

2. Гильмутдинова, Н.А. Интерпретация и понимание в социально-гуманитарном познании / Н.А. Гильмутдинова // Вестник УлГТУ. - 2005. - № 3. - С. 15-18.

3. Маркинов, И.Ф. Объяснение как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 6. - С. 25-32.

4. Маркинов, И.Ф. Понимание как инструмент реализации научной интерпретации при обучении биологии в школе / И.Ф. Маркинов, М.А. Якунчев // Биология в школе. - 2021. - № 5. - С. 39-47.

5. Микешина, Л.А. Интерпретация как фундаментальная операция познания / Л.А. Микешина // Epistemology & Philosophy of Science. - 2008. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 5-13.

6. Якунчев, М.А. Технология проектирования урока общеметодологической направленности -обобщения учебного материала / М.А. Якунчев, Е.Н. Романова, А.И. Киселева [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 238-243.

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры педагогики Махашева Яхита Абубакаровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема правовой подготовки будущих педагогов. Автор, на основе анализа практики правовой подготовки студентов педагогического вуза, подчеркивает необходимость нового подходе в этом процессе, придание ему практической направленности. Наиболее эффективными в правовом обучении будущих педагогов автор считает практико-ориентированные технологии (интерактивные, имитационные, контекстные).

Ключевые слова: правовое обучение, правовое воспитание, практико -ориентированный подход, практико-ориентированные технологии.

Annotation. The article deals with the problem of legal training of future teachers. The author, based on the analysis of the practice of legal training of students of a pedagogical university, emphasizes the need for a new approach in this process, giving it a practical orientation. The author considers practice-oriented technologies (interactive, imitation, contextual) to be the most effective in the legal training of future teachers.

Keywords: legal training, legal education, practice-oriented approach, practice-oriented technologies.

Введение. В современных условиях наше общество нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию подрастающего поколения, в воспитании уважительного отношения к правовым ценностям; в организации изучения права и правовоспитательной деятельности на всех уровнях воспитательно-образовательных организаций. В Законе «Об образовании в РФ» подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на максимальное саморазвитие и интеграцию личности в систему мировой и национальных культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт ВО определяет, что современный педагог должен уметь использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности, в том числе, профессиональной, в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующие сферу образования. Нужно отметить, что эта компетенция является основным в структуре правовой компетентности будущего педагога. В Профессиональном стандарте педагога отмечается, что педагог должен знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, а также обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и требования профессиональной этики. В воспитательной работе педагог должен способствовать формированию гражданской позиции, а также содействовать в организации деятельности ученического самоуправления [8]. Таким образом, содержание образования, в том числе правового, должно охватить универсальные и непреходящие ценности мировой культуры; оно должно способствовать воспитанию гражданина, способного жить в мире и согласии с представителями различных конфессий и народов. Правовое воспитание молодежи актуализировано также тем, что наблюдается правовой нигилизм и рост правонарушений среди молодежи, низкий уровень правового сознания и правовой культуры.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях перед педагогическими вузами стоит задача подготовки специалистов, которые могут на высоком профессиональном уровне осуществлять правовое воспитание молодежи, вести правовопросветительскую деятельность по проблемам защиты прав ребенка и человека; по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которая является

составляющей учебно - воспитательного процесса в образовательной организации. Эти и другие проблемы, связанные с правовой подготовкой будущих педагогов, требуют серьезных изменений в данном процессе [1-10].

Анализ научно-педагогической литературы по проблемам правовой подготовки будущих педагогов (И.А. Зимняя, Е.М. Кропанева, М.В. Мотехина, О.Ю. Назарова, А.Ф. Никитина, О.А. Панова, Е.А. Певцова, Н.И. Элиасберг и др.) и диссертационных исследований, рассматривающих проблемы формирования правовой компетентности будущих педагогов (А.С. Аникина, П.Д. Гаджиева, М.Г. Даудов, Л.З. Кувандыкова, Г.Ш.Сыпачева и др.), позволил сделать вывод о том, что слабо представлены исследования по проблемам подготовки будущих педагогов к правовому воспитанию учащихся школ. Результаты анализа исследований по этой проблеме (Г.П. Давыдова, А.И. Долгова, А.Ф. Никитин и др.) показали, что правильная организация правового воспитания учащихся зависит от уровня подготовленности педагогов, от понимания ими социальной значимости и ценности права, правовых знаний и правомерного поведения. Как отмечает М.В. Мотехина, личные и профессиональные потребности учителя в правовом образовании заключаются в том, что знание основ права позволит учителю эффективно осуществлять профессиональную деятельность [6]. Правовая подготовка дает возможность педагогам юридически грамотно отстаивать свои права, защищать права личности и школьника. Очень важно, чтобы педагоги умели вести правопросветительскую, разъяснительную деятельность, как среди школьников, так и среди родителей, используя знания по нормативно-правовым документам, регулирующие сферу образования, защиты прав детей и человека.

Проведенный автором анализ правового образования студентов педагогического вуза (ЧГПУ) показал, что студенты получают фрагментарные знания об основах права. В результате, не обеспечивается целенаправленное и систематическое формирование у обучающихся правовой культуры. Осуществление задач правового образования и воспитания в педагогическом вузе показывает, что необходима принципиально новая стратегия к определению структуры и содержания предметов правового цикла в вузе, в целом. Включение в учебные планы педагогического вуза правовых дисциплин, факультативов, специальных курсов должно быть ориентировано на решение следующих задач: формирование системы правовых знаний у студентов с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности и педагогического процесса; содержание правовых курсов должно быть основано на информации о системе государственного устройства России; о правах ребенка и формах их правовой защиты в отечественном и международном законодательстве; о законодательстве об образовании в России; нормативно-правовые основы деятельности образовательных организаций; о мерах по противодействию коррупции в сфере образования; о правовом статусе участников образования; о специфике регулирования отношений участников образовательного процесса и трудовых отношений педагогов.

Наиболее полно правовые дисциплины представлены в Чеченском государственном педагогическом университете на факультете истории и права. Это правомерно, потому что будущий учитель истории получает вторую специальность учителя права. Выпускники факультета проводят занятия по истории и праву в процессе прохождения педагогической практики в общеобразовательных школах, а также по интегрированным курсам обществознания, граждановедения, где предусмотрены правовые модули. На остальных факультетах изучают правовую дисциплину («Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности»), которая преподается на первом курсе в течение одного учебного года. В такой ситуации очень важной задачей правовой подготовки будущих педагогов является определение объема правовой информации. Она должна отражать специфику педагогического вуза, профессионально - правовых умений, в том числе способности организовать правовое воспитание учащихся. Мы согласны с Е.Л. Болотовой, которая подчеркивает, что правовая подготовка педагогов будет эффективной при соблюдении таких принципов, как непрерывность, системность, преемственность [3, с. 6].

В научной литературе отмечено, что помимо системы правового обучения необходимо проведение систематических, спланированных и целенаправленно разработанных мероприятий по правовому воспитанию будущих педагогов на протяжении всего периода обучения в педагогическом вузе. Для решения задач подготовки будущих педагогов к правовому воспитанию учащихся используются различные технологии практико-ориентированной направленности. Практико-ориентированный подход в обучении в современном вузе считается одним из эффективных средств профессионализации обучения. Реализация данного подхода позволяет организовать учебный процесс в контексте будущей профессии путем воспроизведения в формах и методах учебной деятельности студентов реальных ситуаций, сопровождающих будущую профессиональную деятельность.

Практико-ориентированные технологии мы рассматриваем как совокупность средств и методов обучения. К таким технологиям, по мнению исследователей (А.Н. Смолкин, Б.Ц. Бадмаев, Ю.Н. Емельянов, С.И. Архангельский, М.В. Кларин и др.), можно отнести интерактивные, контекстные, имитационные и другие технологии. Интерактивными технологиями являются дискуссионные, игровые и тренинговые технологии, которые представляют собой целенаправленное специально организованное групповое и межгрупповое взаимодействие, в ходе которого субъекты образования находятся в одном смысловом пространстве, совместном погружении в проблемное поле решаемой задачи, согласованности в выборе средств и методов ее решения.

При использовании интерактивных технологий учитывается личный опыт участников, их взаимодействие с областью осваиваемого опыта, в рамках которого обучаемые стремятся к самостоятельному поиску знаний и средств решения проблемы.

Анализ практики использования интерактивных технологий, в правовом воспитании и обучении студентов ЧГПУ, позволяет выделить наиболее эффективные формы и методы, как: дискуссионные (диалог, дебаты, групповая дискуссия, разбор ситуаций из реальной жизни, анализ ситуаций морального выбора и др.), творческие технологии (индивидуальная и коллективная творческая деятельность); игровые технологии (дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры); тренинговые (тренинги взаимодействия, тренинги развития интеллекта, креативного поведения, снятия ментальных барьеров, партнерского общения и др.), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Например, на практических занятиях по учебной дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности» и во внеаудиторной деятельности правовой направленности со студентами используется дискуссия. Использование данной образовательной технологии в работе со студентами

способствует повышению мотивации к учению, к активизации учебно-познавательной, творческой, поисковой деятельности. Сущность имитационных технологий состоит в моделировании педагогом в учебном процессе различного рода отношений и освоении студентами сущности будущей профессиональной деятельности. К ним относятся инсценировки, игры, полемика, круглый стол - «мозговой штурм» [8].

В последнее время в процессе обучения студентов в вузе применяются контекстные технологии. Контекстное обучение подразумевает обучение, при котором учебная информация предъявляется в виде учебных текстов, а созданные на основе, содержащейся в них информации задачи, ориентированы на будущую профессиональную деятельность. Таким образом, моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Анализ научных разработок А.А. Вербицкого, как основоположника теории контекстного обучения, показал, что ее основной содержательной единицей является не информационный блок, а проблемная ситуация, обладающая предметной и социальной составляющей [4].

Контекстные технологии нами были использованы не только в процессе обучения основам права, но и при организации мероприятий правовой направленности в период прохождения педагогической практики в школе. Во время тренинга «Я и мои права» студенты ознакомили детей с положениями Конвенции ООН о правах ребенка и совместно с ними решали проблемные ситуации, связанные с нарушением прав ребенка и человека. Ситуации были взяты из периодической печати, из детской художественной литературы и других источников информации.

Например, ситуация «Игнорирование интересов детей». Студенты объяснили детям (11-12 лет), что в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка и законодательством РФ, дети старше десяти лет имеют право выражать свое мнение. Однако, родители не прислушиваются к мнению детей, не учитывают их интересы. Как быть в этой ситуации? В ходе группового обсуждения вопроса учащиеся пришли к выводу, что родители должны учитывать интересы и пожелания детей, если это не связано с медицинскими вопросами, с решением не посещать учебное заведение. В вопросах выбора развивающих занятий(кружковой, секций, студий и др.) родители должны прислушиваться к мнению детей. А в выборе меню родители должны учитывать предпочтения и вкусы ребенка, но так, чтобы это не противоречило здоровому питанию(56 ст. СК РФ). Следует также отметить, что недостаточный часовой объем правового курса не всегда отвечает потребностям школьного образования и требованиям ФГОС; не позволяет студентам овладеть методикой правового воспитания, практическим воспитательно-правовым материалом, использовать современные воспитательные технологии в школьной практике. Для изменения сложившейся ситуации в вузе нами были разработаны специальные курсы, факультативы для студентов: «Правовое воспитание в школе», «Права ребенка». «Внеурочная деятельность по праву в школе». Они содержат конкретные рекомендации для студентов по организации правового воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Выводы. При рационально организованном учебно-методическом сопровождении процесса правового воспитания учащихся сами студенты становятся организаторами деятельности учащихся и осваивают теорию через практическую деятельность. Результаты работы в школе студенты представляют в виде портфолио.

Такие практико-ориентированные курсы правовой направленности позволяют формировать у обучаемых позитивное отношение к праву, правовым ценностям; развивать правовое сознание и способствует реализации правомерного поведения в повседневной жизни.

Литература:

1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

3. Болотова Е.Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №2. - С. 4-9.

4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе. // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С. 39-46.

5. Ивкин С.А. Подготовка студентов педагогического вуза к правовому воспитанию школьников: дисс. кан. пед. наук. - 13.00.01. - Липецк, 2002. - 163 с.

6. Максимова Е.В., Бережных Е.А. Имитационные технологии в формировании коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля // Педагогика и психология образования. - 2012. - №2. -С. 62-70.

7. Морозова В.С. Современные педагогические технологии в области правового обучения // Вестник Международного юридического института. - 2001. - № 2. - С. 34-39

8. Мотехина М.В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза: дисс. канд. пед. наук. - 13.00.01. - Тула, 2000. - 223 с.

9. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М., 2007. - 170 с.

10. Профессиональный стандарт педагога / Приказ Минтруда России от 18.10.2013. № 544н (с изменениями от 25.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.