<Ш
A.M. Кубекова,
психолог, преподаватель специальных дисциплин
Heei32i свздер: тэж^рибеге багдарланган оцыту, табысты ма-ман, oi.ii.M мазмунын жацгырту, теориялъщ бтмд\ терецдету, прак-тикалъщ дагдылар, жумыс дагды-сы, кэс\би цызмет, эксперимент-пик модулъдт оцу багдарламалары, цуз\ретттк тэсм, цашъщтан оцу, цолданбалы бакалавр дэрежеа.
Ключевые слова: практико-ори-ентированное обучение, успешный специалист, модернизация содерж алия образования, углубление теоретических знаний, практические умения, навыки работы, профессиональная деятельность, экспериментальные модульные учебные программы, компетентностный подход, дистанционное обучение, прикладной бакалавриат.
Keywords: practice-oriented training, successful specialist, modernization of education content, deepening of theoretical know ledge, practical skills, work skills, professional activity, experimental modular training programs, competence approach, distance learning, applied bachelor's degree.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ОБУЧЕНИЕ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ацдатпа
Макала К^останай облысыньщ жетекип колледждершщ б1ршде тэж1рибел1к-багыт-талган бш1м беру мэселелерше арналган. Автор тэж1рибеге багдарланган ic-шаралардьщ нысандары мен турлерш баяндайды. Ерекше назарды жаца бшштшш бш1м1 - колданбалы бакалавриату аударады.
Аннотация
Статья посвящена вопросам практико-ориентированного обучения в одном из ведущих колледжей Костанайской области. Автор раскрывает формы и виды практико-ориен-тированной деятельности. Особое внимание обращается на новую образовательную квалификацию - прикладной бакалавриат.
Annotation
The article is devoted to practical-oriented education in one of the leading colleges of Kostanay region. The author reveals the forms and types of practice-oriented activity. Particular attention is paid to a new educational qualification "applied bachelor's degree".
Вот уже более 60 лет учреждение «Коста-
найский высший экономический колледж ^
Казпотребсоюза» находится на рынке обра- К
зовательных услуг Казахстана. В 1956 году ^
на базе торгово-кооперативной школы был $
создан Кустанайский кооперативный техни- Рч кум, который в мае 1999 года был переи-
Ös
меновая в Костанайский экономический кол- S
1-4
ледж Казпотребсоюза, а в октябре 2017 года О стал Костанайским высшим экономическим 2 колледжем Казпотребсоюза. В 2016 году по ^
данным независимого казахстанского агент- ^
к
ства по обеспечению качества в образовании, t^
S
колледж был удостоен третьего рейтингово- g го места среди гуманитарно-экономических w колледжей Казахстана.
Ш)
Миссией колледжа является: «Формирование успешного специалиста в условиях модернизации содержания образования, ориентированного на индустриально-инновационное развитие страны». Наше учебное заведение уделяет особое внимание развитию профессиональных компетенций студентов посредством практико-ориентированного обучения. Цель такого обучения состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных в процессе обучения в колледже, приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки. В этом году учебная практика для студентов специальности «Правоведение», была проведена на базе социальных партнеров колледжа (Костанайский городской суд, Костанайский межрайонный экономический суд, Костанайский межрайонный экономический суд, специализированный административный суд, УВД г. Костаная, Департамент «Центр обслуживания населения») по трем дисциплинам: «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право» и «Трудовое право и право социальной защиты».
С целью развития навыков бизнеса и предпринимательской деятельности, а также обучения работы на электронном контрольно-кассовом аппарате в К ноябре 2017 года студенты специально-<! стей «Учет и аудит», «Финансы», «Ста-О тистика», «Менеджмент», «Маркетинг» р£ прошли учебную практику в виде дело-О вой игры, в ходе которой создали соб-К ственное предприятие, формировали О отчетность, реализовывали товар, расО считывали различные виды налогов, ^ прибыль, убытки, изучали спрос поку-^ пателей, обновляли ассортимент за счет с^ прибыли, вели книгу учета наличных де-Рч нег, заполняли накладные, составляли и м анализировали компоненты финансовой отчетности: бухгалтерский баланс, отчет
о движении денежных средств и др.
Учебная практика была проведена в форме непосредственного погружения в рабочую обстановку, студенты выступали в роли продавца, маркетолога, менеджера, экономиста, бухгалтера и статистика. Студенты получили возможность познакомиться с различными видами профессиональной деятельности: организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и др.
По итогам учебной практики было проведено анкетирование среди студентов выпускных групп на предмет изучения степени удовлетворенности процессом и результатом именно такого практико-о-риентированного обучения.
Для 63,9% опрошенных студентов, практика - это первый шаг в будущую профессию, для 20,8% студентов это возможность дальнейшего трудоустройства, для 8,3% - интересно проведенное время, а для 6,9% студентов это неизбежная необходимость.
Кроме этого, результативность такой формы обучения большинство опрошенных студентов оценивают как возможность закрепления знаний и умений, полученных по всему курсу обучения, проверки своих профессиональных компетенций специалиста в условиях конкретной организации, а также возможность сбора и подготовки практического материала для выполнения курсового проекта. 59,7% студентов убедились в правильности выбора профессии. В целом, студенты удовлетворены результатами практики (97,2%) и, 63,9% опрошенных хотели бы в дальнейшем продолжить свою трудовую деятельность в подразделении предприятия, на котором проходили практику.
В текущем году колледж разработал экспериментальные модульные учебные программы по прикладному бакалавриату для специальностей «Учет и аудит» и
«Финансы», которые были утверждены Республиканским учебно-методическим советом по вопросам технического и профессионального образования, и согласованы с ГУ «Управление образования аки-мата Костанайской области».
Прикладной бакалавриат предполагает подготовку практико-ориентированных работников для экономического, правового, социального секторов Казахстана. Основной целью является получение выпускниками полного набора знаний и навыков, позволяющих без дополнительного обучения приступить к работе на производстве [3]. Ведущими предприятиями города и области были определены профессиональные компетенции - базовые качества личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач. В процессе такого обучения большое внимание уделяется производственной практике студентов. Дополнительные стажировки студентам не нужны, а, следовательно, они более востребованы работодателями. После окончания прикладного бакалавриата выпускник получает документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и (или) документ государственного образца о высшем профессиональном образовании - диплом бакалавра [2]. В результате проведенного среди студентов опроса, большинство выпускников желают продолжить обучение в стенах колледжа и получить диплом прикладного бакалавра.
Для подготовки специалистов прикладного бакалавриата в режиме дистанционного обучения будет привлечен профессорско-преподавательский состав Карагандинского экономического уни-
верситета Казпотребсоюза - одного из ведущих инновационных вузов Казахстана экономического профиля.
Компетентностный подход в Коста-найском высшем экономическом колледже Казпотребсоюза предполагает, что основной акцент оказывается на формировании системного набора профессиональных компетенций, а не просто получении студентами некоторой суммы знаний, умений и навыков.
Источником такого синтеза являются объективные требования современной экономики, в которой более значимыми для успешной профессиональной деятельности будущих специалистов представляются не разрозненные знания, а умения решать профессиональные и жизненные проблемы [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012[Электронный ресурс] www. sisp. nkras. ru
2.Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов /В.А. Михеев. М., 2016. - 448 с.
3. Рылько Е.С. Прикладной бакалавриат: самое практичное образование. [Элек- S тронный pecypcjwww.iq.hse.ru <<
4. Скамницкий A.A., Модульно-компе- $
<С
тентностныи подход и его реализация в сц среднем профессиональном образовании О /A.A. Скамницкий, М., 2016. - 247 с.
5. Ясвин В.А. Образовательная сре- О
да: от моделирования к проектированию О
/В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2015. - 365 с.
' w
ш Е-
1(19)72018