Научная статья на тему 'Практико-ориентированная подготовка будущего продюсера телевидения в условиях отраслевой сингулярности'

Практико-ориентированная подготовка будущего продюсера телевидения в условиях отраслевой сингулярности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДЮСЕР ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / TV PRODUCER / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND CREATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL SKILLS / PEDAGOGICAL MODEL / HIGHER EDUCATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величкина Ольга Владимировна

В статье рассмотрена педагогическая проблема практико-ориентированной подготовки будущего продюсера телевидения. Обоснована необходимость актуализации профессиональных компетенций специалистов в сфере телевидения как динамично развивающейся отрасли под влиянием разработок новых технологий вещания, развития интернет-ресурсов, социальных медиа. Предложено разрабатывать учебные программы для вузов совместно с телекомпаниями-работодателями с целью преодоления диспропорции в деятельности профессионального образования и работодателей с учетом новых стандартов ФГОС 3++. Приведены результаты анкетирования сотрудников региональных и федеральных телевизионных каналов с целью выявления профессиональных требований, предъявляемых к продюсерам телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF THE FUTURE TV PRODUCER IN THE CONDITIONS OF SECTORAL SINGULARITY

The article deals with the pedagogical problem of the practice-oriented training of the future TV producer. The paper substantiates the necessity of the actualization of the professional competences of specialists in the field of television as a dynamically developing sector under the influence of the elaboration of new broadcasting technologies, the development of Internet resources, social media. It is proposed to work out training programs for universities together with TV companies-employers in order to overcome imbalance in the activity of vocational education and employers, taking into account new Federal State Educational Standards 3++. The author gives the results of a survey of regional and federal TV channels’ employees to identify professional requirements for TV producers.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная подготовка будущего продюсера телевидения в условиях отраслевой сингулярности»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-3.2

Величкина Ольга Владимировна

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПРОДЮСЕРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОТРАСЛЕВОЙ сингулярности

В статье рассмотрена педагогическая проблема практико-ориентированной подготовки будущего продюсера телевидения. Обоснована необходимость актуализации профессиональных компетенций специалистов в сфере телевидения как динамично развивающейся отрасли под влиянием разработок новых технологий вещания, развития интернет-ресурсов, социальных медиа. Предложено разрабатывать учебные программы для вузов совместно с телекомпаниями-работодателями с целью преодоления диспропорции в деятельности профессионального образования и работодателей с учетом новых стандартов ФГОС 3++. Приведены результаты анкетирования сотрудников региональных и федеральных телевизионных каналов с целью выявления профессиональных требований, предъявляемых к продюсерам телевидения.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/3/2.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 9-13. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

16. Intellectual skills assessment and closing the loop [Электронный ресурс]. URL: https://csumb.edu/tla/intellectual-skills-assessment-and-closing-loop (дата обращения: 12.10.2018).

17. Kwan А. Learning to play an instrument can help your child fine-tune her ear and enhance skills needed for education and social interaction [Электронный ресурс] // 6 Benefits of Music Lessons. URL: https://www.parents.com/kids/development/ intellectual/6-benefits-of-music-lessons (дата обращения: 12.10.2018).

SCHOOLCHILDREN'S INTELLECTUAL SKILLS: ESSENCE, ASSESSMENT AND METHODS OF DEVELOPMENT IN MUSIC CLASSES

Akopyan Lusine Khachaturovna

Moscow City University lusineakopyan@mail. ru

The article substantiates the advisability of developing modern schoolchildren's intellectual skills during piano lessons. It is shown that intellectual skills are a multicomponent phenomenon acting as a structural component of thinking and mental development. The author gives the results of the research of intellectual activity conducted at the Children's Music School in Dubna that show both the high level of intelligence among the students of music school and confident decrease in motivation for cognitive activity with the age increase among 6-9-year-old children. The assumption is substantiated that intellectual skills development in the field of musical performance can give positive results for general educational skills development. The ideas set forth in this paper can be used in the organization of training process in educational institutions of various types and are recommended for teaching schoolchildren, who perceive information in a complex way, in the form of clip clusters, master algorithms and distinguish details poorly.

Key words and phrases: intellectual skills; thinking; development; cognitive abilities; variability of education.

УДК 378 Дата поступления рукописи: 24.08.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.2

В статье рассмотрена педагогическая проблема практико-ориентированной подготовки будущего продюсера телевидения. Обоснована необходимость актуализации профессиональных компетенций специалистов в сфере телевидения как динамично развивающейся отрасли под влиянием разработок новых технологий вещания, развития интернет-ресурсов, социальных медиа. Предложено разрабатывать учебные программы для вузов совместно с телекомпаниями-работодателями с целью преодоления диспропорции в деятельности профессионального образования и работодателей с учетом новых стандартов ФГОС 3++. Приведены результаты анкетирования сотрудников региональных и федеральных телевизионных каналов с целью выявления профессиональных требований, предъявляемых к продюсерам телевидения.

Ключевые слова и фразы: продюсер телевидения; практико-ориентированное образование; организационно -творческая деятельность; профессиональные навыки; педагогическая модель; высшее образование; средства массовой информации.

Величкина Ольга Владимировна

Краснодарский институт культуры olga_velichkina@mail. т

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПРОДЮСЕРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ОТРАСЛЕВОЙ СИНГУЛЯРНОСТИ

Поиск эффективных способов, повышающих качество образования, - базовое направление как государственной политики, так и профессионального педагогического сообщества. Изменения в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны предъявляют новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов. Сегодня современное образование проходит очередную ступень реформирования, которое сориентировано, прежде всего, на усиление гибкости и вариативности системы высшего образования. В вузах необходимо готовить такого выпускника, которому, кроме чисто профессиональных знаний, умений, навыков, нужны способности ориентироваться во все возрастающем потоке информации, быть готовым к постоянному обновлению и пополнению знаний [2].

Традиционная система обучения в вузах, которая существовала долгое время и характеризовалась единообразием, строгой регламентацией, стабильностью учебных планов и предметов, в настоящее время не удовлетворяет потребностям современного образования. Сегодня высшая школа наряду с работодателями обязана следить за развитием профессиональной деятельности по направлениям обучения, анализировать изменения и предлагать новые подходы и направления при составлении образовательных программ.

Наиболее актуальна эта проблема для тех отраслей, которые подвержены постоянной трансформации, например в сфере телевидения, где происходят стремительные изменения под влиянием новых разработок вещательных систем, цифровых моделей, развития интернет-ресурсов, социальных медиа. Технологические парадигмы меняются с каждым годом все быстрее: в 2000-м году появились интернет-СМИ; в 2010 году -

мобильные приложения как новый формат коммуникаций; в 2016 - многоканальность и вещание в различных медиасредах становятся нормой для традиционного телевидения; 2018 год - переход на цифровое телевещание; тенденции ближайшего времени - виртуальная реальность и интерактивность. Оперативное внедрение технологических новшеств влечет за собой постоянный поиск актуальных форм работы с аудиторией, а это предполагает иные технические, организационные, производственные, экономические способы деятельности. Чтобы сохранить лидирующее положение среди других средств массовой информации, телевидение сегодня трансформирует свои практики функционирования. Инновации требуют и совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Педагоги, обучающие сотрудников для телевидения, отмечают, что вносить корректировки в образовательные программы, с учетом смены парадигм, необходимо ежегодно, иначе начинается процесс отставания от реальной практической деятельности [1].

Особенно остро эта проблема касается вопросов подготовки продюсеров телевидения. Эта профессия появилась в нашей стране менее 20 лет назад, профессиональное обучение в вузах по этой специальности ведется еще меньшее время, поэтому с методологической точки зрения направление недостаточно разработано. Дополнительное влияние отраслевой сингулярности приводит к сложностям в организации учебного процесса. Здесь уместно проследить развитие профессионального функционала продюсера телевидения на фоне технологических изменений телевидения. Вначале продюсер на телевидении зачастую выполнял административные функции: составление графика работы съемочных групп, распределение операторов, водителей. Достаточно скоро на продюсеров ложится задача получения и обработки информации, а также поиска спикеров и гостей телепрограмм. Постепенно возникает необходимость в непосредственном участии в создании телематериалов: записи интервью, съемок оперативного видео. С развитием новых медиа меняется и структура традиционных редакций телевидения, теперь продюсеру важно учитывать особенности производства контента не только для эфира, но и для интернет-порталов, социальных сетей телеканала.

Преодоление диспропорции в деятельности профессионального образования и работодателей - задача новых стандартов ФГОС ВО 3++, которые предполагают вариативное формирование профессиональных компетенций на основе анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники [5]. Подобная гибкость позволяет вузам строить работу по обучению будущих специалистов, основываясь на реальных запросах профессиональной среды.

Перед вузами, осуществляющими подготовку специалистов по направлению «Продюсерство», стоит задача таким образом организовывать образовательный процесс, чтобы по окончании высшего учебного заведения молодой специалист смог сразу приступить к непосредственной трудовой деятельности. Один из подходов в решении подобных проблем - усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Такие специалисты могут привнести в процесс обучения актуальные знания и умения, основанные на реальных примерах реализованных проектов. Использование потенциала организаций, который до некоторых пор эффективно не применялся, позволяет выстраивать систему обучения, основываясь на актуальных запросах профессионального сообщества.

Элементы практико-ориентированности сегодня присутствуют во многих программах высшего образования. Задача - создать условия для выполнения студентами реальных практических заданий в учебное время. Практика - старейший способ обучения. Его идея заключается в том, что человек осваивает профессиональные навыки и инструменты, включаясь в реальную деятельность. В основе практико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки студентов. Конечным результатом практико-ориентированного подхода является итоговая модель поведения студента, окончившего обучение, посредством реализации им профессиональных видов деятельности, формируемых в ходе учебной деятельности [6].

Внедрение практико-ориентированного подхода становится конкурентным преимуществом вузов на рынках образовательных услуг и труда. В рамках практико-ориентированного обучения главной становится деятельность, организованная и осуществляемая с целью обеспечить планируемый результат.

Анализ опыта работы зарубежных и российских университетов показывает, что в образовательной практике чаще всего используются следующие формы реализации практико-ориентированного подхода:

- погружение в профессиональную среду (способствует вовлечению студентов в процесс работы компаний, что вызывает положительные эмоциональные переживания, интеллектуальное развитие и мотивирует обучающихся к ответственному выполнению трудовых действий);

- мастер-классы приглашенных профессионалов практиков (создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля);

- кейс-метод (моделирует проблемные ситуации реальной профессиональной деятельности и является эффективным способом стимулирования студентов к активному и вариативному применению полученных теоретических знаний);

- создание проектов по примеру реальной трудовой деятельности (помогает решать вопросы освоения студентами комплекса предметных, методических и психолого-педагогических знаний, а также позволяет формировать личностные качества будущего специалиста);

- конференции по результатам практики с участием работодателей (совместная деятельность способствует взаимной ответственности сторон, при этом каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности).

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

- мотивационное обеспечение учебного процесса;

- связь обучения с практикой;

- сознательность и активность студентов в обучении [Там же].

В результате в рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация учения, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы. При этом студенты ощущают свою компетентность, переживают собственную автономию. Практико-ориентированное содержание учебного материала позволяет приблизить обучение к конкретным ситуациям профессиональной деятельности, сформировать жизненный опыт у студентов, таким образом, повышая уровень знаний и умений, познавательный интерес, и, как следствие, сформировать уровень профессиональной компетентности обучающихся [3].

Одним из способов решения проблемы актуализации образовательного процесса с реальными требованиями профессиональной среды в сфере продюсерства на телевидении мы считаем вовлечение как можно более широкого круга работодателей в организацию практико-ориентированной подготовки в вузе. Например, создание попечительских советов образовательных программ с участием представителей профессионального сообщества. Это позволит не просто один раз высказать свое экспертное мнение, а влиять напрямую на содержание программ, актуализировать их. Тем самым степень ориентированности таких образовательных программ на рынке труда становится ключевым показателем эффективности профессионального образования и качества подготовки выпускников, способных участвовать в устойчивом социально-экономическом развитии страны [4].

Для выявления современных требований к деятельности продюсера телевидения, определения реальных функциональных задач, которые такие специалисты решают в повседневной практике, нами был проведен опрос сотрудников федеральных телеканалов «Россия-24» и «РБК», основных телеканалов Краснодарского края - «Кубань 24», ГТРК «Кубань», муниципальной телерадиокомпании «Краснодар», а также независимых продакшн-студий, создающих контент как для региональных, так и для федеральных СМИ: «ВЕГА фильм», "Media Heads", "Gangan Studio". Всего было опрошено 75 человек - это продюсеры, редакторы и корреспонденты телестудий. Задачей каждого респондента было сформулировать как можно более детально функции продюсера телевидения с описанием конкретных профессиональных действий. В результате был получен перечень актуальных знаний, умений и навыков, которые необходимы сегодня продюсеру телевидения в реальной работе. Во время проведения опроса выяснилось, что основная часть продюсеров телевидения занята организационно-творческой деятельностью. Анализ функций позволил нам структурировать обязанности по нескольким направлениям:

1. Способность работать с информацией.

2. Способность к организации, планированию и участию в создании телевизионных программ.

3. Способность к работе с людьми в рамках создания телепрограмм.

Важно, что проведенный опрос позволил выявить, описать и сформулировать профессиональные обязанности продюсера телевидения, которые дают полное представление о работе такого специалиста. Ежедневная работа продюсера состоит из конкретных действий, не из абстрактных «поиска и верификации информации», а из реальных «позвонить», «узнать e-mail», «достучаться», «записать комментарий на диктофон», «сформулировать вопрос» [7]. В связи с этим список, который нами составлен в результате опроса и мониторинга деятельности телевизионных продюсеров, послужил основой для составления анкеты по определению способности студентов, будущих продюсеров телевидения, к профессиональной деятельности. В ней перечислены основные навыки, которыми обязан владеть продюсер телевидения в рамках организационно-творческой деятельности. По пятибалльной шкале, где «5» - это способность оперативно и качественно выполнить задание в полном объеме, «4» - способность выполнить задание полностью за длительное время, «3» - способность выполнить задание не в полном объеме, «2» - неспособность выполнить задание, «1» - непонимание сути задания, оценивается способность будущих продюсеров телевидения к реальной трудовой деятельности.

Анкета

по определению способности студентов, будущих продюсеров телевидения, к профессиональной деятельности

Работа с информацией 5 4 3 2 1

По фамилии и роду занятий найти контакты человека: его e-mail, страницу в социальных сетях, телефон

По приблизительному описанию темы составить список организаций, которые этими вопросами занимаются на локальном, региональном и федеральном уровне

По названию организации найти контакты человека, ответственного за связи с прессой

Найти первоисточник исследования, результаты которого опубликованы в статье, даже если нет работающей ссылки

Найти людей, которые придерживаются другой точки зрения, нежели автор предоставленной вам информации

Определить, что является информационным поводом, а что - новостью в каждом конкретном случае

Вы ведете календарь, куда заносите информационные поводы, связанные с темами, которые вы курируете

По домену можете определить, настоящий сайт или подложный

Узнать, является ли конкретный человек сотрудником конкретной организации

Определить действительного автора цитаты или афоризма

Найти информацию по публикациям в социальных сетях

Найти и связаться с непосредственным начальником сотрудника государственного ведомства, который отказал вам в предоставлении информации

Составить список экспертов по теме, расположив их имена в порядке убывания авторитета, и обосновать, почему список получился именно такой

Найти, какой комитет инициировал законопроект, который сейчас проходит рассмотрение в первом чтении

Найти, в каком году и каким тиражом было опубликовано четвертое издание конкретной книги

Найти, кто и где произнес конкретные слова, которые ваш собеседник привел в вольном пересказе

Определить новостную ценность материала, исходя из описанного сегмента аудитории

У вас есть электронная база с контактами ваших ньюсмейкеров, источников информации, экспертов и консультантов

Найти источник изначальной публикации фото/видео

Проверить достоверность документа по входящему номеру

Проверить, когда происходили события, зафиксированные на видео

Компилировать данные в рамках одной темы

Участие в создании телепрограмм 5 4 3 2 1

Знаете требования, предъявляемые к работе журналиста, оператора, режиссера

Понимаете технологический цикл производства программ на базе современных технологий

Составляете график работы съемочных групп с учетом особенностей конкретных съемок

Всегда снимаете на телефон фото и видео интересных событий, очевидцем которых вы стали

Передаете полные сведения с именем и должностью интервьюируемого журналисту

Знаете, как заполнить монтажный лист

Знаете, что необходимо для организации прямого включения с места событий

Можете найти и скачать видео с помощью электронных ресурсов

Можете договориться о проведении съемок в различных местах, даже тех, где для этого требуется специальное разрешение

Знаете, как записать интервью по телефону, скайпу или в других мессенджерах

Можете записать короткое интервью для сюжета или программы

Сообщаете точные данные с контактами участников съемок корреспондентам перед съемками

Проводите предварительную работу с корреспондентами до выезда группы на съемки

Можете договориться и получить видео от коллег из других СМИ

Работа с людьми 5 4 3 2 1

Собираете факты о человеке до того, как договариваетесь об интервью

Можете найти эксперта и сформулировать вопросы по заданной тематике телепрограммы

Можете уговорить героя прокомментировать ситуацию, даже если он (она) находятся в шоке или переживают сильные эмоции

Не разглашаете источник информации, если вас попросили этого не делать

Если спикер не ответил на ваш звонок или письмо, вы напоминаете о себе через различные каналы, пока он не ответит

Понятно объясняете гостю программы, как добраться на телекомпанию или другое место съемок

Вовремя встречаете гостей программы и помогаете им сориентироваться в студии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объясняете, как вести себя в студии, перед камерой, на что обращать внимание

Знаете дословно, кто какую информацию вам обязан предоставить по закону

Владеете навыками деловой переписки

Оставляете свои контакты всем, с кем разговариваете, собирая информацию

Используете разные типы вопросов, в том числе и для того, чтобы проверить спикера

Приглашаете незнакомого человека в группу в соцсети, не нарушая сетевого этикета

Можете коротко объяснить гостю программы тему эфира и объяснить суть его участия

Проводите предынтервью с гостем программы

Можете расположить собеседника, рассказать, как справиться с волнением

Проводя анкетирование студентов на разных этапах подготовки (в начале, в середине и в конце обучения) в рамках дисциплины «Основы продюсерства кино и телевидения», можно определить степень сформирован-ности профессиональных навыков и влиять на качество освоения учебно-практической информации. Разработка и апробация методических материалов, позволяющих максимально охватить спектр профессиональных функций телевизионного продюсера в рамках организационно-творческой деятельности, будут осуществляться в 2018-2019 учебном году на базе Краснодарского государственного института культуры и искусств.

Таким образом, при реализации практико-ориентированной модели в обучении студентов важнейшим условием становится взаимодействие вуза и потребителя образовательных услуг - потенциального работодателя. При этом работодатель и вуз должны совместно разрабатывать образовательные программы, нацеленные в приоритетном порядке на удовлетворение потребностей предприятий отрасли. Тем самым степень ориентированности таких образовательных программ на рынке труда становится ключевым показателем эффективности профессионального образования и качества подготовки выпускников, способных участвовать в устойчивом социально-экономическом развитии страны [4].

Список источников

1. Амзин А. А. Новые медиа: когда ежегодного обновления курсов недостаточно [Электронный ресурс]. URL: https://themedia. center/2018/05/09/novyie-media-kogda-ezhegodnogo-obnovleniya-kursov-nedostatochno/ (дата обращения: 28.06.2018).

2. Васина Ю. М., Панферова Е. В., Яковлева А. В. Реализация практико-ориентированного образования через современные технологии обучения студентов в вузе // Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации: материалы XLII учебно-методической конференции. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2015. С. 55-58.

3. Ветров Ю. П. Высшее образование в России: проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 168-172.

4. Лукичев Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей // Экономика образования. 2005. № 4. С. 5-21.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специа-литет по специальности 55.05.04 Продюсерство: приказ Министерства науки и образования РФ от 01.08.2017 № 734 // Российская газета. 2017. 23 августа.

6. Просалова В. С. Концепция внедрения практико-ориентированного подхода [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf (дата обращения: 03.09.2018).

7. Тест-самодиагностика журналиста [Электронный ресурс]. URL: http://sila.media/journcheck/ (дата обращения: 03.09.2018).

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF THE FUTURE TV PRODUCER IN THE CONDITIONS OF SECTORAL SINGULARITY

Velichkina Ol'ga Vladimirovna

Krasnodar State Institute of Culture olga_velichkina@mail. ru

The article deals with the pedagogical problem of the practice-oriented training of the future TV producer. The paper substantiates the necessity of the actualization of the professional competences of specialists in the field of television as a dynamically developing sector under the influence of the elaboration of new broadcasting technologies, the development of Internet resources, social media. It is proposed to work out training programs for universities together with TV companies-employers in order to overcome imbalance in the activity of vocational education and employers, taking into account new Federal State Educational Standards 3++. The author gives the results of a survey of regional and federal TV channels' employees to identify professional requirements for TV producers.

Key words and phrases: TV producer; practice-oriented education; organizational and creative activity; professional skills; pedagogical model; higher education; mass media.

УДК 37 Дата поступления рукописи: 22.08.2018

https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2018-3.3

В данной статье представлены результаты педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания старшеклассников посредством внеурочной экскурсионной деятельности. На основе теоретического анализа в работе определен алгоритм осуществления педагогического мониторинга духовно-нравственного воспитания школьников. В рамках педагогического мониторинга были разработаны критерии и показатели духовно-нравственного воспитания старшеклассников в экскурсионной деятельности. Выявлены духовно-нравственные качества старшеклассников в экскурсионной деятельности. Сделан вывод, что экскурсионная проектная деятельность способствует выработке духовно-нравственных качеств у старшеклассников.

Ключевые слова и фразы: педагогический мониторинг; духовно-нравственное воспитание; программа студии экскурсоводов «По святым местам»; старшеклассники; экскурсионная деятельность.

Дударенко Елена Петровна

Московский государственный педагогический университет Syrovae67@mail. т

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях модернизации образования и определения направлений его дальнейшего развития принципиально важным остается вопрос сохранения национальной самобытности и самоценности отечественного образования как основополагающего фактора в развитии общества. Сегодня можно считать общепризнанным, что будущее России зависит не только от инвестиций и новых технологий, но и от духовно-нравственного потенциала молодежи, от преодоления последствий духовного кризиса в обществе [7].

Духовно-нравственное воспитание в условиях современного российского общества приобрело особое значение. Это связано с его глубинными изменениями, необходимостью коренного пересмотра существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.