Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 103-107 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;1(51): 103-107. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).
Научная статья УДК 316.7
DOI 10.47475/2070-0695-2024-51-1-103-107
ПРАКТИКИ ОСВОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА МЕМОРАТИВНОГО ЛАНДШАФТА КАК ЭЛЕМЕНТ СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА АРКАИМА
Светлана Ивановна Симакова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, simakovi@mail.ru. https://orcid.org/0000-0001-5248-9459
Аннотация. На современном этапе истории России, когда наблюдаются большие миграционные потоки людей из регионов в столичные города, важно повышать связь людей с родной землей, формировать историческую, культурную и национальную память. Одним из средств этого может стать создание символического капитала территории. Значимым элементом символического капитала Челябинской области является Челябинский государственный историко-археологический музей-заповедник «Аркаим». В статье представлены практики освоения меморативного ландшафта и их роль в формировании символического капитала археологического комплекса. Аркаим рассмотрен как элемент символического капитала Челябинской области и территория, которая сама обладает символическим капиталом. Практики освоения пространства Аркаима его посетителями, которые выявлены из протоколов наблюдателей, сравнены с элементами символического капитала, выявленными автором статьи в предыдущих исследованиях. Результаты сравнения характеризуются разночтениями элементов символического капитала археологического памятника, которые формирует руководство заповедника, с одной стороны, и посетители Аркаима, с другой. Выявлена двоякость образа Аркаима и элементов его символического капитала.
Ключевые слова: меморативный ландшафт, символический капитал, символический капитал территории, Аркаим, Челябинский государственный историко-археологический музей-заповедник «Аркаим»
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) № 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».
Для цитирования: Симакова С. И. Практики освоения пространства меморативного ландшафта как элемент символического капитала Аркаима // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 103-107. doi: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-103-107
Original article
PRACTICES OF DEVELOPING THE SPACE OF THE MEMORIAL LANDSCAPE AS AN ELEMENT OF THE SYMBOLIC CAPITAL OF ARKAIM
Svetlana I. Simakova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, simakovi@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5248-9459
Abstract. At the present stage of Russian history, when there are large migration flows of people from the regions to the capital cities, it is important to increase the connection of people with their native land, to form historical, cultural and national memory. One means of this could be the creation of symbolic capital of the territory. A significant element of the symbolic capital of the Chelyabinsk region is the Chelyabinsk State Historical and Archaeological Museum-Reserve "Arkaim". The article presents the practices of developing the memorial landscape and their role in the formation of the symbolic capital of the archaeological complex. Arkaim is considered as an element of the symbolic capital of the Chelyabinsk region and a territory that itself has symbolic capital. The practices of exploration of the space of Arkaim by its visitors, which were identified from the notes of observers, are compared with the elements of symbolic capital identified by the author of the article in previous studies. The results of the comparison are characterized by discrepancies in the elements of the symbolic capital of the archaeological site, which are formed by the management of the reserve on the one hand and visitors to Arkaim on the other. The duality of the image of Arkaim and the elements of its symbolic capital is revealed.
Key words: memorial landscape, symbolic capital, symbolic capital of the territory, Arkaim, Chelyabinsk State Historical and Archaeological Museum-Reserve "Arkaim"
Funding: The study was Supported by the Russian Science Foundation and Chelyabinsk region, № 23-18-20098, https://rscf.ru/en/ project/23-18-20098/
For citation: Simakova S. I. (2024). Practices of developing the space of the memorial landscape as an element of the symbolic capital of Arkaim. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija. 1(51): 103-107. doi: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-103-107 (In Russ.).
Вопросам формирования символического капитала региона сегодня уделяется много внимания: причина - в увеличении миграционных потоков из регионов в столичные города, которые наблюдаются во всех субъектах РФ. Представляется, что одним из способов замедления этого процесса может стать укрепление символических связей между человеком и территорией, формирование исторической, национальной, культурной памяти. Способствовать этому, на наш взгляд, может символический капитал территории как скрепляющее и объединяющее средство формирования гордости за родной регион.
В данном исследовании мы придерживаемся следующей дефиниции этого понятия: символический капитал - это «совокупность значимых элементов (смыслов) территориальной среды, которые обеспечивают локальному месту узнавание, известность, престиж, доверие к нему со стороны различных социальных групп» (Федотова 2018: 144).
В Челябинской области в целом формированию символического капитала уделяется не так много внимания, хотя исследователи в области семиотики и связей с общественностью касаются данной темы. Так, группа исследователей в области формирования и продвижения имиджа региона предлагает развивать космическое направление Челябинской области (Филиппов, Шевченко, Минибаева 2022; 2023). Одним из главных источников материала для выявления символического капитала при этом называется Государственный архив Челябинской области (Филиппов 2022). Своего рода исследованием символического капитала области через образы, формирующиеся в медиа, занимаются Е. С. Катунова (Катунова 2023), С. И. Симакова (Симакова 2022), С. А. Финк (Симакова, Финк 2022). Вопросам мемориального контента посвящено исследование М. Л. Шуб (Шуб 2021), о мемориальном ландшафте пишет Л. Б. Зубанова (Зубанова 2023). Однако эти исследования носят разрозненный характер и не используют в своем глоссарии таких понятий, как «символический капитал» и «коммеморации». В целом формирование символического капитала Челябинской области требует больше исследований и анализа существующих элементов различными методологическими средствами.
Формирование символического капитала Челябинской области носит подчас парадоксальный характер. Так, события, которые имеют явно выраженный научный характер, часто обрастают эзотерическим и даже мистическим смыслом. Самым ярким примером может служить падение Челябинского метеорита, которое сначала обросло многочисленными сверхъестественными объяснениями: от крушения НЛО до неудачного запуска ракеты, и лишь затем начало приобретать научное значение благодаря деятельности ученых всего мира. Однако даже здесь не обошлось без мистики. Так, в декабре 2019 г. Государственный исторический музей Южного Урала (где хранится фрагмент метеорита) опубликовал видео, на котором защитный купол над Челябинским метеоритом сам по себе приподнялся. СМИ подхватили историю о мистическом событии в музее, благодаря чему метеорит и Государственный исторический музей Южного Урала надолго попали в информационную повестку («Комсомольская правда»: https://www.chel.kp.ru/daily/27070.4/4139040/?ysclid=l owkksyqg2202112242, «Аргументы и факты»: https://chel.aif.ru/society/kosmicheskaya_sila_v_muzee_obyasnili_ vzlyot_kupola_nad_chelyabinskim_meteoritom?ysclid=lowl3jd1me5246569, «Деловой квартал»: https://chel.dk.ru/ news/v-lyogkom-shoke-do-sih-por-v-chelyabinskom-muzee-soobschili-o-chp-s-meteoritom-237130205?ysclid=lowl4 ysij3557725037 и т. д.). Этот факт кажется нам значимым при рассмотрении феномена Аркаима.
В своих исследованиях мы рассматриваем Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области и территорию, которая сама обладает символическим капиталом. В данной статье предпринята попытка обобщить насыщенные наблюдения практик освоения пространства меморативного ландшафта с целью выявления их места в формировании символического капитала Аркаима. В качестве эмпирического материала использованы протоколы исследователей (участников научного коллектива, реализующего грант Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) N° 23-18-20098, https://rscf. ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)»), которые в разное время наблюдали за посетителями Аркаима и методами освоения его ландшафта.
Перечислим основные составляющие символического капитала Аркаима, выделенные нами в предыдущих статьях на основе анализа группы «Аркаим» в социальной сети «ВКонтакте»:
1. Известная личность (первооткрыватель Аркаима Геннадий Зданович).
2. Природные объекты и особенности географии (редкие растения и животные, горы Шаманка, Грачиная сопка и другие).
104 Simakova S. I.
Практики освоения пространства меморативного ландшафта...
3. Статусы и бренды территории (статус историко-культурного заповедника областного значения).
4. Символика территории и памятные места (керамические изделия эпохи бронзы, само городище и его устройство, древнейшие найденные на земле колесницы, металлургическое производство древних аркаимцев и т. д.).
5. Визуальные компоненты территориального пространства (керамические изделия, логотип Аркаима как идея взаимодействия человека и природы).
6. Уникальные события культуры и истории (поселение эпохи бронзы Аркаим, быт и обычаи древних аркаимцев, фестивали и форумы Аркаим-fest, фестиваль исторической реконструкции «Пламя Аркаима», фестиваль традиционной кухни народов Южного Урала «Крынка», фольклорно-этнографический фестиваль евразийских народов «Аркаим»). В феврале 2024 г. этот список дополнил исторический фестиваль «Зимнее солнце Аркаима».
Описывая понятие и методологические аспекты меморативного ландшафта, Н. В. Веселкова отмечает, что этот род культурного ландшафта воплощает собой «сфокусированность на том, как некие место и местность связаны с памятью, а память - с этой местностью» (Веселкова 2022: 51). Она выделяет три категории элементов меморативного ландшафта и называет третий тип - элементы, привязанные к конкретному месту - самым сильным. «Их посещение способно генерировать "историко-топографическое чувство", когда "текущий миг прикладывается к прошлому и яркой искрой вспыхивает переживание угасшего былого"» (Веселкова 2022: 54). Именно к этому типу меморативного ландшафта и относится Аркаим, главные символы которого - городище эпохи бронзового века, керамические изделия, металлургические печи и многое другое можно увидеть собственными глазами и потрогать руками. К вопросу коммуникативных культурных практик освоения меморативных ландшафтов обращается в своем исследовании Д. Г. Киселев (Киселев 2023). О том, как проходит день летнего солнцестояния в Аркаиме, пишут И. В. Бархатов (Бархатов 2023) и А. Р. Медведева (Медведева 2023). Исследователи А. В. Сафонов и И. В. Топчий рассматривают систему образов меморативного ландшафта Аркаима с позиций его популяризации (Сафонов, Топчий 2023).
При осмыслении практик описания меморативного ландшафта ученые придерживаются следующих элементов его структуры: содержательные, пространственные, временные, коммуникативно-деятельностные и процессуальные (Вандышев, Веселкова, Прямикова 2022: 80). В рамках данной работы мы не ставим перед собой задачи осмыслить все эти элементы - это очень обширная работа, требующая использования не одного метода. Остановимся на рассмотрении коммуникативно-деятельностных элементов, а именно - человеческих практик, существующих на данной территории. Мы проанализировали наблюдения исследователей, записанные в период май-сентябрь 2023 г.
Насыщенные наблюдения за посетителями Аркаима выявили устойчивое преобладание так называемых эзотерических практик, связанных со сформировавшимся вокруг Аркаима ореолом «места силы». Люди приезжают в Аркаим напитываться энергией. Все наблюдатели описывают такие практики: хождение по спирали на вершине горы Шаманка, медитации, определенные жесты руками и позы, чтение хором текстов, аудиальные практики, связанные с использованием гонгов, чаш и других предметов для извлечения определенных звуков. Например, ритуал прохождения спирали включает в себя движение по часовой стрелке в центр спирали, вознесение рук к солнцу в центре круга и возвращение назад по спирали.
Встречаются и другие ритуалы. Например, такой ритуал описывает наблюдатель Уткина (здесь и далее орфография и пунктуация наблюдателей сохранены):
«Мужчина вращает трость движениями характерными для искусства фланкировки холодным оружием, а именно русской шашкой, традиция более свойственна славянским народам, это дает возможность предположить, что наблюдаемый относит себя в большей степени к магическим славянским
практикам неоязычества.
Дойдя до центра спирали, через который по мнению эзотерических практиков исходит энергия горы
он в отличие от других членов группы не поднял руки к солнцу, но сначала уперся тростью в центр
спирали, постаял так около минуты, зарядив, по его мнению, трость энергией, а затем опустился на
колени и положил трость и ладони на землю.
После этого он поднялся и пошел в обратном направлении уже не повторяя движения тростью
постоянно, а проделав их три раза».
Особенное значение имеет ритуал встречи рассвета во время летнего солнцестояния. Так, наблюдатели Сафонов и Киселев отмечают, что одновременно в этот момент на Шаманке присутствует около 600 человек: «Многие обращают к нему [солнцу. - Примеч. автора] ладони, некоторые секунд десять аплодируют».
Выявленный нами ранее символический капитал Аркаима, который продвигается и формируется в группе заповедника в «ВКонтакте», включает скорее научные и археологические элементы. При этом в
наблюдениях эти элементы почти не присутствуют. Так, наблюдатель Уткина рассказывает о нескольких группах людей, которых интересует исторический антураж места. Например, о группе из десяти человек в возрасте от семи до 60 лет: «Наблюдаемые прибыли на экскурсию по заповеднику, как по историческому месту. В конце экскурсионного дня гид (не местная) уделила внимание и эзотерической тематике». Наблюдатель Сафонов описывает двух молодых женщин, которые путешествуют в компании женщины 70 лет: «...они у меня по Археологии», - приводит наблюдатель слова женщины. Также в наблюдениях разных исследователей часто встречается упоминание различных экскурсионных групп, однако большого внимания им не уделяется.
При этом эзотерические практики так сильны, что им начинают неосознанно следовать даже местные. Например, Уткина рассказывает о двух местных жителях - мужчине и девочке-подростке, которые заехали на гору Шаманка на лошадях, что «считается надругательством над местом силы и порицается», затем мужчина «совершил ритуал хождения по ней [спирали. - Примеч. автора] так же, как и посетители заповедника, дойдя до середины круга, мужчина совершил физическую разминку, потянувшись к небу и к земле, вращал руками в плечевых суставах, после чего вышел из круга, не по спирали, а перешагнув через каменные насыпи, что также считается нарушением ритуала и разбитием энергетического потока, движущейся гармоничного кругу».
Самое большое совпадение символического капитала, формируемого группой ВК, и результатов наблюдений связано с особенностями топографии Аркаима - много внимания уделяется горе Шаманке и горе Любви.
Таким образом, анализ наблюдений за человеческими практиками на меморативном ландшафте Аркаима и сравнение этого анализа с ранее сделанным исследованием группы «Аркаим» во «ВКонтакте» показали несоответствие элементов символического капитала этого места, которые формирует руководство заповедника, с одной стороны, и посетители Аркаима, с другой. В результате образ Аркаима раздваивается и существует в двух направлениях: «Аркаим как место силы» и «Аркаим как историческое место». Всё это, однако, не противоречит нашей теории о том, что Аркаим является важным элементом символического капитала Челябинской области и скорее подтверждает ее.
Список источников
Бархатов И. В. Специфика нарратива фоторепортажа на примере фотоистории о заповеднике «Аркаим» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 55-65. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-55-65.
Вандышев М. Н., Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Меморативный ландшафт: концепция и опыт применения // Социология власти. 2022. Т. 34, № 1. С. 69-94. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-69-94.
Веселкова Н. В. Меморативный ландшафт: опыт методологической рефлексии // Меморативные ландшафты малых городов России и Польши : Сборник научных трудов / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Естественно-гуманитарный университет (г. Седльце, Польша). Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2022. С. 50-61.
Зубанова Л. Б. Мемориальная идентичность: между местом памяти и памятью мест // Челябинский гуманитарий. 2023. № 1 (62). С. 32-38.
Катунова Е. С. Сторителлинг как инструмент формирования медиаобраза города // Медиасреда. 2023. № 2. С. 54-57. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2023-0-2-54-57.
Киселев Д. Г. Коммуникативные культурные практики освоения меморативных ландшафтов (на примере Аркаима) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 85-88. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-85-88.
Медведева А. Р. Медиашлейф солнцестояния в сопоставлении с медиаинформированностью посетителей Аркаима // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 89-95. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95.
Сафонов А. В., Топчий И. В. Система образов меморативного ландшафта археологического памятника Аркаим как фактор его популяризации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 4 (50). С. 102-111. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111.
Симакова С. И., Финк С. А. Отражение медиаэстетического кода Челябинска в бренд-журналистике города // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 102-114. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10111.
Симакова С. И. Медиаэстетический код региона через памятники индустриального наследия // Динамика медиасистем. 2022. Т. 2. С. 235-244.
Федотова Н. Г. Символический капитал места: понятие, особенности накопления, методики исследования / Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 29. С. 141-155. https://doi. org/10.17223/22220836/29/13.
Филиппов Д. Е., Шевченко В. С., Минибаева А. О. Благотворительность как один из методов продвижения организации на примере опыта медиагруппы «Наш Челябинск» // Социальные технологии и практики вовлечения женского сообщества Челябинской области в социальную деятельность для развития территорий и повышения качества жизни : Сборник научно-методических материалов. Том Выпуск II. Челябинск : Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра». 2023. С. 30-32.
Филиппов Д. Е. Деятельность по публикации и научному использованию документов как элемент корпоративной культуры архива (на примере Объединенного государственного архива Челябинской области) // Архив в социуме - социум в архиве : материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 19 сентября 2022 года. Челябинск: Б. и. 2022. С. 128-131.
Филиппов Д. Е., Шевченко В. С., Минибаева А. О. Проблема преодоления вызовов в формировании положительного имиджа региона через создание портрета современника: опыт медиагруппы «Наш Челябинск» // Динамика медиасистем. 2022. Т. 2. С. 163-171.
106
Smakova S. I.
Практики освоения пространства меморативного ландшафта...
Шуб М. Л. Специфика презентации мемориального контента в пространстве региональных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 143-148. https://doi.org/10.47475/2070- 0695-2021-10216.
References
Barkhatov, I. V. (2023). Spetsifika narrativa fotoreportazha na primere fotoistorii o zapovednike «Arkaim» [Specificity of the narrative of a photo report using the example of a photo story about the Arkaim reserve]. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija, 4 (50), 55-65. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-55-65 (In Russ.).
Vandyshev, M. N., Veselkova, N. V. & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorative landscape: concept and experience of application]. Sotsiologiya vlasti, Т. 34, 1, 69-94. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-1-69-94. (In Russ.).
Veselkova, N. V. (2022). Memorativnyy landshaft: opyt metodologicheskoy refleksii [Memorative landscape: experience of methodological reflection]. Memorativnye landshafty malykh gorodov Rossii i Pol'shi : Sbornik nauchnykh trudov / Ural'skiy federal'nyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina; Estestvenno-gumanitarnyy universitet (g. Sedl'tse, Pol'sha). Ekaterinburg: Ural University Publishing House, 50-61. (In Russ.).
Zubanova, L. B. (2023). Memorial'naya identichnost': mezhdu mestom pamyati i pamyat'yu mest [Memorial identity: between the place of memory and the memory of places]. Chelyabinskij gumanitarij, 1 (62), 32-38. (In Russ.).
Katunova, E. S. (2023). Storytelling as a tool for shaping the media image of the city [Storytelling as a tool for shaping the media image of the city]. Mediasreda, 2, 54-57. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2023-0-2-54-57 (In Russ.).
Kiselev, D. G. (2023). Kommunikativnye kul'turnye praktiki osvoeniya memorativnykh landshaftov (na primere Arkaima) [Communicative cultural practices of development of memorative landscape (based on the example of Arkaim)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 85-88. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-85-88. (In Russ.).
Medvedeva, A. R. (2023). Mediashleyf solntsestoyaniya v sopostavlenii s mediainformirovannost'yu posetiteley Arkaima [Media trail of the solstice in comparison with the media awareness of Arkaim visitors]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 89-95. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95 (In Russ.).
Safonov, A. V. & Topchii, I. V. (2023). Sistema obrazov memorativnogo landshafta arkheologicheskogo pamyatnika Arkaim kak faktor ego populyarizatsii [System of images of the memorative landscape of the archaeological monument Arkaim as a factor of its popularization]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 102-111. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111 (In Russ.)
Simakova, S. I. & Fink, S. A. (2022). Otrazhenie mediaesteticheskogo koda Chelyabinska v brend-zhurnalistike goroda [Reflection of the media aesthetic code of Chelyabinsk in the brand journalism of the city]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58), 102-114. https:// doi.org/10.47475/1999-5407-2022-10111. (In Russ.)
Simakova, S. I. (2022). Mediaesteticheskiy kod regiona cherez pamyatniki industrial'nogo naslediya [Media aesthetic code of the region through monuments of industrial heritage]. Dinamika mediasistem, Т. 2, 235-244. (In Russ.)
Fedotova, N. G. (2018). Simvolicheskiy kapital mesta: ponyatie, osobennosti nakopleniya, metodiki issledovaniya [Symbolic capital of a place: concept, features of accumulation, research methods]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Kul'turologiya i iskusstvovedenie, 29, 141-155. https://doi.org/10.17223/22220836/29/13. (In Russ.).
Filippov, D. E., Shevchenko, V. S. & Minibaeva, A. O. (2023). Blagotvoritel'nost' kak odin iz metodov prodvizheniya organizatsii na primere opyta mediagruppy «Nash Chelyabinsk» [Charity as one of the methods of promoting an organization using the example of the experience of the media group "Our Chelyabinsk"]. Sotsial'nye tekhnologii i praktiki vovlecheniya zhenskogo soobshchestva Chelyabinskoy oblasti v sotsial'nuyu deyatel'nost' dlya razvitiya territoriy i povysheniya kachestva zhizni : Sbornik nauchno-metodicheskikh materialov. Tom Vypusk II. Chelyabinsk: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Kray Ra», 30-32. (In Russ.).
Filippov, D. E. (2022). Deyatel'nost' po publikatsii i nauchnomu ispol'zovaniyu dokumentov kak element korporativnoy kul'tury arkhiva (na primere Ob"edinennogo gosudarstvennogo arkhiva Chelyabinskoy oblasti) [Activities for the publication and scientific use of documents as an element of the corporate culture of the archive (on the example of the United State Archive of the Chelyabinsk Region)]. Arkhiv v sotsiume - sotsium v arkhive : materialy pyatoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 19 sentyabrya 2022 goda. Chelyabinsk, 128-131. (In Russ.).
Filippov, D. E., Shevchenko, V. S. & Minibaeva, A. O. (2022). Problema preodoleniya vyzovov v formirovanii polozhitel'nogo imidzha regiona cherez sozdanie portreta sovremennika: opyt mediagruppy «Nash Chelyabinsk» [The problem of overcoming challenges in the formation of a positive image of the region through creating a portrait of a contemporary: the experience of the media group "Our Chelyabinsk"]. Dinamika mediasistem, Т. 2, 163-171. (In Russ.).
Shub, M. L. (2021). Spetsifika prezentatsii memorial'nogo kontenta v prostranstve regional'nykh media [On the aspects of a regional mass media memorial content presentation]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 143-148. https://doi. org/10.47475/2070- 0695-2021-10216. (In Russ.).
Информация об авторе
С. И. Симакова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства.
Information about the author
Svetlana I. Simakova - Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Media Production.
Статья поступила в редакцию 18.02.2024; одобрена после рецензирования 12.03.2024; принята к публикации 17.03.2024. The article was submitted 18.02.2024; approved after reviewing 12.03.2024; accepted for publication 17.03.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.