Научная статья на тему 'Практики конструирования рекреационного пространства крупного российского города: типологическая характеристика и креативный потенциал'

Практики конструирования рекреационного пространства крупного российского города: типологическая характеристика и креативный потенциал Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / CREATIVE CITY / РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / RECREATIONAL SPACE / АКТОРЫ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTORS OF RECREATIONAL ACTIVITIES / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / CONSUMER PRACTICES / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / MANAGEMENT PRACTICES / METROPOLIS / CONSTRUCTIVE PRACTICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Беспалова Анна Александровна

Современная логика развития крупных городов как пространства личностной и творческой самореализации индивидов определяет значимость формирования креативных зон в рекреационном городском пространстве, появление и развитие которых связано с креативными практиками ключевых авторов рекреационной деятельности. В данной статье с позиций типологического анализа и креативного подхода рассматриваются потребительские, созидательные и управленческие практики конструирования рекреационного пространства крупного российского города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Беспалова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practices of construction of recreational space in Russian metropolis: typological characteristics and creative potential

Modern principles of development of metropolises as spaces of personal and creative self-realization determines the significance of creative areas formation in urban recreational space. Its emergence and development are connected with the creative practices of key actors of recreational activities. In the article consumer, constructive and management practices of construction of recreational space in Russian metropolis are considered from the standpoint of typological analysis and creative approach.

Текст научной работы на тему «Практики конструирования рекреационного пространства крупного российского города: типологическая характеристика и креативный потенциал»

Слово молодым ученым

АЛ. Беспалова

аспирант Южного федерального университета*

Практики конструирования рекреационного пространства крупного российского города: типологическая характеристика и креативный потенциал

Город представляет собой живой организм, который, как и любой социальный организм, может функционировать в различных режимах - активном или пассивном, креативном или рутинном, традиционном или инновационном, и зависит это от креативного потенциала самих жителей города как акторов конструирования жизненного пространства города, в котором важное место занимает рекреационное пространство. Сегодня в социологии города все чаще можно встретить понятие «креативный город», суть которого сводится к его способности обеспечить личностное развитие и творческую самореализацию горожан1. В креативном пространстве города и культура отдыха приобретает иной формат - креативный, а потому в данной статье исследования мы хотим рассмотреть практики конструирования рекреационного пространства крупного города и выявить, насколько соответствуют они признакам креативности.

Основным условием реализации практик в области конструирования креативного пространства города, по мнению исследователей, является соответствие таким критериям, как свободная коммуникация, возможность безопасной презентации и реализации таланта и продуктов субъектами креативной деятельности, отсутствие цензуры денег, опасность которой заключается в том, что в ценным признается и, соответственно, пропускается только то, что способно приносить денежный доход2.

Основными акторами конструирования рекреационного пространства крупного города являются рекреанты, т.е. те, кто занимается рекреационной потребительской деятельностью и удовлетворяет свои рекреационные потребности в городской среде; рекреаторы, т.е. те, кто занимается рекреационной хозяйственной деятельностью в городе, и органы управления рекреационной деятельностью. Соответственно, практики конструирования рекреационного пространства крупного города можно

* Беспалова Анна Александровна, e-mail: anna_isir@mail.ru

1Пестерников Е., Пекар В. Креативный город [Электронный ресурс]. URL: http://www.pekar.in.ua/ Crea-tive%20City.htm (датаобращения: 07.10.2016).

2Там же.

разделить на потребительские (их субъектом выступают рекреанты), созидательные (субъектами выступают рекреаторы) и управленческие (субъектом являются управленческие органы). Безусловно, эта типология практик конструирования рекреационного пространства крупного города достаточно условна, так как потребители рекреационных услуг также в процессе своей потребительской деятельности в рекреационной сфере конструируют рекреационное пространство, развивающееся под влиянием сформированных в городской среде потребностей в тех или иных рекреационных услугах. Именно рекреанты оформляют запрос на развитие определенного рода рекреационных потребностей, которые в процессе своей рекреационной практики реализуют рекреаторы, ориентирующиеся на спрос, сформировавшийся на рынке рекреационных услуг. В свою очередь, то, насколько быстро и эффективно будут созданы те или иные рекреационные зоны, будут ли они вообще созданы, во многом зависит от принимаемых на уровне городской власти решений, что и формирует пространство взаимосвязанных и взаимозависимых акторов и их практик в поле конструирования рекреационного пространства крупного города.

Рассмотрим более подробно специфику указанных практик конструирования рекреационного пространства крупного города с позиций их влияния на изменение городской среды как пространства рекреации, в котором осуществляются виды рекреационной деятельности, связанные с лечением и профилактикой, отдыхом и релаксацией, туризмом, физической рекреацией1.

Потребительские практики как практики, отражающие роль и влияние рекреантов на конструирование рекреационного пространства крупного города, как мы уже отметили, имеют свою специфику, связанную с тем, что процесс потребления рекреационных услуг, предоставленных в крупном городе, самым непосредственным образом сказывается на его рекреационном пространстве, которое так же, как и в целом социальное пространство города, имеет динамичный характер, т.е. постоянно меняется в зависимости от направленности, содержания, активности акторов рекреационной деятельности. Это положение укладывается в новую парадигму рассмотрения городской среды, согласно которой «уже не город создает нового человека, а человек формирует новую городскую среду»2, и современная эпоха предоставляет множество возможностей для этого в виде участия населения в деятельности официальных структур, ответственных за обустройство городского пространства, участия в деятельности неформальных гражданских организаций, выступающих с инициативными проектами и предложениями, а также в виде выбора тех или иных социальных практик, предлагаемых городским пространством.

1Гарнага В.В., Лучкова В.И. Типы рекреационных пространств и их интеграция в прибрежные территории // Новые идеи нового века. 2015. Т. 2. С. 27.

2Сухушина Е.В., Рыкун А.Ю., Погодаев Н.П. Городское пространство - опыт исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 1 (25). С. 85.

Эти формы участия также актуальны и для рекреационного пространства города, и в этом случае третья форма как самая простая - выбор тех или иных рекреационных практик из числа предлагаемых городской средой - относится к тем самым потребительским практикам, которые мы рассматриваем в числе выделенных типов практик конструирования рекреационного пространства крупного города. Соответственно, наиболее активно выбираемые (реализуемые) рекреационные практики способствуют развитию конкретных кластеров, зон в рекреационном пространстве крупного города, а непопулярные с точки зрения потребительского выбора рекреационные практики могут способствовать исчезновению из рекреационного пространства крупного города тех или иных рекреационных зон.

Потребление в современном обществе становится индикатором развития индивида, социальных групп, общества в целом, конструирования социальных процессов и их динамики, социальной дифференциации и интеграции, отражая жизненные стили, жизненный уклад, уровень и качество жизни, т.е. потребление обрастает социальным смыслом, находя выражение в потребительском поведении. Согласно мнению Л.В. Гайко-вой, потребительское поведение - это форма проявления социального действия в условиях городской среды, а интенсивность потребительского поведения определяется целым рядом факторов, производных от конкретного городского пространства с его инфраструктурой, уровнем коммерциализации, информатизации, мобильности горожан, наличия у них свободного времени, уровня и характера потребностей. Последнее становится определяющим фактором развития и преобразования городской среды, а потому Л.В. Гайковой предлагается методика потребительского зонирования как инструментария моделирования общественных пространств в городе. К ним относится и рекреационное пространство, что определяет значимость этой методики, в рамках которой принципиально важное значение приобретают такие понятия, как «потребительский поток», «потребительские интересы», «потребительские нагрузки», «потребительский потенциал». Последнее понятие представляет особенно большое значение для моделирования и преобразования рекреационного пространства крупного города, так как в его понимание вкладывается «наличие источников, возможностей, средств и резервов общественных территорий»1.

Другими словами, потребительские практики конструирования рекреационного пространства крупного города во многом определяются потребительским потенциалом самого города, системное измерение которого позволит моделировать и реализовывать проекты, связанные с изменением потребительского потенциала города и потребительских практик горожан. В основе последних находятся потребительские интересы

1Гайкова Л.В. Потребительское зонирование при формировании городских общественных пространств // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 4. С. 37.

горожан, которые определяются многочисленными факторами, связанными с экономическим положением, культурным и образовательным уровнем индивидов, социальных групп, их демографическими характеристиками и поколенческими особенностями.

С точки зрения поколенческого подхода, который исследователями определяется как наиболее оптимальный при анализе городского пространства и его динамики, наиболее активным поколением в конструировании городского пространства в современное время является «поколение Х», родившееся в период 1963-1983 гг. и характеризующееся готовностью к изменениям, достаточно высокой мобильностью, технологической и информационной грамотностью, возможностью выбора, ориентацией на индивидуализм, нестандартное мышление и неформальные взгляды, непрерывное образование как готовность учиться в течение всей жизни, поиск как стиль жизни, способствующий получению нового опыта, опорой на собственные силы1. К этому поколению исследователи относят представителей креативного класса, нуждающегося в комфортной с точки зрения их запросов на реализацию собственной креативности внешней (в данном случае городской) среды, которая должна быть толерантной, открытой, свободной2.

Представляет интерес также «поколение Y», родившееся в период 1983-2003 гг. и демонстрирующее еще большие запросы на уровень комфортности городского пространства как пространства жизни, в котором они проявляют еще более высокую, нежели «поколение Х», активность и мобильность в силу тотальной погруженности в глобальное сетевое пространство интернет-среды, выступающее для них альтернативным жизненным пространством, своего рода частью жизненного мира, без которой они уже не представляют себе реальный мир. Для этого поколения, как отмечают исследователи, характерна жизненная установка, согласно которой все в жизни (работа, учеба, процесс потребления) может иметь развлекательный характер, и надо стремиться превратить социальные практики именно в такой развлекательный формат3. Можно согласиться также с точкой зрения о том, что индустрия развлечений приобрела масштабный размах, и в современном мире с его информационными и интерактивными технологиями она охватывает почти каждого человека, в результате чего создается впечатление, что вся культура современного общества - это сплошное «развлечение»4.

1Сухушина Е.В., Рыкун А.Ю., Погодаев Н.П. Городское пространство - опыт исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 1 (25). С. 84-85.

2Волков Ю.Г. Возникновение и современное состояние российского креативного класса [Электронный ресурс] // Вестник Института социологии. 2012. № 5. URL: http: //www.vestnik.isras.ru/files/File/ Vestnik_2012_5/Volkov.pdf (дата обращения: 12.09.2016).

3Сухушина Е.В., Рынкун А.Ю., Погодаев Н.П. Городское пространство - опыт исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2014. № 1 (25). С. 85.

4Павлов С.В. Досуговые практики городских подростков в современной России (социологический анализ) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2013. С. 14-15.

В практиках конструирования рекреационного пространства крупного города особое место занимают рекреаторы и их деятельность, которая нами была обозначена в виде созидательных практик. Все то, что было сказано в отношении потребительских практик, верно и в отношении созидательных, которые также зависят от потребительских интересов горожан, в свою очередь во многом детерминированных потребительскими (в том числе и рекреационными) ресурсами города.

Созидательные практики конструирования рекреационного пространства крупного города связаны с организацией полноценной рекреационной среды, и эта задача решается только в тесной взаимосвязи человека и природы, базирующейся на принципах интегрирования природных и искусственных компонентов городской среды. Только в этом случае город становится комфортной средой, в которой творческие силы общества концентрируются и реализуются в различным формах, преобразуя городское естественно-природное пространство в соответствии с индивидуальными и социальными потребностями городского населения1. Взаимодействие городской и природной среды, как отмечает Е.П. Носкова, всегда носило неоднозначный характер, тем более в условиях современного крупного города, среда которого чрезвычайно дифференцирована и культурно неоднородна2. Для крупного города природные элементы имеют чрезвычайно важное рекреационное значение, так как современному горожанину жизненно необходимы парки, скверы, различные водные объекты для полного воспроизводства его духовных и физических сил.

Созидательные практики конструирования рекреационного пространства крупного города могут носить формальный и неформальный характер. Если речь идет о реализуемых в рамках муниципальной политики проектах по благоустройству города и развитию его рекреационных зон, о деятельности коммерческих и некоммерческих структур в этом направлении, то имеют место формальные созидательные практики, и в этом случае многое зависит от местных властей, ориентированных или не ориентированных на повышение рекреационного потенциала города.

Нас в большей степени при анализе конструирования рекреационного пространства крупного города как социального организма, имеющего потенциал самоорганизации, волнуют неформальные практики, укладывающиеся в рамки теории нового урбанизма, в которой акцентируется внимание на сближении пространства и человека, а порядок в городском пространстве становится результатом не только и не столько усилий полиции, сколько неформального контроля самих горожан, т.е. в рамках нового урбанизма речь идет о социально ориентированном конструировании городского пространства. Такой характер конструирования города

1Сарченко В.И., Хиревич С.А. Детерминация экономической сущности формирования качественной городской среды [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2016. № 2 (58). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5800 (дата обращения: 08.10.2016).

2Носкова Е.П. Год парков и скверов в Республике Татарстан: опыт муниципального управления по формированию природных объектов в условиях городского пространства // Десятые Ковалевские чтения : материалы науч.-практ. конф. 13-15 ноября 2015 г. / отв. ред. Ю.В. Асочаков. СПб., 2015. С. 756.

определяет высокую роль в данном процессе его жителей, причем самых различных категорий и демографических характеристик (женщины, дети, инвалиды, старики, мигранты и т.д.), создающих для себя обстановку дружелюбного городского пространства, доступного всем и открывающего перспективы для развития горожан, т.е. именно такой город в теории нового урбанизма называется городом для жизни1.

На сходных позициях основывается социетальный подход к исследованию города, в рамках которого он рассматривается как социальное пространство, характеризующееся формированием культурно-коммуникационной среды, задающей культурные образцы как социализационные ориентиры. Основными принципами данного подхода учеными называются системность как взаимозависимость различных (экономических, культурных, социальных и т.д.) аспектов жизни; культурная гетерогенность, отражающая ценностную и социально-нормативную многомерность городской среды; признание социального пространства как приоритетного по отношению к физическому в процессе организации города; высокая роль инновационной активности индивида в конструировании социокультурной среды города2.

Таким образом, активность субъектов городской жизни становится источником формирования жизненного пространства города, субъективное измерение которого отражается в социальных и индивидуальных практиках, придающих индивидуальный смысл городской культуре и конструируемому этими практиками городскому пространству. Созидательные практики неформального характера, направленные на формирование или преобразование рекреационного пространства города, могут осуществляться в рамках деятельности общественных организаций и движений, индивидуальных инициатив горожан, однако в современном российском обществе созидательные практики рекреаторов пока преимущественно характеризует коммерческая направленность, так как эти акторы рекреационной деятельности, организующие отдых, т.е. формирующие спектр рекреационных услуг и условий их реализации, стремятся прежде всего к получению прибыли.

Целью рекреационных практик органов управления, которые названы нами управленческими практиками, является рациональное использование рекреационных ресурсов города для удовлетворения потребностей населения крупного города и развития региона. Специфика управленческих практик в области конструирования рекреационного пространства крупного города определяется спецификой управления городским пространством. При всем том, что цель данной деятельности является достаточно универсальной - создание условий для повышения ка-

1Наберушкина Э.К. Город - проект для жизни [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/294.pdf (дата обращения: 09.10.2016).

2 См.: Гавриляченко Е.В. Трансформация жизненного пространства современного российского города : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2008.

чества жизни городского населения, улучшения окружающей среды, повышения культуры, образования, физического и духовного здоровья жителей города1, реализуется она по-разному и далеко не всегда эффективно в различных городах мира и в российских в частности. Многое зависит от того, какой подход взят за основу в разработке и реализации управленческих практик в области развития города. На современном этапе в свете высокой урбанизации и повышения значимости субъектного фактора в организации городской жизни антропологический подход, в рамках которого город трактуется как социокультурное и многоаспектное явление, обладающее своими неповторимыми чертами и свойствами, обладает наибольшим потенциалом в научно-исследовательской и практической деятельности, связанной с конструированием городского пространства, в том числе и такой его части, как рекреационное.

Если исходить из того, что город - жизненное пространство, тои его рекреационное пространство должно быть устроено таким образом, чтобы горожане имели возможность осуществлять отдых на различных этапах жизни, исходя из структуры свободного, в том числе и рекреационного, времени. Эта структура рекреационного времени в науке представлена следующими видами: инклюзивное время, появляющееся у человека в течение рабочего дня; ежедневное время, соответствующее времени после работы; уик-энд (в конце рабочей недели); время отпуска и пенсионное время2. Мы полагаем, что городские органы власти, ответственные за организацию рекреационного пространства, должны ориентироваться в своей деятельности на создание таких рекреационных зон, которые способствовали бы реализации рекреационных потребностей горожан в течение жизни, с учетом выделенных видов рекреационного времени, и крупный город для этого представляет значительные возможности, так как концентрация креативных, талантливых и активных людей, способных преобразить город, в нем всегда высока.

Современная городская среда как пространство развития и реализации человеческого потенциала подчиняется ключевым тенденциям урбанизации, имеющим как глобальный контекст, так и локальный, специфический для каждого общества. Следовательно, необходимо учитывать особенности российских процессов в формировании городских пространств, в том числе и рекреационного пространства. Исследователи отмечают, что препятствием для развития городов и их человеческого потенциала по-прежнему является воспроизводство элементов командно-административной системы управления с ее бюрократическими барьерами, несмотря на то что реформы конца 80-х - начала 90-х гг. должны были способствовать деконструкции сложившейся в советское время ко-

1 Ильиных С.А., Табарков А.В. Городское пространство: специфика управления // Теория и практика общественного развития. 2015. № 13. С. 11.

2Гировка Н.Н. Некоторые аспекты формирования туристско-рекреационного пространства // Сервис plus. 2013. № 1. С. 59.

мандно-административной системы управления, развитию местного самоуправления1. После распада СССР страна погрузилась в длительный период экономического спада, в результате которого оказались разрушены крупнейшие предприятия с их социальной инфраструктурой и многие процессы городского развития затормозились. В итоге перед многими крупными российскими городами остро встали экологические, транспортные и рекреационные проблемы. Произошла деградация рекреационного пространства, и проживание в условиях крупного города стало фактором риска для здоровья его жителей в условиях загрязненной среды, высокого уровня девиации, роста темпа жизни, способствующего нарастанию раздражения и психических расстройств, что зачастую нивелирует преимущества городской жизни с ее перспективами в области развития человеческого потенциала.

Поскольку Россия считается страной с высоким уровнем урбанизации (73,11 %)2, задача формирования благоприятной среды для развития человеческого потенциала остается приоритетной и требующей разработки и внедрения адекватных стратегий муниципального развития, ориентированных на вовлечение горожан в различные формы участия в жизни города, в том числе в области конструирования рекреационного пространства.

Таким образом, можно заметить, что практики конструирования рекреационного пространства крупного города, дифференцированные в нашем исследовании на потребительские, созидательные и управленческие, могут принести положительный эффект только при условии их синтеза, так как их реализация предполагает активное и продуктивное участие каждого из акторов рекреационной деятельности в развитии рекреационного пространства города. Соответственно, речь идет о необходимости повышения самоорганизационного потенциала крупного города как пространства, в котором рекреационная деятельность станет результатом синтеза управленческих, потребительских и созидательных практик различных акторов конструирования рекреационного пространства.

Беспалова А.А. Практики конструирования рекреационного пространства крупного российского города: типологическая характеристика и креативный потенциал. Современная логика развития крупных городов как пространства личностной и творческой самореализации индивидов определяет значимость формирования креативных зон в рекреационном городском пространстве, появление и развитие которых связано с креативными практиками ключевых авторов рекреационной деятельности. В данной статье с позиций типологического анализа и креативного подхода рассматриваются потребительские, созидательные и

1Панкратов Н.В. Городская среда как пространство для реализации человеческого потенциала [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/marketing/item/2582-2013-12-02-07-56-08 (дата обращения: 10.10.2016).

2Там же.

управленческие практики конструирования рекреационного пространства крупного российского города.

Ключевые слова: крупный город, креативный город, рекреационное пространство, акторы рекреационной деятельности, потребительские практики, созидательные практики, управленческие практики.

Bespalova A.A. Practices of construction of recreational space in Russian metropolis: typological characteristics and creative potential.

Modern principles of development of metropolises as spaces of personal and creative self-realization determines the significance of creative areas formation in urban recreational space. Its emergence and development are connected with the creative practices of key actors of recreational activities. In the article consumer, constructive and management practices of construction of recreational space in Russian metropolis are considered from the standpoint of typological analysis and creative approach.

Keywords: metropolis, creative city, recreational space, actors of recreational activities, consumer practices, constructive practices, management practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.