Научная статья на тему 'Практики исторической реконструкции в городской среде'

Практики исторической реконструкции в городской среде Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городские практики / историческая реконструкция / исторический туризм / живая история / образовательная эффективность / Великий Новгород / urban practices / historical re-enactment / heritage tourism / living history / educational effectiveness / Veliky Novgorod

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Торчиленко А. А.

В статье исследуется потенциал фестивалей исторической реконструкции как растущего хобби и образа жизни, который возрождает историю и самобытность средневековых городов посредством восстановления ремёсел, костюмов и обычаев. Участие в этих фестивалях знакомит людей с историческим значением их города и способствует участию городского сообщества в коллективной жизни. Несмотря на благоприятные условия Великого Новгорода для проведения масштабных мероприятий, в нём пока нет целевых проектов по развитию исторической реконструкции. Возрождение исторических фестивалей после спада, вызванного Covid-19, свидетельствует о растущей потребности в подходящих площадках для интеграции реконструкций в календарь событий Новгорода. Такие мероприятия приносят образовательную пользу благодаря практическим, живым историческим презентациям и ставят перед собой задачу найти баланс между исторической достоверностью и развлекательной ценностью. Фестивали исторической реконструкции могут принести разнообразную пользу городам в качестве культурных праздников и инструментов возрождения городской активности, улучшая, кроме того, глобальный имидж города. Успешная интеграция фестивалей исторической реконструкции в городскую событийную повестку требует баланса потребностей реконструкторов, принимающего города и местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical reconstruction practices in the urban environment

This article studies the potential of historical reenactment festivals as an increasingly popular hobby and way of life that revives the history and identity of medieval cities through crafts, costumes and customs. Participation in these festivals educates people about the historical significance of their city and promotes community participation. Despite the fact that Veliky Novgorod can provide favorable conditions for large-scale events, there are no targeted projects for the development of historical reconstruction there yet. The resurgence of historical festivals after the decline caused by Covid-19 highlights the need for suitable venues to integrate re-enactments into Novgorod's event calendar. These events provide educational benefits through practical, live historical presentations and aim to balance historical accuracy and entertainment value. Historical reconstruction festivals can bring different benefits to the cities being cultural holidays and tools for urban regeneration, improving the global image of the city. Successful integration of historical reenactment festivals into the city's event agenda requires balancing the needs of redevelopers, the host city and the local population.

Текст научной работы на тему «Практики исторической реконструкции в городской среде»

https://d0i.0rg/i0.34680/urbis-2024-4(i)-5i-63

Практики исторической реконструкции в городской среде

А. А. Торчиленко

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого,

Великий Новгород, Россия arsenytorchilenko@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

АННОТАЦИЯ

городские практики историческая реконструкция исторический туризм живая история образовательная эффективность Великий Новгород

В статье исследуется потенциал фестивалей исторической реконструкции как растущего хобби и образа жизни, который возрождает историю и самобытность средневековых городов посредством восстановления ремёсел, костюмов и обычаев. Участие в этих фестивалях знакомит людей с историческим значением их города и способствует участию городского сообщества в коллективной жизни. Несмотря на благоприятные условия Великого Новгорода для проведения масштабных мероприятий, в нём пока нет целевых проектов по развитию исторической реконструкции. Возрождение исторических фестивалей после спада, вызванного Covid-l9, свидетельствует о растущей потребности в подходящих площадках для интеграции реконструкций в календарь событий Новгорода. Такие мероприятия приносят образовательную пользу благодаря практическим, живым историческим презентациям и ставят перед собой задачу найти баланс между исторической достоверностью и развлекательной ценностью. Фестивали исторической реконструкции могут принести разнообразную пользу городам в качестве культурных праздников и инструментов возрождения городской активности, улучшая, кроме того, глобальный имидж города. Успешная интеграция фестивалей исторической реконструкции в городскую событийную повестку требует баланса потребностей реконструкторов, принимающего города и местного населения.

Для цитирования:

Торчиленко, А. А. (2024). Практики исторической реконструкции в городской среде. Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города, 4(1), 51-63. https://d0i.0rg/i0.34680/urbis-2024-4(i)-5i-63

Финансирование:

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 24-18-00672, https://rscf.ru/pr0ject/24-18-00672/

© Торчиленко А. А., 2024

Urbis et Orbis. 2024. 4 (1)

Historical reconstruction practices in the urban environment

Arseniy Torchilenko

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia arsenytorchilenko@yandex.ru

KEYWORDS ABSTRACT

urban practices This article studies the potential of historical reenactment festivals as

historical re-enactment an increasingly popular hobby and way of life that revives the history

heritage tourism and identity of medieval cities through crafts, costumes and customs.

living history Participation in these festivals educates people about the historical sig-

educational effectiveness nificance of their city and promotes community participation. Despite Veliky Novgorod the fact that Veliky Novgorod can provide favorable conditions for large-

scale events, there are no targeted projects for the development of historical reconstruction there yet. The resurgence of historical festivals after the decline caused by Covid-19 highlights the need for suitable venues to integrate re-enactments into Novgorod's event calendar. These events provide educational benefits through practical, live historical presentations and aim to balance historical accuracy and entertainment value. Historical reconstruction festivals can bring different benefits to the cities being cultural holidays and tools for urban regeneration, improving the global image of the city. Successful integration of historical reenactment festivals into the city's event agenda requires balancing the needs of redevelopers, the host city and the local population.

For citation:

Torchilenko, A. A. (2024). Historical reconstruction practices in the urban environment. Urbis et Orbis. Microhistory and Semiotics of the City, 4(1), 51-63. https://doi.org/10.34680/urbis-2024-4(1)-51-63

Funding:

The research was funded by the Russian Science Foundation, project No. 24-18-00672, https://rscf.ru/project/24-18-00672/

Urbis et Orbis. 2024. 4 (1)

Введение

На сегодняшний день реконструкторы - это энтузиасты и любители, которые воссоздают наряды, оружие, технологии, военные события и социальные акции различных исторических периодов. Историческая реконструкция - активное хобби, которое становится образом жизни для многих участников. Сегодня количество реконструкторов увеличивается, инфраструктура, поддерживающая мероприятия, -лиги и отрасли реконструкции, - растёт, а также развиваются специфические навыки, ремёсла и отрасли, направленные на поддержание реконструкторской деятельности. Само это явление может рассматриваться как социокультурное движение со своими целями, языком, ценностями и нормами, основанное на научном знании о прошлом. Следовательно, рост движения исторической реконструкции может указывать на то, что она удовлетворяет важные социальные и культурные потребности для многих современников.

Исторические фестивали также играют важную роль в сохранении и продвижении культурной памяти городов, позволяя жителям и гостям города погрузиться в атмосферу прошлого, увидеть и почувствовать традиционные элементы локальной культурной идентичности. Благодаря таким мероприятиям люди могут получить знание об исторических ремёслах, костюмах и обычаях, которые стали неотъемлемой частью идентичности города и которые формировали его облик в эпоху Средневековья. В силу того что реконструкторские события традиционно проводятся в исторических местах города или рядом с ними, участие в фестивалях позволяет горожанам ощутить себя частью общественного события, лично ощутить историческое значение своего города и укрепить свою связь с ним.

В настоящее время нет новгородских проектов или групп, связанных с развитием и продвижением исторической реконструкции, способных на организацию крупных фестивалей. Меж тем город обладает очень выгодным для событийной деятельности местоположением относительно других городов; кроме того, имеется опыт проведения крупных фестивалей в 2010-х годах. Это может обеспечить, как минимум, стабильный поток посещающих мероприятия. Также следует отметить, что исторические фестивали переживают эпоху возвращения к истокам после упадка в промежуток с 2020 по 2022 годы, связанного с соу1^19 и невозможностью проведения массовых мероприятий. Однако трудность в организации таких фестивалей заключается в событийном конфликте культурно-исторического и спортивного направлений доспешных боев. Данная проблематика отражена в работе И. Н. Петрухина «Кардинальные отличия движения исторической реконструкции (ИР) от движения «исторического средневекового боя» (ИСБ) в нашей стране» (Петрухин, 2023). Здесь описывается появление крупных ежегодных фестивалей и освещается вопрос о постоянном напряжении между развлекательно-спортивными аспектами этих событий и желанием исторической достоверности, господствующим в сообществе реконструкторов.

Понимание того, каким образом формируются площадки для фестивалей и какие места наиболее актуальны с точки зрения теории и практики их организации, какие особенности и тенденции существуют в их проведении позволило бы успешно включить историческую реконструкцию в событийную жизнь Великого Новгорода. Для этого также необходим анализ подходящих для реконструкторской

деятельности площадок Великого Новгорода с учётом климатических нюансов, фактора аутентичности и уровня посещаемости туристами и жителями города.

Теоретический аспект темы организации фестивалей исторической реконструкции

Достижение цели исследования требует обращения к существующим теоретическим наработкам в избранной тематической области. В работе Н. С. Божок «Социологическое содержание понятия "историческая реконструкция"» последняя рассматривается как часть молодёжной культуры России, порождающая многочисленные военно-исторические ассоциации и клубы по всей стране. Здесь приводятся результаты опросов студентов об их взаимодействии с движением исторической реконструкции, а также их интересах в связи с творческой деятельностью вообще (Божок, 2013 а). Исследование того же автора «Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры» интерпретирует историческую реконструкцию как инструмент удовлетворения духовных потребностей в самоидентификации и культурном преобразовании. Здесь названное движение описывается как пронизанное высоким моральным смыслом и предоставляющее возможность преодолеть от социальные противоречия. В то же время поднимется финансовая проблема, состоящая в том, что развитие исторической реконструкции, включая её использование в работе с молодежью, пока не получило достаточной поддержки на уровне государственной молодёжной политики (Божок, 2013 б).

В работе Е. Л. Драчёвой «Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта» показано, что в последние годы в России прошло множество фестивалей и мероприятий, часто связанных со значительными историческими юбилеями. В этой связи Российское правительство через Федеральное агентство по туризму предпринимает усилия по продвижению военно-исторического туризма, в котором исторические реконструкции играют ключевую роль. В свою очередь исторические реконструкции рассматриваются как способ привлечения общественности к истории и форма патриотического воспитания (Драчёва, 2014).

Е. Л. Логвина в статье «Историческая реконструкция событий одна из форм событийного туризма» трактует историческую реконструкцию как уникальное культурное явление, объединяющее науку, искусство, военное дело, спорт и туризм. Автор выявляет цели исторической реконструкции, рассматривает формы исторических фестивалей, в том числе, включающих военный компонент - такой как реконструкция знаменитых сражений прошлого (Логвина, 2020).

Различные аспекты организации событийных мероприятий изучена в работе «Urban regeneration, arts programming and major events», где с опорой на труды маркетологов, градостроителей и политиков в сфере культуры рассматривается потенциал художественной деятельности как инструмента возрождения городов в контексте концепций «культурный / городской туризм» и «маркетинг искусства / города». Автором отмечается важность пересмотра стратегии интеграции искусства и культуры при планировании и проведении крупномасштабных городских событий, чтобы превратить художественные программы в ключевой компонент успешного возрождения городов (García, 2004).

В исследовании Y. D. Liu под названием «Cultural Events and Cultural Tourism Development: Lessons from the European Capitals of Culture», посвящённом куль-

турному туризму в Европе, программа «Культурная столица Европы» (ECOC) рассматривается как эффективный механизм стимулирования развития туризма через реализацию экономики впечатлений и улучшение имиджа городов. Автор работы подчёркивает, что ECOC не только способствует продвижению культурного производства и потребления, но и активно участвует в установлении партнёрских отношений, что является ключевым фактором в стратегиях развития культурного туризма. Систематический анализ программы ECOC за 20-летний период демонстрирует, как эта инициатива служит катализатором роста культурного туризма, улучшая культурную жизнь городов и способствуя их экономической регенерации (Liu, 2014).

Актуальное состояние движения исторической реконструкции

Исторические фестивали реконструкции набирают популярность в современном мире, привлекая участников и зрителей. Такие мероприятия дают возможность как бы перенестись в прошлое и воочию наблюдать исторические события (ил. 1-2), в связи с чем очень важно выбрать для этого подходящие места с учётом их культурной значимости. Исторические места, такие как старинные здания, дороги, мосты и иные достопримечательности, служат ценным фоном для мероприятия, давая представление об образе жизни и деятельности ушедших эпох.

Ил. 1. Построение пикинёров. Bitva Budyne. Чехия, 2022. Фото: Jan Stábl

В последнее время фестивали реконструкций приобрели значительную популярность в Европе. Среди европейских мероприятий выделяется фестиваль «The San Marino Medieval Days» - аутентичный этнический праздник, который предлагает посетителям совершить путешествие в ушедшие эпохи. Сан-Марино, старейшая в мире республика, может похвастаться историческим центром, напоминающим средневековый музей. В течение всего фестиваля причудливые улицы

и площади старого города служат грандиозной сценой для сложных карнавальных шествий с участием музыкантов, артистов, акробатов и знаменосцев, одетых в старинные костюмы. Кроме того, в рамках праздника проходят народные гуляния, театральные представления, конкурсы, работает средневековый рынок и предлагаются различные кулинарные изыски. Многообразные культурные мероприятия, а также историческая атмосфера и гостеприимный европейский шарм ежегодно привлекают множество туристов на фестиваль «Medieval Days» в Сан-Марино1.

В деревне Моримондо, расположенной недалеко от Милана, в настоящее время проходит захватывающее историческое мероприятие под названием «14th Century Days». В ходе этого трёхдневного мероприятия представлены различные средневековые ремёсла, интерактивные мастер-классы и реконструкции повседневной жизни исторических групп. Кроме того, посетители могут насладиться средневековой кухней, живыми музыкальными выступлениями и увлекательными мастер-классами по миниатюрной живописи и траволечению. У участников фестиваля есть возможность погрузиться в быт средневекового лагеря, понаблюдать за демонстрацией стрельбы из лука, арбалета и требюше, а также осмотреть знаменитый музей местного аббатства. Это мероприятие демонстрирует более образовательный подход к средневековой жизни по сравнению с предыдущим фестивалем «Morimondo Festum», делая акцент на возможностях обучения, а не на масштабных реконструкциях сражений2.

Ил. 2. Турнир при дворе в Градец-Кралове. Реконструкция XIII в. Чехия, 2021.

Фото: Jan Stábl

Ежегодный фестиваль «Корчиано», проходящий в итальянском городе Кор-чиано с 13 по 15 августа, - это значимое историческое событие, включающее в себя

1 См.: https://www.calend.rU/h0lidays/0/0/2755/.

2 См.: https://www.archysp0rt.c0m/2023/05/f0urteenth-century-days-2023-0f-m0rim0nd0-with-medieval-dinner-and-historical-re-enactments/.

разнообразные мероприятия: стрельбу из средневекового лука, традиционные шествия, дружеские соревнования между районами города и различные художественные выставки. На этих выставках представлены художественные творения местных талантов в таких жанрах, как скульптура, сюрреализм и ботаника. Мероприятие координируется туристической ассоциацией Pro Loco Corciano в партнерстве с муниципалитетом Корчиано, а также при поддержке региональных организаций и спонсоров3.

В Перудже с 22 по 24 сентября 2023 г. в 45-й раз открылись «Games of the Doors of Gualdo Tadino» - мероприятие, проверенное временем. При поддержке различных общественных институтов это значимый праздник для сообщества Гуальдо Тадино. Мэр города, Массимилиано Прешутти, отметил, что это событие станет его последним участием в Играх в качестве мэра. Клаудио Дзени, глава администрации Игр, подчеркнул своеобразие традиционного парада и ключевую роль ослов в соревнованиях. Это событие отмечается как проявление культурной самобытности и сохранение наследия района, объединяющее людей разных поколений4.

Фестивали приносят значительную пользу городам, служа каналом культурного обмена, экономического стимулирования и социального взаимодействия. Реконструкция „Bitva Budyne" в Чехии иллюстрирует эти позитивные влияния. Воссоздавая важнейшее историческое событие, этот фестиваль воспитывает у жителей чувство идентичности и гордости, привлекая также посетителей из разных стран, включая Словакию, Германию и Францию. Мероприятие предлагает участие в традиционном искусстве, ремёслах и представлениях. Сотрудничество между ассоциацией «Живая история» и городом Будине-над-Огржи иллюстрирует потенциал общественных организаций в партнёрстве с местными властями, повышая гражданскую активность5.

Фестиваль «Наш Грунвальд», ежегодно проводимый в Беларуси, чтит средневековую культуру и музыку. В центре сюжета — реконструкция Грюнвальдской битвы 1410 года, ключевого конфликта начала XV века с участием Тевтонского ордена и союзных войск Великого княжества Литовского и Польши. Участники из разных стран воссоздают эту историческую битву, подчёркивая богатое наследие Беларуси. Фестиваль также включает в себя рыцарские турниры и турниры по стрельбе из лука, массовые бои и музыкальные выступления. Мероприятие, проходящее в музее «Дудутки» под Минском, демонстрирует значение Грюнвальдской победы в европейской истории6.

Обсуждая культурные праздники городов Российской Федерации, можно выделить два примечательных фестиваля.

Суздальский фестиваль «Суздаль-Град» отличается особой строгостью, требуя от участников соблюдения исторических традиций в одежде и поведении. Чтобы сохранить историческую целостность мероприятия, на нём действуют строгие правила, в том числе ограничения на современную одежду и действия. Особые правила налагаются на кулинарные приёмы, освещение и взаимодействие с окружающей

3 См.: https://www.archysport.com/2022/08/corciano-festival-towards-the-great-closure-between-historical-re-enactments-art-exhibitions-and-challenge-of-the-archers/.

4 См.: https://www.archysport.com/2023/09/45th-edition-of-the-games-of-the-doors-of-gualdo-tadino-historical-re-enactment-and-cultural-celebration/.

5 См.: http://www.zakulturou.cz/akce-a-party/bitva-budyne-nad-ohri-2017-%E2%80%93-boj-o-udoli.html.

6 См.: https://nashgrunwald.by/guide/o-festivale.html.

средой, например, запрет на открытый огонь и раскопки. Общий кодекс поведения запрещает современную музыку, ненормативную лексику и враждебность, а нарушения могут привести к предупреждению или удалению с фестиваля.

Фестиваль «Василёвский стан» в Торжке (ил. 3) посвящён созданию полной средневековой атмосферы для своих посетителей с помощью различных форм развлечений, включая музыку, танцы и интерактивные мероприятия. В рамках события проводится серия смешанных боевых реконструкций с участием около 100 человек из более чем 10 различных клубов, а также мирные состязания по фехтованию и рыцарские поединки. Хотя боевые представления привлекли большую аудиторию, переход от современного снаряжения к подлинному историческому оборудованию и обстановке вызвал у некоторых трудности в небоевых аспектах реконструкции. Тем не менее фестиваль был признан триумфальным благодаря удачному расположению, умелым организаторам и горячей заинтересованности участников.

Ил. 3. Василёвский стан. Манёвры. Торжок, Новоторжский Кремль, 2024. Фото: Всероссийский историко-этнографический музей

Группы реконструкции исторических событий вызывают сильные и зачастую поляризованные реакции в современном обществе. Средства массовой информации часто фокусируются на развлекательной стороне событий, упрощая и искажая характер этого явления. Тем не менее, движение реконструкции способно быть важным средством исторического образования и одной из форм возрождения местной культуры, создавая, помимо прочего, уникальную культурную индустрию.

Историческая реконструкция выходит за пределы простых симуляций битв, включая в себя более широкий круг участников, однако функция развлечения часто затмевает их потенциал в формировании исторических знаний и образования. Группы реконструкторов служат массовым, ориентированным на сообщество институтом взаимодействия и ресурсом сохранения местной и национальной истории.

Сейчас встаёт задача развеять стереотипы о реконструкторах как «безобидных эксцентриках» и подчеркнуть их культурную роль, поскольку реконструкторы являются и потребителями, и производителями наследия, превращая историческую реконструкцию в сложную образовательную практику и важную отрасль культурной индустрии.

Можно постараться провести разделение между «истинными реконструкторами», уделяющими внимание исторической точности, и «коммерческими реконструкторами», приоритет которых - прибыль и развлечения. Истинные реконструкторы стремятся сохранить традиции, внушить уважение к прошлому и социальную дисциплину, а также передать знания об истории, в то время как коммерческие реконструкторы стремятся провести привлекательные мероприятия и заработать деньги. Истинные реконструкторы вкладывают большие усилия в обеспечение исторической точности своих лагерей, костюмов и поведения, в то время как коммерческие реконструкторы скорее безразличны к этим деталям. Первые борются с «конструктивной» природой исторических знаний и произвольной интерпретаций исторических источников, поскольку публика зачастую оценивает точность реконструкции на основе информации из художественных фильмов, а не на основе мнения экспертов. Для вторых приоритетом являются зрелищность и развлекательная ценность. Коммерциализация и акцент на зрелищность в исторических реконструкциях привели к «историко-коммерческому смешению», в результате чего реклама спонсоров и промо-материалы доминируют на мероприятиях. Спонсоры и коммерческие организации, как основные источники финансирования, в значительной степени влияют и формируют сами реконструкции. Фестивали начинают напоминать шоу с многочисленными киосками, продавцами еды и развлекательными элементами, ориентированными на зрелищность, а не на историческую достоверность. Подобное явление отмечается, в частности, в работе «Historical Re-enactment in Poland: Between Faithfulness to History and the Imperative of Spectacularity» (Olechnicki & Szlendak, 2020), написанной на примере польских фестивалей.

Описанные события являются частью сложной экосистемы, включающей движение людей, капитала и идей в индустрии развлечений. Страсть участников к исторической точности часто противоречит стремлению индустрии создавать зрелища для максимального вовлечения аудитории. Предприятия-организаторы рассматривают эти события как возможность улучшить свой имидж и продать свою продукцию, отодвигая на второй план историческую ценность реконструкции. Коммерческие цели всё больше оттесняют культурные цели групп реконструкторов. Конфликт между стремлением участников к точности и потребностью индустрии развлечений в зрелище и прибыли неизбежен. Группы исторической реконструкции часто ценятся за их образовательный потенциал, исходя из предположения, что практические, живые презентации истории могут быть более эффективными, чем традиционное академическое обучение. Однако, как показывает практика, основная цель таких мероприятий — развлечение и удовольствие, а не образование. Зрелище и зрелищность часто берут верх над исторической достоверностью и подлинностью действия. Сами участники реконструкций исповедуют неоднозначные взгляды на образовательную эффективность своей деятельности, признавая сдвиг в сторону «образовательно-развлекательного», а не серьёзного аспекта действия.

Историческая реконструкция привлекает разнообразную аудиторию: в основном мужчин, но также и семьи с детьми. Участники реконструкций разделяются во

мнениях относительно их образовательной ценности, признавая, что они в первую очередь обеспечивают эмоциональный и развлекательный опыт. Историческая реконструкция использует ссылки на историю для привлечения массовой аудитории, допуская смешение различных исторических эпох и фигур. Участники реконструкций обладают глубокими историческими знаниями, которые могут противоречить «политкорректной» истории, преподаваемой в школах. Здесь проявляет себя специальный жаргон, который сочетает научную терминологию и социальный диалект сообщества. Глубокое знание истории, требуемое от реконструктора, может вызывать напряжённость среди профессиональных историков; однако именно реконструкции восстанавливают и представляют детали повседневной жизни, которые могут улучшить понимание прошлого. Реконструкторы демонстрируют владение историческими знаниями, которые вдохновляют их на культурную деятельность, но их стремление к зрелищности в конечном счёте может противоречить исторической точности. К тому же, образовательный эффект мероприятий по реконструкции часто ограничен, так как зрители, в отличие от участников, остаются пассивными.

Потенциал Великого Новгорода

Перед тем как перейти непосредственно к возможностям Новгорода в области мероприятий по исторической реконструкции, следует отметить, что выбор места события всегда зависит от планируемой формы мероприятия; в том же случае, если город претендует на конкурентный фестиваль, в первую очередь необходимо рассматривать относительно ровные и большие площади. Среди ранее используемых новгородских городских пространств можно выделить следующие:

1. Кремлёвский парк является центральным местом проведения фестивалей исторической реконструкции благодаря его сильным историческим ассоциациям, его глубоким историческим корням, связанным с укреплениями древнего города, создающим захватывающую атмосферу для реконструкций. Занимая 25 гектаров, он может вмещать в себя различные фестивальные локации, такие как рынки, лагеря для участников или ристалища. Кроме того, прилегающие территории, в том числе Софийская площадь и набережная, также могут быть интегрированы в фестивальную повестку.

2. В аркаде Гостиного двора есть большая открытая площадка, подходящая для масштабных боёв, и скопление церквей, которые могут служить силуэтной границей палаточного лагеря. Эти элементы также можно использовать для выставок, отражающих прошлую профессиональную (торговую) деятельность и повседневную жизнь новгородцев. Сохранившаяся и отреставрированная аркада Гостиного двора регулярно служит площадкой для проведения различных мероприятий и выставок. Многофункциональные возможности комплекса варьируют от спортивно-боевого использования до культурно-исторических выставок. При этом крайне важно уделять приоритетное внимание сохранению и подчёркиванию исторических и архитектурных достоинств места.

Помимо места важно отметить также и даты проведения - это второй параметр, в котором город будет конкурировать с другими претендентами для привлечения участников фестиваля. Здесь необходимо заметить, что Великий Новгород может занять нишу осенних фестивалей, несмотря на то, что в этот сезон среднесуточная температура опускается до 12-15 градусов: при использовании суконной одежды, проведении доспешных боёв и применении костровой пищи такие условия по-прежнему

Urbis et Orbis. 2024. 4 (1)

являются комфортными. Но главным всё же остаётся то, что такие фестивали дают возможность временно отвлечься от обыденной рутины, принося волнение, эмоциональное раскрепощение и чувство соучастия в общем деле. Подобные события охватывают социальные, экономические и политические измерения жизни, сформированные культурными влияниями времени и места.

Современные фестивали реконструкции демонстрируют сложные и напряжённые взаимоотношения между коммерческими и культурными потребностями различных социальных групп. Исторические фестивали могут восприниматься в качестве спорной части городских массовых проектов, поскольку Великий Новгород ещё не принял их в качестве средства возрождения, продвижения города, как форму взаимодействия внутри городского сообщества. Рано или поздно перед городскими властями встанет вопрос о финансовой целесообразности проведения фестиваля. Однако, если учитывать тренд на рост реконструкторского сообщества по всей стране, игнорировать востребованность подобных мероприятий - значит игнорировать потенциал культурно-туристической привлекательности города и региона. Фестивали приносят многогранную пользу городам, выходя за рамки простых культурных праздников: они служат инструментами возрождения городской жизни, улучшая имидж города и меняя его восприятие во всём мире.

Взаимозависимые отношения между фестивалями и местами их проведения очевидны в контексте брэндинга и в перспективе вызова существующему восприятию города. Чтобы фестивали были по-настоящему полезными, они должны найти баланс, учитывающий потребности посетителей, самого места и принимающего сообщества, гарантируя, что местные жители не будут маргинализированы. Фестивали также предоставляют жителям возможность пообщаться друг с другом и по-новому воспринять место своего жительства, предлагая больше чем просто временное зрелище; они могут быть средством создания устойчивых связей индивидов с сообществом и способом культурного обогащения.

Отношения между городами и историческими фестивалями могут быть взаимовыгодными, если они хорошо спланированы, если удачно купированы проблемы включения / отчуждения местного населения. В этой области существует значительный потенциал для более развитой междисциплинарной работы, включающей исследования критических событий в конкретной городской географии. Будущие исследовательские проекты также должны быть сосредоточены на экологическом воздействии фестивалей на городские ландшафты, включая изменения в физической инфраструктуре и доступность тех или иных локаций для местных городских сообществ.

Заключение

Историческая реконструкция - это популярное хобби и культурное движение с постоянно растущим числом участников и развитой инфраструктурой. Движение имеет сильное самообразовательное и самоактивизирующее измерение, вдохновляя участников на культурную активность. Группы реконструкторов играют важную роль в обучении потенциальных участников акций, особенно молодых, внушая им определённый код поведения. Хотя образовательное воздействие мероприятий реконструкции на зрителей ограничено, поскольку фокус на развлекательной ценности приводит к более поверхностному и поэтому быстрому обучению, реконструкторы обладают пониманием конструктивного и субъективного характера

истории, осознавая, что исторические интерпретации могут варьироваться. Это осознание субъективности истории делает реконструкторов более эффективными рассказчиками, менее подверженным влиянию извне. И хотя участники сталкиваются с множеством интерпретаций исторических деталей, они стремятся к точности, принимая во внимание социально сконструированный характер исторической «правды».

Уже сегодня исторические фестивали играют важную роль в сохранении и продвижении культурной памяти и идентичности городов, позволяя жителям и посетителям погрузиться в атмосферу прошлого. И пока в Великом Новгороде отсутствуют крупные проекты такого рода, можно говорить об упадке культурного просвещения и культурного туризма, в которых наш город был некогда богато представлен. Но нельзя забывать, что сегодня названное движение не является монолитным, а поэтому следует разделять коммерческую, культурно-историческую и спортивную направленность проводимых мероприятий. Существует и внутреннее напряжение между исторической достоверностью и зрелищностью событий реконструкции, так как необходимость развлечения зрителей может конфликтовать с сохранением исторической точности.

И тем не менее можно указать на множество успешных мероприятий в различных «ветвях» сообщества реконструкторов. Не так важно, какой потенциал реконструкции мы хотим задействовать - чисто образовательный или развлекательный с сохранением исторической достоверности - необходимо задействовать потенциал исторического города и его отдельных локаций. Если произойдёт успешная интеграция исторических фестивалей реконструкции в календарь городских событий, то город получит культурные, туристические и общественные выгоды. Но организация такого культурно-исторического взаимодействия многочисленных городских акторов требует достижения баланса интересов участников, города-хозяина и местного населения.

Библиография

Божок, Н. С. (2013 а). Социологическое содержание понятия «историческая реконструкция». Вестник Саратовского государственного технического университета, 3(1), 197-201.

Божок, Н. С. (2013 б). Движение исторической реконструкции как феномен молодёжной культуры. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина.

Драчёва, Е. Л. (2014). Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта. Современные проблемы сервиса и туризма, 8(4), 55-67. Логвина, Е. В. (2020). Историческая реконструкция событий - одна из форм событийного туризма. Геополитика и экогеодинамика регионов, 6(2), 206-217. Петрухин, И. Н. (2023). Кардинальные отличия движения исторической реконструкции (ИР) от движения «Исторического средневекового боя» (ИСБ) в нашей стране. В Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания молодёжи: Материалы Всероссийского научно-методического форума. Вып. V. (сс. 107123). БФ УУНиТ.

Garcia, B. (2004). Urban regeneration, arts programming and major events: Glasgow 1990, Sydney 2000 and Barcelona 2004. International Journal of Cultural Policy, 10(1), 103-118.

Liu, Y. D. (2014). Cultural events and cultural tourism development: Lessons from the European capitals of culture. European Planning Studies, 22(3), 498-514.

Olechnicki, K., & Szlendak, T. (2020). Historical re-enactment in Poland: Between faithfulness to history and the imperative of spectacularity. Polish Sociological Review, 209(1), 3-22.

References

Bozhok, N. S. (2013 a). Sociological content of "historical reconstruction" concept. Vestnik of Saratov State Technical University, 3(1), 197-201. (In Russian).

Bozhok, N. S. (2013 b). The movement of historical reconstruction as a phenomenon of youth culture. Dissertation for the degree of candidate of sociological sciences. Saratov State Technical University named after Yu. A. Gagarin. (In Russian).

Dracheva, E. L. (2014). Historical reconstruction as a basis for the formation of a new touristic product. Service & Tourism: Current Challenges, 8(4), 55-67. (In Russian).

Garcia, B. (2004). Urban regeneration, arts programming and major events: Glasgow 1990, Sydney 2000 and Barcelona 2004. International Journal of Cultural Policy, 10(1), 103-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Liu, Y. D. (2014). Cultural events and cultural tourism development: Lessons from the European capitals of culture. European Planning Studies, 22(3), 498-514.

Logvina, E. V. (2020). Historic reconstruction of events is a from of event tourism. Geopolitics and Ecogeodynamics of Regions, 6(2), 206-217. (In Russian).

Petrukhin, I. N. (2023). Fundamental differences of the historical reconstruction movement (HR) from the movement of "historical medieval battle" (HMB) in our country. In Actual Problems of Civil-Patriotic Education of Youth. Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Forum. Is. 5. (pp. 107-123). BF UUNiT. (In Russian).

Olechnicki, K., & Szlendak, T. (2020). Historical re-enactment in Poland: Between faithfulness to history and the imperative of spectacularity. Polish Sociological Review, 209(1), 3-22.

Информация об авторе

Арсений Антонович Торчиленко магистрант

научно-образовательный центр «Гуманитарная урбанистика» Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Российская Федерация, 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41 ORCID: 0009-0006-7725-9039 e-mail: arsenytorchilenko@yandex.ru

Information about the author

Arseniy A. Torchilenko

Master's Student

Research and Educational Centre

for Humanitarian Urbanistics

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

41, Bolshaya Sankt-Peterburgskaya St.,

Veliky Novgorod, 173003, Russian Federation

ORCID: 0009-0006-7725-9039 e-mail : arsenytorchilenko@yandex.ru

Материал поступил в редакцию / Received 14.05.2024 Принят к публикации / Accepted 11.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.