Научная статья на тему 'Практика закупок военной техники в России с учетом жизненного цикла корабля'

Практика закупок военной техники в России с учетом жизненного цикла корабля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
350
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗАКУПОК ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ / PROCUREMENT FUNDING / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗАКУПОК / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / REGULATORY AND LEGAL BASIS / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE CYCLE / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ / LIFE CYCLE MANAGEMENT SYSTEM / SYSTEM OF MILITARY PROCUREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григин Николай Владимирович

Объект и цель научной работы. Рассматриваются система закупок военной техники в России, нормативноправовая база и организационные основы функционирования этапов строительства и эксплуатации кораблей ВМФ Российской Федерации. Материалы и методы. Анализ известных и опубликованных сведений об опыте применения за рубежом и в России практики закупок военной техники и управления жизненным циклом корабля. Основные результаты. В нормативно-правовом поле РФ существуют разрывы ответственности и финансирования полного жизненного цикла корабля (ПЖЦ) отдельно финансируются затраты на проектирование и строительство, отдельно на эксплуатацию. Это может иметь негативные последствия, особенно для крупных кораблей, когда отсутствует целевое финансирование для проведения в установленные сроки плановых заводских ремонтов. Заключение. В РФ на законодательном уровне необходима регламентация целевого бюджетного финансирования корабля на всем протяжении его жизненного цикла, особенно на этапах эксплуатации. Для повышения эффективности управления предлагается создание рабочей группы в аппарате Министерства обороны РФ с правами управления ПЖЦ кораблей от проектирования до утилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григин Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of materiel procurements in Russia with consideration of the ship life cycle

Object and purpose of research. The paper discusses the Russian system of materiel procurements, regulatory and legal basis, organizational fundamentals of construction and operation stages for the ships of the Russian Navy. Materials and methods. Analysis of the known and published information on Russian and foreign practice of materiel procurements and ship life cycle management. Main results. Russian regulatory basis has some discontinuities in responsibility and funding for the entire life cycle of the ship: design and construction costs are covered separately from the operational costs. This could be detrimental, especially for large ships, when there is no target funding for major repair to be performed according to the required timelines. Conclusion. Russia needs a legislation that would regulate the target budget funding of ships throughout their entire life cycle, especially the stages of operation. To make the management more efficient, it is suggested to form a working group in the Russian Ministry of Defense that would be authorized to manage the life cycle of ships from the design stage to scrapping.

Текст научной работы на тему «Практика закупок военной техники в России с учетом жизненного цикла корабля»

Н.В. Григин

ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Санкт-Петербург

ПРАКТИКА ЗАКУПОК ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ С УЧЕТОМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОРАБЛЯ

Объект и цель научной работы. Рассматриваются система закупок военной техники в России, нормативно-правовая база и организационные основы функционирования этапов строительства и эксплуатации кораблей ВМФ Российской Федерации.

Материалы и методы. Анализ известных и опубликованных сведений об опыте применения за рубежом и в России практики закупок военной техники и управления жизненным циклом корабля.

Основные результаты. В нормативно-правовом поле РФ существуют разрывы ответственности и финансирования полного жизненного цикла корабля (ПЖЦ) - отдельно финансируются затраты на проектирование и строительство, отдельно на эксплуатацию. Это может иметь негативные последствия, особенно для крупных кораблей, когда отсутствует целевое финансирование для проведения в установленные сроки плановых заводских ремонтов.

Заключение. В РФ на законодательном уровне необходима регламентация целевого бюджетного финансирования корабля на всем протяжении его жизненного цикла, особенно на этапах эксплуатации. Для повышения эффективности управления предлагается создание рабочей группы в аппарате Министерства обороны РФ с правами управления ПЖЦ кораблей от проектирования до утилизации.

Ключевые слова: система закупок для министерства обороны, финансирование закупок, нормативно-правовое обеспечение, жизненный цикл, система управления жизненным циклом.

Автор заявляет об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Григин Н.В. Практика закупок военной техники в России с учетом жизненного цикла корабля. Труды Крыловского государственного научного центра. 2017; 3(381): 149-154.

УДК 623.8/9/003 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-3-381-149-154

N.V. Grigin

Krylov State Research Centre, Moskovskoe shosse 44, St. Petersburg, Russia

PRACTICE OF MATERIEL PROCUREMENTS IN RUSSIA WITH CONSIDERATION OF THE SHIP LIFE CYCLE

Object and purpose of research. The paper discusses the Russian system of materiel procurements, regulatory and legal basis, organizational fundamentals of construction and operation stages for the ships of the Russian Navy.

Materials and methods. Analysis of the known and published information on Russian and foreign practice of materiel procurements and ship life cycle management.

Main results. Russian regulatory basis has some discontinuities in responsibility and funding for the entire life cycle of the ship: design and construction costs are covered separately from the operational costs. This could be detrimental, especially for large ships, when there is no target funding for major repair to be performed according to the required timelines.

Conclusion. Russia needs a legislation that would regulate the target budget funding of ships throughout their entire life cycle, especially the stages of operation. To make the management more efficient, it is suggested to form a working group in the Russian Ministry of Defense that would be authorized to manage the life cycle of ships from the design stage to scrapping.

Keywords: system of military procurements, procurement funding, regulatory and legal basis, life cycle, life cycle management system.

Author declares lack of the possible conflicts of interests.

For citations: Grigin N.V. Practice of materiel procurements in Russia with consideration of the ship life cycle. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2017; 3(381): 149-154 (in Russian).

УДК 623.8/9/003 DOI: 10.24937/2542-2324-2017-3-381-149-154

В настоящее время в нормативно-правовом поле Российской Федерации действуют «Основные условия поставки кораблей и судов для Министерства обороны», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. Они давно устарели из-за полностью изменившейся обстановки, связанной со структурой и функциями федеральных органов исполнительной власти. Но для отмены или изменения этого документа требуется решение не менее высокого уровня в виде Постановления Правительства РФ или Указа Президента РФ.

В 2011 г. была попытка решить проблему переиздания указанного Постановления, ее инициатором выступил ФГУП «Крыловский государственный научный центр». До рассмотрения и утверждения на уровне Правительства РФ дойти не удалось, в результате Военно-промышленной комиссией (ВПК) при Правительстве РФ от 24.05.2011 г. были разработаны и утверждены два документа: «Положение об основных условиях поставки кораблей и судов по государственному оборонному заказу» и «Положение о создании кораблей и судов».

Данные Положения по своему статусу не имели права отменять действие «Основных условий поставки кораблей и судов...» 1983 года. В выписке из протокола заседания ВПК от 24.05.2011 г. было указано лишь: «Федеральным органам исполнительной власти и организациям обеспечить реализацию указанных Положений».

К сожалению, свое предназначение они не выполнили. Сказался их основной недостаток: они не были согласованы с Минфином, поэтому в них

не были проработаны вопросы необходимости обеспечения обязательного бюджетного целевого финансирования корабля на всех этапах его жизненного цикла (ЖЦ), включая эксплуатацию, составляющую 30-35 лет (сегодня действует бюджетное правило, что контракты могут заключаться продолжительностью только на три года).

То есть существуют разрывы ответственности и финансирования полного жизненного цикла корабля - отдельно финансируются затраты на проектирование и строительство, отдельно на эксплуатацию (рис. 1). Распределение задач между Министерством обороны (МО) и Оборонно-промышленным комплексом (ОПК) на этапе эксплуатации сейчас не определено, складывается стихийно. Это имеет негативные последствия, особенно для крупных кораблей, когда они зачастую вынуждены расходовать собственный моторесурс для обеспечения жизнедеятельности при отсутствии необходимых причальных стенок, а также обходиться без целевого финансирования для проведения в установленные сроки плановых заводских ремонтов.

В последнее время на уровне государства предпринимаются действия для комплексного и современного решения проблемы в рамках Указа Президента от 7.05.2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития вооруженных сил РФ.».

В 2013 г. вышло Решение ВПК о формировании системы управления полным жизненным циклом (СУ ПЖЦ) военной техники, в том числе одобрена концепция, приняты планы разработки норматив-

N ^

j Нормативно- j

^ правоВое j

Ч>И финансовое,"'

обеспечение ч ✓

N

1 V |

Ч X

I J

Ч СУ ПЖЦ х"'

Ч X

■ «Основные условия поставки кораблей и судов для Министерства обороны», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. (устарели, для отмены требуется решение Правительства РФ)

■ «Положение об основных условиях поставки кораблей и судов по государственному оборонному заказу» и «Положение о создании кораблей и судов», утверждены ВПК при Правительстве РФ от 24.05.2011 г. (отсутствует регламентация целевого финансового обеспечения)

Разработан ряд временных положений о СУ ПЖЦ: продекларирован новый подход к СУ ПЖЦ* - управляемое воздействие на конструкторскую, производственную среду, систему эксплуатации (реализация Указа Президента РФ от 2012 года) Выполнение пилотных проектов (решение ВПК при Правительстве РФ 2013 год)

НИОКР

I.

J

Проектирование —► Производство —► Эксплуатация —► Утилизация

и ремонт

Рис. 1. Разрывы ответственности и финансирования полного жизненного цикла корабля Fig. 1. Discontinuities in responsibility and funding of the entire ship life cycle

СУ ПЖЦ

Информационное обеспечение: электронная модель корабля, единое информационное пространство, форматы обмена данными, САУ, стандартизация новых технологий

Материально-техническое обеспечение: сервисное обслуживание, система поставок оборудования и ЗИП, каталогизация

Рис. 2. Проект блок-схемы системы управления полным жизненным циклом изделия ВВТ Fig. 2. A variant of the entire life cycle management system (block diagram)

ных документов и план мероприятий, утвержден перечень пилотных проектов для разных видов вооруженных сил (ВС), включая ВМФ. Продекларирован новый подход к СУ ПЖЦ - управляемое воздействие на конструкторскую, производственную среду, систему эксплуатации.

Главная задача: отработка новой идеологии и технологий поддержки жизненного цикла продукции военного и двойного назначения в целях, в том числе, перехода на долгосрочные контракты.

Все это, надо надеяться, позволит решить поставленную задачу, но хочется еще раз обратить внимание на основную составляющую в этой проблеме - необходимость решения на самом верхнем уровне вопроса корректировки и изменения существующей нормативно-правовой базы федерального уровня для задач управления и финансового обеспечения функционирования полного жизненного цикла изделия вооружения и военной техники (ВВТ). Необходим федеральный закон «О бюджетном финансировании полного ЖЦ систем (изделий) ВВТ», с указанием порядка их целевого финансирования на всех этапах жизненного цикла.

На первых этапах решения проблемы можно предложить целевое финансирование обеспечения эксплуатации и ремонта кораблей и судов ВМФ в военном бюджете.

Можно рассматривать и улучшать схемы взаимодействия всех участников ПЖЦ, вырабатывать новые бизнес-схемы для повышения эффективности расходования средств, но, если не будет решен главный вопрос финансирования, то все эти мероприятия опять повиснут в воздухе с теми же негативными последствиями.

Вторая главная задача - создание структур эффективной действующей СУ ПЖЦ изделия ВВТ, то есть рабочей группы в МО по управлению системой вооружения на всем протяжении ее жизненного цикла. Это самый дискуссионный вопрос. Ведь для основных этапов жизненного цикла существуют в целом отработанные нормативно-правовые и организационные стороны, в виде системы ГОСТ, СРПП и т.д., а СУ ПЖЦ, ее верхнюю часть, надо будет создавать с нуля, а затем организовывать управляемое взаимодействие между основными этапами.

Опыт США и стран НАТО в этом отношении таков: в МО создается рабочая группа (РГ) по управлению системой вооружения на всем протяжении ее ЖЦ: повышается централизм планирования, обеспечивается эффективность в целом и уменьшается распыление денежных средств. (При этом во временном положении МО РФ руководство РГ планируется возложить на головного исполнителя, т.е. на промышленность). В условиях российской действительности

Рис. 3. Информационное взаимодействие на примере беспилотной разведывательно-ударной авиационной системы корабельного базирования UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike)

Fig. 3. Informational interaction in the UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike) system

можно предложить следующий проект блок-схемы системы управления ПЖЦ изделия ВВТ (рис. 2).

Таким образом сформулированы две главные задачи текущего момента.

Первая: необходимы федеральные законы о порядке финансирования вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и ежегодный закон о целевом финансировании, утверждаемый Госдумой РФ.

Вторая: создание структуры управления ПЖЦ в виде рабочей группы в аппарате Управления вооружением в МО РФ.

Рассмотрим структурные задачи нижележащего уровня, без решения которых СУ ПЖЦ не будет эффективно функционировать.

Информационное обеспечение: электронная модель корабля, единое информационно-коммуника-

Таблица 1. Главные задачи системы управления полным жизненным циклом Table 1. Main tasks of the entire life cycle management system

Этапы ПЖЦ

НИР

Разработка

Производство

Эксплуатация и ремонт

Утилизация

Оценка

готовности

технологий;

технико-

экономическое

обоснование

Корректировка требований в процессе формирования облика образца ВВСТ; оптимизация конструкции образца, способов и систем его эксплуатации, обеспечения МТО, утилизации; унификация и стандартизация узлов и агрегатов

Оптимизация кооперации исполнителей; оптимизация процесса производства, использование новых технологий, в том числе разработка ЭМК; каталогизация образца и его СЧ

Обеспечение

своевременности

и полноты ТО и Р;

ремонт

по состоянию;

рациональное

накопление

и расходование

ЗИП

Определение рациональных сроков и способов утилизации; учет требований по утилизации на этапе ОКР

3 3 ри тн

Б «

л

мв рр

^ с Пу

Степень

готовности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологий;

стоимостные

показатели

ЖЦ изделия

Степень соответствия ТТХ образца ВВСТ предъявляемым требованиям, в том числе стоимостным показателям

Степень соответствия Степень Затраты

ТТХ предъявляемым готовности ВВСТ: на утилизацию;

требованиям в процессе степень снижения степень

производства; соответ- ТТХ в процессе применимости

ствие стоимости эксплуатации вторичных

производства образца продуктов заявленной

Э

Снижение риска разработки

Реализация требований к образцу ВВСТ в приемлемые сроки и ресурсы

Снижение издержек Обеспечение производства; готовности

обеспечение парка ВВСТ;

требуемого уровня ТТХ уменьшение издержек при эксплуатации

Снижение издержек на утилизацию; увеличение степени использования вторичных ресурсов

Таблица 2. Основные недостатки существующей системы управления жизненным циклом Table 2. Main drawbacks of the existing life cycle management system

Этапы

ПЖЦ НИР Разработка Производство Эксплуатация и ремонт

■ Система управления ■ ФЗ о целевом финансировании ■ Система управления ■ Система управления

е ен ПЖЦ ВВСТ ПЖЦ ВВСТ ПЖЦ ВВСТ ПЖЦ ВВСТ

■ Методический аппарат ■ Система управления ПЖЦ ■ Не регламентированы ■ Низкая степень

ч е п обоснования ТТХ, ВВСТ вопросы передачи использования средств

с е оценки стоимости ■ Методический аппарат производителю объективного контроля,

б о и объемов работ основан оценки стоимости ЖЦ изделия, электронной КД автоматической

е о к с е на экспертных оптимизации его конструкции ■ Необходимость диагностики изделий

(субъективных) оценках не позволяет получить точных гармонизации системы ■ Не автоматизировано

дич ■ Не сформирован результатов каталогизации ПС решение задач

од ето м механизм обязательной ■ Не обеспечивается учет с международной управления ТО и Р

оценки готовности технологических возможностей системой и МТО

и е о н НТЗ и учета предприятий - изготовителей каталогизации ■ Отсутствует метод,

полученных оценок ВВСТ и особенностей системы аппарат оптимального

при формировании ГОЗ эксплуатации управления ТО и Р

ати ма ■ Низкий уровень ■ Необходимость гармонизации и МТО

р о развития моделей системы каталогизации ПС

Н боевого применения изделий с международной системой каталогизации

е б о

р

о ф

■ Отсутствие полной статистической информации о ЖЦ существующих образцов ВВСТ

■ Не систематизированы данные о ранее проведенных оценках стоимости, объемах работ по созданию ВВСТ и степени

их достоверности

■ Отсутствие необходимой статистической информации о ЖЦ существующих образцов ВВСТ

■ Отсутствуют исходные данные по системе эксплуатации;

■ Проектная документация и КД в бумажном виде содержит ошибки, затруднено ее повторное использование при разработке новых изделий

■ Отсутствие эффективно работающей полноценной системы каталогизации ПС

■ Технологическая документация

в бумажном виде содержит ошибки, затруднено ее повторное использование (корректировка) при освоении производства новых изделий

■ Отсутствие эффективно работающей полноценной системы каталогизации ПС

■ Отсутствие полной детальной информации о результатах эксплуатации, номенклатуре ЗИП и объемах имеющихся запасов

■ Отсутствие актуальной эксплуатационной документации

■ Отсутствие эффективно работающей полноценной системы каталогизации ПС

ционное пространство, форматы обмена данными, системы автоматического управления.

Материально-техническое обеспечение (МТО): сервисное обслуживание, система поставок оборудования и запасных частей, каталогизация.

Уместно вспомнить опыт Англии и вывод их специалистов: чем выше уровень управления, тем выше и эффект (рис. 3):

■ ограничивается автономия видов ВС и устраняется их конкуренция при распределении бюджетных средств, что способствует их концентрации на основных направлениях военного строительства;

■ проводится единая организационно-техническая политика во всех видах ВС (например, единое информационное пространство (ЕИП), единые

форматы обмена данными в электронном виде, начиная с космических аппаратов, беспилотни-ков, и заканчивая подводными лодками);

■ создаются необходимые предпосылки для более эффективной координации деятельности по МТО различных видов войск в соответствии с общими задачами.

На настоящий момент есть понимание главных задач СУ ПЖЦ по трем главным составляющим (табл. 1):

■ способы управления;

■ параметры управления;

■ ожидаемый эффект управления.

Можно отдельно выделить задачу, ставящуюся уже на этапе разработки - оптимизацию способов и систем его эксплуатации, обеспечение МТО, в рамках нового подхода к СУ ПЖЦ - управляемое

воздействие на конструкторскую, производственную среду, систему эксплуатации.

Одним из главных элементов, влияющих на эффективность всех задач, является стандартизация как база знаний и опыта. Для обеспечения конкурентоспособности ВВСТ необходимо в условиях быстро меняющихся технологий иметь систему стандартизации, обеспечивающую оперативную разработку современных стандартов для всех этапов жизненного цикла ВВСТ.

Сформирован также перечень основных недостатков существующей системы управления жизненным циклом ВВСТ (табл. 2), из них общими являются:

■ недостаточный методический аппарат обоснования и управления тактико-техническими характеристиками, объемами работ и стоимостными оценками на всех этапах;

■ система стандартизации не обеспечивает своевременную разработку стандартов, отслеживающих разработку новых технологий;

■ не развиты элементы ЕИП (электронная модель корабля, каталогизация, единые форматы обмена данными, электронный документооборот, защищенные информационные сети с доступом через Интернет);

■ отсутствие полной необходимой статистической информации о ЖЦ существующих образцов ВВСТ;

■ отсутствие системы автоматической диагностики; оптимального управления техническим обслуживанием и ремонтом, МТО.

3. Актуальным является создание структуры управления полным жизненным циклом в виде рабочей группы в аппарате Управления вооружением в МО РФ.

Библиографический список

References

1. Буренок ВМ. Проблемы создания системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники [Электрон. ресурс] / Электронный научный журнал «Вооружение и экономика». 2014. № 2(27). С. 4-9. URL: http://www.viek.ru/ vie_14_2.pdf. [V. Burenok. Developing a management system for the entire life cycle of weaponry, military and special technology. Electronic scientific journal Vooru-zheniye i Ekonomika (Armaments and Economy). 2014; 2(27): 4-9. (in Russian)].

2. Судов Е.В. Поддержка жизненного цикла продукции военного и двойного назначения // Научно-технический сборник XII Международной технической конференции «Актуальные задачи интегрированной логистической поддержки и каталогизации продукции военного и двойного назначения». Королев, ОАО «ИПК «Машприбор», 2015. С. 9-11. [ Ye. Sudov. Life cycle support for military and dualpurpose production // Scientific Compendium of the XIIth CALS international conference on the integrated logistical support and cataloguing of military and dualpurpose production, Korolev, IPK-Mashpribor. 2015: 9-11. (in Russian)].

Заключение Сведения об авторе

Conclusion Григин Николай Владимирович, к.т.н, доцент, ведущий

специалист ФГУП «Крыловский государственный науч-

1. В нормативно-правовом поле Российской Феде- ный центр. Адрес: 196158, Россия, Санкт-Петербург, рации существуют разрывы ответственности Московское шоссе, д. 44. Телефон: 8 (812) 415-46-22. и финансирования полного жизненного цикла E-mail: [email protected].

корабля (отдельно финансируются затраты на

проектирование и строительство, отдельно на About the author

эксплуатацию). Origin, Nikolay V., Candidate of Technical Sciences, As-

2. Необходимы федеральные законы о порядке sociate Professor, Lead Expert, Krylov State Research финансирования ВВСТ и ежегодный закон Centre. Address: 44, Moskovskoye sh., St. Petersburg, Rus-о целевом финансировании, утверждаемый sia, post code 196158. Tel.: 8 (812) 415-46-22. E-mail: Госдумой РФ. [email protected].

Поступила / Received: 23.03.17 Принята в печать / Accepted: 10.04.17 © Григин Н.В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.