Научная статья на тему 'Практика воспитательной работы в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю с лицами, отбывающими наказание за экстремистскую деятельность и терроризм'

Практика воспитательной работы в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю с лицами, отбывающими наказание за экстремистскую деятельность и терроризм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ / COUNTERACTION TO EXTREMISM / СOMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / CRIME STATISTICS / PREVENTION OF ACTS OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миков Павел Владимирович, Шевченко Дмитрий Борисович

В средствах массовой информации регулярно публикуется информация о террористических актах и действиях боевиков, а также о деятельности по обеспечению безопасности граждан, которой постоянно занимаются правоохранительные органы, специализированные войска, органы внутренних дел. Для улучшения координации работы по профилактике экстремизма и терроризма требуется тесное взаимодействие правоохранительных органов с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, заинтересованными общественными объединениями, средствами массовой информации. Опыт такой работы имеется в практике других государств и наработках региональных омбудсменов в Российской Федерации, его следует развивать и распространять в масштабах страны повсеместно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миков Павел Владимирович, Шевченко Дмитрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF EDUCATIONAL WORK IN THE CORRECTIVE INSTITUTIONS OF GUFSIN OF RUSSIA IN THE PERM REGION WITH PERSONS, FORGING PUNISHMENT FOR EXTREMISTIC ACTIVITY AND TERRORISM

Information on acts of terrorism and actions of fighters and also concerning safety of citizens in which law enforcement agencies, specialized troops, law-enforcement bodies constantly are engaged is regularly published in mass media. Improvement of coordination of work on prevention of extremism and terrorism requires close interaction of law enforcement agencies with the Commissioner for Human Rights in territorial subjects of the Russian Federation, the interested public associations, mass media. Experience of such work is available in practice of other states and the available practices of regional ombudsmen in the Russian Federation which should be developed and extended in country scales everywhere.

Текст научной работы на тему «Практика воспитательной работы в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю с лицами, отбывающими наказание за экстремистскую деятельность и терроризм»

УДК 343.85

Павел Владимирович Миков

уполномоченный по правам человека в Пермском крае 614006, Пермь, ул. Ленина, 51

Дмитрий Борисович Шевченко

начальник отдела по работе с правоохранительными органами аппарата уполномоченного по правам человека в Пермском крае 614006, Пермь, ул. Ленина, 51

ПРАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ГУФСИН РОССИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ С ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕРРОРИЗМ

Pavel V. Mikov

commissioner for Human Rights in the Perm Krai

614006, Perm, Lenin str., 51

Dmitry B. Shevchenko

head of the Department for Work with Law Enforcement Agencies of the Office of the œmmissioner for Human Rights in the Perm Krai

614006, Perm, Lenin str., 51

PRACTICE OF EDUCATIONAL WORK IN THE CORRECTIVE INSTITUTIONS OF GUFSIN OF RUSSIA IN THE PERM REGION WITH PERSONS, FORGING PUNISHMENT FOR EXTREMISTIC ACTIVITY AND

TERRORISM

Аннотация. В средствах массовой информации регулярно публикуется информация о террористических актах и действиях боевиков, а также о деятельности по обеспечению безопасности граждан, которой постоянно занимаются правоохранительные органы, специализированные войска, органы внутренних дел. Для улучшения координации работы по профилактике экстремизма и терроризма требуется тесное взаимодействие правоохранительных органов с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, заинтересованными общественными объединениями, средствами массовой информации. Опыт такой работы имеется в практике других государств и наработках региональных омбудсменов в Российской Федерации, его следует развивать и распространять в масштабах страны повсеместно.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, уполномоченный по правам человека, статистика преступности, профилактика террористических актов.

© Миков П.В., Шевченко Д.Б., 2018

Abstract. Information on acts of terrorism and actions of fighters and also concerning safety of citizens in which law enforcement agencies, specialized troops, law-enforcement bodies constantly are engaged is regularly published in mass media. Improvement of coordination of work on prevention of extremism and terrorism requires close interaction of law enforcement agencies with the Commissioner for Human Rights in territorial subjects of the Russian Federation, the interested public associations, mass media. Experience of such work is available in practice of other states and the available practices of regional ombudsmen in the Russian Federation which should be developed and extended in country scales everywhere.

Key words: counteraction to extremism, commissioner for Human Rights, crime statistics, prevention of acts of terrorism.

В федеральном законе о противодействии экстремистской деятельности от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ обозначены понятия экстремистской деятельности, экстремистской организации, экстремистских материалов, символики экстремистской организации, изложены основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности, ее основы, определены профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В 2010 году в Российской Федерации была разработана и утверждена стратегия национальной безопасности до 2020 года относительно противодействия экстремистской деятельности.

Указом президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 года была подготовлена новая редакция стратегии национальной безопасности России, которая была подготовлена Совбезом РФ с учетом новых угроз нашей стране, возникающих на мировой арене. Данная редакция заменила документ от 2010 года.

В средствах массовой информации регулярно публикуется информация о террористических актах и действиях боевиков, а также о деятельности по обеспечению безопасности граждан, которой постоянно занимаются правоохранительные органы, специализированные войска, органы внутренних дел.

Например, по данным Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ РФ), в результате проведенных 30 сентября 2017 года оперативно-розыскных мероприятий на территории Московского региона пресечена противоправная деятельность глубоко законспирированной ячейки международной террористической организации «Исламское государство», деятельность которой в соответствии с решением Верховного суда Российской Федерации от 29 декабря 2014 года запрещена на территории Российской Федерации [8].

В ходе проведенных мероприятий в местах проживания членов ячейки обнаружены и изъяты два готовых к применению самодельных взрывных устройства большой мощности, два пистолета ПМ - 9 мм, две гранаты РГД-5, средства связи, а также другие предметы, необходимые для изготовления взрывных устройств.

В настоящее время в отношении задержанных решается вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 223.1 «Незаконное изготовление взрывчатых веществ...», 205.5 «Организация деятельности террористической организации...» УК России.

По сообщению от 3 ноября 2017 года ФСБ РФ, в Московском регионе выявлена и пресечена противоправная деятельность законспирированной ячейки движения «Артподготовка», планировавшей совершить 4-5 ноября 2017 года резонансные экстремистские акции в форме поджогов административных зданий с использованием зажигательных смесей и нападений на сотрудников полиции с целью провокации массовых беспорядков, пресечена деятельность ячеек «Артподготовки» в городах Красноярске, Краснодаре, Казани, Самаре и Саратове.

В ходе проведенных мероприятий было изъято 15 бутылок с зажигательной смесью, решается вопрос о возбуждении в отношении задержанных уголовного дела по ст. 30 и ч. 2 ст. 205 УК России («Террористический акт»).

В июле 2017 года в отношении организатора Вячеслава Мальцева возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 280 УК России («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»).

26 октября 2017 года на открытом судебном заседании в Красноярском краевом суде было удовлетворено административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Красноярского края о признании межрегионального общественного движения «Артподготовка» экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации. Решение суда в части прекращения деятельности межрегионального общественного движения «Артподготовка» подлежит немедленному исполнению [2].

Таблица

Статистика преступлений террористического и экстремистского

характера

Преступления террористического характера Преступления экстремистского характера

Год Количество зарегистрированных преступлений Предварительно расследованных Количество зарегистрированных преступлений Предварительно расследованных

2011* 231 - 209 -

2012* 301 - 304 -

2013 661 454 896 743

2014 1127 579 1024 874

2015 1538 575 1329 1125

2016 2227 735 1450 1207

сумма числа прекращенных дел и дел, доведенных до суда

По данным Управления правовой статистики Главного информационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры РФ

Вместе с тем по статистическим данным правоохранительных органов можно получить представление о фактах террора и экстремизма в Российской Федерации.

Следует отметить, что за последние три года началось усиление террористической активности: виден рост в два раза зарегистрированных преступлений, - в то время как с 2004 по 2007 год произошло снижение роста преступлений террористического характера и был длительный период их стагнации - с 2007 по 2013 год (данные Генеральной прокуратуры РФ) (см. табл.).

При этом происходит снижение уровня раскрытия террористических преступлений - с 87,1 до 33%. Это говорит о том, что террористы уже приспособились к методам правоохранительных органов, научились им противодействовать (см. диагр. 2).

Диаграмма № 2. Процент раскрытых преступлений террористического характера в России по

данным МВД РФ

100.0 -I—

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Что касается экстремизма, то рост числа преступлений на этой почве был небольшим, но постоянным, за десять лет оно увеличилось в семь раз (см. диагр. 3). В любом случае, надо отметить, что рост терроризма и экстремизма в последние три года есть, и этот тренд должен тревожить [9].

Еще в 2010 году независимые эксперты ООН заявили о том, что как минимум в 66 странах мира существуют секретные тюрьмы для борьбы с терроризмом. Исследование готовилось год. За это время эксперты получили данные от 44 стран, пообщались с 30 членами семей и адвокатами осужденных, находящихся в таких тюрьмах. Специалисты ООН признали, что тайное

задержание и содержание людей под арестом неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Это объясняется прежде всего тем, что в секретных тюрьмах заключенные выведены за правовые рамки. Следовательно, никто не может дать гарантий их безопасного там нахождения.

В любом случае, надо отметить, что рост терроризма и экстремизма в последние три года есть, и этот тренд должен тревожить [9].

Еще в 2010 году независимые эксперты ООН заявили о том, что как минимум в 66 странах мира существуют секретные тюрьмы для борьбы с терроризмом. Исследование готовилось год. За это время эксперты получили данные от 44 стран, пообщались с 30 членами семей и адвокатами осужденных, находящихся в таких тюрьмах. Специалисты ООН признали, что тайное задержание и содержание людей под арестом неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Это объясняется прежде всего тем, что в секретных тюрьмах заключенные выведены за правовые рамки. Следовательно, никто не может дать гарантий их безопасного там нахождения.

В 2017 году PRI в Центральной Азии представила результаты своего исследования по вопросам радикализации заключенных в Казахстане. Исследователи говорят, что число осужденных за экстремистскую деятельность и терроризм в Казахстане растет. Если в 2014 году их было 154, в 2015-м — 317, то в 2016-м стало уже 554 [5].

В настоящее время в Республике Казахстан рассматривается идея создания частных тюрем для экстремистов и террористов (сейчас они содержатся на общих основаниях вместе с другими осужденными).

В мире (Алжир, Марокко, Ирак) уже был опыт создания отдельных тюрем для экстремистов и террористов. Но это привело к усилению влияния радикальных групп в тюрьме, веры в их идеологию и случаям нападения на сотрудников пенитенциарных учреждений, побегам, захватам мирных жителей. Есть отдельные примеры в мировой практике, когда создавались локальные участки для лиц, которые были изолированы. Но там введена классификация осужденных. «Нужно проводить эффективную работу по дерадикализации осужденных, а не просто запирать их отдельно», -прокомментировал свою точку зрения корреспонденту Ratel.kz директор представительства организации «Международная тюремная реформа» (PRI) Азамат Шамбилов [7]. По его мнению, государство должно позаботиться о том, чтобы убедить граждан, отбывающих наказание, отказаться от своих деструктивных идей, и создать условия для их возвращения в нормальную жизнь после освобождения из тюрьмы.

Существует печально известная военно-морская база США в заливе Гуантанамо, на Кубе, больше известная как тюрьма Гуантанамо для террористов. США арендуют эту базу у Кубы с 1903 года на основании бессрочного договора, а тюрьма была открыта в 2002 году, когда туда отправили первых заключенных - талибов из Афганистана. Правозащитники обвиняют США в нарушении прав человека и в применении пыток. Но, несмотря на указ Обамы 2009 года о закрытии тюрьмы, она функционирует до сих пор.

Помимо этого, в США федеральная тюрьма ADX Florence располагает комплексом особого режима, куда обычно направляют всех экстрадированных в США террористов. Он был создан в 1994 году. «Мы не можем казнить его, и у нас нет другого выбора, кроме как превратить его жизнь в ад. Иначе другие заключенные тоже будут убивать охранников. Они должны понять, что, если они переступят черту, их ждет расплата», - говорил в интервью журналисту Питу Эрли чиновник уголовно-исполнительного ведомства. Сегодня в этой тюрьме содержатся террористы (включая организатора взрыва на бостонском марафоне Джохара Царнаева и исламистов, связанных с атаками 11 сентября), высокопоставленные изменники родины и лидеры наркокартелей.

В каждой камере площадью восемь квадратных метров - цементные стол, стул и кровать с цепями для фиксации особо буйных, туалет, работающий по таймеру, душ и лампочка, которую может выключить только охрана. Пять раз в неделю узники могут заниматься спортом в течение часа, для этого их по одному выводят в помещение, похожее на осушенный бассейн. За зарядкой наблюдают минимум три охранника одновременно. За примерное поведение заключенных поощряют, например, возможностью чуть больше времени проводить вне камеры или установкой в нее черно-белого телевизора, показывающего обучающие и религиозные программы.

В самом центре «Флоренции» расположена «черная дыра», или «отделение Z». Это комплекс абсолютно темных и звуконепроницаемых камер, куда преступников полагается помещать в случае массового неповиновения, приковывая их к кроватям. Впрочем, бунт в ADX Florence практически исключен: в условиях звукоизоляции и полного отсутствия контактов друг с другом заключенные просто не смогут координировать свои действия. Учтено, кажется, все: над территориями под открытым небом натянуты антивертолетные тросы, прочитанные узниками книги перлюстрируются на предмет оставленных там кодов и шифровок, а из поступающих в тюрьму газет изымаются некоторые материалы, в частности, удаляются статьи о годовщинах атак 11 сентября [4].

В Таиланде тюрьма для террористов находится в комплексе Банг Кванг. Как правило, сюда отправляют людей, приговоренных к смертной казни или пожизненному заключению. В тюрьме царят достаточно строгие порядки. Несколько месяцев арестанты находятся в оковах, и лишь потом их заселяют в камеры. Посетить Банг Кванг могут лишь родственники заключенных. Располагается комплекс в 11 километрах от города Бангкок. В день арестант получает миску риса и овощи, кроме того, заключенные вынуждены трудиться, чтобы зарабатывать на еду. Известно, что ожидающих исполнения смертного приговора извещают о казни только за два часа до ее начала [6].

Следует отметить, что в местах лишения свободы Российской Федерации в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества осужденных, отбывающих наказания за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, в том числе за участие в незаконных вооруженных формированиях.

В Российской Федерации осужденные за преступления террористической и экстремистской направленности, как правило, содержатся в исправительных учреждениях строгого и особого режимов. Согласно статистическим данным, например, в 2013 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержалось 949 осужденных за указанные преступления. По итогу 2014 года их количество увеличилось на 65 % и составило 1446 человек. В 2015 году показатель составил 1649 человек [3].

Наибольшее количество лиц, отбывающих наказание в системе ФСИН России за совершение преступлений террористического характера, проживало в Северо-Кавказском федеральном округе, а именно в Республике Дагестан (38,0%), Чеченской Республике (26,0%), Карачаево-Черкесской Республике (5,78%) и Кабардино-Балкарской Республике (5,7%). За эти преступления отбывают наказание трудоспособные лица без определенного рода занятий (1395, или 66,7%), безработные трудоспособные, зарегистрированные в службе

занятости (201, или 9,6%), рабочие (169, или 8,1%). Среди осужденных за совершение преступлений террористического характера есть представители других социальных групп, но их число крайне незначительно. Так, среди осужденных есть 67 (3,2%) учащихся (студентов), 50 (2,4%) служащих коммерческих или иных организаций, 25 (1,2%) индивидуальных предпринимателей, 21 (1,0%) государственный или муниципальный служащий. Несмотря на тот факт, что большая часть обследованных осужденных относится к категории безработных или не имеющих определенного рода занятий, исследование свидетельствует об их достаточно высоком образовательном уровне. Так, высшее и среднее образование имеют 702 человека (33,6%), среднее общее образование - 1025 (49,1%). Приведенные показатели свидетельствует, что они осознанно совершали преступления. Следует прежде всего отметить, что 1286 осужденных (61,6%) впервые совершили одно преступление, а 433 (20,7%) - два и более преступления.

Наиболее криминогенную категорию среди рассматриваемых осужденных представляют рецидивисты. Всего их в настоящее время в местах лишения свободы находится 116, или 5,6% от общего числа осужденных за преступления террористического характера. Из них при опасном рецидиве -16 (0,8%), при особо опасном рецидиве - 29 (1,4%) и при рецидиве - 71 (3,4%) осужденных. При этом следует учитывать, что хотя большинство обследованного спецконтингента осуждено впервые, 240 (11,5%) осужденных совершили преступление в группе по предварительному сговору, 269 (12,9%) -в организованной группе, а 48 (2,3%) - в составе преступного сообщества. В целом в состав группы (ст. 35 УК России) при совершении преступления входил 571 осужденный (27,4%) [1].

Согласно данным ГУФСИН России по Пермскому краю, в 2017 году в учреждениях ГУФСИН России по Пермскому краю отбывают наказание 60 осужденных за экстремистскую деятельность и терроризм. Все они - мужчины.

Осужденные за вышеуказанную деятельность отбывают наказание в следующих учреждениях: ФКУ ОИК-2/ИК-1, ИК-2 (Соликамск), ФКУ ИК-35, ИК-10 (Всесвятская), ФКУ ИК-40 (Кунгур), ИК-12, 13 (Губаха). В 2012 году отбывало наказание 25 осужденных, в 2013 году - 39, в 2014 году - 30, в 2015 году - 39, в 2016 году - 46. Для отбывания наказания в Пермском крае прибывают осужденные из Северо-Кавказского федерального округа.

В местах лишения свободы осужденные за преступления террористического характера в начале отбывания наказания, как правило, держатся отчужденно. Этих осужденных неприветливо воспринимает уголовный мир, представители которого безуспешно пытаются вовлечь их в свои неформальные группы, навязать им свои традиции, жизнь «по понятиям».

Следует также отметить, что в последние годы в учреждениях УИС увеличивается количество осужденных, ранее проживавших в республиках бывшего Советского Союза, на территориях которых активно действуют международные террористические организации («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Джамаат Таблич», «Нурджулар», «Ат Такфир валь-Хиджра»).

Вместе с тем большинство осужденных, отбывающих наказание за экстремистские или террористические преступления, по идейным соображениям не стремится к высокому неформальному авторитету в уголовной среде. Лица данной категории объединяются в неформальные группы в соответствии со своими взглядами, интересами, с национальной или религиозной принадлежностью, занимаются самоподготовкой, следят за событиями в мире и стране, активно выписывают газеты и журналы, переписываются со своими соратниками и сторонниками, налаживают с ними контакты, поддерживают связь с близкими и родственниками, постоянно следят за соблюдением своих прав и свобод сотрудниками администрации исправительных учреждений, активно используют через них средства массовой информации, возможности Интернета для организации потоков массовых обращений в своих интересах, используют имеющиеся у них законные возможности по обжалованию их действий в надзорные органы, в прокуратуру или в судебном порядке, одновременно заявляя о нежелании исполнять требования сотрудников администрации, так как считают их представителями государства, которое, по их мнению, осудило их незаконно. Отказ в выполнении законных требований сотрудников администрации исправительных учреждений приводит, как правило, к применению к осужденным взысканий, водворению в штрафной изолятор, помещения камерного типа, а впоследствии - к переводу по решению суда на тюремные условия отбывания наказания за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого или особого режима.

Следует отметить, что осужденные данной категории очень редко самостоятельно обращаются с жалобами в адрес прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях или в суд. Как правило, в их интересах направляют многочисленные обращения и жалобы их соратники, родственники и друзья, заявляющие о преследовании осужденного, применении к нему репрессий со стороны государства. Например, в адрес уполномоченного по правам человека в Пермском крае (далее — уполномоченный) через электронную приемную неоднократно поступали жалобы в интересах осужденного С., который был осужден к 6,5 года лишения свободы по ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», 282 УК РФ «Возбуждение

ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»). Сам осужденный обращался только один раз (жалоба не подтвердилась), так как был не согласен с примененными к нему взысканиями, объявлял голодовку, заявляя о том, что он подвергается репрессиям со стороны администрации исправительного учреждения, искренне считает государство, осудившее его, преступным. Основные обращения в его интересах двенадцать раз направляли родственники и «соратники по борьбе».

По поступившим обращениям в период с 2014 по 2016 год неоднократно осуществлялись выезды сотрудников аппарата уполномоченного, с осужденным встречались представители прокуратуры Пермского края, общественных правозащитных организаций, представители Общественной наблюдательной комиссии Пермского края по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, которые проверяли процедуру применения к нему взысканий, изучали условия его содержания, вопросы соблюдения его прав и свобод в исправительном учреждении; проверки, проведенные прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении, не выявили нарушений при применении к С. взысканий, что стало причиной направления руководством исправительного учреждения ходатайства в суд о переводе его на тюремный вид режима. Вместе с тем прокуратурой были выявлены нарушения, связанные с незаконным запретом администрацией исправительного учреждения расходования положенных осужденному С. денежных сумм, по данному факту было внесено прокурорское представление. Однако в электронных обращениях сторонники и друзья данного осужденного заявляли о трудности получения краткосрочного свидания с ним, грубости со стороны администрации исправительного учреждения.

Данная ситуация требует открытости уголовно-исполнительной системы при взаимодействии с гражданским обществом по проверке жалоб на нарушение прав и свобод осужденных вышеуказанной категории, наличия в исправительном учреждении профессиональных психологов, специально подготовленных сотрудников, умеющих вести диалог с такой категорией осужденных, а также их друзьями и родственниками. Следует отметить, что каждый сотрудник исправительного учреждения, который обеспечивает прохождение процедуры оформления краткосрочного или длительного свидания, должен понимать, что он в глазах родственников и друзей осужденного является представителем государства, по нему оценивают состояние прав и свобод граждан в местах лишения свободы, а также уровень воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении.

Сегодня государством разрабатывается комплекс мер, направленных на недопущение распространения религиозного и национального экстремизма в исправительных учреждениях. На наш взгляд, в рамках воспитательной работы с осужденными необходимо (с привлечением профильных специалистов для повышения компетентности сотрудников уголовно -исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными за преступления террористической и экстремистской направленности) разработать специальный курс, а также подготовить пособие (памятку) по организации работы с осужденными названных категорий для методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСИН России, ввести программы обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений системы ФСИН России по всем формам и факультетам, предусматривающие специальную тематику занятий, раскрывающую сущность псевдорелигиозных учений, представляющих угрозу российскому обществу, создать интернет-портал с видеозаписями лекций известных ученых по профильной тематике и ввести в практику регулярные просмотры личным составом курсантов и слушателей данного ресурса.

Важная мера, на наш взгляд, это установление обязательного административного надзора за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности.

Как известно, главная цель административных ограничений поднадзорному лицу - воспрепятствование продолжению противоправной деятельности, возобновлению и установлению преступных и иных связей, возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах. С учетом высокой степени опасности для общества и государства названных лиц с целью оказания на них индивидуального профилактического воздействия необходимо установление в отношении их административного надзора без дополнительных условий, в том числе независимо от их поведения в процессе отбывания наказания, а в этом аспекте особое внимание необходимо обратить на решение вопроса о создании службы пробации в Российской Федерации в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")», в котором предусматриваются формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест

лишения свободы, и реабилитационное насыщение приговоров судов в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур.

Учитывая вышесказанное, считаем, что для улучшения координации работы по профилактике экстремизма и терроризма требуется тесное взаимодействие правоохранительных органов с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, заинтересованными общественными объединениями, средствами массовой информации.

Список литературы

1. Галахов С. С. Некоторые проблемы противодействия преступлениям террористического характера и общие сведения о состоянии, динамике и структуре лиц, отбывающих наказание за их совершение // Материалы IV Международной научно-практической конференции, 4-6 апреля 2017 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pi.fsin.su/upload. (дата обращения 10.01.2017).

2. Красноярский краевой суд: официальный сайт. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kraevoy.krk.sudrf.ru. (дата обращения 10.01.2017).

3. Кузнецова Н.В. Основные направления противодействия экстремизму в исправительных учреждениях // Материалы IV Международной научно-практической конференции, 4-6 апреля 2017 года. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pi.fsin.su/upload. (дата обращения 10.01.2017).

4. Наумов А. Тюрьмы особого назначения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/01/27/supermax_prison.

5. Радио Азатык: PRI: число осужденных по обвинению в экстремизме и терроризме растет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus.azattyg.org. (дата обращения 10.01.2017).

6. Самые страшные тюрьмы мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samiye.ru/tech/strashnye-tyurmy.html. (дата обращения 10.01.2017).

7. Спецколонии для террористов таят угрозу для государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islam.ru. (дата обращения 10.01.2017).

8. ФСБ России: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fsb.ru/fsb. (дата обращения 10.01.2017).

9. Шибутов М.М. Терроризм в России - нарастающая динамика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rusrand.ru/analytics. (дата обращения 10.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.