Г. А. Куклин,
студент факультета социальных наук
ПРАКТИКА В ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ
В середине февраля студенческая социологическая мастерская, созданная недавно на факультете социальных наук, по заданию студенческого совета при Уче-
ном совете университета провела опрос студентов старших курсов нескольких факультетов об их участии в разных видах практики.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель опроса состояла в выявлении студенческой оценки разных составляющих практики. Их выделено восемь:
1) отношение студентов к практике, цели студентов при прохождении практики;
2) соответствие этим целям результатов ее прохождения, оценка удовлетворенности полученным опытом;
3) основные трудности, возникающие на практике,
4) оценка удовлетворенности полученными навыками, как общепрофессиональными, так и специальными;
5) взаимодействие студентов с организациями, в которых проходила практика;
6) оценка удовлетворенности студентов общей организацией практики;
7) взаимоотношения с руководителем практики:
8) пожелания студентов организаторам практики.
Какие данные были получены в ходе опроса? Остановлюсь на некоторых из них.
На вопрос «По Вашему мнению, практика — это...» 60% респондентов выбрали вариант ответа «в любом случае полезный опыт». Ответ «прямой путь к овладению профессией» выбрали только 24% опрошенных.
На вопрос о целях, которые ставили себе студенты, 26% ответили: «получить конкретные навыки, приобрести компетенции»; 21% — что «хотели попробовать себя в новом деле», 18% — «приобрести жизненный опыт». Вместе с тем 18% ответили «просто поскорее сдать практику».
Главными достижениями практики 47% опрошенных считают «приобретенный профессиональный опыт», а 33% — «опыт, не связанный с профессией». При этом в целом удовлетворенность полученным опытом у 69% опрошенных достаточно высокая.
Если говорить о навыках, приобретаемых студентами на практике, то, по их признанию, это «умение работать с аудиторией» (на педагогической практике), «развитие организаторских способностей» (большинство менеджеров), «навыки участия в диалоге, ведение переговоров» (вне зависимости от специальности). Около тре-
ти респондентов видят важнейшим для своей профессии «коммуникативный навык» (40% ответов).
Студенты выделяют трудности, возникающие в процессе прохождения практики. Прежде всего, более 30% ответивших указывают на проблемы взаимодействия с работниками в учреждениях и организациях, принимающих практикантов: это и учителя в школе, и сотрудники летних лагерей, и супервайзеры в коммерческих организациях.
Студенты отмечают: принимающие их на практику сотрудники учреждений и организаций далеко не всегда готовы к содействию студентам в выполнении программы практики. «1», «2» и «3» балла из пяти поставили 52,5% респондентов, «4» и «5» — 47,5%. Многие опрошенные поясняют свои оценки так: «студенты никому не нужны», «на них нет времени», «их просто используют». «Доброжелательность, но нежелание участвовать в учебном процессе» указана в 40% ответов. 27% студентов говорят о конфликтах, возникавших между ними и сотрудниками организаций. Только 34% респондентов характеризуют взаимоотношения с работниками организаций как «полную открытость в образовательном процессе, желание учить».
Опрос показал недовольство многих студентов содержательной стороной практики: монотонностью работы, отсутствием творческого подхода, несвязанностью
предлагаемых к освоению компетенций и реальных профессиональных требований.
Большинство тех, кто не удовлетворен полученными навыками, связывают ситуацию с нежеланием работников организаций взаимодействовать со студентами, плохими условиями труда и общей неорганизованностью.
Оценивая соответствие программы практики и осваиваемой студентами образовательной программы, 27% отмечают наличие соответствия на уровне «4» балла и 35% — на уровне «3» балла по пятибалльной шкале.
По мнению студентов, требуется включение в образовательную программу уси-
ленного практического компонента. 65% респондентов отмечают отсутствие коррекции результатов практики, «работы над ошибками». При этом 62% ответили «да» на вопрос «Нужна ли такая коррекция?». 52% студентов предлагают для этого «работу с преподавателем, разбор практики», 36% — «консультации экспертов и специалистов в данной профессии».
Об организационных компонентах практики. Самым главным из них для студента является возможность выбора места проведения практики («очень важно» для 70% ответивших). Также для студентов необходимы четкий план проведения практики («5» поставили 63%), информация о содержании предстоящей работы (62%), взаимодействие с руководителем практики (66%), условия труда (57%) и информация о них (59%). Последняя позиция вызывает у студентов наибольшее удовлетворение, а наименьшее — «четкий план проведения практики» («5» поставили всего 19% респондентов). 61% считают необходимым создание информационного портала, посвященного практике.
Взаимоотношения с руководителем практики — наиболее положительно оце-
ненный параметр. Как правило, связь с ним осуществлялась лично. Отношения оценены как «дружественные» и «деловые». Главнейшим качеством для руководителя определен «профессионализм».
Что могут сделать сами студенты для совершенствования организации практики?
1. Уже сегодня студентка V курса факультета информационных технологий Гюзель Шарафутдинова, член студенческого совета университета, выполняет дипломную работу, связанную с созданием информационного портала по практике во взаимодействии с учебно-методическим управлением университета.
2. Мы, студенты-социологи, могли бы проводить социологические исследования по этой проблеме, уже более масштабные и глубокие. Но нас тревожит низкая социологическая культура студентов вуза, проявляющаяся в беглом и поверхностном заполнении анкет, непонимании важности и реальной практической применимости подобных исследований. Для того чтобы изменить ситуацию, требуется, во-первых, действительно показать такую применимость, во-вторых, проводить методическую работу со студентами различных факультетов.