Научная статья на тему 'Практика в оценке студентов'

Практика в оценке студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
635
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПРАКТИКИ СТУДЕНТАМИ / ПРАКТИКА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куклин Гавриил Анатольевич

В середине февраля студенческая социологическая мастерская, созданная недавно на факультете социальных наук, по заданию студенческого совета при Ученом совете университета провела опрос студентов старших курсов нескольких факультетов об их участии в разных видах практики. Цель опроса состояла в выявлении студенческой оценки разных составляющих практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куклин Гавриил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика в оценке студентов»

Г. А. Куклин,

студент факультета социальных наук

ПРАКТИКА В ОЦЕНКЕ СТУДЕНТОВ

В середине февраля студенческая социологическая мастерская, созданная недавно на факультете социальных наук, по заданию студенческого совета при Уче-

ном совете университета провела опрос студентов старших курсов нескольких факультетов об их участии в разных видах практики.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель опроса состояла в выявлении студенческой оценки разных составляющих практики. Их выделено восемь:

1) отношение студентов к практике, цели студентов при прохождении практики;

2) соответствие этим целям результатов ее прохождения, оценка удовлетворенности полученным опытом;

3) основные трудности, возникающие на практике,

4) оценка удовлетворенности полученными навыками, как общепрофессиональными, так и специальными;

5) взаимодействие студентов с организациями, в которых проходила практика;

6) оценка удовлетворенности студентов общей организацией практики;

7) взаимоотношения с руководителем практики:

8) пожелания студентов организаторам практики.

Какие данные были получены в ходе опроса? Остановлюсь на некоторых из них.

На вопрос «По Вашему мнению, практика — это...» 60% респондентов выбрали вариант ответа «в любом случае полезный опыт». Ответ «прямой путь к овладению профессией» выбрали только 24% опрошенных.

На вопрос о целях, которые ставили себе студенты, 26% ответили: «получить конкретные навыки, приобрести компетенции»; 21% — что «хотели попробовать себя в новом деле», 18% — «приобрести жизненный опыт». Вместе с тем 18% ответили «просто поскорее сдать практику».

Главными достижениями практики 47% опрошенных считают «приобретенный профессиональный опыт», а 33% — «опыт, не связанный с профессией». При этом в целом удовлетворенность полученным опытом у 69% опрошенных достаточно высокая.

Если говорить о навыках, приобретаемых студентами на практике, то, по их признанию, это «умение работать с аудиторией» (на педагогической практике), «развитие организаторских способностей» (большинство менеджеров), «навыки участия в диалоге, ведение переговоров» (вне зависимости от специальности). Около тре-

ти респондентов видят важнейшим для своей профессии «коммуникативный навык» (40% ответов).

Студенты выделяют трудности, возникающие в процессе прохождения практики. Прежде всего, более 30% ответивших указывают на проблемы взаимодействия с работниками в учреждениях и организациях, принимающих практикантов: это и учителя в школе, и сотрудники летних лагерей, и супервайзеры в коммерческих организациях.

Студенты отмечают: принимающие их на практику сотрудники учреждений и организаций далеко не всегда готовы к содействию студентам в выполнении программы практики. «1», «2» и «3» балла из пяти поставили 52,5% респондентов, «4» и «5» — 47,5%. Многие опрошенные поясняют свои оценки так: «студенты никому не нужны», «на них нет времени», «их просто используют». «Доброжелательность, но нежелание участвовать в учебном процессе» указана в 40% ответов. 27% студентов говорят о конфликтах, возникавших между ними и сотрудниками организаций. Только 34% респондентов характеризуют взаимоотношения с работниками организаций как «полную открытость в образовательном процессе, желание учить».

Опрос показал недовольство многих студентов содержательной стороной практики: монотонностью работы, отсутствием творческого подхода, несвязанностью

предлагаемых к освоению компетенций и реальных профессиональных требований.

Большинство тех, кто не удовлетворен полученными навыками, связывают ситуацию с нежеланием работников организаций взаимодействовать со студентами, плохими условиями труда и общей неорганизованностью.

Оценивая соответствие программы практики и осваиваемой студентами образовательной программы, 27% отмечают наличие соответствия на уровне «4» балла и 35% — на уровне «3» балла по пятибалльной шкале.

По мнению студентов, требуется включение в образовательную программу уси-

ленного практического компонента. 65% респондентов отмечают отсутствие коррекции результатов практики, «работы над ошибками». При этом 62% ответили «да» на вопрос «Нужна ли такая коррекция?». 52% студентов предлагают для этого «работу с преподавателем, разбор практики», 36% — «консультации экспертов и специалистов в данной профессии».

Об организационных компонентах практики. Самым главным из них для студента является возможность выбора места проведения практики («очень важно» для 70% ответивших). Также для студентов необходимы четкий план проведения практики («5» поставили 63%), информация о содержании предстоящей работы (62%), взаимодействие с руководителем практики (66%), условия труда (57%) и информация о них (59%). Последняя позиция вызывает у студентов наибольшее удовлетворение, а наименьшее — «четкий план проведения практики» («5» поставили всего 19% респондентов). 61% считают необходимым создание информационного портала, посвященного практике.

Взаимоотношения с руководителем практики — наиболее положительно оце-

ненный параметр. Как правило, связь с ним осуществлялась лично. Отношения оценены как «дружественные» и «деловые». Главнейшим качеством для руководителя определен «профессионализм».

Что могут сделать сами студенты для совершенствования организации практики?

1. Уже сегодня студентка V курса факультета информационных технологий Гюзель Шарафутдинова, член студенческого совета университета, выполняет дипломную работу, связанную с созданием информационного портала по практике во взаимодействии с учебно-методическим управлением университета.

2. Мы, студенты-социологи, могли бы проводить социологические исследования по этой проблеме, уже более масштабные и глубокие. Но нас тревожит низкая социологическая культура студентов вуза, проявляющаяся в беглом и поверхностном заполнении анкет, непонимании важности и реальной практической применимости подобных исследований. Для того чтобы изменить ситуацию, требуется, во-первых, действительно показать такую применимость, во-вторых, проводить методическую работу со студентами различных факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.