Раздел VI. История
УДК 94(470) ББК 63.3
В.А. Агеева, Е. Е. Беркова
ПРАКТИКА УСТНОЙ ИСТОРИИ: ИНТЕРВЬЮ О ВОЕННОМ ВРЕМЕНИ (1941-1945 гг.) Г.М. МАХОНИНА
Аннотация. Важное место в устной истории занимает изучение роли личности в прошлом и конструирование биографии человека на основе устных свидетельств. Указанный источниковедческих ресурс приобрел в современной историографии по Великой Отечественной войны особую значимость. Интервьюирование непосредственного участника событий военного времени важно как для процессов трансформации памяти, так и дополнения исторической мозаики местности, в которой проживал очевидец, раскрытия анатомии формирования стратегий выживания в экстремальных условиях и многих других аспектов военной действительности.
Ключевые слова: устная история, эго-источники, Великая Отечественная война, политика
памяти.
V.A. Ageeva, Е.Е. Berkova
The PRACTICE of ORAL HISTORY: INTERVIEW ABOUT WAR (1941-1945) G. M. MAKHONINA
Abstract. Abstract. An important place in oral history is the study of the role of personality in the past and constructing the biography of a person on the basis of oral evidence. Specified source resource has become in the modern historiography of the great Patriotic war of special significance. Interviewing direct participant of the events of the war time is important for the processes of transformation of memory, strengthening intergenerational connections and additions historic mosaic of the area in which lived an eyewitness, disclosure anatomy of the formation of strategies of survival in extreme conditions and many other aspects of military reality.
Keywords: oral history, ego-sources, the Great Patriotic war, the politics of memory.
Направление устной истории в отечественной науке считается чрезвычайно быстро развивающимся, несмотря на свою относительную молодость. Устная история на основе многочисленных отрывочных сведений различных источников помогает реконструировать внутренний духовный мир, повседневную практику людей и даже их мысли. Внимательное слушание, тщательные записи, отражение эмоционального состояния интервьюироваемого, дают возможность получать относительно объективные свидетельства очевидцев событий или их близких. Устная история появилась как узкое направление в рамках библиотечного и архивного дела. Вскоре она завоевала признание многих специалистов по истории, которые нашли в устных воспоминаниях важнейший источник информации о прошлом [1]. В Южнороссийском регионесущественный вклад в развитие сюжетов устной истории Великой Отечественной войны внесли Е.Ф. Кринко, Т.П. Хлынина, И.Г. Тажидинова [2], Е.Н. Стрекалова [3], В.А. Агеева [4], М.И. Гуров [5], Т.В. Зеленская [6] и другие.
Важное место в устной истории занимает изучение роли личности в прошлом и конструирование биографии человека на основе устных свидетельств. Указанный источниковедческих ресурс приобрел в современной историографии по Великой Отечественной войны особую значимость. Причем в данном случае речь идёт непросто о дополнении истории войны «малозначительными» деталями при помощи новых источников, а о появлении нового подхода к ее пониманию. Суть его сводится к изменению направленности исследований, в центре которых оказывается не война как некий исторический феномен, а её влияние на жизнь человека [7].
Основная идея нашей работы заключается в стремлении показать взаимосвязь различных аспектов военного лихолетья и отдельных сюжетов жизни конкретного человека через призму его личных воспоминаний. Это открывает возможности услышать голоса «простых людей», которые прежде не являлись предметом специального исторического исследования. Реальная жизнь и выживание людей во время войны, их тяготы, заботы, страдания, боль зачастую умещались в уни-
версальную, хрестоматийную, растиражированную фразу: «Народ вынес ...» [8]. Устные свидетельства позволяют расслышать каждый голос в этом «многоголосье».
Махонин Георгий Михайлович родился в Таганроге в 1926 году. На всю жизнь он запомнил чувства, связанные с захватом города немецко-фашистскими войсками: «Оккупация - ужасная вещь. Люди голодали, терпели произвол немцев.» [9]. В то время ему было 15 лет, и он проживал с мамой и бабушкой, все мужчины уже были на фронте. Запасов у семьи не было, начались голодные времена: «его родным, как и многим другим таганрожцам спасли жизнь остатки зерна, которые немцы разрешали брать со сгоревшего склада. За ним тогда выстроилась многокилометровая очередь» [10].
В доме Георгия Михайловича оккупанты не проживали, слишком уж бедной была обстановка. Лишь один раз немецкий солдат остался у них на ночлег. Г.М. Махонин с дрожью в голосе отмечал: «Времена были очень тяжелыми, положение катастрофическим, и моя мама нашла способ заработать скромные деньги на еду для семьи, она стала вручную изготовлять цветы из бумаги, которые пользовались в какой-то степени спросом на местной толкучке.» [11].
С особым чувством радости, теплоты и одновременно горести вспоминал Г.М. Махонин об освобождении г. Таганрога от немецко-фашистской войск: «30 августа 1943 года немцы наконец-то ушли из города. К сожалению, перед этим они подожгли все, что только можно. В ту ночь горожане прятались в своих домах, боясь, что фашисты выместят свою злобу на мирных жителях. Были слышны выстрелы. Утром горожане высыпали на улицы и радостно приветствовали наши войска, которые изгнали оккупантов. У всех жителей и солдат за долгое время было хорошее настроение» [12]. Георгий Михайлович не был исключением, он восторженно, вместе со своими товарищами, приветствовал освободителей города. По его словам: «в этот самый миг, один из солдат в колонне, посадил его на машину и дал подержать автомат, и в эту секунду он принял решение отправиться на фронт» [13].
Его боевой путь начался в сентябре 1943года. Первый марш бросок протяжённостью в 20 км особенно врезался в память тогда еще совсем юному Г.М. Махонину: «под дождем, в грязи солдаты шли вперёд, невыспавшиеся, голодные. Под Мелитополем дали возможность поспать и утром сразу же бросили в бой...». Боевое крещение оказалось трагичным для Георгия Михайловича, он получил серьёзное ранение в ногу и попал госпиталь. Долгих четыре месяца его перебрасывали из медсанчасти в медсанчасть и в итоге определили в Азербайджан, в госпиталь города Ев-лах. Подлечившись, он вернулся домой, в родной Таганрог. Там он поступил в механический техникум, но с учёбой как отметил сам Г.М. Махонин: «не заладилось, постоянно посещали мысли, о том, что нужно вернуться в ряды действующей армии СССР и добивать врага.» [14].
Продолжил боевой путь Георгий Михайлович в рядах артиллерийского противотанкового гвардейский полка. Именно с этого времени, по мнению Г.М. Махонина, для него «началась серьезная война». Он участвовал в жестоких боях под Варшавой, где наша армия понесла большие потери. Там же ветеран получил орден Красной звезды за бесперебойное поддержание связи во время наступательной операции и медаль за взятие Варшавы. Именно эти награды он считает самыми почётными и дорогими. Не дойдя до Берлина, Георгий Михайлович получил второе ранение. И снова попал в госпиталь.
Георгий Михайлович считает себя причастным к победе над «раковой болезнью» человечества, как он сам выразился - фашизмом. Пройдя войну, столкнувшись лицом к лицу с болью, трагедией человеческих судеб, мужеством, героизмом, жертвенностью, в своих воспоминаниях, Георгий Михайлович смог передать всю ценность Великой Победы и неоценимый вклад в нее советских войск. Он безмерно горд за свою Родину. Категорически осуждает фашизм, национализм, считая их смертью цивилизации.
Эмоционально окрасили рассказ ветерана, сохранившиеся у него документы, награды, фотографии. Всё это помогло нам наиболее полнее осознать значимость каждого представителя фронтового поколения в общем деле Победы над немецко-фашистскими поработителями.
Таким образом, интервьюирование непосредственного участника событий военного времени важно как для процессов трансформации памяти, укрепления межпоколенных связей, так и дополнения исторической мозаики местности, в которой проживал очевидец, раскрытия анатомии формирования стратегий выживания в экстремальных условиях и многих других аспектов военной действительности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кринко, Е.Ф. История северного Кавказа в 1920-1940-е гг.: современная российская историография / Е.Ф. Кринко, Т.П. Хлынина. - Ростов н/Д., 2009. - С. 271.
2. Кринко, Е.Ф. Частная жизнь советского человека в условиях военного времени: пространства, границы и механизмы реализации (1941-1945 гг.) / Е.Ф. Кринко, Т.П. Хлынина, И.Г. Тажидинова. - Ростов н/Д., 1943. - С. 40-60.
3. Стрекалова, Е. Н. Архив устной истории Великой Отечественной войны (на материалах Северного Кавказа) / Е.Н. Стрекалова // Юг России в Великой Отечественной войне: тропы памяти. - Краснодар, 2011. -С. 239.
4. Агеева В.А. Устная история и проблемы изучения Великой отечественной войны / В.А. Агеева, С.В. Чига-сов // Мат. V Международ. научно-практ. конф. «Science in the modem information society V» 26-27 января 2015, North Charleston. USA. - Т. 3. 2014. - С. 15-17.
5. Гуров, М.И. Великая Отечественная война глазами современников и потомков (на материалах архива семьи Д...) / М.И. Гуров, Т.В. Дягилева // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. № 2. Гуманитарные науки. 2013. - С. 93-97.
6. Зеленская, Т.В. К вопросу о повседневной истории Великой Отечественной войны (на материалах личного архива семьи Пантелеевых) / Т.В. Зеленская, Э.Ю. Пантилеев // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки 2013. № 2. - С. 104108.
7. Агеева, В.А. Исторический источник и перспективы изучения повседневного мира учащейся молодежи в годы Великой Отечественной войны / В.А. Агеева, А.А. Волвенко // Мат. V Международ. научно-практ. конф. «XXI century: fundamental science and technology V» 10-11 ноября 2014 North Charleston. USA, 2014. - С. 22.
8. Стрекалова, Е.Н. Архив устной истории Великой Отечественной войны (на материалах Северного Кавказа)/ Е.Н. Стрекалова // Юг России в Великой Отечественной войне: тропы памяти. Краснодар, 2011. - С. 239.
9. Респондент: Махонин Георгий Михайлович, 1926 г. р. Интервьюер: Е.Е. Беркова. Место проведения: г. Таганрог, квартира респондента, 2014 год. Продолжительность 45 минут // Архив центра Устной истории кафедры истории Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)».
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.
14. Там же.
УДК 93 ББК 63.3(2)6
М.И. Гуров, Т.В. Зеленская, А.Э. Титовская
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СЕМЬИ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
(региональный компонент)
Аннотация: Статья продолжает цикл публикаций, посвященных научному осмыслению истории Великой Отечественной войны. В частности затрагиваются аспекты повседневной истории военного времени. В содержании статьи используются материалы источников личного происхождения.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, воспоминания, повседневность, оккупация, тыл, военная действительность, патриотизм.
M. Gurov, T. Zelenskaya, A. Titovskaya
ON FAMILY HISTORY IN THE WAR PERIOD (regional component)
Abstract: The Article continues the series of publications dedicated to the scientific understanding of the history of the great Patriotic war. In particular aspects of everyday history of military time are raised. In the content of the article materials of the sources of personal origin are used.
Key words: Great patriotic war, memories, everyday life, occupation, rear, military reality, patriotism.
Наступивший 2015 год ознаменовался для нашей страны чередой торжеств, посвященных семидесятилетнему юбилею освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война, навязанная СССР гитлеровской Германией, занимает особое место