Том 156, кн. 4
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2014
УДК 343.98
ПРАКТИКА УЧАСТИЯ СВЕДУЩИХ ЛИЦ В РАССЛЕДОВАНИИ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ (ВЫЛОВА) РЫБЫ
А.В. Мишин, А.Н. Шалимов Аннотация
В статье рассматриваются основные процессуальные формы участия сведущих лиц в расследовании уголовных дел о незаконной добыче (вылове) рыбы. Анализируются тактико-организационные аспекты проведения специальных исследований и экспертиз по делам данной группы преступлений. Предлагается наделить специалистов территориальных управлений Росрыболовства функцией органов дознания при расследовании незаконной добычи рыбы.
Ключевые слова: незаконный вылов рыбы, специальные знания и исследования, специалист, эксперт, дознаватель.
Преступная добыча (вылов) рыбы относится к одному из распространённых видов экологических преступлений - к незаконной добыче (вылову) водных биологических ресурсов . Эти преступления характеризуются высокой степенью общественной опасности, так как наносят обществу и окружающей среде значительный экологический и экономический ущерб. Современные технические средства дают возможность больших незаконных уловов, а применение преступных способов вылова рыбы зачастую приводит к её массовой гибели, уничтожению кормовых запасов и повреждению среды обитания водных биологических ресурсов.
Согласно действующему уголовному законодательству (II) незаконный вылов рыбы признаётся уголовно наказуемым деянием в случаях, когда он совершён: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления; в) в местах нереста или на миграционных путях к ним; г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1, ст. 256 УК РФ).
Уголовные дела о незаконном вылове рыбы (рыбное браконьерство3) расследуются в форме дознания дознавателями органов внутренних дел МВД России.
1 В 2000 г. в России было зафиксировано 6333 факта незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а в 2012 г. - 8172 [1, с. 5].
2 Водные биологические ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Под добычей (выловом) водных биоресурсов понимается изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (166-ФЗ, ст. 1, п. 1, 8).
3 Браконьерство (от фр. braconnier) - «добыча или уничтожение диких животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира» [2].
Неоценимую помощь в раскрытии и расследовании этих преступлений им оказывают сведущие лица - специалисты и эксперты в области экологии, биологии, биохимии, криминалистики. Как показывает практика, деловое взаимодействие дознавателя с компетентными специалистами и экспертами значительно повышает качество, полноту и эффективность расследования дел о незаконной ловле рыбы. Такое взаимодействие осуществляется посредством совместного анализа доказательственной информации по расследуемому делу, одновременного участия дознавателя и специалистов в производстве следственных, иных тактико-организационных действий и обсуждении их результатов.
Применение специальных знаний при расследовании незаконного вылова рыбы оказывается востребованным для выяснения определённых вопросов уже в ходе доследственной проверки сообщения о преступлении. В ходе такой проверки специалисты могут оказать лицу, производящему дознание, помощь в оценке поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, в определении перспектив дальнейшего расследования, а также обеспечивают эффективность следственных действий, производимых после возбуждения дела о незаконном вылове рыбы.
Ключевой момент в расследовании уголовных дел о незаконном вылове рыбы - осмотр места происшествия, который является неотложным, обязательным и незаменимым следственным действием по этим делам. Именно осмотр позволяет понять обстановку, предшествующую незаконному вылову рыбы и создавшуюся после него, изучить механизм происшествия, обнаружить следы и орудия преступления, выдвинуть обоснованные версии и определить направление расследования по делу.
Результативность осмотра места незаконной добычи рыбы во многом зависит от активного участия в нём различных специалистов. Привлечение специалистов к осмотру места происшествия позволяет установить наличие достаточных данных, указывающих на признаки незаконного вылова рыбы, а также получить иную процессуально значимую информацию для установления обстоятельств совершённого преступления. Именно данная информация определяет перспективу дальнейшего расследования, обеспечивает эффективность следственных действий, производимых после возбуждения уголовного дела. В этой связи участие специалистов следует считать обязательным тактическим правилом осмотра места преступной ловли рыбы.
Вопрос о привлечении тех или иных специалистов к осмотру места незаконного вылова рыбы должен решаться в зависимости от очевидности преступного посягательства, характера его последствий, а также от содержания исходной информации о произошедшем событии. Выезд на место незаконного вылова одного специалиста не должен препятствовать выезду на место происшествия другого, так как в ходе осмотра они в соответствии со своей специальностью призваны оказать содействие лицу, производящему дознание, в решении различных задач. Когда в ходе осмотра его результаты оцениваются с учётом различных специальных знаний, достигается полнота, всесторонность и объективность данного следственного действия и принимается наиболее оптимальное решение относительно действий, необходимых для установления обстоятельств совершённого преступления.
Участие специалиста в осмотре места незаконного вылова рыбы не должно предопределять содержание процессуальных и тактических решений дознавателя. В свою очередь дознаватель не должен ограничивать процессуальные права специалиста, сковывать его инициативу в изучении обстоятельств происшествия, обнаружении и фиксации доказательств. Правильное сочетание и научно-организованное исполнение специалистом своих функций ведёт к эффективному использованию специальных знаний и навыков в целях установления истины по расследуемому делу.
Рассмотрим практику участия сведущих лиц в расследовании незаконной ловли речной рыбы на территории Волжско-Камского водного бассейна. Чаще всего осмотр места незаконного вылова рыбы производится сразу после выявления его признаков в ходе плановых и внеплановых проверок, а также патрулирования отдельных участков рек и водоёмов Волжско-Камского бассейна специалистами территориального Средне-Волжского управления Росрыболовства РФ по Республике Татарстан. Именно они, первыми осматривая место ловли рыбы, устанавливают вероятность достоверности факта рыбного браконьерства, а также обстоятельства предполагаемого преступного события (места, времени, способа, орудий ловли рыбы и т. п.). В этой связи, на наш взгляд, целесообразно наделить органы территориальных управлений Росрыболовства РФ функцией дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 256-258 УК РФ. В этом случае указанные органы смогли бы иметь процессуальные полномочия на самостоятельное производство отдельных следственных действий, в том числе осмотра места происшествия. Это, в свою очередь, позволит повысить уровень раскрываемости данных преступлений, а также оперативность и результативность расследования в целом.
К осмотру места незаконного вылова рыбы следует привлекать специали-ста-ихтиолога4. Используя специальные технические средства и приборы, ихтиолог в ходе осмотра места происшествия производит отбор чешуи незаконно добытой речной рыбы5 для последующего её экспертного исследования, определяет видовой состав рыбы, её половую зрелость, способность к размножению, отдельные повреждения. В дальнейшем с учётом ценности рыбы6 определяется размер ущерба, причинённого путём незаконного вылова. Как показывает анализ практики, иногда при этом допускаются различные необоснованные ошибки. Поэтому, на наш взгляд, окончательный вывод о размере ущерба целесообразно делать после биологического исследования, проведённого экспертом-биологом Средне-Волжского регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.
4 Такими специалистами в Республике Татарстан являются сотрудники филиала Самарского федерального государственного бюджетного управления «Средневолжскрыбвод», отдела биоразнообразия Министерства экологии и природных ресурсов РТ и научные сотрудники Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета.
5 При отборе чешуи от целых экземпляров рыбы необходимо изымать неповреждённые чешуи с центральной части туловища, несколько выше средней линии. Количество чешуй с одного экземпляра рыбы должно быть не менее 10 штук. Упаковывать полученные образцы следует в отдельные бумажные пакеты.
6 Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинённый незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утверждены Постановлением Правительства РФ № 515 от 25 мая 1994 г. в ред. от 10 февраля 2009 г. (на территории РТ - Постановлением Кабинета министров РТ N° 200 от 25 мая 2007 г. в редакции от 29 июня 2013 г.).
Следует подчеркнуть, что проблема доказывания характера и размера вреда, причинённого водным биоресурсам, носит комплексный характер, так как при его оценке следует учитывать количество добытых, повреждённых или уничтоженных речных рыб, а также вред, причинённый среде обитания. Особенно это касается случаев, когда для незаконного вылова речной рыбы применяются взрывчатые и химические вещества, электроток либо иные способы массового истребления, ибо при этом из воды извлекается лишь незначительная часть оглушённой или погибшей рыбы.
Важно указать, что эффективность использования знаний специалистов будет более высокой, если по расследуемому делу о незаконном вылове рыбы этому же специалисту будет поручено затем производство одноимённой экспертизы. Целесообразность такого совмещения вызвана тем, что для решения вопросов, поставленных конкретному специалисту, последнему необходимо непосредственно ознакомиться со спецификой обстановки места происшествия, а участие специалиста в обнаружении, фиксации и осмотре вещественных доказательств облегчает последующее экспертное исследование и повышает достоверность выводов эксперта.
В ходе расследования дел о незаконной добыче (вылове) речной рыбы на первоначальном его этапе назначаются, как правило, судебно-экологическая, судебно-биологическая и судебно-ихтиологическая экспертизы.
Судебно-экологическая экспертиза по рассматриваемым преступлениям производится с целью установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия (путем незаконного вылова рыбы) на окружающую среду. Судебно-экологическая экспертиза по фактам незаконной ловли речной рыбы назначается чаще всего в период её нереста и миграции (рунного хода). Периодом нереста большинства видов речных рыб, обитающих в реках, притоках и заливах Волжско-Камского водного бассейна, является временной промежуток с 15 апреля по 15 июня. Места нереста - отдельные участки водной среды, где происходит икрометание рыбы.
При расследовании незаконного вылова речной рыбы на разрешение судебного эксперта-эколога могут быть поставлены следующие основные вопросы.
1. Оказано ли негативное антропогенное воздействие на представителей биоресурсов, обитающих в заливе реки или её притоке, согласно представленной документации?
2. Является ли изъятое оборудование (рыболовная сеть или взрывчатые и токсичные средства) инструментом негативного антропогенного воздействия, а именно орудием массового истребления речной рыбы?
3. Возможно ли установить причину массовой гибели рыбы в районе реки или её притоке?
4. Является ли рыболовная сеть способом (орудием) массового уничтожения рыбы или полного запруда миграционных путей рыбы к местам нереста?
По нашему мнению, при назначении судебно-экологической экспертизы по фактам незаконной ловли речной рыбы необходимо предоставлять следующие материалы: а) постановление о назначении судебно-экологической экспертизы; б) протокол осмотра места происшествия; в) схему (чертёж, план) места происшествия; г) справку территориального филиала по рыболовству и сохранению
водных биологических ресурсов о том, что участок реки или её залив, где зафиксирован факт незаконной ловли рыбы, является местом нерестилища выловленной рыбы; д) справку специалиста-ихтиолога о видовом составе незаконно выловленной рыбы; е) карты-планы особо охраняемых природных территорий (государственных заповедников и запасников, национальных парков и т. п.); ж) таблицы, фото- и видеоматериалы с места происшествия (снимки прибрежной полосы реки или её притоки, где выявлена незаконная ловля рыбы; фотографии применённых преступных средств и орудий, экземпляров тушек рыбы и под.); з) объяснения причастных к событию незаконной ловли рыбы лиц и его очевидцев (если таковые имеются).
Назначение и проведение судебно-биологической экспертизы при расследовании незаконного вылова речной рыбы имеет свои организационные и тактические особенности, что объясняется её объектами, методами и задачами исследования. Основными объектами исследований, проводимых в ходе данной экспертизы, являются тушки рыбы и их останки. В случаях, когда при фиксировании факта незаконной ловли речной рыбы возникает необходимость установления или уточнения систематического таксона (вида) рыбы, способа её ловли, а также когда рыба уничтожена, но имеются следы от неё на одежде подозреваемого, сетях, бортах плавающего транспортного средства (лодках, катерах, яхтах), похожие на чешую, слизь и икру рыбы, - необходимо назначать биологическую экспертизу по объектам животного происхождения.
На разрешение эксперта-биолога по данным объектам ставятся следующие конкретные вопросы.
1. Какова таксономическая принадлежность образцов речной рыбы, представленной на экспертизу?
2. К какому виду речной рыбы принадлежит чешуя с образцов, изъятых при незаконной ловле?
3. Является ли представленное биологическое вещество, изъятое с плавающего транспортного средства, слизью или икрой рыбы?
4. Относятся ли образцы рыбы, изъятые с места происшествия, к представителям редких и исчезающих видов, занесённых в Красную книгу России?
5. Каким способом были пойманы образцы рыбы, представленные на экспертизу?
6. Можно ли установить факт массового отравления рыбы по представленным документам и образцам рыбы?
Эффективность работы эксперта-биолога определяется правильным и своевременным изъятием, упаковкой и транспортировкой вещественных доказательств и образцов для сравнительного исследования. Так, образцы тушек рыбы эксперту должны быть предоставлены в замороженном виде. При обнаружении на месте происшествия следов, похожих на следы биологического происхождения, видимые невооружённым глазом, необходимо изымать их механическим путём (вырезкой объекта-носителя, соскобом и т. д.). В тех случаях, когда предполагается наличие таких следов, но они невидимы невооружённым глазом или объекты-носители не представляется возможным транспортировать, изъятие следов можно также производить при помощи дактилоскопических пленок, клейких прозрачных лент (типа «скотч»). С целью сохранности признаков, необходимых
при проведении биологического исследования, указанные объекты не допускается упаковывать в полиэтиленовые пакеты (в целях предотвращения их гниения).
По возможности на экспертизу следует представлять объекты-носители с оставленными на них следами биологического происхождения. Это может быть одежда, чехлы от сидений автомобиля, отдельные детали от плавающего транспортного средства, браконьерские орудия лова (сети, перемёты, ловушки, остроги и др.).
При расследовании незаконной добычи (вылова) речной рыбы судебно-ихтиологическая экспертиза назначается для определения характера и размера ущерба, причинённого рыбному хозяйству в результате загрязнения водоёма, для установления причин и обстоятельств гибели рыбы и планктона, определения перспектив восстановления в водоёме кормовых организмов. Основными объектами исследования судебно-ихтиологической экспертизы являются чешуя и кости рыб. Эксперт-ихтиолог определяет вид (род, семейство) рыб, возраст индивида, а также выявляет, какое количество рыбы того или иного вида изменило свои естественные свойства. Иногда для этого проводится комплексное исследование с привлечением экспертов других специальностей - биохимиков, физиологов,генетиков,зоологов.
Таким образом, всё вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что эффективность и качество расследования уголовных дел о незаконной добыче рыбы во многом обеспечивается своевременным и активным участием сведущих лиц посредством проведения ими специальных исследований и судебных экспертиз.
Summary
A. V. Mishin, A.N. Shalimov. The Practice of Experts' Participation in Investigations of Illegal Fishing.
The article considers the major procedural forms of the participation of experts in criminal investigations of illegal fishing cases. Tactical and organizational aspects of conducting special investigations and examinations related to this category of crimes are analyzed. The authors propose to confer the function of inquiry bodies on the specialists of the local offices of the Russian Federal Fisheries Agency when investigating the cases of illegal fishing.
Keywords: illegal fishing, special knowledge and investigations, specialist, expert, investigator.
Источники
166-ФЗ - Федеральный закон от 20 дек. 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства Российской
Федерации (СЗ РФ). - 2004. - № 52. - Ст. 5270.
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ //
СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Литература
1. Ильина Е.П. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (по материалам Камчатского края): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. - 24 с.
2. Браконьерство // Юридический словарь. - URL: http://www.glossword.info/index.php/ term/,6ea3ac6f59585cb09567709b5cb1a460585b6aa25ca4a3926f52569f549b689d6ca3a c5ca55a68616e5f52a65f68b0716f6a6fa6.xhtml, свободный.
Поступила в редакцию 14.05.14
Мишин Андрей Викторович - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: av-mishel@mail.ru
Шалимов Анатолий Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: Аnatolij.Shalimov@kpfu.ru