Научная статья на тему 'Практика создания межкультурной образовательной платформы в мультиэтническом регионе (на примере Республики Татарстан)'

Практика создания межкультурной образовательной платформы в мультиэтническом регионе (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ВЕБ-ПЛАТФОРМА / МУЛЬТИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аетдинова Р.Р.

В статье описывается практика создания межкультурной образовательной платформы в Казанском федеральном университете, цели и задачи платформы, анализ результатов ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика создания межкультурной образовательной платформы в мультиэтническом регионе (на примере Республики Татарстан)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

автомобильном транспорте; качественную и количественную обработку результатов педагогического эксперимента; формулировка выводов и заключения; оформление диссертационного исследования.

В чем заключается научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования? Уточнена сущность понятия «готовность к использованию ИКТ в профессиональной деятельности» применительно к будущим специалистам среднего звена в области управления и организации перевозок на автомобильном транспорте; выявлены особенности современного состояния подготовки будущих специалистов среднего звена в области управления и организации перевозок на автомобильном транспорте; определена многоуровневая структура, критерии и показатели готовности будущих техников транспортно-логистической отрасли; обоснована и предложена модель формирования готовности как результат подготовленности будущего специалиста среднего звена в области знаний, умений и практического опыта использования ИКТ в профессиональной деятельности; разработаны и обоснованы структура и содержание курса в области формирования готовности будущих специалистов транспортно-логистической отрасти к использованию ИКТ в профессиональной деятельности; выявлены педагогические условия формирования готовности будущих специалистов среднего звена к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Разработаны структура и содержание практикумов, заданий, дидактических материалов для изучения следующих курсов: «Информатика и ИКТ», «Информатика», «Информационное обеспечение перевозочного процесса (автомобильный транспорт)»; «Автоматизированные системы управления на транспорте (автомобильный транспорт)» по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)». Разработанные методические, учебные и диагностические материалы могут быть использованы при создании учебно-методической ресурсной базы преподавателей образовательных организаций СПО по специальностям транспортно-логистической отрасли. Список использованной литературы:

1. Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А. Подготовка будущих техников к использованию средств ИКТ для решения профессиональных задач. //Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4. № 4. С. 33-36.

2. ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Мин. обр. и науки РФ Приказ от 22 апреля 2014 г. №376.

3. Abdulgalimov G.L. Progress of information society in Russia and deficit of staff potential. Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 8. С. 494-496.

4. Беляев В.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. - М.: МАДИ, 2014. - 204 с.

5. Абдулгалимов Г.Л. Некоторые аспекты оптимизации кадрового потенциала информационного общества. Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 151-154.

6. Abdulgalimov G.L. A new model of Russian professional education. World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 7. С. 826-829.

7. Абдулгалимов Г. Грани информатизации учебного процесса школы. Народное образование. 2008. № 7. С. 217-222.

© Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А., 2016.

УЛК 376.7

Р.Р. Аетдинова, к.п.н., доцент НЧИ КФУ, г. Набережные Челны, Российская Федерация

ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ В МУЛЬТИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Аннотация

В статье описывается практика создания межкультурной образовательной платформы в Казанском

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

федеральном университете, цели и задачи платформы, анализ результатов ее деятельности.

Ключевые слова

Межкультурная образовательная платформа, веб-платформа, мультиэтнический регион.

Татарстан - мультиэтническая республика, где основными этническими группами являются татары (52,9%) и русские (39,5%). Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, в совокупности в Республике Татарстан представлено 173 национальностей. На территории Татарстана проживают 116,3 тысяч (3,1%) чувашей, 23,5 тысячи (0,6%) удмуртов, 19,2 тысячи (0,5%) мордвы, 18,8 тысячи (0,5%) марийцев и 13,7 тысячи (0,4%) башкир, 18,2 тысячи человек (0,5%), белорусы - 4,6 тысячи (0,1%), евреи - 2,6 тысячи (0,1%), немцы - 2,2 тысячи (0,1%), поляки - 620 человек (0,02%) и другие. [1]

Современная социально-политическая ситуация в РТ характеризуется отсутствием конфликтов с высокой степенью социального вовлечения. Вместе с тем существует ряд проблем, которые могут стать источниками возникновения межэтнических противоречий. К ним необходимо отнести обязательное обучение татарского языка к школе, распространение идеологии исламского фундаментализма, макроэкономическая ситуация, деятельность этнонациональных организаций.

В целях преодоления и предотвращения негативных ситуаций в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в 2013 году была принята «Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан». Согласно Концепции, в условиях Республики Татарстан инструментом осуществления национальной политики является программно-целевой подход, позволяющий консолидировать усилия государственных структур и институтов гражданского общества, в той или иной мере занимающихся национальными вопросами, и создать единый механизм осуществления цели и задач государственной национальной политики. Этот механизм включает в себя разные виды организационной и распорядительно-исполнительной деятельности, включая создание межкультурных образовательных платформ[2].

Образовательные платформы получили активное распространение в последние годы. Идеи применения Интернета в обучении привело к созданию веб-ресурсов, выполняющих как функцию дистанционного обучения, так и дополняющего традиционные формы обучения. Анализируя работы, посвященные особенностям образовательных платформ, можно выделить несколько основных подходов к пониманию сути данного явления.

Первых подход подразумевает, что образовательные платформы - информационная площадка в сети интернет, специально созданная для взаимодействия педагогов и обучающихся (Боброва Ж.Г., Исаева В.И., Левина К.С., Прокопович Р.А.). В образовательных платформах предусматриваются различные способы дистанционного взаимодействия, упрощены процедуры создания и размещения учебных материалов, проверки и оценивания знаний, доступа к разнообразным ресурсам, необходимым для полноценного учебного процесса.

Другой подход рассматривает образовательную платформу как инновационную технологию, механизм которой направлен на реализацию общественных проектов и служит для взаимодействия между представителями различных социальных групп (Абрамова С.Ю., Зубкова Ю.А., Климашова Ю., Спиков Н.Э.). Основными целями создания таких платформ является обеспечения открытости и доступности информации участникам, при этом платформа может иметь как реальную, так и виртуальную структуры, каждая из которых способствует поддержанию отношений между людьми.

Сторонники третьего подхода понимают под образовательной платформой общественную организацию, добровольно объединяющую граждан на основе совместных интересов и целей. Однако при этом такая форма не обладает всеми юридическими особенностями общественных организаций, описанными в законодательстве. Этот подход тесно связан с моделью создания общественных организаций, процессом определения проблем, мобилизации ресурсов, разработки и внедрения стратегий достижения поставленных целей.

Примером создания образовательных платформ является межкультурная образовательная платформа Казанского федерального университета, созданная в г. Набережные Челны в рамках реализации проекта

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

TEMPUS «ALLMEET: Непрерывное обучение в течение всей жизни, направленное на развитие мультикультурного образования и толерантного отношения на территории Российской Федерации». Межкультурная образовательная платформа КФУ была создана в 2014 году на базе Набережночелнинского института КФУ. Основными целевыми группами являются: студенты и преподаватели вузов, иностранные студенты, обучающиеся в вузах Республики Татарстан, региональные и муниципальные органы государственной власти, подразделения федеральных министерств и ведомств, негосударственные общественные организации и объединения, организации гражданского общества, этнические диаспоры и мигрантские сообщества, бизнес, привлекающий на работу мигрантов.

Основной целью межкультурной образовательной платформы КФУ является создание условий для развития межкультурного диалога между людьми и группами разных национальностей, культур, религий и языков. Деятельность межкультурной образовательной платформы КФУ строится в трех направлениях: научные исследования и образовательная деятельность; межкультурная образовательная веб-платформа; взаимодействие с целевыми группами в их социальных и культурных средах.

В период с 2013 по 2016 годы в рамках проекта TEMPUS ALLMEET участниками межкультурной образовательной платформы КФУ было выполнено более множество научных исследований. Основной задачей являлось изучение межнациональных и межрелигиозных отношений, мониторинг проблем миграции и ведения межкультурной образовательной деятельности. Основные направления исследований, выполненных на базе межкультурной образовательной платформы КФУ: проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений; языковая политика и проблемы мультилингвизма; роль СМИ в развитии межкультурного диалога; проблемы правовой и социальной адаптации мигрантов; теория и практика межкультурного образования; создание и продвижение е-портфолио; проблемы демографической политики.

Другим направление деятельности межкультурной образовательной платформы КФУ является образовательная деятельность, основной целью которой является распространение знаний и формирование умений и навыков взаимодействия в полиэтничной среде. Учебные курсы и тренинги проводились по следующим направлениям: межкультурное образование и развитие толерантности; особенности мультилингвизма в образовательной среде; социальная и профессиональная адаптация мигрантов; роль СМИ в развитии толерантности в обществе; управление конфликтами в полиэтническом обществе.

В рамках реализации проекта TEMPUS ALLMEET заложена идея создания межкультурных образовательных платформ не только в реальном пространстве, но и создание виртуальной версии каждой платформы. Это связано с необходимостью распространения знаний и опыта межкультурных коммуникаций. При этом веб-платформа не только дает открытый доступ к образовательным ресурсам, но выполняет функцию информирования представителей целевых групп о возможностях платформы и привлечение их к участию в работе межкультурной образовательной платформы КФУ [1, с.16].

Анализ деятельности межкультурной образовательной платформы КФУ показал, в период с 2015 по 2016 годы в общем объеме выполненной работы тренинги и обучающие курсы составили 33%, семинары и круглые столы - 26%, встречи с представителями целевых групп - 26%, иные мероприятия - 13%. Данная статистика говорит, что деятельность платформы в большей степени сосредоточена на взаимодействии с целевыми группами и распространении опыта межкультурного взаимодействия, что полностью соответствует поставленной цели существования межкультурной образовательной платформы КФУ.

Список использованной литературы:

1. Аетдинова Р.Р. Опыт организации поликультурной образовательной платформы в Казанском федеральном университете /Р.Р. Аетдинова // Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во "Отечество", 2016. - С. 11-18.

2. Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: //kitaphane .tatarstan.ru/rus/legal_info/newz/natpol.htm

© Аетдинова Р.Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.