Научная статья на тему 'Практика создания, функционирования и реформирования стабилизационных фондов (на примере законодательства РФ и Норвегии)'

Практика создания, функционирования и реформирования стабилизационных фондов (на примере законодательства РФ и Норвегии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебыкина Н. Р.

Анализируется опыт создания, функционирования и реформирования Стабилизационного фонда РФ, процесс его преобразования в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Рассматриваются источники формирования фондов и процессы управления средствами фондов. Проводится сравнительный анализ практики создания и функционирования государственного нефтяного стабилизационного фонда Норвегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика создания, функционирования и реформирования стабилизационных фондов (на примере законодательства РФ и Норвегии)»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 2 (19). С. 45-51. © Н.Р. Чебыкина, 2009

УДК 347.73

ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ СТАБИЛИЗАЦИОННЫХ ФОНДОВ (на примере законодательства РФ и Норвегии)

Н.Р. ЧЕБЫКИНА

Анализируется опыт создания, функционирования и реформирования Стабилизационного фонда РФ, процесс его преобразования в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Рассматриваются источники формирования фондов и процессы управления средствами фондов. Проводится сравнительный анализ практики создания и функционирования государственного нефтяного стабилизационного фонда Норвегии.

Законодательства различных стран мира предусматривают создание специальных бюджетных фондов. Целью образования всех специальных бюджетных фондов является, в конечном итоге, более эффективное использование бюджетных средств. Опыт ряда стран, имеющих сырьевую специализацию экспорта, показывает, что правительства государств, подверженных влиянию мировой конъюнктуры, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов для создания таких специальных фондов, как стабилизационный фонд или фонд будущих поколений. Средства этих фондов могут быть использованы в неблагоприятные периоды для поддержания реального уровня расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга. К концу 90-х гг. XX в. стабилизационные фонды и их аналоги действовали в 15 странах или отдельных регионах государств. Существующие в различных странах мира государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет дополнительных доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов, условно можно разделить на три типа:

• Стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);

• Фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Кувейт, Оман, Папуа -Новая Гвинея);

• Бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

Последний тип фондов связан с аккумулированием доходов в годы профицита государственного бюджета. Целью создания таких фондов является стабилизация государственных расходов в годы рецессии и экономического спада или неблагоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках (в данном случае - высоких цен на сырье). Первые два типа фондов связаны с аккумулированием тем или иным образом части доходов от экспорта природных ископаемых или других невосполняемых ресурсов. Основное различие между данными типами фондов заключается в целях создания фондов: непосредственно стабилизационные фонды создаются для сглаживания колебаний в доходах и расходах государственного бюджета, дополнительном финансировании государственных расходов на территориях, где ведется добыча ископаемых. Фонды будущих поколений рассчитаны на их использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны, либо для выплаты дополнительных (квазирентных) платежей населению территорий, где ведется добыча ископаемых. В ряде случаев фонды выполняют смешанные роли (как, например, в штате Аляска, в Кувейте и Норвегии) [1].

В законодательстве Российской Федерации в 2004-2007 гг. действовала гл. 13.1 Бюджетного кодекса РФ, определявшая механизм формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ [2]. Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда являлась высокая зависи-

мость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы.

Стабилизационный фонд Российской Федерации представлял собой часть средств федерального бюджета, образующихся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понималась цена на нефть сырую марки «Юралс», определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понималась цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов США за один баррель).

Источниками формирования Стабилизационного фонда являлись:

- дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

- остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда

[3].

Устанавливалось, что средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объём средств Стабилизационного фонда превысит 500 млрд рублей. Объёмы использования средств Стабилизационного фонда определялись федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Так, к примеру, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на

2005 год» было установлено, что Правительство РФ вправе направлять в 2005 г. средства Стабилизационного фонда Российской Федерации на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства Российской Федерации [4]. Также была установлена возможность использовать средства Стабилизационного фонда РФ сверх накопленной суммы 500,0 млрд рублей на покрытие дефицита

бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения [5].

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляло Министерство финансов РФ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда мог осуществлять Центральный банк Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Стабилизационного фонда РФ осуществлялось путём приобретения за счет средств Стабилизационного фонда:

- иностранной валюты в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и её размещения на открытых в Центральном банке Российской Федерации банковских счетах в разрешенной иностранной валюте;

- долговых обязательств иностранных государств, в которые могли размещаться средства Стабилизационного фонда.

Постановлением Правительства РФ № 229 [6] был установлен перечень требований к долговым обязательствам, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда. К долговым обязательствам иностранных государств относились долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, которые должны были соответствовать установленным требованиям.

11 июля 2006 г. для исполнения Постановления Правительства РФ № 229 Федеральное казначейство заключило с Банком России договор банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте. Центральный банк РФ за счет средств Стабилизационного фонда приобрел и разместил на счетах Федерального казначейства в Банке России иностранную валюту. Нормативная валютная структура средств Стабилизационного фонда РФ была утверждена в следующем составе: 45 %

средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте было размещено в доллары США, 45 % - в евро, 10 % - в английские фунты стерлингов [7].

В 2007 г. в России продолжилась реформа бюджетного процесса. В ежегодном Бюджетном послании Президента РФ [8] указывалось, что бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Президент РФ указал, что Правительству РФ надлежит сосредоточиться на обеспечении долгосрочной сбалансированности бюджета.

В этой связи у государства на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Для этих целей было решено преобразовать Стабилизационный фонд РФ в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Объём Резервного фонда, а также объём доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо было законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами. Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.

В рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ на 2007 г. был принят Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № бЗ-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» [9]. Данным законом предложена корректировка функций и структуры Стабилизационного фонда РФ, установлен новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых дохо-

дов. Все нефтегазовые доходы были разделены на три составляющие.

1. Резервный фонд для целей минимизации рисков экономики России в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также для поддержания макроэкономической стабильности и борьбы с инфляцией.

2. Доход федерального бюджета для выполнения прежде всего масштабных социальных программ.

3. Фонд будущих поколений, куда направляются все остальные нефтегазовые доходы.

Впоследствии в отношении Фонда будущих поколений Президентом РФ [10] было предложено использовать средства этого Фонда на повышение качества жизни людей и развитие экономики, на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений. Соответственно, Президент РФ отметил, что более правильно было бы назвать этот фонд именно Фондом национального благосостояния.

В целях реализации Послания Федеральным законом от 2 ноября 2007 г. № 247-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ и закон 2007 г. № бЗ-ФЗ (в части норм Кодекса в редакции этого закона, не вступивших в силу) внесен ряд системных поправок, предусматривающих замену термина «Фонд будущих поколений» на термин «Фонд национального благосостояния», а также уточняющих направления использования данного Фонда.

Законом 2007 г. № 63-ФЗ было установлено, что средства Стабилизационного фонда РФ по состоянию на 1 января 2008 г. зачисляются соответственно в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не позднее 1 февраля 2008 г. Объём зачисления средств Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд исчислялся как 10 % прогнозируемого на 2007 г. объёма ВВП, указанного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 гг., представляемого в составе документов и материалов в Государственную думу РФ одновременно с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года». Оставшиеся средства Стабилизационного фонда РФ были зачислены в Фонд национального благосостояния.

Таким образом, в рамках изменений, внесенных в Бюджетный кодекс РФ, законом

2007 г. № бЗ-ФЗ гл. 13.1 БК РФ («Стабилизационный фонд РФ») была исключена и введена гл. 13.2 БК РФ («Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета»), предусматривающая использование в бюджетном планировании методологии «ненефтегазового баланса». Данная методология в целях снижения риска невыполнения бюджетных обязательств в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сохранения доходов от невозобновляемых ресурсов для будущих поколений предусматривает раздельный учет нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, а также определяет механизм формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Определенная часть нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Объём нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта: в

2008 г. - 6,1 %; в 2009 г. - 5,5 %; в 2010 г. -4,5 %; начиная с 2011 г. и далее - 3,7 %.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта (ст. 96.9 БК РФ).

Резервный фонд формируется за счет:

• нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины; в случае если накопленный объём

средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину, то нефтегазовые доходы федерального бюджета в объёме, превышающем нефтегазовый трансферт, в соответствии с п. 3 ст. 96.10 БК РФ направляются в Фонд национального благосостояния;

• доходов от управления средствами Резервного фонда.

Средства Резервного фонда используются в случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта. При этом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должен быть утвержден предельный объём использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта. Кроме того, допускается использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ. Использование средств Резервного фонда на указанные цели предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В связи с этим следует отметить, что в п. 1 ч. 2 ст. 21 Закона о федеральном бюджете на 2008-2010 гг. предусмотрено право Правительства РФ в 2008 г. принимать решения о направлении средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. С учетом данной нормы в Законе о федеральном бюджете на 2008-2010 гг. нормативная величина Резервного фонда утверждена на 2008 г. в сумме 3 500,0 млрд рублей, на 2009 и 2010 гг. - 3 969,0 и 4 480,0 млрд рублей соответственно.

По состоянию на 1 сентября 2008 г. совокупный объём средств Резервного фонда составил 3 504,62 млрд рублей. Прогнозируемая величина Резервного фонда в 2009 и 2010 гг. - 3 709,2 млрд рублей (9,3 % ВВП) и 4 129,7 млрд рублей (9,2 % ВВП) соответственно.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения со-финансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объём средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.

С учетом данной нормы Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 269-ФЗ в Закон о федеральном бюджете на 2008-2010 гг. внесено дополнение, согласно которому Правительство РФ в 2008 г. направляет дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения федерального бюджета, в объёме 138,0 млрд рублей на обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ в связи с увеличением базовой части трудовой пенсии, а в случае их недостаточности вправе использовать на эти цели средства Фонда национального благосостояния в объёме не более указанной суммы.

Соответственно, использование средств Фонда национального благосостояния в качестве источника покрытия дефицита пенсионной системы планируется по мере пополнения данного Фонда.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

• нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

• доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Совокупный объём средств Фонда национального благосостояния на 1 сентября

2008 г. составляет 784,51 млрд рублей.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляет Министерство финансов

РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния - Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путём приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и её размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путём размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации [11].

В настоящее время Министерство финансов РФ управляет средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния согласно второму способу, т. е. путём размещения средств на валютных счетах в Центральном банке РФ. При этом, согласно утвержденному Министерством финансов РФ порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств фондов в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством РФ.

Как уже отмечалось, практика создания стабилизационных фондов и фондов будущих поколений известна многим государст-

вам мира. Одной из стран, где успешно и стабильно функционирует стабилизационный фонд, является Норвегия.

Норвежский Государственный нефтяной фонд (State Petroleum Fund) был учреждён в 1990 г. для сглаживания краткосрочных колебаний валютных поступлений от экспорта газа и нефти, для финансирования растущих расходов по выплате пенсий по старости и инвалидности, а также затрат на медицинские услуги. Создание фонда делает норвежскую экономику более устойчивой и увеличивает возможности маневра в области социальной политики. Таким образом, фонд является одновременно сберегательным и стабилизационным и должен обеспечить стабильность бюджетной сферы в долгосрочном периоде [12].

Государственный нефтяной фонд - составная часть государственных финансов Норвегии. Активы фонда пополняются за счет двух источников: поступлений от экспорта нефти и доходов от инвестиций фонда. Фонд пополняется постоянно независимо от величины доходов нефтегазовых компаний. Условием поступления средств в фонд является достижение профицита государственного бюджета. Для этого определяются уровень экспортных цен на нефть и возможная величина дефицита бюджета при исключении из него доходов от нефтяной отрасли. Вместе с тем, в Норвегии не существует формулы по которой определяется размер отчислений в фонд, и сумма каждого годового отчисления утверждается отдельно парламентом страны в рамках общего бюджетного процесса [13].

Порядок использования средств фонда аналогичен механизму накопления средств. Согласно законодательству, правительство имеет право запросить разрешения у парламента на использование средств как для краткосрочных целей (для компенсации падения доходов бюджета), так и для долгосрочного межпоколенческого выравнивания объёма доходов бюджета по мере снижения объёмов производства нефти и роста социальных расходов.

В 1996 г. правительство Норвегии сделало свой первый взнос в фонд. К концу 1999 г. совокупный объём средств фонда составил 26 млрд долларов (17,7 % ВВП). На конец 2001 г. накопления фонда составили 35 % ВВП, а на 30 сентября 2003 г. - 54,2 % ВВП.

Согласно прогнозам, к 2010 г. предполагается увеличить средства фонда до 93 % ВВП.

В выработке стратегии и контроле за управлением фонда участвуют три субъекта: Министерство финансов Норвегии, Государственный банк Норвегии и независимая аудиторская компания. Министерство финансов определяет основные направления инвестирования средств фонда, а также определяет состав базового портфеля, относительно доходности которого производится оценка эффективности использования средств фонда. Текущее управление активами фонда (учет и отчетность, управление рисками, исполнение инвестиционной стратегии) осуществляется Государственным банком. В настоящее время активы фонда состоят из иностранных финансовых активов (государственные облигации, ценные бумаги компаний, не связанных с нефтью), в том числе для замедления роста реального курса национальной валюты. Важной задачей Министерства финансов Норвегии является оценка управления капиталом фонда со стороны Государственного банка. Для этой цели существует внешняя независимая экспертиза (аудит), оценивающая деятельность Государственного банка по управлению фондом. О результатах проверки аудиторская компания отчитывается перед парламентом.

Опыт десятилетней работы фонда оказался успешным. Фонд позволил сохранить сбалансированность бюджета, сгладить колебания совокупного внутреннего спроса, снизить инфляционное давление и сдерживать удорожание национальной валюты [14].

Таким образом, введение в действие в Российской Федерации механизма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний внешней конъюнктуры к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов в финансовую форму, что служит залогом их последующего эффективного и рационального использования для замещения выпадающих нефтегазовых доходов.

1. Золотарева А., Дробышевский С., Синельников С. и др. Перспективы создания Стабили-

зационного фонда в РФ. - М.: Институт экономики переходного периода, 2001. - С. 7.

2. Была введена Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 184-ФЗ, принятым в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 30 мая 2003 г. «О бюджетной политике в 2004 году».

3. Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. № 31 «Об утверждении Правил перечисления в Стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда РФ // СЗ РФ. - 2004. - № 5. - Ст. 370.

4. Распоряжение Правительства РФ от 29 янва-

ря 2005 г. № 102-р «О досрочном погашении задолженности Российской Федерации перед Международным валютным фондом» // СЗ РФ. - 2005. - № 6; Приказ Министерства финансов РФ от 30 июня 2005 г. № 160 «Об осуществлении платежей по досрочному погашению части внешнего долга РФ перед странами-членами Парижского клуба». -

URL: http://www1.minfin.ru/stabfond_rus/stab-fond_rus.htm; Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2333-р «О досрочном погашении остатка задолженности по кредитам Внешэкономбанка» // СЗ РФ. -2006. - № 4. - Ст. 452; Приказ Министерства финансов РФ от 30 декабря 2005 г. № 359 «Об осуществлении платежей по досрочному погашению задолженности перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Минфину России за счет средств Банка России в 1998-1999 годах для осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ». - URL: http://www1.minfin.ru/stab-fond_rus/stabfond_rus.htm

5. Приказ Министерства финансов РФ от 22 декабря 2005 г. № 345 «О направлении средств Пенсионному фонду РФ». - URL: http:// www1.minfin.ru/stabfond_rus/stabfond_rus.htm

6. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления

средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2006. - № 18.

- Ст. 1998.

7. Приказ Министерства финансов РФ от 22 мая

2006 г. № 157 «Об утверждении нормативной валютной структуры средств Стабилизационного фонда РФ и порядка приведения фактической валютной структуры средств Стабилизационного фонда РФ в соответствие с нормативной валютной структурой». - URL: http:// ww1.minfin.ru/stabfond_rus/stabfond_rus.htm

8. Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах от 9 марта 2007 г. Текст послания официально опубликован не был.

9. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № бЗ-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 18. - Ст. 2117.

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. // Российская газета. - 2007. - 27 апреля.

11. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 955 »О порядке управления средствами Резервного фонда» // СЗ РФ. -2008. - № 1. - Ст. 13; Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» // Там же. - № 4. -Ст. 270.

12. The government Petroleum fund and its influence on the Norwegian Economy. Jarle Bergo. 2003. - URL: www.norges-bank-no

13. Золотарева А., Дробышевский С., Синельников С. и др. Указ. соч. - С. 7.

14. The Norwegian Government Petroleum Fund. A National Strategy for Investing Resource wealth. Norges Bank Investment Management Knut N. Kjaer. - URL: http://www.bsi.ch/gam-maf/conference/kjaer.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.