Научная статья на тему 'Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви Илимского острога в музее «Тальцы»'

Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви Илимского острога в музее «Тальцы» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ИЛИМСКИЙ ОСТРОГ / МУЗЕЙ "ТАЛЪЦЫ" / THE KAZAN CHURCH / THE ILIM STOCKADED TOWN / THE MUSEUM "TALTSY"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тихонов Владимир Викторович

В статье представлена история создания старейшей, единственной в Сибири деревянной церкви XVII в., приводятся имена исследователей, изучающих ее с XVII по XX в. Рассматривается процедура спасения церкви в связи с попаданием в 70-е гг. XX в. в зону затопления Усть-Илимского водохранилища; освещается перенос церкви в экспозиционное пространство Архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Талъцы» и процесс ее реставрации на новом месте. Анализируются изменения в ее объемно-пространственных формах, предлагаются доработки по более достоверному воссозданию внутреннего интеръера церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of restoration and using of the Kazan Church of the Ilim Stockaded Town in the museum «Taltsy»

Kazan church of Ilimsk Fortress is the only cultural object of the XVII century in Siberia. There is enough information about it from various sources since the XVII century. Kazan church was rebuilt several times. In the context of architectural Kazan church had a rare volume-spatial composition in which the leading role played dynamic and increased carcass altar. It was a one-storey wooden building with a compact square log cabin under the roof in which there was a temple. In the 60s of the XXth century the Ust-Ilim hydroelectric power station was constructed and Kazan Church fell into the flood zone. Then the expedition of experts to survey the unique wooden architecture was organized. In 1969 based on the work of the expedition the decision of the transport of the church to Museum of Wooden Architecture "Taltsy" near Irkutsk was taken. In 1970 the church was transported to museum. Restoration of the Church of the museum was from 1989 to 1991. Moscow architect G.G. Oranskaya's project was used. During the restoration of the church G.G. Oranskaya set the task of restoration of the church in its original form except for the following additions and alterations. Modern research has shown that in G.G. Oranskaya's draft there are some deviations from the original appearance of the temple. So G.G. Oranskaya designed ceiling from rolling logs. However, initially served as a ceiling roof of the temple on the slopes of which were situated icons on canvas apparently brought from Tobolsk. The side door has not been replaced by the window as it was originally. Finally, to achieve the original appearance of the church is possible to continue the work on the refurbishment of it. To date, in church the interior of the end of the XVII century is represented and the church is as part of the exposition of Angara-Ilim exposition area of the museum.

Текст научной работы на тему «Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви Илимского острога в музее «Тальцы»»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2015. № 3(19)

УДК 069 (571.53)

DOI 10.17223/22220836/19/6

В.В. Тихонов

ПРАКТИКА РЕСТАВРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ПРИВРАТНОЙ ЦЕРКВИ ИЛИМСКОГО ОСТРОГА В МУЗЕЕ

«ТАЛЬЦЫ»

В статье представлена история создания старейшей, единственной в Сибири деревянной церкви XVII в., приводятся имена исследователей, изучающих ее с XVII по XX в. Рассматривается процедура спасения церкви в связи с попаданием в 70-е гг. XX в. в зону затопления Усть-Илимского водохранилища; освещается перенос церкви в экспозиционное пространство Архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Талъцы» и процесс ее реставрации на новом месте. Анализируются изменения в ее объемно-пространственных формах, предлагаются доработки по более достоверному воссозданию внутреннего интерьера церкви.

Ключевые слова: Казанская церковь, Илимский острог, музей «Талъцы».

Одним из старейших и интереснейших объектов православного культового зодчества Сибири является Казанская привратная церковь Илимского острога. Из метрики Казанской церкви города Илимска, составленной Яковом Ларевым и состоящей из 14 листов [1], следует, что церковь была основана в 1679 г. и состояла из трех объемов - алтарного, собственно церкви и трапезной [2]. Согласно ведомостям церковь была построена илимским соборным попом Петром Максимовым. Уникальные культовые и архитектурные сооружения всегда привлекали к себе внимание исследователей и в дореволюционное время. Наиболее ранние из них - священники Яков Ларев, М. Сизой, более поздние - И.И. Серебренников, М. Овчинников, К. Саватеев, П. Ровинский, и в последнее время - И.В. Маковецкий, Т.А. Лапина, Г.Г. Оранская, А.К. Нефедьева и др. [3].

По мнению некоторых исследователей, храм был заложен в 60-е гг. XVII в. как часовня и только в 1679 г., после пристройки с задней стороны обширного объема, освящен как церковь. Обычай переустройства часовен в церкви сохранялся на территории Иркутской епархии вплоть до начала XX в.

Исследователь-архитектор Г.Г. Оранская в своей работе «Пояснительная записка к экспозиционному проекту реставрации Казанской церкви из Илимска» (1984 г.) отнесла основание Казанской церкви к 1667 г., когда в Илимске восстанавливался после пожара Илимский острог. Автор утверждает, что эта дата основана на архивных документах, но ссылку на данные документы в своей работе не дает [4]. Это можно объяснить тем, что у строителей острогов церкви служили оберегами. Встроенная в Спасскую башню острога часовенка на свесях практически была пригодна для отправления службы одного-двух человек, поэтому постройка церкви рядом с острогом была вполне возможна.

Известный историк и знаток сибирского края дореволюционный исследователь И.И. Серебренников следующим образом описал «рубленую» архитектуру Казанской церкви: «Казанская церковь, по клировым ведомостям,

48___________________________В.В. Тихонов_____________________________

построена в 1679 году. Она состоит из невысокого четырехугольного сруба, составляющего восточную часть храма, к которой примыкает широкая и еще более низкая западная трапеза. Восточный сруб, возвышающийся над трапезою и несколько расширяющийся вверху, покрыт, как и сама трапеза, двухскатной крышей. В верхней части сруб переходит в крышу бочкою, на ребре которой поставлена луковичная главка на тонкой шейке. Луковичная главка и шейка нарядно убраны чешуей. Боковые части крыши, доходя до восточной стены сруба (алтаря), покрывают собой углы, образованные стенами алтаря и трапезы. В стене трапезы в северо-восточном углу устроен вход в церковь. Очень интересно устройство алтаря этой церкви и ее иконостаса и помещение собственной церкви, разделенного в длину двумя перегородками из рам на три отделения. Большой интерес для знатока церковной старины представляют иконы церкви и ее утварь» [5. С. 14].

Казанская церковь обладала редкостной объемно-пространственной композицией, в которой главенствующую роль играл динамичный и выразительный повышенный сруб алтаря. На начало XX в. это была одноэтажная деревянная постройка с компактным квадратным срубом (примерно 7,5 х 7,5 м) под двухскатной кровлей, в котором размещался храм, с восточным выступом (на 3,5 м) алтаря. Алтарная часть была гораздо выше храма, кроме того, она завершалась живописным бочечным покрытием с широкими палицами на повалах. Бочку венчала одна главка, покрытая лемехом. Постройка имела 12 окон, в половине из них вместо стекол стояли рамы со слюдой в железных окончинах.

Устройство Казанской церкви внутри тоже было необычно. У самого алтаря, возле клиросов, была поставлена стенка в виде ширмы, которая выделяла пространство, называемое воеводским местом, предназначенным для воеводы и членов его семьи. Здесь по обеим сторонам двери стояли скамьи для сидения. Храм делился двумя продольными перегородками на три части. Перегородки представляли собой четыре рамы с укрепленными в них древними иконами, писанными на холсте и прочно наклеенными на доски. Такими же иконами на холсте, но не наклеенными на доски, были покрыты и потолки алтаря [6].

В описаниях исследователей XIX в., в частности, отмечается, что здание пришло в ветхость и большая часть икон Казанской церкви сильно испорчена. Однако в 1889 г. храм был покрыт новой крышей, а все наружные стены были обшиты гладкими досками. В таком виде, постепенно разрушаясь от времени, и простояла церковь до строительства Усть- Илимской ГЭС [7].

В 1925 г. Иркутский губисполком церковь как уникальный памятник старины передал в ведение областного научного музея. Проверка сохранности здания, предпринятая сотрудниками музея в 1933 г., показала, что из-за невежества местных властей церковь была варварски обезображена. В составленном акте приводятся следующие факты о том, что в церкви устроили общественную уборную, уничтожили иконостас, изрубили иконы, сожгли деревянную скульптуру и резьбу, а затем в порядке охраны собрали ценнейшие иконы XVII столетия и заколотили ими окна.

При реставрации Казанской церкви Г.Г. Оранская задалась целью восстановления ее первоначального облика. По исследованиям Г.Г. Оранской, цер-

________Практика реставрации и использования Казанской привратной церкви__ 49

ковь первоначально была самостоятельным сооружением. Объем церкви совпадает с размерами алтаря и собственно церкви, все остальное было пристроено позже.

В 60-е гг. XX в. была организована экспедиция по изучению культового зодчества Восточной Сибири. Организатором экспедиции был известный в то время исследователь деревянного зодчества архитектор И.В. Маковецкий [8;

9. С. 27]. Он обследовал деревни, которые должны были быть затоплены Усть-Илимским водохранилищем. Была обследована и Казанская привратная церковь, находящаяся в г. Илимске. При этом были сделаны даже ее обмерные чертежи. Решение о переносе церкви на другое место, в создающийся музей деревянного зодчества под г. Иркутском, в последующем ставший Архитектурно-этнографическим музеем «Тальцы», было принято в 1969 г. [7.

С. 52]. После проведенных обмеров в 1970 г. церковь разобрали и перевезли в создававшийся музей. Реставрацию церкви в музее начали в 1989 г. и закончили в 1991 г. В 1996 г. был восстановлен ее интерьер. Позднее исследования Т.А. Крючковой выявили, что иконы на тканях для Казанской церкви привозились из г. Тобольска в виде рулонов.

Дальнейшее исследование показало, что в проекте Г.Г. Оранской есть некоторые отступления от первоначального облика храма. Ею в церкви был спроектирован потолок из бревенчатого наката. Однако первоначально кровля служила и потолком, на скатах которого размещались иконы. Замена предбанной боковой двери позже на окно, возможно, произошла при последующих реставрационных работах. После этого Казанская привратная церковь (часовня) Илимского острога приобретет первоначальный вид.

Литература

1. Метрика Казанской церкви города Илимска, составленная Я. Ларевым в 1887 году // Архив Института археологии г. Санкт-Петербурга. СПб., 1887.

2. Саеатеее Н. Описание древних храмов, церковной утвари и башни, находящихся в заштатном городе Илимске Киренского уезда Иркутской губернии // Иркутские епархиальные ведомости. 1915. № 11.

3. Нефедъееа А.К. Казанская привратная церковь Илимского острога // Тальцы. 2000. № 1 (8). С. 54-66.

4. Оранская Г.Г. Пояснительная записка к экспозиционному проекту реставрации Казанской церкви из Илимска. М., 1984 // Фонды ИОКМ. № 1070, шифр 123.

5. СеребренниковИ.И. Памятники Иркутской губернии. Иркутск, 1915. 21 с.

6. СизойМ. Заштатный город Илимск, его деревянные памятники и некоторые черты из его прошлой жизни // Иркутские епархиальные ведомости. 1883. № 4, 5.

7. Тихонов В.В. Особенности экспозиционной инфраструктуры Архитектурно-этногра-фического музея «Тальцы», отражающей культуру русского старожильческого населения рубежа XIX - начала XX века // Вести. Кем. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 21. С. 50-56.

8. Маковецкий И.В. Деревянное зодчество Среднего Приангарья XVII-XX вв. // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1971. С. 106-143.

9. Тихонов В.В. Сохранение памятников деревянной архитектуры Предбайкалья в условиях промышленного строительства // Вести. Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 12 (103). С. 23-29.

Tikhonov Vladimir V. Architectural and Ethnographic Museum «Taltsy». (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/19/6

THE PRACTICE OF RESTORATION AND USING OF THE KAZAN CHURCH OF THE ILIM STOCKADED TOWN IN THE MUSEUM «TALTSY»

Key words: The Kazan Church, the Ilim Stockaded Town, the museum «Taltsy».

50_____________________________________В.В. Тихонов_________________________________________

Kazan church of Ilimsk Fortress is the only cultural object of the XVII century in Siberia. There is enough information about it from various sources since the XVII century. Kazan church was rebuilt several times. In the context of architectural Kazan church had a rare volume-spatial composition in which the leading role played dynamic and increased carcass altar. It was a one-storey wooden building with a compact square log cabin under the roof in which there was a temple. In the 60s of the XXth century the Ust-Ilim hydroelectric power station was constructed and Kazan Church fell into the flood zone. Then the expedition of experts to survey the unique wooden architecture was organized. In 1969 based on the work of the expedition the decision of the transport of the church to Museum of Wooden Architecture "Taltsy” near Irkutsk was taken. In 1970 the church was transported to museum. Restoration of the Church of the museum was from 1989 to 1991. Moscow architect G.G. Oranskaya’s project was used. During the restoration of the church G.G. Oranskaya set the task of restoration of the church in its original form except for the following additions and alterations. Modern research has shown that in G.G. Oranskaya’s draft there are some deviations from the original appearance of the temple. So G.G. Oranskaya designed ceiling from rolling logs. However, initially served as a ceiling roof of the temple on the slopes of which were situated icons on canvas apparently brought from Tobolsk. The side door has not been replaced by the window as it was originally. Finally, to achieve the original appearance of the church is possible to continue the work on the refurbishment of it. To date, in church the interior of the end of the XVII century is represented and the church is as part of the exposition of Angara-Ilim exposition area of the museum.

References

1. Larevoy, Ya. (1887) Metrika Kazanskoy tserkvi goroda Ilimska, sostavlennaya Ya. Larevym v 1887 godu [The metric of the Kazan church of Ilimsk, composed by Ya. Larevoy in 1887]. The Archive of the Institute of Archeology, St. Petersburg.

2. Savateev, N. (1915) Opisanie drevnikh khramov, tserkovnoy utvari i bashni, nakhodyashchikh-sya v zashtatnom gorode Ilimske Kirenskogo uezda Irkutskoy gubernii [Description of ancient temples, church utensils and towers located in Ilimsk, Kirensky County, Irkutsk Province]. Irkutskie eparkhial'nye vedomosti. 11.

3. Nefed'eva, A.K. (2000) Kazanskaya privratnaya tserkov' Ilimskogo ostroga [The Kazan Private Church of Ilimsk Fortress]. Tal'tsy. 1(8). pp. 54-66.

4. Oranskaya, G.G. (1984) Poyasnitel'naya zapiska k ekspozitsionnomu proektu restavratsii Kazanskoy tserkvi iz Ilimska [An explanatory note to the exhibition project of restoration of the Kazan Church in Ilimsk]. Funds of Irkutsk Local Studies Museum. 1070. Code 123.

5. Serebrennikov, 1.1. (1915) Pamyatniki Irkutskoy gubernii [Monuments of Irkutsk Province]. Irkutsk.

6. Sizoy, M. (1883) Zashtatnyy gorod Ilimsk, ego derevyannye pamyatniki i nekotorye cherty iz ego proshloy zhizni [A provincial town Ilimsk, its wooden monuments and some of the features of its past life]. Irkutskie eparkhial'nye vedomosti. 4, 5.

7. Tikhonov, V.V. (2012) Osobennosti ekspozitsionnoy infrastruktury Arkhitekturno-etnograficheskogo muzeya «Tal'tsy», otrazhayushchey kul'turu russkogo starozhil'cheskogo naseleniya rubezha XIX - nachala KhKh veka [The exhibition infrastructure of the Architectural-Ethnographic Museum «Taltsy» reflecting the culture of Russian old residents abroad in the 19th - early 20th centuries]. Vestnik Kemerovskogo gos. un-ta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 21. pp. 50-56.

8. Makovetskiy, I.V. (1971) Derevyannoe zodchestvo Srednego Priangar'ya XVII-XX vv. [Wooden architecture of the Middle Angara Region in the 17th-20th centuries]. In: Makovetskiy, I.V. & Maslova, G.V. (eds) Byt i iskusstvo russkogo naseleniya Vostochnoy Sibiri [The life and art of the Russian population in Eastern Siberia]. Novosibirsk: Nauka. pp. 106-143.

9. Tikhonov, V.V. (2013) Sokhranenie pamyatnikov derevyannoy arkhitektury Predbaykal'ya v usloviyakh promyshlennogo stroitel'stva [Preservation of wooden architecture monuments in Pred-baykalye during industrial construction]. Vestnik Zabaykalskogo gos. universiteta - Transbaikal State University Journal. 12(103). pp. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.