Научная статья на тему 'Практика реализации музыкальных фестивалей как формы международных культурных связей'

Практика реализации музыкальных фестивалей как формы международных культурных связей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
512
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОСРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Глазкина Ольга Андреевна

В статье анализируется практика реализации музыкальных фестивалей как формы международных культурных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика реализации музыкальных фестивалей как формы международных культурных связей»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ КАК ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ

Глазкина О.А.

Глазкина Ольга Андреевна - студент, кафедра межкультурных коммуникаций, факультет культурологии и социально-культурной деятельности, Белорусский государственный университет культуры и искусств, г. Минск

Аннотация: в статье анализируется практика реализации музыкальных фестивалей как формы международных культурных связей.

Ключевые слова: глобализация, международное культурное пространство, социосреда.

Диалог между культурами в условиях глобализации является наиболее значимой стратегий взаимодействия носителей разных социокультурных практик и культурных традиций, ориентированных на разные религиозные ценности и вливающихся в многообразие транснациональной культуры. В этой связи является очевидным, что межкультурный диалог может стать одной из действенных стратегий политики в сфере культуры.

Глобализация, информационная революция поставили задачу тесного взаимодействия национальной культуры с культурами других государств, что привело к необходимости культурного сотрудничества Республики Беларусь с другими странами. Не вызывает сомнения тот факт, что международные проекты несут в себе высокую практическую значимость для культурного обмена, а именно способствуют формированию позитивного образа государства; активизации международных контактов; укреплению международных позиций отвечающих, интересам Беларуси, как европейского государства; формированию «пояса добрососедства» по периметру белорусских границ; сближению народов, представляющих разные культуры; обогащению национальных культур, сохранению культурного разнообразия в мире; формированию развитой правовой базы, регулирующей организацию и проведение различных форм современного музыкального исполнительства; органичному включению отечественного исполнительского искусства в контекст современного мирового музыкального исполнительского процесса; содействуют позитивному восприятию страны в Европе и мире; популяризации культурных и духовных ценностей белорусского народа за рубежом [1; 2].

Проведение крупномасштабных международных и региональных фестивалей способствует укреплению и расширению культурного диалога между странами-участниками. Как правило, фестивали носят открытый и массовый характер, способствуют развитию творчества исполнителей и совершенствованию их профессионального мастерства, поддерживают молодые таланты и новаторство. Как показывает опыт, в местах проведения фестивалей наблюдается экономический и культурный подъём, увеличивается поток туристов и обеспечивается занятость населения.

Современное мировое культурное пространство охвачено всеобъемлющей тенденцией фестивального движения, выступающего способом осуществления взаимодействия и диалога людей, а также модератором (репрезентантом) актуальных идей современного исполнительского искусства. При этом фестивальное движение выдвигает способ обмена накопленными идеями, интеграции мировоззренческого и творческого опыта людей и является преемником традиционных диалогических форм культурного творчества. Даже беглый анализ состояния современного фестивального движения в области музыкального искусства показывает, что ежегодно только в

Современные инновации № 4(32) 2018 Щ 48 Щ

Европе проводятся сотни самых разнообразных фестивалей. Среди знаковых для мировой музыкальной культуры можно выделить такие, как Брегенцский и Зальцбургский фестивали, «Венские музыкальные недели», «Берлинские фестивальные дни», Датский королевский музыкальный фестиваль, «Флорентийский музыкальный май», «Варшавская осень», «Пражская весна» и многие другие.

В Республике Беларусь ежегодно проходят музыкальные фестивали самого разнообразного уровня: от международных до региональных. Среди них хотелось бы выделить два мероприятия, которые уже стали знаковыми для белорусской музыкальной культуры. Так, значение Международного музыкального фестиваля им. И. И. Соллертинского как феномена белорусской культуры велико. Несмотря на то, что его история продолжает создаваться, уже сейчас, можно с уверенностью говорить о нем как о целостном явлении, в котором отразились особенности современного художественного процесса. Фестивальные мероприятия предоставляют возможность знакомиться, практически, со всеми европейскими исполнительскими школами. Благодаря активной пропагандистской работе за все годы истории фестиваля введена в круг слушательских интересов музыка ХХ в. в западноевропейском, российском и белорусском вариантах, открыт неизведанный ранее пласт белорусской музыки XVI - XIX вв. Фестивальные мероприятия способствуют формированию художественного вкуса современных слушателей, их потребности в качественном исполнении, а также расширяют аудиторию фестивальных концертов.

Показательным примером является Международный фестиваль Юрия Башмета, который за свою историю вырос в многогранный праздник искусства, полный динамичности и активной смены форм, ставших одной из причин широкого международного резонанса. Идея фестиваля - предоставить возможность молодым талантливым музыкантам выступить на одной сцене с всемирно известными артистами, что способствует не только повышению уровня исполнительского мастерства молодых артистов, их карьерному росту, но и укреплению связей в области международного культурного сотрудничества. В рамках международного фестиваля Юрия Башмета ежегодно проходит молодежная музыкальная академия стран СНГ, которая включает мастер-классы именитых преподавателей, индивидуальные занятия, творческие встречи с всемирно известными артистами и педагогами, а также совместные выступления мэтров и молодых музыкантов.

Таким образом, культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в политическом и экономическом отношении государство не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов. В этой связи, музыкальный фестиваль как форма международных связей в сфере культуры являются важным элементом контактов в современном мире.

Список литературы

1. Гурченко А.И. Фольклор в системе современных международных культурных коммуникаций / А.И. Гурченко // Научные дискуссии о ценностях современного общества: сб. материалов международной научно-практической конференции, Липецк, 10 февраля 2015 г. / Научно-исследовательский центр «Аксиома»; отв. ред. Е. М. Маслова. Липецк: «РаДуши», 2015. С. 25-32.

2. Гурченко А.И. К вопросу организации гастрольных и концертных мероприятий в деятельности современных народно-инструментальных ансамблей Беларуси / А.И. Гурченко // Актуальные аспекты современной науки: сборник материалов XIII международной научно-практической конференции (г. Липецк, 28 октября 2016 г.). / Отв. ред. Е. М. Мосолова. Липецк: РаДуши, 2016. С. 113-118.

| 49 | Современные инновации № 4(32) 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.