V7TK" 47 049 1^-4 10^021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
-'Л14 J ' -VJ^. |(сс) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0044 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ВЕДУЩИМИ
IT - КОМПАНИЯМИ РЕГИОНА
© Автор(ы) 2021 SPIN: 2329-4111 AuthorlD: 409524 ResearcherlD: AAE-8197-2021 ORCID: 0000-0002-7402-4051 ScopusID: 55970371200
ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677013, Россия, Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0002-2126-8140
ИВАНОВА Яна Николаевна, аспирант
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (614990, Россия, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]) Аннотация. В условиях современного информационного общества цифровые технологии выступают в качестве одного из приоритетных средств организации образовательного процесса, а постепенно расширяющаяся автоматизация и технологизация производственных процессов и различных услуг, необходимых в повседневной жизнедеятельности человека, требуют постоянного совершенствования IT - навыков. В эпоху стремительных цифровых преобразований почти нет жизненных задач или престижных, высокооплачиваемых рабочих мест, для которых ключевой компетенцией является высокий уровень владения цифровыми технологиями. Несмотря на практику внедрения цифровых технологий, ориентирующих общество на преобразования в сфере расширения коммуникационных сред, упрощение и ускорение процессов получения финансовых, коммерческих и государственных услуг, присутствует значительный разрыв в цифровом неравенстве населения, проживающего в отдаленных местах от крупных поселений и транспортных узлов [1]. Автор полагает, что в этой неоднозначной ситуации образование выступает открытой педагогической системой, ведущей целью которой является «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования» [2]. На основании данных исследований НАФИ анализируется факторы, влияющие на интерес к освоению цифровых компетенций различными категориями населения Дальнего Востока, исследуется образовательная деятельность организаций по наращиванию цифровых компетенций обучающихся, в том числе региональных IT-компаний, вышедших на мировой рынок. В результате исследования автором доказано, что для удовлетворения ведущей деятельности и повседневного спроса школьников играют значимую роль продукты и сервисы услуг IT - компаний, IT - конкурсы, профильные смены в детских центрах отдыха, кружки, образовательные программы. Материалы, представленные в данной статье, основаны на многопрофильном обзоре научно-теоретической литературы, публикаций в средствах массовой информации и официальных документов.
Ключевые слова: цифровые компетенции, дополнительное образование, ЕГЭ, доступ к интернет, цифровая экосистема, цифровое неравенство, цифровая грамотность, IT - технологии, цифровизация.
PRACTICE OF DIGITAL EDUCATION DEVELOPMENT IN COOPERATION WITH THE LEADING
IT COMPANIES OF THE REGION
© The Author(s) 2021
PLATONOVA Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor
North- Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (677013, Russia, Yakutsk, Belinsky st., 58, e-mail: [email protected]) IVANOVA Yana Nikolaevna, graduate student Perm State University for the Humanities and Education (614990, Russian Federation, Perm, Sibirskaya st., 24, e-mail: [email protected]) Abstract. In the conditions of the modern information society, digital technologies act as one of the priority means of organizing the educational process, and the gradually expanding automation and technologization of production processes and various services necessary in everyday life of a person require constant improvement of IT skills. In the era of rapid digital transformation, there are almost no life challenges or prestigious, high-paying jobs, for which a high level of digital proficiency is a key competence. Despite the practice of introducing digital technologies that orient society towards transformations in the field of expanding communication environments, simplifying and accelerating the processes of obtaining financial, commercial and public services, there is a significant gap in the digital inequality of the population living in remote places from large settlements and transport hubs [1]. The author believes that in this ambiguous situation, education acts as an open pedagogical system, the main goal of which is "the creation and implementation of a digital educational environment in educational organizations, as well as ensuring the implementation of digital transformation of the education system" [2]. Based on the research data of NAFI, the factors influencing the interest in the development of digital competencies by various categories of the population of the Far East are analyzed, the educational activities of organizations to increase the digital competencies of students, including regional IT companies that have entered the world market, are investigated.
As a result of the study, the author proved that the products and services of IT companies, IT contests, specialized shifts in children's recreation centers, circles, educational programs play a significant role to meet the leading activities and everyday demand of schoolchildren. The materials presented in this article are based on a multidisciplinary review of scientific and theoretical literature, publications in the media and official documents.
Keywords: digital competencies, additional education, USE, Internet access, digital ecosystem, digital divide, digital literacy, IT technologies, digitalization.
ВВЕДЕНИЕ
Непрерывно возникающие социально - культурные и технологические вызовы современной действительности находят свое отражение в российских и международных
нормативных документах, новых концепциях и программах, ориентированных на трансформацию в глобальное цифровое общество. Принятые нормативные, правовые документы, программы определяют приоритетные на-
правления деятельности, в которых значимое место выделено цифровому образованию как основному ресурсу для реализации прорывного научно-технологического и социально-экономического развития общества.
Принятие программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2017 году способствовало закреплению в профессиональной и обиходной речи термина «цифровая грамотность», введенного еще в 1997 году Полом Гилстером, американским писателем и журналистом.
В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» запущен сайт цифроваяграмотность. рф с образовательными онлайн- курсами, обучающими видеороликами и текстовыми материалами по разделам «Безопасность», «Финансы», «Технологии», «Социальные сети», направленными на формирование цифровых компетенций. Цель федеральной программы состоит в повышении цифровой грамотности населения страны к 2024 г. до 10 миллионов человек, то есть 40% от всей численности населения.
Как показывают результаты исследования НАФИ, в течение трех лет в численности граждан, имеющих достаточный уровень цифровой грамотности, нет динамики: если в 2018 году 26 % населения достигли высокого уровня цифровой грамотности, то в январе 2020 года этот показатель повысился только на 1 % [3]. В связи с автоматизацией и технологизацией многих процессов современной жизнедеятельности 65% россиян понимают необходимость постоянного совершенствования цифровых компетенций. 24% населения допускает потерю работы из-за недостаточно развитых цифровых навыков. Показательно, что исследованием выявлен факт, что в дополнительном образовании по цифровой грамотности в большинстве случаев нуждаются специалисты, уже владеющие 1Т - технологиями. По итогам проведенного исследования индекс цифровой грамотности населения России из 100 пунктов составляет всего 58. Цифровые компетенции оценивались по следующим параметрам:
• информационная грамотность;
• коммуникативная грамотность;
• создание цифрового контента;
• цифровая безопасность;
• навыки решения проблем в цифровой среде [4].
В 2021 году НАФИ предоставил на своем сайте данные определения уровня цифровой грамотности населения с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью). Для значительной части людей с инвалидностью интернет является почти единственной средой получения необходимой информации, социальные сети - важным инструментом для общения, самовыражения, обмена мнениями. Всего 13% из числа людей с инвалидностью дают высокую оценку своим цифровым компетенциям. Из них 39% людей в возрасте младше 30 лет демонстрируют интерес и желание осваивать новинки в сфере цифровых технологий, программ и приложений.
Одним из наглядных результатов последних лет по реализации программы «Кадры для цифровой экономики» выступает достаточная осведомленность большинства населения России о технологиях бесконтактных платежей: почти в 3 раза больше стали совершать покупки бесконтактным способом через смартфоны; в 2 раза чаще выполнять эти операции с помощью «умных часов» и браслетов. Но наиболее массовым средством платежа является банковская карта, которая используется 82 % россиянами. Свою роль в увеличении показателей бесконтактного платежа сыграла пандемия, люди, находясь в изолированном состоянии, были вынуждены массово применять данный способ платежа.
Пандемия, вызванная новым коронавирусом С0УТО-2019, вскрыла самые остро уязвимые сферы деятельности. Многие компании и организации отказались от наема новых работников, колоссальное количество сотрудников, обучающихся перешли на удаленный
формат, часть из них полностью даже лишились возможности работать или учиться в режиме онлайн ввиду сложных социально-экономических причин и жизненных обстоятельств. Но сложившаяся ситуация также убедительно доказала обществу насколько актуально постоянное освоение новых цифровых компетенций и развитие их. Почти 50% работающего населения свой уровень цифровых компетенций оценивает как низкий, который признается самими респондентами как серьезный барьер для получения высокооплачиваемой работы и продвижения по карьерной лестнице. Сейчас в стране идет постепенное смягчение режима самоизоляции, послабление ограничительных мер и начали действовать изменения в Трудовом кодексе РФ о дистанционной (удаленной) работе. В условиях новой реальности лидеры бизнеса продолжают практиковать идею удаленной работы и введение гибких графиков в долгосрочной перспективе, которые, благодаря новым цифровым технологиям позволяют проводить онлайн - видеоконференции. Несмотря на востребованность продвинутых цифровых навыков на рынке труда и в повседневной жизнедеятельности человека, по материалам исследования НАФИ курсы по освоению новых цифровых компетенций и их совершенствованию востребованы только небольшой долей населения.
На практике даже при наличии низкой заинтересованности населения к овладению цифровыми компетенциями в целом по России, в отдельных регионах формируются инновационные экосистемы с растущими показателями по экспорту 1Т услуг и продуктов. В этом направлении на Дальнем Востоке лидирующую позицию занимает Республика Саха. Для предоставления своих услуг местным 1Т-компаниям по выходу с внутреннего на внешний рынок не препятствуют сложная транспортная схема, усугубленная дороговизной и сезонностью, экстремальные природно-климатические условия и т.д. Созданные в регионе уникальные 1Т-компании международного масштаба, с физически «невесомыми» продуктами и услугами свободно перемещающимися как по проводам, так и без них породили своеобразный социокультурный феномен, влияющий на развитие ГГ образования, наращивание цифровых компетенций среди детей и молодежи.
Цель исследования: анализ процесса образовательной деятельности по развитию ГГ образования в Республике Саха с участием местных ГГ - компаний, признанных на мировом рынке.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Цифровые технологии сегодня настолько плотно вошли в нашу жизнь, что стали двигателем развития не только отдельных компаний, но и всего общества в целом. На цифровых технологиях базируются бизнес -процессы, коммуникации, социальная сфера, производство, логистика и сервисы. Главная задача всех происходящих в этой сфере процессов - повышение качества жизни населения в регионе, стране в целом. На сегодня ГГ-сфера формирует 4 % от всего ВВП России, к 2025 году этот показатель должен дойти до 50% [5].
Трансформация нашего общества в цифровое пространство является общеизвестным фактором экономического прогресса, который обеспечивается за счет положительного влияния технологий на эффективность, результативность, стоимость и качество экономической, общественной и личной деятельности. Необходимо отметить, что эффективная цифровизация успешно реализуется только при наличии подготовленных кадров и достижении достаточного уровня цифровых компетенций у населения.
Необходимость повышения мотивации, качества образования в формировании цифровых компетенций у детей и подростков в ГГ - сфере, как будущих высококвалифицированных специалистов и граждан цифровой среды, подтверждается следующими факторами:
- потребность российского рынка труда в ГТ - кадрах.
Экспертами она оценивается приблизительно в 222 тыс. сотрудников (Ассоциация «АПКИТ»). Из 1,9 млн IT -специалистов, только 380 тысяч являются разработчиками ПО, общая потребность страны в высококвалифицированных кадрах через 4 года составит 290-300 тыс. человек в год;
- острая потребность регионов в IT - кадрах. Процесс трансформации экономики требует цифровые навыки не только у профильных специалистов и сотрудников других сфер, но и в повседневной жизни;
- дефицит выпускников школ с достаточным базовым математическим образованием. По данным ЕГЭ 2019 средний балл по базовой математике - 4,1 (в 2017 г. -4.2, 2018 г. - 4,3), по профильной математике - 56,5 (в 2017 г. - 47,1, 2018 г. - 49,8, 2019 г. - 56,5, 2020 г. - 54,2). В 2019 году в списке приоритетных учебных предметов по выбору выпускников на 6 месте - информатика. Доля высокобалльных работ (81-100 баллов) от общего числа сдававших ЕГЭ по информатике в 2019 году составила 21,7%, (по английскому - 42,7%). Если по итогам опроса из числа выпускников 11 и 9 классов только 17% выбирали IT-направления, то в 2020 году исследование образовательной компании MAXIMUM Education совместно с порталом «Навигатор поступления» выявило, что 29% учащихся 11 классов выбирают профессии в сфере IT-технологий;
- отставание в развитии цифровой грамотности среди взрослого населения - 4,79 балла из 10. По результатам исследования Высшей школы экономики только у «12% взрослых (15 лет и старше) жителей России цифровые навыки развиты выше базового уровня. При этом в среднем в 28 странах ЕС аналогичный уровень демонстрирует треть взрослого населения. В Нидерландах, Финляндии, Великобритании и Дании этот показатель достигает почти 50%» [6].
По итогам всероссийской образовательной акции «Цифровой диктант 2020» показатели цифровой грамотности жителей по регионам на фоне общей карты страны составляют: на Дальнем Востоке в среднем - 7,3 балла, в г. Москва и Санкт-Петербург - 9,16 баллов. В 2 регионах Дальнего Востока добились результатов выше среднего по России: Приморский край (7,39) и Магаданская область (7,28). Республика Саха (Якутия) занимает предпоследнюю позицию с 6,71 баллами.
Полагаем, что этот показатель в какой-то степени демонстрирует зависимость от доступа к интернет- ресурсам районов, образовательных организаций региона. Из-за географических и природно-климатических условий региона процесс подключения образовательных организаций к сети Интернет проходит в сдержанном темпе: в настоящее время к сети Интернет имеют подключение 291 образовательных организаций, в текущем 2021 году планируется добиться доступа к Интернет 216. Детям с инвалидностью предоставлено 570 интернет-точек, 43 - их учителям, 201- образовательным организациям. Таким образом выявленный существенный цифровой разрыв региона является достаточно обоснованным вызовом для развития IT компетенций школьников.
Несмотря на низкие результаты в цифровом диктанте среди населения сегодня Республика Саха (Якутия) обеспечивает 75% экспорта IT-услуг Дальнего Востока благодаря IT- компаниям-лидерам, которые масштабируют свой бизнес на мировом уровне. Например, к ним относятся IT-холдинг «Синет», inDriver, один из самых быстрорастущих ride-hailing сервисов в мире, MyTona, лидирующая среди геймдев-компаний в мире по разработке и изданию топовых мобильных игр по жанрам Seekers Notes, Cooking Diary и survival The Day Before, Fntstic. Основными инструментами поддержки IT-отрасли в Якутии являются Технопарк «Якутия», Парк высоких технологий «ИТ-парк», Корпорация развития Республики Саха (Якутия), Венчурная компания «Якутия». Созданы три IT-центра в районах республики - в Намцах, Нижнем Бестяхе и Сунтаре. По всей респу-
блика в ГГ-отрасли работает 1,5 тыс. человек, в 2024 году их количество должно увеличиться до 10 тысяч.
В Якутии доступ к интернету имеют 512 населенных пунктов, в которых проживает 99,3% населения. В ближайшие годы появится оптоволоконная линия связи, расположенная за Полярным кругом с выходом на Северный Ледовитый океан, что позволит подключить к линии алмазодобывающие и нефтегазовые компании для проведения разведки ресурсов на арктических территориях. Появился полностью оцифрованный район -Нюрбинский улус - единственный на территории ДФО.
В популяризации среди детей и молодежи профессий, связанных с ГГ, поиске талантов и стимулировании их к созданию инновационных проектов в ГГ сфере в масштабах республики, страны и мира огромную роль играет ежегодный конкурс в формате хакатон для школьников и студентов «Моя профессия - ГТ», проводимый с 2016 года региональным министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий. Победителям конкурса, прошедшим 2 отборочных этапа и финальный тур, выделяются целевые места в престижных высших учебных заведениях страны. В рамках конкурса 10 команд - победителей «Акселератора школьных проектов» получают от спонсоров финансовую поддержку для дальнейшего продвижения проекта. Как показывает практика, многие командные проекты после хакатона часто выступают в роли бизнес-идей и презентуются в качестве стартапов. В этом конкурсе отчетливо видна поддержка и заинтересованность в развитии различных образовательных программ в ГТ сфере среди учащихся и студенческой молодежи представителей бизнеса и стартап-сообществ Якутии не только через финансирование, но прямое участие в разработке кейс-заданий, экспертной оценке, награждении, предоставлении возможностей для прохождения практики, трудоустройства, заключении договора с командой для решения конкретных задач.
С каждым годом возрастает число участников конкурса, благодаря развитию ГТ отрасли в регионе. В первом конкурсе, проведенном в 2016 году, было 42 участника, в 2021 году участвовали 1527 школьников и студентов. Качество, уровень и практикоориентированность разработанных проектов команд год от года повышается, фиксируется почти равный уровень проектов школьников с проектами уже состоявшихся программистов. Еще одним важным показателем успешности конкурса «Моя профессия - ГТ» является увеличение количества выбора информатики в ЕГЭ из числа участников.
ГАУ ДО Республики Саха (Якутия) Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый Бор» несколько лет подряд проводит профильные смены, конкурсы, различные тематические мероприятия по ГТ - направлениям. Широкому привлечению детей к этому направлению деятельности, достижению высоких результатов учащихся способствовали профильные тематические смены «Цифровое поколение» в рамках выигранного гранта из федерального бюджета национального проекта «Образование» и проекта «Цифровая экономика» госпрограммы «Развитие образования». За период работы в этом направлении установлены «привычные» и «стандартные» сценарии образовательной траектории ребенка в период профильной смены: - овладение базовыми цифровыми компетенциями очень актуально, надо постоянно стремиться к освоению новых ГТ - навыков; более «продвинутые» ребята в ГТ выбирают наиболее оперативно разрабатываемые, быстро продаваемые и популярные технологии как мобильная или веб-разработка, которые создаются на основе типовых алгоритмов.
Тематические смены по ГТ технологиям в Сосновом Бору выступает как платформа единомышленников, объединяющая детей и студентов, успешно обучающихся по математике и информатике, молодых педагогов, обеспечивших высокие образовательные результаты у своих учеников, руководителей и специалистов ГТ - компаний
региона в сфере информационных технологий по разработке и реализации новых продуктов с IT - решением, масштабируемых на мировом уровне. Проекты детей, разработанные в период профильной смены, в дальнейшем получают консультационную помощь от специалистов, менторское и трекерское сопровождение, претендуют на финансовую, инфраструктурную и образовательную поддержку.
В последнее время в образовательной платформе по IT направлению начали активно проявлять себя частные школы, ориентированные на обучение учащихся 3D-моделированию и Web-программированию.
В рамках реализации национального проекта «Образование» по проекту «Цифровая образовательная среда» одним из самых первых на территории Дальнего Востока «IT-куб» открылся в 2020 году в Нюрбинском улусе. В этом в центре «IT-куб» дети обучаются по шести направлениям при поддержке партнёров «Яндекс. Лицей»,«IT-школа Самсунг», Cisco, Legoeducational и «Алгоритмика». В 2021 году в г. Якутске создается сеть центров цифрового образования детей «IT-Куб». Планируется, что сеть «IT-куб» повысит охват детей и подростков от 2000 до 3000 образовательными программами, направленными на развитие цифровых компетенций. «IT-Куб» позиционируется как современная образовательная экосистема, объединяющая компании - лидеров - IT рынка, ведущих наставников и детей от 7 до 18 лет. В этих центрах школьники в возрасте от 7 до 18 лет будут проходить бесплатное обучение по современным цифровым технологиям, например, основам программирования на Python, разработке мобильных приложений и игр, VR/AR-программированию, системному администрированию, логике, робототехнике, графическому дизайну и 3D-моделированию.
Детский технопарк «Кванториум», Академия занимательных наук, Центр развития «Смарт», Школа Алексея Илларионова (Якутск, Нижний Бестях, Бердигестях, Чурапча) доступны в основном в г. Якутске и отдельных центральных районах. «Синет» с 2021 года запустил проект BeginIT, целью которого является обучение основам программирования детей из малообеспеченных слоев населения. В данное время проект реализуется в 108 детдомах и сельских школах по всему миру, включая 79 на территории Республики Саха (Якутия).
В регионе при активном участии профессиональных, социальных и бизнес - структур идет процесс оформления системы профессиональной идентичности, стимулирующей учащихся школ к выбору профессий, связанных непосредственно с цифровыми технологиями в различных сферах жизни и производства. Реализуемые ведущими IT компаниями республики инновационные и социальные проекты, образовательные продукты, постоянно обновляющийся спектр сервисных услуг, не только востребованы в повседневной жизни региональным сообществом, но и расширяют коммуникационные возможности детей и молодежи, поддерживают их в вовлечение в цифровой мир, стимулируют дальнейшее формирование компетенций, новых идей и инициатив в области IT-технологий, имея в качестве образца истории успеха молодых специалистов из отдаленных деревень, развивших свой бизнес до мирового уровня.
ОБСУЖДЕНИЕ
Эффективность интеграции влияний профессиональных, социальных и бизнес структур, местных компаний информационных технологий, целенаправленно ориентирующих школьников на выбор и освоение профессий, связанных с IT, стимулирования творческого потенциала именно в этих областях человеческой ряд экспертов связывают с социокультурным феноменом цифрового доверия, закрепленного среди региональных пользователей услуг и продуктов inDriver, MyTona. Значимыми факторами цифрового доверия населения выступают: -успешное закрепление отдельных местных IT компаний на мировом рынке цифровых технологий и услуг; - до-186
казанные практикой безопасность, конфиденциальность и надежность услуг IT компаний, созданных представителями коренного населения региона и развивающихся именно на территории Якутии для населения региона [7]; - долгосрочность бренда компании [8]; - доминирующая лояльная потребительская аудитория; - подтвержденная практикой безопасность хранения персональных данных пользователей республики [9]; - завоеванная репутация социально ответственных бизнес структур в цифровой сфере по решению проблем бедности и неравенства» [10].
Несмотря на создаваемые условия для развития цифровых компетенций в регионе, вызывает тревогу недостаточное качество преподавания математики, информатики, неустойчивая мотивация выпускников сельских школ к выбору IT - направлений из - за отсутствия в сельской местности реального IT-рынка, отсутствие безлимитных тарифов по типам при подключении по радиорелейным линиям и спутниковым каналам связи во всех населенных пунктах региона, в которых отсутствует оптоволоконная сеть, неполная обеспеченность обучающихся индивидуальными средствами обучения: у 7776 обучающихся отсутствуют, из них 5369 - дети из малообеспеченных семей, недостаточная скорость подключения к сети Интернет в образовательных организациях, находящихся в арктических районах и отдаленных, труднодоступных населенных пунктах республики. Неравные образовательные возможности учащихся городских и сельских школ усугубляет отсутствие возможностей для погружения в реальную IT - среду.
ВЫВОДЫ
Считаем, что для эффективной реализации образовательных программ по цифровым компетенциям в школах нужны специалисты, которые имеют успешный опыт, практику разработки и внедрения проектов, студенты, которые осваивают новые технологии и готовы делиться знаниями и навыками, обучая других, создавать новый продукт. Актуальность привлечения студентов к совместной деятельности со школьниками состоит в том, что у многих специалистов в сфере IT отсутствует соответствующее педагогическое образование и практика. Педагоги, работающие в IT направлении, должны владеть востребованными в этой сфере современными знаниями и SкШs, которые обеспечивают основу для построения карьеры ребенка.
Огромная территория Республики Саха со сложной транспортной логистикой, длительным отопительным сезоном, труднодоступностью и отдаленностью населенных пунктов друг от друга являются основанием роста себестоимости местных промышленных товаров и продуктов питания, в том числе и привозных. Поэтому развитие цифровых компетенций, обучение цифровым технологиям детей, поддержка их проектных инициатив в IT сфере с решениями насущных проблем региона позволит воспитать молодое поколение, вовлеченное в реальные проекты, нацеленные на прогрессивное изменение жизни регионального и мирового сообщества.
Как показывают результаты проведенного исследования, обучающиеся проявляют высокий уровень интереса к ведущим региональным цифровым лидерам, которые: - доминируют в доступном для молодежи сегменте цифрового рынка благодаря качеству и линейке цифровых продуктов и услуг; - предоставляемые ими продукты и услуги являются актуальными для данной возрастной категории, вписывающимися в систему ценностей региональной молодежи - как органичный синтез зарубежного и этнокультурного; - демонстрируют социальную ответственность, периодически организуя конкурсы и Workshops для учащихся и студентов, набирая персонал из местной молодежи. Подобный кредит цифрового доверия учащихся школ, студентов СПО и вузов республики к IT компаниям- лидерам Якутии формирует повышенный уровень информационных компетенций, включая потребность работать с постоянно обновляющимися
сервисами и технологиями.
Особое внимание следует обратить на преодоление неравенства в развитии цифровых компетенций обучающимися независимо от места проживания (село, город), доступность интернета, нехватку учителей информатики, математики, дополнительного образования по IT. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Последствия использования цифровых технологий [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/un75/ impact-digital-technologies
2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos
3. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/ tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/
4. Готовы учиться: россияне хотят узнавать новое о цифровой сфере. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/ uchitsya-uchitsya-i-eshche-raz-uc hitsya-rossiyane-khotyat-uznavat-novoe-o-tsifrovoy-sfere/].
5. Доля «цифровой экономики» в ВВП к 2025 году вырастет до 50%, считает Греф. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// ria.ru/20170119/1486088882.html
6. Левен Е.,Суслов А. Б. Уровень владения цифровыми навыками в России и странах ЕС [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// issek.hse.ru/news/377859466.html
7. Liu X., Yuan C., Hafeez M., Faisal C. Digital Trust Mediated by the Platform in the Sharing Economy from a Consumer Perspective // Advances in Intelligence Systems and Computing. 2020. Vol. 1190. P. 670—684.
8. Mas-Machuca, Marimon, Jaca. The unexplored potential of trust to boost customer for transport platforms // Research in Transportation Business and Management. (Available online 22 January 2021. In Press
9. Нурмухаметова Р.К., Торина С.С. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2020, № 1. С. 32-39.
10. Жулин А. Б., Артамонов Р. Е., Титов Э. А. Оценка цифровой готовности населения России: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Н. Е. Дмитриева (рук. авт. кол.) Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - 86 с.
Статья поступила в редакцию 31.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021