УДК 343.148.6:625.7/8
ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ АВТОДОРОЖНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Алексей Александрович Шаров, ген. директор консалтинговой компании ООО «АВЕРТА ГРУПП», эксперт PRO BONO, руководитель общественной Приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей г. Москвы,
sharov@avertagroup.ru, 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, дом 26, БЦ «Омега-2», корпус А, офис 538
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена рассмотрением ключевых особенностей автодорожной экспертизы, а также области применения таковой в современных реалиях. Целью данного исследования является освещение всех нюансов проведения данной узкопрофильной экспертизы с практической экспертной точки зрения, рассмотрение наиболее значимых современных исследований в области оценки качества автомобильных дорог страны. Задачами данного исследования являются: изучение специфики автодорожной экспертизы, рассмотрение существующих методов исследования российских автомобильных дорог, выявление и анализ проблем, в ходе проведения которой сталкивается эксперт. Результатом исследования является предложение путей решения проблем в ходе проведения экспертизы.
Ключевые слова: автодорожная экспертиза, эксперт, отчет, дорожное покрытие.
THE PRACTICE OF CONDUCTING ROAD EXPERTISE
Aleksey A. Sharov, General Director of the consulting company LLC "AVERTA GROUP", PRO BONO expert, Head of the Public Chamber of the Ombudsman for the Protection
of Entrepreneurs' Rights in Moscow, sharov@avertagroup.ru, 26 Leninskaya Sloboda str., Omega-2 Business Center, building A, office 538, Moscow, 115280,
Abstract. The relevance of the article is due to the consideration of the key features of road expertise, as well as the scope of its application in modern realities. The purpose of this study is to highlight all the nuances of conducting this narrow-profile examination from a practical expert point of view, to consider the most significant modern research in the field of assessing the quality of the country's highways. The objectives of this study are: to study the specifics of road expertise, to review existing methods of studying Russian highways, to identify and analyze the problems encountered by the expert. The result of the study is the proposal of ways to solve problems during the examination.
Keywords: road inspection, expert, report, road surface. Введение
Понятие автодорожной экспертизы достаточно широкое. Говоря о таковой, эксперты наиболее часто используют этот термин, когда описывают не только ситуации, при которых требуется установление технического состояния дороги (качества автомобильных дорог), но и ситуации, при которых необходимо исследовать обустройство и внешние условия на определенном участке дорожно-транспортного происшествия.
Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день со стороны дорожных организация возросло количество нарушений технологических режимов производства дорожного полотна, что в свою очередь влечет большой процент отклонений в параметрах конечной продукции, и данный факт не может не волновать общественность.
Действительно, дорожное строительство в Российской Федерации насчитывает немало проблем, связанных с отсутствием внутреннего и внешнего контроля производства, упрощением технологии производства. В связи с этим внедрение новейших технологий производства строительных материалов, а вместе с тем и разработка, моделирование и создание конструктивных элементов с целью снижения строительных и эксплуатационных затрат является одной из основных задач развития строительной отрасли в целом. На этом фоне и становится необходимой такая услуга, как автодорожная экспертиза.
Практика проведения автодорожной экспертизы
Автодорожная экспертиза - одна из форм экспертизы в возможности которой входит изучение дорожного полотна (оценка обочин и дорожного покрытия как на проезжей части, так и за ее пределами), исследование обустройства дороги, а также исследование организации движения на отрезке дороги [3].
Таким образом, перед экспертом ставится ряд вопросов:
1. Соответствует ли отрезок дороги, на котором произошла авария, требованиям по обустройству дорог [1]?
2. Соответствует ли состояние дорожного покрытия на участке требованиям нормативных документов [1]?
3. Какие обстоятельства могут привести к возникновению аварийной ситуации на дороге?
4. В какой период может появиться тот или иной дефект дорожного полотна?
5. Мог ли данный дефект в покрытии привести к возникновению ДТП?
В рамках накопленного на протяжении более 10 лет опыта эксперты ООО «АВЕРТА ГРУПП» в ходе проведения автодорожной экспертизы выявили наиболее значимые факторы, влияющие на работу и состояние дорожного полотна.
После ввода в эксплуатацию дорога работает под синхронным воздействием: нагрузки, динамического влияния проезжающих автомобилей, климатических факторов, грунтовых и поверхностных вод, а также антропогенного воздействия в районе положения дороги.
Дорога должна обеспечивать устойчивость к воздействию нагрузок от автомобилей. В отличие от нагрузок других инженерных сооружений автомобильные нагрузки обуславливаются ударными воздействиями на дорожное покрытие. Воздействие подобных нагрузок наиболее опасно для дорожной одежды в периоды сильного переувлажнения основания дорожной одежды и земляного полотна. Поэтому для предупреждения разрушения дорожного полотна («дорожной одежды») лимитируют в весенний период проезд тяжелых грузовых автомобилей до окончательного высыхания основания. Эксперты ООО «АВЕРТА ГРУПП» отмечают, что обычно подобные ограничения можно зафиксировать на дорогах низких тех-
нических категорий, дороги же высших технических категорий обязаны гарантировать проезд в абсолютно любое время года [2].
Также отрицательное воздействие на устойчивость верхнего слоя дорожного покрытия имеет процесс резкого торможения большегрузных автомобилей. В пример можно привести гребенку на автобусных и троллейбусных остановках.
Воздействие воды также является отрицательным фактором:
1. Переувлажнение основания дорожной одежды земляного полотна ведет к непосредственному разрушению дороги и прекращению нормального движения транспортного потока.
2. В зимний период времени замерзание воды приводит к разрушению верхних слоев дорожного покрытия [4].
В большинстве случаев эксперты в ходе проведения экспертизы выносят предложение проверки эффективности работы системы водоотвода (отвода как грунтовой, так и поверхностной воды от дороги).
Часто экспертами выявляется проблема нагревания дорожного полотна. Как правило это происходит в районах с жарким климатом - там температура на поверхности дорожного покрытия достигает 70-80 0С. Результат термического воздействия - размягчение асфальтобетона, что в последующем при наличии интенсивного транспортного потока, ведет к деформации верхнего слоя покрытия (понижается ровность, снижаются сцепные качества дорожного покрытия) [5].
Одной из последних выявленных экспертами проблем является неверно подобранный тип дорожного покрытия. Это нужно учитывать при создании дорожного полотна: например, грунтовые дороги известны своим свойством зависимости от изменения климатических условий, а щебеночные и гравийные покрытия характеризуются свойством уменьшать свою несущую способность при изменении климатических условий (например, при их переувлажнении) [7].
При проведении экспертизы в том числе учитывают особенность взаимодействия автомобиля с дорожным полотном: при постоянном движении автомобилей дорога подвергается различным отрицательным воздействиям.
Частым нарушением на этапе проектирования отмечается отсутствие условий для обеспечения плавности движения автомобилей по автомобильному полотну и предупреждение необходимости резкого изменения траектории движения.
Для достижения данной цели дорожники стремятся к проектированию плана трассы дороги из сплошных переходных кривых или же в обязательном порядке создают переходные кривые на подходе к круговым кривым. Действие подобных кривых позволяет существенно избегать резких изменений траектории движения автомобилей и действующих на покрытие нагрузок, которые могли бы возникнуть в этот момент [6].
Особенно часто в заключении экспертов ООО «АВЕРТА ГРУПП» значится нарушение условий проезда определенного участка дороги водителями большегрузных автомобилей-фур.
В рамках данной статьи хотелось бы отметить, что вопрос степени износостойкости дорожного полотка стоит особенно остро. Это действительно важный
показатель и оценивать его необходимо постоянно в течение полного срока службы дорожной одежды.
При проведении экспертизы отмечается интересный факт: сначала дорожное полотно подвергается незначительным изменениям, а по прошествии короткого промежутка времени дорожное полотно резко снижает свои технические характеристики. Это происходит потому, что оно находится в прямой зависимости от несущей способности грунта, и оно обязано верно распределять действующую на нее нагрузку.
Эксперты ООО «АВЕРТА ГРУПП» выделяют три результата деформации дорожного покрытия в зависимости от степени прикладываемой нагрузки:
1. В случае, если нагрузка невелика, а слой дорожной одежды и земляного полотна сильно уплотнены, дорожная одежда не разрушится, и существуют только упругие деформации (фиксируется прогиб и после прохождения автомобиля возврат в исходное положение).
2. В случае большой нагрузки при временном снижении прочности грунтов основания в весенний и осенний периоды образуются накапливающиеся небольшие пластические деформации. И если их суммарная величина за период ослабленного состояния дороги превысит предельные значения, то дорожная одежда разрушается. Здесь важную роль играет определение максимально допустимого показателя величины прогиба [8].
В случае максимально сильных нагрузках и при значительном ослаблении прочности грунта в начальный период замедленно накапливаются осадки. Затем они быстро возрастают и происходит полное разрушение дорожной одежды. При действии силы (давления) от колеса, основание дорожной одежды сжимается в пределах активной зоны и образуется прогиб дорожной одежды по определенной криволинейной поверхности с образованием чаши прогиба. При большой величине чаши прогиба происходит разрушение дорожной одежды с проломом ее слоев [2].
Таким образом, можно точно утверждать, что результаты автодорожной экспертизы являются ценнейшим ресурсом для совершенствования строительства дорожного полотна, который является основной для формирования культуры дорожного строительства в масштабах страны.
Заключение
При проведении автодорожной экспертизы необходимо учитывать следующее:
1. Дорога должна определяться самым важным фактором -фактором устойчивости к внешним воздействиям, в том числе и к нагрузкам от автомобилей, воздействие которых наиболее опасно.
2. Предотвращение факторов переувлажнения дорожного покрытия.
3. Введение системы трёхступенчатой проверки эффективности работы системы водоотвода.
4. Решение проблемы технического нагревания дорожного полотна на стадии проектирования.
5. Тип дорожного покрытия.
6. Обеспечение на этапе проектирования дорог плавности движения автомобилей по автомобильному полотну и предупреждение необходимости резкого
изменения траектории движения.
7. Износостойкость дорожного полотна.
Список литературы
1. ГОСТ Р 50597-2017. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (утв. 26.09.2017 Федеральным агенством по техническому регулированию). -М.: Стандартинформ, 2017. - 28 с.
2. Васильев, А.П. Эксплуатация автомобильных дорог / А.П. Васильев. - 2-е изд. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
3. Гармаев, Ю.П. Руководство для следователя и его общественного помощника: уч.-практ. пособ. / Ю.П. Гармаев. - М.: Юникс, 2010. - 140 с.
4. Маковский. Л.В. Проектирование автодорожных и городских тоннелей: учебник / Л.В. Маковский, В.В. Кравченко, Н.А. Сула; под общ. ред. Л.В. Маковского. - М.: КноРус, 2022. - 534 с. - ISBN: 978-5-406-08447-2.
5. Озорнин, С.П. Влияние состояния дорожного покрытия «мерзлый асфальт» на риск возникновения дорожно-транспортных происшествий / С.П. Озорнин, В.Г. Масленников, И.Е. Бердников // Мир транспорта и технологических машин - 2016. - № 1(52). -С. 95-104.
6. Якимов, М.Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов / М.Р. Якимов. - М.: Логос, 2013. - 448 с. - ISBN: 978-5-98704-709-5.
7. Показатели состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 18.10.2021).
8. Olovsson, I. Snow, Ice and Other Wonders of Water: A Tribute to the Hydrogen Bond / I. Olovsson. - World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 2016. - 95 p.
References
1. Avtomobilnye dorogi i ulicy. Trebovaniya k ekspluatacionnomu sostoyaniyu, dopustimomu po usloviyam obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya, GOST R 50597-2017 (Highways and streets. Requirements for the operational condition permissible under the conditions of road safety, State Standart R 50597-2017), Moscow, Standartinform, 2017, 28 p.
2. Vasiliev A.P. Ekspluataciya avtomobilnyh dorog (Operation of highways), Мoscow, Academiya, 2011, 320 p.
3. Garmaev Yu. P. Rukovodstvo dlya sledovatelya i ego obshchestvennogo pomoshchnika (A guide for the investigator and his public assistant), Мoscow, Yuniks, 2010, 140 p.
4. Makovskiy L.V., Kravchenko V.V.6 Sula N.A. Proektirovanie avtodorozhnyh i gorodskih ton-nelej: uchebnik (Design of road and urban tunnels), Мoscow, KnoRus, 2022, 534 p.
5. Ozornin S.P., Maslennikov V.G., Berdnikov I.E. Mir transporta i tekhnologicheskih mashin, 2016, no. 1 (52), pp. 95-104.
6. Yakimov M.R. Transportnoe planirovanie: formirovanie effektivnyh transportnyh sistem krupnyh gorodov (Transport planning: formation of efficient transport systems of large cities), Мoscow, Logos, 2013, 448 p.
7. Pokazateli sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya, available at: http://stat.gibdd.ru (18.10.2021).
8. Olovsson I. Snow, Ice and Other Wonders of Water: A Tribute to the Hydrogen Bond, World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 2020, 95 p.
Рецензент: Б.А. Виноградов, канд. техн. наук, доц. МАДИ
Статья поступила 10.11.2021