Научная статья на тему 'Практика применения вещного права русской православной церковью во второй половине XIX в'

Практика применения вещного права русской православной церковью во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ИМУЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / DIOCESE OF SMOLENSK / PROPERTY RIGHT / RELIGIOUS ORGANIZATION PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Андрей Николаевич

В статье раскрывается проблема правоприменительной практики использования церковного имущества в России на примере Смоленской епархии во второй половине XIX в. Проиллюстрирован особый статус религиозного имущества с привлечением материалов Государственного архива Смоленской области. Затрагиваются вопросы субъекта собственности религиозного имущества и передачи ограниченных вещных прав на него приходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Property law enforcement practice by the Russian Orthodox Church in the second half of the 19th century

The article deals with the problem of the law enforcement practice in respect of using church property in Russia by case study of the Diocese of Smolensk in the second half of the 19th century. The author reveals the special status of the religious property based on the archival data of the State Archives of the Smolensk region. The paper addresses the issue of the ownership entity in relation to religious property and the problem of the limited transfer of property rights to this kind of property to the parish.

Текст научной работы на тему «Практика применения вещного права русской православной церковью во второй половине XIX в»

УДК 347.2/.3:281.93«185»

https://doi.org/10.24158/pep.2017.5.23

Попов Андрей Николаевич

аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, аспирант Русской христианской гуманитарной академии

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВЕЩНОГО ПРАВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Popov Andrey Nikolaevich

PhD student, Ss Cyril and Methodius School of Post-Graduate and Doctoral Studies, PhD student,

Russian Christian Humanitarian Academy

PROPERTY LAW ENFORCEMENT PRACTICE BY THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

Аннотация:

В статье раскрывается проблема правоприменительной практики использования церковного имущества в России на примере Смоленской епархии во второй половине XIX в. Проиллюстрирован особый статус религиозного имущества с привлечением материалов Государственного архива Смоленской области. Затрагиваются вопросы субъекта собственности религиозного имущества и передачи ограниченных вещных прав на него приходу.

Ключевые слова:

Смоленская епархия, право собственности, имущество религиозной организации.

Summary:

The article deals with the problem of the law enforce-ment practice in respect of using church property in Russia by case study of the Diocese of Smolensk in the second half of the 19th century. The author reveals the special status of the religious property based on the archival data of the State Archives of the Smolensk region. The paper addresses the issue of the ownership entity in relation to religious property and the problem of the limited transfer of property rights to this kind of property to the parish.

Keywords:

Diocese of Smolensk, property right, religious organization property.

Вопрос отражения в правовой практике имущественных отношений религиозных организаций является центром дискуссии в современном законодательстве. Как замечают исследователи, проблема этих взаимоотношений имеет глубокие социальные корни и нуждается в осмыслении [1, с. 122]. Предлагаем взглянуть на правовую практику применения вещного права религиозных организаций и его отражение в законодательстве на примере Русской православной церкви во второй половине XIX в. в Смоленской митрополии и показать проблемы практического применения данного вида права.

Русская православная церковь (РПЦ), как и иная религиозная организация, в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и использовать для своих нужд земельные участки, здания и иное имущество (ст. 23, 24).

Также в Основах социальной концепции РПЦ декларируется, что часть доходов Церковь получает от предпринимательской деятельности (п. VII.4). В то же время РПЦ накладывает самоограничения на некоторые виды предпринимательской деятельности. Пункт VI.5 содержит открытый список подобных видов, главным признаком которых является «пропаганда порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек», так как это порождает грех, а сопричастие греху не только разлагает участников этого процесса, но пагубно для всего общества в целом [2].

Современное законодательство РФ не выделяет религиозные организации как отдельных субъектов права. Но по факту существует особая специфика как во владении, так и в распоряжении религиозным имуществом, обусловленная не только действующим законодательством РФ, но и уставом этих организаций. При этом действующее право РПЦ с его практикой, своеобразием времени и места не нарушает духовного единства между другими поместными православными церквями и находится в тесной связи с правовой практикой древней христианской церкви. Церковное, или каноническое, право входит в общую правовую систему РФ как корпоративное право. По словам некоторых исследователей, время применения этого права превосходит историю любого современного государства, поэтому оно содержит в том числе устаревшие нормы, которые нуждаются в современном истолковании [3, с. 20].

Практика древней церкви основывается на постановлениях соборов, канонических мнениях, авторитетных мнениях учителей церкви, постановлениях византийских императоров по церковным вопросам и практических указаниях в церковно-государственных постановлениях зна-

менитых законоведов. Правовая практика РПЦ до 1917 г. помимо общего свода законов регулировалась целым рядом документов: Духовным регламентом, государственными постановлениями, определениями Священного синода [4, с. 4].

XVIII век ознаменовался энергичным церковным законотворчеством, охватившим все ступени церковной организации. Духовный регламент с обширными прибавлениями от 1722 г. являлся своего рода уставом для прихода. Он описывал обязанности клира, его штат. Для урегулирования епархиальной жизни разработан Устав духовных консисторий от 27 марта 1841 г. Исправленный устав введен в действие 9 апреля 1883 г. Также существовали Положение о приходских попечительствах при православных церквях от 2 августа 1864 г., Инструкция церковным старостам от 17 апреля 1808 г.

Существовало и пополнялось кодифицированное законодательство, относящееся к духовному ведомству, которое помещалось в Свод законов Российской империи. Отметим высочайшее повеление относительно Святейшего синода от 1880 г. о «возможном сокращении круга дел, представляемых на разрешение и утверждение Его императорского величества». 9 мая 1880 г. утвержден список разрешаемых Священным синодом дел без испрашивания высочайшего разрешения.

Но существует также огромное некодифицированное церковное законодательство, описывающее церковный порядок XVIII—XIX вв., по своему объему несравнимое с предыдущими периодами. В 1868 г. при Синоде создана комиссия для кодификации и составления «полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания».

Большое количество источников церковного законодательства с огромным числом постановлений приводило к проблеме исполнения и успешного применения этого законодательства на практике [5, с. 3]. Сказывалось отсутствие знатоков церковного права, как в теории, так и на практике его применения, ввиду ежегодного пополнения законодательной базы. Вместе с тем часть законодательства разъясняла уже действующие нормы и утверждала существующую практику или вносила изменения, что отражено в настоящей статье на примере источников финансирования общецерковных дел и строительства здания нового храма.

Управление церковным имуществом регламентируется законодательными актами того государства, на территории которого оно находится [6, с. 28]. Профессор Николай Семенович Суворов в § 122 своего учебника церковного права четко ограничивает невозможность использования церковного имущества, находящегося внутри ограды церкви или монастыря, для торговых или трактирных заведений [7]. Практика восходит к 9-му правилу Шестого Вселенского собора: «Никакому клирику не позволяется содержати корчемницу». То есть существовал безусловный запрет священству заниматься корчемной торговлей, при этом не запрещалось иметь в собственности и передавать в управление этот вид деятельности [8]. Эта практика закреплена законодательной нормой ст. 1711 Свода законов [9]. Договор должен быть подтвержден епархиальным архиереем, иметь выгодность отдачи. Договор подтвержден и причтом, старостой и ктиторами храма [10, с. 163-166].

22 декабря 1890 г. на имя епископа Смоленского и Дорогобужского Гурия направлен рапорт от настоятеля храма Рождества Богородицы города Смоленска священника Стефана Полубини-кова о несогласии с требованием закрытия трактирного заведения купца Павла Мачульского на арендуемой им земле, принадлежащей храму. Архиерей обратился с заявлением к управляющему акцизными сборами с недозволением открытия трактирного заведения в 1891 г. Как следует из рапорта, запрещение деятельности застало купца врасплох, им потрачены деньги на приобретение торгового права. Приложено заявление от купца П. Мачульского с просьбой либо вернуть деньги, потраченные на открытие заведения, около 700 р., либо открыть трактир, который во время богослужения будет закрыт. Все документы на право открытия трактира он уже получил, своевременного уведомления об отзыве права получено не было [11, л. 1-6].

В 1895 г. в селе Ульхове Духовщинского уезда был заложен каменный храм. По ходатайству попечительского совета и резолюции правящего архиерея на территории храма возводятся «кирпичный сарай», цех по производству кирпича для нужд строительства и продажи его на сторону в целях финансирования строительства храма. Стоимость объекта - 238 р. [12, л. 7]. Общий доход от продажи кирпичей, направленных на строительство церкви, за 17 лет составил 1359 р. 42 к. [13].

Попечительский совет строящегося храма из-за нехватки средств обращается к правящему архиерею с ходатайством об учреждении свечной лавки. О нехватке денежных средств сообщает и благочинный Духовщинского уезда. Проблема отягощается бюрократическими проволочками, мешающими сбору средств для постройки храма. И все же попечительский совет получает отказ от правящего архиерея [14, л. 17-18]. С 1890 г. действует утвержденное правило о розничной торговле свечами и создании свечных лавок. Торговать могли лишь церкви, церковные лавки должны были находиться в ведении духовного начальства. У нарушителей конфисковались все найденные свечи, на них налагался штраф в размере не более 100 р. в пользу епархии. Обязанность следить за исполнением правил возложена обер-прокурором Священного синода на местные духовные власти [15, стб. 888-892]. Церковь ранее уже имела монополию на продажу восковых свечей, дарованную Петром 1. Часто на практике торговля незаконно велась

частными лицами. Имела место торговля поддельными восковыми свечами. Последующая правовая практика ужесточала меры по борьбе с нарушителями монополии, особое внимание уделялось качеству свечей. Городской и земской полиции предписывалось пресекать незаконную торговлю восковыми свечами [16, с. 357-380]. Только за XIX в. в эту практику вносились изменения и дополнения не менее 6 раз (1808, 1811, 1837, 1871, 1890 и 1892 гг.).

Духовная консистория должна была отслеживать изменения в законодательстве. Это приводило к внимательному и обстоятельному мониторингу ситуации по вопросам розничной торговли свечами. Также претерпевали изменения и доработки правила создания свечных лавок, распределения дохода от торговли, неоднократно изменявшиеся за этот период.

Как видим из практики использования имущества РПЦ, законодательство Российской империи четко оговаривало особые условия использования церковного имущества. При этом надзор за их соблюдением осуществляли духовные власти, которые небезуспешно справлялись со своими задачами. Правовая практика приводила к конфликту интересов религиозной организации и частных лиц, который был связан не только с недосмотром, связанным, например, с разрешением трактирной торговли на церковных землях, но и с возможностью привлечь дополнительные доходы для строительства здания нового храма, не предусмотренные законодательством по духовному ведомству.

Особо стоит выделить дискуссию, связанную с попытками передачи права распоряжения церковным имуществом приходу, наделения последнего правами юридического лица. Московское губернское земство в 1880 г. ходатайствовало перед Священным синодом о наделении прихода правом приобретения имущества, как движимого, так и недвижимого, накопления и распоряжения имуществом. Ходатайство вызвало полемику, которая продолжается и в современных исследованиях. Священный синод оставил ходатайство без удовлетворения, посчитав постановку вопроса, когда церковный приход, его отдельная часть, а не вся церковь, становятся субъектом имущественного права, противной канонам церкви [17, c. 7].

Может ли приход быть самостоятельным хозяйствующим субъектом? Канонический ответ: церковное имущество, изъятое из церкви, таковым и остается, и принадлежит либо «Богу», либо «бедным» в зависимости от его применения. Право церковной собственности вполне может соответствовать гражданскому торическому праву собственности, в том числе и защита от посягательства третьих лиц на эту собственность. Субъектом права является епископ со своей епархией. При этом право надзора остается всегда за епископом. Также за ним остается право защиты своего имущества от посягательств [18, c. 444-447].

Соотношение правового и канонического аспектов деятельности прихода РПЦ является объектом нашего дальнейшего исследования.

Ссылки:

1. Тупикин Р.В. Зарубежный опыт договорного регулирования имущественных отношений религиозных организаций // Право и образование. 2016. № 10. С. 122-137.

2. Основы социальной концепции Русской православной церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 24.05.2017).

3. Комягин Д.Л. Имущество и доходы религиозных организаций - публичные или частные? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 4. С. 17-33.

4. Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской церкви и церковно-гражданским постановлениям русской церкви : в 3 ч. Ч. I. Служебные права и обязанности пресвитеров / сост. П.П. Забелин. Киев, 1884. 485 с.

5. Циркулярные указы Святейшего правительствующего синода 1867-1900 гг. / сост. А.А. Завьялов. СПб., 1901. 448 с.

6. Комягин Д.Л. Указ. соч. С. 28.

7. Суворов Н.С. Управление церковными имуществами [Электронный ресурс] // Суворов Н.С. Учебник церковного права. § 122. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvorov/uchebnik-tserkovnogo-prava/4_9_7 (дата обращения: 03.04.2017).

8. Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила святых апостолов и Вселенских соборов с толкованиями [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tol-kovanijami/160 (дата обращения: 03.04.2017).

9. Свод законов Российской империи. Изд. 1857 г. Т. 10. Ч. 1. Законы гражданские. СПб., 1857.

10. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к Уставу духовных консисторий и Своду законов) : с ист. примеч. и прил. : справ. кн. / сост. Я. Ивановский. СПб., 1900. 340 с.

11. ГАСО (Гос. арх. Смол. обл.). Ф. 47. Оп. 1. Д. 279 (Об открытии трактира). Л. 1-6.

12. ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Св. 1620. Д. 2898 (Документ о строительстве церкви). Л. 7.

13. Там же. Л. 283.

14. Там же. Л. 17-18.

15. Православная богословская энциклопедия. Т. III. Ваал - Вячеслав. Петроград, 1902. 635 с.

16. Права и обязанности пресвитеров ... С. 357-380.

17. Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914. 83 с.

18. Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902. 539 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.