МАКСАЕВ Артур Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент, ректор. Российский университет кооперации. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
ТКАЧ Александр Васильевич - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики. Российский университет кооперации. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
MAKAEV, Artur Anatolyevich - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Rector. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].
TKACH, Alexander Vasilyevich - Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Economics. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-Mail: [email protected].
УДК 336.648
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Ю.В. Павлова
В статье исследуются существующие на практике и в теории методы поиска и использования новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности компаний в условиях цифровой экономики. Главной отличительной особенностью современной экономики является ее функционирование в условиях продолжающейся информатизации общества и полное ее основание на интеллектуальном капитале. В свою очередь информатизация и интеллектуализация общественной жизни ведут к принципиальной смене сущности современного бизнеса и появлению новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности. В мировой практике активно развивается деятельность по размещению и привлечению инвестиций с использованием инвестиционных платформ. В российской экономике вопросы, связанные с государственным и законодательным регулированием деятельности, возникающие в сфере привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, находятся только на стадии становления. В связи с этим в данной работе определены проблемы, сдерживающие применение новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности в условиях цифровой экономики. На основе проведенного исследования предложены мероприятия, способствующие развитию и применению новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности компаний в условиях цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика; инвестиции; источники инвестиций; методы финансирования инвестиционной деятельности; народное финансирование; краудфандинг.
Yu.V. Pavlova. PRACTICE OF APPLICATION OF NEW INSTRUMENTS FOR FINANCING INVESTMENT ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY
This article examines the methods of searching and using new instruments for financing investment activities of companies in the digital economy that exist in practice and in theory. The main distinguishing feature of the modern economy is its functioning in the context of the ongoing informatization of society and its complete foundation on intellectual capital. In turn, informatization and intellectualization of public life lead to a fundamental change in the essence of modern business and the emergence of new financial investment tools. In world practice, activities are actively developing to place and attract investments using investment platforms. The Russian economy issues related to public and legislative regulation of the activities occurring in the area of attracting investments through investment platforms, are only at the stage of formation. In this regard, this paper identifies the problems that hinder the use of new instruments for financing investment activities in the digital economy. Based on the study, measures that contribute to the development and application of new instruments for financing investment activities of companies in the digital economy are proposed.
Keywords: digital economy; investments; sources of investment; methods of financing investment activities; public finance; crowdfunding.
Объективные тенденции развития совре- ют о том, что все более существенную роль в менной мировой экономики свидетельству- экономической деятельности общества играют
знания и информация, т.е. наукоемкие информационные технологии становятся главным фактором производства. В развитии мирового хозяйства наблюдается также появление новых направлений предпринимательской деятельности - информационного и интеллектуального бизнеса. Следовательно, отличительной особенностью современной экономики является ее функционирование в условиях продолжающейся информатизации общества и полное ее основание на интеллектуальном капитале. В свою очередь информатизация и интеллектуализация общественной жизни ведут к принципиальной смене сущности современного бизнеса и появлению новых финансовых инструментов инвестирования на интернет-площадках.
Таким образом, актуальность исследования нашей работы вызвана усиливающимся влиянием информатизации общества на поиск и использование новых форм и методов финансирования инвестиционной деятельности в настоящее время. Цель - изучение современных тенденций развития финансирования инвестиционной деятельности в условиях цифровой экономики. Для достижения поставленной цели в работе анализируются способы аккумулирования свободного капитала в обществе и вложения его в реальный сектор экономики в условиях цифровизации общества с использованием инвестиционных платформ. Объектом исследования выступает российский инвестиционный рынок, предметом исследования являются источники и методы финансирования инвестиционной деятельности в условиях цифровизации общества.
Понятие информатизации общества в нау-
ке и практике находится на стадии формирования, нет трактовки данного понятия в действующем Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]. На рис. 1 представлен перечень характерных черт информационного общества, составленный автором на основе работы В.В. Башкатова и В.Э. Рединой [6].
Тем не менее в научных публикациях имеются различные трактовки информационного общества, при этом всеми признается и не отрицается значимость информатизации общества. По мнению Е.А. Шамина и ряда других авторов, под информатизацией общества понимают «процесс применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни для повышения эффективности анализа и использования информации и знаний, увеличения объема актуальной, достоверной, доступной различным заинтересованным пользователям информации, позволяющих достичь основополагающих целей развития как всего общества в целом, так и отдельных его элементов» [14].
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы дается определение информационного общества, «в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан» [4]. Основной целью данной стратегии является развитие цифровой экономики для достижения устойчивого экономического роста и привлечения инвестиций.
Впервые понятие цифровой экономики
Стремительное развитие информационных технологий и проникновение их во все сферы жизни
Знания - главный фактор обеспечения высокого уровня благосостояния
Пожизненное образование
Отсутствие препятствий для обмена информацией
Переориентация экономики в непроизводственную сферу
Удешевление и распространение компьютерных технологий и программного обеспечения
Повышение доступности информационных ресурсов
Обеспечение информационной безопасности
Формирование единого мирового информационного пространства
Рис. 1. Характерные черты информационного общества
90 80 70
60 54,5
50 40 30 20 10 0
71,4 69 1 71 69,9 72,5 72,1 74,3 74,8 74,476,3 74,2 76,6
2010 г. 2011 г.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
имеют персональный компьютер
I имеют доступ к сети Интернет
Рис. 2. Доля домохозяйств в РФ, имеющих персональный компьютер и доступ к сети Интернет, в общем числе домохозяйств за 2010-2018 гг., в %
было введено в обиход мировой экономики в конце 1990-х гг., концепция ее состояла в переходе человечества к обработке битов в своей хозяйственной деятельности. Понятие цифровой экономики В.А. Вайпан определяет, как «систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства», а «хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий», делая при этом упор на товары и услуги, предлагаемые электронной коммерцией [7].
В целях развития цифровой экономики в нашей стране разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и принят ряд нормативных документов для ее реализации [5]. Программа сфокусирована на развитии таких направлений, как нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Это связано с тем, что для реа-
лизации деятельности существующих рынков и отраслей в цифровой экономике в первую очередь необходимы развитые платформы, технологии, институциональная и инфраструктурная среда. Т. Л. Харламова и Ю.А. Сорокина также отмечают значимость информационных технологий в экономическом развитии общества и выделяют факторы, затрудняющие их повсеместное и массовое применение в производстве продукции и оказании услуг [11].
Как показывают данные Росстата об информатизации общества, все более активно россияне используют современные технологии в личной жизни и в производстве [12]. Доля домохозяйств в Российской Федерации, имеющих персональный компьютер и доступ к сети Интернет, в общем числе домохозяйств приведена на рис. 2.
Как видно из рисунка, доля домохозяйств в РФ, имеющих персональный компьютер, и доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домохозяйств за 2010-2018 гг. выросла в полтора раза. Таким
Использование организациями РФ компьютеров и информационных технологий за 2010-2018 гг., (в % от общего числа организаций)
Показатели Годы Отклонение (+/-) 2018 г. от 2010 г.
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Организации, использовавшие:
персональные компьютеры 93,8 94,1 94,0 94,0 93,8 92,3 92,4 92,1 94,0 0,2
локальные вычислительные сети 68,4 71,3 71,7 73,4 67,2 63,5 62,3 61,1 63,9 -4,5
Интранет 13,1 16,1 14,7 16,7 16,8 19,2 21,6 26,2 31,3 18,2
Экстранет 5,3 6,1 6,4 7,7 14,3 16,9 15,0 16,6 18,5 13,2
Интернет 82,4 84,8 86,9 88,1 89,0 88,1 88,7 88,9 91,1 8,7
электронную почту 81,9 83,1 85,2 86,5 84,2 84,0 87,6 88,3 90,9 9,0
Имеющие веб-сайт 28,5 33,0 37,8 41,3 40,3 42,6 45,9 47,4 50,9 22,4
образом, растет возможность участия домашних домохозяйств в финансировании инвестиционного процесса.
Использование организациями РФ компьютеров и информационных технологий за 2010-2018 гг. по данным Росстата приведены в таблице [12]. Таким образом, данные из проведенного исследования свидетельствуют, что экономика России развивается по пути информатизации общества, и появляются условия для развития и использования новых финансовых инструментариев инвестирования на интернет-площадках.
Сложившегося понятия финансового инструментария инвестирования в теории и на практике на сегодняшний день нет. Есть разные трактовки этого понятия, которые схожи с объектами инвестирования или же с видами инвестиций. Чаще всего под финансовым инструментом инвестирования понимают источники финансирования инвестиций или же методы финансирования инвестиций. В соответствии с действующим законом об инвестициях источниками финансирования инвестиционной деятельности являются собственные и привлеченные источники [2]. Таким образом, хозяйствующие субъекты могут использовать для финансирования инвестиционной деятельности собственные источники или же привлекать их на финансовом рынке.
М.В. Чернышова в своей работе отмечает высокую роль домохозяйств на рынке коллективного инвестирования и непосредственное их участие в инвестиционных фондах открытого типа [13]. Она отмечает основные причины нежелания домохозяйств идти на рынок коллективного инвестирования, что порождает основания для появления других финансовых инструментов коллективного инвестирования с использованием информационных технологий в условиях развития цифровой экономики. В данных условиях первоначальная инвестиционная сумма уже не имеет столь существенного значения и не является сдерживающим фактором для финансирования инвестиционных проектов.
С одной стороны, инвестиции используются для развития самого информационного общества, с другой стороны, новая информационная экономика формирует новые условия для коллективного (народного) инвестирования. Таким примером использования финансового инструментария инвестирования является краудфандинг, подробное описание которого приведено автором в предыдущей работе [10]. Он характеризуется как «коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих
свои ресурсы, как правило, через Интернет», чтобы поддержать усилия других при реализации самых различных инвестиционных проектов. Краудфандинг - широкое понятие, которое чаще всего включает в себя и крауд-лендинг, и краудинвестинг. Проще говоря, под ними понимают процесс сбора финансовых средств в Интернете на какую-либо цель/идею (проект). При этом проект может иметь как коммерческую, так и некоммерческую направленность.
Актуальные проблемы развития краудфан-динга в России также рассматривают Ю.А. Колесников и М.Ю. Шарапов [9]. Они отмечают, что необходимо «в законодательстве сформулировать и разграничить понятия краудфандинга и его отдельных видов - краудлендинга, краудин-вестинга, благотворительного краудфандинга и других, прямо ограничив эти виды от банковской деятельности».
Под краудлендингом понимают услугу взаимного кредитования, которая реализуется при помощи посредников - инвестиционных площадок. Он включает в себя два вида кредитования:
• P2P (peer-to-peer) - равный равному, т.е. кредитование одним физическим лицом другого лица;
• P2B (peer-to-business) - кредитование физическим лицом юридического (компании).
В данном случае инвестор может вложиться небольшой суммой сразу в несколько проектов, чтобы диверсифицировать риски, а инвестиционные площадки проводят анализ заемщиков. Краудлендинг собирает примерно 3/4 средств всех видов «народного кредитования».
Краудинвестинг имеет коммерческую направленность и, как правило, требует более затратных вложений, чем в случае краудфан-динга или краудлендинга. Речь здесь обычно идет о кредитовании малых предприятий. Если у компании есть акции, то вы становитесь ее акционером, и процесс в этом случае похож на покупку акций на фондовом рынке. Если же акций нет, то могут предлагаться другие варианты оформления доли в компании, и если в краудлендинге обычно предусмотрен залог от заемщика, то здесь его нет.
В целом современные тенденции развития финансирования инвестиционной деятельности в условиях цифровой экономики свидетельствуют о том, что краудфандинг со своими разновидностями является альтернативой и дополнением банковского кредитования, как привлеченный источник финансирования инвестиционных проектов, требующий взвешенного и умеренного правового регулирования, которое
не препятствовало бы его распространению и развитию, закрепило бы права и обязанности участников данного процесса.
Рынок краудфандинга в России продолжает активно развиваться. Краудлендинговые и краудинвестинговые платформы постепенно становятся той самой оптимальной альтернативой для инвесторов с базовыми экономическими знаниями и свободным капиталом в размере от 1000 руб. Большая часть крауд-лендинговых и краудинвестинговых платформ создана в 2015 г., и за прошедшие годы отлажен механизм инвестирования и выдачи займов. Кто-то выбрал узкие ниши, делая ставку на юридические лица, кто-то решил пойти по пути высокорискового венчурного инвестирования и сектора Р2Р. В любом случае сейчас у инвестора есть достаточно широкий выбор инвестирования в краудфинансовые платформы, которые уверенно конкурируют с более консервативными с точки зрения доходности банками.
Банк России продолжает проводить ежеквартальный мониторинг деятельности кра-удфандинговых площадок на основании отчетности, добровольно сдаваемой основными участниками рынка, входящими в рабочую группу по мониторингу, оценке потребительских рисков и разработке предложений по регулированию сектора краудфандинга. По результатам данного мониторинга объем рынка краудфандинга за 2018 г. составил 15,2 млрд руб., из которых 14,85 млрд руб. приходится на финансирование субъектов малого и среднего бизнеса [8].
Деятельность краудинвестинговых и крауд-лендинговых площадок в России контролируется Банком России. Его цель - создать благоприятные условия для долгосрочного развития рынка краудфандинга, стимулирования развития финансирования сегмента малого и среднего бизнеса и усиления защиты прав розничных инвесторов.
С 1 января 2020 г. вступает в силу Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 259-ФЗ, принятый 2 августа 2019 г. [1]. Организации, привлекающие инвестиции с использованием инвестиционных платформ на день его вступления в силу, обязаны привести свою деятельность в соответствие с его требованиями до 1 июля 2020 г. Согласно этому закону предельный размер инвестиций физических лиц через краудфандинг (инвестирование через инвестиционные платформы) будет ограничен 600 тыс. руб. в год. Инвестиционная платформа
представляет собой информационную систему в Интернете, используемую для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств. Такие инвестиции осуществляются путем приобретения ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа. Данным законом определены требования к оператору платформы, к лицу, привлекающему инвестиции, и к инвестору:
- на оператора возложена обязанность контролировать соблюдение ограничения в 600 тыс. руб. при каждом инвестировании физического лица с использованием его инвестиционной платформы. Ограничение не будет действовать в отношении лиц, имеющих статус квалифицированного инвестора;
- привлечение инвестиций будет осуществляться на основании договора об оказании данных услуг, по которому оператор обязуется предоставить лицу, привлекающему инвестиции, доступ к платформе для заключения с инвестором договора инвестирования;
- доступ к платформе для инвестора в целях заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования предоставляется оператором по договору об оказании услуг по содействию в инвестировании. Оператор обязан установить лицо, с которым заключается договор. Кроме того, оператор до заключения договора обязан получить от инвестора -физического лица подтверждение того, что он ознакомился с рисками и принимает их;
- оператор не отвечает по обязательствам лиц, привлекающих инвестиции, однако несет ответственность за убытки, причиненные вследствие раскрытия недостоверной информации о платформе и о себе, нарушения правил функционирования платформы, несоответствия платформы требованиям данного закона.
Банк России будет вести реестр операторов инвестиционных платформ. Операторы должны будут представлять в Банк России отчеты об осуществлении своей деятельности. Законом также устанавливаются требования к правилам инвестиционной платформы, в которых должны содержаться в том числе:
- условия договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и по содействию в инвестировании;
- требования к участникам платформы;
- способы инвестирования;
- требования к содержанию инвестиционного предложения;
- размер вознаграждения оператора;
- состав информации, раскрываемой оператором.
Хотя в самом тексте закона термин «крауд-фандинг» не содержится, данный закон является значительным шагом вперед с точки зрения развития цифрового законодательства в России: он регламентирует деятельность по организации привлечения инвестиций, устанавливает требования к участникам такой деятельности, а также определяет ряд важных понятий, таких как инвестиционная платформа, операторы и участники инвестиционной платформы, утилитарные цифровые права и др. За пределами данного закона также осталось регулирование некоммерческого краудфандинга.
На основе проведенного исследования нами определены факторы, сдерживающие развитие новых инструментов инвестирования в цифровой экономике:
- невысокий уровень развития информационных технологий по сравнению с развитыми станами;
- ограниченная интернет-аудитория, особенно в сегменте корпоративных пользователей;
- недостаточное развитие телекоммуникаций, особенно в периферии;
- недоверие к новым инструментам инвестирования при ведении бизнеса.
К направлениям, стимулирующим развитие новых инструментов инвестирования в цифровой экономике, относятся:
- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы применения новых инструментов инвестирования в цифровой экономике;
- дальнейшее развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры в условиях цифровой экономики, участниками которой являются не только государство и компании, но и домашние хозяйства;
- дальнейший рост пользователей сети Интернет, особенно в экономических центрах;
- дальнейший процесс компьютеризации компаний.
Список литературы
1. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (в ред. от 25.12.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон
от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 18.03.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: указ Президента Рос. Федерации от 09.05.2017 № 203. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»): постановление Правительства Рос. Федерации от 02.05.2019 № 234. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Башкатов В.В., Редина В.Э. Значение инвестиций в условиях формирования информационного общества в Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. аграрного ун-та. 2015. № 112. С.317-333.
7. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1. С. 12-17.
8. Годовой отчет Банка России за 2018 год // Банк России: офиц. сайт. URL: http://www.cbr.ru.
9. Колесников Ю.А., Шарапов М.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования крау-дфандинга в России // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 268-273.
10. Павлова Ю.В. Краудфандинг как новый финансовый инструмент инвестирования малого и среднего бизнеса и самозанятого населения // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 2 (28). С. 60-65.
11. Харламова Т.Л., Сорокина Ю.А. Информационные технологии как фактор экономического развития // Известия Юго-Западного гос. ун-та. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 53-59.
12. Цифровая экономика Российской Федерации: офиц. сайт Росстата. URL: http://www. gks.ru.
13. Чернышова М.В. Теоретические основы информационной асимметрии рынка коллективных инвестиций // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 11 (139). С. 168-174.
14. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 99-107.
References
1. O privlechenii investitsij s ispoFzovaniem
investitsionny'kh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Fede-ratsii: feder. zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».
2. Ob investitsionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federatsii, osushchestvlyaemoj v forme kapital'ny'kh vlozhenij: feder. zakon ot 25.02.1999 № 39-FZ (v red. ot 25.12.2018). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».
3. Ob informatsii, informatsionny'kh tekhnolo-giyakh i o zashchite informatsii: feder. zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (v red. ot 18.03.2019). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».
4. O Strategii razvitiya informatsionnogo ob-shchestva v Rossijskoj Federatsii na 2017-2030 gody': ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 09.05.2017 № 203. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Kon-sul'tantPlyus».
5. O sisteme upravleniya realizatsiej natsio-nal'noj programmy' «Tsifrovaya e'konomika Rossijskoj Federatsii» (vmeste s «Polozheniem o sisteme upravleniya realizatsiej natsional'noj pro-grammy' «Tsifrovaya e'konomika Rossijskoj Federatsii»): postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 02.05.2019 № 234. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».
6. Bashkatov V.V., Redina V.E. Znachenie in-vestitsij v usloviyakh formirovaniya informatsionnogo obshchestva v Rossijskoj Federatsii [The importance of investments in the formation of the information society in the Russian Federation] // Politematicheskij setevoj e'lektronny'j nauchny'j zhurnal Kubanskogo gos. agrarnogo un-ta. 2015. № 112.S.317-333.
7. Vaypan V.A. Pravovoe regulirovanie tsifrovoj e'konomiki [Legal regulation of the digital econo-
my] // Predprinimaterskoe pravo. Prilozhenie «Pravo i Biznes». 2018. № 1. S. 12-17.
8. Godovoj otchet Banka Rossii za 2018 god. Bank Rossii: ofits. sajt. URL: http://www.cbr.ru.
9. Kolesnikov Yu.A., SharapovM.Yu. Aktual'ny'e problemy' pravovogo regulirovaniya kraudfandinga v Rossii [Actual problems of legal regulation of crowdfunding in Russia] // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2018. № 4 (45). S. 268-273.
10. Pavlova Yu.V. Kraudfanding kak novy'j finansovy'j instrument investirovaniya malogo i srednego biznesa i samozanyatogo naseleniya [Crowdfunding as a new financial instrument for investing small and medium-sized businesses and self-employed people] // Vestnik Rossijskogo uni-versiteta kooperatsii. 2017. № 2 (28). S. 60-65.
11. Kharlamova T.L., Sorokina Yu.A. Infor-matsionny'e tekhnologii kak faktor e'kono-micheskogo razvitiya [Information technologies as a factor of economic development] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gos. un-ta. Seriya «E'konomika. Sociologiya. Menedzhment». 2017. T. 7. № 2 (23). S. 53-59.
12. Tsifrovaya e'konomika Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt Rosstata. URL: http://www.gks.ru.
13. Chernyshova M.V. Teoreticheskie osnovy' informatsionnoj asimmetrii ry'nka kollektivny'kh investitsij [Theoretical bases of information asymmetry of collective investment market] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya «Gumanitarny'e nauki». 2014. № 11 (139). S. 168-174.
14. Shamin E.A., GeneralovI.G., ZavivaevN.S., Cheremukhin A.D. Sushchnost' informatizatsii, ee celi, sub''ekty' i ob''ekty' [The essence of Informatization, its goals, subjects and objects] // Vestnik NGIE'I. 2015. № 11 (54). S. 99-107.
ПАВЛОВА Юлия Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: yu. v.pavlova@rucoop. ru.
PAVLOVA, Yulia Vladimirovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 338
ДИНАМИКА И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
А.Н. Семенова, Л.Г. Гордеева, С.Г. Кочергина
Кризис 2014 г. привел к резкому падению производства в России. Однако наряду с производством упала также и производительность труда, что не характерно для рыночной экономики. В статье дается объяснение этому феномену. Раскрыта связь между показателями производительности труда применительно ко всей экономике России в целом. Показано, что выработка, рассчи-