Научная статья на тему 'Практика применения метода проектов в образовательном процессе'

Практика применения метода проектов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2033
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGN / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT LEARNING / МЕТОД ПРОЕКТОВ / METHOD OF PROJECTS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Л. Д.

Рассмотрен метод проектов как одно из средств реализации требований федерального государственного стандарта общего образования на примере образовательной деятельности школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старикова Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF PROJECTS IN EDUCATIONAL PROCESS

The method of projects is considered as one of facilities of realization of requirements of the federal state standard of universal education on the example of educational activity in school.

Текст научной работы на тему «Практика применения метода проектов в образовательном процессе»

УДК 372.8 62

Л.Д. Старикова

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассмотрен метод проектов как одно из средств реализации требований федерального государственного стандарта общего образования на примере образовательной деятельности школы.

Ключевые слова: проект, педагогическое проектирование, проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность.

Усложнение социокультурной образовательной среды вызывает повышение потребности в педагогах, способных решать задачи, стоящие перед системой образования на всех его уровнях.

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы является обеспечение условий эффективного развития российского образования.

Достижение данной цели возможно путем реализации комплекса задач, одна из которых - внедрение в педагогический процесс технологий проектного обучения («обучение с помощью проектирования», «обучение в проекте»).

Одна из основных проблем образования - отбор его содержания. Быстрое устаревание научных знаний заставляет искать источник новых непосредственно как в процессе образования в целом, так и в отдельных его звеньях - учебных занятиях. Одним из «источников получения нового знания способно быть проектирование» [1, с. 16], рассматриваемое в психолого-педагогических исследованиях как «особый вид деятельности», «технология обучения», «средство обучения», «организационная форма обучения», «метод обучения».

Несмотря на наличие большого числа фундаментальных и прикладных работ, в области применения метода проектов имеется ряд нерешенных практических вопросов в связи с введением ФГОС общего образования второго поколения, где приоритетной является проблемно-деятельностная технология, реализуемая во многом через метод проектов.

В зависимости от целей проектной деятельности в настоящее время в педагогической науке и практике рассматриваются нормативно-методические, научно-исследовательские и инновационно-преобразующие типы проек-

тов [2]. По мнению автора, надо стремиться к тому, чтобы проекты любого типа были практико-ориентированными.

Анализ современных исследований в области общего образования позволил выделить ряд противоречий: между сложившимися традиционными подходами к организации обучения с доминированием репродуктивных и недостаточным использованием активных методов; между необходимостью обобщения современного опыта использования метода проектов в образовательной области «Технология» для средней ступени школы и недостаточностью исследований в данной области.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования - выявление и обоснование эффективности применения метода проектов в образовательной области «Технология».

Цель исследования: обобщить опыт использования метода проектов на уроках технологии в общеобразовательной организации.

Исследование проводилось студенткой Российского государственного профессионально-педагогического университета Вахониной Ольгой Владимировной, учителем технологии, под руководством автора статьи на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» ГО Первоуральск Свердловской области (МБОУ СОШ № 15) [3]. Общеобразовательная организация ориентирована на работу с обучающимися разного уровня обучаемости в условиях конкретного социума.

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 15 ГО Первоуральск через интеграцию целей, средств школы и всех значимых в педагогическом отношении объектов социума смоделировал образовательное пространство, направленное на гражданское становление личности учащегося. В эпицентре всей деятельности - ученик как субъект собственной жизни и развития.

Подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики - главная цель образовательной области «Технология». В течение всего периода обучения «технологии» каждый обучающийся выполняет пять проектов (по одному в год) - творческих завершенных работ, соответствующих возрастным возможностям ученика.

Анализ информационных источников позволил сделать следующий вывод: довольно часто конкурсы проектов учеников представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)» [4]. Чтобы избежать «видимости» проектной деятельности учащихся, при ее организации важно акцентировать внимание ученика на выявлении потребительских свойств, практическом назначении того изделия (продукта), создание (модернизацию) которого они выдвигают в качестве творческой идеи.

Формирование у учеников устойчивого интереса к проектной деятельности является педагогической задачей, которую педагоги школы стараются

решить. Работа над учебными проектами, как показывает опыт, позволяет ученику использовать свои умственные способности и максимально проявить индивидуальность на отдельных этапах проектной деятельности. Стоит подчеркнуть, что учащиеся самостоятельно определяют возможные проблемы решения, индивидуального или коллективного.

Объектами проектирования могут выступать как материальные объекты, так и ситуации из сфер производства товаров или оказания услуг, выполнения работ. Каждый проект имеет свои особенности. Приведем некоторые примеры.

Проект «Малое предприятие». Учащиеся налаживают выпуск изделий народных промыслов, для чего проводят исследование: что и для какой категории покупателей подходит, что имеется на рынке; определяют стоимость материалов, возможность сбыта, прибыль и т.д.; выявляют перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие, осваивают навыки, необходимые для изготовления, экспериментируют в процессе производства. Таким образом, акцент этого проекта - стадия исследования, выработки бизнес-идеи и ее обоснование.

Проект «Сувенир-подарок» предполагает исследование потребностей потенциального потребителя; вариантов изделий, выполняемых в определенной традиции; выявление и формулировка критериев, которым должно удовлетворять изделие; самооценка и т.д.

Проект «Дизайн интерьера» ориентирован на конкретного потребителя. В рамках данного проекта ученики проводят опрос, на основании результатов которого осуществляют формулирование критериев, которым должно удовлетворять изделие. Также ученики генерируют идеи, осуществляют рефлексию собственной деятельности. В этом случае можно сделать акцент проекта на исследование и разработку идей.

Проект «Декорации и костюмы» для исторической постановки предоставляет возможность работать в разновозрастных группах, реализовывать межпредметные связи.

Проект «Изготовление учебных пособий» позволяет установить связь с другими учебными предметами.

Творческие проекты охватывают один или несколько разделов содержания по технологии и включают учебный материал как из общих разделов курса, так и из разных основ наук, изучаемых в школе, что способствует пониманию учащимися значения знаний в практической деятельности.

Учебные проекты могут рассматриваться и как итоговая самостоятельная работа учащихся, и как метод, позволяющий учащимся сформировать и развить навыки в процессе проектирования и изготовления изделий (продуктов), обладающих потребительскими качествами и свойствами. При этом полностью сохраняется обучение учащихся конкретным трудовым умениям и

навыкам, которые рассматриваются как одно из средств достижения конкретной проектной цели.

Учителями технологии на основе межпредметных связей совместно с учащимися и их родителями была организована и проведена предметная неделя «Технология», цель которой - развитие технологической культуры обучающихся. Механизм реализации недели «Технология» предполагал проведение различных мероприятий.

Так, в понедельник была организована выставка достижений учащихся разнообразной направленности, презентация лучших проектов учащихся школы. Наибольший интерес вызвали уголки персональных проектов лауреата премии губернатора области Тимергалина Владислава и бабушки ученика 9б класса Тагильцева Павла - Л.Н. Павловой. Желающих продемонстрировать свои изделия и проекты было много, поэтому многие проекты демонстрировались во втором здании - здании начальной школы.

Самые маленькие участники представили работы в технике «изонить». Одинаковых экспонатов не встретилось: от узнаваемых фигур животного и растительного миров до абстрактных конструкций. Целый стенд выставки был отведен под матрешки. Девочки 7-8-х классов представили «снежный хоровод» вязаных салфеток и кошельки всех цветов радуги с россыпью стразов и аппликаций. Три стола занимали поделки, участвовавшие в областной выставке «Тепло семейного очага». Композиции «Курочка Ряба», «Застолье -беседушка» и «Новый год стучится» поражали воображение изобилием материалов и техник исполнения. Отдельная работа по ковроткачеству принесла второе призовое место и возможность участия в следующем туре. Выставка еще раз показала, насколько талантливы наши дети.

Вторник - проект «Снежные фантазии в школьном дворе», где обучающиеся по собственным разработанным эскизам лепили из снега фигуры. В ходе реализации метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности школьники осваивали технологию изготовления снежных фигур, при этом учащимся 7-го класса помогал исполнитель снежных фигур для поселковой новогодней елки художник ОАО «Динур» В.Н. Шестов.

Среда - в 8-м классе в рамках программы базисного учебного плана в разделе «Конструирование и моделирование поясного изделия и технологической обработки» запланирована работа по изготовлению и оформлению творческого проекта «Брюки» за 16 часов изготовления. Мастер-класс дал возможность показать учащимся, что эту работу можно выполнить профессионально за один час, при этом желающие могли попробовать изготовить изделие одним из предложенных способов.

Четверг - мастер-класс для всех желающих «Работаем в технике «под эмаль», где ученики выполняли работу в смешанной технике «Художественная эмаль на основе эпоксидного клея».

Пятница - подготовка к ярмарке «Сладкая игрушка».

В рамках предметной недели «Технология» учащиеся под руководством учителя в течение двух дней осуществляли подготовку к «Ярмарке сладких игрушек». Свою деятельность они выстроили как создание мини-проектов по изготовлению сладких игрушек из обычного печенья, зефира, вафель и конфет.

У учащихся 9б класса возникла идея сбора этих рецептов и их фотографий в единую брошюру «Сладкие фантазии».

Особое место в школе уделяется детям - инвалидам. Проекты, созданные такими детьми под руководством педагогов, участвуют ежегодно в выставках для детей с ограниченной возможностью здоровья «Добрых рук мастерство», как городского, так областного тура [3].

На городском конкурсе «Наши достижения» дети представляли свои изделия, созданные на уроках технологии. Все изделия были объединены в единую экспозицию от школы. Результат наших достижений высокий: шесть первых мест по разным номинациям, а сама экспозиция получила Гран-при. Также ежегодно учащиеся выступают со своими проектами на городской и областной научно-практической конференции.

Очень много выставок проходит и в рамках областных конкурсов: «Мамин праздник», «Пасха Красная», «Р1еуепе^у», «Живая старина», «Сон накануне Рождества», «Грани таланта», «Зимняя сказка для мамы» и др. Наши учащиеся достойно выступают на этих и других выставках. Активное участие принимают учащиеся в областном экологическом фестивале.

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают активное участие в олимпиадах как городского уровня, так и регионального.

Образовательная область «Технология» обладает большим потенциалом в приобщении детей к народным традициям, в сохранении, возрождении и развитии народных ремесел. В школе успешно реализуется региональный проект «Урал. Человек. Истоки», направленный на осознание учеником самого себя как самоценности, поиск своего места в жизни. В школе создан Центр народного творчества, где можно заняться творческой деятельностью, здесь же организуются всевозможные выставки.

В рамках дополнительного образования ведутся такие кружки, как: «Умелые руки», «Художественная обработка древесины», «Природа и творчество», «Русская тряпичная кукла».

Школа начала работать над социальными проектами, где активное участие принимают учащиеся, их родители, педагоги, выпускники школы, представители бизнес-структур, а также жители поселка.

Так, проведены мероприятия в рамках проекта «Лучистый школьный двор» - учащиеся, их родители, педагоги, выпускники школы приводили в порядок территорию школы: красили спортивное оборудование, очищали

парковую зону территории школы, мастерили зону отдыха, проводили частичный ремонт ограждения школы. Вечером все вместе пили чай с блинами, которые приготовили ученицы школы.

Учащиеся школы узнали, что в психиатрическом интернате, который находится на территории поселка, живут люди с ограниченными физическими возможностями, многие из них талантливы в разных областях. Организовав концерт в ДК «Огнеупорщик», ребята пригласили некоторых из них для выступления перед жителями поселка. В это же время была проведена ярмарка по продаже поделок учащихся и картин художника-инвалида. На средства, вырученные от концерта и ярмарки, учащиеся купили слуховой аппарат для нуждающего в нем, а также краски и кисти художнику, проживающему в интернате.

В своей педагогической деятельности педагоги школы исходят из того, что каждый ученик «талантлив по-своему». Не секрет, что не всем ученикам комфортно в «знаниевой» атмосфере школы. Такие учащиеся утверждают себя в практическом труде, демонстрируя при этом недюжинную смекалку и сообразительность, находчивость, мастерство, что неизменно ценится и детьми, и взрослыми. Среди них может сформироваться будущая рабочая и ремесленная элита, без которой экономика страны не будет развиваться успешно, как и без талантливых инженеров.

Метод проектов является связующим звено между теорией и практикой в технологическом образовании учащихся [5]. В целях развития исследовательских качеств, творчества учащихся учителю необходимо использовать все доступные средства, в том числе: выставки работ учащихся, посещение музеев и выставок, встречи с мастерами народно-прикладного искусства и представителями малого бизнеса, мастер-классы, выставки и конкурсы творческих проектов и др. За плохое качество или неправильное выполнение творческой работы оценка «неудовлетворительно» не ставится, в этом случае проект возвращается ученику на доработку.

Применение метода проектов активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок должен иметь цель, согласованную с целью изучения курса «Технология», иначе процесс обучения будет лишен систематичности, что приведет к снижению результатов обучения. Применение метода проектов в условиях классно-урочной системы организации обучения является сложной задачей для педагога.

Учитель технологии - О.В. Вахонина - пошла по пути интеграции традиционной и инновационной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Сначала ученикам даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание содержания предмета. Затем переходят к практическим занятиям, содержание которых

соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу технологии. Только затем осуществляется выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Все интегрированные уроки организуются как открытые, что требует тщательной подготовки к ним как учителя, так и учеников. В конце урока проводится анализ подготовленных проектов, а также обсуждение их содержания. Ученики высказывают свое мнение по каждой из работ, дают замечания, выделяют положительные моменты. Таким образом, формируется оценка каждого из проектов.

Применение метода проектов в образовательном процессе за последние пять лет позволило повысить результаты обучения учащихся МБОУ СОШ № 15 в целом и по дисциплине «Технология» в частности: в рейтинге школ города, где одним из показателей является результат качества образования, количество призовых мест на мероприятии фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» МБОУ СОШ № 15 пять лет подряд стоит на первой позиции в своей группе - группе общеобразовательных школ - и на третьей позиции в общем рейтинге всех образовательных организаций ГО Первоуральск; отмечена положительная динамика результатов обучения: доля учащихся на «4» и «5» по курсу «Технология» за наблюдаемый период возросла с 53 до 87 %; увеличилось количество призовых мест на муниципальном и региональном уровнях; увеличилось ежегодное количество победителей олимпиады школьников по технологии за пять лет с 13 до 17 призовых мест.

Общим результатом, полученным в ходе внедрения метода проектов, стал заметный рост мотивации учащихся к обучению по предмету и, как следствие, повышение качества их творческих работ.

На наш взгляд, для успешного внедрения метода проектов и результативности создания проектов можно предложить следующие мероприятия: организация поездок - учащимся необходимо своими глазами увидеть красоты и диковинки нашей страны, так как в путешествиях ученики черпают идеи для будущих творческих проектов; сотрудничество с предприятиями и организациями города и области. В процессе ознакомления с различными аспектами деятельности конкретного предприятия или организации учащиеся могут черпать идеи проектов, предлагать для внедрения свои разработки.

Школа начала работать в этом направлении, первые шаги - это социальные проекты, где активное участие принимают учащиеся, их родители, педагоги, выпускники школы, жители поселка.

В рамках отдельной статьи сложно осветить все грани рассматриваемого метода обучения. Очевидно, что необходимо исследовать практику применения метода проектов на всех уровнях образования, причем рассматривать в комплексе с другими методами, так как известно, что универсального метода обучения нет.

Список литературы

1. Колесникова И.А., Горчакова М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

2. Горб В.Г. Методология проектирования организационных образовательных систем. - Екатеринбург: Урал. акад. гос. службы, 2008.

3. Вахонина О.В., Старикова Л.Д. Практика применения метода проектов в образовательной области «Технология» // Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 28 марта 2014 г. - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2014. - С. 30-33.

4. Зачесова Е.В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века [Электронный ресурс]. - URL: http://doob-054.narod.ru/ project.html (дата обращения 23.09.2015).

5. Старикова Л.Д. Дополнительное экономическое образование студентов вуза: методология, теория, практика. - Екатеринбург, 2008.

Получено 15.10.2015

L.D. Starikova

APPLICATION OF THE METHOD OF PROJECTS IN EDUCATIONAL PROCESS

The method of projects is considered as one of facilities of realization of requirements of the federal state standard of universal education on the example of educational activity in school.

Key words: project, pedagogical design, project learning, method of projects, design activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.