Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТЫ / МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ / СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СК / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусельщикова Надежда Бениаминовна, Сердюкова Ольга Ильинична

Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития Ставропольского края, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Государственно-частное партнерство - это взаимовыгодное партнерство между государством и частным сектором с целью наиболее качественно и эффективно удовлетворить потребности населения во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусельщикова Надежда Бениаминовна, Сердюкова Ольга Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF APPLICATION OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN STAVROPOL REGION

Today, it is becoming more and more obvious that ensuring high and stable rates of development of the Stavropol Territory, achieving the strategic goals of state power is impossible without an interested partnership of state and municipal authorities with representatives of private business. Public-private partnership is a mutually beneficial partnership between the state and the private sector, with the aim of meeting the needs of the population in all spheres of life in the most efficient and effective manner.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ»

УДК 338.28

Гусельщикова Н.Б.1 Сердюкова О.И.2

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Аннотация. Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития Ставропольского края, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Государственно-частное партнерство - это взаимовыгодное партнерство между государством и частным сектором с целью наиболее качественно и эффективно удовлетворить потребности населения во всех сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, проекты, Министерство экономического развития РФ, стратегии социально - экономического развития СК, интегральный показатель

Guselchikova N.

Serdyukova O.

PRACTICE OF APPLICATION OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN STAVROPOL REGION

Abstract. Today, it is becoming more and more obvious that ensuring high and stable rates of development of the Stavropol Territory, achieving the strategic goals of state power is impossible without an interested partnership of state and municipal authorities with representatives of private business. Public-private partnership is a mutually beneficial partnership between the state and the private sector, with the aim of meeting the needs of the population in all spheres of life in the most efficient and effective manner.

Keywords: Public-private partnership, projects, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, strategies for social and economic development of the SK, integral indicator

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - это взаимовыгодное сотрудничество между частной и публичной стороной, основанное на распределении рисков, полномочий и обязанностей между партнерами с целью привлечения инвестиций, а также обеспечения доступности и повышения качества

благ, обеспечение населения которыми обусловлено публичной стороной.

На федеральном уровне вопросы регулирования функционирования ГЧП отнесены к полномочиям Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития РФ). Рассматривая Минэкономразвития РФ, стоит

1 Гусельщикова Надежда Бениаминовна, кандидат экономических наук, Северо-Кавказский институт, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Nadejda Guselchikova, Ph.D. in Economics, he North Caucasus institute-branch of the Russian academy of national economy and public administration at the President of the Russian Federation

2 Сердюкова Ольга Ильинична, кандидат экономических наук, Институт Управления, Бизнеса и Права (г. Пятигорск), Зеленый пер., 1, Пятигорск, Ставропольский край, 357538 Россия.

Olga Serdyukova, Ph.D. in Economics, Institute of Management, Business and Law (Pyatigorsk) Zeleny Lane, 1, Pyatigorsk, Stavropol Territory, 357538 Russia

уточнить, что ГЧП как направление деятельности относится к Департаменту развития секторов экономики.

Данное структурное подразделение занимается вопросами привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, реализуемые с использованием механизмов ГЧП, включая концессии, также проводит работу по повышению доступности и качества услуг, выстраивает систему мониторинга реализации проектов ГЧП, МЧП и концессий, стимулирует использование механизмов ГЧП.

На региональном уровне вопросы регулирования сферы ГЧП отнесены к полномочиям Министерства экономического развития

Ставропольского края (Минэкономразвития СК). Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 24.12.2015 г. № 555-П «Об определении министерства экономического развития Ставропольского края уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственном -частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минэкономразвития СК является уполномоченным органом исполнительной власти на осуществление полномочий (Рисунок 1).

Обеспечение межведомственной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ при реализации соглашения о ГЧП

Оценка эффективности проекта ГЧП и определение сравнительного преимущества этого проекта

Согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о ГЧП

Осуществление мониторинга реализации соглашений

Содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о ГЧП

Ведение реестра заключенных соглашений

Рисунок 1. Полномочия Минэкономразвития СК по вопросам ГЧП

Обеспечение открытости и доступности информации о соглашения о ГЧП

Представление мониторинга реализации соглашения

Минэкономразвития СК также уполномочен рассматривать предложения о заключении концессионных соглашений со Ставропольским краем, поступивших от лиц, выступающих с инициативой заключения таких концессионных соглашений.

Стоит отметить, что в Минэкономразви-

тия СК существует такое структурное подразделение, как отдел развития ГЧП. Функциональный отдел существует с 2018 года. Отдел подчиняется министру экономического развития Ставропольского края, а также заместителю министра, курирующему деятельность отдела в соответствии с рас-

пределением обязанностей, что закреплено экономического развития Ставропольского в Положении об отделе развития государс- края. Основные задачи отдела развития ГЧП твенно-частного партнерства министерства представлены на рисунке 2.

формирование и реализация государственной политики СК в сфере развития ГЧП, создание устойчиво работающей системы государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на принципах ГЧП, в томчисле посредством заключения концессионных соглашений, на территории СК

Основные задачи отдела развития государственно-частного партнерства министерства экономического развития Ставропольского края

содействие органам исполнительной властиСК, российским и зарубежным инвестиционным институтам на всех стадиях подготовки и реализации инвестиционных проектов на принцип ах ГЧП

содействие органам исполнительной власти СК в подготовке и

инвестиционных проектов на принципах ГЧП в целях

экономического развития

Рисунок 2. Основные задачи отдела развития ГЧП Минэкономразвития СК [1]

Рассматривая деятельность министерства экономического развития СК, стоит обратить внимание на то, что данный орган исполнительной власти занимается разработкой и реализацией стратегии социально - экономического развития СК, а также отраслевых стратегий.

Таким образом, можно сделать вывод, что полномочия в сфере организационно-правового функционирования ГЧП на федеральном уровне закреплены за Минэкономразвития РФ, а конкретно за Департаментом развития секторов экономики, также на федеральном уровне функционирует Экспертный совет по развитию ГЧП при Минэкономразвития России. На региональном уровне за организационно-правовое регулирование сферы ГЧП ответственно Минэкономразвития СК, в частности отдел развития ГЧП при министерстве. Также стоит отметить, что к деятельности Минэкономразвития СК относится разработка стратегических документов развития края.

Рассмотрим степень применения данных механизмов в реальной практике Ставропольского края. Для этого необходимо проанализировать реализуемые на данный момент

проекты на основе соглашений о ГЧП/МЧП, а также концессионных соглашений.

Для системного понимания состояния сферы ГЧП в Ставропольском крае необходимо проанализировать исследования Минэкономразвития РФ о развитии ГЧП в России за 2016-2019 гг. В исследованиях приводится показатель «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации».

Значение показателя определяется в соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития России, на основе оценки значений составляющих его факторов:

- развитие институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства;

- нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства;

- опыт реализации проектов государственно-частного партнерства.

Для определения значения показателя «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» используется информация, содержащаяся в государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

Таблица 1. динамика показателей сферы ГЧП в СК [2, 3]

Показатели 2016 г. 2017 г. А 2017 г. к 2016 г. 2018 г. А 2018 г. к 2017 г. 2019 г. А 2019 г. к 2018 г.

Итоговый интегральный показатель расчета СК, % 41,2 48,0 6,8 45,5 -2,5 37,4 -8,1

КР1, % 35,0 49,0 11 73,8 24,8 - -

Достижение КР1, % 6,2 -1 -7,2 -28,4 -29,4 - -

Место в рейтинге ГЧП РФ 38 39 -1 45 -6 47 -2

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что итоговый интегральный показатель с 2017 года по 2019 году снизился на 3,8% (37,4%-41,2%), наблюдается негативная динамика развития сферы ГЧП в Ставрополь-

ском крае. Рассматривая итоговый интегральный показатель относительно места в рейтинге ГЧП в России, можно сделать вывод, что эти два показателя находятся в прямой зависимости (Рисунок 3).

Рисунок 3. Взаимосвязь итогового интегрального показателя и места

в рейтинге ГЧП РФ [2, 3]

Положение региона в рейтинге ГЧП в РФ в 2019 г. понизилось на 4 пункта относительно 2015 г. В первую очередь это может быть связано с тем, что другие регионы показали более высокий итоговый интегральный показатель, поэтому прирост показателя Ставропольского края оказался незначительным. Также это может быть вызвано изменениями в методике расчета показателя.

Также для анализа текущего состояния ГЧП и МЧП в Ставропольском крае важно проанализировать проекты, реализуемые с использованием механизмов ГЧП. На данный момент в крае всего 27 проекта, которые находятся на разных стадиях: от проектной

инициативы до реализуемых проектов (Рисунок 4).

Таким образом, можно сказать, что 4 проекта реализуются на основе документов, регламентирующих сферу ГЧП в РФ. Также важно обратить внимание на формы реализации квази - ГЧП. Это переходные формы, которые представляют формы сотрудничества частного и публичного сектора, но не являющиеся проявлением ГЧП в полном объеме.

Для анализа текущего опыта реализации проектов ГЧП/МЧП используем информацию, представленную на платформе поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФА». На данный момент реализуется 4 проекта.

Рисунок 4. Структура проектов по форме реализации в Ставропольском крае

Проекты ■ Концессионное соглашение (115-ФЗ) ■ Соглашение о ГЧП/МЧП (224-ФЗ)

12 6 ) ■ Инвестиционный договор (соглашение) ■ Энергосервесный контракт с прихзнаками ГЧП

■ Договор аренды (безвозмездного пользования) с инвестиционными обязательствами

1 Корпоративная форма партнерства (совместное юридическое лицо)

Согласно материалам таблицы 2 на данный момент реализуется 2 проекта на основании Концессионного соглашения, а также 2 проекта на основании соглашения о ГЧП/МЧП.

Также важно отметить, что реализуются рассматриваемые проекты в сфере благоустройства, социальной и транспортной инфраструктуры. Общий объем инвестиций по данным проектам 2610,8 млн. руб., которые, согласно информации с портала, состоят только из частных инвестиций. Также важно отметить, что концессионные соглашения имеют долгосрочный характер, а соглашения о ГЧП/ МЧП среднесрочный, данная характеристика, а также проекты должны учитываться в документах стратегического планирования края.

Особый интерес вызывают проекты с формой реализации «Энергосервисный контракт с признаками ГЧП». Реализация данных проектов относится к сфере коммунально-энергети-

ческой инфраструктуры, а именно к отраслям водоснабжения и водоотведения; теплоснабжения; энергосбережения и энергоэффективности; электроснабжения.

Проекты реализуются как на региональном, так и на муниципальном уровне, имеют как краткосрочный характер (1 год), так средне- и долгосрочный характер.

Анализируя развитие сферы ГЧП в Ставропольском крае, необходимо провести сравнительный анализ в рамках развития сферы ГЧП в субъектах СКФО. Целесообразно при анализе рассмотреть объем частных инвестиций в проектах ГЧП как один из главных показателей применения механизмов ГЧП. Объем привлеченных инвестиций можно рассматривать как основной показатель эффективности мероприятий по привлечению частного сектора в экономику региона. Развитие ГЧП в субъектах СКФО представлено в таблице 3.

Таблица 2. Проекты ГЧП/МЧП, реализуемые в Ставропольском крае [2]

Показатели Концессионное соглашение в отношении реконструкции набережной Курортного озера г. Железноводск Концессионное соглашение лодочной станции, Курортное озеро г. Ставрополь Создание санаторно-курортного комплекса, в том числе проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения «Санаторий «Кисловодск», 1934 г., (литер А), с приспособлением для современного использования, г. Кисловодск, Создание, эксплуатация и обеспечение функционирования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя

Форма реализации Концессионное соглашение (115-ФЗ) Концессионное соглашение (115-ФЗ) Соглашение о ГЧП/МЧП (224-ФЗ) Соглашение о ГЧП/МЧП (224-ФЗ)

Уровень реализации проекта Муниципальный Муниципальный Региональный Муниципальный

Сфера проекта Благоустройство и сопутствующая инженерно-техническая инфраструктура Социальная инфраструктура, благоустройство и сопутствующая инженерно-техническая инфраструктура Социальная инфраструктура Транспортная инфраструктура

Этап реализации Инвестиционный Прединвести-ционный Прединвестиционный Инвестиционный

Объем инвестиций, в т.ч. 13,00 млн. руб. 4,20 млн. руб. 1878,00 млн. руб. 715.60 млн. руб.

Частные средства 13,00 млн. руб. 4,20 млн. руб. 1878,00 млн. руб. 715,60 млн. руб.

Сроки реализации 20 лет 20 лет 6 лет 7 лет

Таблица 3. Развитие сферы ГЧП в субъектах СКФО [2]

Субъект СКФО Итоговый интегральный показатель, % Место в рейтинге ГЧП Объем частных инвестиций в проектах ГЧП, млрд. руб.

2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019

Ставропольский край 48,0 45,5 37,4 39 45 47 2,8 2,8 2,8

Республика Ингушетия 10,2 14,9 7,5 83 83 84 0,5 0,4 0,1

КБР 29,7 33,1 18,2 55 62 78 1,5 1,3 1,3

КЧР 12,4 26,7 14,7 81 70 82 0,1 0,1 0,1

РСОА 9,6 13,4 6,7 84 84 85 0,4 0,4 0,4

Республика Дагестан 23,9 37,7 18,8 68 54 76 3,1 3,8 3,3

Чеченская Республика 11,3 23,7 24,2 82 73 69 0,001 0,2 0,2

На основе данных таблицы можно сделать вывод, что Ставропольский край занимает лидирующую позицию по итоговому интегральному показателю на протяжении всего ана-

лизируемого периода, а на втором месте по состоянию на 2019 г. Чеченская Республика.

Анализируя показатель «место в рейтинге ГЧП», стоит также отметить лидирующую

позицию Ставропольского края относительно других субъектов РФ, входящих в СКФО. Рассматривая в целом развитие сферы ГЧП в СКФО, можно отметить, что аутсайдерами рейтинга развития ГЧП в России выступают республики Северного Кавказа.

Как отмечалось ранее, объем частных инвестиций в проектах ГЧП - один из главных показателей применения механизмов ГЧП: согласно нормативно-правовой базе главная цель ГЧП в РФ - это привлечение в экономику частных инвестиций.

Анализируя объемы частных инвестиций в проектах ГЧП, стоит отметить, что за анали-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о потенциально возможном уровне развития сферы ГЧП в Ставропольском крае. Итоговый интегральный показатель в анализируемых регионах значительно превышает значение данного показателя в Ставропольском крае.

Развитая сфера ГЧП позволяет привлекать в экономику субъектов значительные объемы частных инвестиций (Рисунок 5).

Анализируя данные, представленные на рисунке, можно сделать вывод о том, что использование механизмов ГЧП позволяет привлечь в экономику региона свыше 100 млрд. руб. на развитие социальной инфраструктуры. Объемы частных инвестиций в Ставропольский край за анализируемый период в 10 раз меньше, что еще раз подтверждает необходимость развития сферы ГЧП в Ставропольском крае.

Таким образом, можно говорить о том, что

зируемый период совокупный объем инвестиций в Республике Дагестан превышает объем инвестиций в Ставропольском крае. Данная ситуация может рассматриваться как недостаточное привлечение частного сектора в экономику региона при возможных условиях, так как по оценке экспертов институциональная среда в Ставропольском крае более развитая.

Также важно проанализировать развитие ГЧП в субъектах РФ, занимающих лидирующие позиции в рейтинге ГЧП. Для этого проанализируем данные по Самарской и Нижегородской областям, а также Пермскому краю (Таблица 4).

на данный момент в Ставропольском крае сфера ГЧП развивается недостаточно эффективно.

Подтверждением этого является как снижение итогового интегрального показателя, не достижение показателя КР1, снижение в рейтинге ГЧП РФ, так и малое количество реализуемых проектов с использованием механизмов ГЧП/МЧП. Проекты ГЧП/МЧП, а также проекты с признаками ГЧП реализуются в сферах социальной, транспортной и коммунально-энергетической инфраструктуры. Однако в Стратегии развития Ставропольского края до 2035 г. приоритетными объектами для применения механизмов ГЧП на территории края также отмечены объекты в сфере здравоохранения, дополнительного и дошкольного образования, культурного наследия, производства высокотехнологичной продукции и др.

Таблица 4. Развитие сферы ГЧП в субъектах РФ, занимающих лидирующие позиции в рейтинге ГЧП [2]

Субъект России Итоговый интегральный показатель, % Место в рейтинге ГЧП Объем частных инвестиций в проектах ГЧП, млрд. руб.

2017 2018 2019 2017 2018 2019 2017 2018 2019

Самарская область 90,0 90,0 98,7 1 1 1 51,9 32,5 32,5

Нижегородская область 78,7 83,2 98,0 8 10 4 15,8 20,0 20,0

Пермский край 80,6 84,1 95,8 6 8 5 14,9 28,9 28,9

Ставропольский край 48,0 45,5 37,4 39 45 47 2,8 2,8 2,8

Рисунок 5. динамика объемов частных инвестиций в проектах ГЧП,

млрд. руб.

В результате анализа процессов реализации механизмов ГЧП в Ставропольском крае выявлена недостаточность и неполнота информации, представленной на официальном сайте Минэкономразвития СК, так как согласно Реестру заключенных соглашений о государственно-частном партнерстве реализуется

лишь одно соглашение с ООО «Санаторий источник Кисловодск».

Подводя итог, стоит отметить, что сфера ГЧП в Ставропольском крае нуждается в совершенствование нормативного правового обеспечения, а также в расширении сферы применения механизмов ГЧП.

библиографический список

1. Положение Минэкономразвития СК от 21 октября 2018 г. «Об отделе развития государственно-частного партнерства министерства экономического развития Ставропольского края» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stavinvest.ru (дата обращения: 27.03.2021)

2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Рейтинг регионов по уровню развития сферы ГЧП за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru

3. Аналитический обзор РОСИНФА «Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttps://pppcenter.ru/upload/iblock/0e4/0e47bb71822ded76d93c0de43386dfb9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.