Scientist
Scientist, 2023, 23(1), 179-182._
ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТЕЛЕФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УСЛУГ: БИОЭТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Елизарова Мария Евгеньевна (студентка Института фармации), Кочетова Юлия Юрьевна (к.ф.н., доцент кафедры философии) Аннотация. В работе представлена общая характеристика нового для российской фармацевтической практики формата оказания услуг -телефармации. Анализируя имеющийся опыт предоставления телефармацевтических услуг в других странах, авторы выявили неоднозначность биоэтических принципов в процессе реализации проектов телефармации, которые требуют осмысления, правового и технического совершенствования.
Ключевые слова: цифровая медицина, телефармация, биоэтика, автономия, конфиденциальность, справедливость.
Введение
Среди значительного спектра цифровых технологий, которые уже активно применяются в здравоохранении, в последнее время начинает набирать обороты использование фармацевтами телемедицинских услуг, что позволяет пациентам получать консультации по поводу лечения и подбору подходящих лекарств, а также покупать их, не выходя из дома. К преимуществам этой технологии можно отнести улучшение оказания фармацевтической помощи людям, имеющим трудности в непосредственном контакте с аптечным работником, например, жителям недостаточно обслуживаемых труднодоступных районов, маломобильным гражданам или лицам, страдающим хроническими заболеваниями и вынужденным часто посещать аптеку.
Целью нашей работы является анализ механизма реализации телефармацевтических услуг в контексте биоэтических принципов.
Результаты и обсуждение
Под термином «телефармация» понимается оказание фармацевтической помощи работниками аптек пациентам либо их законным представителям в условиях их удалённости друг от друга с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Помимо простого консультирования по выбору медикаментов, фармацевты в ряде стран имеют полномочия осуществлять консультирование пациентов с хроническими заболеваниями или пациентов, получающих амбулаторное лечение [1]. С помощью устройств видеоконференцсвязи фармацевты связываются с врачами и медсёстрами, предоставляя помощь в корректировке фармакотерапии и исключении потенциально вредного взаимодействия лекарств при полимедикаментозном лечении.
Особенно ценны подобные консультации для работников небольших сельских больниц, в которых зачастую отсутствуют аптеки. Телекоммуникации позволяют обеспечивать фармацевтическим работникам контроль за деятельностью, связанной с заказом и доставкой лекарственных препаратов в аптеки и больницы, правильным оформлением рецептов, изготовлением лекарств в производственных аптеках, что значительно уменьшает риски осложнений, связанных с низким качеством лекарственных средств или ошибками в назначении препаратов и их дозировки.
Таким образом, телефармация позволяет снизить расходы государства на лечение хронических заболеваний и последствий ошибочного медикаментозного лечения и во много раз улучшить эффективность как фармацевтической, так и медицинской помощи в целом.
Вместе с тем, более обширному распространению телекоммуникационных технологий в фармацевтической сфере препятствуют некоторые трудности. Так, внедрение телекоммуникационных технологий в небольших медицинских центрах из-
181
Практика предоставления телефармацевтических услуг.
за их высокой стоимости, связанной с необходимостью приобретения и обслуживания программного обеспечения и оборудования [2]. Эти сложности в итоге ведут к неравенству в получении телефармацевтических услуг пациентами, что нарушает биоэтический принцип справедливости.
Помимо этого, существует риск нарушения автономии пациента и фармацевтического работника, связанный с требованием обеспечения информационной безопасности для предотвращения возможной утечки данных, а также соблюдения конфиденциальности сторон телефармацевтической консультации. Увеличение количества факторов, включенных в процесс фармконсультирования, размывает понятие ответственности за сохранение информации и ее качество.
Заключение
Таким образом, положительные результаты использования телефармации в зарубежных странах позволяют говорить о возможности её более глубокого внедрения в фармацевтическую систему России. В ближайшей перспективе для улучшения оказания фармацевтической помощи в России очевидна необходимость дальнейшего развития телефармации путём создания онлайн-платформы для дистанционного общения фармацевтов и провизоров с врачами и пациентами.
Приведённые выше проблемы возможно решить увеличением государственного финансирования сектора здравоохранения в географически удалённых регионах, а также стандартизацией законов, регулирующих использование телефармацевтических технологий [3]. Немаловажное значение при этом имеет биоэтическая экспертиза всех этапов реализации проектов телефармации.
Список литературы:
1. Advancing pharmacy and healthcare with virtual digital technologies/ Sarah J. Trenfield, Atheer Awad, Laura E. McCoubrey, Moe Elbadawi, Alvaro Goyanes, Simon Gaisford, Abdul W. Basit. Advanced Drug Delivery Reviews -Volume 182, March 2022, 114098. ULR:
https://www.sciencedirect.com/science/ar_
Scientist, 1(23), 2023
2. Telepharmacy Services: Present Status and Future Perspectives: A Review / Simone Baldoni, Francesco Amenta, Giovanna Ricci. Medicina (Kaunas). 2019 Jul; 55(7): 327. Published online 2019 Jul 1. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/article_
3. Федеральный закон от 20.10.2022 № 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". Официальный интернет-портал правовой информации. ULR: http://publication.pravo.gov.ru/Document...
Как цитировать:
Елизарова М.Е., Кочетова Ю.Ю. Практика предоставления телефармацевтических услуг: биоэтический дискурс. Scientist. 2023; 23 (1): 179-182.