Научная статья на тему 'Практика предоставления имущественных вычетов по ндфл в Санкт-Петербурге'

Практика предоставления имущественных вычетов по ндфл в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Налог на доходы физических лиц / покупка и продажа жилья / имущественный вычет

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатова Тамара Анатольевна, Кузнецова Зента Петровна

В статье рассматриваются современные проблемы предоставления имущественного вычета по НДФЛ при покупке и продаже жилья. В ней представлен анализ предоставления данного вычета в Санкт-Петербурге и предложены пути совершенствования механизма его предоставления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика предоставления имущественных вычетов по ндфл в Санкт-Петербурге»

УДК 336.226 ББК 65.261.4

ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДФЛ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Т.А. Бархатова, З.П.Кузнецова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А

Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, при этом статьей 19 Конституции РФ установлен принцип всеобщего равенства [1].

В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов [1]. Реализация данного принципа является одной из приоритетных целей построения современного налогообложения.

В Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) [2] закреплено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ). Для реализации принципа равенства законодательно предусмотрены механизмы снижения тяжести налогового бремени. Среди них - право на налоговые вычеты. Налоговые вычеты являются важным элементом системы налогообложения физических лиц. НК РФ предоставляет право на следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, профессиональные и имущественные. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) служат инструментом реализации функций налога, обеспечивая выполнение принципа равенства в налогообложении. С их помощью государство может решать не только экономические задачи, но и влиять на социальные процессы, перераспределять налоговую нагрузку и др. НДФЛ, являясь федеральным налогом, обеспечивает наполнение большей части доходов бюджета субъектов Российской Федерации, в числе которых находится и Санкт-Петербург.

НДФЛ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга в период с 2006-2008 гг. составлял от 4 до 6%. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов за этот же период имел незначительный прирост (от 0,4 до 0,8%), который никоим образом не компенсировал уровень инфляции в стране. Однако с 2009 г. были

значительно увеличены размеры налоговых вычетов и величины пределов их применения, вследствие чего можно говорить об увеличении и доли вычетов в суммарном объеме поступлений по НДФЛ. Так, был повышен размер ежемесячного вычета на ребенка (с 600 до 1000 рублей), при этом сумма годового дохода налогоплательщика, до достижения которой предоставляется такой вычет, увеличена с 40 до 280 тыс. рублей. Также увеличен до 40 тыс. рублей предельный размер дохода, при котором предоставляется ежемесячно стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, социальный вычет стал предоставляться в размере до 120 тыс. рублей. Значительно был увеличен имущественный вычет (п.2 ст. 220 НК РФ) до 2 млн рублей, в том числе и на приобретение недвижимости [2].

Исходя из того, что имущественный вычет на приобретение недвижимости имеет прямое отношение к строительству жилых домов, можно говорить о том, что рост объемов строительства и удорожание жилых домов оказывает влияние на результативный показатель поступлений НДФЛ в бюджет региона в сторону уменьшения. Анализ показал, что при росте жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему уменьшается на 0,14%. Это объясняется возможностью получения физическими лицами налогового имущественного вычета при приобретении недвижимости. Ввиду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.

Так, за 2010 г. в Санкт-Петербурге выполненный объем работ по виду деятельности «Строительство» составил 99,5% (84 727 млн рублей) по отношению к 2009 г. Введено в эксплуатацию 237 жилых домов общей площадью 824,9 тыс.кв.м., или 13,4 тысяч квартир. По сравнению с уровнем соответствующего периода прошлого года ввод жилья составил 136,7 %.

При этом динамика цен на первичном рынке жилья Санкт-Петербурга претерпела существенные изменения. В 2009 г. цены на первичном рынке жилья Санкт-Петербурга по сравнению с 2010 г. были завышены, кроме цен на типовые квартиры; цены на вторичном рынке жилья Санкт-Петербурга по сравнению с 2009 г. снизились на 7,4%.

Доступность жилья - не только политический лозунг, но и настоятельная потребность граждан. Застройщики соглашаются, что необходимо делать жилье доступным, но, желательно, не за их счет.

В мировой практике для оценки доступности жилья используется показатель «коэффициент доступности жилья» (housing price to income ratio), который рассчитывается как отношение средней стоимости жилья к среднему размеру дохода домохозяйства за год [3]. Величина такого показателя соответствует числу лет, в течение которых семья может накопить на квартиру, если предположить, что все получаемые денежные доходы будут откладываться на приобретение квартиры. За рубежом, например, в США или в рамках жилищной программы ООН (Habitat) при

расчете данного показателя используются значения именно средней рыночной цены жилья и среднего годового дохода домохозяйства. В России коэффициент доступности, в соответствии с методикой ФЦП «Жилище», рассчитывается на основе значений средней цены 1 кв. м. жилья, среднедушевых денежных доходов, умноженных на 3 (семья из трех человек), и соответствующего размеру данной семьи социального стандарта площади жилья - 54 кв. м.

По своей экономической сути данный показатель характеризует лишь один из факторов доступности жилья, а именно - соотношение цен на рынке жилья и уровня доходов населения. По подсчетам RWAY, в Санкт-Петербурге в 2009 г. коэффициент доступности однокомнатной квартиры составлял 9 (за столько лет петербуржец сможет накопить на жилье), двухкомнатной - 13,6, трехкомнатной - 18 [4].

Однако в последние два года появилась тенденция к повышению доступности жилья. Во время кризиса рублевая зарплата оставалась на том же уровне или немного увеличивалась, а рынок недвижимости снизился на 30%. Покупают в основном те, кто смог накопить 1-1,5 млн. руб. и может себе позволить взять ипотечный кредит. Сейчас в Санкт-Петербурге строится больше жилья, и все оно находит своего покупателя. Приобрести квартиру стало проще, чем в докризисном 2008 г. Как говорят эксперты, доступность жилья прежде всего зависит от того, насколько насыщен рынок, от соотношения спроса и предложения, а также от взаимоотношений бизнеса и власти. Не вдаваясь в понятие термина «доступность жилья», следует обратить внимание на следующее. Недвижимость - это не машина, и купить ее, откладывая средства 3 года, невозможно даже в развитых странах. Так, банки при выдаче ипотеки исходят из логичного условия, что ежемесячные платежи не должны превышать половину от совокупного дохода семьи. По статистике, средний ежемесячный доход на человека в Санкт-Петербурге - в районе 22 тыс. руб. Значит, семья из двух работающих человек может откладывать на квартиру 22 тыс. руб. в месяц. Чтобы приобрести для себя квартиру, они должны собрать около 4 млн. руб., при этом коэффициент доступности составит 16 лет. Если приобретать квартиру на вторичном рынке, она будет дороже, то есть ее фактическая стоимость составит 4,3 млн. руб. Таким образом, срок аккумуляции денежных средств сильно не меняется.

Статистика показывает, что 70-72% всех расходов население Санкт-Петербурга тратит на приобретение необходимых товаров и услуг, еще 8-9% составляют обязательные платежи и взносы. В низкодоходных группах эта доля расходов может достигать и 100%. В 2010 г. расходы населения на покупку недвижимости составили в Санкт-Петербурге 68,9 миллиарда рублей. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года рост расходов на приобретение недвижимости составил в городе 16,4%. Безусловно, рост данного показателя еще не говорит о массовой доступности жилья, но то, что рост имущественного вычета по НДФЛ на приобретение недвижимости сыграл определенную роль, - это неоспоримо. Поэтому в

число факторов доступности жилья, кроме доступной цены и возможности пользоваться дешевыми ипотечными кредитами, следует включить и размер предоставляемого государством имущественного вычета на приобретение недвижимости.

Минрегионразвития РФ предполагает, что коэффициент доступности жилья, согласно проекту, должен снизиться до четырех лет к концу 2015 г. Чтобы реализовать план, Минрегионразвития РФ обещает увеличивать объемы жилищного строительства: в 2015 г. в России возведут 71 млн кв. м жилья, что на 12 млн больше, чем в минувшем году. Это даст возможность избавиться от нехватки жилья и таким образом удержать рост цен, а возможно, и снизить их. Минрегионразвития РФ планирует затратить в 20112012 гг. на реализацию указанной программы по 50 млрд руб. из федерального бюджета, в 2013 г. - 40 млрд руб.

Для нормальной жизни работнику и его семье нужна благоустроенная, по крайней мере, двух-трех комнатная квартира. Цена ее в новом доме превосходит 2 миллиона рублей. При покупке в кредит, а иначе наемному работнику квартиру не купить, надо выплатить сумму с процентами за 10-20 лет. Итого в расчете на год работнику потребуется заплатить за покупку квартиры, самое меньшее, 200-220 тыс. руб., то есть 20 тыс. руб. в месяц.

Кроме затрат на покупку квартиры, нужно нести затраты на содержание жилья и его ремонт, на отопление, освещение и т.д. Нет никакого сомнения, что в обозримой перспективе они составят для подобного жилья не менее 5-7 тыс. руб. в месяц.

После этого считать зарплату в 20 тыс. рублей высокой можно только потому, что при зарплате в 15 тыс. рублей собственник предприятия получил бы от каждого рабочего на 5 тыс. руб. прибыли больше. В действительности зарплата в 3 раза ниже той, которая необходима для нормального воспроизводства рабочей силы российского труженика.

Не включая сегодня в зарплату рабочих «жилищную» составляющую, предприниматели закрывают дорогу молодежи. Ведь молодые семьи рассчитывают на отдельные квартиры, которые при нынешнем уровне зарплат на большинстве российских предприятий им не заработать.

На сегодняшний день существуют многочисленные программы для поддержки семей при покупке недвижимости. Кроме того, ст. 220 НК РФ предусматривается компенсация затраченных средств на приобретение жилья в форме предоставления права на имущественный налоговый вычет.

Так, по состоянию на 01.01.2011 в межрайонные ИФНС России по Санкт-Петербургу представлено 157 926 деклараций формы 3-НДФЛ по доходам 2009 г. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество представленных деклараций формы 3-НДФЛ уменьшилось на 8% (на 01.01.2010 - 171 804 декларации по доходам 2008 г.).

Общая сумма налога, подлежащая к доплате в бюджет по результатам камеральных проверок деклараций формы 3-НДФЛ за 2009 г., на 01.01.2011 снизилась более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г. и составила 2 379 618 тыс. руб. (на 01.01.2010 - 5 017 929 тыс. руб.).

Общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета по результатам камеральных проверок деклараций формы 3-НДФЛ за 2009 г., на 01.01.2011 составила 1 838 520 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2009 г. на 9,6 % (на 01.01.2010 - 1 677 221 тыс. руб.).

За 2010 г., по сравнению с 2009 г., произошло увеличение общей суммы предоставленных имущественных налоговых вычетов по приобретению (строительству) жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них на 5,1 % (на 01.01.2011 - 13 009 065 тыс. руб., на 01.01.2010 -12 378 952 тыс. руб.). Вместе с этим, по состоянию на 01.01.2011, наблюдается снижение общей суммы предоставленных имущественных налоговых вычетов (документально подтвержденных расходов) по доходам от продажи имущества на 50,1 % (на 01.01.2011 - 20 468 796 тыс. руб., на 01.01.2010 - 41 026 476 тыс. руб.).

Количество налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые вычеты по декларациям формы 3-НДФЛ за 2009 г., составило 131 113 человек, что меньше на 10,6 %, чем по декларациям формы 3-НДФЛ за 2008г. (на 01.01.2010 - 146 726 человек).

В общем количестве налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые вычеты по декларациям формы 3-НДФЛ за 2010 г., налоговые вычеты распределены следующим образом:

- количество налогоплательщиков, которым предоставлены

имущественные налоговые вычеты (документально подтвержденные расходы) по доходам от продажи имущества, - 48 439 чел. (36,95 %);

- количество налогоплательщиков, которым предоставлены

имущественные налоговые вычеты по приобретению (строительству) жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, - 37 908 чел. (28,9 %);

- количество налогоплательщиков, которым предоставлены

имущественные налоговые вычеты по доходам от продажи доли в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве, - 2 420 чел. (1,85 %) [5].

При приобретении квартиры физическим лицом по договору дарения

(дарственной) у приобретателя квартиры возникает также доход в размере стоимости подаренной квартиры. Доход, получаемый налогоплательщиком как в денежной, так и в натуральной форме, учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ (ст. 210 НК РФ).

Таким образом, по общему правилу, у приобретателя квартиры возникает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в размере 13% от полученного дохода.

В то же время, исходя из п. 18.1 ст. 217 НК РФ, доходы, полученные в порядке дарения недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения в том случае, если даритель и одаряемый являются в соответствии с Семейным кодексом РФ членами семьи или близкими родственниками (супруги, родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры). С учетом положений ст. 40 и п. 1 ст. 211 НК РФ

стоимость имущества (размер дохода) определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из существующих на дату дарения цен на такое же или аналогичное имущество. При этом можно указывать в договоре дарения стоимость квартиры, в которую стороны договора дарения ее оценивают. В этом случае налогоплательщик сможет отразить соответствующий размер оценки в налоговой декларации. Однако следует учитывать, что налоговый орган в порядке налогового контроля имеет возможность проверить правильность определения стоимости имущества налогоплательщиком.

Таким образом, анализ представленной инспекциями информации об исполнении налогоплательщиками - физическими лицами обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в 2009 г. в порядке дарения, выявил следующее.

По состоянию на 01.01.2011 в межрайонные ИФНС России по Санкт-Петербургу поступили сведения на 19 854 физических лиц, в пользу которых заключены договора дарения, в том числе на 12 831 физическое лицо, проживающее на подведомственной налоговому органу территории.

Инспекциями направлено 14 495 уведомлений о необходимости представления деклараций формы 3-НДФЛ за 2010 г.

В результате работы, проведенной инспекциями в 2010 г., физическими лицами было представлено 2 125 деклараций формы 3-НДФЛ за 2009 г., что на 3,8 % меньше, чем в 2009 г. (на 01.01.2010 - 2 209). Из 2 125 деклараций 525 - представлены физическими лицами самостоятельно.

Сумма налога к уплате по представленным в 2010 г. декларациям за 2009 г. составила 43 291,68 тыс. руб.; по представленным в 2010 г. декларациям по договорам дарения прошлых лет - 4 474,66 тыс. руб.

В отношении 10 161 налогоплательщика установлены факты

родственных связей одаряемых с дарителями, что исключает обязанность декларирования полученных доходов.

По состоянию на 01.01.2011 доля физических лиц, продекларировавших доходы, полученные в 2009 г. в порядке дарения, либо являющихся в близкой степени родства с дарителем, составила 95,75 %.

Таким образом, система налоговых вычетов призвана с помощью экономических мер формировать социальные приоритеты общества. В России эта система еще только нарабатывается: вычетов мало и большинство из них почти не работают. Большинство граждан не пользуются даже теми немногочисленными вычетами, которые предусмотрены законом, полагая, что если работодатель уплатил налог, то так тому и быть. Это отражает общий уровень экономической грамотности населения, а отчасти объясняется распространенностью «серых» доходов. На сегодняшний день лишь имущественный вычет при покупке недвижимости используется в нашей стране достаточно часто, что подтверждается статистикой.

Таким образом, государство обязуется вернуть часть стоимости купленного или построенного жилья за счет перерасчета подоходного налога. При этом есть возможность выбора: получить компенсацию всей суммой на

свой счет в банке или налог будет возвращаться ежемесячно виде перерасчета заработной платы (уменьшается налоговая база).

С 2009 г. сумма затрат на приобретение жилой площади, с которой возвращается налог, увеличена до 2 миллионов рублей, следовательно, сумма возвращаемого подоходного налога составит 260 000 рублей.

Вместе с тем применяемые меры законодательного характера, о которых говорилось ранее, на наш взгляд, требуют дальнейшей проработки в следующем направлении:

1.Размер имущественного вычета на приобретение жилой площади целесообразно устанавливать дифференцированно по регионам.

Нам представляется, что жителям крупных мегаполисов необходимо предоставить больший имущественный налоговый вычет, поскольку стоимость квартиры в столицах, крупных и малых городах России существенно различается. Например, трехкомнатная квартира в центре провинциального районного города намного дешевле, чем аналогичная в мегаполисе. Из этого следует, что в относительном выражении снижение налогового бремени для граждан обеих столиц оказывается значительно ниже.

В связи с этим нам представляется целесообразным предоставить субъектам РФ возможность самим устанавливать размеры налоговых вычетов при покупке жилья, тем более что в федеральный бюджет этот налог все равно не поступает. Очевидно, что данные меры позволят более дифференцированно стимулировать граждан при приобретении жилья.

2.При налогообложении доходов необходим учет уровня инфляции, который в России еще остается значительным. Соответствующий индекс инфляции мог бы применяться ко всем вычетам по НДФЛ, в том числе и имущественным;

3. Необходимо снять ограничения на имущественный налоговый вычет при продаже приватизированного жилья в течение первых трех лет после приватизации, если после его продажи собственник приобретает новое жилье, улучшая свои жилищные условия.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет при продаже жилья, которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, предоставляется в сумме, не превышающей 1 000 000 рублей. При продаже жилья, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется на всю сумму, полученную от продажи этого жилья.

Указанный порядок применения имущественных налоговых вычетов при продаже жилья используется независимо от оснований возникновения у

налогоплательщика права собственности на продаваемое жилье. Данное положение касается и приватизированного жилья.

Снятие ограничений на имущественный налоговый вычет, предоставляемый при продаже приватизированного жилья в течение первых трех лет после приватизации, предоставит гражданам, имеющим в собственности такое жилье, более широкие возможности по приобретению нового жилья с целью улучшения жилищных условий.

Вместе с этим нам представляется, что увеличение суммы имущественного налогового вычета при продаже жилья, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, должно соответствовать существующей средней стоимости жилья в регионе. Это увеличит заинтересованность граждан в осуществлении продажи имеющегося, но не используемого жилья.

Имущественный вычет на приобретение и строительство квартиры или жилого дома имеет социальную и одновременно регулирующую направленность. Регулирующая направленность проявляется в том, что стимулируется развитие жилищного строительства, создается дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, создаются новые рабочие места, что в конечном итоге стимулирует и потребительский спрос на мебель, бытовую технику. Несмотря на то что налоговые вычеты по НДФЛ призваны служить инструментом для реализации конституционного принципа равенства, приходится констатировать тот факт, что в современном виде система данных вычетов в полной мере не обеспечивает социальное регулирование. Однако сам механизм предоставления налоговых вычетов по НДФЛ имеет возможности для реализации регулирующей и социальной функций. Стоит отметить, что для лучшей реализации принципа равенства следует размер имущественных вычетов ежегодно индексировать, так как с течением времени инфляция заметно сказывается на реальной величине вычета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993 г.]// Российская газета.1993. № 248.

2. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 15 марта 2011 г. М.: Эксмо, 2011.

3. Urban Indicators Guidelines. UN Human Settlements Programme, August 2004.

4. Вся недвижимость Санкт-Петербурга и Ленинградской области //Большой портал

недвижимости. [Электронный ресурс]. URL: www.bpn.ru (дата обращения

17.04.2011).

5. Данные Управления ФНС России по Санкт-Петербургу. 2011 u/ // Официальный сайт ФНС РФ URL: www.nalog.ru (дата обращения13.04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.