philosophy of education determined the essence of the education during the following periods of the European civilization development.
Key words: culture, civilization, enlightenment, education, philosophy of education, liberty, natural right, liberal values.
References
1. Barkova V.V. Kontsepty chelovecheskogo bytiya v filosofii obrazovaniya antichnykh vremen. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 3, i. 15, pp. 9-15. (In Russian)
2. Barkova V.V. Sotsiokul'turnye aspekty izucheniya kontsepta cheloveka v filosofii obrazovaniya Srednikh vekov. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 4, i. 16, pp. 9-14. (In Russian)
3. Zagrebin S.S. Sovremennye problemy «modernizatsii» otechestvennogo obrazovaniya: polemicheskie zametki. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 3, i. 11, pp. 91-96. (In Russian)
4. Zagrebin S.S. Kul'turologicheskie aspekty razvitiya professional'nogo obrazovaniya. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, no. 4, i. 12, pp. 9-12. (In Russian)
5. Zagrebin S. S. Problemy razvitiya vuzovskoi nauki i obrazovaniya v formate obshchestvennoi diskussii. Sotsium i vlast', 2017, no. 4, i. 66, pp. 133-139. (In Russian)
6. Barkova V.V. Dialektika obertonov professii i professional'noi identichnosti. Fundamental'naya i prikladnaya nauka, 2016, no. 1, pp. 6-9. (In Russian)
7. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki i obrazovaniya na sovremennom etape razvitiya Rossii. Chelyabinsk, 2013. 396 p. (In Russian)
8. Gurevich P. Filosofiya cheloveka, available at: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6074/6086.
9. Nauka v epokhu Prosveshcheniya, available at: http://www.history-names.ru/n/nauka_epoha_ prosvesheniya.shtml.
Баркова Валентина Васильевна, профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат философских наук, доцент, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Barkova V. V., candidate of philosophical sciences, associate professor, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Молчанов, С. Г. Практика построения «программы развития» [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 18-26.
УДК 37.0 ББК 74.57
ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ «ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ»
С. Г. Молчанов
В первой части нашей статьи (см. предыдущий номер журнала) мы уже отмечали, что ФЗ РФ «Об образовании...» не предлагает среди «основных понятий...» определение феномена «программа развития». При этом статус данного документа, должного определять стратегию развития образовательной организации, весьма высок. Но зачастую имеющиеся в образовательных организациях программы развития не становятся инструментами реального менеджмента и остаются дорогостоящими памятниками формализма и некомпетентности. Причины этого в том, что авторы текста Закона не зафиксировали определение самого феномена, а ученые не озаботились разработкой теоретических оснований и практических рекомендаций для практиков, желающих получить адекватные ответы на вопросы: 1) что из себя представляет феномен «программа развития образовательной организации»?; 2) какова ее структура и содержание?; 3) как оценить программу: а) как документ; б) как инструмент вмешательства в развитие
объектов «образовательная система» и «образовательная организация»; в) как продукт компетентности менеджмента организации?
Поэтому мы посвятили данную статью описанию феномена «программа развития»1.
Ключевые слова: культура, цивилизация, просвещение, образование, философия образования, свобода, естественное право, либеральные ценности.
Образовательная организация и образовательная система.
Следует уточнить, что программа развития является инструментом вмешательства в развитие и образовательной организации, и образовательной системы. Таким образом, речь идет об «образовательной организации», которая определена в ФЗ «Об образовании...» как «организация, осуществляющая... образовательную деятельность...», а «образовательная деятельность» определяется как «...деятельность по реализации образовательных программ» [1, с. 5].
Таким образом, с одной стороны, «организация» является: а) «некоммерческой», но «юридическим лицом» или «индивидуальным предпринимателем» и, следовательно, может иметь здания, сооружения... обеспечивающие образовательную деятельность, являющиеся ее материальным носителем, б) а с другой стороны, внутри «организации» должна быть создана «образовательная система», в рамках которой может реализовываться «образовательная дея-
тельность» персонала «организации» по «реализации образовательных программ» [1, с. 5, 6].
Из сказанного следует, что образовательная система может быть размещена на определенном материальном носителе, т. е. образовательной организации, а может существовать и без материального носителя. Учил же Аристотель на Ликейском холме близ Афин в IV в. до Рождества Христова.
Таким образом, получается, что «программа развития» должна содержать две программы: «программу развития образовательной системы» и «программу развития образовательной организации». Но нам представляется, что приоритетом должно стать «развитие образовательной системы», а уж потом — ее материального носителя — «образовательной организации».
Какие же объекты (рис. 1) внутри образовательной организации нужно «развивать» и (или) какие объекты должны «развиваться» в результате специально организованного вмешательства?
к образованности
от необразованности
Рис. 1. Структурные компоненты образовательной системы как условия обеспечивают переход
от необразованности к образованности
Цель образовательной системы — вести обучающегося от необразованности и от несо-циализованности к образованности и социали-
1 В обсуждении и экспертизе текста статьи участво-
вали преподаватели, студенты и выпускники магистратуры ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Е. А. Белякова, В. В. Власенко, С. В. Гамова, Н. А. Дильдина,
зованности (рис. 1) или, как писал Я. А. Комен-ский, «от неполного, неточного знания» [2; 3] к более полному и более точному.
К. В. Журавлева, К. Е. Рябина, И. А. Селиверстова, Е. П. Солнцева, Н. В. Сутковая) и слушатели ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (Т. И. Аскарова, С. В. Маслов, Е. Н. Под-шивалова, А. А. Суханова).
Пока мы говорим только следующее: образовательная система состоит из нескольких ком -понентов и взаимосвязей между ними (рис. 1). Мы пока их не называем, а просто подчеркиваем, что это и есть модель образовательной системы в виде схемы (рис. 1).
Шесть компонентов содержания программы развития.
Первый компонент. Любая образовательная организация создается для достижения конкретной образовательной цели, которая воплощена в продукте. Продуктами профессиональной деятельности педагогов в образовательной организации являются образованность и социализован-ность [3-9] обучающихся. Цель «образовательной организации», конечно же, «образование» [1, с. 3] и «социализация» [1, с. 5]. В процессы образования и социализации педагогический персонал вмешивается при помощи способов «воспитание и обучение», которые обеспечивают приобретение «...знаний, умений навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности...» [1, с. 3]. Соблюдение же «федеральных государственных требований» [1, с. 4] предполагает соблюдение обязательных требований «к минимуму содержания» [1, с. 3]. Таким образом, цель «образовательной организации» [1, с. 5] состоит в:
- «организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей...» [1, с. 4], т. е., по овладению стандартным содержанием образования (Со) (рис. 2);
- деятельности, направленной «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе... ценностей и... правил и норм поведения...» [1, с. 4], т. е., по интериоризации содержания социализации (Сс) (рис. 2).
И это означает, если извлечь существенное из приведенного выше нагромождения слов, что цель образовательной организации — обеспечить освоение а) содержания образования (Со) и б) содержания социализации (Сс) (рис. 2). К этому можно добавить — «стандартного»2...
Таким образом, установлен первый компонент образовательной системы: содержание образования, содержание социализации (рис. 2).
2 Мы могли отослать читателя к п. 3 ст. 97 ФЗ РФ «Об образовании.», в котором говорится: «Мониторинг... представляет собой. стандартизированное наблюдение за... учебными и внеучебными достижениями обучающихся...» [1, с. 168].
Рис. 2. Образовательная система: первый компонент — «содержание образования и социализации»
И поскольку освоенность содержания образования (рис. 2) определяется как ОБРАЗОВАННОСТЬ, а содержания социализации — как СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ, постольку можно фиксировать, что целью образовательной организации является а) образованность и б) со-циализованность «обучающихся» [1, с. 4] и выпускников [9].
Второй компонент. Персонал образовательной организации (ПП). Если в образовательной организации осуществляется «деятельность»3 [1], а деятельность может осуществляться только человеком [10], то в нашем случае нужно говорить, что деятельность в организации осуществляется персоналом. В нашем случае это, прежде всего, педагогический, а затем и управленческий, и сопровождающий (медики, психологи, социологи и проч.), и вспомогательный персонал (рис. 3).
Следовательно, педагогический персонал (ПП) — второй компонент образовательной системы (рис. 3).
Третий компонент. Содержание обучения и воспитания (Сов). Коль скоро педагогический персонал осуществляет «образовательную деятельность» [1, с. 5], то он (персонал) участвует во вмешательстве в процесс «образование» [1, с. 3]. Способы же этого вмешательства и есть «.воспитание и обучение» [1, с. 3].
И если мы понимаем процесс как «...совокупность последовательных действий, направ-
3 Странно, конечно, что составители текста ФЗ не уточняют, что деятельность [10] осуществляет человек (физическое лицо), а организация, юридическое лицо функционируют. Если бы депутаты Государственной думы обратили на это внимание, то, наверное, пожурили бы авторов текста.
ленных на достижение определенного результата», то «воспитание» и «обучение» могут быть рассмотрены как «совокупность... действий» [10, с. 1037], приемов, операций педагогического (или другого специалиста) работника, всех работников, всего персонала.
Рис. 3. Образовательная система: второй компонент — «педагогический персонал»
Но действия персонала мы традиционно называем: а) формами организации обучения (воспитания); б) формами учебных занятий (воспитательных мероприятий); в) методами; г) приемами и д) средствами обучения (воспитания).
И это суть а) содержание обучения (Со) и б) содержание воспитания (Св).
И это третий компонент образовательной системы (рис. 4).
Рис. 4. Образовательная система: третий компонент — «содержание обучения и воспитания»
Четвертый компонент. Материально-техническое оснащение (МТО). Организация располагает «зданиями, строениями, сооружениями. имуществом» [1, с. 175], оборудованием общего и специального назначения.
И это есть материальный носитель образовательной системы (см. ниже), который можно определить как материально-техническое оснащение (МТО) образовательной организации [1, с. 5]. И это — четвертый компонент образовательной системы (рис. 5).
Рис. 5. Образовательная система: четвертый компонент — «материально-техническое оснащение»
Пятый компонент. Финансово-экономическое обеспечение (ФЭ). Финансовое обеспечение образовательных организаций осуществляется в соответствии с нормативами и нормативными затратами на оказание услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам [1, с. 172-174]. Таким образом, пятый компонент образовательной системы — финансово-экономическое обеспечение (ФЭ) (рис. 6).
Шестой компонент. Система управления (СУ). Управление системой образования на уровне всей России предполагает:
- формирование системы взаимодействия с партнерами;
- осуществление стратегического планирования в виде программы развития;
- проведение мониторинга состояния образовательных объектов;
- информационное и методическое обеспечение деятельности персонала (управленческого, педагогического, сопровождающего, вспомогательного);
Рис. 6. Образовательная система: пятый компонент — «финансово-экономическое обеспечение»
- регламентацию образовательной деятельности персонала, обучающихся (воспитанников), родителей;
- независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию: ее организацию, проведение и инструментальное обеспечение;
- подготовку и повышение квалификации работников [1, с. 150-151].
Таким образом, образовательная система предполагает и наличие системы управления (СУ) (рис. 7).
Рис. 7. Образовательная система: шестой компонент — «системауправления»
Выше мы привели фрагменты п. 2 ст. 89 ФЗ «Об образовании...» [1], которые должны и в организации, и в содержании управления найти
адекватное отражение в каждой образовательной организации. И в каком же локальном акте? В каком внутреннем документе? Конечно же, и в программе развития, и в других документах, институциональных, локальных актах.
Таким образом, основным объектом вмешательства выступает не образовательная организация, а образовательная система.
Объекты вмешательства.
Из вышеизложенного становится понятно, что мы должны вмешиваться в <процессы>4 развития следующих объектов:
1) содержание образования и социализации;
2) персонал;
3) содержание обучения и воспитания;
4) материально-техническое оснащение;
5) финансово-экономическое обеспечение;
6) система управления (рис. 7).
Таким образом, если образовательную организацию рассматривать как целостный объект, то можно сказать, что объект обладает вышеназванными признаками (показателями, параметрами, индикаторами, симптомами); если рассматривать как систему, то система состоит из вышеназванных компонентов и взаимосвязей (взаимозависимостей) между ними.
Каждый компонент (признак) имеет количественные и качественные характеристики. Следовательно, чтобы управлять качеством образования в образовательной организации, необходимо управлять количественными и качественными характеристиками признаков образовательной системы в этой образовательной организации, рассматривая их как развивающиеся объекты и (или) как компоненты образовательной системы.
Таким образом, программа развития—это инструмент для управления качеством образования. Но управлять качеством образования на уровне образовательной организации означает управлять количественными и качественными характеристиками компонентов образовательной системы.
Содержание программы развития.
Можно фиксировать, что программа развития является инструментом для изменений в образовательной организации, обеспечивающих реализацию конкретной «образовательной программы» [1, с. 4]. Заметим, что образовательная организация и образовательная программа не одно и то же, поскольку образовательная
4 Слово «процессы» здесь не является обязательным, поскольку «развитие» и есть процесс, но мы хотели бы подчеркнуть, что способы вмешательства в процесс называются «процедуры». Тогда становится понятно, что программа развития должна содержать описание совокупности управленческих решений и действий по изменению направления (вектора) развития того или иного объекта.
программа может быть развернута, например, «...в форме семейного образования...» [11, с. 8] или экстерната. К тому же, в образовательной организации может быть развернуто одновременно несколько образовательных программ. Поэтому мы определяем образовательную систему как совокупность образовательных программ. Сама же «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и. форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [1, с. 4].
Также в Законе РФ «Об образовании...» дается определение «примерной основной образовательной программы» [1, с. 4]. Это «учебно-методическая документация [примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов], определяющая рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» [1, с. 4-5].
Способы построения
Таким образом, содержанием программы развития образовательной организации является описание совокупности действий по обеспечению количественных и качественных изменений (обновлений, инноваций) в образовательной организации, адекватных реализуемой(-ым) образовательной(-ым) программе(-ам).
Заметим, что в рамках проведенного аналитического исследования мы исходили из гипотезы, что программа развития образовательной организации будет эффективным инструментом управления, если она:
- адекватно идентифицирует структурные компоненты и взаимосвязи образовательной системы в образовательной организации;
- фиксирует а) актуальное и б) перспективное состояние каждого компонента образовательной системы и каждого структурного объекта образовательной организации;
- номинирует управленческие решения, действия, обеспечивающие перевод образовательной системы из актуального в прогнозируемое состояние;
- определяет инструментарий для фиксации (оценивания, измерения) состояния и (или) динамики объектов вмешательства.
И поэтому мы пришли к предварительному выводу: программа развития может строиться по принципу:
а) глобального (объемлющего) или
б) локального (частичного) инновирования (обновления) (табл. 1).
Таблица 1
программы развития
Глобальный Локальный
1. Идентификатор образовательной организации (формальные сведения об ОО)
2. Общая характеристика образовательной системы (ОС) 2. Состояние ОО и ОС
2.1. Институциональная образовательная сеть 2.1. ОО: актуальное состояние
2.2. Развитие ОС 2.2. ОС: вербальная и схематическая модель
3. Система управления 3. ПРОЕКТЫ (совокупность автономных проектов, описывающих развитие отдельных компонентов образовательной системы. Эти проекты разрабатываются и реализуются как инструмент управленческого воздействия на конкретный образовательный объект)
3.1. Структура управления
3.2. Функции управления
3.3. Организация и содержание управления
3.4. Приоритеты в организации и содержании управления
3.4.1. Интеринституциональные
3.4.2. Экстраинституциональные
3.4.2.1. Взаимодействие с семьей
3.4.2.2. Взаимодействие с партнерами
4. Педагогический персонал
4.1. Состояние: количественные и качественные тенденции
Окончание таблицы 1
Глобальный
Локальный
4.2. Управление качеством педагогического персонала
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.3. Приоритеты в организации и содержании методической работы_
4.3.1. Содержание методической работы
4.3.2. Организация методической работы
5. Содержание образования и обучения
5.1. Состояние содержания образования и обучения
5.2. Управление качеством обучения и механизм его реализации_
6. Содержание социализации и воспитания
6.1. Состояние социализационной и воспитательной
работы_
6.2. Приоритеты в управлении социализацией (гражданским образованием и воспитанием)_
7. Состояние финансово-экономического и материально-технического обеспечения ОС
7.1. Состояние и приоритеты материально-технического обеспечения
7.2. Состояние и приоритеты финансово-экономической тактики
н о
с р
пер
с е
е л в а
у
к с е
г
огаг
д
е Пе
и ц
а
за и
л а
н
а
аовз
аз обра
о
ав
* S раз
ера др
об
о 3
р
о ф
п
с)
оа вв
и ст
яд
яе р
с
I
о ч
уб
жы рд
й Р дт ое
О s
ие
н
е
Ü н с о е
еок
с е
те-
-но
ь
и р
тера
ие
н е ч
чпе
с е б о е
еок
с е
о н онк
э -
о в о ансо
©
ие
н
е л
лав пра
пУ
Целевые программы по реализации ФГОС
4. Участие в других (внешних) проектах в качестве соисполнителей или головной организации_
Перечень нормативных документов и других источников, положенных в основу настоящей программы
Перечень нормативных документов и других источников, положенных в основу настоящего проекта
Программа, опирающаяся на принцип гло -бального инновирования, выстраивается как описание развития всех образовательных объектов институциональной образовательной системы. Проект, предполагающий локальное инновирование, описывает инновирование в одном объекте и локальные инновации в других связанных с ним объектах.
Таким образом, структура программы включает в себя шесть основных разделов: 1) система управления; 2) педагогический персонал;
3) содержание образования и социализации;
4) содержание обучения и воспитания; 5) материально-техническое оснащение; 6) финансово-экономическое обеспечение (табл. 1).
Каждый раздел выстраивается по схеме: во-первых, описание актуального состояния объекта; во-вторых, описание желаемого состояния; в-третьих, перечень управленческих решений и действий по переводу объекта из актуального в прогнозное состояние.
Проект, предполагающий локальное инно-вирование, описывает инновации в одном объекте, вызванные этим изменения в связанных с ним объектах. Поэтому проект также предполагает описание актуального состояния всех компонентов образовательной системы и более детальное описание объекта инновирования (табл. 1). Схема выстраивания проекта такая же, как и схема раздела программы.
Библиографический список
1. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
2. Локк, Дж. Сочинения [Текст] : в 3 т. Т. 1 / Дж. Локк. — М. : Мысль, 1985. — 341 с.
3. Молчанов, С. Г. Программа развития ДОУ : структура, содержание, экспертное оценивание [Текст] / С. Г. Молчанов и др. // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 5 (30). — С. 35-49.
4. Гоццер, Дж. Учебные программы и социальные проблемы [Текст] / Дж. Гоццер // Перспективы : вопросы образования. — 1991. — № 1. — С. 7-19.
5. Domenach, J.-M. Ce qu' il faut enseigner [Texte] / J.-M. Domenach. — Paris : Seuil, 1989. — 190 p.
6. Ийолойе, Айогунде. Компаративизм и педагогические исследования [Текст] / Айогунде Ийолойе // Перспективы : вопросы образования. — 1991. — № 1. — С. 93-101.
7. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс] : [приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
8. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы» : инновационная технология социализации [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — 2013. — № 1 (22). — С. 66-85.
9. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС До? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 4-21.
10. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 1998. — 1536 с.
11. Буслов, Е. В. Кодекс Российской Федерации об образовании — стратегический путь совершенствования образовательного законодательства в Российской Федерации [Текст] / Е. В. Буслов, Ю. А. Кудрявцев, В. М. Сырых // Право и образование. — 2001. — № 4 (июль). — С. 34-47.
12. Современный словарь иностранных слов [Текст]. — М. : Русский язык, 1993. — 740 с.
13. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
14. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. — М. : Русские словари ; АСТ : Астрель, 2007. — 957 с.
15. Российский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : БРЭ, 2003. — 1888 с.
16. Dictionnaire de Pédagogie [Texte] / L. Arénilla, B. Gossot, M.-C. Rolland, M.-P. Roussel. — Paris, Larousse Bordas, 1996. — 288 p.
17. Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М. : Сов. энциклопедия, 1979. — 1600 с.
18. Французско-русский словарь [Текст]. — М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1962. — 902 с.
19. Молчанов, С. Г. Как подготовить программу развития дошкольной образовательной организации [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 5 (77). — С. 26-41.
For citation: Molchanov, S. G. Design practice of the 'development programme' [Text] / S. G. Molchanov // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 18-26.
DESIGN PRACTICE OF THE 'DEVELOPMENT PROGRAMME'
S. G. Molchanov
In the first part of this article we have already mentioned that the Education Law of the Russian Federation among the main conceptions given in the text does not offer the definition of the 'programme of development' phenomenon. At the same time the status of the document, which must determine the strategy of educational organization development, is rather important. Very often the development programmes, which the educational organizations possess, do not become the instruments of real management and stay the memorial of formalities and incompetence. This is a consequence of the situation when the Law authors did not work out the definition and the scientists did not make theoretical and practical recommendations, which would allow to get the answers to the following questions: 1) What does the 'development programme of the educational organization' mean; 2) What is the structure and the content of the programme; 3) How can the programme be assessed a) as a document, b) as an instrument of intervention into the development of the 'educational system' and 'educational organization', c) as a product of the organization management's competence? That is why we devoted this article to the description of the 'development programme' phenomenon.
Key words: model, monitoring, competence, educational programme, educational system, programme, project, development programme, development, content of education, content of socialization, expert assessment.
References
1. Novyi Zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii". Moscow, Eksmo, 2013. 208 p. (In Russian)
2. Lokk Dzh. Sochineniya v 3 t. Vol. 1. Moscow, Mysl', 1985. 341 p. (In Russian)
3. Molchanov S. G. Programma razvitiya DOU: struktura, soderzhanie, ekspertnoe otsenivanie. Chelyabinskii gumanitarii, 2015, no. 5, i. 30, pp. 35-49. (In Russian)
4. Gotstser Dzh. Uchebnye programmy i sotsial'nye problem. Perspektivy: voprosy obrazovani-ya, 1991, no. 1, pp. 7-19. (In Russian)
5. Domenach J.-M. Ce qu' il faut enseigner. Paris, Seuil, 1989. 190 p.
6. lioloie Aiogunde Komparativizm i pedagogicheskie issledovaniya. Perspektivy: voprosy obrazovaniya, 1991, no. 1, 93-101 pp. (In Russian)
7. Ob utverzhdenii Kontseptsii profil'nogo obucheniya na starshei stupeni obshchego obrazovaniya: [prikaz Minobrazovaniya RF ot 18.07.2002 no. 2783]. Available at: Konsul'tantPlyus. (In Russian)
8. Molchanov S.G. "Dukhovnye skrepy": innovatsionnaya tekhnologiya sotsializatsii. Chelyabinskii gumanitarii, 2013, no. 1, i. 22, pp. 66-85. (In Russian)
9. Molchanov S.G. Kak ispolnit' 4 razdel novogo FGOS DO? Detskii sad ot A do Ya, 2014, no. 5, pp. 4-21. (In Russian)
10. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka. Saint Petersburg, Norint, 1998. 1536 p. (In Russian)
11. Buslov E.V., Kudryavtsev Yu.A., Syrykh V.M. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob obrazovanii — strategicheskii put' sovershenstvovaniya obrazovatel'nogo zakonodatel'stva v Rossiiskoi Federatsii. Pravo i obrazovanie, 2001 no. 4 (iyul'), pp. 34-47. (In Russian)
12. Sovremennyi slovar' inostrannykh slov. Moscow, Russkii yazyk, 1993. 740 p. (In Russian)
13. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1985. 1600 p. (In Russian)
14. Bol'shoi illyustrirovannyi slovar' inostrannykh slov. Moscow, Russkie slovari, AST, Astrel', 2007. 957 p. (In Russian)
15. Rossiiskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow, Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya, 2003. 1888 p. (In Russian)
16. Arénilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. Dictionnaire de Pédagogie. Paris, Larousse Bordas, 1996. 288 p.
17. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar'. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1979. 1600 p. (In Russian)
18. Frantsuzsko-russkii slovar'. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo inostrannykh i natsional'nykh slovarei, 1962. 902 p. (In Russian)
19. Molchanov S.G. Kak podgotovit' programmu razvitiya doshkol'noi obrazovatel'noi organizat-sii. Detskii sad ot A do Ya, 2015, no. 5, i. 77, pp. 26-41. (In Russian)
Молчанов Сергей Григорьевич, профессор ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», профессор ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, почетный работник высшего образования РФ, отличник просвещения РФ, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Molchanov S. G., doctor of pedagogical sciences, professor, South-Ural state university for the humanities and pedagogics, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Павильч, А. А. Современные стратегии развития образования в Республике Беларусь [Текст] / А. А. Павильч // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 26-33.
УДК 37.0 ББК 74.04(3)
СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
А. А. Павильч
В статье рассматриваются современные стратегии развития образования в Республике Беларусь, определяются основные направления реформирования национальной системы