Научная статья на тему 'Практика организации обучения взрослых в вузах'

Практика организации обучения взрослых в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЙ / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / ИГРА / ТРЕНИНГ / КОНКРЕТНАЯ СИТУАЦИЯ / ADULT / LECTURE / SEMINAR / GAME / TRAINING / SPECIFIC SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батколина В. В.

Рассматриваются организация планирования обучения и формы обучения взрослых (лекция, семинар, игра, тренинг, конкретная ситуация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization practice of education of adults in higher educational institutions

The article examines education planning organization and the form of training of adults are considered (lecture, seminar, game, training, specific situation).

Текст научной работы на тему «Практика организации обучения взрослых в вузах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ВЗРОСЛЫХ В ВУЗАХ

В.В. БАТКОЛИНА,

заместитель декана факультета второго высшего образования Российского нового университета Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: batkolina@mail.ru Научный руководитель доктор педагогических наук Е.В. Лобанова

Рецензент доцент М.М. Новикова

Аннотация. Рассматриваются организация планирования обучения и формы обучения взрослых (лекция, семинар, игра, тренинг, конкретная ситуация).

Ключевые слова: взрослый, лекция, семинар, игра, тренинг, конкретная ситуация.

ORGANIZATION PRACTICE OF EDUCATION OF ADULTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V.V. BATKOLINA,

the assistant to the dean of faculty of the second higher education of the Russian new university

Annotation. The article examines education planning organization and the form of training of adults are considered (lecture, seminar, game, training, specific situation).

Keywords: adult, lecture, seminar, game, training, specific situation.

Система образования — важнейший социокультурный регулятор развития общества. Образование в современных странах — очень широкие и высокоразвитые многоуровневые социальные системы непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества. Удовлетворение потребности в образовании перестает быть прерогативой только одного периода в жизни человека. Система образования состоит из двух составляющих: образования и воспитания подрастающего поколения и образования взрослых.

Мировой наукой, ЮНЕСКО и Советом Европы образование взрослых признано самостоятельной и важнейшей частью образования любой страны, от реализации которого зависит конкурентоспособность на мировом рынке. В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные

обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь и поведение. Понятие «образование взрослых» охватывает собой комплекс непрерывных процессов обучения.

При организации обучения взрослых важно учитывать следующие особенности взрослых людей:

• осознанное отношение к процессу своего обучения;

• практическую направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний и навыков;

• наличие жизненного опыта — важного источника обучения;

• влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Организация планирования — важнейший этап процесса обучения взрослых. Эффективность обучения должна быть запланирована. Существуют следующие три уровня планирования:

1) долгосрочное (учебный план) — отвечает требованиям государственного образовательного стандарта

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

па) конкретную специальность, устанавливает порядок преподавания предметов, форму и сроки обучения;

2) среднесрочное — планирование, при котором разрабатываются программы работы для каждой группы студентов. Определяет этапы работы на последующий период, семестр;

3) краткосрочное (календарно-тематический план) — конкретные преподаватели разрабатывают для себя план учебных мероприятий, а именно то, что будут преподавать ежедневно.

Формы обучения взрослых следующие.

Лекция — наиболее часто применяемая форма обучения, во время которой преподаватель сообщает слушателям множество информации за короткое время. Это подача прямого материала или материала с использованием визуальных или иных средств без участия студентов, кроме как ответов на вопросы, поставленных в конце занятия. Важной задачей лекции является формирование потребности в использовании имеющихся знаний. Используя привычную форму трансляции, лекция позволяет в ограниченный период преподнести максимальное количество материала, не ограничивая при этом количество студентов.

Семинар — форма проведения занятий, ориентированная на более активное включение студентов в диалог с преподавателем. Потребность в семинаре возникает тогда, когда требуется большая включенность слушателей в процесс обучения. Необходимо создание условий для приближения знаний к реальной действительности, обсуждение возможностей практического использования полученных знаний. Переход к семинарской форме занятий представляет собой смену трансляционной схемы взаимодействия на коммуникационную — от монолога к диалогу со студентами. Для успешного проведения семинара в качестве контрольного и одновременно развивающего типа занятия целесообразно использовать контрольные вопросы и практические задания (упражнения).

Игра — уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта как практического по овладению решением задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в разных ситуациях. Появление игрового метода вызвано требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения студентов в процесс не только получения, но и непосредственно использования знаний. Игры являются удобной осно-

вой для построения имитационной деятельности по разрешению разных проблем. В ходе игры происходит ускоренное усвоение предметной деятельности за счет передачи слушателям активной позиции — от роли игрока до роли соавтора игры.

По типу процессов игры можно разделить на следующие три основные категории:

1) оргдеятельностные — метод и технология работы с деятельностью в разных областях практики. Отличительный признак таких игр заключается в том, что роли условные. Решения вырабатываются вне рамок штатных оргструктур. Система оценивания участниками друг друга, экспертами, ведущими по ходу игры часто отсутствует. Решения принимаются коллективно;

2) деловые — метод имитации принятия управленческих решений в разных ситуациях. Основная сфера приложения деловых игр — принятие управленческого решения в социально-экономических ситуациях. Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций. По ходу игры используются групповые обсуждения решаемых проблем;

3) ролевые — сферой их моделирования являются не только социально-экономические и производственные, но и социальные и культурные системы. Часто в ролевой игре присутствует совокупность моделей разных сфер человеческой жизни, что приближает ее к реальности. Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В ролевых играх действия игроков стимулируются самим игровым комплексом, в который включаются элементы среды. Игроки сами анализируют сложившуюся ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников игры.

Под социально-психологическим тренингом понимают своеобразные формы обучения как новым умениям в сфере общения, так и разные формы коррекции существующих у обучаемых знаний, умений и навыков. В тренингах моделируются конкретные и значимые ситуации общения, проводится анализ реального поведения, что позволяет получить информацию о степени эффективности тех или иных действий для решения управленческих задач. В ходе тренинга участники подводятся к осмыслению, с одной стороны, помех, затруднений, характерных для ситуаций межличностного

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

общения, а с другой — к уяснению условий и факторов, благоприятствующих, оптимизирующих общение. Эффективность тренинга обусловлена тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки слушателей к конкретной практической деятельности.

Метод анализа конкретной ситуации — одна из форм проведения занятий, используемых во взрослой аудитории. Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности студентов. Конкретная ситуация (или кейс) — это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Кейс должен давать студентам возможность смоделировать

практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем, сбору дополнительной информации, уточнению гипотез и проектированию конкретных шагов по разрешению проблем.

Учебный процесс не может быть эффективным, если каждое занятие не будет давать существенного прироста в знаниях и умениях. Образованию взрослых принадлежит важная роль в повышении социального статуса личности в воспроизводстве и развитии социально-профессиональной структуры общества. Образование взрослых выступает фактором социализации зрелых людей.

Литература

1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

2. Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз / под ред. С.Г. Вершловского. СПб., 1998.

СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

М.В. ВИНОГРАДОВА, Г.В. КАЗАКОВ

Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: VinMarVlad@yandex.ru Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор О.И. Коломок

Аннотация. Анализируется состояние подготовки менеджеров в отечественной системе образования. Хотя официальное признание науки управления в нашей стране произошло в 1960-е гг., российский менеджмент — это комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики.

Ключевые слова: российский менеджмент, управленческое образование, финансово-экономическая подготовка менеджеров.

CONDITION AND MODERN LINES OF PREPARATION OF MANAGERS IN A DOMESTIC EDUCATION SYSTEM

M. V. VINOGRADOVA;

G. V. KAZAKOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.