Научная статья на тему 'Практика организации культурно-досугового пространства образовательного учреждения как педагогическое условие формирования духовно-нравственных ценностей молодежи'

Практика организации культурно-досугового пространства образовательного учреждения как педагогическое условие формирования духовно-нравственных ценностей молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТНЫЙ КЛИМАТ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратюк Татьяна Александровна

Статья посвящена практике организации культурно-досугового пространства образовательного учреждения как педагогического условия формирования духовно-нравственных ценностей. Представленная практика опирается на теоретические положения педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. В статье описаны: педагогические средства, направленные на формирование духовнонравственных суждений, оценок, понятий, убеждений; алгоритм создания психологически комфортного климата учебной группы; формы и приемы педагогической деятельности для формирования духовно-нравственных предпочтений; способы организации культурно-досуговой проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратюк Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical organization of cultural and leisure sphere of an educational institution as a pedagogical condition for forming spiritual and moral values of youth

The article is devoted to practical organization of cultural and leisure sphere of an educational institution as a pedagogical condition for forming spiritual and moral values. Presented practice is based on theoretical theses of pedagogical axiology about the essence value attitude. The article describes: pedagogical methods directed to create spiritual and moral judgments, estimates, concepts, beliefs; an algorithm which can help to form psychologically comfortable atmosphere within a student group, forms and methods of teaching activities to form spiritual and moral preferences; ways to organize the project of cultural and leisure activities.

Текст научной работы на тему «Практика организации культурно-досугового пространства образовательного учреждения как педагогическое условие формирования духовно-нравственных ценностей молодежи»

УДК 377.5.02(14.33.05)

Т. А. КОНДРАТЮК

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ_______________________________________

Статья посвящена практике организации культурно-досугового пространства образовательного учреждения как педагогического условия формирования духовно-нравственных ценностей. Представленная практика опирается на теоретические положения педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. В статье описаны: педагогические средства, направленные на формирование духовнонравственных суждений, оценок, понятий, убеждений; алгоритм создания психологически комфортного климата учебной группы; формы и приемы педагогической деятельности для формирования духовно-нравственных предпочтений; способы организации культурно-досуговой проектной деятельности.

Ключевые слова: культурно-досуговое пространство, духовно-нравственные ценности, психологический комфортный климат учебной группы, педагогическая и проектная деятельность.

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей в отроческие годы приобретает особую актуальность (И. А. Зимняя, Д. И. Фельдштейн), так как в этот период осуществляется формирование самосознания, «выкристаллизовывается» личность. Педагогам в этот период становления личности важно наполнить внутренний мир подростка ценностным содержанием. Ш. А. Амонашвили считает, что необходимо «по-настоящему видеть, ценить и сохранять вечные человеческие ценности в качестве стратегических ориентиров образования».

В отечественных психологических исследованиях ценность рассматривается как важнейший психологический фактор, регулирующий мотивацию и поведение человека (Б. Г. Ананьев, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, А. Д. Леонтьев, и другие). При этом ценности определяют социальные и культурные доминанты, ориентация на которые формирует у подростка высоконравственные потребности и осмысленные («философские» по М. М. Бахтину) поступки (Н. Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г. И. Чижакова).

Формирование духовно-нравственных ценностей у молодежи будет осуществляться более эффективно, если в качестве педагогического условия формирования в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения организовано культурно-досуговое, нацеленное на становление духовно-нравственных предпочтений подрастающего поколения.

Для практического решения задач формирования духовно-нравственных ценностей мы опирались на теоретические положения педагогической аксиологии (В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова) о сущности ценностного отношения: ценность получает

актуальное существование в деятельности, когда субъект во взаимодействии с объектом, формирует эмоциональное отношение, выражает предпочтение и внутреннюю ценностную позицию, признает преимущество духовных ценностей перед другими. Ценностное отношение возникает под влиянием реальной жизненной практики и требует внутренней активности человека [1].

В формировании духовно-нравственных ценностей через создание культурно-досугового пространства важное место занимает группа средств, направленных на формирование духовно-нравственных суждений, оценок, убеждений. Для этого эффективно проводить нравственные беседы, диспуты по обсуждению жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание.

Для создания культурно-досугового пространства рекомендуется проводить изучение традиций и обычаев народов, посещать театры, музеи, выставки, обеспечивающие встречу молодого человека с духовно-нравственными ценностями, где он получает образы освоения и преобразования нравственной культуры. Большое значение в организации культурно-досугового пространства имеют демонстрация и поощрение талантов подростков. С этой целью можно проводить тематические программы, концерты, творческие вечера.

Главной задачей по организации культурно-досугового пространства по формированию духовнонравственных ценностей является педагогическая деятельность по выстраиванию отношений между подростками с позиции уважения. Поэтому необходимо учитывать важность педагогической поддержки молодежи. Ученые О. С. Газман, Д. В. Григорьев,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Используемые приемы формирования духовно-нравственных ценностей в коммуникациях педагогов и учащихся для создания культурно-досуговой среды

Название приема Суть приемов по формированию духовно-нравственных ценностей.

Доверие Сущность — поручается учащемуся ответственное дело. Это развивает чувство долга и ответственности, организует, поддерживает инициативу. Поручение должно быть посильным и вызывать интерес. Доверие вызывает воодушевление, но если учащемуся чужды интересы коллектива, выражение доверия его не трогает.

Пробуждение гуманных чувств Для пробуждения гуманных чувств акцентируется внимание учащихся к людям, нуждающихся в помощи, им она оказывается. Эффективно помогает прием постановки себя на место другого, для этого важно развивать навык сопереживания.

Нравственное упражнение Суть приема — заключается в организации ситуаций, требующих от учащихся правильных поступков. Целенаправленно создаются условия, когда учащихся побуждаются к совершению ряда нравственных поступков. Многократное их повторение послужит нравственными упражнениями, в выработке положительных нравственных качеств (доброты, гуманизма, чуткости, справедливости). Важно, чтобы из организованных в начале педагогами мероприятий у учащихся возникла потребность в самостоятельном совершении добродетельных поступков. И им предоставлялась возможность их реализовывать.

Активизация чувств Заключается в создании таких обстоятельств, которые вызывали звучание глубоко скрытых чувств, на их основе развиваются благородные стремления. Они способствуют установлению более близких отношений между педагогом и учащимся.

Доброта и внимание Доброта и внимание к подростку со стороны коллектива вызывают в учащихся ответные чувства, порождают радость, признательность. Проявления доброты, внимания и заботы вызывают сильные ответные чувства. Учащиеся чувствуют искренность педагога.

Таблица 2

Приемы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся через создание культурно-досуговой среды

№ п/п Направление деятельности педагога по формированию нравственных ценностей Формы и методы организации культурно-досугового пространства образовательного учреждения

1. Нравственно-познавательная деятельность Устный журнал, смотр знаний, викторина «Что? Где? Когда?», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя науки, психологический практикум, серия классных часов «Замечательные люди в моей жизни», «За страницами учебника» и др.

2. Ценностная ориентированная деятельность Встречи в литературной (театральной, музыкальной...) гостиной, конкурсы-посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч.

3. Ценностно-трудовая деятельность Работа по восстановлению памятников, оборудование и оформление холлов образовательного учреждения, праздник труда, турнир умельцев, неделя ремесел и др. Акции милосердия и благотворительности, шефство над людьми, проживающими в детских домах и домах милосердия, вахта памяти.

4. Знание норм и принципов марали Вечер «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как поступить?», «Справедливость», «Давайте обсудим», «Самооценка скромности». Мероприятия проекта «Нравственный театр», «Ерш»

5. Ценностно-творческая деятельность Новогодний (осенний, весенний) бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, литературная (музыкальна) гостиная, посещение театра, диспут, выставка «Малая Третьяковская галерея» и др.

6. Нетрадиционные формы, направленные на воспитание нравственных ценностей Пять минут с одним стихотворением (музыкальным произведением, с одной картиной.) публичная лекция, «Сократовская беседа», «Философский стол», «Дискуссионные качели», «Разговор при свечах», «День гения», «Круглый стол с острыми углами», «Фотокамера смотрит в мир».

Н. Е. Щуркова выделяют педагогическую поддержку, как особую сферу целенаправленной педагогической деятельности, и рассматривают ее как средство создания культурной среды для формирования духовно-нравственных ценностей.

Опираясь на теоретические исследования и практику работы, мы разработали алгоритм создания психологически комфортного климата учебного коллектива, способствующего усвоению духовнонравственных ценностей.

На первом этапе педагог акцентирует внимание подростков на духовно-нравственной проблеме, которая требует осмысления, обнаружения в ней личного смысла. Обнаружение нравственной проблемы

осуществляется на основе взаимодействия друг с другом, раскрытия многообразия культурных ценностей литературы, искусства, кино и других.

Второй этап — эмоционально-ориентационный. Педагог постоянно, демонстрирует подросткам свое эмоциональное чуткое, внимательное, доброе отношение. Для этого можно активно использовать приемы формирования духовно-нравственных ценностей в коммуникациях педагогов и учащихся (табл. 1). Эти педагогические приемы способствуют созданию в группе культурной среды, созданию и развитию ученического коллектива.

Третий этап — диалогический, направлен на поиск молодыми людьми своей позиции среди свер-

стников. Взаимодействие на этом этапе возможно только «как объединение людей на основе общих ценностей и смыслов». На этом этапе молодой человек получает возможность иметь свою индивидуальную духовно-нравственную позицию среди других, сравнивать ее, реализовывать тем самым нравственные ценности.

Четвертый этап — рефлексивный, связан с анализом совместной деятельности и ее оценкой подростком. Роль педагога на этом этапе ограничивается предоставлением возможности молодым людям самим определиться в своем отношении к духовно-нравственным ценностям. Для формирования навыка индивидуальной рефлексии подросткам предлагается вести личные дневники. Назначение дневника — доверительная переписка, искренний разговор с собой, философское осмысление нравственных ценностей, жизненных смыслов, направленный на личностное становление.

Для создания культурно-досуговой среды большое значение имеют педагогические формы и методы по формированию духовно-нравственных ценностей, основные из которых представлены в табл. 2.

На важную роль в создании благоприятного эмоционального фона в учебном коллективе указывал К. Д. Ушинский: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как ниши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» [2].

Особая роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся через создание культурно-досуговой среды принадлежит библиотеке. Библиотека — это культурный центр, здесь собрано наследие нашей цивилизации. «Сокровищницей книг» называл библиотеки В. Г. Белинский. Невозможно воспитывать человека без книги, так как литературные произведения живут за пределами времени их создания. Важно создать такую культурно-досуговую среду в учебном заведении, которая бы являлась еще и образовательной, где ещё не определившийся подросток мог бы формировать свой образ «Я», искать свое место в жизни. Задача библиотекаря не только расширить знания учащихся, но и духовно их обогатить.

Через организацию культурно-досуговой деятельности формируется потребность творить добро. На это направлены акции милосердия, недели добра, различные декады, рождественские встречи, благотворительные ярмарки, «круглые столы» («Вместе в будущее», «Я и Отечество»), классные часы; литературные гостиные; тематические познавательные линейки.

В создании культурно-досуговой среды огромную роль играют занятия по дополнительному образованию. Его содержание направлено на формирования мотивации молодежи к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия, профилактику асоциального поведения, творческой реализации, интеллектуального и духовного развития, укрепления психологического и физического здоровья. Концертно-театрализованные представления формируют, не только у участников, но и у зрителей нравственные идеалы, художественный вкус, создают культурную среду вокруг них, способствуют установлению позитивных взаимоотношений.

Культурно-досуговое пространство может быть насыщено проектной деятельностью по различным

направлениям. Например, проект «Венок дружбы» реализуется в течение года, с целью формирования толерантное поведения через знакомство с культурой народов, проживающих в России, на территории Красноярского края. В рамках проекта проводится: конкурс национальных блюд, конкурс электронных презентаций о народах, народностях, проживающих на территории России, конкурс декоративноприкладного творчества по национальным мотивам, творческая мастерская по народным промыслам, практическая конференция «Этнические мотивы в дизайне интерьеров», познавательная викторина «Народы в истории России».

Проект «Россиянин» направлен на приобщение учащихся к культуре и традициям России, формирование знаний об уникальности и самобытности российской культуры. Осуществлялся проект через систему тематических классных часов, вокальный конкурс «Мелодии нашего города», акцию «Моя родословная», фотоконкурс о городе, районе, салон «Семейные истории, реликвии, династии», конкурсы «Знатоки русского слова», «Знатоки истории».

Проект «Ерш» предназначен для учащихся театральной студии и студии фото и видеомонтажа. Ребята снимают театрализованные постановки на злободненвные темы из повседневной жизни. Например, «Жить или курить?», в которых они рассказывают о взгляде со стороны на курящих, опозданиях учащихся на урок из-за пристрастия к курению и т.д. Тематика сюжетов определялась учащимися совместно с руководителями кружков. Сюжеты могут демонстрироваться на переменах в холлах образовательного учреждения.

Для формирования духовно-нравственных ценностей осуществляется воспитание культуры здоровья: физического, психического, социального. Для этого реализуется проекты «Тропа здоровья», «Молодецкая удаль».

На формирование семейных ценностей направлены проекты семейного воспитания, воспитание семьянина, родителя. Цель проекта «Семьянин» — способствовать к возрождению традиций нравственно здоровой семьи, основанной на любви, взаимном уважении всех членов семьи через передачу принципов домостроительства (отец — олицетворение нормативного воспитания, введение в общественную, трудовую жизнь, мать — любовь, забота, создание психологического комфорта).

В ходе реализации этого педагогического условия по организации культурно-досугового пространства мы заметили, что учащиеся, занимающиеся художественным творчеством, учатся воспринимать красоту человека, природы, эмоционально откликаются на прекрасное и образно воспринимать предметы и явления окружающего мира, что им, несомненно, пригодится в жизни. В ходе реализации данного условия учащиеся научились выражать в слове свои впечатления, овладели элементарным культурологическим словарным запасом. Они были способны давать нравственную оценку поступкам и явлениям, часто использовали полученные знания как основу своих личных ориентиров, мотивов и поступков.

Оценка эффективности создания культурно-досугового пространства, осуществлялась в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки федерального института развития образования на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 9» г. Красноярска.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Изучение сформированности духовно-нравственных ценностей у учащихся профессионального лицея

Уважаемые учащиеся! Просим вас внимательно изучить сводную таблицу критериальных характеристик сформированности ваших духовно-нравственных ценностей, сделать самооценку, выразив свое отношение следующим образом, обозначив характерные для вас показатели знаком +.

От искренности ваших ответов зависит правильность и точность наших выводов.

Условные обозначения: характерен по многим признакам — Х; некоторые признаки подходят — П;

совсем не характерен — Н/Х.

Показатели Критериальные характеристики сформированности духовно-нравственных ценностей Оценочное отношение

Познавательно- ориентационный Х

Ориентируетесь в духовно-нравственных ценностях, выделяете их среди других ценностей, оцениваете жизнь с позиций духовно-нравственных ценностей. П

Н/Х

Эмоционально- оценочный Эмоционально выражаете позитивную настроенность на духовно-нравственные ценности, отдаете им предпочтение, интересуетесь духовно-нравственной проблематикой. Х

П

Н/Х

Рефлексивно-по- веденческий Самостоятельно и активно подходите к освоению духовно-нравственных способов деятельности, проявляете активность в ситуациях, связанных с выбором ценностей, включаетесь в духовно-нравственную деятельность, стремитесь самореализовываться в нравственной деятельности, рефлексируете. Х

П

Н/Х

Таблица 4

Распределение учащихся экспериментальной и контрольной групп профессионального лицея по уровням сформированности духовно-нравственных ценностей на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (в %)

Группы Критерии сформированности

познавательно- ориентацион- ный эмоционально-оце- ночный рефлексивно-по- веденческий

уровни (Ж — желаемый, Д — допустимый, К — критический)

Ж Д К Ж Д К Ж Д К

«Секретарь-референт» (начало ОЭР) 7,1 60,7 32,1 7,1 50,1 42,8 7,1 35,7 57,1

«Секретарь-референт» (окончание ОЭР) 32,1 67,9 0 35,7 60,7 3,8 50 50 0

«Повар» (начало ОЭР) 8,5 52,3 40,1 12,8 40,1 48,1 6,9 32,1 39,0

«Повар» (окончание ОЭР) 40 56 4 44 48 8 40 56 4

Всего (начало ОЭР) 7,6 57 36,1 9,5 45,6 45,6 5,7 28,5 66,5

Всего (окончание ОЭР) 36,1 62,7 19 39,9 55,1 5,7 45,6 53,2 1,9

В опытно-экспериментальной работе использовалась совокупность диагностических процедур: опрос, анкетирование, наблюдение, позволяющие выявить представление учащихся о духовно-нравственных ценностях; экспертная педагогическая оценка уровня формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея; математическая обработка результатов контрольных срезов.

В лицее мы выделили две группы учащихся в количестве от 28 и 25 человек каждая, которые определились как экспериментальные группы. Выбор экспериментальных групп осуществлялся на основе многофункционального критерия ф* Фишера. В первую экспериментальную группу вошли учащиеся профессионального лицея № 9 в количестве 28 человек по специальности «Секретарь-референт», во вторую — учащиеся по специальности «Повар» в количестве 25 человек. В группах обучаются юноши и девушки в возрасте 15—16 лет. В исследовании для нас было важным не сравнение учащихся разных групп по уровню форсированности их духовнонравственных ценностей, а процесс отслеживания

изменения количественно-качественных показателей формирования духовно-нравственных ценностей в результате их освоения у одних и тех же учащихся на первом и третьем курсе обучения.

В соответствии с требованиями педагогической диагностики, нами разработаны показатели, отражающие сформированность духовно-нравственных ценностей у учащихся профессионального лицея: познавательно-ориентационный, эмоционально-оценочный, рефлексивно-поведенческий (табл. 3).

Познавательно-ориентационный показатель выражался в способности учащихся ориентироваться в духовно-нравственной сфере, соотносить духовно-нравственные ценности с общечеловеческими, осознание значимости данных ценностей в жизни, понимать необходимость сознательного и осмысленного выбора духовно-нравственных ценностей.

Для того чтобы знания стали значимыми и лич-ностно принятыми, они должны проникнуть в сферу чувств, переживаний, способствовать формированию ценностного отношения учащихся к миру, другим людям, труду и себе. Потому вторым показателем сформированности духовно-нравственных

ценностей учащихся профессионального лицея являлся эмоционально-оценочный, который отражает заинтересованность духовно-нравственной проблематикой, предпочтительное отношение к духовнонравственным ценностям в сравнении с другими, способность эмоционально переживать различные жизненные явления на основе ценностного отношения к ним, перевод информации о духовно-нравственных ценностях в потребностно - мотивационную сферу.

В качестве основного признака для данного показателя была выделена способность учащегося определять свое позитивное отношение к духовнонравственным ценностям; эмоционально выражать предпочтение данным ценностям в сравнении с другими в специально организованной духовно-нравственной деятельности.

Наличие знаний в сочетании с убеждениями, чувствами, эмоционально-ценностным отношением позволяли личности само реализовываться в общении. Это обусловливало выделение рефлексивно-поведенческого показателя, который характеризовался следующими признаками: способность самостоятельно выбирать и осваивать духовно-нравственные ценности, активно включаться в духовно-нравственную деятельность, руководствоваться духовно-нравственными ценностями в общении.

Следует отметить, что выделенные признаки ценностного отношения учащихся к различным сторонам действительности проявлялись в деятельности, поведении, общении.

Согласно общим принципам разработки педагогической диагностики были выделены уровни сформированности духовно-нравственных ценностей: желаемый, допустимый, критический, характеризующиеся степенью проявления учащимися профессионального лицея духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе профессионального лицея, даны их критериальные характеристики. Для оценки эффективности фор-

мирования духовно-нравственных ценно-стей мы провели исследование на первом и третьем курсе экспериментальных групп (табл. 4). В результате исследования был зафиксирован рост числа учащихся, у которых эмоционально-оценочный показатель достигает желаемого уровня с 9,5 % до 39,9 %, уменьшение числа учащихся с критическим уровнем показателя с 45,6 % до 5,7 %, что свидетельствует об эффективности создания культурно-досугового пространства лицея как педагогического условия формирования духовно-нравственных ценностей учащихся профессионального лицея.

Таким образом, организация культурно-досугового пространства как педагогическое условие соотносится с этапом формирования духовнонравственных ценностей учащихся — этапом предпочтения. Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется через создание культурно-досугового пространства, где важное место занимает группа средств, направленных на формирование духовно-нравственных суждений, оценок, понятий, убеждений.

Библиографический список

1. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М. : Академия, 2003. — 192с.

2. Ушинский, К. Д. Пед. соч. В 6 т. Т. 1 / К. Д. Ушинский. — М., 1988. - 444 с.

КОНДРАТЮК Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.

Адрес для переписки: kondr1607@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 09.04.2013 г.

© Т. А. Кондратюк

Книжная полка

Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования : учеб. пособие / М. П. Лапчик. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 182 с. - ISBN 978-5-9963-1502-4.

На основе анализа предшествующего опыта и современных тенденций развития Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования сформулированы требования к формированию ИКТ-компетентности будущих педагогов. Приведены примерные тестовые задания для оценивания ИКТ-компетентности педагогов различного направления. Адресовано студентам, обучающимся по направлениям педагогического образования, а также всем тем, кто занят исследованием и разработкой теоретических и практических проблем информатизации педагогического образования.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.