Научная статья на тему 'ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ'

ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чмир Роман Александрович, Привалов Алексей Андреевич, Ситников Виталий Михайлович, Киркина Анастасия Михайловна

В статье рассматривается опыт работы Центра развития современных компетенций детей в реализации программы наставничества с образовательными организациями Тамбовкой области, и его роль в формировании профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чмир Роман Александрович, Привалов Алексей Андреевич, Ситников Виталий Михайлович, Киркина Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING PRACTICES AT THE CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S MODERN COMPETENCIES

The article discusses the experience of the Center for Development of Children's Modern Competences in implementing a mentoring program with educational organizations in Tambov region, and its role in the formation of professional competencies.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ»

УДК 37

ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ

Роман Александрович Чмир1

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

romanchmir3@mail. т Алексей Андреевич Привалов1 педагог дополнительного образования asher_satton@mail. т Виталий Михайлович Ситников2 Учитель технологии shmeleva.inna2015@yandex.ru Анастасия Михайловна Киркина1

студент Kitkina03@mail .т

1Мичуринский государственный аграрный университет 2МБОУ СОШ № 18 им. Э.Д. Потапова г. Мичуринска

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается опыт работы Центра развития современных компетенций детей в реализации программы наставничества с образовательными организациями Тамбовкой области, и его роль в формировании профессиональных компетенций.

Ключевые слова: наставничество, система дополнительного образования, университет, проектная деятельность, национальный проект «Образование».

На протяжении столетий университеты являются оплотом не только передовых научных открытий и хранителями знаний, но и важным социальным институтом участвующий в жизни общества. Именно его научные и методические разработки становятся ядром всей системы образования. Быстро меняющийся мир науки, в связи с ростом информационных и цифровых технологий не всегда позволяет школе вовремя адаптироваться к новым веяньям, включиться в научно-исследовательскую и проектную деятельность как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности [1, с. 4]. Реализация национального проекта «Образование» на территории региона однозначно показывает необходимость сотрудничества высшей школы со всеми ступенями системы образования: от дошкольных организаций до средних профессиональных. Данное взаимодействие возможно только через систему наставничества.

Многие авторы отмечают, что в большинстве случаев наставничество, как педагогическое явление, во многих вузах перестает существовать, но только через него можно воспитать достойного учителя, знающего и любящего свой предмет и работу [2, с. 17]. С момента основания ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ была выстроена многоуровневая работы с детьми и учителями Тамбовской области, которая в настоящее время смогла объединить все образовательные организации региона. Одно из важнейших направлений работы университета - развитие системы наставничества, которая с 2018 года стала стратегически необходимой. Это связано с появлением новой архитектурой взаимосвязи образовательных организаций между собой, с целью формирования у обучающихся комплекса важнейших компетенций на основе сетевого сотрудничества [7, с. 453].

Наставничество это наиболее эффективная стратегия взаимодействия с образовательными организациями региона, цель которого - существенно поднять уровень образования в Российской Федерации в рамках реализуемых национальных и федеральных проектах [3].

Тема наставничества является одной из центральных в национальном

проекте «Образование» и федеральном проекте «Успех каждого ребенка» [6, с. 195]. Центр развития современных компетенций детей Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ на протяжении четырех лет работы активно внедряет практику наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ школьников как в городе Мичуринске, так и Мичуринской районе. Современное образовательное пространство требует от всех его участников компетентностного подхода при обучении в рамках образовательных программ, проведении исследовательских и проектных работ [8]. Структура Центра развития современных компетенций детей изначально подразумевала не только обучение по направлениям «Малая академия», «Детский университет», «Уроки технологии», но и реализацию курсов повышения квалификации «Педагог К-21», в рамках которого и были формированы основные направления наставнической работы, которые осуществляются, в том числе и на основе сетевого взаимодействия между организациями. Это позволило сформировать устойчивый вектор для реализации совместных, креативных проектов технической, естественнонаучной, социально-педагогической направленностей с привлечением ведущих учителей региона.

Опыт работы педагогического коллектива Центра развития современных компетенций детей в высшей школе, участие в научной и общественной жизни университета, позволило качественно трансформировать и адаптировать лучшие образовательные практики, через систему наставничества, для организаций начального, общего и среднего образования. Важное значение для совершенствования механизмов наставничества, является умение педагогов Центра развития современных компетенций детей работать на высокотехнологичном, инновационном оборудовании, а также использовать его в учебных целях, без которого качественная научно-исследовательская и проектная деятельность невозможна [8].

Для развития системы дополнительного образования наставническая работа нами также рассматривается как движущий фактор для успешного

функционирования новых образовательных структур, созданных в Тамбовской области в рамках национального проекта «Образование»: Кванториум-Тамбов, Агро-кубы, Точки роста, 1Т-кубы. Она позволяет решать комплекс задач, связанных и налаживанием и использованием нового оборудования, разработкой и сопровождением проектов различной направленности, проведением образовательных интенсивов по внедрению новых форм и методов обучения, совершенствование программ общего и дополнительного образования в свете новых педагогических теорий и разработок [7, с. 453].

На протяжении многих лет Центр развития современных компетенций детей реализует комплекс наставнических программ среди образовательных организаций города Мичуринска, которые включают в себя как детские сады, так и школы [8]. Таким образов создана система непрерывного наставничества на всех образовательных уровнях. Усиление роли дополнительного образования через внедрение в него лучших практик высшей школы качественно трансформирует весь учебный процесс, стержнем которого является наставничество [5].

Можно выделить несколько направлений в реализации и программ наставничества в Центре развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ:

1. Реализация программ наставничества модели «педагог-обучающийся»;

2. Реализация программ наставничества «обучающийся -обучающийся»;

3. Программа наставничества «работодатель - педагог - обучающийся»;

4. Проведение курсов повышения квалификации для педагогических работников Тамбовской области;

5. Реализация программ наставничества «педагог-педагог» в рамках национального проекта «Образование» с инновационными площадками для совершенствования системы дополнительного образования в Тамбовской области.

Необходимость наставничества связана также и с тем, что большинство образовательных организаций не в состоянии приблизиться к выполнению целей и задач национального проекта по причине отсутствия опыта работы в новых реалиях, требующих от педагогов разбираться не только в цифровых технологиях и новом высокотехнологичном оборудовании, но и умело интегрировать эти знания в учебный процесс. Многочисленные показатели образовательных организаций, которые в последние годы стали критерием их работы, без развития системы наставничества становятся невыполнимыми.

Как показал наш опыт, не только университет является ведущим элементом системы наставничества, школа в свою очередь так же является активным участником данного процесса. Школьные учителя, взаимодействия с педагогами дополнительного образования Центра развития современных компетенций детей, делятся своим профессиональным опытом, показывают новые горизонты и значимость работы с детьми - будущего нашей страны.

Наставническая работа по созданию нового образовательного пространства между организациями является важнейшим элементом их успешной деятельности [4, с. 352]. Собственный опыт, приходящий с годами, в наше динамичное время не всегда способен создать ситуацию «успеха» и раскрыть в короткий период все возможности образовательного пространства организации. Наставничество является той динамичной силой, катализатором, который заставляет каждого участника образовательного процесса мгновенно «включаться» в решении важных проблем и быстро наладить продуктивную работу, как организации, так и педагога. Центр развития современных компетенций детей Социально-педагогического института в своей работе актуализирует лучшие практика наставничества и создает новые подходы к совершенствованию данного направления для достижения целей и задач национального проекта «Образование».

Список литературы:

1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в

образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.

2. Блинов В.И. Наставничество // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 4. С. 17-24.

3. Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей [Электронный ресурс] https://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-imotivirovat-vzro slyx-lyudej .html

4. Методические материалы по дополнительному естественнонаучному образованию (из опыта работы Центра развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» / сост.: Р.А. Чмир, С.В. Тарасова, Е.Б. Рожкова, С.Н. Свидерская; ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Тамбов. 2021. 352 с.

5. Сулейманова Н. Как сделать наставничество эффективным // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 9.

6. Чмир Р.А., Панфилов К.Ю., Привалов А.А. Реализация национального проекта «Образование» в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019 года). Мичуринск. 2019. с. 195-198.

7. Чмир Р.А., Привалов А.А., Копцев П.Ю. Практика наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ школьников в Центре развития современных компетенций детей ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» Наука и практика - 2020 Всероссийская междисциплинарная научная конференция Астрахань. 19-30 октября 2020 года, материалы. Астрахань Издательство АГТУ 2020. С. 453-459.

8. Чмир Р.А., Привалов А.А., Привалова С.С. Модель агрообразования: триада «Детский Сад-школа-Вуз» // Наука и Образование. Том 4. № 3. 2021

UDC 37

MENTORING PRACTICES AT THE CENTER FOR THE

DEVELOPMENT OF CHILDREN'S MODERN COMPETENCIES

Roman A. Chmir1

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

romanchmir3 @mail .ru Aleksey A. Privalov1 teacher of additional education asher_satton@mail .ru Vitaly M. Sitnikov2 Teacher of technology shmeleva.inna2015@yandex.ru Anastasia M. Kirkina1

student Kitkina03@mail .ru 1Michurinsk State Agrarian University 2MBOU secondary school № 18 named after. E.D. Potapov, Michurinsk

Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses the experience of the Center for Development of Children's Modern Competences in implementing a mentoring program with educational organizations in Tambov region, and its role in the formation of professional competencies.

Key words: mentoring, additional education system, university, project activities, national project "Education".

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022. The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.