Научная статья на тему 'ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
358
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Иванов Павел Олегович

Статья посвящена исследованию проблем развития физкуль-туры и спорта в Каменск-Уральском городском округе, а также опыта реализации муниципальной программы в данной сфере. Для проведения исследования использовалась смешанная стратегия, которая предполагает сочетание количественных и качественных методов работы. Количественные методы: анализ статистических данных, характеризующих состояние физической культуры и спорта в Каменск-Уральском городском округе, и анкетный опрос. В статье рассматриваются результаты анкетного опроса населения Каменск-Уральского город-ско-го округа, проведенного в марте - мае 2022 года (объем выборки составил 892 человека). Качественные методы: анализ официальных документов, официальных сайтов и метод визуальной социологии - фотографирование объектов спортивной инфраструктуры. Установлено, что на систематической основе физкультурой и спортом занимается 49,4 % жителей городского округа в возрасте от 3 до 79 лет. К 2026 году планируется увеличить этот показатель до 55 %. В результате исследования выявлены основные проблемы развития физкультуры и спорта в городском округе: недостаток спортивной инфраструктуры, изношенность спортивных объектов, устаревшая материально-техническая база, недостаточное финансирование отрасли, отсутствие внебюджетных источников, низкий уровень информированности жителей о предстоящих спортивных мероприятиях, праздниках и акциях. В заключении авторы формулируют основные рекомендации, направленные на развитие отрасли и привлечение дополнительных источников её финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Иванов Павел Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article is devoted to the study of the problems of the development of physical culture and sports in the Kamensk-Uralsky city district, as well as the experience of implementing a municipal program in this area. A mixed strategy was used to conduct the study, which involves a combination of quantitative and qualitative research methods. Quantitative methods: analysis of statistical data characterizing the state of physical culture and sports in the Kamensk-Uralsky city district, and a questionnaire survey. The article discusses the results of a questionnaire survey of the population of the Kamensk-Uralsky city district conducted in March - May 2022 (the sample size was 892 people). Qualitative methods: analysis of official documents, official websites and the method of visual sociology - photographing sports infrastructure facilities. It is established that on a systematic basis, 49.4% of residents of the urban district aged 3 to 79 years are engaged in physical education and sports. By 2026, it is planned to increase this figure to 55%. As a result of the study, the main problems of the development of physical education and sports in the city district were identified: lack of sports infrastructure, deterioration of sports facilities, outdated material and technical base, insufficient financing of the industry, lack of extra-budgetary sources, low level of awareness of residents about upcoming sports events, holidays and promotions. In conclusion, the authors formulate the main recommendations aimed at the development of the industry and attracting additional sources of its financing.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-66-74 ВАК: 08.00.05

ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА еЩ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: АННОТАЦИЯ:

Зерчанинова Татьяна Евгеньевна Статья посвящена исследованию проблем развития физкуль-

Уральский институт управления, туры и спорта в Каменск-Уральском городском округе, а так-

Российская академия народного хо- же опыта реализации муниципальной программы в данной сфе-

зяйства и государственной службы ре. Для проведения исследования использовалась смешанная

при Президенте РФ (620144, Россия, стратегия, которая предполагает сочетание количественных и

Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) качественных методов работы. Количественные методы: ана-

и zerchaninova-te@ranepa.ru лиз статистических данных, характеризующих состояние фи-

Иванов Павел Олегович зической культуры и спорта в Каменск-Уральском городском

Уральский институт управления, округе, и анкетный опрос. В статье рассматриваются результа-

Российская академия народного хо- ты анкетного опроса населения Каменск-Уральского городско-

зяйства и государственной службы го округа, проведенного в марте - мае 2022 года (объем выбор-

при Президенте РФ (620144, Россия, ки составил 892 человека). Качественные методы: анализ офи-

Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) циальных документов, официальных сайтов и метод визуаль-

и p.o.ivanov@mail.ru ной социологии - фотографирование объектов спортивной

инфраструктуры. Установлено, что на систематической осно-

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ве физкультурой и спортом занимается 49,4 % жителей го-

физическая культура, спорт, муници- родского округа в возрасте от 3 до 79 лет. К 2026 году плани-

пальное управление, программно-целе- руется увеличить этот показатель до 55 %. В результате иссле-

вой метод, муниципальная программа. дования выявлены основные проблемы развития физкультуры и спорта в городском округе: недостаток спортивной ин-

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: фраструктуры, изношенность спортивных объектов, устарев-

Зерчанинова Т.Е., Иванов П.О. шая материально-техническая база, недостаточное финансиро-

Практика муниципального управле- вание отрасли, отсутствие внебюджетных источников, низкий

ния в сфере физической культуры и уровень информированности жителей о предстоящих спортив-

спорта //Муниципалитет: экономика ных мероприятиях, праздниках и акциях. В заключении авто-

и управление. 2022. № 2. С. 66-74. ры формулируют основные рекомендации, направленные на развитие отрасли и привлечение дополнительных источников её финансирования.

Сила по имени ЗОЖ

изкультура и спорт являются неотделимой частью не только здорового образа жизни, но и повседневной деятельности человека в целом. Активная жизнедеятельность помогает достичь результатов в укреплении здоровья человека, сохранении текущего уровня и развитии его в целом. Также здоровый образ жизни помогает в профилактике многих заболеваний, принимает упреждающие меры, продлевает долголетие людей, которое влияет на повышение продолжительности жизни в целом в Российской Федерации.

По данным ученых из разных уголков мира, дети, которые ве-

дут сидячий образ жизни и уделяют свое свободное время виртуальной жизни, вырастают физически слабыми и больше всего подвержены различным недугам [1]. Влияние физической культуры на здоровье человека нельзя преуменьшать. Поэтому государство должно активно заниматься пропагандой здорового образа жизни [2].

Стоит сказать и о том, что физкультура и спорт также являются одним из приоритетных направлений в организации досуга, отдыха на выходных, длительных рабочих отпусков. Физкультура и спорт вносят существенный вклад в развитие человеческого потенциала, сохранение и укреп-

ление здоровья граждан, подрастающего поколения, а также в развитие муниципальных образований.

Понятие «физическая культура» представлено в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: «физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической под-

готовки и физического развития» [3]. В этом же законе указано и определение понятия «спорт -сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» [3].

Занятиям физкультурой и спортом в современных условиях посвятили свои работы Л. Н. Коваль, Е. В. Ярошенко, А. Ф. Щекин, Ю. И. Журавлева [4] и др. Различные аспекты государственной политики в сфере физкультуры и спорта изучают Г. М. Цинчен-ко, И. С. Орлова [5], Л. Ю. Богач-кова, В. В. Тихонова [6] и др. Развитие физкультуры и спорта в муниципальных образованиях изучают А. В. Парыгин, Л. Н. Фитина [7], А. Х. Чипов, А. А. Татар-канов, А. Б. Сохов [8] и др.

В нашем исследовании рассматриваются проблемы развития физкультуры и спорта на муниципальном уровне в Каменск-Уральском городском округе Свердловской области.

Знак ГТО на груди у него

Ст. 5 Устава Каменск-Уральского городского округа устанавливает вопросы местного значения, среди которых под пунктом 19 указан вопрос в сфере физической культуры и спорта: «обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа» [9].

В городе разработана и с 2020 года реализуется муници-

Удельный вес населения, занимающегося физической культурой, -важный показатель эффективности работы местной власти

пальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Каменск-Уральском городском округе на 2020-2026 годы» [10]. Управление по физической культуре и спорту Каменск-Уральского городского округа - это орган местного самоуправления, который реализует данную программу. Объемы финансирования представлены в муниципальной программе с делением средств на областной и местный уровни, а также внебюджетные источники (табл. 1).

Основным показателем, динамика роста которого свидетельствует об эффективности работы органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, является показатель удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Согласно социально-экономической отчетности за 2021 год, 49,4 % жителей городского округа в возрасте от 3 до 79 лет регулярно занимаются физкультурой и спортом (более 76 080 человек) [11]. К 2026 году поставлена цель увеличить этот показатель до 55 %.

Одним из способов привлечения населения муниципального образования к активному отдыху и регулярным занятиям физической культурой и спортом является участие граждан в физкультурно-оздоровитель-

Таблица 1 - Объемы финансирования муниципальной программы, тыс. руб. [10]

Источники Объемы финансирования

Всего, 2 491 577,0

из них:

областной бюджет 13 799,7

местный бюджет 2 472 8 03,8

внебюджетные источники 4 973,5

ных и спортивных мероприятиях, Днях здоровья, проводимых на территории муниципального образования. В течение 2021 года в городе проведено 381 спортивное мероприятие. Среди самых массовых мероприятий 2021 года «Кросс Наций» (более 2 000 человек), декада лыжного спорта всероссийских соревнований «Лыжня России», традиционная легкоатлетическая эстафета «Весна Победы», Всероссийский День ходьбы, велосипедная прогулка «Вело-осень» и др. На базе МАУ «Центр развития физической культуры и спорта города Камен-ска-Уральского» создан Центр тестирования по выполнению нормативов испытаний ГТО.

В 2021 году в рамках ГТО было проведено 28 мероприятий среди обучающихся общеобразовательных школ, учебных заведений и взрослого населения, в которых приняло участие 1714 человек. По результатам сдачи нормативов ГТО знаки отличия получили 339 человек [12]. В дальнейшем планируется активизировать работу по привлечению населения к сдаче норм ГТО и увеличить объем участников.

Несмотря на усилия последних лет, направленные на развитие материальной базы физической культуры и спорта, обеспеченность населения спортивными сооружениями, объектами спортивной инфраструктуры в муниципальном образовании остается недостаточной. В связи с этим в ближайшей перспективе в городе Каменске-Уральском планируется строительство Центра развития бокса в жилом районе «Южный» (IV квартал 2022 года) и строительство легкоатлетического манежа.

Счет 2:1

не в пользу Каменска

ля проведения исследования использовалась смешанная стратегия, которая предполагает сочетание количественных и качественных методов исследования. Количественные методы: анализ статистических данных, характеризующих состояние физической культуры и спорта в Каменск-Уральском городском округе, и анкетный опрос. В целях изучения удовлетворенности населения Ка-менска-Уральского развитием физкультуры и спорта в городе, в марте-мае 2022 года был проведен социологический опрос. Объем выборки составил 892 респондента. Качественные методы: анализ официальных документов, официальных сайтов и метод визуальной социологии - фотографирование объектов спортивной инфраструктуры.

В результате исследования были выявлены следующие проблемы:

Первая проблема - это нехватка спортивной инфраструктуры. Орган местного самоуправления называет ее наиболее острой из всех, которые присутствуют на территории муниципального образования.

Для анализа данной проблемы обратимся к отчету Управления по физической культуре и спорту за 2021 год [11]. На сегодняшний день по информации органа местного самоуправления число спортивных сооружений на территории г. Каменска-Ураль-ского составляет 286 единиц. Данный показатель является низким для комфортных занятий физической культурой и спортом в городе. Согласно социально-экономическим показателям за 2021 год, на территории городского округа активно занимается физической культурой и спортом более 76 тысяч человек, то есть примерно 49,4 % населения [11] (табл. 2).

Рассмотрим статистику на примере официального отчета по социально-экономическим показателям Управления по физической культуре и спорту Камен-ска-Уральского городского округа. Число спортивных сооружений по состоянию на 2021 год указано в таблице 3 [11].

В Приказе Министерства спорта Российской Федерации от 19.08.2021 № 649 «О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры» содержится информация о норме обеспеченности в расчете на

Таблица 2 - Анализ показателей Каменск-Уральского городского округа по состоянию на 2021 год

№ Показатель Значение

1 Количество спортивных сооружений 286 шт.

2 Численность населения 162 553 чел.

3 Количество граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом 76 080 чел., или 49,4 %

Таблица 4 - Норма обеспеченности (категория объекта спортивной инфраструктуры)

Показатель Значение

Всего 448

Стадионы с трибунам на 1500 и более 1

Плоскостные сооружения 110

Спортивные залы 59

Плавательные бассейны 5

Другие объекты, включая крытые спортивные объекты с искусственным льдом, манежи, лыжные базы, биатлонные комплексы, сооружения для стрелковых видов спорта и т.д. 46

Объекты городской и рекреационной инфраструктуры 227

Таблица 3 - Число спортивных сооружений г. Каменска-Уральского

Тип сооружения Кол-во

Спортивные сооружения 286

Стадион с трибунами 2

Плоскостные сооружения 76

Спортивные залы 64

Бассейны 14

количество жителей 100 000 человек [13] (табл. 4).

Так как в Каменск-Уральском городском округе проживает 162 553 человека, то согласно нормативу, необходимый объем спортивной инфраструктуры должен достигать отметки более 672 ед. По состоянию на 2021 год количество объектов спорта в городском округе равняется 286, то есть в два раза меньше необходимой нормы обеспеченности. В «зеленую зону» норматива попадают только плавательные бассейны в количестве 14 ед., стадионы с трибунами в количестве 2 ед. Плоскостных сооружений должно быть минимум 220 площадок при существующих на сегодняшний день 76 единицах. Спортивных залов следует иметь 118 при имеющихся сегодня 64.

Маленькие деньги большого спорта

созданию данной ситуации могли привести следующие предпосылки: \ • Финансовые. Связаны с бюджетным дефицитом и недостаточным финансированием предыдущих программ, отсутствием привлечения внебюджетных средств, что привело к медленному строительству спортивной инфраструктуры до утверждения новой программы. В качестве подтверждения можно привести высказывание начальника Управления по физической культуре и спорту Каменск-Уральского городского округа: «И по итогам предыдущей программы можно сказать, что мы многое сделали. Кто-то, конечно, скажет: а где большой спорт? К сожалению, для этого нет ни финансов, ни административных ресурсов

дополнительных», - заявил в интервью Павел Гиматов [14].

• Пандемия. Причины, связанные с распространением пандемии Covid 19, которая внесла существенные коррективы в развитие спортивной инфраструктуры города, поскольку в 2019 году было согласовано крупнейшее строительство «Центра Бокса», который, согласно официальным документам, должен был быть введён в эксплуатацию уже в 2021 году, однако строительство отложилось на более поздние сроки. Помимо «крупного строительства» не увидели свет и другие городские проекты по развитию спортивной инфраструктуры, среди прочих к ним относится и легкоатлетический манеж.

Согласно результатам проведенного опроса жителей Каменск-Уральского городского округа, 84 % респондентов считают, что спортивной инфраструктуры в городе не хватает (рис. 1).

Чтобы повысить количество спортивных объектов на территории муниципального образования, необходима активная застройка площадей плоскостной инфраструктурой на открытом воздухе.

Вторая проблема - это изношенность спортивных объектов, то есть устаревшая материально-техническая база. Согласно результатам опроса, состояние объектов спортивной

инфраструктуры оставляет желать лучшего. 85,1 % респондентов считают, что их состояние неудовлетворительно и требует ремонта (рис. 2).

Орган местного самоуправления также подтверждает проблемную ситуацию в городском округе и отмечает, что характер изношенности спортивных объектов затрагивает равномерно всю территорию муниципального образования, а не только определенные районы или объекты инфраструктуры.

Чтобы убедиться в достоверности социологического опроса и подтвердить факт износа площадок, была сделана фотосъемка объектов в разных частях города (рис. 3-6).

Для решения данной проблемы необходимо дополнительное финансирование за счет бюджетных и внебюджетных средств на ремонт и содержание спортивной инфраструктуры. Затраты на реконструкцию спортивных объектов будут существенно ниже, чем новое строительство.

На трибунах становится тише

Третья проблема - это низкий уровень информированности жителей о предстоящих спортивных мероприятиях, праздниках и акциях, направленных на занятия физкультурой и спортом (рис. 7).

Рис. 1. Хватает ли Вам спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в городе бесплатно? (Плоскостные сооружения: футбольные площадки, хоккейные корты, волейбольные площадки и т.д.).

Рис. 2. Удовлетворены ли Вы состоянием спортивных объектов?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Запущенное плоскостное сооружение для прыжков в длину по ул. Лермонтова в г. Каменск-Уральский.

Большинство респондентов (73,8 %) ответили, что слышали неполную информацию о городских спортивных мероприятиях и услугах. Жителям известно, что в городе проводятся такие спортивно-массовые мероприятия как «Кросс Наций», «Лыжня России», но они не имеют информации о менее известных, но полезных праздниках и мероприятиях - «Велопрогулка», «Маршрут здоровья» и другие. 21,1 % респондентов утверждают, что не знают и не слышат от знакомых, друзей, средств массовой информации о том, какие мероприятия планируются в ближайшее время. Лишь 5,2 % отмечают, что не испытывают никаких трудностей, знают о спортивных мероприятиях города.

На самом деле проблема кроется скорее не в том, что информация в области физической культуры и спорта отсутствует в городском округе, а в незнании жителей о том, где можно ее найти.

Отметим, что Управление по физической культуре и спорту активно работает в направлении информирования населения. Так, например, по просьбе горожан был создан Спортивный портал Каменска-Уральского [15], где выставляют всю необходимую ин-

формацию по предстоящим спортивным мероприятиям города.

Если обратиться к официальному сайту Управления по физической культуре и спорту Каменск-Уральского городского округа, то во вкладке «Спортивная жизнь» очень удобно выложен план официальных физкультурных и спортивных мероприятий помесячно [16]. График составлен с указанием наименования мероприятия, даты, места и времени его проведения, количества участников и ответственных руководителей, исполнителей.

Еще одним удобным каналом информирования выступает недавно созданный стенд в город-

Высокий: знаю о мероприятиях Средний: слышал неполную информацию Низкий: не знаю и не слышал о мероприятиях

Рис. 7. Оцените уровень Вашей информированности о мероприятиях и услугах в сфере физкультуры и спорта.

ском парке «Космос», на котором висит график мероприятий, актуальный на текущий месяц, однако данный стенд существует в единственном экземпляре.

К сожалению, жители Каменск-Уральского городского округа неохотно посещают спортивный портал, так как в большинстве случаев пользуются социальными сетями, в которых им удобнее и быстрее отслеживать нужную информацию. Та же самая ситуация сложилась и с официальным сайтом Управления по физической культуре и спорту Каменск-Уральского городского округа - низкая посещаемость официального сайта. У Управления нет официальной страницы в социальной сети «Вконтакте». В связи с этим Управлению необходимо создать такую страницу. Сегодня это очень удобный способ коммуникации с населением.

Большинство респондентов положительно оценило идею создания аккаунта Управления по физической культуре и спорту в социальной сети (рис. 8).

Финансовая эстафета

/ Четвертая проблема - это недостаточное финансирование отрасли физической культуры и спорта, о чем мы говорили выше.

Финансирования не хватает на полномасштабное строитель-

Рис. 8. Имеет ли смысл Управлению по физической культуре и спорту Камен-ска-Уральского завести страничку в социальной сети?

Активное участие в федеральных проектах - один из финансовых источников поддержки физкультуры и спорта

ство новой спортивной инфраструктуры, реконструкцию устаревших площадок, замену уличного инвентаря, проведение спортивно-массовых мероприятий и праздников, соревнований. Управление по физической культуре и спорту получает финансирование в основном за счет бюджетных средств и пока не может использовать в полной мере иные механизмы по привлечению денежных средств из других источников.

В связи с этим можно рассмотреть альтернативные источники, за счет которых можно было бы финансировать развитие физкультуры и спорта. Например, активное участие в федеральных проектах. В рамках проекта «Спорт - норма жизни» проводится ремонт старых спортивных площадок, а также строительство новых объектов - от дворовых площадок до спортивных комплексов. Данный механизм существенно позволил бы сократить расходы из местного бюджета, например, на строительство крупного спорткомплекса в городском округе. В рамках проекта бизнес-спринт «Я выбираю спорт!» можно подать заявку на строительство «умных» спортивных площадок. В рамках данного проекта на регион было выделено 100 миллионов рублей, и новые площадки появятся в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Верхней Пышме [17]. Каменску-Уральскому необходимо официально подать заявку в Министерство физической культуры и спорта Свердловской области о желании разместить данные спортивные объекты на территории городского округа.

Каменск-Уральский городской округ реализует муниципальную программу, которая предусматривает софинансирование из средств федерального и регионального бюджета Свердловской области [18]. Данная программа предусматривает мероприятия по благоустройству дворовых территорий и мест массо-

вого скопления людей, то есть в этот список входят парки, набережные и др. В перечень работ по благоустройству включается также и строительство спортивных площадок. Через эту программу также можно частично решить вопрос со спортивной инфраструктурой.

Следующий механизм - это муниципально-частное партнерство [ 19]. При юридически оформленном соглашении публичный партнер - муниципальное образование - вступает в сотрудничество с частным партнером - юридическим лицом - и объединяет ресурсы, перераспределяет риски, ответственность для создания объекта, его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию на определенный срок.

Фандрайзинг предполагает поиск и привлечение финансов на социальные проекты. Данный способ можно назвать пожертвованием, но главное для фан-драйзинга - это полный отчет о потраченных ресурсах, финансах и свободный доступ к инфраструктуре. Данная система является полноценными партнерством между органом местного самоуправления и, например, градообразующими предприятиями. В городском округе находятся крупные градообразующие предприятия: Синарский трубный завод (входит в Группу ТМК), КУМЗ, УАЗ и другие. Так, например, благодаря фандрайзин-гу можно было бы построить футбольный стадион, хоккейный корт, плавательный бассейн, куда бы могли приходить работники предприятий на льготных условиях, а жители города пользовались бы объектом спорта согласно установленному тарифу.

Спонсорство - механизм, который позволяет также привлечь дополнительное финансирование как со стороны юридических, так и физических лиц [20]. Дополнительные средства могут быть направлены на создание спортивной инфраструктуры или проведение массовых спортивных мероприятий, праздников физической культуры, городских соревнований.

Показатели растут -радости мало

В статье обобщен опыт развития физической культуры и спорта в Каменск-Уральском городском округе. Представлены основные задачи и подведомственные учреждения, которые помогают в реализации муниципальной политики по развитию отрасли.

Установлено, что в целях привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом учреждения физической культуры и спорта оказывают муниципальные услуги по предоставлению доступа к объектам спорта, выполняют работы по организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди различных групп населения. На систематической основе физкультурой и спортом занимается 49,4 % жителей городского округа в возрасте от 3 до 79 лет. К 2026 году планируется увеличить этот показатель до 55 %.

Состояние физической культуры и спорта в городском округе активно поддерживается в основном за счет интереса населения к занятиям и здоровому образу жизни, тогда как управленческие механизмы по разви-

тию отрасли в силу определенных проблем реализуются не в полной мере. По ежегодным отчетам органа местного самоуправления ключевые показатели по развитию физической культуры и спорта растут, но, к сожалению, степень удовлетворенности горожан состоянием отрасли остается на низком уровне, что подтверждается данными социологического опроса населения Каменск-Уральского городского округа.

В результате исследования выявлены основные проблемы развития физкультуры и спорта в городском округе:

• недостаток спортивной инфраструктуры,

• изношенность спортивных объектов, устаревшая материально-техническая база,

• недостаточное финансирование отрасли, отсутствие внебюджетных источников,

• низкий уровень информированности жителей о предстоящих спортивных мероприятиях, праздниках и акциях.

Авторами сформулированы основные рекомендации, направленные на развитие отрасли и привлечение дополнительных источников её финансирования.

Четко разработанная муниципальная программа с поставленными целями, задачами, способами достижения целей, то есть единый увязанный документ по

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

ресурсам, исполнителям и срокам, а также комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение социальных проблем в муниципальном образовании, поможет точечно исправить проблемные стороны отрасли и задаст вектор развития на будущее в городском округе.

При условии решения имеющихся проблем, привлечения дополнительных источников финансирования за счет внебюджетных средств, грамотного перераспределения ресурсов и взаимодействия с жителями можно создать необходимые комфортные условия для развития отрасли.

[1] Согласно новому исследованию ВОЗ, большинство подростков в мире ведут малоподвижный образ жизни, что ставит под угрозу их сегодняшнее и будущее здоровье. URL: https://www.who.int/ ru/news/item/22-11-2019-new-who-[ed-study-says-majority-of-adoiescents-woridwide-are-not-sufficientiy-physicaüy-active-putting-their-current-and-future-health-at-risk (дата обращения: 03.05.2022).

[2] Изаак С.И. Государственная пропаганда здорового образа жизни // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 5 (82). С. 21-29.

[3] О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12 .2007 № 329-Ф3 . (в ред . от 06.03.2022) . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Коваль Л.Н., Ярошенко Е.В., Щекин А.Ф., Журавлева Ю.И. Проблемы физической подготовки человека в современных реалиях // Тенденции развития науки и образования. 2020. №64-4. С. 75-78.

[5] Цинченко Г.М., Орлова И.С. Государственная политика Российской Федерации в сфере развития физической культуры и спорта // Вопросы управления. 2019. № 3 (58). С. 76-87.

[6] Богачкова Л.Ю., Тихонова В.В. Развитие инструментария для мониторинга результативности мер государственной поддержки физической культуры и спорта в регионах РФ // Финансовый бизнес. 2021. № 12 (222). С. 140-143.

[7] Парыгин А.В., Фитина Л.Н. Комплекс мер по вовлечению населения различных групп в занятия физической культурой и массовым спортом на примере г. Екатеринбурга // Современный ученый. 2020. № 5. С. 18-23.

[8] Чипов А.Х., Татарканов А.А., Сохов А.Б. Физическая культура и массовый спорт как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Вестник академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 380-383.

[9] Устав муниципального образования Каменск-Уральский городской округ Свердловской области. Утвержден решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 № 148 (в ред.

от 21.07.2021). URL: https://kamensk-ura1skiy.ru/o_gorode/ ustav_goroda.html (дата обращения: 04.05.2022).

[10] Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Каменск-Уральском городском округе на 2020-2026 годы» : Постановление Администрации Каменск-Уральского городского округа от 10.10.2019 № 836 (в ред. от06.06.2022). URL: https://kamensk-ura1skiy.ru/jekonomika/ dokumenti_strategicheskogo_p[anirovanija/municipa[nie_ programmi/municipa[nie_programmi/municipa[nie_programmi_ 20202026_godi.html (дата обращения: 04.05.2022).

[11] Социально-экономические показатели. Официальный сайт Управления по физической культуре и спорту Каменск-Уральского городского округа. URL: http://ufk-sport.ru/fi1es/socia1no-ehkonomicheskie-pokazate1i1238.pdf (дата обращения: 05.05.2022).

[12] Информационный материал о социально-экономическом состоянии города в 2021 году и перспективах на 2022 год. Официальный портал Каменск-Уральского городского округа. URL: https://kamensk-ura1skiy.ru/jekonomika/socia1nojekonomicheskoe_ razvitie.html (дата обращения: 06.05.2022).

[13] О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19.08.2021 № 649. Доступ из справ.-правовой системы «Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов».

[14] Новостной портал «Виртуальный Каменск». URL: http://k-ur.ru/ novosti-v-kamenske-ura1skom/sport/v-kamenske-ura1skom-razrabatyvaetsya-programma-razvitiya-fizicheskoy-ku1tury-i-spora-na-2014-2016-god/index.htm1 (дата обращения: 10.05.2021).

[15] Спортивный портал Каменска-Уральского. URL: https://sport-kamensk.ru/ (дата обращения: 06.05.2022).

[16] Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Каменск-Уральского городского округа на 2022 год. URL: http://ufk-sport.ru/fi1es/kp-20221219.pdf (дата обращения: 06.05.2022).

[17] О реализации проекта «Бизнес - спринт». Официальный сайт

Правительства Свердловской области. URL: https://midurai.ru/ news/iist/document191185/ (дата обращения: 14.05.2022).

[18] Муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Каменск-Уральский на 2017-2024 годы». URL: https://kamensk-uraiskiy.ru/downioad/46325.docx (дата обращения: 14.05.2022).

[19] О государственно-частном партнерстве, муниципально-част-ном партнерстве в Российской Федерации и внесении изме-

нений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (в ред. от 01.05.2022). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

[20] О спонсоре первенства города по Кенпо-карате «Пояс чемпиона 2021» в городском округе Каменск-Уральский. Официальная группа провайдера «КаменскТелеком» в «ВКонтакте». URL: https://vk.com/waii-40731682_2824 (дата обращения: 14.05.2022).

MUNICIPAL ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

ABSTRACT:

The article is devoted to the study of the problems of the development of physical culture and sports in the Kamensk-Uralsky city district, as well as the experience of implementing a municipal program in this area. A mixed strategy was used to conduct the study, which involves a combination of quantitative and qualitative research methods. Quantitative methods: analysis of statistical data characterizing the state of physical culture and sports in the Kamensk-Uralsky city district, and a questionnaire survey. The article discusses the results of a questionnaire survey of the population of the Kamensk-Uralsky city district conducted in March - May 2022 (the sample size was 892 people). Qualitative methods: analysis of official documents, official websites and the method of visual sociology - photographing sports infrastructure facilities. It is established that on a systematic basis, 49.4% of residents of the urban district aged 3 to 79 years are engaged in physical education and sports. By 2026, it is planned to increase this figure to 55%. As a result of the study, the main problems of the development of physical education and sports in the city district were identified: lack of sports infrastructure, deterioration of sports facilities, outdated material and technical base, insufficient financing of the industry, lack of extra-budgetary sources, low level of awareness of residents about upcoming sports events, holidays and promotions. In conclusion, the authors formulate the main recommendations aimed at the development of the industry and attracting additional sources of its financing.

AUTHORS' INFORMATION: Tatiana E. Zerchaninova

Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66,8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) s zerchaninova-te@ranepa.ru Pavel O. Ivanov

Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66,8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) s p.o.ivanov@mail.ru

KEYWORDS:

physical culture, sports, municipal management, program-target method, municipal program.

FOR CITATION:

Zerchaninova T.E., Ivanov P.O. (2022). Municipal administration in the field of physical culture and sports, Municipality: Economics and Management, no. 2, pp. 66-74.

REFERENCES:

[1] According to a new WHO study the majority of adolescents in the world lead a sedentary lifestyle, which threatens their current and future health. URL: https://www.who.int/ru/news/item/22-11-2019-new-who-ied-study-says-majority-of-adoiescents-woridwide-are-not-sufficientiy-physicaiiy-active-putting-their-current-and-future-heaith-at-risk (accessed: 03.05.2022).

[2] Izaak S.I. (2020). State promotion of a heaithy iifestyie, Search: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture, no. 5 (82), pp. 21-29.

[3] On Physicai Cuiture and Sports in the Russian Federation: Federai Law No. 329-FZ of 04.12.2007 (ed. from 06.03.2022). Access from the iegai reference system "ConsuitantPius".

[4] Koval L.N., Yaroshenko E.V., Shchekin A.F., Zhuravleva Yu.I. (2020).

Problems of human physical fitness in modern realities, Trends in the development of science and education, no. 64-4, pp. 75-78.

[5] Tsinchenko G.M., Orlova I.S. (2019). State policy of the Russian Federation in the field of development of physical culture and sports, Questions of management, no. 3 (58), pp. 76-87.

[6] Bogachkova L.Yu., Tikhonova V.V. (2021). Development of tools for monitoring the effectiveness of measures of state support of physical culture and sports in the regions of the Russian Federation, Financial business, no. 12 (222), pp. 140-143.

[7] Parygin A.V., Fitina L.N. (2020). A set of measures to involve the population of various groups in physical culture and mass sports on the example of Yekaterinburg, Modern scientist, no. 5, pp. 18-23.

[8] ChipovA.H., Tarakanov A.A., SukhovA.B. (2020). Physical culture and mass sport as a factor of sustainable development of municipalities, Bulletin of the Academy of Knowledge, no. 4(39), pp. 380-383.

[9] The Charter of the municipality of Kamensk-Uralsky city district of the Sverdlovsk region. Approved by the decision of the Kamensk-Uralsky City Duma of February 22, 2006 No. 148 (as amended. dated 21.07.2021). URL: https://kamensk-uralskiy.ru/o_gorode/ ustav_goroda.html (accessed: 04.05.2022).

[10] On approval of the municipal program "Development of physical culture and sports in the Kamensk-Uralsky City District for 20202026": Resolution of the Administration of the Kamensk-Uralsky City District of 10.10.2019 No. 836 (as amended. from 06.06.2022). URL: https://kamensk-uralskiy.ru/jekonomika/dokumenti_ strategicheskogo_planirovanija/municipalnie_programmi/ municipalnie_programmi/municipalnie_programmi_20202026_ godi.html (accessed: 04.05.2022).

[11] Socio-economic indicators. The official website of the Department of Physical Culture and Sports of the Kamensk- Uralsky city district. URL: http://ufk-sport.ru/files/socialno-ehkonomicheskie-pokazateli1238.pdf (accessed: 05.05.2022).

[12] Information material on the socio-economic state of the city in 2021 and prospects for 2022. The official portal of Kamensk-Ural-sky city district. URL: https://kamensk-uralskiy.ru/jekonomika/ socialnojekonomicheskoe_razvitie.html (accessed: 06.05.2022).

[13] On recommended standards and norms for providing the population with sports infrastructure facilities: Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 649 dated 19.08.2021. Ac-

cess from the legal reference system "Electronic fund of legal and regulatory documents".

[14] News portal "Virtual Kamensk1. URL: http://k-ur.ru/novosti-v-kamenske-uralskom/sport/v-kamenske-uralskom-razrabatyvaetsya-programma-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-spora-na-2014-2016-god/index.html (accessed: 10.05.2021).

[15] Sports portal of Kamensk-Uralsky. URL: https://sport-kamensk.ru/ (accessed: 06.05.2022).

[16] Calendar plan of official physical culture events and sports events of the Kamensk-Uralsky city district for 2022. URL: http://ufk-sport.ru/files/kp-20221219.pdf (accessed: 06.05.2022).

[17] About the implementation of the Business Sprint project. The official website of the Government of the Sverdlovsk region. URL: https://midural.ru/news/list/document191185/ (accessed: 14.05.2022).

[18] Municipal program "Formation of a modern urban environment on the territory of the municipal formation of the city of Kamensk-Uralsky for 2017-2024". URL: https://kamensk-uralskiy.ru/download/ 46325.docx (accessed: 14.05.2022).

[19] On Public-private Partnership, Municipal-private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts in the Russian Federation: Federal Law No. 224-FZ of 13.07.2015. (ed. from 01.05. 2022). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

[20] About the sponsor of the Kenpo Karate championship of the city "Champion Belt 2021" in the Kamensk-Uralsky city district. The official group of the provider "Kamensktelecom" in "VKontakte". URL: https://vk.com/wall-40731682_2824 (accessed: 14.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.