Научная статья на тему 'Практика крещения младенцев'

Практика крещения младенцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крещение / младенцы / Baptism / babies

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рыжов Артем Александрович

В настоящей статье предлагается рассмотрение практики крещения младенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of infant baptism

The present article proposes an examination of the practice of infant baptism

Текст научной работы на тему «Практика крещения младенцев»

ПРАКТИКА КРЕЩЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ

Рыжов Артем Александрович ryjov.a. a @yandex.ru

УДК 24

Аннотация

В настоящей статье предлагается рассмотрение практики крещения младенцев.

Ключевые слова

Крещение, младенцы

Для цитирования: Рыжов А. А. Практика крещения младенцев//Духовные ласточки. 2020. Т. 4. С. 273-281.

В связи с увеличением критики практики крещения младенцев рассмотрим в настоящей статье свидетельство Церкви об аутентичности данной традиции практике древней Церкви.

«Это (крещение младенцев) церковь всегда имела, говорит блаженный Августин, всегда содержала; это прияла она от предков; это соблюдает она постоянно даже до конца; в другом месте: «не должно пренебрегать обычаем матери Церкви совершать крещение над младенцами, и считать его излишним; но должно смотреть на него как на апостольское предание.»1

1 История чинопоследований крещения и миропомазания. Исследова-

Свят. Николай Сербский в своем катехизисе отвечая на вопрос: «Почему необходимо крестить младенцев?» пишет, что в том числе «потому, что апостолы крестили детей.»2

Свят. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещали Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога.»3

Свят. Киприан: «Притом же, если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется прощение и благодать, то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедший по плоти от Адама, воспринял заразу смерти чрез само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленнейший брат, на соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают нашу помощь и мило-

ние Александра Алмазова, Казань, Типография Императорского университета, 1884г. С. 587.

2 Православный катехизис. свят. Николай Сербский, изд-во «Христианская жизнь», Клин, 2009г. С. 70.

3 Святитель Григорий Богослов. Творения в двух томах. Том 1, изд-во «Сибирская Благозвонница», Москва, 2010г. С. 469.

сердие Божье, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление.»1

Прот. Олег Давыденков: «Начиная со II в. Отцы Церкви единодушно свидетельствуют о существовавшей в Церкви практике крещения младенцев как о повсеместно распространенной.»2

Прот. Геннадий Нефедов: «Церковь всегда совершала крещение младенцев наряду с крещением взрослых. Когда ученики Спасителя возбраняли приведшим к Нему детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, Сам Христос сказал: «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). Священное Писание нового Завета упоминает о крещении нескольких семей: апостолом Петром - дома Корнилия (Деян. 10), апостолом Павлом - темничного стража и всех его домочадцев (Деян. 16:33), начальника синагоги со всем его домом (Деян. 18:8), дома Сте-фанова (1Кор. 1:16), несомненно, указывая на присутствие в них детей.

Для послеапостольского времени практика крещения детей вполне очевидна. Ориген (II - III вв.) свидетельствует, что «Церковь приняла предание от апостолов преподавать Крещение и младенцам». Святой Ириней, епископ Лионский, и учитель Церкви Тертуллиан также свидетельствуют, что крещение детей было обычным явлением. В Постановлениях Апостольских имеется указание, что детей следует крестить прежде взрослых. Во времена святого Киприана Карфагенского считалось неполезным откладывать Крещение даже до восьмого дня. По свидетельствам святых Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, крещение детей было общепринятой практикой.»3

1 Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви: Сб. писем. М.: изд-во Сретенского монастыря, 2008г. С. 189.

2 Догматическое богословие. прот. Олег Давыденков, Издательство ПСТГУ, Москва, 2013г. С. 546.

3 «Таинства и обряды Православной Церкви.» Прот. Геннадий Нефедов,

Мысль блаж. Августина о том, что некрещеные младенцы попадают в ад не лишена оснований:

Сама Истина говорит: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Бо-жие.» [Ин.3:5]

Святые Отцы следуя словам Господа утверждают, что без крещения никто не может спастись:

Свят. Кирилл Иерусалимский: «... кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус.»4

Свят. Иоанн Златоуст: «Слышите вы все, чуждые просвещения4 (1) То есть таинства св. крещения): ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, - еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака.»5

Свят. Амвросий Медиоланский: «никто не входит в царство небесное иначе, как только через таинство крещения». «В крест Господа Иисуса верует и оглашенный, которым и сам знаменуется; но если он не будет крещен во имя Отца и Сына и Св. Духа,

изд-во «Паломник», Москва, изд. 3-е, 2008г. С. 37-38.

4 Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайно-водственные. Изд-во «Благовест», 2010г. С. 38.

5 Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12 томах. Свято-Успенская Почаевская Лавра, том 8, 2005г. С. 167.

то не может получить отпущения грехов и сподобиться дара духовной благодати.»1

Крещение смывает первородный грех и все грехи совершенные прежде крещения. У младенцев нет личных грехов, но они несут на себе первородный грех:

«1) И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение. Известно изречение Спасителя: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие; рожденное от плоти плоть есть (Иоанн. 3,5; снес. Рим. 5,12.18)»2

124 правило Карфагенского Собора утвержденное вторым правилом 6-го и первым правилом 7-го Вселенского Собора говорит о том, что младенцев крестят во оставление первородного греха:

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещают-ся во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: един-ным человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо,

1 «Православно-Догматическое Богословие». Митр. Макарий Булгаков, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, том 2, 2007г. С. 337.

2 Там же

по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».1

Именно первородный грех закрывает для младенцев Царство Божие, как пишет митр. Макарий: «младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение.»

Условия посмертного существования некрещеных младенцев и грешников будут конечно совершенно разными так как зависят от степени греховности человека.

Вот именно в вопросе условий посмертного существования некрещеных младенцев между мнением блаж. Августина и других Отцов высказывавшихся о судьбе некрещеных младенцев есть разница, блаж. Августин полагал, что умершие без крещения младенцы терпят муку, хотя сколько возможно легкую, другие же Отцы например свят. Григорий Богослов писали о том, что «последние (несподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания».2

свят. Григорий не говорит, что некрещеные младенцы будут в царствии Божием он помещает их в среднее состояние между блаженством и осуждением.

1 Там же. С. 339.

2 Там же. С. 337.

Приведу еще некоторые свидетельства:

Преп. Макарий Великий: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь, какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с веселым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям - и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму.»1

Свят. Николай Сербский: «.дитя, если умрет некрещеным, будет исключено из семьи христианской и потому на Страшном Суде появится среди безбожников.»2

Свят. Филарет Гумилевский: «Оставлять детей без крещения тоже значит, оставлять их без очищения от наследственного греха и вне общества, юмеющего право на наследие вечных благ; а это тяжело для совести христианской, особенно в случае внезапной смерти детей (Иоанн. 3, 4.5).»3

архиеп. Антоний Амфитеатров: «Поелику спасение невозможно без крещения: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Иоанн. 3, 5): то отсюда следует, что оно необходимо равно для всех, а потому и для младенцев, по-

1 Преподобный Макарий Великий. «Духовные беседы», Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2009г. С. 392.

2 «Православный катехизис» свят. Николай Сербский, изд-во «Христианская жизнь», Клин, 2009г.С. 70.

3 «Православное Догматическое богословие» свят. Филарет Гумилевский, второе издание, Чернигов, В типографии Ильинского монастыря, том 2, 1865г. С. 219.

елику и они хотя не имеют грехов произвольных, но рождаются с грехом первородным.»1

Итак, мы видим, что крещение младенцев имеет как древнюю традицию, так и серьезное обоснование в вероучении Православной Церкви.

Использованная литература:

1. «Таинства и обряды Православной Церкви.» Прот. Геннадий Нефедов, изд-во «Паломник», Москва, изд. 3-е, 2008г.

2. «История чинопоследований крещения и миропомазания.» Исследование Александра Алмазова, Казань, Типография Императорского университета, 1884г.

3. «Православный катехизис» свят. Николай Сербский, изд-во «Христианская жизнь», Клин, 2009г.

4. Святитель Григорий Богослов. Творения в двух томах. Том 1, изд-во «Сибирская Благозвонница», Москва, 2010г.

5. Священномученик Киприан Карфагенский. «Таинство единства Церкви: Сб. писем.», изд-во Сретенского монастыря, 2008г.

6. «Требник на русском языке». Издание Общества любителей церковной истории, Москва, 2010г.

7. «Догматическое богословие» прот. Олег Давыденков, Издательство ПСТГУ, Москва, 2013г.

8. Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Изд-во «Благовест», 2010г.

9. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12 томах. Свято-Успенская Почаевская Лавра, том 8, 2005г.

10. «Православно-Догматическое Богословие». Митр. Мака-рий Булгаков, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, том 2, 2007г.

1 «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» свят. Антоний Амфитеатров, изд. 8-е, С.-Петербург. В типографии Александра Якобсона,1862г. С. 220-221.

11. Преподобный Макарий Великий. «Духовные беседы», Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2009г.

12. «Православное Догматическое богословие» свят. Филарет Гумилевский, второе издание, Чернигов, В типографии Ильинского монастыря, том 2, 1865г.

13. «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» свят. Антоний Амфитеатров, изд. 8-е, С.Петербург. В типографии Александра Якобсона,1862г.

The practice of infant baptism

Ryzhov Artem ALexandrovich

Abstract

The present article proposes an examination of the practice of infant baptism.

Keywords Baptism, babies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.