Научная статья на тему 'Практика использования сетевого электронного учебно-методического комплекса по модулю «Электрические машины и привод»'

Практика использования сетевого электронного учебно-методического комплекса по модулю «Электрические машины и привод» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPUTER ASSISTED TASK BATCH / ON-LINE EDUCATIONAL COMPLEX / PROFESSIONAL ENGLISH FOR NON-LINGUISTIC STUDENTS / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Эльвира Яковлевна

Представлен опыт практики использования сетевого электронного учебно-методического комплекса (СЭУМК) по модулю «Электрические машины и привод», предназначенного для студентов старших курсов технических вузов, изучающих профессиональный английский язык. Описан комплекс упражнений по модулю «Электрические машины и привод», позволяющий использовать информационно-технические и компьютерные технологии для развития коммуникативных компетенций и успешного овладения профессиональным техническим английским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Соколова Эльвира Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING ON-LINE EDUCATIONAL COMPLEX ON MODULE “ELECTRIC MOTOR AND DRIVE”1

The article focuses on the practice of using the on-line educational complex on module “Electric motors and drive” for senior non-linguistic students who study professional English. The article characterizes computer assisted tasks batch on module “Electric motor and drive”, that enables communicative competence improvement and successful aquisition of professional English.

Текст научной работы на тему «Практика использования сетевого электронного учебно-методического комплекса по модулю «Электрические машины и привод»»

УДК 378.168:004.732:[621.313+62-8]

Э. Я. Соколова

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО МОДУЛЮ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ПРИВОД»

Представлен опыт практики использования сетевого электронного учебно-методического комплекса (СЭУМК) по модулю «Электрические машины и привод», предназначенного для студентов старших курсов технических вузов, изучающих профессиональный английский язык. Описан комплекс упражнений по модулю «Электрические машины и привод», позволяющий использовать информационно-технические и компьютерные технологии для развития коммуникативных компетенций и успешного овладения профессиональным техническим английским языком.

Ключевые слова: комплекс упражнений, сетевой электронный учебно-методический комплекс, профессиональный технический английский язык, коммуникативные компетенции.

В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Информационнокоммуникационные, компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Они повышают эффективность обучения и способствуют усилению мотивации при изучении иностранного языка (ИЯ), индивидуализируют и интенсифицируют процесс обучения, способствуют развитию познавательной активности в процессе самостоятельной работы [1]. В связи с повышением значимости владения языком как средством профессионального общения перед преподавателями неязыковых вузов поставлена задача формирования компетенций по сбору, анализу, обработке и систематизации научно-технической информации [2]. Высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда с широким использованием принципиальных возможностей компьютерной техники позволяет качественно изменить проведение инновационных инженерных исследований, включая анализ данных из мировых информационных ресурсов, осуществлять коммуникации в профессиональной сфере в глобальной сети, предоставляет возможность презентации и защиты результатов инновационной инженерной деятельности [3].

СЭУМК для студентов IV курса Энергетического института Томского политехнического университета повышает эффективность процесса обучения за счет перехода обучающегося в роль активного проектировщика индивидуальной образовательноразвивающей траектории. Студент погружен в комфортную образовательную информационную среду, избегая возможных внешних, негативных раздражителей. Оптимизация процесса обучения при работе с СЭУМК происходит в связи с высокой информативностью материала, новизной способа подачи и обновления данной информации за счет возможности наглядного предъявления языкового ма-

териала и наличия обратной связи. Практика использования СЭУМК показала, что эффективность обучения возросла благодаря правильной организации времени на прохождение модулей с возможностью регулирования режима, интенсивности обучения и оптимизации нагрузок, возможностью оперативной корректировки обучающего материала, быстрому контролю процесса обучения и автоматизированной объективной оценки результатов [3].

Особо пристальное внимание уделено содержанию и правильной организации структуры СЭУМК и комплексу упражнений в связи с переходом роли преподавателя в роль менеджера и модератора, а также переход студента в роль активного проектировщика с возможностью контроля своей учебной деятельности. Комплекс упражнений в СЭУМК -это цепочка последовательных, правильно подобранных, должным образом организованных и скомпонованных, четко структурированных заданий. Комплекс представляет систему необходимых упражнений, выполняемых в определенной последовательности и в количестве, необходимом для наиболее успешного овладения профессиональным ИЯ. Он призван повышать мотивацию у студентов к обучению и вызвать интерес к самостоятельной работе [4].

СЭУМК по модулю «Электрические машины и привод» ориентирован на решение таких задач, как формирование и совершенствование навыков чтения технических текстов, развитие умений продуктивной профессионально-ориентированной письменной речи (ведения деловой переписки, написание научных статей, докладов по профессиональному английскому, составление инструкций). Комплекс способствует развитию коммуникативной компетенции, совершенствованию навыков монологической и диалогической речи, навыков аудирования в профессиональной технической сфере. Комплекс упражнений в составе СЭУМК по модулю «Электрические машины и привод» отличается особым подбором и систематичностью необходи-

мых упражнений, они распределены в определенной последовательности соответственно стадиям становления навыков и умений, а речевой материал расположен согласно определенной тематике. Данный комплекс обеспечивает правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя, меж-уровневые переходы между упражнениями позволяют студентам погрузиться в языковую среду профессионального технического английского языка.

Особое место в комплексе упражнений в составе сетевого электронного учебно-методического курса по модулю «Электрические машины и привод» отводится чтению профессиональных текстов. Чтение профессионально-ориентированных текстов является одной из форм развития речевого общения и способствует овладению техническим английским языком.

В комплекс СЭУМК включены упражнения для работы над просмотровым и ознакомительным чтением: Read and find in the text below the following words and collocations related to the drive system and try to explain each one to your group mates. Read the statements on topic “Speed control in D.C. drives” below and decide whether the statements below are true or false.

На следующем этапе студентам представлен комплекс упражнений, развивающих навыки выборочного поискового, реферативного чтения: Find in the text “Electric motors” the following terms and match the terms to the definitions. Read the text “General arrangement of Drive” and for questions 1-4 choose the appropriate answer. Complete the sentences below, use the text if necessary. Find in the text “Speed control in drives” sentences with the phrases similar to the following equivalents. Read the article “Electric motors” and fill in the sentences (A-F) which best fit each paragraph. Read an article about Insulated-Gate Bipolar Transistors and fill in the gaps with the correct words derived from the words in bold. Read the article about IGBT structure. For questions 1-5 choose the best answer, A, B, or C.

Наиболее значимыми в СЭУМК являются также упражнения, развивающие навыки внимательного, анализирующего чтения: Read the text “Control arrangements for d.c. drives” and answer the questions below. Read the text and put five different types of questions to the context of the text “Torque Control”. Using Figure 1 and the information from the text show how speed control is implemented in d.c. drives. Read the article about MOSFEt Composition and Circuit Symbols and render the most important information. Read the text “Electric motor types” and prepare a short report on the topic “Types of motors”. Read the text Introduction to Variable-Frequency Drives and give the title to each paragraph of this text.

Задания для проверки понимания текстов носят творческий характер, требуют синтеза и анализа информации, нацелены на развитие критического мышления у студентов. При работе с текстом студенты могут воспользоваться электронным словарем для быстрого поиска незнакомых слов или словосочетаний, нажав на ссылку “Link to ABBY LINGVO”. При работе с текстом и комплексом упражнений в составе сетевого электронного учебно-методического курса по модулю «Электрические машины и привод» студенты и преподаватель имеют возможность использования гиперссылки, что позволяет устанавливать связь и переходить к другому объекту в сети Интернет, организовывать дискуссии, переговоры, семинары, используя форумы и чаты.

Большое значение в сетевом электронном учебно-методическом курсе по модулю «Электрические машины и привод» имеет комплекс упражнений, направленный на аудирование. Аудирование представляет собой процесс смысловой переработки информации, одновременного восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование составляет основу для общения, без которого невозможно пользование иноязычной речью на уровне, необходимом на современном этапе развития общества в профессиональной сфере. «Последовательность совершенствования речевых навыков и развития умений смыслового восприятия на слух предполагает использование упражнений двух групп: языковых и речевых» [5, с. 47].

Языковые упражнения направлены на снятие трудностей лингвистического и психологического характера, позволяют сосредоточить внимание на восприятии содержания профессионально-ориентированных текстов. Упражнения на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки: Listen to the text “Choosing a course” and fill in the gaps (each gap represents one word) in this text. Упражнения для развития речевого слуха: Listen to the conversation and complete the following extracts from the conversation by underlining the correct words. Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий смысловой информации: Listen to the text about Michael Faraday and put the statements in the correct order. Complete the following sentences about transistors, then listen to the information and correct them. Listen to the first part of the text about Insulated-Gate Bipolar Transistors and write a plan to the next parts. Упражнения на обучение восприятию речевого потока: Listen to the text “Device structure” and write down all abbreviations you have heard. Listen to the text “Electric motor” and match the different types of motors to their descriptions. Упражнения на развитие аудитивного логического мышления: Listen to the article from

Encyclopedia of Energy and Technology and select a title for the article from the given below.

Речевые аудитивные упражнения вырабатывают умения восприятия речевых сообщений в условиях, приближенных к естественной профессиональной коммуникации. Например, упражнения, в которых студенты дают развернутые ответы на вопросы: Listen to the conversation between Paula, a designer engineer for a GPS (Global Positioning System) manufacturer and Jose, a senior manager of the company and answer the questions below. Упражнения, в которых студенты передают информацию в форме диалога: Listen to the dialogue on the topic “Electric motor types” and make up your own dialogue. Упражнения, в которых студенты передают услышанную информацию в форме монолога (доклада, презентации): Listen to the text and discuss what the differences are between single-phase and three-phase motors, prepare this information as a short report. Речевые аналитические упражнения: Listen to the article about various kinds of transistors and say what the simlarity and the difference are. Listen to the text and describe the structure of each represented in the picture kind of a transistor.

Комплекс упражнений для совершенствования навыков аудирования базируется на большом количестве видео- и аудиоматериала с возможностью просмотра и прослушивания в сети Интернет. Гиперссылки на глоссарий и словари позволяют осуществлять возможность прослушивания эталонного звучания отдельных слов и дефиниций, что особо важно при обучении техническому английскому языку.

Комплекс упражнений, направленный на развитие и совершенствование репродуктивной и продуктивной письменной речи, позволяет сохранить языковые и фактические знания, стимулирует процесс письма, говорения, слушания и чтения на иностранном языке, формирует лингвистическую, коммуникативную, лингвострановедческую компетенцию [5]. Конечным результатом обучения письменной речи по профессиональному английскому являются высокий уровень грамотности, свободное владение языковыми средствами и стилями изложения, умение последовательно и лаконично передавать как собственные мысли, так и воспринимаемые из внешних источников. Задачами разработанного комплекса упражнений являются обучение письменной коммуникации в профессионально-деловой сфере, ведению деловой переписки, развитие умений написания статей, докладов, отчетов, аннотаций, тезисов, презентаций, совершенствование навыков реферирования, письменного анализа научно-технических исследований.

Комплекс содержит условно-речевые упражнения для совершенствования навыков письменной речи: Write the summary of the text “General arrange-

ment of a drive”, follow the steps given in the box. Write a report on the topic “Transistors”, use information given in the links. Describe the type of an amplifier represented in the picture. Write a technical description and explanation of a transistor and thyristor. Write an abstract to the article in accordance with the topic you have chosen. Write an essay on the topic “Applications of a drive system, use the links”.

Речевые коммуникативные упражнения направлены на развитие умений письменной речи: Using the chat discuss and compare the system of engineering education in your University with the system of engineering education in the UK. Make on-line presentation about amplifiers and rectifiers, using the information from your article. Discuss and write comments on video about inverters. Study and analyse presentation on the topic “Trends in electrical drives”.

Для совершенствования навыков письменной речи используются такие компоненты СЭУМК, как форум и чат, благодаря чему появляется возможность организовывать обратную связь и устанавливать деловую переписку, вести дискуссию по профессиональной тематике.

В практике использования СЭУМК особое внимание уделяется комплексу упражнений, направленных на развитие устной коммуникации. Коммуникация осуществляется в двух основных формах: монологе, характеризующемся непрерывным характером высказывания, последовательностью, логичностью, смысловой законченностью, тематической направленностью, синтаксической усложненностью, и диалоге, характеризующемся зависимостью характера высказывания от реплики партнера, эмоциональностью, ситуативностью [5, c. 70]. Целью созданного комплекса упражнений является обучение коммуникации в сфере профессионального технического английского языка: развитие умений выступления с докладами, отчетами, презентациями, анализами исследований, умений ведения переговоров, поддержания диалога в научно-технической и профессиональной сфере. В практике СЭУМК применяются речевые коммуникативные упражнения, направленные на развитие диалогической формы общения с использованием чатов, форумов, вебинаров, видеоконференций: Share information about DTC with your partner, discuss what you know about it. Brainstorm your ideas to find an appropriate solution to the problem “Global energy”. Речевые коммуникативные упражнения, направленные на развитие монологической формы общения в профессионально-технической сфере, с использованием WIKI модуля, он-лайн семинаров, форумов, также занимают особое место в системе СЭУМК: Make a report/ presentation on topic “Electrical motors”, take part with your presentation in on-line conference. Look at the diagram and analyse the struc-

ture of each represented kind of transistors. Prepare in- ность разработанного комплекса упражнений для

formation as a short report about HEXFET for WIKI. развития коммуникативных компетенций и успеш-

Практика использования СЭУМК «Электриче- ного овладения профессиональным техническим

ские машины и привод» доказывает эффектив- английским языком.

Список литературы

1. Смирнова Н. В. ИКТ в обучении английскому языку // Мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании». Йошкар-Ола, 2007.

2. Стандарт ООП ТПУ сборник инструктивно-методических материалов / под ред. А. И. Чучалина, Е. Г. Язикова. 2-е изд., расшир. и пере-раб. Томск: Из-во Томского политехн. ун-та, 2010. 153 с.

3. Бакало Д. И., Шишковская Ю. В. Информационно-обучающая среда вуза в контексте интернет-образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4. С. 64-68.

4. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: учеб. пос. для студ. филол. фак-тов. 3-е изд., испр. и доп. М., 2002. 120 с.

5. Утробина А. А. Методика преподавания и изучения английского языка: конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006. 112 с.

Соколова Э. Я., ст. преподаватель.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.03.2013.

E. Y. Sokolova

THE PRACTICE OF USING ON-LINE EDUCATIONAL COMPLEX ON MODULE “ELECTRIC MOTOR AND DRIVE”

The article focuses on the practice of using the on-line educational complex on module “Electric motors and drive” for senior non-linguistic students who study professional English. The article characterizes computer assisted tasks batch on module “Electric motor and drive”, that enables communicative competence improvement and successful aquisition of professional English.

Key words: computer assisted task batch, on-line educational complex, professional English for non-linguistic students, communicative competence.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.